Профессиональное выгорание как современная форма отчуждения опыт культурфилософского осмысления

Обновлено: 30.06.2024

Проблема профессионального выгорания у педагогов фото

Как известно, недавно Всемирная организация здравоохранения признала синдром профессионального выгорания – заболеванием. И теперь все специалисты могут рассчитывать на квалифицированную помощь от специалистов. В современных реалиях знать, что это за недуг и как с ним бороться должны и педагоги.

Синдром профессионального выгорания: история изучения

Одна из проблем современного мира — профессиональное выгорание сотрудников. Касается она жителей развитых стран.

Исследования вопроса профессионального выгорания начались в 1970 г. В Соединенных Штатах Америки участились жалобы в службы психологической и социальной поддержки на снижение работоспособности сотрудников. Отмечались вспышки агрессии и раздражения на работе.

Эмоциональное выгорание — особый синдром, развивающийся в процессе работы. Проявляется это состояние не только в эмоциональном, но и в физическом истощениях, избегании людей, с которыми приходится общаться. И самое тяжелое – в отсутствии планов в профессии и крушении надежд.

В последние годы эта проблема вызывает большой интерес, потому что феномен выгорания негативно воздействует и на саму личность, и на окружающих людей.

выгорание стресс профессии

Какие специальности находятся в зоне риска?

Психиатр Х. Дж. Фрейденберг описал особое расстройство личности у здоровых людей вследствие сверхчастого эмоционального общения в работе с учениками, клиентами, пациентами.

Было собрано достаточно сведений, подтвердивших, что этот синдром чаще всего встречался среди учителей, психологов, врачей, полицейских и социальных работников. Люди этих профессий чаще других проявляли вспыльчивое и неадекватное поведение. Исследования показали, что представители этих профессий также чаще других подвергались психосоматическими расстройствами.

Выгорание стало болезнью социальных профессий, представителям которых приходится много общаться с разными людьми.

Сейчас синдром профессионального выгорания встречается как в среде педагогов и врачей, так и во многих других профессиях.

Современные психологи выделили группы риска людей, склонных к профессиональному выгоранию:

В 2005 году на Европейской конференции ВОЗ прозвучало, что примерно третья часть работников социономических профессий страдают от профессионального стресса, и чаще всего – педагоги.

Больше половины специалистов системы образования каждый год вынуждены обращаться к психологам за консультациями.

Причины профессионального выгорания в педагогической среде

В современных реалиях педагогическая деятельность наполнена факторами, способствующими активизации негативных психологических состояний:

  • Гиперответственность;
  • Потребность сохранять лицо, невозмутимость;
  • Необходимость работать с большой аудиторией каждый день.

Многие учителя и преподаватели чувствуют постоянную утомляемость, мигрени, отсутствие сна, ухудшение здоровья, неврозы, нарушения работы сердечно-сосудистой системы, слабый иммунитет. Посмотрите: ощущаете ли вы усталость, депрессивное состояние, нет желания идти на работу, испытываете безразличие?

Разные исследователи утверждают: педагог в большей мере подвержен выгоранию на работе.

От постоянного переутомления педагог не в силах принимать новое, повышать профессиональный уровень.

Не всякий человек сможет выявить у себя признаки профессионального выгорания, так как проявляются они совсем незаметно. И происходит это и на физическом, и на эмоциональном, и на умственном уровне.

Выделяются три этапа развития синдрома профессионального выгорания:

  • Совершение ошибок и сбой привычных каждодневных действий: забывание простейших слов, рабочих моментов, постоянное психологическое напряжение в следствии боязни совершить ошибку, повышенный самоконтроль, маниакальная проверка рабочих процессов и действий, нервно-психическое напряжение;
  • Потеря интереса к профессиональной деятельности, необходимости в общении (избегание даже близких контактов), увеличивающееся безразличие в завершении недели, простудные заболевания, постоянное раздражение;
  • Интерес к работе, семье, жизни полностью потерян, возникает только безразличие, неприязнь к людям, общение вызывает отвращение, постоянный упадок сил.

выгорание стресс педагог

Симптомы проявления синдрома профессионального выгорания

Вы можете самостоятельно определить проявление признаков профессионального выгорания, если при мыслях о профессиональной деятельности появляются негативные ощущения или головная боль, а общение даже с близкими людьми вызывает неприятные ощущения.

Сейчас исследователям известно около 100 симптомов этого синдрома.

На психосоматическом уровне чаще всего отмечают:

  • Отсутствие сна;
  • Утомляемость;
  • Истощение;
  • Упадок сил;
  • Нарушение пищеварительных процессов.

В то время как на личностном уровне проявляются следующие симптомы:

  • Монотонность профессиональной деятельности;
  • Чувство безнадежности;
  • Тяжелые эмоции (апатичность, цинизм, потеря смысла жизни);
  • Пристрастие к вредным привычкам;
  • Негативные проявления к себе и ученикам;
  • Агрессивное и несдержанное поведение.

Отмечают 3 группы факторов, которые влияют на появление синдрома выгорания:

  • Личностные: замкнутость, совсем низкая или, наоборот, очень высокая эмпатия, жесткое отношение к окружающим, неуважение себя, низкая самооценка.
  • Статусно-ролевые: неудовлетворение ростом в профессиональном и личностном плане; неудовлетворительный социальный статус; стереотипы поведения, которые ограничивают активность творчества, непринятие в коллективе.
  • Корпоративные: нет четкой и плановой организации рабочего времени; однообразие рабочего процесса; вложение в деятельность больших личностных ресурсов при невысоком признании и низкой оценке; строгий регламент рабочего времени и жесткие дедлайны; неблизкие отношения между коллегами, отсутствие поддержки с их стороны; конфликты, сплетни, соперничество; нехватка поддержки со стороны руководства и администрации.

Нужно понимать, самостоятельно ни один из этих факторов не способствует развитию профессионального выгорания у педагогов. Синдром возникает при совокупности всех факторов, не только на профессиональном уровне, но и на личностном.

Способы решения проблемы профессионального выгорания

Зачастую педагоги отрицают свои психологические проблемы. Учитель всегда выглядит сильным. Психологам в учебных заведениях нужно понимать это и проводить просветительскую работу по профилактике профессионального выгорания. Профилактика выгорания включает следующую работу:

Специалист с помощью методов релаксации, саморегуляции может самостоятельно выявить и убрать начальные симптомы проблемы. Успокоиться, восстановить силы, активизировать внутреннюю энергию.

  • Включение чувства юмора;
  • Самоубеждения (аффирмации) в спокойном состоянии;
  • Сосредоточение внимания на отдельных предметах, чтобы успокоиться;
  • Расслабление мышц;
  • Похвала окружающих.

Профессия педагога входит в группу риска, а потому каждому учителю необходимо владеть методами и приёмами саморегуляции. Это поможет понизить эмоциональное напряжение, включить деятельность, способствует восстановлению сил.

К саморегуляции можно отнести:

  • Успокоение (снижение эмоционального напряжения);
  • Восстановления (уменьшение утомления);
  • Активизации (повышение психическая и физической активности).

Педагогу необходимо следить за своими эмоциями, понимать, что вызывает определенные состояния и уметь их предотвращать. Будьте внимательнее к самому себе, и тогда жизнь и профессиональная деятельность будут приносить удовлетворение и радость.

  1. Создание системы работ по повышению значимость педагогической профессии.

Исследователи утверждают, что большая ответственность за выгорание педагогов лежит именно на руководстве учебного заведения. Достойные условия труда, профессиональный рост, поддержка и социальная стабильность может смягчить развитие проблемы у педагогов. Для комфортной работы желательно сохранять высокий уровень мотивации у специалистов.

Сюда входят удобные условия работы в течение дня: доступность справочных материалов, техническое оснащение, комфортное помещение. Необходимы перерывы, чтобы восстановить силы.

Это психологическая деятельность в среде педагогов, которая нацелена на развитие умения избегать и разрешать конфликты, находить оптимальные решения, двигаться к поставленной цели. Быть пластичным, пересматривать старые взгляды, которые препятствуют росту в профессии и совершенствованию личности. Для этого подойдут специальные тренинги и семинары, общение с компетентным психологом.

выгорание стресс педагог психолог

Стресс как шаг к профессиональному выгоранию

Как отмечают многие специалисты, продолжительные стрессовые состояния могут стать тем самым спусковым крючком, который запустит процесс синдрома у специалиста. Всем известно, что стрессовые состояния у педагогов часто возникают по причине межличностных конфликтов в рабочем коллективе. Наиболее опасны незаметные, непроявленные конфликтные ситуации, которые на протяжении длительного времени разрушают рабочую атмосферу в коллективе. Если таких конфликтов много, то нарушается продуктивная деятельность не только у конкретного специалиста, но и всего коллектива образовательного учреждения.

Таким образом можно заключить, что стрессовые ситуации и внутренние конфликты имеют негативное влияние на личную профессиональную деятельность преподавателя и работу всего педагогического коллектива. Кроме того, достаточно часто бывает так, что педагоги переносят этот конфликт на своих учеников, их родителей, а также свое близкое окружение.

В результате боязнь возникновения конфликта и возможных жалоб провоцируют у преподавателя состояние постоянного психического напряжения, а это влечёт за собой истощение эмоциональных ресурсов и является причиной возникновения синдрома профессионального выгорания.

Главной целью семинара является формирование устойчивых навыков сохранения психологического равновесия и эффективной работоспособности в стрессовых ситуациях в условиях возникновения риска синдрома профессионального выгорания.

Участники семинара смогут узнать:

  • Различные стратегии поведения и способы действий в конфликтных ситуациях;
  • Причины агрессивного поведения коллег и собеседников;
  • Основные правила и способы поведения для выхода из конфликта;
  • Правила и методы защиты от эмоциональной и социальной агрессии.

Только открытое сердце помогает пробудить сердца других людей, войти в безопасное пространство чувственной среды и актуализирует способность принимать мир таким, каков он есть.

Игра и творчество

Сделайте глубокий вдох. Выдохните. Покрутите головой. Расправьте плечи, подвигайтесь. Растянитесь и соберитесь.

Нам важно заботиться о том, чтобы наше осознанно чувствующее себя тело было живым. Это работа, которая не требует специальных усилий. То как я дышу, двигаюсь, то чем я питаюсь, и то, как я обустраиваю свое пространство — это то, что открывает для меня возможность быть живым. И тогда я создаю соответствующее пространство вокруг себя, я создаю свет, который отражается в глазах тех, с кем я общаюсь

Возьмите лист бумаги. Это тот инструмент, на котором мы с вами можем оставить свои следы и таким образом открыть пространство для выразительности.



Сомните лист бумаги двумя руками. Это действие — аналог того как вы влияете на среду и на то, что попадает к вам в руки, то, с чем вы вступаете во взаимодействие.

Когда мы сминаем лист бумаги, то неизбежно ощущаем его фактуру. Прочувствуйте свои ощущения. Мы можем слышать, как шуршит лист, чувствовать запах бумаги, ощущать прикосновения листа на руках.

Лист — это маленький аналог мира, в котором мы живем. Это наш индивидуальный след. Это персональная действительная реальность, которая способствует искажению восприятия окружающего мира.

Какие слова приходят к вам, когда вы сминаете лист? На что вы обращаете внимание, когда находитесь в этом процессе: звуки, запах, телесные ощущения? Чувствование, которое переходит в восприятие, называется пространством воображения: ритм, вкус, запах, движение, звук, слово, действие, образ.

У нас есть наше осознанно чувствующее выразительное живое тело, которое дано нам, чтобы мы могли чувствовать себя живыми. Когда мы находимся на пределе ресурсов, то перестаем чувствовать живость тела. Происходит разделение: мои действия, движения и реакции становятся механическими. И тогда та среда, где живет воображение, будет стремиться к нулю, сужаться. А наша выразительная деятельность и творческое начало, которые помогают питать воображение и жизненную силу, уходят на периферию. И на творческие проявления нет ни сил, ни возможности. Остается ресурс только на то, чтобы кое-как поддерживать себя живым. Это происходит в тот момент, когда есть нечто, что вторгается в наше пространство, и мы чувствуем себя незащищенными. Это и есть первый этап профессионального выгорания.

Когда мы не двигаемся, не играем с различными тактильными ощущениями, не расширяем линейку вкусов, не играем запахами и звуками, не балуем себя образами, мы как будто закрываем некие ставни и попадаем в мир фантазии, отключая жизненные силы.

Живое осознанно чувствующее тело и выразительное искусство связаны между собой модальностью воображения. А что такое воображение? Это то, что выстраивает мостики между буквальной и образной реальностью. Оно связано с нашими моментами функционирования. Когда мы находимся в материнской утробе, то первое, с чем мы сталкиваемся, — ритм. Еще мы можем ощущать вкус.

При рождении мы начинаем постоянно двигаться. И даже наша кровеносная и лимфатическая системы, нейроны в головном мозге — весь организм находится в движении. Мы учимся различать и звуки и выражать через них свои чувства и переживания. Затем мы начинаем простраивать карту мира, выявлять разные формы, наполнять их содержанием. Дальше мы все больше овладеваем движением, обучаясь управлять. А вершина наших познавательных функций — речь.

Через вкус и запах мы знакомимся с кулинарией и парфюмерией. Ритм и движение — пространство выразительной двигательной активности и танца. Ритм и звук — пространство музыки. Ритм и образ — визуальное искусство, которое помогает расширить целую палитру восприятия. Поэтому так важно окружать себя красивыми вещами и любоваться живописными пейзажами. Это такой воздух для глаз. Действие и слово — полимодальное искусство. К нему относятся театр и поэзия. Слово — единственное, что открывает доступ к знакам и к выстраиванию смыслов, а еще способствует развитию ментализации.



Выразительная деятельность и сенсорные системы похожи на работу оркестра: когда начинается какая-то активность, как будто по мановению невидимого дирижера вступают во взаимодействие различные зоны головного мозга. Когда мы открываем пространство выразительности, мы одномоментно открываем все способы взаимодействия.



В образовательной среде очень важно обратить внимание на соединенность всех систем. Когда мы говорим о среде, то в первую очередь задумываемся о месте, которое мы занимаем. А на нашем месте мы должны чувствовать себя в безопасности. И это безопасное переживание равно работе всех наших систем в правильном ритме, — таком, который поддерживается нервной системой.

Диапазон игры связан со способностью к выстраиванию отношений с новым или с неожиданным. Учитель, открывая пространство нового, приглашает каждого встретиться с этим новым. Но для этого необходимо как бы деформировать все существующие конструкты. А это, конечно же, всегда сопряжено с тревогой, напряжением и страхом оценки, проявленности и неуспеха. И для того чтобы открыть поток включенности в познавательную активность, необходимо позаботиться о безопасности и подумать о нескольких вещах:

  • ритме, который включает внимание;
  • запахах и вкусах, которые создают атмосферу;
  • наличии и возможности привнести движение как естественную форму коммуникации сразу с несколькими системами;
  • модуляции звука, когда представляете какой-то материал;
  • визуальном контексте и образах;
  • действиях как интерактивном взаимодействии при получении информации;
  • взаимосвязях и словах, которые открывают пространство смыслов.

Наше Я воплощено в искусстве:



Стресс оценки или стресс сложного задания закрывает возможность исследовать и делать дальше. А если запустить двигательную активность, мы эмпирическим путем добываем информацию и простраиваем связи между новым и существующим.

Игра-play VS игра-game

Образовательная среда, с одной стороны, то место, где царит игра, любопытство, а с другой — там есть правила, это то место, где мы учимся обрамлять и направлять свой творческий поток, чтобы достигать результата.


Play — игра ради игры. Если рамки в обучении очень ригидные, то напряжение будет возрастать и навык не сформируется. В игре-play нужно научиться откладывать и возвращаться, когда появляется интерес.

Урок — это больше игра-game, а перемена — игра-play. Для поддержания творческого потока во взрослом возрасте нам необходимо создавать перемены в рабочем графике. B тогда нам открывается пространство для творческого следования.

Game — игра ради дела, ради результата. Она открывает дверь к волевой регуляции, когда есть правила, в которые мы себя вписываем, обучаясь контролю и управлению своим эмоциональным состоянием для достижения результата. Game — важная часть в формировании навыка эффективной деятельности. Но игра-game невозможна без игры-play.

Творческий процесс и экспрессивные искусства

Творчество как процесс — это то, что следует за интересом. Мы открываем возможности и перетекаем из одного в другое.

Творчество как результат — то, что касается дисциплины выразительности, когда нам важно достичь завершенного результата.

Игра и творчество встречаются. И у игры есть несколько видов:


Подумайте о том, насколько в вашей деятельности вы предоставляете место для сенсорной и моторной активности.

Игра, творчество и модальности воображения

В образовательной деятельности встреча ребенка и взрослого — как соединение двух половинок сердца — соединение игры и творчества. И между этими половинками сердца есть наши модальности воображения, которые помогают расширять диапазон игры и стимулировать зависимость связей между разными отделами головного мозга.



Бессердечье к себе — это тоже увечье. Не пора ли тебе отдохнуть?

Прояви, наконец, сам к себе человечность, — Сам собою побудь…

Представьте себе такую ситуацию — вам нравится работа, коллектив хороший, вами довольно начальство и денег вроде бы достаточно, а если нет, то, по крайней мере, зарплату мы получаем без задержек. Вроде бы работать и работать.

Однако не все так просто. Наверняка вам знакома ситуация, когда все вроде бы отлично, но вы ощущаете усталость, депрессию, не хочется идти на работу. Иногда может вдруг стать все равно, как вы работаете, вы испытываете вялость и апатию.

Многие педагоги после нескольких лет работы испытывают состояние близкое к стрессовому. Они чувствуют постоянное утомление, головные боли, бессонницу, общее ухудшение здоровья, вызванное неврозами, сердечнососудистыми нарушениями, ослаблением иммунитета.

Почему это происходит? Почему работа не приносит радость и чувство удовлетворения?

Оказывается, на это есть простой ответ — профессиональное выгорание.

Согласно современным данным под профессиональным выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения.

Многие исследования показывают, что педагог — это профессия, которая в большей степени подвержена влиянию выгорания.

Это связано с тем, что в современных условиях деятельность преподавателя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, высокая ответственность, необходимость быть все время в форме.

По причине хронического переутомления преподаватель становиться не готовым к позитивному принятию нововведений, повышению собственной профессиональной компетентности.

Синдром профессионального выгорания имеет свои стадии и начинается настолько незаметно, что не каждый может его определить.

Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у педагога:

 на первой начальной стадии у преподавателей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли студенту планируемый вопрос, и т. д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;

 третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

Однако профессиональное выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

Можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:

Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение — это результат действия совокупности всех факторов, как на профессиональном, так и на личностном уровне.

Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома.

Своевременная профилактика выгорания включает в себя следующие направления работы.

1. Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации, может ликвидировать первые симптомы синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция необходима, чтобы успокоиться, восстановиться и активизироваться. Можно использовать следующие способы саморегуляции:

 Активизация чувства юмора — попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьезной ситуации;

 Концентрация внимания на чем-то: рассматривание цветов в помещении, вслушивание в звуки за окном;

 Снятие мышечного напряжения — различные движения типа подтягивания, расслабления мышц;

 Общение с животными;

 Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

2. Эмоциональная поддержка. Здесь необходима работа по развитию у преподавателей умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, психологические практикумы.

3. Создание системы дел, повышающих значимость педагогической профессии. Некоторые исследователи большую ответственность за выгорание педагогов возлагают на администрацию.

Необходимо создать благоприятные условия во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, техническая оснащенность. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель).

Кроме того, важна возможность технического перерыва для принятия пищи, восстановления сил.

У каждого человека эти источники индивидуальны!

Решения проблемы профессионального и эмоционального выгорания могут быть разными.

Важно заняться тем, что дает Вам энергию и душевный подъем.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное выгорание, работа, восстановление сил, риск выгорания.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Основные подходы к изучению проблемы выгорания
в профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность большинства специалистов включает в себя воздействие внутренних и внешних стресс-факторов, являющихся порой серьезным испытанием для адаптивных возможностей профессионала.

Рассматривая взгляд О. В. Гребенниковой на вероятность возникновения эмоционального выгорания, причем в комплекте с истощением, деперсонализацией и обесцениванием профессиональных успехов, можно отметить, что эти последствия возникают тогда, когда есть недостаток возможностей приспособления человека к возрастающим нагрузкам и несоответствии положения его собственным ожиданиям 1 .

Соглашаясь с взглядом автора на данную проблему, мы также можем отметить, что многие внешние факторы, такие как материальная база, функциональное содержание работы и ее социально-психологические условия, постоянная психоэмоциональная включенность человека в работу, а также внутренние причины, например, эмоциональная ригидность и интенсивность переживаний, связанных с работой, способствуют развитию изучаемого синдрома 4 .

Поначалу феномен эмоционального выгорания исследовался у работников обслуживающей (помогающей) сферы: медики, учителя, социальные работники, продавцы и торговые агенты и т. д. В связи с этим данное понятие лучше всего изучено в психологии труда, педагогике и социальной психологии.

Рогнинская Т. И. считает, что важнейшей задачей психологии труда является изучение и разработка программ по профилактики и коррекции эмоционального выгорания у работников различных профессий. Все эти меры могут способствовать повышению работоспособности и продуктивности персонала и снижению смены кадров 6 .

Среди психологов до сих пор нет целостного понимания эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Е. Махер, К. Кондо, например, рассматривают данный феномен как вид профессионального стресса. Кристина Маслач, специалист в области психологии здоровья определила выгорание как индивидуальный стресс. Дж. Джексон, Дж. Гринберг, В. Е. Орел, Т. В. Форманюк, М. В. Борисова и Н. Е. Водопьянова исследовали данный феномен как стресс-синдром, М. Буриш как процесс, Е. Махер и Дж. Лейтер как результат профессиональной деятельности. Отечественные же ученые В. Е. Орел и Е. С. Картавая рассматривали эмоциональное выгорание, как взаимодействие нескольких негативных психических состояний, которые постоянны во времени и необратимы, также они могут приводить и к личностной дисфункции 7 .

А. Чиром, Х. Сиксма, В. Шауфели и Д. Дирендонк рассматривают синдром выгорания как двухфакторную модель, включающую эмоциональное истощение и деперсонализацию. Шамис В. А. выделяет три фактора, составляющих истощение в качестве симптомов, такие как эмоциональное, физическое и умственное. При этом истощение считается главной причиной выгорания, а остальные проявления лишь последствием 8 .

По мнению К. Маслач и С. Джексон эмоциональное выгорание включает три компонента (трехфакторная модель): эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Другими специалистами подчеркивалась также и трудовая составляющая. Предполагалось, что именно это и является следствием профессиональной несостоятельности 9 .

По представлениям В. Е. Орла эмоциональное выгорание является особой формой профессиональных деструкций и занимает промежуточное положение между психическими процессами, состояниями и свойствами личности 10 .

Традиционно различают два основных подхода к определению структуры эмоционального выгорания и его симптомов: результативный (Е. Махер, S. Kahill, C. Cherniss и др.) и процессуальный (C. Cherniss, J. Edelwich, R. Brodsky, L. Hallsten, М. Буриш) 11 .

По мнению В. В. Бойко процессуальный подход можно рассматривать, как неотделимый от развития человека, как профессионала, процесс, возникающий при несоответствии определенных ожиданий человека и требований профессии. Также ученый в своих трудах определяет выгорание как комплексное состояние истощения, возникающее в процессе профессиональной деятельности, которое может появиться у тех людей, которые ранее успешно работали как профессионалы в рамках получения результатов 12 .

В. Е. Орел объединил два различных подхода к пониманию эмоционального выгорания. Он определил его, как единое состояние и с результативной и процессуальной сторон. Эти два понятия связывают эмоционально-мотивационную сферу и особенности профессиональной деятельности в единое целое 13 .

Возвращаясь к трудам Т. И. Рогинской, мы можем определить, что само возникновение и развитие эмоционального выгорания носит неравномерный характер. Мы можем увидеть, что личность человека, как профессионала, регрессирует, продуктивность работы и различных сторон жизни (эмоциональной, мотивационной и когнитивной) падает 14 .

На данном этапе развития отечественной науки, соглашаясь с мнением Э. Ф. Зеер, мы рассмотрели процесс профессионального становления, как непрерывное развитие, то есть, специалист развивается от начала трудового пути до момента, когда завершает свою профессиональную деятельность 15 . Рассматривая взгляды Н. Е. Водопьяновой, мы можем подчеркнуть, что профессионализация при этом может проявляться в двух направлениях: конструктивном и деструктивном. Как мы увидели, в первом случае специалист будет переходить на новые ступени карьерной лестницы, осваивать и совершенствовать профессиональные навыки, а впоследствии выступать в роли наставника для молодых специалистов. Во втором же, менее благоприятном варианте, сотрудник вместе с опытом будет приобретать профессиональные деформации, негативное эмоциональное состояние, неудовлетворенность своей работой 16 .

Специфика, содержание и особенности влияния профессионального содержания на личность человека интересует многих отечественных и зарубежных ученых. Вместе с тем, единства в определении терминов профессионального (эмоционального) выгорания в научном сообществе пока не достигнуто.

Изучая труды современных специалистов, мы сделали вывод, что на возникновение, развитие и степень выраженности эмоционального выгорания влияет множество факторов: возраст, пол, семейное положение, индивидуальные особенности человека, организационные факторы, особенности профессиональной деятельности 17 .

Молодые специалисты, по нашему мнению, более склонны к эмоциональному выгоранию в начале карьеры из-за столкновения с реальностью, порой не отвечающей их запросам и ожиданиям. А вот у возрастных специалистов больше всего происходит развитие эмоционального истощения и деперсонализации, меньше редукция профессиональных достижений 18 .

Мы сделали вывод о том, что вместе с изучением данной темы большое внимание необходимо уделять разработке эффективных мер профилактики и преодоления эмоционального выгорания. Вот, например, в рамках профилактики возникновения эмоционального выгорания, мы рассмотрели взгляды Г. А. Робертс о работе в ситуации распределенной ответственности. В данной ситуации резко замедляется развитие синдрома эмоционального выгорания. Мы увидели, что при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свою работу этот фактор резко возрастает даже при небольшой рабочей нагрузке. Мы поняли то, что в случаях отсутствия интеграции, несогласованности совместных усилий, при имеющейся конкуренции, эмоциональное выгорание резко возрастает и его уровень растет 19 .

Существуют взгляды о влиянии половой принадлежности на формирование выгорания. Они бывают неоднозначны. Часть исследователей обнаружили большую склонность к выгоранию у мужчин, в то время как другие ученые в своих исследованиях подтвердили эту склонность у женщин. Впоследствии была установлена связь соответствия выполняемой работы сотрудника и его поло-ролевой ориентации.

Соглашаясь с Л. Михайловым, мы смогли заключить, что мужчины более склонны к обязанностям, требующим эмоциональной сдержанности, демонстрации своих достижений перед другими, особых физических данных, мужской отваги и т. д. Тогда как для женщины более предпочтительна деятельность, основанная на сопереживании, воспитательных умениях, подчинении и т. д. 20

Довольно важным явилось исследование взаимоотношений между эмоциональным выгоранием и полом для профессий с большей долей женского труда.

Довольно противоречивы данные о взаимосвязи выгорания и стажа работы по специальности. Большинство исследователей отмечали отсутствие взаимосвязи между этими показателями. Однако, некоторые, все-таки рассматривали эту связь.

Таким образом, нами было определено, что проблема структуры и причин возникновения и развития эмоционального выгорания в результате профессиональной деятельности у работающих в различных профессиях на данное время остается до конца не изученной. Однако, особенности личности специалиста, подвергающегося воздействию внешних факторов, организация его деятельности и внешние факторы окружающей среды влияют на развитие синдрома эмоционального выгорания.

2 Борисова М. Б. Профессиональное выгорание: факторы, динамика, профилактика // Актуальные проблемы науки : ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2013. Вып. 1. С. 183.

3 Бойко В. В. Правила эмоционального поведения. СПб. : Речь, 2007. С. 54.

5 Мальцева Н. В. проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя : дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2005. С. 67.

6 Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2005. № 3. С. 88.

8
Шамис В. А. Особенности эмоционального выгорания персонала организации // Лидерство и менеджмент. 2016. № 2. С. 130.

11
Бойко В. В. Охрана психического здоровья. М. : Академия, 2004. С. 214.

14
Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2005. № 3. С. 91.

15
Коростылева Л. А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений. СПб. : Речь, 2011. С. 127.

16
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. : Питер, 2009. С. 124.

17
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. : Питер, 2009. С. 92.

19
Робертс Г. А. Профилактика выгорания // Вопросы общей психотерапии. 2004. № 1. С. 30.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: