Каким образом при расследовании краж используются криминалистические и оперативно справочные учеты

Обновлено: 19.05.2024

© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

  • Методический раздел
    • Об авторе
    • Учебно-методические рекомендации
    • Программа курса
    • Библиографический список
    • Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации
    • Примерная тематика курсовых работ
    • Тема 1. Предмет, природа, система, задачи, методы криминалистики как науки и учебной дисциплины
    • Тема 2. История криминалистики
    • Тема 3. Криминалистическая индентификация и диагностика
    • Тема 4. Общие положения криминалистической техники, ее роль в раскрытии и расследовании преступлений
    • Тема 5. Криминалистическая фотография и видеозапись
    • Тема 6. Криминалистическое следоведение
    • Тема 7. Криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывчатых устройств и следов их применения
    • Тема 8. Криминалистическое исследование документов
    • Тема 9. Криминалистическая габитология
    • Тема 10. Криминалистические информационные системы (криминалистическая регистрация)
    • Тема 11. Общие положения криминалистической тактики
    • Тема 12. Тактика следственного осмотра и освидетельствования
    • Тема 13. Тактика задержания, обыска и выемки
    • Тема 14. Тактика допроса, очной ставки и предъявления для опознания
    • Тема 15. Тактика следственного эксперимента и проверки показаний на месте
    • Тема 16. Тактика наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, контроля и записи переговоров
    • Тема 17. Формы и тактика использования специальных знаний при расследовании преступлений
    • Тема 18. Общие положения криминалистической методики
    • Тема 19. Методика расследования убийств
    • Тема 20. Методика расследования изнасилований
    • Тема 21. Методика расследования преступлений коррупционной направленности
    • Тема 22. Методика расследования преступных нарушений правил безопасности дорожного движения

    Уголовная регистрация (криминалистические учеты)

    Одним из важных факторов, определяющих успех и эффективность деятельности но раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, является уровень ее обеспечения криминалистической информацией, характеризующей совершенное (или планируемое) преступление и лиц, к нему причастных.

    Любой вид информации, в том числе и криминалистическая, поддается фиксации, хранению и передаче. Следовательно, можно создавать информационные системы, способные выполнять функции хранилищ информации о событиях и явлениях криминального характера, имевших место в прошлом, и выдавать содержащиеся в них данные для решения задач по раскрытию и расследованию совершенного или предупреждению готовящегося преступления.

    Такого рода информационно-справочные системы принято называть криминалистическими учетами, т.е. системами регистрации и систематизации признаков определенных объектов в целях решения задач, стоящих перед правоохранительными органами и связанных с раскрытием, расследованием и предупреждением преступлений, а научно разработанную систему правил и методов учета данных о лицах, предметах, иных объектах, имеющих криминалистическое значение и используемых в уголовном процессе с целью выяснения обстоятельств расследуемых событий – уголовной регистрацией.

    В основу уголовной регистрации положены признаки, индивидуализирующие проверяемые объекты или определяющие их групповую принадлежность, либо отражающие некоторые иные характеристики, имеющие значение для осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также расследования и судебного разбирательства уголовных дел. Сущность уголовной регистрации заключается:

    Кроме того регистраций подлежат неопознанные трупы; похищенное нарезное огнестрельное оружие; пули и гильзы, обнаруженные на месте происшествия;

    похищенные и изъятые у преступников вещи, принадлежность которых не установлена; фальшивые денежные знаки и т.д.

    Разнообразие объектов учета привело к многообразию способов и форм их регистрации. Существуют следующие способы регистрации:

    • описательный (письменная фиксация сведений, признаков объекта, подлежащего учету);
    • дактилоскопический (получение отпечатков папиллярных узоров пальцев рук у живых лиц и неопознанных трупов);
    • фотографический (фиксация признаков объекта с помощью средств и методов судебной фотографии);
    • коллекционный (собирание и хранение объектов в натуре);
    • смешанный (использование перечисленных способов регистрации в различной комбинации),

    Формы хранения учетной информации зависят от вида регистрируемого объекта, характера его признаков, используемых в качестве регистрационных, способы отражения этих признаков в регистрационных материалах, и применяемой для обработки техники. Для этих целей используются как локальные автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС), автоматизированные банки данных, так и журналы (списки), картотеки, альбомы (фотоальбомы), коллекции, фонотеки, следотеки и т.д.

    Уголовная регистрация непосредственно уголовно-процессуальным законом не регламентируется, а организуется во исполнение требований уголовного закона, возлагающего на органы дознания принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

    Организация, техника ведения и использования уголовной регистрации регламентируется следующими подзаконными нормативными актами правоохранительных органов:

    - в органах МВД - приказам Министра внутренних дел РФ №70 от 10.02.2006 «Инструкция по организации формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ"

    Осуществляется уголовная регистрация в системе МВД на трех уровнях:

    1. гор(рай)отделах внутренних дел;
    2. МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей;
    3. МВД Российской Федерации.

    Последний уровень учета называется централизованным, а два первых - местными. Централизованная регистрация осуществляется Главным информационно- аналитическим центром (ГИАЦ) и Экспертно-криминалистическим центром (ЭКЦ) МВД РФ, местная - информационным центром (ИЦ) и экспертно-криминалистическими отделами (ЭКО) МВД республик, (УВД) краев и областей и специально выделенными инспекторами по учету (ГРОВД).

    Виды уголовной регистрации

    Система уголовной регистрации включает в себя различные виды криминалистических учетов, имеющих свои структуру, назначение и порядок ведения. В основу того или иного вида учета положены признаки (приметы), по которым можно осуществить розыск и доследующую идентификацию.

    Централизованные учеты информационных центров органов внутренних дел являются едиными системами федеральных и региональных (местных) учетов. Они созданы исходя из практических потребностей правоохранительных органов (независимо от их ведомственной принадлежности) для получения такого рода информации, которая помогла бы в раскрытии, расследовании и учете преступлений, их предупреждении, а также розыске преступником, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества.

    Централизованные учеты классифицируются по функциональному и объектовым признакам (учеты лиц, преступлений, предметов).

    Функциональные учеты разделяются на три группы.

    • пофамильный и дактилоскопический учеты осужденных;
    • учет иностранных граждан, совершивших преступления, другие правонарушения;
    • учет преступлений с участием иностранных граждан;
    • учет административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами;
    • учет дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали иностранные граждане.

    Оперативно-справочные учеты дают пользователям установочные сведения об объекте учета и его местонахождении в момент запроса.

    • учет лиц, объявленных в федеральный или местный розыск;
    • учет похищенного, изъятого, утраченного и найденного нарезного огнестрельного оружия;
    • учет похищенного и бесхозного автотранспорта;
    • учет похищенных и изъятых предметов старины и изобразительного искусства (предметов антиквариата);
    • учет похищенных номерных вещей и документов общегосударственного обращения.

    Розыскные учеты помимо выдачи справочной информации, также сопоставляют между собой установочные данные и сходные внешние описания разных однородных предметов для их диагностики.

    • учет квалифицированных и особо опасных преступников;
    • учет лиц, без вести пропавших; неизвестных больных и детей;
    • учет неопознанных трупов;
    • учет преступлений, носящих межгосударственный, межрегиональный или серийный характер или характеризующихся особой жестокостью, или совершенных в отношении детей, народных депутатов, работников правоохранительных органов.

    Централизованные криминалистические учеты проводят диагностику и идентификацию объектов по индивидуальным криминалистически значимым признакам. Они ведутся на федеральном (в ГИАЦ) и региональном (в ИЦ МВД республик, ГУВД (УВД), краев и областей) уровнях. Состоят из единой информационно-поисковой системы ФБКИ и РБКИ (Федерального и регионального банков криминалистической информации), автоматизированных банков данных (АБД - Республика, Область). НА федеральном уровне централизованные криминалистические учеты ведутся совместно с централизованными розыскными учетами.

    Централизованные экспертно-криминалистические коллекции и картотеки ЭКЦ МВД РФ (федеральные), ЭКО МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей (региональные),

    • пулегильзотеки;
    • картотеки поддельных денежных знаков и ценных бумаг;
    • картотеки поддельных документов, изготовленных полиграфическим образом;
    • фонотеки;
    • следотеки.

    Централизованные коллекции и картотеки предназначены для сбора данных с целью их использования при проведении экспертиз вещественных доказательств.

    Выяснение важных обстоятельств дела и проверка, привлекаемых к уголовной ответственности лиц по централизованным учетам МВД осуществляется путем обращения в форме запросов в ИЦ МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей, а при необходимости в ГИАЦ МВД РФ. Запросы оформляются в форме:

    • требований;
    • дактилоскопических карт на лиц;
    • фототаблиц следов пальцев лиц;
    • телеграмм и шифрограмм;
    • писем-запросов и заданий произвольной формы.

    Ответы на запросы используются либо в виде справочного материал, подтверждающего подлинность установленных данных лица, его местонахождение и преступное прошлое, либо в целях идентификации.

    При расследовании уголовных дел в отношении военнослужащих следователю военной прокуратуры необходимо направлять запросы как в ИЦ МВД (ГУВД, УВД) и по месту рождения и по месту призыва (поступления на службу), если последние два не совпадают, либо непосредственно в ГИАЦ МВД РФ.

    Следователь, направляя запросы в информационные центры и экспертно-криминалистические подразделения (ЭКП) МВД, может получить от них следующую криминалистическую информацию:

    1. сведения о личности (данные о проверяемом лице):

    • установление действительной фамилии, имени, отчестве, иных подлинных анкетных данных (по пофамильным картотекам и дактилоскопическим картотекам ИЦ МВД (ГУВД, УВД), ГИАЦ МВД РФ);
    • привлекалось ли лицо к уголовной ответственности, заключалось ли под стражу, имеет ли судимости (по пофамильным картотекам и дактилоскопическим картотекам ГИАЦ МВД РФ либо ИЦ МВД (ГУВД, УВД) по месту постоянной прописки и месту рождения);
    • определение круга лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в определенное время в данной республике (крае, области), с целью установления связей конкретного лица (по пофамильным картотекам ИЦ МВД (ГУВД, УВД) по месту нахождения ПТУ); []
    • не является ли данное лицо квалифицированным либо особо опасным преступником, каковы его биографические данные, способы совершения преступлений, предметы преступного посягательства, связи (по подсистеме АИС "Досье", по АБД (республика, область) и ИБД (область), по картотекам ГРОВД);

    2. неизвестные больных:

    • установление личности неизвестного больного (по дактилоскопическим картотекам ГИАЦ МВД РФ, ИЦ МВД (ГУВД, УВД));
    • не состоит ли человек с признаками данного неизвестного больного на учете как без вести пропавшее лицо (по картотекам лиц, пропавших без вести, в ГИАЦ МВД РФ, в ИЦМВД (ГУВД, УВД));

    3. неопознанные трупы;

    • установление личности неопознанного трупа (по дактилоскопическим картотекам ГИЦ МВД РФ и ИЦ МВД (ГУВД, УВД); по картотекам лиц, пропавших без вести в ГИАЦ МВД РФ и ИЦ МВД (ГУВД, УВД); по АБД (республика, область) и ИБД (область));

    4. нераскрытые преступления;

    • наличие нераскрытых преступлений, совершенных определенным способом, средствами, определенный предмет посягательства (по картотекам нераскрытых преступлений в ГИАЦ МВД РФ и ИЦ МВД (ГУВД, УВД), по АБД (республика, область) и ИБД (область);

    5. огнестрельное нарезное оружие;

    • установление принадлежности оружия, не было ли оно похищено, не использовалось ли при совершении одного или нескольких преступлений (по картотекам утраченного и выявленного огнестрельного нарезного оружия в ГИАЦ МВД РФ и ИЦ МВД (ГУВД, УВД), пулегильзотекиЭКЦ МВД РФ иЭКП МВД (ГУВД, УВД).

    6. номерные вещи;

    • установление принадлежности номерной вещи или ее части, не была ли данная вещь похищена (по картотекам похищенных, неразысканных предметов или их частей, немеющих номера ГИАЦ МВД РФ и ИЦ МВД (ГУВД, УВД));

    7. поддельные документы;

    • установление места изготовления, конкретного изготовителя, единого источника происхождения (по централизованным коллекциям ЭКЦ МВД РФ и коллекциям ЭКП МВД (ГУВД, УВД));

    8. поддельные рецепты на наркотические вещества:

    • установление изготовителя, единого источника происхождения (по коллекциям поддельных документов, и рецептов на получение сильнодействующих лекарственных средств и наркотиков в ЭКП МВД (УВД, ГУВД);

    9. следы пальцев-рук:

    • установление факта оставления проверяемым лицом следов рук на месте происшествия или предметах, наличия следов рук одного лица на нескольких объектах (по картотекам фотоснимков следов рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений в ЭКП МВД (ГУВД, УВД));

    10. поддельные денежные знаки и ценные бумаги:

    • установление места изготовления, изготовителя, способа изготовления (по картотеке поддельных денежных знаков и ценных бумаг ЭКЦ МВД РФ и ЭКП МВД (ГУВД, УВД)).

    Запросы о проверке лиц, по оперативно-справочным пофамильным и дактилоскопическим картотекам ИЦ МВД (ГУВД, УВД) исполняются в срок не более 3 рабочих дней, а поступившие почтой - 5 дней. Срочные запросы исполняются в течение суток. В ГИАЦ МВД РФ запросы исполняются в течение 5 рабочих дней, поступившие почтой - 7 рабочих дней, без учета времени пересылки информации. Письменные запросы, обращенные к учету лиц, находящихся в федеральном розыске, исполняются в срок не более суток с момента их регистрации в ГИАЦ МВД РФ и ИЦ МВД (ГУВД, УВД).

    Таким образом, правильное и своевременное обращение к данным централизованных учетов, коллекций и картотек, ведущихся в информцентрах и других подразделениях органов внутренних дел позволяет более качественно и оперативно решать задачи по раскрытию и расследованию преступлений.

    Криминалистические и розыскные учеты предназначены для раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких, в том числе серийных межрегиональных и локальных преступлений. Они ведутся на федеральном уровне — в ГИЦ, на местном — в ИЦ и являются составным элементом Межгосударственного информационного банка данных.

    Ведение (сбор, обработка, хранение) этих учетов осуществляется в ГИЦ и ИЦ с помощью автоматизированных банков данных (АБД) и специализированных автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС).

    Постановке на учет в ГИЦ МВД подлежат:

    1. лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе нераскрытые и с характерным способом посягательства, а также имеющие серийную и межрегиональную направленность;
    2. похищенные и изъятые документы (ценные бумаги, номерные бланки паспортно-визовых документов строгой отчетности) и номерные вещи;
    3. случаи хищения ценностей из металлических и других специально приспособленных хранилищ;
    4. лица, пропавшие без вести, неопознанные трупы; лица, неспособные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;
    5. лица, объявленные в федеральный или межгосударственный розыск;
    6. утраченное и выявленное оружие;
    7. разыскиваемый автотранспорт;
    8. похищенные и изъятые предметы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

    В ИЦ аккумулируются сведения: о лицах, привлеченных к уголовной ответственности за все преступления, совершенные характерным способом; о нераскрытых преступлениях и приметах лиц, подозреваемых или обвиняемых в их совершении; о похищенных документах и вещах, имеющих индивидуальные номера или характерные особенности; об огнестрельном оружии (утраченном и выявленном), а также находящемся у граждан и организаций по разрешению органов внутренних дел; об автотранспорте (разыскиваемом или принадлежность которого не установлена).

    Учет по способу совершения преступлений на региональном уровне осуществляется путем ведения двух картотек (по преступлениям, совершенным известными и неизвестными лицами). Карточка на нераскрытое преступление перед помещением в картотеку обязательно проверяется по другой картотеке и наоборот.

    Учет похищенных и изъятых документов и номерных вещей является централизованно-местным. Он ведется в ГИЦ МВД России, а также в ИЦ МВД, ГУВД, УВД — в пределах республики, края, области, автономного округа. На учет ставятся похищенные и изъятые номерные вещи, в частности холодное оружие (включая метательное и пневматическое), номерные документы, в том числе паспорта граждан Российской Федерации и бланки паспортно-визовых документов строгой отчетности, ценные бумаги.

    Форма ведения учетов — картотечная. Карточка содержит наименование предмета (вещи), обстоятельства, послужившие основанием для его постановки на учет, а также описание предмета с указанием его особенностей. Работники ГИЦ, ИЦ при получении карты проверяют, не взята ли эта вещь на учет ранее.

    При отсутствии в картотеке сведений о ней один экземпляр направляется в ГИЦ МВД России, а второй — помещается в местную картотеку. Если номерная вещь состоит из деталей, механизмов, имеющих собственные номера, то на них заводят отдельные карточки. Картотека состоит из разделов, содержащих родовые (видовые) признаки вещей.

    Учет неномерных вещей является местным и ведется в ИЦ МВД, ГУВД, УВД. Карточка на похищенную (изъятую) вещь содержит ее название, описание с указанием характерных особенностей и обстоятельств, послуживших основанием для постановки на учет. Порядок проверки вещей по этому учету аналогичен установленному для номерных вещей. На учет ставятся лишь неномерные вещи, обладающие характерными особенностями.

    Учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, граждан, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, является централизованно-местным и ведется ГИЦ МВД России и ИЦ МВД, ГУВД, УВД.

    © 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

    Материалы по предмету

    • Методический раздел
      • Об авторе
      • Учебно-методические рекомендации
      • Программа курса
      • Библиографический список
      • Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации
      • Примерная тематика курсовых работ
      • Тема 1. Предмет, природа, система, задачи, методы криминалистики как науки и учебной дисциплины
      • Тема 2. История криминалистики
      • Тема 3. Криминалистическая индентификация и диагностика
      • Тема 4. Общие положения криминалистической техники, ее роль в раскрытии и расследовании преступлений
      • Тема 5. Криминалистическая фотография и видеозапись
      • Тема 6. Криминалистическое следоведение
      • Тема 7. Криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывчатых устройств и следов их применения
      • Тема 8. Криминалистическое исследование документов
      • Тема 9. Криминалистическая габитология
      • Тема 10. Криминалистические информационные системы (криминалистическая регистрация)
      • Тема 11. Общие положения криминалистической тактики
      • Тема 12. Тактика следственного осмотра и освидетельствования
      • Тема 13. Тактика задержания, обыска и выемки
      • Тема 14. Тактика допроса, очной ставки и предъявления для опознания
      • Тема 15. Тактика следственного эксперимента и проверки показаний на месте
      • Тема 16. Тактика наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, контроля и записи переговоров
      • Тема 17. Формы и тактика использования специальных знаний при расследовании преступлений
      • Тема 18. Общие положения криминалистической методики
      • Тема 19. Методика расследования убийств
      • Тема 20. Методика расследования изнасилований
      • Тема 21. Методика расследования преступлений коррупционной направленности
      • Тема 22. Методика расследования преступных нарушений правил безопасности дорожного движения

      Уголовная регистрация (криминалистические учеты)

      Одним из важных факторов, определяющих успех и эффективность деятельности но раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, является уровень ее обеспечения криминалистической информацией, характеризующей совершенное (или планируемое) преступление и лиц, к нему причастных.

      Любой вид информации, в том числе и криминалистическая, поддается фиксации, хранению и передаче. Следовательно, можно создавать информационные системы, способные выполнять функции хранилищ информации о событиях и явлениях криминального характера, имевших место в прошлом, и выдавать содержащиеся в них данные для решения задач по раскрытию и расследованию совершенного или предупреждению готовящегося преступления.

      Такого рода информационно-справочные системы принято называть криминалистическими учетами, т.е. системами регистрации и систематизации признаков определенных объектов в целях решения задач, стоящих перед правоохранительными органами и связанных с раскрытием, расследованием и предупреждением преступлений, а научно разработанную систему правил и методов учета данных о лицах, предметах, иных объектах, имеющих криминалистическое значение и используемых в уголовном процессе с целью выяснения обстоятельств расследуемых событий – уголовной регистрацией.

      В основу уголовной регистрации положены признаки, индивидуализирующие проверяемые объекты или определяющие их групповую принадлежность, либо отражающие некоторые иные характеристики, имеющие значение для осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также расследования и судебного разбирательства уголовных дел. Сущность уголовной регистрации заключается:

      Кроме того регистраций подлежат неопознанные трупы; похищенное нарезное огнестрельное оружие; пули и гильзы, обнаруженные на месте происшествия;

      похищенные и изъятые у преступников вещи, принадлежность которых не установлена; фальшивые денежные знаки и т.д.

      Разнообразие объектов учета привело к многообразию способов и форм их регистрации. Существуют следующие способы регистрации:

      • описательный (письменная фиксация сведений, признаков объекта, подлежащего учету);
      • дактилоскопический (получение отпечатков папиллярных узоров пальцев рук у живых лиц и неопознанных трупов);
      • фотографический (фиксация признаков объекта с помощью средств и методов судебной фотографии);
      • коллекционный (собирание и хранение объектов в натуре);
      • смешанный (использование перечисленных способов регистрации в различной комбинации),

      Формы хранения учетной информации зависят от вида регистрируемого объекта, характера его признаков, используемых в качестве регистрационных, способы отражения этих признаков в регистрационных материалах, и применяемой для обработки техники. Для этих целей используются как локальные автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС), автоматизированные банки данных, так и журналы (списки), картотеки, альбомы (фотоальбомы), коллекции, фонотеки, следотеки и т.д.

      Уголовная регистрация непосредственно уголовно-процессуальным законом не регламентируется, а организуется во исполнение требований уголовного закона, возлагающего на органы дознания принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

      Организация, техника ведения и использования уголовной регистрации регламентируется следующими подзаконными нормативными актами правоохранительных органов:

      - в органах МВД - приказам Министра внутренних дел РФ №70 от 10.02.2006 «Инструкция по организации формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ"

      Осуществляется уголовная регистрация в системе МВД на трех уровнях:

      1. гор(рай)отделах внутренних дел;
      2. МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей;
      3. МВД Российской Федерации.

      Последний уровень учета называется централизованным, а два первых - местными. Централизованная регистрация осуществляется Главным информационно- аналитическим центром (ГИАЦ) и Экспертно-криминалистическим центром (ЭКЦ) МВД РФ, местная - информационным центром (ИЦ) и экспертно-криминалистическими отделами (ЭКО) МВД республик, (УВД) краев и областей и специально выделенными инспекторами по учету (ГРОВД).

      Виды уголовной регистрации

      Система уголовной регистрации включает в себя различные виды криминалистических учетов, имеющих свои структуру, назначение и порядок ведения. В основу того или иного вида учета положены признаки (приметы), по которым можно осуществить розыск и доследующую идентификацию.

      Централизованные учеты информационных центров органов внутренних дел являются едиными системами федеральных и региональных (местных) учетов. Они созданы исходя из практических потребностей правоохранительных органов (независимо от их ведомственной принадлежности) для получения такого рода информации, которая помогла бы в раскрытии, расследовании и учете преступлений, их предупреждении, а также розыске преступником, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества.

      Централизованные учеты классифицируются по функциональному и объектовым признакам (учеты лиц, преступлений, предметов).

      Функциональные учеты разделяются на три группы.

      • пофамильный и дактилоскопический учеты осужденных;
      • учет иностранных граждан, совершивших преступления, другие правонарушения;
      • учет преступлений с участием иностранных граждан;
      • учет административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами;
      • учет дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали иностранные граждане.

      Оперативно-справочные учеты дают пользователям установочные сведения об объекте учета и его местонахождении в момент запроса.

      • учет лиц, объявленных в федеральный или местный розыск;
      • учет похищенного, изъятого, утраченного и найденного нарезного огнестрельного оружия;
      • учет похищенного и бесхозного автотранспорта;
      • учет похищенных и изъятых предметов старины и изобразительного искусства (предметов антиквариата);
      • учет похищенных номерных вещей и документов общегосударственного обращения.

      Розыскные учеты помимо выдачи справочной информации, также сопоставляют между собой установочные данные и сходные внешние описания разных однородных предметов для их диагностики.

      • учет квалифицированных и особо опасных преступников;
      • учет лиц, без вести пропавших; неизвестных больных и детей;
      • учет неопознанных трупов;
      • учет преступлений, носящих межгосударственный, межрегиональный или серийный характер или характеризующихся особой жестокостью, или совершенных в отношении детей, народных депутатов, работников правоохранительных органов.

      Централизованные криминалистические учеты проводят диагностику и идентификацию объектов по индивидуальным криминалистически значимым признакам. Они ведутся на федеральном (в ГИАЦ) и региональном (в ИЦ МВД республик, ГУВД (УВД), краев и областей) уровнях. Состоят из единой информационно-поисковой системы ФБКИ и РБКИ (Федерального и регионального банков криминалистической информации), автоматизированных банков данных (АБД - Республика, Область). НА федеральном уровне централизованные криминалистические учеты ведутся совместно с централизованными розыскными учетами.

      Централизованные экспертно-криминалистические коллекции и картотеки ЭКЦ МВД РФ (федеральные), ЭКО МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей (региональные),

      • пулегильзотеки;
      • картотеки поддельных денежных знаков и ценных бумаг;
      • картотеки поддельных документов, изготовленных полиграфическим образом;
      • фонотеки;
      • следотеки.

      Централизованные коллекции и картотеки предназначены для сбора данных с целью их использования при проведении экспертиз вещественных доказательств.

      Выяснение важных обстоятельств дела и проверка, привлекаемых к уголовной ответственности лиц по централизованным учетам МВД осуществляется путем обращения в форме запросов в ИЦ МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей, а при необходимости в ГИАЦ МВД РФ. Запросы оформляются в форме:

      • требований;
      • дактилоскопических карт на лиц;
      • фототаблиц следов пальцев лиц;
      • телеграмм и шифрограмм;
      • писем-запросов и заданий произвольной формы.

      Ответы на запросы используются либо в виде справочного материал, подтверждающего подлинность установленных данных лица, его местонахождение и преступное прошлое, либо в целях идентификации.

      При расследовании уголовных дел в отношении военнослужащих следователю военной прокуратуры необходимо направлять запросы как в ИЦ МВД (ГУВД, УВД) и по месту рождения и по месту призыва (поступления на службу), если последние два не совпадают, либо непосредственно в ГИАЦ МВД РФ.

      Следователь, направляя запросы в информационные центры и экспертно-криминалистические подразделения (ЭКП) МВД, может получить от них следующую криминалистическую информацию:

      1. сведения о личности (данные о проверяемом лице):

      • установление действительной фамилии, имени, отчестве, иных подлинных анкетных данных (по пофамильным картотекам и дактилоскопическим картотекам ИЦ МВД (ГУВД, УВД), ГИАЦ МВД РФ);
      • привлекалось ли лицо к уголовной ответственности, заключалось ли под стражу, имеет ли судимости (по пофамильным картотекам и дактилоскопическим картотекам ГИАЦ МВД РФ либо ИЦ МВД (ГУВД, УВД) по месту постоянной прописки и месту рождения);
      • определение круга лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в определенное время в данной республике (крае, области), с целью установления связей конкретного лица (по пофамильным картотекам ИЦ МВД (ГУВД, УВД) по месту нахождения ПТУ); []
      • не является ли данное лицо квалифицированным либо особо опасным преступником, каковы его биографические данные, способы совершения преступлений, предметы преступного посягательства, связи (по подсистеме АИС "Досье", по АБД (республика, область) и ИБД (область), по картотекам ГРОВД);

      2. неизвестные больных:

      • установление личности неизвестного больного (по дактилоскопическим картотекам ГИАЦ МВД РФ, ИЦ МВД (ГУВД, УВД));
      • не состоит ли человек с признаками данного неизвестного больного на учете как без вести пропавшее лицо (по картотекам лиц, пропавших без вести, в ГИАЦ МВД РФ, в ИЦМВД (ГУВД, УВД));

      3. неопознанные трупы;

      • установление личности неопознанного трупа (по дактилоскопическим картотекам ГИЦ МВД РФ и ИЦ МВД (ГУВД, УВД); по картотекам лиц, пропавших без вести в ГИАЦ МВД РФ и ИЦ МВД (ГУВД, УВД); по АБД (республика, область) и ИБД (область));

      4. нераскрытые преступления;

      • наличие нераскрытых преступлений, совершенных определенным способом, средствами, определенный предмет посягательства (по картотекам нераскрытых преступлений в ГИАЦ МВД РФ и ИЦ МВД (ГУВД, УВД), по АБД (республика, область) и ИБД (область);

      5. огнестрельное нарезное оружие;

      • установление принадлежности оружия, не было ли оно похищено, не использовалось ли при совершении одного или нескольких преступлений (по картотекам утраченного и выявленного огнестрельного нарезного оружия в ГИАЦ МВД РФ и ИЦ МВД (ГУВД, УВД), пулегильзотекиЭКЦ МВД РФ иЭКП МВД (ГУВД, УВД).

      6. номерные вещи;

      • установление принадлежности номерной вещи или ее части, не была ли данная вещь похищена (по картотекам похищенных, неразысканных предметов или их частей, немеющих номера ГИАЦ МВД РФ и ИЦ МВД (ГУВД, УВД));

      7. поддельные документы;

      • установление места изготовления, конкретного изготовителя, единого источника происхождения (по централизованным коллекциям ЭКЦ МВД РФ и коллекциям ЭКП МВД (ГУВД, УВД));

      8. поддельные рецепты на наркотические вещества:

      • установление изготовителя, единого источника происхождения (по коллекциям поддельных документов, и рецептов на получение сильнодействующих лекарственных средств и наркотиков в ЭКП МВД (УВД, ГУВД);

      9. следы пальцев-рук:

      • установление факта оставления проверяемым лицом следов рук на месте происшествия или предметах, наличия следов рук одного лица на нескольких объектах (по картотекам фотоснимков следов рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений в ЭКП МВД (ГУВД, УВД));

      10. поддельные денежные знаки и ценные бумаги:

      • установление места изготовления, изготовителя, способа изготовления (по картотеке поддельных денежных знаков и ценных бумаг ЭКЦ МВД РФ и ЭКП МВД (ГУВД, УВД)).

      Запросы о проверке лиц, по оперативно-справочным пофамильным и дактилоскопическим картотекам ИЦ МВД (ГУВД, УВД) исполняются в срок не более 3 рабочих дней, а поступившие почтой - 5 дней. Срочные запросы исполняются в течение суток. В ГИАЦ МВД РФ запросы исполняются в течение 5 рабочих дней, поступившие почтой - 7 рабочих дней, без учета времени пересылки информации. Письменные запросы, обращенные к учету лиц, находящихся в федеральном розыске, исполняются в срок не более суток с момента их регистрации в ГИАЦ МВД РФ и ИЦ МВД (ГУВД, УВД).

      Таким образом, правильное и своевременное обращение к данным централизованных учетов, коллекций и картотек, ведущихся в информцентрах и других подразделениях органов внутренних дел позволяет более качественно и оперативно решать задачи по раскрытию и расследованию преступлений.

      Криминалистические и розыскные учеты предназначены для раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких, в том числе серийных межрегиональных и локальных преступлений. Они ведутся на федеральном уровне — в ГИЦ, на местном — в ИЦ и являются составным элементом Межгосударственного информационного банка данных.

      Ведение (сбор, обработка, хранение) этих учетов осуществляется в ГИЦ и ИЦ с помощью автоматизированных банков данных (АБД) и специализированных автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС).

      Постановке на учет в ГИЦ МВД подлежат:

      1. лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе нераскрытые и с характерным способом посягательства, а также имеющие серийную и межрегиональную направленность;
      2. похищенные и изъятые документы (ценные бумаги, номерные бланки паспортно-визовых документов строгой отчетности) и номерные вещи;
      3. случаи хищения ценностей из металлических и других специально приспособленных хранилищ;
      4. лица, пропавшие без вести, неопознанные трупы; лица, неспособные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;
      5. лица, объявленные в федеральный или межгосударственный розыск;
      6. утраченное и выявленное оружие;
      7. разыскиваемый автотранспорт;
      8. похищенные и изъятые предметы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

      В ИЦ аккумулируются сведения: о лицах, привлеченных к уголовной ответственности за все преступления, совершенные характерным способом; о нераскрытых преступлениях и приметах лиц, подозреваемых или обвиняемых в их совершении; о похищенных документах и вещах, имеющих индивидуальные номера или характерные особенности; об огнестрельном оружии (утраченном и выявленном), а также находящемся у граждан и организаций по разрешению органов внутренних дел; об автотранспорте (разыскиваемом или принадлежность которого не установлена).

      Учет по способу совершения преступлений на региональном уровне осуществляется путем ведения двух картотек (по преступлениям, совершенным известными и неизвестными лицами). Карточка на нераскрытое преступление перед помещением в картотеку обязательно проверяется по другой картотеке и наоборот.

      Учет похищенных и изъятых документов и номерных вещей является централизованно-местным. Он ведется в ГИЦ МВД России, а также в ИЦ МВД, ГУВД, УВД — в пределах республики, края, области, автономного округа. На учет ставятся похищенные и изъятые номерные вещи, в частности холодное оружие (включая метательное и пневматическое), номерные документы, в том числе паспорта граждан Российской Федерации и бланки паспортно-визовых документов строгой отчетности, ценные бумаги.

      Форма ведения учетов — картотечная. Карточка содержит наименование предмета (вещи), обстоятельства, послужившие основанием для его постановки на учет, а также описание предмета с указанием его особенностей. Работники ГИЦ, ИЦ при получении карты проверяют, не взята ли эта вещь на учет ранее.

      При отсутствии в картотеке сведений о ней один экземпляр направляется в ГИЦ МВД России, а второй — помещается в местную картотеку. Если номерная вещь состоит из деталей, механизмов, имеющих собственные номера, то на них заводят отдельные карточки. Картотека состоит из разделов, содержащих родовые (видовые) признаки вещей.

      Учет неномерных вещей является местным и ведется в ИЦ МВД, ГУВД, УВД. Карточка на похищенную (изъятую) вещь содержит ее название, описание с указанием характерных особенностей и обстоятельств, послуживших основанием для постановки на учет. Порядок проверки вещей по этому учету аналогичен установленному для номерных вещей. На учет ставятся лишь неномерные вещи, обладающие характерными особенностями.

      Учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, граждан, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, является централизованно-местным и ведется ГИЦ МВД России и ИЦ МВД, ГУВД, УВД.

      Читайте также: