Как реализуются права на свободу в подвиге данко и в эгоизме ларры

Обновлено: 11.05.2024

Внешность

Герои легенд Ларра и Данко — юноши сильные и красивые. Сила и живой огонь светились в очах Данко, а глаза Ларры холодностью и гордостью были похожи на орлиные.

Происхождение

Ларра был сыном орла и женщины. Однажды смелый и гордый орёл унёс в горы красивую черноволосую девушку из могучего племени. Там у них родился сын. Когда орёл от старости начал слабеть, он поднялся высоко в небо, сложил крылья, упал на острые горные уступы и разбился насмерть. Его вдова привела сына в родное племя, когда прошло 20 лет после того, как её украл орёл.

Данко родился в племени сильных и гордых людей, живших в чудесном месте. Таборы их были окружены с трёх сторон лесами, с четвёртой же расстилалась степь.

Отличительные черты характера

Ларру и Данко объединяет то, что у них есть общие черты — сила и гордость. Эти качества характера помогают Данко поддерживать своих соплеменников, стремящихся к лучшей жизни. А у Ларры гордость сочетается с крайним эгоизмом, с презрением ко всем людям.

Максимально у героев проявляются различные черты характера: у Данко — это готовность самопожертвования для блага людей, а у Ларры — исключительный индивидуализм. Различия эти обусловлены тем, что натура Данко склонна к самопожертвованию, а у Ларры крайний индивидуализм проявляется потому, что он сын орла, гордой и вольной птицы.

В легендах, рассказанных старухой Изергиль, герои похожи друг на друга своей силой. Сильный Данко отличается от сильного Ларры тем, что он не пожалел своей жизни для спасения соплеменников. Ларра же из эгоистических побуждений отнял жизнь у девушки из родного племени его матери.

Отношение к жизни

Данко видит смысл своей жизни в том, чтобы вытеснить из сознания своих соплеменников страх, трусость и этим спасти их.

Смысл жизни Ларры состоит в том, чтобы делать только то, что он хочет, брать для себя то, что пожелает. Этот герой эгоцентричен: считает себя выше других людей, кроме себя и своих желаний не признаёт ничего.

Взаимоотношения с соплеменниками. Поведение во время суда

Отношение к Ларре соплеменников его матери было настороженным. Этот юноша с холодными гордыми глазами говорил со старейшинами, как с равными, и заявил, что не чтит их. Он убил красивую девушку из-за того, что та отвергла его ухаживание. Люди связали его и стали судить. Поведение Ларры в момент суда было гордым и дерзким. Когда его спросили, зачем он убил девушку, он сказал, что не будет говорить связанный, и потребовал его развязать. Когда его развязали, он сказал, что убил девушку, потому что она его оттолкнула, а ему она была нужна. Поговорив с Ларрой, люди поняли, что он считает, что имеет право делать всё, что хочет, не думая о других. Долго решали они, как наказать юношу, и один мудрец предложил наказать его одиночеством.

Ларра стал жить один. Он несколько десятков лет похищал у племени девушек, скот — вообще всё, что хотел. Наконец, он пришёл к людям, не скрываясь, и не тронулся с места, когда они на него бросились. Тогда люди поняли, что он желает умереть, и не тронули его, чтобы он и дальше мучился от одиночества.

В отличие от Ларры Данко любил людей и желал им счастья. Когда более сильные племена изгнали его соплеменников с их родины вглубь старого, густого леса, люди стали гибнуть от отсутствия солнечного света и от смрада болот. Данко призвал их не возвращаться к врагам, чтобы им покориться, а идти вперёд сквозь лес и достигнуть открытого пространства. Соплеменники поверили ему, но когда их силы в пути истощились, они обвинили Данко, шедшего впереди, что он повёл их, но не умеет ими управлять. Стали они его судить и решили, что он вредный для них человек и его нужно убить. Поведение Данко в момент суда было смелым и благородным. Он ответил соплеменникам, что они сами решили, что поведёт их он, и не сумели сохранить силы на более долгий путь. Он видел, что ему не будет пощады от этих людей, но он любил и жалел их. Огнём желания спасти соплеменников вспыхнуло сердце Данко, он вырвал его из груди, поднял его высоко над головой, и тьма отступила.

Итог жизни Ларры и Данко

Ларра до сих пор ходит повсюду и ожидает смерти. В наказание высшие силы сделали его бессмертным. Радости от жизни Ларра не получает, он высох и стал похож на тень, речь и поступки людей не понимает. Так он был наказан за свою непомерную гордость.

Данко же, освещая людям лес своим горящим сердцем, бросился вперёд, и люди побежали за ним. Быстро добрались они до края леса, впереди расстилалась степь и текла река. Данко увидел эту свободную землю, гордо засмеялся, затем упал и умер. А радостные, полные надежд люди, не заметили его смерти. Сердце, которое пылало рядом с трупом Данко, заметил только один осторожный, боязливый человек. Он на всякий случай наступил на сердце, и оно угасло, но голубые искры от него до сих пор появляются в степи перед грозой.

Смысл противопоставления Ларры и Данко

Сравнительная характеристика Ларры и Данко (таблица)

Вывод

Сравнительная характеристика Ларры и Данко выявляет коренное отличие в образах этих героев. Данко — романтический идеальный герой, отдавший жизнь ради счастья людей, а Ларра — его антипод, индивидуалист, думающий только о себе. В легендах, рассказанных старухой Изергиль, действие происходит в древности, но и сейчас об эгоизме Ларры людям напоминает тёмная тень от облака, а о подвиге Данко — голубые искры, появляющиеся перед грозой в степи.

Сравнительная характеристика Ларры и Данко может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

( Анализ рассказа М.Горького"Старуха Изергиль" )

1. Развитие мыслительных способностей учащихся.

2. Совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста.

3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.

2.Проанализировать легенды. Сопоставить характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения;

3Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;

4 .Дать представление о романтической эстетике раннего М.Горького.

I. Организационный момент II.Вступительное слово учителя.

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

III. Основная часть

1 .Терминологическая работа. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер. Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму.(Учащиеся читают определение,пользуясь домашними записями)

Романтизм - особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Запись в тетради Особенности романтического произведения: 1)культ необыкновенной личности; 2)романтический портрет; 3)романтическое двоемирие; 4)статичность романтического характера; 5)романтический сюжет; 6)романтический пейзаж; 7)романтическая стилистика.

3.Поэтика и проблематика рассказа (аналитическая беседа ) -Какова композиция рассказа? Рассказ состоит из 3 частей: 1)легенда о Ларре; 2)рассказ о жизни Изергиль; 3)легенда о Данко. –Какой прием лежит в основе построения рассказа? Антитеза. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей ,являющихся носителями противоположных жизненных ценностей

–Являются ли они необыкновенными личностями? Данко и Ларра –личности исключительные.

–Развиваются ли характеры Ларры, Данко и Изергиль на протяжении рассказа или они изначально заданы и неизменны? Характеры героев не подвергаются изменениям и трактуются однозначно. Ларра- эгоизм, отрицание иного закона ,кроме воли. Данко- проявление любви к людям. Изергиль все свое существование подчинила собственной жажде наслаждения.

–Какие из описанных старухой событий можно считать необыкновенными? Обе истории, рассказанные Изергиль, содержат описание необыкновенных событий. Жанр легенды обусловил их изначальную фантастическую сюжетную основу.

Запись в тетради Легенда- один из прозаических жанров фольклора. В легенде чудесное ,фантастическое лежит в основе повествования и определяет ее структуру ,систему образов и изобразительных средств.(словарь литературоведческих терминов)

-Отличается ли стиль основного повествования от стиля легенд? Стиль основного повествования отличается от стиля легенд, что обусловлено жанровой традицией .Легенда обычно рассказывается в особых обстоятельствах, интонация доверительности соседствует с возвышенным, эмоциональным тоном. Формальное композиционное членение подкрепляется стилистически.

–Каковы особенности пейзажа рассказа ? Пейзаж занимает особое место в рассказе .Природа романтична и одухотворена.

- В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

- Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

- Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);

- Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

Автор: Байбекова Асия Хабибулловна

Организация: МБОУ СОШ с.Маркино

Населенный пункт: Пензенская область, Сосновоборский район, с. Маркино

Цели:
Обучающая:
-проанализировать легенды о Ларре и Данко, на основании анализа сформировать представление учащихся о жизненной позиции героев;
- сопоставить главных героев легенд.
Развивающая:
- развить навыки логического мышления;
- развить умение сопоставлять образы, сотрудничать в группе, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение;
- развить умение анализировать поступок героя и его нравственный мотив;
- сформировать навык проблемного и сравнительного анализа.
Воспитательная:
- воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям;
- воспитывать ответственность за свои поступки;
- формирование в сознании учащихся понимания истинной ценности человеческой жизни, его смысла и назначения.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Вступительное слово.

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос, даря ответ.

Какой ты след оставишь?

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

III . Основная часть.

- Сколько частей в композиции вы могли бы выделить?

-В рассказе три главных героя: Ларра, Данко и Изергиль. Какой же след остаётся от каждого из них?

2. Анализ легенды о Ларре.

С темой следа, оставляемого человеком на земле, связана и тема бессмертия. Бессмертие - это то, к чему всегда стремились люди. Изначально оно было дано Адаму и Еве, но, совершив первородный грех, порождённый стремлением стать равными богам, они навсегда лишились этого дара. И с тех пор человек перестаёт искать пути и средства, дающие ему возможность обрести вечную жизнь…

Герою рассказа Горького Ларре не пришлось искать бессмертия: оно дано ему небесами, но для него это наказание.

-За что? Почему наказание, а не радость?

-Заметьте, Адам и Ева за гордыню лишены бессмертия, а Ларра за неё же одарён им. Не странно ли.

(Но Адам и Ева остаются вместе и дают начало нашему человеческому роду, который продолжает их в других людях. А Ларра один.)

- Почему, кажется, подарок небес становится для него наказанием?

-К чему тогда бессмертие?

(В его породе есть орлиное (в данном случае животное, бездуховное) начало: стремление к абсолютной свободе, жестокость. Но свобода птицы и свобода человека не одно и то же. Чтобы чувствовать себя свободным, получать от этого удовлетворение и соответственно вести себя, человек должен находиться в обществе себе подобных. Вне общества эта свобода бессмысленна и не может принести ему радости.)

-Чего он хотел от людей? Они решили, что он пришёл за смертью. Вы согласны с ними? Обоснуйте.

-Какими предстают люди в отношении к Ларре? Возможна ли была друга линия их поведения?

-Вообще, какими мы видим людей в этой легенде?

Так, может, не зря Ларра презирал людей? И всё – таки они нужны ему. Возможна ли была другая линия поведения Ларры? Чего ему не хватает, чтобы сделать шаг навстречу людям?

-Жаль ли нам этого героя? Почему? Достоин ли он жалости?

(Большинству старшеклассников жаль Ларру – жаль, потому что гордыня оказалась сильнее его и отняла у него сердце, жаль, потому что люди не захотели ему помочь – и Ларра, обречённый на вечные скитания, стал тенью.

А ведь он был сильным, красивым, одним из лучших… Бессмертие дано ему свыше, чтобы его страдания за гордыню были вечными, ибо она – мать многих грехов: эгоизма, зависти, тщеславия, обидчивости, жестокости, нетерпения, самооправдания ит.п.)

(Гордость – 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. 2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе. Гордыня - непомерная гордость.)

3. Анализ легенды о Данко.

-В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко.

1. Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

- В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?

- Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

-Данко умер, но в этой смерти обрёл бессмертие. Почему?

(Он вывел людей из тьмы лесов и болот к свету, пожертвовав для них жизнью.)

-Есть ли что – то общее между Ларрой и Данко?

(Они молоды, сильны, мужественны.)

-А чем они не похожи?

(Своим отношением к людям: Ларра презирает людей, смотрит на них свысока. Данко любит людей и, сострадая их несчастьям, готов пожертвовать собой ради них.)

-В легенде о Ларре мы видели людей жестокими и мстительными. А какими они предстают в легенде о Данко?

(Они слабые и трусливые: «Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче…Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни…

-В чём разница между мужеством идти и мужеством вести?

(Мужество вести предполагает ещё и ответственность, которую добровольно берёт на себя ведущий, идти за кем – то намного проще, чем вести самому…

Итак, Данко ведёт за собой слабых, жестоких, трусливых, неблагодарных…)

-Лучше ли они тех, что описаны в легенде о Ларре?

- Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?

(Любовь к людям, желание помочь им.)

4. После анализа легенды о Ларре и Данко проверка домашней работы учащихся. (Проверка таблицы.)

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание помочь им

Презирает людей, относится к ним высокомерно, не считается с ними

Толпа - герой

Отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость, милосердие, мужество, умение подавить гордыню

Гордыня, эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость

Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей

Берет от жизни и людей все, но ничего не отдает взамен

Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма, холод)

Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям, добрые поступки

Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям

Антиидеал, осуждает его поступки, античеловеческую сущность

5. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький?

(Главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным. Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.)

-А есть ли в Изергиль что – то от Данко?

-Могла ли история её жизни стать легендой? Почему? Но, может быть, какая – нибудь её часть?

-Через весь рассказ проходит мысль о свободе. Как она связана с его героями?

(Ларра жаждал абсолютной свободы и потом томился ею. Данко вывел людей на вольные земли и избавил их от возможного рабства; Изергиль всю жизнь стремилась к независимости и не хотела никому подчиняться.

Свобода – одна из главных ценностей человеческой жизни, но она всегда вступает в конфликт с другой главной ценностью – любовью, которая связывает людей друг с другом. Любовь – это умение жертвовать, поступаться чем – то ради других, дарить им своё сердце; любовь создаёт узы привязанности и ответственности, а значит, ограничивает свободу, подчиняет её своим законам.

В жизни Изергиль свобода и любовь живут в сложном переплетении. Она не терпит насилия, подчинения – она привыкла жить своей волей, что нередко ведёт к действиям эгоистическим и даже жестоким. Но она способна и на риск ради других: вспомним, как она вызволяла из плена Аракадэка.)

-Так что же важнее в жизни – свобода или любовь? Обоснуйте.

(Практически все старшеклассники с уверенностью отвечают, что важнее любовь. Именно любовь делает человека человеком и воодушевляет на подвиги. В любви человек обретает не абсолютную свободу, граничащую со вседозволенностью, а значит, с безнравственностью – он обретает свободу духа, делает свой нравственный выбор в самых трудных ситуациях и не тяготится этим выбором, а получает в нём бессмертие.)

Синквейн-

V . Домашнее задание.

  1. Напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем:

“Можно ли назвать Данко героем?”,

“Какого человека можно назвать красивым?”,

“Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”

Рассмотреть историю создания пьесы А. М. Горького “На дне”; жанр произведения, конфликт.

Совсем иной образ представляет из себя Ларра. Это горделивый, жестокий, самовлюблённый человек. Он презирает людей и законы племени, в котором живёт, считает себя лучше других, ставит себя выше остальных. Окружающих людей он считает своими рабами. Из своих жестокости и жажды обладания он убивает девушку, которая отказала ему, тем самым совершив один из худших, с точки зрения человеческой морали, поступок. За это он получает одно из худших наказаний – изгнание, полную изоляцию от людей. Сначала Ларра рад такому исходу событий, однако, в конце концов, понимает, что нуждается в людях, однако для него нет пути назад, нет возможности вернуться. Ларра умирает в одиночестве, заслуженно испытав на себе человеческую ненависть. Ставя себя на пьедестал перед другими людьми, он оказывается в итоге худшим из них. Горький вложил в этот образ свой антиидеал, пример того, каким никогда не должен быть человек.

Мы видим, что данные герои являются полными противоположностями друг другу. Данко – обладатель чистого, искреннего и любящего сердца, живущий, чтобы служить другим людям, добрый и бескорыстный человек. Ларра же – эгоистичный гордец, настоящий нарцисс, который не считается с людскими идеалами и готов жертвовать другими ради собственных прихотей. Конечно, в этих персонажах есть и общее, например, возраст и привлекательные внешние и хорошие физические данные, но они лишь подчёркивают, что каждый человек сам волен распоряжаться тем, что дано ему от природы, ведь мы сами выбираем, кем нам стать. Казалось бы, общей является и судьба героев – смерть, непринятие людьми. Однако в случае Данко это был его собственный выбор, жертвоприношение ради всеобщего блага. В случае же Ларры отшельничество и смерть были наказанием для героя.

Популярные сочинения

Примеры из жизни

Антитеза, выражающая сложные эмоциональные состояния

Зачастую являются оксюморонами различные словесные антитезы. Другими словами, это сочетание слов, противоположных по смыслу.

Определение — что это такое

Антитеза – это стилистический прием, который заключается в противопоставлении прямо противоположных образов, свойств или действий. Служит для усиления выразительности речи и более точной передачи мысли и чувств.

Самые простые примеры антитезы можно найти в народных пословицах:

Ученье — свет, а неученье – тьма Умный научит, дурак наскучит Тише едешь, дальше будешь Легко подружиться, тяжело разлучиться Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет

Антитеза в литературных произведениях может быть представлена несколькими способами:

  1. Противопоставление двух героев или образов, их еще принято называть антагонистами (см. что такое антагонизм);
  2. Противопоставление различных предметов, состояний или явлений;
  3. Противопоставление разных качеств одного героя или предмета;
  4. Противопоставление свойств двух разных предметов.

Антитеза в политике

В политике при составлении лозунгов и речей тоже широко применяется данная стилистическая фигура речи.

Пролетариям нечего терять .

Антитеза в СМИ

Печатные и телевизионные СМИ стремятся предоставлять потребителю информационные материалы в виде ярких запоминающихся образов и фраз. Антитеза появляется в заголовках статей как отражение содержания или эмоционального отношения к произошедшему.

Невозможное возможно

Сопоставление противоположных по смыслу глаголов в данном случае служит для положительного эмоционального отклика, ведь всем нравится, когда неприятную работу делают за них.

Другие известные рекламные слоганы с противопоставлениями:

Почему одно работает, а другое нет?


Сочинение Сравнительная характеристика Ларры и Данко 7 класс

К тому же, Ларра – не человек в прямом смысле слова, он сын женщины и орла. Будучи самовлюблённым и эгоистичным человеком, он не считает людей материнского племени равными себе. Возвышаясь над ними, он презирает их. Законы человеческой жизни ему чужды, неприятны и даже неприемлемы.

Структура антитезы

Противопоставляемые в антитетической конструкции понятия должны подчиняться какой-то общей идее, иметь объединяющее их понятие или общую точку зрения.

Антитеза, оксюморон, антифразис

Непонимание этого факта приводит к неправильному построению стилистической фигуры, когда за антитезу пытаются выдать оксюморон, каламбур или же не к месту поставленный антифразис.

Подобные ошибки, основанные на неполном или неправильном определении сущности антитезы, совершаются в огромном количестве школьниками, журналистами, ведущими новостей, педагогами и т. д.

Антитеза

Примеры неверных конструкций:

По структуре антитеза бывает простой и сложной. В простую вовлекается одна антонимическая пара, а в сложную – несколько.

Сложной антитезой нередко называют семантическое противопоставление, занимающее большой объём текста и комбинирующееся с такими стилистическими приёмами, как метафора, градация, гипербола, аллегория и т. д.

Миру-мир

Как речевое явление антитеза находится на границе между стилистикой и логикой. В ряде случаев она сопоставляет противоположные с точки зрения логики понятия и факты, а при других обстоятельствах в неё оказываются втянуты слова, не означающие противительных понятий, но все же становящиеся антонимами в данном контексте.

Последний факт позволяет рассматривать антитезу как феномен лингвистики, а не логики. Следовательно, при анализе нужно учитывать возникающие в результате смысловые наслоения.

Антитеза в литературе

Сопоставление сходных и противоположных понятий применяется в литературных произведениях с древних времён. Антитеза встречается в творчестве древнегреческих авторов, в их легендах и мифах. Так, в этих сказаниях противопоставляются Аполлон и Дионис, Гера и Афродита, боги Олимпа и титаны.

Антитеза у Лермонтова

Антитеза у Толстого

Сравнение здесь происходит сразу в двух плоскостях, авторы сталкивают героев и разные состояния бытия: Наполеон – Кутузов, война – мир, и т. д.

Противоположные взгляды на жизнь

Данко можно охарактеризовать как смелого и красивого персонажа, душа которого наполнена любовью. Он с сочувствием относился к другим людям и хотел приносить пользу окружающим. Герой не пытался найти любовь, а сам дарил её людям. У него был смысл, то, к чему он так стремился — он хотел, чтобы его народ был спасён и смог жить дальше. Больших успехов ему удалось достигнуть благодаря вере в себя и отваге.

Герой не сидел на месте, он делал всё возможное, чтобы как скорее добиться своей цели. Второй герой произведения Ларра был его противоположностью и никакого смысла жизни даже не пытался найти. Люди прозвали его отверженным. Его главные черты:


Ларра ничего не будет делать для окружающих, если ему придётся заплатить за это своими силами и чувствами.

Он придерживался одной цели — остаться целым и жить только для себя любимого. Герой не боялся быть один и был горд настолько, что порой сам с собой не мог совладать. Для наглядного понимания разницы между Данко и Ларрой можно сделать их сопоставление по одним и тем же параметрам.

Образ Данко

Данко был привлекателен на внешность и был очень сильным. Ко всем людям он относился искреннее и хотел помочь каждому. Характер героя можно описать следующим образом:

  • Отзывчивый и культурный.
  • Был готов пожертвовать собой, лишь бы другим людям стало хорошо жить.
  • Не боялся ничего и любое, даже самое большое препятствие, никогда не остановит его на пути к своей цели.

У Данко был смысл жизни — вести за собой народ. Он решился на отчаянный поступок — вырвал у себя из груди сердце освятил путь по дороге из дремучего леса, чтобы люди смогли пройти дальше.

Совершённое им является настоящим подвигом. Данко полностью обрёл своё истинное счастье — он смог сделать что-то действительно нужное для толпы. Хоть герой был и очень хорошим человеком, первоначально у него возникали проблемы в отношениях с окружающими людьми и он был очень одиноким. Особенно грустно оттого каков итог — народ воспринял его поступок как должное. Когда Данко упал на землю, они продолжали радоваться своему спасению.

Характеристика Ларры

Ларра был очень красив, однако, взгляд его был леденящим и пугал людей, смотрящих в его глаза. К людям он относился с презрением и называл всех недостойными. Ему не нужно было окружение, герою комфортнее наедине с собой. Образ Ларры символизирует одиночество и высокомерие. Он ни под каким предлогом не хотел считаться с окружающими и жить по их правилам.

Не красили героя и его поступки. Однажды он убил дочь старейшины за то, что та не ответила взаимностью на его чувства. В нём не было понимания, насколько ценна жизнь.

За плохие поступки Ларра презирался обществом и был обречён на вечное одиночество.

Значение и предложения

Инь и янь

Прежде чем переходить к живописным примерам, надо понять, с чем именно мы имеем дело. Поэтому заглянем сначала в толковый словарь. Сразу скажем, что у существительного нет самостоятельного значения, поэтому книга отсылает нас к родственному глаголу:

  1. Сопоставляя кого-либо, что-либо, указывать на их несходство, противоположность.
  2. Сравнивая, отдавать предпочтение кому-либо, чему-либо.
  3. Противодействуя, направлять против кого-либо, чего-либо.
  4. Выдвигать как равное, замещающее или превосходящее (по своим свойствам, достоинству).

Чтобы совместить приятное с полезным и раскрыть смысл значений слова, сочиним предложения для иллюстрации:

  • Когда мы противопоставляем добро и зло, нам очевиднее становится природа одного и другого.
  • Да, я противопоставляю тебя и Сережу, потому что Сережа – хороший мальчик, он хорошо учится и радует родителей, а ты только пьешь мою кровь!
  • Стремительной атаке соперника мы противопоставим железобетонную защиту. Враг не пройдет.
  • Да, я противопоставляю проекту Петрова свой. И говорю, что он не только равен ему по достоинствам, но и превосходит его решение по экономическим причинам.

Что тут скажешь, противопоставление – это не фунт изюма. Надеемся, читатель это уже понял.

Смысл названия: рассказ назван по имени опытной и мудрой женщины Изергиль, с которой ведёт беседу рассказчик. Именно она является золотой серединой в троичной концепции сложных личностей.

Литературное направление: романтизм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: это композиционно сложный рассказ, в котором рассказывается целых три истории:

1) об эгоисте и гордеце Ларре;

2) о гедонистке (любительница жизненных наслаждений) Изергиль;

3) об альтруисте Данко.

Время и место действия: действие происходит в Бессарабии, на морском берегу. Там Изергиль делится с рассказчиками своими историями. Поскольку истории о Ларре и Данко имеют характер легенд, уточнение места и времени не нужно.

М. Горький

История создания

Рассказ состоит из трех новелл, которые по сюжету друг с другом никак не связаны. Зато они объединены общей идеей. С помощью трех разных историй, Максим Горький пытается показать читателю настоящую ценность жизни человека. И в этом ему, конечно помогают, основные персонажи – Данко, Ларра и старуха Изергиль. Анализ этих трех образов поможет нам понять, какой в сознании писателя предстает человеческая свобода.

Необузданная свобода

М. Горький

Милосердие и доброта

С помощью этого образа Горький показывает, что человек может разбудить в себе мощную силу, способную любить, не задумываясь о последствиях.

Старуха Изергиль, анализ персонажа

Третий персонаж, который вводит писатель – это и есть старуха Изергиль. Анализ этого образа наиболее неоднозначен. В отличие от двух предыдущих героев, она уже не существует в пределах легенды. Она – порождение нашей реальности.

Старуха Изергиль рассказывает историю своей любви. Однако читатель вряд ли верит, что все описанные ею чувства она испытывала искренне. Впрочем, старая женщина поступала так, как велело ее сердце. Новелла о ней все-таки больше напоминает первый отрывок, главным персонажем которого является Ларра. Наверное, Горький оставляет выбор за читателем, каким же образом все-таки воспринимать поведение героини. Ведь человеческие поступки в настоящей жизни тоже не всегда однозначны.

Идеальное дополнение двух персонажей, Ларра и Данко, как считает Горький, старуха Изергиль. Анализ этого персонажа приводит нас к тому, чтобы определить основную тему произведения. А ею является смысл человеческой жизни.

М. Горький

Функции романтических легенд

Образы романтических легенд значительны и сами по себе. Но Горькому они нужны, прежде всего, чтобы охарактеризовать мироощущение реального человека. То восхищение, с которым Изергиль повествует о подвигах, о самоотверженности, о вольнолюбии, о бескорыстии и активности, и то негодование, которым проникнуто ее отношение к бесславному прозябанию, эгоизму, рабству, свидетельствует о ее собственном стремлении к свободе, показывает, что в душе человека живет жажда нового, прекрасного, что человек этот не ощущает себя пассивной жертвой обстоятельств.

М. Горький

Тема свободы. Все три героя по-своему независимы от общества. Данко гонит племя вперед, не обращая внимания на его недовольство. Он знает, что его поведение принесет свободу всем этим людям, которые сейчас, в силу своей ограниченности, не понимают его замысла. Распущенность и наплевательское отношение к окружающим позволяла себе Изергиль, и в этом безумном карнавале страстей утонула сама суть свободы, приобретая пошлую, вульгарную форму вместо чистого и светлого порыва. В случае Ларры читатель видит вседозволенность, которая нарушает свободу других людей, поэтому теряет ценность даже для ее обладателя. Горький, конечно же, на стороне Данко и той независимости, которая позволяет личности выйти за рамки стереотипного мышления и повести за собой толпу.

Тема любви. Данко обладал большим и любящим сердцем, но чувствовал привязанность не к конкретному человеку, а ко всему миру. Ради любви к нему он и пожертвовал собой. Ларра был полон себялюбия, поэтому не мог действительно испытывать к людям сильные чувства. Свою гордость он поставил выше жизни женщины, которая ему понравилась. Изергиль была полна страсти, но ее объекты постоянно менялись. В ее беспринципном беге за удовольствиями истинное чувство потерялось, а в итоге оказалось не нужным тому, кому предназначалось. То есть, писатель отдает предпочтение святой и бескорыстной любви к человечеству, а не ее мелким и эгоистическим аналогам.

М. Горький

Тема пути. Горький аллегорически изобразил исторический путь развития человечества в Легенде о Данко. Из тьмы невежества и дикости людской род двигался к свету благодаря одаренным и бесстрашным личностям, которые служат прогрессу, не жалея себя. Без них общество обречено на прозябание в застое, но эти выдающиеся борцы никогда не бывают понятыми при жизни и становятся жертвами жестоких и недальновидных собратьев.

Тема времени. Время быстротечно, и его необходимо расходовать с целью, иначе его бега не замедлит запоздалое осознание тщетности бытия. Изергиль жила, не думая о смысле дней и лет, отдавала себя развлечениям, но в итоге пришла к тому, что судьба ее сложилась незавидно и несчастливо.

М. Горький

Конечно, основная мысль Горького сегодня воспринимается гораздо шире и подходит не только революционным деятелям прошлого, но и всем людям века нынешнего. Поиски смысла жизни возобновляются в каждом новом поколении, и каждый человек находит его для себя сам.

Проблемы

Проблематика:

  • свобода и несвобода человека (Ларра, Данко);
  • проблема нравственного выбора (Ларра);
  • альтруизм и индивидуализм (Данко — Ларра).

М. Горький

Проблема смысла жизни. Данко видел его в спасении племени, Ларра – в удовлетворении гордыни, Изергиль – в любовных похождениях. Каждый из них был вправе выбирать себе дорогу, но кто из них почувствовал удовлетворение от своего решения? Только Данко, ведь он выбрал правильно. Остальные были жестоко наказаны за эгоизм и малодушие в определении цели. Но как сделать шаг, чтобы не пожалеть после? На этот вопрос и пытается ответить Горький, помогая нам самим проследить, какой смысл жизни оказался истинным?

Проблема активной жизненной позиции заключается в том, что многие стараются противодействовать ей. Она вступает в конфликт с извечной человеческой пассивностью, нежеланием что-либо делать и менять. Так и Данко наткнулся на непонимание в своей среде, пытаясь помочь и сдвинуть дело с мертвой точки. Однако люди не спешили идти ему навстречу и даже после удачного финала пути боялись возрождения этой активности, растоптав последние искры сердца героя.

Проблема самопожертвования в том, что его, как правило, никто не ценит. Люди распяли Христа, уничтожали ученых, художников и проповедников, и никто из них не задумался, что на добро отвечает злом, а на подвиг – предательством. На примере Данко читатель видит, как народ обращается с тем, кто ему помог. Черная неблагодарность селится в душах тех, кто принимает жертву. Герой спас свое племя ценой жизни, и не получил даже заслуженного уважения.

Проблема старости. Героиня дожила до преклонных лет, но теперь ей остается лишь вспоминать о юности, так как ничего не может вновь повториться. Старуха Изергиль потеряла красоту, силу и все то внимание мужчин, которым когда-то так гордилась. Только будучи немощной и уродливой, она поняла, что растратила себя напрасно, и нужно было еще тогда задуматься о семейном гнезде. А теперь кукушка, переставшая быть гордой орлицей, никому не нужна и ничего не может изменить.

Проблема свободы в рассказе проявляется в том, что она теряет свою сущность и превращается во вседозволенность.

Читайте также: