Без права капитального строительства что означает

Обновлено: 02.07.2024

В какой градостроительной зоне не оказался бы ваш земельный участок, вы можете начать строительство НЕ капитальных объектов - временных, нестационарных, так как на них НЕ требуется подготовка и получение разрешений на строительство.

Если земельный участок у вас в собственности, то не потребуется и разрешение на ввод в эксплуатацию после завершения строительства таких объектов.

Самое главное: размещение НЕкапитальных построек на участке, обязательно должно соответствовать:

  • 1. ВРИ земельного участка и градостроительному регламенту;
  • 2. Общим требованиям санитарных и пожарных нормативов.

Что такое нестационарные объекты?

Нестационарные объекты - это НЕкапитальные строения. Согласно пункту 10.2) статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ, некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

правила размещения нестационарных объектов

Это могут быть киоски, навесы, строения, сооружения, которые должны обладать следующими характеристиками одновременно:

  • отсутствием прочной связи с землёй;
  • возможностью выполнения перемещения, демонтажа и последующей установки без существенного ущерба назначению и без изменения основных характеристик, обеспечиваемой конструктивными характеристиками.
  • ограниченный срок пребывания на месте их установки (не срок годности), так как объекты эти – ВРЕМЕННЫЕ (потому и не капитальные);
  • на возведение некапитальных построек требуется меньше средств и времени, чем на капитальные постройки.

Проще говоря, НЕ капитальное (нестационарное) строение – это любое строение, для которого НЕ требуется возведение заглубленных фундаментов, соответственно, демонтаж объектов НЕ капитального строительства совершенно точно возможен без нанесения значительного ущерба самим зданиям или сооружениям и его назначению. Такое здание НЕ должно быть прочно связано с землей фундаментом и подведёнными стационарными коммуникациями.

Рекомендуется выполнять фундамент из сборных элементов, чтобы разрешения на строительство фундамента не потребовалось. В идеале для временного сооружения фундамент – это плита. Наливные или винтовые сваи не подойдут, так как обратно из грунта после забивки их не извлечешь. Если нет возможности установить сборную плиту, можно залить её на площадке, т. е. выполнить монолитную плиту. Желательно предусмотреть в ней монтажные петли для того, чтобы можно было легко демонтировать плиту без её разрушения.

Необходимо, чтобы суть таких строений была, прежде всего, временной и вспомогательной.

  • титульные здания и сооружения - это временные здания и сооружения для нужд строительства в целом;
  • они используются многократно, обладают высоким эксплуатационным ресурсом;
  • нетитульные здания и сооружения - это временные здания и сооружения для обеспечения нужд отдельного строения или здания;
  • мобильное (инвентарное) здание или сооружение - это здание или сооружение комплектной заводской поставки, конструкция которого отвечает следующим характеристикам:
  • - возможность передислокации;
  • - сборно-разборная, сборная, разборная особенность конструкции;
  • - состоит из отдельных блок-контейнеров, плоских и линейных элементов или их сочетаний, соединяемых в конструктивную систему на месте эксплуатации.

НЕкапитальные здания - это строения выполняющие не основную, а именно вспомогательную роль:

  • строения, не имеющие фундамента, со стенами и перекрытиями из металлических конструкций;
  • торговые павильоны;
  • площадки, оборудованные навесом для ожидания пассажирами городского транспорта, с киоском (остановочный комплекс);
  • площадки для обучения вождению автотранспортных средств;
  • временные автостоянки и парковки;
  • временные сооружения торговли и сферы услуг;
  • антенно-мачтовые сооружения сотовой связи;
  • плоскостные парковки – площадки для легкового автотранспорта без устройства фундаментов;
  • малые архитектурные формы (элементы декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, городская мебель, игровое, спортивное, осветительное оборудование) – без устройства фундаментов и прокладки подземных коммуникаций;
  • аттракционы, шапито – объекты из сборно-разборных конструкций, в том числе с подключением к сетям электроснабжения и заглублением до 0.5 м:
  • без устройства фундаментов и организации подключения к инженерно-техническим сетям водопровода, канализации, газо-, теплоснабжения;
  • с устройством ограждающих конструкций, размещаемых с заглублением до 0.3 м.;
  • - общественные туалеты нестационарного типа;
  • - инвентарные объекты заводского изготовления;
  • - объекты модульного типа общей площадью основания до 25 м2.;
  • - в том числе с подключением к сетям электроснабжения и организацией оснований с заглублением до 0.4 м, без устройства фундаментов и организации подключения к инженерно-техническим сетям водопровода, канализации, газо-, теплоснабжения.

Если вам нужна юридическая консультация адвокатов по недвижимости в режиме онлайн, свяжитесь с ним одним из следующих способов: опишите возникшую проблему в специальной форме ниже. Или совершенно бесплатно позвоните адвокатам на горячую линию 8 (800) 200-90-89 - звонок по всей России бесплатный. Или, если Вам удобнее, закажите обратный звонок кликнув на значек, расположенной в нижнем правом углу.

Если же вы арендуете земельный участок у Администрации вашего МО, то здесь необходимо испрашивать разрешение на возведению любых строений, как капитальных, так и стационарных. У каждого муниципалитета разработаны свои требования к объектам не капитального строительства на муниципальной земле.

Вот какие нестационарные торговые (НЕкапитальные) объекты можно строить в Краснодаре:

Размещение нестационарных торговых сооружений регулируется Приложением № 1 (Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Краснодар) к постановлению главы МО г. Краснодар от 28.02.2007 г. № 182:

«2. Нестационарный торговый объект (далее - НТО) - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Для целей настоящего Положения используются следующие определения и виды НТО:

Самое важное, что регистрацию прав на не капитальные здания, строения, сооружения осуществить нельзя . По окончании строительства такие не капитальные строения НЕ ставятся на государственный кадастровый учёт. Они лишены правового статуса объектов недвижимости, то есть на них невозможно оформить собственность. Вы можете построить несколько не капитальных строений. И важно, чтобы они и правда быстро-разборными, так как при требовании их снести, вы бы смогли их быстро и без вреда перевезти в другое место. Так как право собственности на них зарегистрировать будет невозможно .

В случае принудительного сноса (например, при изъятии земли для государственных нужд ) будет не возможно получить за них компенсацию, или продать документально как объект недвижимости. Продать не капитальное строение можно будет как любую вещь .

ВНИМАНИЕ: Существуют риски неправильной идентификации строения!

Например, даже если здание является объектом вспомогательного использования, но отвечает признакам капитального объекта недвижимости , необходим государственный кадастровый учет.

Как пример, каркасные дома, которые планируются для постоянного проживания.

На первый взгляд, они не требуют тяжёлого капитального фундамента, возводятся на свайных конструкциях или ленточном фундаменте, и после возведения сохраняют способность к перемещению на другое место, но они отличаются высокой прочностью и долговечностью, еще и оснащаются стационарными коммуникациями.

Вывод: такие быстровозводимые каркасные дома могут считаться объектом недвижимости, а значит - являются капитальными! То есть технология постройки сооружения не является определяющим фактором в вопросе: отнести его к движимому или недвижимому имуществу, а отсутствие капитального фундамента проверяющая комиссия будут рассматривать в совокупности с другими характеристиками постройки.

Чтобы доказать, что у вас на участке НЕ КАПИТАЛЬНОЕ строение, необходимо иметь ВСЕ признаки не капитального строения - они должны быть: временные , вспомогательные , быстро-разборные!

  • здание гостиницы;
  • здания магазина;
  • здания АЗС т. д.

Должно быть соблюдено одновременно 2 условия: строение имеет качества только вспомогательного назначения и НЕ имеет признаков самостоятельного объекта недвижимости.

Иными словами, если даже быстровозводимая сборно-разборная конструкция будет использоваться, как основная постройка в соответствии с ВРИ земельного участка, то любой ангар или мобильное здание, даже установленное на ж/б плитах, сваях или незаглубленном фундаменте и подключённое к электроснабжению по временной схеме технологического присоединения, будет признаваться объектом недвижимости.

Это означает, что НЕЛЬЗЯ иметь основной статус у НЕкапитального строения. Временные строения предназначены для вспомогательного использования и НЕ могут функционировать отдельно без объекта капитального строительства .

Что делать, если придет проверяющая комиссия из отдела земельного контроля или из краевого Управления государственного строительного надзора?

Рассмотрим случай, если на участок придёт представитель власти и заявит, что павильон построен незаконно, так как не было разрешения на его строительство.

Почему так может произойти? Проверочная комиссия, придя на ваш участок, может заподозрить, что на земельном участке по факту размещены объекты капитального строительства, а разрешения на их строительство отсутствует, хотя по документам – это временные сооружения. Как сделать, чтобы администрация НЕ посчитала спорные здания недвижимым имуществом.

Цель – доказать, что ваши павильоны (или любые другие строения) НЕ обладают признаками капитальных объектов и по правилам ст. 130 ГК РФ недвижимостью не являются.

Иногда возникала необходимость проведения строительной экспертизы строения, поскольку выше указанные критерии НЕКАПИТАЛЬНОСТИ здания были совсем не очевидными для проверяющих комиссий. Если со строительными бытовками всё очевидно, что они временные, но есть здания, строения, которые тяжело классифицировать как вспомогательные. Это как раз торговые павильоны, киоски, ларьки, палатки и другие подобные сооружения.

Тогда проверочные комиссии будут оценивать строения по совокупности факторов:

  • цель размещения конструкции;
  • использованные материалы;
  • обеспеченность постройки стационарными или временными коммуникациями;
  • потенциальные затраты на снос или демонтаж.

При необходимости проведения строительной экспертизы нужно будет обратиться к специалистам по обследованию зданий, с целью определить, является ли здание объектом капитального строительства (так называемый ОКС) или же это НЕкапитальное строение, есть ли у этих павильонов признаки капитального строительства. После этого нужно предоставить заключение от экспертов органам исполнительной власти с доказательством того, что это все-таки объекты НЕкапитального строительства.

Так же необходимо проследить, чтобы здания, строения или сооружения соответствовали ВРИ земельного участка.

Если у вас есть вопрос, или вы хотите узнать: является ли какой-нибудь ваш объект капитальным или наоборот - не стационарным, спросите нашего консультанта в форме ниже, или можете заказать обратный звонок, кликнув значок телефона в правом нижнем углу экрана. Или же, если Вам удобнее, напишите в чат справа внизу, или позвоните на бесплатную горячую линию 8 (800) 200-90-89 - звонок по всей России бесплатный.

На нашей юридической консультации по земельным вопросам вы получите более подробный ответ по вашей конкретной ситуации. Мы расскажем "что можно строить, а что нет" на вашем земельном участке с конкретным ВРИ.

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

1) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

3) устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;

4) зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;

6) градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

7) территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

8) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

9) градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения;

10) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

10_1) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 373-ФЗ)

10_2) некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);

(Пункт дополнительно включен с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ)

10_3) информационная модель объекта капитального строительства (далее - информационная модель) - совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства;

11) красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории;

12) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт дополнен со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ - см. предыдущую редакцию);

13) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

14_1) реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (пункт дополнительно включен с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 215-ФЗ);

14_2) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт дополнительно включен с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 215-ФЗ);

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
Реконструкция линейных объектов это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Как установлено статьей 55 Градостроительного кодекса, окончание строительных работ в связи со строительством нового объекта, реконструкцией объекта капитального строительства оформляется разрешением на ввод в эксплуатацию, на основании которого производится:
- постановка на государственный кадастровый учет построенного объекта;
- внесение изменений в документы государственного кадастрового учета реконструированного объекта.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса.
Случаи, при которых не выдается разрешение на строительство, установлены частью 17 статьи 51Градостроительного кодекса.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 3 апреля 2015 г. N 10-0907-КЛ если в силу возможности, предусмотренной действующим законодательством, реконструкция (перепланировка) объекта осуществляется без разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, то орган кадастрового учета должен располагать такой информацией (такая информация может содержаться в разделе "Заключение кадастрового инженера", в приложении к техническому плану).
Причем копии документов, подтверждающих отсутствие необходимости проведения реконструкции, в связи с его разделом, подтверждающие, что образуемые объекты недвижимости являются самостоятельными, по мнению ФГБУ "ФКП Росреестра", должны быть выданы уполномоченными органами, в компетенции которых находится выдача соответствующих разрешений (статья 51Градостроительного кодекса).
В соответствии с Письмо Минэкономразвития России от 20.02.2014 N Д23и-478 "О государственном кадастровом учете реконструированных объектов недвижимости" если в результате реконструкции объекта недвижимости были изменены параметры такого объекта недвижимости, указанные в статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), то в орган кадастрового учета представляется заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений и необходимые для осуществления того учета документы, предусмотренные статьей 22 Закона о кадастре, в том числе технический план.
Вместе с тем реконструкция может проводиться, в том числе с целью раздела объекта недвижимости, выдела из объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, то есть в результате реконструкции происходит преобразование существующего объекта недвижимости (объектов недвижимости), в результате которого образуются новые объекты.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровом номере объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым (далее преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (далее - образование объекта недвижимости).
В соответствии счастью 4 статьи 24Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП); такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Как следует из части 3 статьи 24Закона о кадастре, учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.
Часть 7 статьи 25 Закона о кадастре устанавливает, что при осуществлении кадастрового учета здания или сооружения в связи с прекращением его существования орган кадастрового учета одновременно снимает с учета все помещения в таком здании или сооружении; основанием для снятия с учета этих помещений является заявление о снятии с учета такого здания или сооружения.

Действующее законодательство, предусматривающее детальное регулирование порядка образования земельных участков, не регламентирует механизм образования объектов капитального строительства из уже существующих объектов. В связи с этим на практике возникает значительное количество споров относительно того, в каком порядке должны проводиться учетно-регистрационные действия при образовании таких объектов, в частности при разделе или объединении исходных объектов капитального строительства.

В настоящей статье остановимся на отдельных аспектах правового регулирования кадастрового учета объектов недвижимости при их образовании, вопросах правоприменительной практики и законодательных инициативах.

Образование путем реконструкции

Для вовлечения объекта в гражданский оборот как самостоятельного объекта недвижимости необходимо осуществление его кадастрового учета, который подтверждает существование объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

Таким образом, основным документом, необходимым для совершения учетно-регистрационных действий в отношении образованного объекта, является разрешение на ввод в эксплуатацию, получаемое в результате выполнения строительных работ (реконструкции объекта) и отражающее произведенные изменения его основных характеристик.

Изложенный вывод согласуется с позицией Росреестра. Росреестр разъясняет, что объекты капитального строительства не могут быть образованы в результате раздела исходного объекта без проведения его реконструкции. Для кадастрового учета и регистрации прав на объект, образованный из единого исходного объекта капитального строительства, необходимо представить разрешение на ввод в эксплуатацию, подтверждающее, что образованный объект соответствует установленным градостроительным требованиям и проектной документации.

Изложенная позиция регистрирующего органа поддерживается судами.

Вместе с тем данный подход не учитывает специфику отдельных объектов недвижимости, преобразование которых возможно по иным правилам. Минэкономразвития России выпустило разъяснения относительно возможности раздела отдельных видов объектов капитального строительства для целей кадастрового учета и государственной регистрации прав без осуществления их фактической реконструкции.

Так, согласно позиции Минэкономразвития России, в определенных случаях, если в отношении объекта не требовались и не производились строительные работы по его физическому разделу, учетно-регистрационные действия могут быть осуществлены на основании технического плана, содержащего описание характеристик объекта и подтверждающего, что реконструкция исходного объекта не осуществлялась. В этом случае приложением к техническому плану может быть заключение по итогам проведенного технического обследования образованного объекта, подтверждающее возможность автономной эксплуатации такого объекта, независимо от иных образованных в результате раздела объектов. При этом, согласно указанной позиции Минэкономразвития России, проведение кадастровых работ для целей внесения в ЕГРН сведений об образованных объектах может допускаться только в случае, если исходный объект является делимой вещью.

Кроме того, в практике признается допустимым раздел без проведения реконструкции такого специфического объекта как производственно-технологический комплекс (ПТК) железнодорожного транспорта: выдел автономной части ПТК осуществляется на основании решения собственника комплекса и технического плана.

Необходимо учитывать, что приведенные позиции были сформированы в целях осуществления кадастрового учета в отношении специфических объектов недвижимости – индивидуальных жилых домов (для кадастрового учета и регистрации прав на которые законодательством предусмотрены упрощенные процедуры), автомобильных дорог, разделяемых без фактического ведения строительных работ, а также ПТК железнодорожного транспорта, исторически сформированных как совокупность самостоятельных объектов, для удобства учтенных ранее в качестве единого объекта недвижимости.

В то же время вопрос о возможности применения аналогичного подхода в иных случаях остается дискуссионным. С учетом приведенной выше основной позиции регулирующих органов и судов использование такой аналогии представляется маловероятным. Допустимо ли изменение вида объекта? Особого внимания заслуживает вопрос о том, могут ли в результате преобразования объекта (объектов) капитального строительства образовываться объекты разного вида. Например, могут ли быть образованы из здания в результате раздела здание и сооружение, а также может ли быть изменено назначение исходного объекта?

Согласно разъяснениям контролирующих органов в результате раздела объекта капитального строительства могут быть образованы только объекты того же вида, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости. В то же время существуют разъяснения, подтверждающие, что при образовании объекта в результате его реконструкции может происходить изменение вида данного объекта. Так, например, в результате реконструкции здания (сооружения) может быть образован объект незавершенного строительства.

Отметим также, что Росреестр прямо указывает на невозможность изменения вида объекта в порядке учета изменений его характеристик. Госорган рассматривает в качестве единственно возможного механизма такого изменения исключительно прекращение существования исходного объекта одного вида и образование иного объекта другого вида в результате реконструкции с постановкой нового объекта на кадастровый учет.

Законопроект о порядке образования объектов недвижимости

В целях совершенствования вопросов государственного кадастрового учета и регистрации прав на образуемые объекты недвижимости Минэкономразвития России разработало законопроект, который предусматривает регулирование порядка образования объектов недвижимости, не являющихся земельными участками.

Данным законопроектом устанавливается общий порядок образования объектов недвижимости –вследствие завершения их строительством или вследствие реконструкции объектов. Законопроект предусматривает условия допустимости образования объектов, например условие об обеспечении доступа к образуемым объектам. Кроме того, он закрепляет специальные правила образования отдельных видов объектов. Так, без проведения строительных работ могут быть образованы сооружения – путем раздела или объединения иных сооружений. Законопроект предлагает урегулировать вопросы возникновения и сохранения прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные объекты недвижимости в зданиях, сооружениях, устанавливает требования к соглашениям сособственников об образовании объектов недвижимости, а также случаи образования объектов по решению суда.

Отсутствие должной правовой регламентации образования объектов капитального строительства влечет многочисленные затруднения для собственников объектов недвижимости в пользовании своим имуществом, в связи с чем разработка соответствующего регулирования является давно назревшей необходимостью.

На данный момент не представляется возможным определить, будут ли приняты предлагаемые министерством изменения и если будут, то в какой редакции. Вместе с тем сам факт ведения соответствующей законотворческой работы вселяет надежду на разрешение проблем образования объектов капитального строительства.

Читайте также: