Профессионально личностный рост педагога как одно из условий обеспечения качества образования

Обновлено: 02.05.2024

Проведен анализ психолого-педагогической литературы, рассматривающей вопросы профессионального самосовершенствования педагога. Рассмотрены основные направления, представляющие основные элементы психического содержания динамики психического обеспечения трудовой (в том числе профессиональной) деятельности. Определение параметров профессионала в различных сферах жизнедеятельности, прослеживание основных изменений, наступающих в этих параметрах по мере повышения профессионализма человека, привели автора к пониманию важности механизма саморазвития в профессиональном становлении человека. Проблема профессионально-личностного становления рассмотрена с позиции того, что основной внутренний механизм развития личности состоит в сознательном, качественном изменение самого себя. Развитие позитивного отношения к себе рассматривается в качестве личностного ресурса профессионального успеха современного педагога. Значимым способом повышения к себе является сегодня активное участие в жизни профессионального сообщества, профессиональных конкурсах, творческих объединениях, социально-значимых проектах, достижение социального признания результатов деятельности. Посредством такой активности педагог получает возможность выйти за рамки программно-определенной деятельности, расширить возможности персонализации и получить социальное подтверждение собственной состоятельности и компетентности. Профессиональная деятельность педагога погружена в контекст инновационной образовательной среды, что требует от ее субъекта повышенного уровня развития способности к личностному и профессиональному росту.


1. Вершловский, С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С.Г. Вершловский. – М.: Сентябрь, 2002. – 160 с.

2. Волгина, И.В. Личностно-профессиональное развитие педагогов учреждений дополнительного образования/ И.В. Волгина // Педагогическое образование в России. – 2011. - №4.

3. Ежак, Е.В. Личностный ресурс педагога в контексте профессиональной успешности / Е.В. Ежак // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. - № 4.

4. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. Учебное пособие для студентов вузов. / Е.А. Климов. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 101-102.

В современных условиях модернизации образования большую значимость приобретают вопросы профессиональной подготовки специалистов, способных быть конкурентоспособными на рынке труда, свободно владеющих своей профессией, компетентных.

Одним из важнейших направлений психологического исследования профессионального развития человека – его становления как профессионала является анализ динамики психического обеспечения трудовой (в том числе профессиональной) деятельности. Методолог практической психологии, психологии труда и профориентации Е.А. Климов выделяет в профессиональном развитии индивидуума (развитии субъекта труда) пять основных направлений, фактически представляющих все основные элементы психического содержания этого развития. Рассмотрим их:

Очевидно, что человек, который желает достичь успеха, должен развиваться. Саморазвитие предполагает постоянную работу над собой. Оно затрагивает все сферы человеческой жизни: карьеру, любовь, дружбу, увлечения и т.п. Без стремления к самосовершенствованию, личностному росту невозможна успешная профессиональная деятельность. В свою очередь, личностный рост – стремление к идеалу, стремление стать лучше, укрепить свою самооценку. По сути, это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой.

Личностный рост необходим для профессионального успеха, он дает возможность достигать поставленных целей и воплощать свои мечты в реальность. Постепенный личностный рост молодого специалиста, безусловно, влечет за собой изменение содержания его профессиональной деятельности.

Исследование проблемы профессионального саморазвития в психологии представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности. Исходным тезисом большинства отечественных исследований является идея детерминации развития личности деятельностью, а поэтому человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешной деятельности в ней.

Анализируя исследования в этой области, мы обнаруживаем, что профессиональное саморазвитие – это целенаправленный процесс усовершенствования профессионализма, определяемый самим человеком. Развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается. При этом только значимая деятельность может стать основой саморазвития.

Определение параметров профессионала в различных сферах жизнедеятельности, прослеживание основных изменений, наступающих в этих параметрах по мере повышения профессионализма человека, привели к пониманию важности механизма саморазвития в профессиональном становлении человека. Установление уровня, достигнутого человеком как субъектом деятельности, традиционно, оценивается по результатам в профессиональной деятельности, соответствию ее свойств, требованиям деятельности.

Для человека профессия – это источник существования и средство личностной самореализации. Профессионализация оказывает влияние на личность, может ее стимулировать или, наоборот, разрушать, выступая, таким образом, фактором личностного саморазвития.

Анализ исследований позволяет нам в качестве вывода выделить наиболее существенную характеристику саморазвития: основной внутренний механизм развития личности состоит в сознательном, качественном изменение самого себя, саморазвитие личности связано со становлением субъектности. Субъектность выступает качественным показателем саморазвития личности. Профессиональное саморазвитие — внутренне обусловленное прогрессивное самоизменение человека, выражающееся в изменении качества его профессиональной деятельности и диалектически связанное с динамикой изменения этого качества.

Личный результат профессионального развития человека, несомненно, значительно шире традиционно выделяемых форм профессионального опыта - знаний, умений, навыков.

В профессиональной деятельности практически невозможно отделить личностное начало от профессионального. В связи с этим смысл профессиональной деятельности в максимальной степени совпадает с реализацией главной потребности человека – быть личностью, потребности к самоосуществлению, самореализации [5].

Технологические и информационные изменения в мире происходят настолько стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного личного совершенствования и развития. Без постоянного обновления ранее полученных знаний и сформированных умений, без умелого анализа ситуации, отслеживания изменений в нормативных документах и законодательстве результаты деятельности специалиста могут быть признаны непрофессиональными. В некоторых профессиях, к которым относится и педагогическая деятельность, данное положение еще не предоставляется всем бесспорным и очевидным, хотя реальное положение вещей говорит об обратном.

Системе современного образования присущи инертность, приверженность традициям, сопротивляемость переменам. Любые существенные нововведения воспринимаются средой достаточно болезненно. При этом традиционная система переподготовки и повышения квалификации педагогических работников высшей школы не в состоянии обеспечить в полной мере непрерывное образование, поэтому каждый из них обязан самостоятельно поддерживать свой профессиональный рост и личное развитие [2].

Национальная доктрина образования в РФ в числе приоритетных задач, стоящих перед отечественной системой образования, выделяет обеспечение организации учебного процесса с учетом современных достижений науки; систематического обновления всех аспектов образования; непрерывности образования в течение всей жизни человека; создания программ, реализующих информационные технологии в образовании; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. В этой связи происходящая в России модернизация системы образования предъявляет особые требования к уровню квалификации педагогических кадров, реализующих образовательные программы нового поколения, в частности, к их непрерывному профессионально-личностному саморазвитию.

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Самообразование – необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Таким образом, личностно-профессиональный рост педагога понимается как непрерывный процесс раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Безусловно, самое главное в этом – личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании. Если педагог стремится к саморазвитию и личностному росту, нацелен на углубление знаний и умений, расширение кругозора, то стадии его личностно-профессионального роста будут выглядеть следующим образом:


Рис. 1. Стадии личностно-профессионального роста педагога

Залогом успешного роста педагога будет систематическая самостоятельная, заинтересованная работа с научно-методическими изданиями, разработками, рекомендациями, где представляется опыт коллег. Чем шире кругозор педагога, чем серьезнее он подкован теоретически, тем легче будет найти наиболее удачный метод, форму подачи материала, тем больше будет спектр его мастерства.

Таким образом, развитие позитивного отношения к себе может рассматриваться в качестве личностного ресурса профессионального успеха современного педагога. Значимым способом повышения позитивного отношения к себе является сегодня активное участие в жизни профессионального сообщества, профессиональных конкурсах, творческих объединениях, социально-значимых проектах, достижение социального признания результатов деятельности. Посредством такой активности педагог получает возможность выйти за рамки программно-определенной деятельности, расширить возможности персонализации и получить социальное подтверждение собственной состоятельности и компетентности. Профессиональная деятельность педагога погружена в контекст инновационной образовательной среды, что требует от ее субъекта повышенного уровня развития способности к личностному и профессиональному росту.

Возможность непрерывного профессионально-личностного роста подразумевает развитие аналитических, оценочных, рефлексивных и прогностических умений, способности делать самостоятельный выбор в ситуациях неопределенности и нести ответственность за результаты активности. Именно профессиональная ответственность способствует последовательному достижению цели, воплощению индивидуального проекта развития. Необходимо учитывать тот факт, что во многом ответственность связана с выраженностью личностного смысла и удовлетворенностью педагога своей деятельностью [3].

Подводя итоги, выделим основные направления профессионально-личностного саморазвития педагога, способствующие его профессиональному росту.

Изучение профессиональной литературы. Изучение работ отечественных и зарубежных авторов позволяет отслеживать новые тенденции в сфере образования, например, в методике преподавания. Чтение специальной литературы в других областях позволяет извлекать информацию, так необходимую для пополнения знаний в сфере смежных наук. Помимо получения новых знаний из других областей, такая литература помогает понять сложные аспекты в своей специальности. Свежий взгляд со стороны, не обремененный профессиональными стереотипами, позволяет посмотреть на проблему под другим углом зрения, найти параллели при поиске решения определенных задач. Зачастую в этих книгах можно найти ответы на конкретные вопросы, например, какими методическими приемами воспользоваться для облегчения понимания материала или как повысить мотивацию обучающихся.

Налаживание профессионального общения. Для специалиста в области коммуникации очень тяжело находиться в состоянии информационного голода. На помощь приходят профессиональные ассоциации, деятельность которых направлена на поддержание контактов между специалистами из разных регионов. Сейчас в нашей страде проводится множество локальных и международных конференций, организуемых ассоциациями. Широкая география конференций позволяет преподавателям принимать в них участие, что необычайно полезно даже в роли слушателя — за короткий срок можно узнать много нового, ознакомиться с разнообразием идей, понаблюдать за ходом дискуссий. Кроме того, устанавливаются новые профессиональные контакты.

Посещение курсов повышения квалификации, семинаров, презентаций. В стране активно работают организации, одним из направлений деятельности которых является проведение методических мероприятий для преподавателей. Кроме государственных институтов повышения квалификации, многие вузы имеют факультеты или отделения дополнительного образования. Тренинги для преподавателей активно проводят негосударственные учебные центры.

Получение дополнительной квалификации в области менеджмента в образовании. Возможности карьерного роста для преподавателей сегодня не ограничиваются исключительно академическими должностями. Учебным заведениям приходится заниматься привлечением дополнительных источников финансирования. Для управления финансовыми потоками, подбора персонала, выполнения маркетинговых исследований и проведения рекламных исследований требуются администраторы, владеющие одновременно управленческими технологиями и современными образовательными подходами.

Реальный спектр возможностей, существующих в рамках непрерывного образования личности, не ограничивается перечисленными выше действиями. Они лишь примерно иллюстрируют возможные направления деятельности преподавателей.

Таким образом, первое и главное условие, без которого невозможно вхождение в педагогическую деятельность, – личностное принятие педагогом саморазвития как особого вида деятельности. Мы знаем, что педагог, лишенный какой-либо четкой профессиональной позиции, обречен на бесплодную деятельность. Но в современном меняющемся мире ценна даже не столько какая-то определенная профессиональная педагогическая позиция, ценен сам опыт саморазвития, само творческое отношение к своему делу. Этот опыт — опыт не только успехов, но и опыт трудностей, кризисов, проблем. Преподаватель способен выйти за пределы непрерывного потока педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом [2].

Психологическое благополучие педагога, удовлетворенность своей жизнедеятельностью, восходящее личностное саморазвитие, способность к позитивному функционированию проецируются в пространство педагогического взаимодействия, создавая условия для успешного формирования у учащихся базовых личностных умений. В позитивном функционировании педагога в профессии большое значение имеет адекватная оценка своих личностных ресурсов, осознание их содержательной специфики и возможных способов расширения, а также направленности личности. В направленности личности педагога интегрируются социальные и личные ценности, задавая определенный вектор и стратегию профессионально-личностного саморазвития, использования собственных ресурсов и построения профессионального поведения. По существу, направленность является мощной движущей силой профессионально-личностного развития субъекта.

Рецензенты:

Вершинин М.А., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ВГАФК, г. Волгоград;

Профессиональный рост педагога как необходимое условие обеспечения качества образования. Стандарт профессионального образования. Взаимосвязь профессионализма педагога с его социальным статусом и успешностью в реализации педагогической деятельности.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 23.04.2018
Размер файла 15,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Профессиональный рост педагогов как фактор повышения качества профессионального образования

Сентемов Андрей Владимирович

В исследовании представлен теоретический анализ проблемы профессионального роста педагога. Профессиональный рост педагога рассматривается как необходимое условие обеспечения качества образования. Проанализирована взаимосвязь профессионального роста педагогов профессионального образования с социально - профессиональным статусом и успешностью в реализации своей педагогической деятельности.

Современная образовательная система характеризуется повсеместными масштабными изменениями и всесторонним реформированием. Особенно значимо это проявляется в последнее время -- эпоху смены образовательной парадигмы, перехода к системе непрерывного образования и глобальной информатизации. Центральной проблемой образовательной политики современности становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального развития педагогов. Новые целевые установки, в основу которых заложен приоритет личности, заставляют акцентировать внимание на повышении уровня общей и профессионально-педагогической культуры педагога, на формировании у него потребностей в постоянном профессиональном развитии. Только высокая компетентность педагога, умение самостоятельно формулировать и решать профессиональные задачи, сформированность мотивации к самообучению и саморазвитию, способность к самоанализу и овладение новейшими информационными технологиями позволит ему высокоэффективно работать в постоянно меняющихся современных условиях.

Организация образовательной деятельности должна осуществляться на основе тех современных требований к качеству образовательных услуг, которые ставятся перед нами в новых и обновленных нормативно-правовых документах, регулирующих работу образовательных организаций.

Увеличение и усложнение функций педагогических кадров в условиях перехода на профессиональный стандарт профессионального образования требуют постоянного профессионального роста педагогов, что определило цель статьи - выявить основные пути обеспечения этого роста как необходимого условия повышения качества образования. Педагогический аспект определяет качество профессионального образования в соответствии с реализацией принципа вариативности в образовании, а также личностно -ориентированное взаимодействие педагога с обучающимися.

Для преподавателей качество образования характеризуется следующим образом:

1. Положительная оценка их педагогической деятельности;

2. Оптимальный подбор методов, приемов и форм взаимодействия.

3. Успешное развитие обучающихся в соответствии с требованиями профессионального стандарта и целевыми ориентирами;

4. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей, как одно из приоритетных направлений работы с учащимися;

5. Рациональное использование рабочего времени;

6. Обеспеченность образовательного процесса всем необходимым оборудованием, пособиями, дидактическими материалами ит.д.

Для руководителя профессионального образования - это:

Достойная оценка деятельности педагогов, повышение престижа учреждения;

Полное усвоение выбранных программ.

В связи с этим можно сделать вывод, что качество образования - это и есть и процесс, и его результат.

Профессионализм как совокупность личностно - деловых качеств и профессиональной компетентности педагога, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности, рассматривали Н.В. Бордовская, С.Г. Вершиловский, Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя, И.А. Зязюн, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, К.М. Левитан, Л.М. Митина, А.А. Реан, В.А. Сластенин, С.Д. Смирнов, В.Д. Шадриков и др. Под профессиональным ростом в литературе понимается приобретение профессионального мастерства, повышения уровня компетентности в педагогической деятельности. (А.А. Деркач, А.К. Маркова, М.М. Поташник и др.). М.М. Поташник отмечает, что профессиональный рост педагога связан с приобретением способов деятельности, позволяющих ему оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации, сохранения здоровья детей. Профессиональному становлению педагога посвящены научные исследования К.Б. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др.

Анализ результатов проведенного исследования показал, что 40% педагогов включая, специалистов не планируют свой профессиональный рост в будущем. Основной причиной они называют невозможность занять более высокую должность в системе профессионального образования. Интересен тот факт, что 38% педагогов считают, что они уже достигли определенного профессионального уровня, 22% - что им не позволяет возраст, а 10% не видят возможности занять более высокую должность в своем учреждении. При этом большая часть испытуемых понимает профессиональный рост скорее как профессиональное развитие, а не как профессиональную и должностную карьеру. В числе других причин (12,5%) указали отсутствие перспектив для улучшения состояния профессионального образования. На вопрос, что следует изменить в целях повышения качества профессионального образования: 15% педагогов (все со стажем более 15 лет) заявили, что на их взгляд, перемен уже достаточно.

Свой профессиональный рост в будущем планируют только 28% испытуемых, в том числе 18% специалистов и 10% воспитателей. Из числа педагогов со средним педагогическим и высшим непрофильным образованием чаще планируют свой профессиональный рост специалисты- 46% , значительно реже других воспитатели- 29%. Но при этом 33% специалистов и 40% воспитателей планируют свой профессиональный рост лично для себя и не имеют составленного и подписанного руководителем плана профессионального роста. При этом большая часть испытуемых считают, что педагогическому работнику необходимо планировать свой профессиональный рост.

В числе видов планирования своего профессионального роста педагоги указали: повышение знаний и практических навыков, чтение педагогической литературы, выступления на заседаниях методического объединения, семинарах и конференциях, участие в проектах, получение квалификационной категории, курсы повышения квалификации, обучение в вузе, поступление в магистратуру.

В ходе исследования было выяснено, что только 31% от общего числа респондентов занимаются самообразованием регулярно, что сказывается на формировании профессионально важных качеств личности. Профессиональной компетентности и характеризует профессиональный рост педагога. Слабая мотивация профессионального роста часто сопровождается недостаточной подготовкой, что затрудняет вхождение в профессию.

В ходе исследования респондентами были выделены следующие условия успешного профессионального роста педагогов: изменение их позиции на самостоятельную и активную деятельность, обеспечение психологического сопровождения, всестороннее использование интерактивных методов в процессе повышения квалификации, обеспечение равноправия субъектов образовательного процесса.

педагог профессионализм качество образование

На основе проведенного исследования можно выделить следующие основные пути активизации профессионального роста педагогов как условия повышения качества профессионального образования:

1. Личностно - ориентированное взаимодействие руководителей и педагогов с научными центрами, методическими службами, учреждениями дополнительного профессионального образования;

2. Интеграция ценностных приоритетов профессионального образования;

3. Общность интересов педагогов и руководителей на основе взаимопонимания, доверия, уважения достоинства личности, диалога;

4. Психолого-педагогическое сопровождение и оперативная методическая поддержка потенциальных возможностей педагогов.

Таким образом, качество профессионального образования непосредственно зависит от профессионального роста педагогов, от их стремления к успешной педагогической деятельности, суть которой детерминирована умением проектировать и реализовывать в педагогическом процессе профессионального учреждения условия, необходимые для формирования тех или иных качеств в развитии человека.

Подобные документы

Сущность и цели создания профессионального стандарта современного педагога: повышение качества образования, измеритель квалификации педагога, средство отбора кадров, основа для формирования трудового договора. Значение дополнительного образования.

презентация [749,9 K], добавлен 05.02.2014

Педагогическая деятельность педагога профессионального образования. Профессиональные качества педагога профессионального обучения по направлению "Технологическое оборудование". Анализ содержания подготовки педагога для формирования значимых качеств.

курсовая работа [72,9 K], добавлен 05.05.2013

Социальная компетентность и ее виды. Исследование социальной компетентности социальных педагогов. Метод исследования и его этапы. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность "социальная педагогика").

дипломная работа [40,1 K], добавлен 05.05.2011

Творческий потенциал личности как определяющий фактор успешности педагога дополнительного образования. Развитие субъектности и развитие интеллекта педагога как актуальные проблемы психологии образования. Характеристика модели профессионального развития.

реферат [185,7 K], добавлен 16.03.2016

Специфика формирования творческих умений у будущих педагогов профессионального образования, используемые в данном процессе методы и приемы. Опытно-поисковая работа по определению уровня творческих умений у будущих педагогов профессионального образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В профессиональном смысле личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса предполагает овладение им в полном объеме профессиональной педагогической компетентностью. Это интегративное личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его ценностное отношение к учащимся и эффективное взаимодействие с ними, направленное на создание условий для их воспитания, обучения, развития и личностного роста

Абрамова Лариса Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

Выступление на педагогическом совете

Современная школа – большой и сложный механизм, здоровая работа которого обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников. В повседневных буднях каждый из нас по-разному несет свою меру ответственности за то, какое образование дает данное учебное заведение. Качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка, человека. Качество – это удовлетворение требований потребителя. Качество образования – есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат.

Какие бы реформы не проходили в системе образования , в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций. Но для успешной реализации поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональнойкомпетентности и профессионализма, то есть с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования уметь:

- выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса ,

- прогнозировать их результаты ,

- создавать собственную концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника, в преобразующую силу педагогического труда.

Основную цель в повышении профессионального и личностного роста педагогов школы администрация определяет в следующем:

- выработка и осуществление единого подхода в научно-методической работе педагогов, влияющие на организацию педагогического процесса и результаты образовательной деятельности учащихся.

Изменение качества профессиональной деятельности педагога может происходить в том случае, если учитель готов не только использовать имеющиеся педагогические технологии, но и выходить за рамки нормативной педагогики, через совершенствование собственной деятельности стимулировать творческую деятельность учеников, опираясь на фундаментальные психолого-педагогические принципы организации учебно-познавательной деятельности.

Автор многих методических пособий для педагогов В.М.Лизинский высказал непреложную истину "Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить". Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем.

Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и ожидание детей, родителей, чтобы выполнить все задачи обучения и воспитания, которые ставит перед нами современное общество и условия жизни?

- решать задачи обучения, воспитания и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве;

- привлечь внимание учащихся и заинтересовать их изучаемым материалом;

- учитывать возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития и на основе этого обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход;

- строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе;

- не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся;

- сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета;

- грамотно использовать в своей работе новинки передовой педагогической науки и практики;

- разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации;

- в совершенстве владеть своим орудием труда – речью, словом;

- критически мыслить и иметь четкую активную гражданскую позицию, не пасовать перед трудностями и показывать учащимся органическое единство слов, убеждений и дела.

Вместе с тем безупречное владение перечисленными умениями – это только первая ступень профессионализма.

Личностный рост – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Иными словами, это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, "ядро" личности.

В профессиональном смысле личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса предполагает овладение им в полном объеме профессиональной педагогической компетентностью. Это интегративное личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его ценностное отношение к учащимся и эффективное взаимодействие с ними, направленное на создание условий для их воспитания, обучения, развития и личностного роста . Выделяются несколько видов педагогической компетентности:

1) специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины, которая включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач .

2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся, включающая владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

3) психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения, предполагающая владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.

4) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.

В современных условиях важными показателями данной компетентности являются личностные качества педагога - терпение, требовательность, заинтересованность в успехах учеников, объективность в оценке знаний и др. Результатом влияния учителя на качество образования школьников является сформированность у них мотивов учебной деятельности.

5) рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования. Одним из проявлений данного вида компетентности является самообразование.

6) информационная компетентность, которая формирует умение педагога самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

7) коммуникативная компетентность во многом определяет социально-психологическую атмосферу в образовательном процессе , успех педагогической деятельности, она понимается как совокупность целого ряда структурных компонентов:

- знания в области коммуникативных дисциплин (педагогика и психология, конфликтология, логика, риторика, культура речи и др.);

- коммуникативные и организаторские способности;

- способность к эмпатии;

- толерантность; способность к самоконтролю;

- культура вербального и невербального взаимодействия.

8) социокультурная компетентность определяется как интегративное личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его эффективное взаимодействие с учащимися, направленное на создание условий для их успешного вхождения в динамичный, поликультурный социум, самоопределения и самореализации в нем.

9) культурологическая компетентность обеспечивает конкретное наполнение содержания образования , придавая учебному процессу упорядоченность, стройность и последовательность.

Исходя из вышесказанного можно вести речь об особых условиях и требованиях к личности и деятельности учителя. Требования эти определяются в первую очередь требованиями достижения нового качества образования , насколько полученное образование обеспечивает выпускнику школы успешную жизнедеятельность в условиях неопределенности современного общества. В этой связи усиливается необходимость реализации субъектного подхода в обучении, обеспечения безусловного права каждого ребенка активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную жизнь. При этом существенно изменяется роль учителя: от трансляции знаний и способов деятельности он должен переходить к проектированию индивидуального маршрута интеллектуального и личностного развития каждого школьника и педагогической поддержке продвижения школьников по индивидуальному образовательному маршруту.

В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности (опубликован в Вестнике Минобразования - №7 за 2007 год)под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи , составляющие сущность профессиональной деятельности.

В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:

1. Компетентность в области личностных качеств.

2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.

3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.

4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.

5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.

6. Компетентность в организации педагогической деятельности.

В нашей школе на сегодняшний день имеют:

1. Высшую категорию – 1 педагог.

2. 1 категорию – 7 педагогов.

3. 2 квалификационную категорию – 6 педагогов

4. соответствие занимаемой должности – 5 педагогов.

5. не имеют квалификации – 3 педагога.

Хочется еще раз отметить, что и в Новой школе, как и во все времена, самый ответственный за качество образования человек – это УЧИТЕЛЬ – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост , толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.

Учитель готовится к урокам всю жизнь. Этот тезис отражает саму суть профессии педагога. Но невозможно научить тому, что не умеешь сам. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно все больше. Бурно растущий поток информации приводит к усложнению школьных предметов и быстрому моральному износу ранее полученных учителем знаний. Быстро растет кругозор учащихся, заметно повышается уровень их общего развития. Чтобы стать и быть хорошим педагогом, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому, постоянно повышать свою квалификацию.

Однако никакие курсы и семинары не будут эффективными без систематических самостоятельных занятий педагога. Поэтому самообразование принято считать основной формой повышения квалификации. Непрерывное, целенаправленное, оно связывает воедино все перечисленные выше формы работы, дополняет и развивает их, служит основой роста педагога как специалиста.

Каждый педагог работает на своем уровне творчества, постоянно его повышая. Сначала молодому учителю характерно пользование готовыми рецептами и рекомендациями, следование сценарию урока или мероприятия без учета особенностей классного коллектива и условий его работы. Надо признать, это уровень пока еще лишен элементов творчества. Другим характерно уже критическое оценивание методических рекомендаций, они могут отказаться от каких-то элементов урока, заменив их более эффективными для данных условий – это достаточный уровень мастерства. Третьи имеют определенную систему работы. При подготовке к урокам используют не конкретные разработки, а общие положения и идеи – это высокий уровень мастерства. И для четвертых характерно конструирование собственной методической системы, которая постоянно совершенствуется на основе данных педагогической науки и передового педагогического опыта – это вершина педагогического мастерства.

В итоге необходимо отметить, чтобы каждый из Вас стремился к тому, чтобы быть таким учителем, воспитателем, чтобы ваш личностный рост в общечеловеческом и профессиональном плане стал залогомвашей успешности, высокого профессионализма.


Профессионализм педагогов в сегодняшней системе образования играет решающую роль. Профессионализм педагога — это интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию обучающихся. [4] От профессионализма учителя зависит и качество освоения студентами профессиональных компетенций. Поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. [2]

Обязательным элементом повышения своей квалификации является изучение передового педагогического опыта через взаимопосещение уроков своих коллег. Что касается нашего учебного заведения, учителя должны посещать учебные занятия коллег по графику, составленному на заседании МО учителей-предметников два урока в месяц. Это бесценный опыт. Часто это посещение позволяет по-новому взглянуть на учебный процесс, сравнить его со своими уроками, перенять способы ведения урока и интересные методы подачи материала.

Проведение открытых уроков и открытых внеклассных мероприятий — это особый опыт педагога. Проведение таковых — попытка поделиться с коллегами опытом, показать своё мастерство, освоенные вами новые технологии. При подготовке урока преподаватель старается перерыть кучу литературы, дополнительных источников, пытаясь осмыслить сильные и слабые стороны методики преподавания своего предмета, стараясь показать лучшие достижения современной педагогики. Обращение к опыту коллег, обогащает преподавателя передовыми педагогическими решениями.

Успешность педагога зависит во многом от систематической профессиональной работы по самообразованию. Самообразование педагога — это один из важных направлений развития и совершенствования педагогического мастерства. Оно опирается на имеющиеся знания педагога и индивидуальные особенности интеллектуальной деятельности. Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптация своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности. [1] Как можно достичь этого? Преподаватель может изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, периодически проводить анализ своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Конференции, вебинары, семинары, круглые столы, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства (по профилю преподаваемых дисциплин, методические и педагогические) расширяют кругозор преподавателя. А если преподаватель ориентирован на профессиональный рост, он будет пытаться заявить о себе широкой общественности. Он будет делиться своими достижениями и распространять опыт своей работы, активно выступая на очных и заочных мероприятиях, показывая результаты своей работы с учениками. Участвуя в конкурсах профессионального мастерства, учитель демонстрирует определенную смелость и профессиональные умения. Накопленный опыт педагога участия в подобных мероприятиях помогает ему чувствовать себя увереннее, повысить свой профессиональный статус, получить признание у своих коллег. Участие в конкурсе — лакмусовая бумажка, взгляд на свою деятельность со стороны. Каждый учитель на таких конкурсах пытается доказать, что он относится к той группе современных учителей, которые используют современные образовательные технологии, обобщают и распространяют собственный педагогический опыт, проводят открытые уроки и мероприятия, участвуют в круглых столах, тем самым повышают свою квалификацию и совершенствуют мастерство.

Участие в конкурсе — большая эмоциональная нагрузка и огромное физическое напряжение. Это можно понять, только участвуя в конкурсе. Но это стоит того. Я, например, ежегодно стараюсь принимать участие в очных и заочных конкурсах, конференциях, Всероссийских педагогических чтениях. Атмосфера единения, взаимной помощи и поддержки единомышленников вселяют уверенность и заставляют идти вперед.

Развитие профессионализма педагога — постоянный во времени процесс овладения профессией. И, если мы неравнодушны к своей профессии, способны реагировать на любые изменения образовательного процесса, если готовы работать творчески, делиться своим опытом, самообразовываться, успех нам обеспечен.

Основные термины (генерируются автоматически): знание, конкурс, мероприятие, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство, профессиональный уровень, современный учитель, урок, учебный процесс, учитель.

Читайте также: