Прокурор как участник уголовного процесса диплом

Обновлено: 02.07.2024

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора можно разделить на 3 группы:

1) в ходе досудебного производства по уголовному делу;

2) в ходе судебного производства по уголовному делу;

3) после судебного производства по уголовному делу.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

- выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

- требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

- разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

- изымать любое уголовное дело у органа дознания и дознавателя и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

- отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

- передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

- рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

- поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно–розыскных мероприятий;

- продлевать срок предварительного расследования;

- утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

- возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

- утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт;

- отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК.

Следует отметить, что прокурор также уполномочен участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов:

а) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

б) о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения;

в) при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения;

г) при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ.

Прокурор свои указания органу дознания, дознавателю дает в письменной форме, которая обязательна для исполнения. Если прокурор установит, что следователь нарушил требования ч. 5 ст. 109 УПК РФ, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, он отменяет данную меру пресечения (ст. 221 УПК РФ).

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Прокурор вправе и обязан отказаться от осуществления уголовного преследования при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 7 ст. 246 УПК РФ, с обязательным указанием мотивов своего решения.

Полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

В случае несогласия прокурора с решением суда первой инстанции, он может обжаловать данное решение, направив представление в апелляционную или кассационную инстанцию.

Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда могут быть пересмотрены по ходатайству прокурора в порядке надзора или в порядке возобновления производства по уголовному делу в ввиду новых ил вновь открывшихся обстоятельств.

Таковы основные полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве.

23. Следователь в уголовном процессе: полномочия и процессуальная самостоятельность.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151 УПК РФ).

Основные полномочия следователя предусмотрены статьей 38 УПК РФ. Закон наделяет следователя широким кругом полномочий по осуществлению предварительного следствия. Все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

- возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК;

- принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности.

Следователь по расследуемым им уголовным делам вправе давать органу дознания в случаях и в порядке, установленном УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Следователь вправе осуществлять и иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Так, следователю предоставлено право обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решения прокурора:

а) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия;

б) об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых;

в) о пересоставлении обвинительного заключения и устранении выявленных недостатков со своими письменными указаниями.

Таким образом, ФЗ от 5 июня 2007 г. предоставил следователю возможность обжаловать указанные выше положения только после окончания предварительного следствия и передачи уголовного дела прокурору.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Полномочия прокурора как участника судебного производства

Прокурор – это должностное лицо, уполномоченное осуществлять от имени государства в пределах своей компетенции уголовное преследование в процессе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания (ст. 37 УПК).

Прокурор в ходе досудебного производства уполномочен:

Прокурор в ходе судебного разбирательства поддерживает государственное обвинение, пользуется одинаковыми правами с иными участниками судебного процесса (ст. 15). Государственный обвинитель активно участвует в изучении доказательств, предоставляет суду собственное мнение по сути обвинения и иным вопросам, которые появляются в процессе судебного разбирательства, о применении мер наказания и уголовного законодательства в отношении подсудимого. Прокурор имеет право по основаниям и в порядке, предусмотренным законом, отказаться от уголовного преследования на досудебном производстве, а в суде – привести к прекращению дела.

Основные задачи участия прокурора в уголовном судопроизводстве

В основе уголовного судопроизводства лежит принцип состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции), предусматривающий, что только один участник судопроизводства должен осуществлять одну уголовно-процессуальную функцию. Прокурор, согласно УПК относится к стороне обвинения, реализующей функции уголовного преследования.

Готовые работы на аналогичную тему

На разных этапах уголовного судопроизводства уголовное преследование имеет собственные формы выражения. Уголовное преследование на досудебных стадиях осуществляется в виде предварительного расследования, а в судебных стадиях – в виде поддержания государственного обвинения.

Уголовно-процессуальный кодекс закрепляет основную роль прокурора в уголовном преследовании. Процессуальное мастерство и активность прокурора в представлении и исследовании доказательств играют приоритетное значение в обеспечении неотвратимости наказания за преступление.

Прокуроры, принимающие участие в рассмотрении уголовных дел, решают следующие задачи:

  • совершенствовать работу по поддержанию гособвинения, как действенного средства борьбы с преступностью; первостепенная служебная обязанность прокурорских работников – участие в разбирательстве уголовных дел;
  • участвовать в судебном разбирательстве уголовных дел частно-публичного и публичного обвинения, возбужденных мировым судьей;
  • регулярно и лично поддерживать государственное обвинение;
  • всемерно способствовать установлению судом истины, важной для вынесения справедливого, обоснованного и законного решения;
  • обеспечить участие государственных обвинителей в заседаниях судов апелляционной инстанции по уголовным делам (правом кассационного и апелляционного обжалования судебных решений обладает только прокурор) и др.

Одной из основных задач является совершенствование профессионализма государственных обвинителей, не имеющих большого опыта участия в уголовном судопроизводстве. Для этого важно сформировать систему профессионального обучения и переподготовки, совершенствовать весь учебно-методический процесс, привлекать к учебному процессу ученых-юристов и опытных практических работников; распространять и изучать положительный опыт их работы и т.д.

Участие прокурора в уголовном судопроизводстве

На стадии подготовки к судебному заседанию решаются задачи законности и обоснованности процессуальных действий, которые были проведены на досудебном этапе судопроизводства. На стадии подготовки определяется процедура подготовки дела к судебному заседанию, условия принятия соответствующего судебного решения, разрешаются организационно-правовые вопросы, позволяющие вести без волокиты дальнейшее судебное разбирательство, соблюдая требования уголовно-процессуального законодательства.

В законодательстве указано на необходимость участия прокурора на этапе предварительного слушания, так как в дальнейшем именно на прокурора ложится обязанность опровержения доводов защиты.

Судья может по собственной инициативе или по ходатайству стороны вернуть уголовное дело прокурору на доработку, если:

  • обвинительный акт или обвинительное заключение составлены с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса, что не допускает возможности вынесения обвинительного приговора;
  • не была вручена обвиняемому копия обвинительного заключения или акта;
  • необходимо составить обвинительное заключение или акт с постановлением о необходимости применения мер принудительного медицинского характера.

Допущенные нарушения прокурор обязан устранить в течение 5 суток.

Государственных обвинителей назначают заблаговременно, что позволяет обеспечить изучение материалов уголовного дела. Руководителям прокуратур необходимо учитывать сложность, объем и характер уголовного дела, опыт работы и квалификацию прокурора. По наиболее сложным делам создаются группы государственных обвинителей с обязательным распределением обязанностей согласно особенностям уголовного дела.

Прокурор при подготовке к поддержанию в суде государственного обвинения, обязан внимательно изучить уголовное дело. Изучение материалов дела включает анализ формальной и содержательной частей обвинения, ознакомлением с постановлением о привлечении обвиняемого.

Методика и характер изучения материалов уголовного дела должны позволить выяснить все обстоятельства фактической доказанности обстоятельств уголовного дела. Прокурор анализирует показания обвиняемого, восстанавливает доказательные пробелы, изучает все материалы уголовного дела, рассматривает наличие заявленных в ходе предварительного расследования жалоб и ходатайств, проверяет законность и обоснованность следственных и других процессуальных действий и др.

В статье приводится детальный анализ сущности и особенностей участия прокурора в уголовном процессе Российской Федерации, выделены актуальные проблемы участия прокурора в уголовном процессе, сформулированы рекомендации по их разрешению.

Постигшая мир пандемия коронавируса, практически парализовавшая развитие международных отношений, заставила государства сосредоточиться на собственных проблемах, обнажив серьезные проблемы в государственном управлении: отсутствие эффективной обратной связи между центром и регионами, разрозненность финансов, а зачастую просто панику и полное незнание органами управления всех уровней алгоритма действий в непредвиденных чрезвычайных ситуациях. Определенная разрозненность в действиях федерального центра и регионов, отсутствие слаженных и согласованных действий стали толчком к усилению внимания надзорных органов за соблюдением законодательства РФ – от федеральных выплат медицинским работникам до соблюдения учреждениями санитарно-эпидемиологических норм.

Прокуратура РФ играет значимую роль в охране и защите прав и свобод физических лиц, интересов социума и государства, укреплении правопорядка и законности, способствуя развитию и становлению демократического правового государства. Реализуя государственный надзор за исполнением законов на всей территории РФ, структуры прокуратуры в центре и на местах принимают меры, ориентированные на обеспечение единства легальности и незыблемости правопорядка, ликвидации нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав физических лиц, юридических лиц. Реализуя уголовное преследование от имени государства, прокурор, таким образом, выступает его полномочным представителем в сфере уголовного процесса. При указанном прокурор, реализуя возложенные на него нормативными источниками полномочия, должен не только защищать интересы социума и государства, но и обеспечивать легальность в работе иных должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование. А это связано не столько с потребностью вести уголовное преследование, сколько с необходимостью исключить при этом нарушения прав и свобод физических лиц, вовлеченных в уголовно-процессуальную сферу.

Правовое государство должно обеспечивать такой порядок регламентации формирующихся процессуальных отношений, который бы обеспечивал охрану личности, социума, государства от преступных деяний и предусматривал гарантии от ошибок, злоупотреблений, некомпетентности со стороны структур дознания и следствия, и вместе с тем, гарантировал неотвратимость справедливой уголовной ответственности виновному за осуществленное преступное деяние. Достижение указанных целей возможно посредством обеспечения верховенства закона и расширения процессуальных прав, полномочий анализируемого должностного лица в уголовном преследовании и при реализации надзора за исполнением законов структурами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание. При этом, в последние десятилетия наметилась устойчивая тенденция явного ограничения полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве. Еще в недалеком прошлом, в советское время, органы прокуратуры, реализуя высший государственный надзор за легальностью в стране, надзирали за органами предварительного следствия и дознания, контролировали исполнение нормативных источников судами, проверяя деятельность органов суда. В настоящее время полномочия прокурора в обозначенной области значительно ограничены.

Вместе с тем, п. 1 ст. 35 Закона о прокуратуре отмечает, что прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, когда случаи закреплены процессуальными нормативными источниками РФ. В связи с этим, главной правовой основой обозначенного участия прокуроров в уголовном судопроизводстве выступает Уголовно-процессуальный кодекс РФ [3].

Указанный вопрос является дискуссионным, ввиду того, что хотя на уровне законодательства полномочия прокурора в процессе судебного разбирательства закреплены, при этом, на практике, а также в науке и с позиции законодателя сложные вопросы участия прокурора в уголовном судопроизводстве являются актуальными.

В уголовном судопроизводстве прокурора принято именовать государственным обвинителем, кроме того, указанное определение непосредственно предусмотрено в п. 6 ст. 5 УПК РФ. Согласно ч. 1 ст. 37 прокурор в ходе уголовного процесса реализует уголовное преследование. П. 55 ст. 5 УПК РФ раскрывает уголовное преследование как процессуальную деятельность, реализуемую стороной обвинения в достижении изобличения обвиняемого, подозреваемого в осуществлении преступного деяния. Из указанного вытекает, что прокурор в пределах обозначенного процесса реализует активные действия, ориентированные на поиск обвиняемого (подозреваемого) и определение его вины. А так ли это на самом деле? Прокурор не может собирать доказательства по делу, осуществлять следственные действия, так как он не наделен правом возбуждения уголовного дела либо ведения предварительного следствия. Следовательно, прокурор, выступая должностным лицом, реализующим надзор, участвует в рассмотрении уголовного дела, а не обвиняет [1, с. 68].

С момента принятия современного УПК РФ не утихают дискуссии относительно права государственного обвинителя, предусмотренного в ч. 7 ст. 246 УПК РФ, отказаться от обвинения с обозначением мотивов своего отказа. Считается, что есть несколько причин: необоснованное возбуждение уголовного преследования; изменение обвинительных доказательств в судебном процессе; признание недопустимыми ключевых обвинительных доказательств; доказательства, предоставленные защитой, ставят под сомнение доказанность обвинения. Представленные обстоятельства могут говорить о том, что в процессе реализации уголовного преследования может меняться непосредственная база, на которой было основано субъективное отношение прокурора к обвинению, а также оценка уже известных событий. В указанном случае у государственного обвинителя могут образоваться сомнения либо даже убеждение в невиновности подсудимого. Сам отказ от обвинения ведет к прекращению уголовного дела либо уголовного преследования. Кроме того, наблюдаются противоречия относительно последствий отказа рассматриваемого лица от обвинения конкретно для потерпевшего. Часть юристов считает, что без согласия последнего отказ прокурора от обвинения нарушает права потерпевшего, так как прокурор оценивает доказательства с позиции своего внутреннего убеждения, а убеждения указанных участников судопроизводства далеко не всегда совпадают. В случае отказа анализируемого лица потерпевший лишается права представить суду основания своих убеждений в том, что вина подсудимого не доказана [3, с. 200]. Другие исследователи полагают, что отказ прокурора от обвинения не влечет за собой нарушения прав жертвы, ввиду того, что бремя доказывания находится только на прокуроре, а несогласие жертвы с отказом государственного обвинителя не может анализироваться как обстоятельство, препятствующее реализации прокурором своих полномочий. Если же отказ последнего от обвинения потерпевший поддерживает, то необходимо говорить о постановлении оправдательного вердикта, по причине того, что в нем представлен вывод о невиновности подсудимого, в то время как прекращение дела указывает на недоказанность вины [2, с. 51].

Образуется вопрос и о последствиях для подсудимого в случае отказа прокурора от обвинения. К примеру, в извлечении из Определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13 октября 2011 г. № 11–011–83 отмечено, что в случае отказа государственного обвинителя от обвинения уголовное дело прекращается даже при присутствии несогласия с данным подсудимого [2, с. 1240]. Сами обвиняемые, проходившие по делу, от обвинения которого отказался прокурор, решили, что отказ нарушает их права на охрану и защиту. Вместе с тем, судебная коллегия кассационные жалобы оставила без удовлетворения, сославшись на ч. 2 ст. 133 УПК РФ.

Особого внимания заслуживает такое последствие отказа анализируемого лица от обвинения, как немедленное прекращение уголовного дела. В указанном наблюдаются очевидные противоречия Конституции РФ. Ст. 120 гласит о независимости судей, а именно при реализации правосудия они самостоятельно принимают решения, руководствуясь только Конституцией РФ и иными федеральными источниками. Соответственно, отказ государственного обвинителя, считается, должен рассматриваться как ходатайство о прекращении уголовного дела. Суд, при этом, должен принимать независимое решение с учетом выслушанного ходатайства и мнений всех участников судопроизводства. На основании ч. 7 ст. 246 УПК РФ допускается полный либо частичный отказ от обвинения. Вместе с тем, бывают такие ситуации, когда с частичным отказом государственное обвинение из публичного переходит в частное. В связи с этим прокурор обязан отказаться от поддержания частного обвинения, так как последнее поддерживает сам потерпевший. Ч. 5 ст. 37 УПК РФ отмечает, что полномочия прокурора реализуют районные прокуроры, прокуроры городов и их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.

В самом УПК РФ можно обнаружить ключевое положение прокурора среди участников уголовного процесса. Это отчетливо наблюдается в ч. 1 ст. 21, в п. 47 ст. 5, а также в гл. 6 УПК РФ. Во всех случаях первым участником уголовного процесса со стороны обвинения обозначен прокурор, а уже потом руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, дознаватель.

О. Грашичева обращает внимание на то, что одним из наиболее спорных выступает вопрос о разграничении надзорных функций и реализации уголовного преследования на этапе окончания предварительного расследования у такого участника уголовного судопроизводства, как прокурор. Так, при получении уголовного дела с обвинительным заключением последний может принять решение о возвращении его следователю, например, для изменения объема обвинения или квалификации действий обвиняемых (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ). А именно в обозначенном случае он, функционируя в пределах надзора за предварительным следствием, предоставляет указание о реализации уголовного преследования [6, с.1239–1241]. В случаях же получения уголовного дела с обвинительным постановлением (обвинительным актом) от дознавателя прокурор имеет право лично вынести постановление об исключении из него определенных пунктов обвинения или переквалификации обвинения на менее тяжкое (ч. 2 ст. 225 УПК РФ). Таким образом, в пределах проверки обоснованности и законности при окончании производства по уголовному делу прокурор реализует уголовное преследование.

Сопоставление представленных полномочий на указанном этапе окончания предварительного расследования позволяет выявить не только различие в принимаемых решениях прокурора по уголовному делу в отношении дознавателя и следователя, но и взаимосвязь таких функций у прокурора, как осуществление уголовного преследования и прокурорский надзор.

Соответственно, в анализируемой ситуации законодатель не совсем точно позиционировал те моменты, с которых прокурор начинает реализацию уголовного преследования. При этом, считается, что в отношении обвиняемого на этапе окончания предварительного расследования с момента передачи следователем прокурору уголовного дела с обвинительным заключением до назначения судебного разбирательства, где прокурор в полной мере реализует уголовное преследование, данный этап должен быть осуществлен определенным участником уголовного процесса. Логично предположить, что со стороны обвинения данным лицом выступает прокурор, чьи полномочия по реализации уголовного преследования должны быть расширены и на уровне законодательства предусмотрены [8, с. 102].

Из указанного образуется вопрос: почему по получении обвинительного постановления (обвинительного акта) прокурор имеет право исключить определенные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое, а при получении обвинительного заключения подобных полномочий не имеет? Следовательно, нет достаточных оснований для сохранения в тексте УПК РФ обозначенного несоответствия. Считается, что подобные полномочия должны быть сохранены у прокурора и в отношении обвинительного заключения, что определяется следующим.

Изначально видится логичным установить: с какого момента конкретно в данном случае полномочия по реализации уголовного преследования передаются от следователя прокурору. Срок предварительного следствия оканчивается до дня передачи прокурору уголовного дела с обвинительным заключением (ч. 2 ст. 162 УПК РФ). В свою очередь, прекращаются и полномочия следователя по реализации уголовного преследования в отношении обвиняемого после передачи прокурору уголовного дела с обвинительным заключением. Считается, что последующие полномочия по реализации уголовного преследования переходят к прокурору. Это подтверждается тем, что конкретно последний после получения уголовного дела с обвинительным заключением отменяет (в случае применения) или ходатайствует перед судом о продлении такой меры пресечения, как заключение под стражу (ч. 2, 2.1. ст. 221 УПК РФ); уведомляет обвиняемого о передаче данного дела в суд и разъясняет право на ходатайство об организации предварительного слушания (ч. 1 ст. 222 УПК РФ); вручает обвиняемому копию обвинительного заключения (ч. 2 ст. 222 УПК РФ). Следовательно, прокурор осуществляет ту процессуальную деятельность в отношении обвиняемого, которая в конкретной степени образует содержание функции реализации уголовного преследования [7, с. 33].

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что прокурор должен быть наделен правом на вынесение постановления об исключении определенных пунктов обвинения либо переквалификации обвинения на менее тяжкое при поступлении уголовного дела с обвинительным заключением от следователя. Тем самым, прокурор как участник уголовного процесса со стороны обвинения на этапе окончания предварительного следствия объединит такие полномочия, как осуществление уголовного преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.

Сегодня, в эпоху тотальных перемен в мироустройстве, в условиях закрытия государственных границ и сосредоточения на внутренних целях государства для эффективной борьбы с угрозой распространения коронавирусной инфекции, Россия переживает период формирования правовых, экономических, социальных основ нового общественного устройства, в котором прокурор должен занимать особое место. Его роль в обеспечении законности и защите прав и свобод человека невероятно значительна, так как он не только представляет интересы государства, но и оказывает содействие суду и органам предварительного расследования по раскрытию преступления, изобличению виновных лиц, а также назначению справедливого наказания, либо освобождения от него. Следовательно, ни одна стадия уголовного процесса не может проходить без участия прокурора.

Читайте также: