Профессиональные компетенции педагога как условие обеспечения качества образования

Обновлено: 30.06.2024

В условиях стремительного развития общества, в частности системы образования, актуальность проблемы педагогической компетентности становится очевидной. В рамках реформирования сферы образования, педагогу необходимо постоянно подстраиваться под изменяющиеся условия своей профессиональной деятельности. В подобной ситуации уместно говорить о профессионализме, мастерстве, компетентности педагога в решении значимых задач.Современный педагог, способный обеспечить формирование у учащихся компетенций, необходимых для их успешной социализации (в том числе профессиональной), готовый развивать их креативные способности, сам должен владеть принципиально иными, по сравнению с традиционными, компетенциями и общим уровнем подготовки.

1. Круг вопросов, полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу;

2. Знания, опыт в той или иной области.

Несмотря на активное использование в педагогической и психологической литературе данных понятий, среди учёных нет их однозначного толкования.

Обоснования различий компетентности и компетенций дает в своих работах А.В. Хуторской. Компетентность – это характеристика личности, которая предполагает владение человеком определенной компетенцией. Компетенция же – это совокупность компонентов профессиональной деятельности (знания, умения, способы деятельности), необходимых для её эффективного осуществления.[5] Компетентный педагог должен не только знать, но и грамотно применять знания, проявлять знания на практике в повседневной профессиональной деятельности, уметь действовать. Таким образом, компетенция - это уровень знаний, а компетентность – деятельность.

Изучая вопрос компетентности и компетенций, стоит отметить, что далеко не всегда наличие тех или иных компетенций преобразуется в компетентность. Компетентность – это реализация отдельных компетенций в действиях.

Педагогическая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей. Педагогическая деятельность относится к разряду управ- ленческих, поскольку ориентирована на стимулирование, организацию, коррекцию работы всех участников образовательного процесса (детей, их родителей, коллег и др.). Любое воздействие педагога должно быть целенаправленным, вызывающим ту или иную деятельность (мыслительную, практическую), придающим ей позитивный характер.Для эффективного управления воспитательно – образовательным процессом, педагогу необходимо обладать определенной профессиональной компетентностью.

Существует несколько подходов к определению профессиональной компетентности. Одним из них является функционально – деятельностный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.П. Симонов, Р.К.Шакуров и др). В рамках данного подхода профессиональная компетентность – это взаимосвязь теоретической и практической готовности к реализации педагогической деятельности, профессиональных функций.

Представители личностно – деятельностного подхода (А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Н. Лобанова и др.) профессиональную компетентность видят в неразрывности педагогической деятельности и личности педагога. Особенность личности педагога проявляется через особенности педагогической деятельности, предполагающей взаимодействие с другими людьми и воздействие на них.

1) Цель подготовки специалиста (Г.К. Воеводская);

2) Результат обучения в профессиональной школе, представленный системой показателей подготовки (В.А. Сластенин);

3) Комплекс личностно-профессиональных качеств специалиста (Т.Н. Таранова);

Второй подход рассматривает готовность как подготовленность субъекта. Это комплексная характеристика, включающая мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный компоненты.

2) Компетентность включается в себя готовность и способность субъекта к решению разных профессиональных задач (А.К. Маркова) [3].

Список литературы

1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.- 42 с.

2. Лобанова Н.Н. Профессиональная компетентность педагога/ Лобанова Н. Н., Косарев В. В., Крючатов А. П. ; Рос.акад. образования, Санкт-Петерб. ин-т образования взрослых РАО, Самар. экон. лицей

3. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. – 192 с.

4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. - № 2. – с. 59 – 60.

Автор: Лаптева Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 45
Населённый пункт: города Новосибирска, Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества образования
Раздел: начальное образование

Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества

образования

«Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько развиты его

профессиональные компетенции, то что он может донести до ребенка, зависит его

В последнее десятилетие в современном обществе образование стало играть

важную роль в жизни каждого человека. Высшее образование, стало одной из самых

значимых сфер человеческой деятельности и рассматривается как главный, ведущий

фактор социального и экономического прогресса. Сегодня наиважнейшей ценностью и

основным капиталом современного общества является специалист, способный к поиску и

освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. В свете современных

требований задача учителя состоит в том, чтобы подготовить современно образованных,

нравственно предприимчивых людей, умеющих самостоятельно принимать ответственные

решения и готовых реализовать себя в условиях рыночной экономики. Сложность и

многогранность деятельности учителя в общеобразовательной школе предъявляют особые

требования к уровню его компетентности, к сформированности у него глубоких знаний и

умений в выбранной профессии. Поэтому для характеристики профессиональных и

личностных качеств учителя используется понятие «профессиональная (педагогическая)

В отечественной педагогике (Г. В. Горланов, Д. А. Мещеряков, А. В. Хуторской и

Компетенция — это наперед заданное требование к образовательной подготовке

обучаемого, характеристика его профессиональной роли, компетентность — мера

соответствия этому требованию, степень освоения компетенции, личностная

В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного,

авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить

суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.

Понятие профессиональной компетентности педагога, выражает его теоретическую

и практическую готовности к осуществлению педагогической деятельности и

характеризует его профессионализм. Компетенция (от лат. competentio от compete

добиваюсь, соответствую, подхожу) – это личная способность специалиста решать

определенный круг профессиональных задач. Также под компетенцией понимают

формально описанные требования к личностным, профессиональным качествам

сотрудников организации. Исследователь К. Ангеловски, условно принимая типологию

Роджерса, выделяет структуру профессиональной компетентности учителя через

Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:

конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения их

подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирования на этой

основе развитие коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса

образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную

педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных

задач; обоснованный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделить и устанавливать взаимосвязи между компонентами и

факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий

(материальных, морально-психических, организационных, и др.); активизации личности

школьника, развитие его деятельности; и др.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и

анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение

нового комплекса доминирующих и подчиняющих задач.

Ученые, изучающие проблему компетентности педагога, в своих исследованиях

профессионально-педагогической деятельностью: «профессиональнопедагогическая

Современные исследователи выделяют следующие виды профессиональной

1) специальная компетентность – владение собственно профессиональной

деятельностью на остаточно высоком уровне, способность проектировать свое

дальнейшее профессиональное развитие;

2) социальная компетентность – владение совместной профессиональной

деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами

профессионального общения; социальная ответственность за результаты

3) личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и

саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

4) индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и

развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту,

способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному

старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил.

Несмотря на различные подходы, профессионально компетентным можно назвать

учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую

деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в

обучении и воспитании учащихся. Основная цель современного образования –

соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и

государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны,

способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности,

самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий

результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог

является гарантом достижения поставленных целей. Следовательно, на сегодняшний день

учителю необходимо обладать определенным набором компетенций и развивать, и

повышать уровень своих профессиональных компетенций: предметной, методической,

коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой. Развитие

профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности,

формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей

адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня

педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития

профессиональной компетентности педагога:

1. Работа в методических объединениях, творческих группах.

2. Исследовательская деятельность.

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.

4. Различные формы педагогической поддержки.

5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях.

6. Трансляция собственного педагогического опыта.

7. Использование ИКТ и др.

Для эффективности перечисленных способов каждый педагог сам должен осознать

необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого

необходимы мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

Должны быть созданы те условия, в которых педагог самостоятельно осознает

необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ

собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие

педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые

затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в

процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения

и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных

профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий

непрерывное развитие и самосовершенствование.

Выделяются этапы формирования профессиональной компетентности:

• самоанализ и осознание необходимости;

• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

• самопроявление, анализ, самокорректировка.

Для достижения результатов необходимо разработать индивидуальный план

профессионального развития педагога, имеющий более широкую структуру.

Структура написания плана профессионального развития педагога, включает в себя

• изучение психолого-педагогической литературы;

• разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;

• работа над темой самообразования;

• участие в системе школьной методической работы;

• обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы;

• руководство повышением квалификации других учителей;

• работа в составе органов управления школой и т д.

Формирование профессиональной компетентности - процесс не постоянный, а

цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное

повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в

новом качестве. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно

зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное

саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и

система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга

(не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования и

внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных

достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной

тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической

атмосферы в коллективе. В профессиональную компетентность учителя входит создание

портфолио. В портфолио педагога отражается профессиональной деятельности, при

формировании которого происходит самооценивание и осознается необходимость

саморазвития. Сегодня портфолио решает проблему аттестации педагога, т.к. здесь

собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание

портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его

профессиональной компетентности. В современных условиях только активная жизненная

позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно

из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование. И главное –

мотивация и педагога, и ученика в достижении результатов.

1. Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски.

– М.: Просвещение, 1991,-159с.

2. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. –

М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159

3. Лапина О.А. Педагогика: общие основы теории обучения [Текст]: учеб.

пособие. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ,2003.-160с.

4. Психология: словарь [Текст]: А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1984. – 212с.

5. Психология: словарь [Текст]: А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1984. – 212с.

6. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов /


Ключевой фигурой, определяющей состояние образования, в сельской местности и не только образования, выступает личность учителя. От уровня его профессионализма, способности к профессиональному развитию, личностных качеств зависит успешность ученика. Вся профессиональная деятельность сельского учителя протекает в условиях повышенного внимания родителей и учеников. Поэтому, чтобы отвечать запросам школьников и родителей, надо непрерывно работать над собой, находясь в постоянном поиске нового. Важным средством профессионального развития учителя в сельской школе является самообразование.

Главная задача образования на современном этапе состоит в подготовке высококвалифицированного педагога, способного непрерывно совершенствовать своё мастерство, мобильно реагировать на изменения, происходящие в мире. Ключевой фигурой, определяющей состояние образования на селе выступает личность учителя. От уровня его профессиональной компетентности, способности к профессиональному развитию, личностных качеств напрямую зависят результаты успешности ученика. Задача состоит в том, чтобы направление профессионального развития педагога совпало с личностной потребностью в развитии; с требованиями к профессиональной компетентности педагога; с потребностями современной системы школьного образования. Решение этой задачи предполагает включение учителя в систему непрерывного образования на протяжении всей педагогической деятельности, когда идет формирование и совершенствование профессиональной компетентности.

В.Н Введенский выделяет три уровня профессиональной компетентности педагога:

общий - ключевые и операциональные компетентности;

частный – компетентности конкретной специальности;

конкретный – компетентности отдельного педагога.

При описании модели профессиональной компетентности Введенский В.Н. использует уровневый подход и выделяет следующие компетентности коммуникативную, информационную, регулятивную и интеллектуально-педагогическую компетентности.

Информационная компетентность включает объем информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.

Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Компетентность - это комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта, фантазия, гибкость и критичность мышления.

Для определения стратегии развития профессиональной компетентности педагогического коллектива сельской школы в рамках реализации основных образовательных задач разработана система методического сопровождения профессионального развития педагога, которая является составной частью Программы развития школы.

Создание системы происходило в несколько этапов.

1 этап. Аналитический - изучение состава педагогического коллектива школы.

В школе работает несколько поколений педагогов. Были проанализированы и определены возрастные характеристики профессиональной деятельности учителей школы.

Стаж работы: до пяти лет - 3 человек; от десяти до двадцати -2 человека; от двадцати до тридцати – 3 человека; свыше тридцати 1 человек. Категории: высшая - 2учителя; первая категория - 3учителя; соответствие занимаемой должности - 1 учителя; без категории - 3 учителя.

2 этап. Диагностический – подбор диагностических методик. Диагностика педагогического коллектива (см. приложение 1). В рамках диагностики изучалась мотивация профессионального развития педагога, способность учителя к саморазвитию (анкетирование, см. приложение 2).

Анализ данных по итогам анкетирования показал: 9% - активно реализуют свои потребности в саморазвитии; 68% не имеют сложившейся системы саморазвития; 23% - стадия остановившегося развития.

Факторы, препятствующие развитию.

Факторы, стимулирующие развитие.

Обучение на курсах

Пример и влияние руководителей.

На основе результатов можно сделать следующие выводы:

Педагоги осознанно выбрали свою профессию

Достаточно высокий интерес и желание обучать своему предмету

Удовлетворение от самого процесса и результата работы

3 этап. Технологический - разработка системы методического сопровождения. Системе методического сопровождения отводится важное место в процессе активизации личностного развития и становления профессионала. Цель реализации методического сопровождения заключается в создании условий, обеспечивающих совершенствование профессиональной компетентности учителя на этапах профессионального становления, достижение весомых результатов профессиональной деятельности в рамках внедрения ФГОС нового поколения.

Реализация методического сопровождения осуществляется по следующим направлениям:

Разработка УПД - рабочие программы, контрольно-измерительные и контрольно-оценочные материалы для реализации ФГОС второго поколения;

Обеспечение мониторинга уровня качества образования

Изучение и внедрение деятельностных технологий;

Немаловажным моментом в методическом сопровождении является выбор формы проведения мероприятия. Формы методического сопровождения определяются с учетом пожеланий педагогов, высказанных при итоговом анкетировании. Формы методического сопровождения классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные).

Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития учителя.

Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность учителей и ориентированы на зону ближайшего развития учителя.

Интерактивные формы предполагают создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия, вовлеченных в образовательный процесс субъектов.

Наиболее эффективными формами системы методического сопровождения на современном этапе, на мой взгляд, являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый урок, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

Для более широкого представления эффективности результатов собственной работы в школе проводится методическая выставка. Она является итогом работы учителя в течение всего учебного года.

Методическая выставка – организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач.

Проведение методической выставки является одним из самых распространённых методов формирования и раскрытия содержания педагогической деятельности, а также средством пропаганды и тиражирование лучшего опыта. Целью методической выставки является – создание условий для совершенствования профессиональной компетентности учителя, создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса.

Выставки могут быть: рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, учебные, персональные.

Участие в профессиональной выставке помогает учителю построить индивидуальную образовательную траекторию.

Таким образом, выставка объединяет опыт работы всех учителей школы, способствует повышению интереса к различным педагогическим проблемам, помогает формировать творческое мышление педагогов, стимулирует мотивацию педагога к самообразованию, развивает навыки анализа и рефлексии своей деятельности. Кроме того, публичное представление лучших образцов профессиональной деятельности способствует повышению профессиональной компетентности педагога.

В основу системы методического сопровождения положены такие принципы как гибкость, непрерывность, индивидуализация, открытость, успешность, уникальность.

Организатором системы методического сопровождения в школе является методист.

Как сопровождающий профессиональное развитие учителя, методист организует ситуации: самоопределения, самообразования, самоосуществления, самореализации человека в профессии.

В качестве условий, способных обеспечить саморазвитие учителя, совершенствование его профессионализма, повышение компетентности в системе методического сопровождения должны быть использованы новые интерактивные формы обучения педагогов. К ним можно отнести - интеллектуальный спринт, подиум стилей, мировое кафе, групповой портрет, продюссирование педагогов, камертон и другие.

Профессиональная компетентность учителя - главный ресурс качества образовательного процесса. Этот ресурс состоит из:

Подводя итоги, следует отметить, что реализация системы методического сопровождения позволяет обеспечить создание оптимальных условий для наиболее эффективного совершенствования профессиональной компетентности педагога на всех этапах его деятельности.

Список использованной литературы

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СП.: Питер, 2001. 272 с.

Глуханюк Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: Автореф. Дис./ Уральский государственный проф.- педагогический университет. Екатеринбург: Уральский госуд. проф.- педагог. Университет, 2001. 40 с.

Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии. // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 5-14.

Комаревцева Е.А. Личностная и профессиональная зрелость специалиста // Ананьевские чтения -2006: Материалы научно-практической конференции / Под ред. Л.А. Цветковой, А.А. Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С.257-259.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.,1996. 308 с.

Реан А.А. Личностная зрелость и социальная практика // Теоретические иприкладные вопросы психологии. Вып. 1 СПб., 1995.

Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала: Учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. 240 с.


-75%

(Слайд №2) В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (словарь В. И. Даля). В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как "владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания".

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

(Слайд №3) Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой.

Приоритетной задачей становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего, социально активного и конкурентоспособного педагога, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

Уровень подготовки некоторых педагогов сегодня не соответствует требованиям, предъявляемым к ним современной социокультурной ситуацией. Среди многих педагогов наблюдаются

Низкий уровень интереса к своей профессии;

Невладение пед. технологиями;

Недостаточность знаний о психологическом развитии человека;

Неумение работать в команде и участвовать в соуправлении;

Безразличие к инновациям;

Синдром эмоционального и профессионального выгорания и т.д.

Единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению своих профессиональных функций характеризуется его компетентностью. В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.

Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности

Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.

(Слайд№6). Проще говоря:

- Компетенции – это требования

- Компетентность – это проявление этих требований

В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:

Специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины (знания по предмету, квалификация и опыт,)

Методическая компетентность в области способов формирования ЗУН учащихся (владение различными методами обучения, знание дидактических методов и приемов, умение применять их, знание психологических механизмов усвоения знаний ит.д.)

Психолого – педагогическая компетентность в сфере обучения (владение пед диагностикой, умение строить целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу, знание возрастной психологии, психологии межличностного общения, умение пробуждать интерес к предмету и т.д.)

Дифференциально – психологическая компетентность (умение выявлять личностные особенности, установки и направленность учащихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить отношения с руководителями, коллегами, учениками, родителями)

Рефлексия пед деятельности или аутопсихологическая компетентность (умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального совершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, желание самосовершенствоваться.)

(Слайд №7) Структура ключевых компетенций в образовании

Учебные компетенции

1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.

2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.

3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.

4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.

5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование

(Слайд №8) Исследовательские компетенции:

1. Получение и обработка информации.

2. Обращение к различным источникам данных и их использование.

3. Организация консультации с экспертом.

4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.

5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.

(Слайд №9) Социально - личностные компетенции:

1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.

2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.

3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.

4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

5. Понимать произведения искусства и литературы

(Слайд №10) Коммуникативные компетенции

1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей

2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках

3. Выступать на публике.

4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.

5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных

(Слайд №11) Сотрудничество

1. Принимать решения.

2. Устанавливать и поддерживать контакты.

3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.

4. Вести переговоры.

5. Сотрудничать и работать в команде

(Слайд №12) Организаторская деятельность:

1. Организовывать свою работу

2. Принимать ответственность.

3.Овладевать инструментарием моделирования

4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.

5. Вступать в проект.

(Слайд №13) Личностно-адаптивные компетенции.

1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.

2. Придумывать новые решения.

3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.

4. Быть упорным и стойким перед трудностями.

5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации

(Слайд №14) Если педагог находится в постоянном творческом поиске, системно занимается саморазвитием, то школа в праве ожидать сл. результаты в ходе образовательного процесса. В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции: методическая компетентность;

исследовательская компетентность;

управленческая компетентность;

коммуникативная компетентность;

образовательная компетентность.

(Слайд №15) Для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Чем больше вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность. Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. (Слайд №16) И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.

(Слайд №17) Профессионализм как психологическое и личностное явление характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, умениями, но и профессионально – значимыми качествами . Также под профессионализмом можно понимать сформированность у педагога важнейших педагогических компетенций.

(Слайд №18) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью

Трудолюбие, честность, порядочность

Выразительность речи, педагогический такт

Творческое начало личности

Настойчивость, дисциплинированность и т.д.

(Слайд №19) С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональных педагогических компетенций ?

(Слайд №20) 1 этап Выявление уровня профессиональной компетентности учителя. - диагностирование, тестирование
- определение путей совершенствования профессиональной компетентности

(Слайд №21) 2 этап

Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.

Создания творческих групп

Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях

Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций

Разработка системы стимулирования деятельности учителя

(Слайд №22) Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

(Слайд №23). Выделяют следующие направления самообразования:

Профессиональное (предмет преподавания)

Психолого-педагогическое и психологическое

В области ИКТ –технологий

В области охраны здоровья

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) непрерывное повышение квалификации

в рамках курсовой подготовки о чных, очно-заочных курсах;

с использованием дистанционных технологий

3) групповая самообразовательная работа:

работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег, подготовка и проведение открытых уроков, занятий, самоанализ собственных уроков, подготовка и проведение общешкольных КТД, мероприятий, их анализ)

участие в работе педсоветов, совещаний, семинаров, педагогических чтений, форумов и т. д.

4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

средств массовой информации,

вычислительной и оргтехники,

осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности

формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)

Результат самообразования. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

повышение качества преподавания предмета;

разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

повышение престижа образовательной организации.

(Слайд №24)Роль самообразования в развитии педагогических компетенций учителя

1) Повышение качества преподавания предмета

2) Готовность к педагогическому творчеству

3) Профессиональный и карьерный рост

4) Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника

5) Соответствие учителя требованиям общества и государства

( Слайд №25) В заключении отметим, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса. Перефразируя известную мысль классики педагогики Адольфа Дистервега, можно сказать, что, только тот имеет право учить, кто сам находится в постоянном совершенствовании. В наш информационный век, роль учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы собой явить образец для подрастающего поколения, дабы они не нашли его в менее достойных примерах. (Слайд №26). Спасибо за внимание! Желаю успехов и профессионального совершенства!

Читайте также: