Что такое профессиональные риски в школе

Обновлено: 16.05.2024

Давыдова Марина Евгеньевна
Магистрант, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов
Капичникова Ольга Борисовна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме современной теории и практике педагогики. Рассматривается происхождение понятия риск и его сущностные характеристики. В статье проанализированы классификации педагогических рисков и их виды.
Ключевые слова: Риск, педагогический риск, традиционные и новые риски, классификации педагогических рисков, кадровые риски, контингент – риски, учебно – методические и имиджевые риски

Essence and classification of pedagogical risks

Davydova Marina Evgenyevna
Undergraduate The Saratov state university of N.G. Chernyshevsky, Russian Federation, Saratov
Kapichnikova Olga Borisovna
Candidate of pedagogical sciences, professor of department of pedagogics, The Saratov state university of N.G. Chernyshevsky, Russian Federation, Saratov

Abstract: Article is devoted to a current problem of the modern theory and practice of pedagogics. The origin of a concept risk and its intrinsic characteristics is considered. In article classifications of pedagogical risks and their types are analysed.
Keywords: Risk, pedagogical risk, traditional and new risks, classifications of pedagogical risks, personnel risks, the contingent – risks, uchebno – methodical and image risks

В современном мире риск является постоянным спутником человека, затрагивает все сферы его деятельности. Педагогическая деятельность также связана с определенными рисками. Будущее общества напрямую зависит от наших детей, подрастающего поколения, на которое педагоги оказывают огромное влияние в процессе обучения и воспитания. Исследование рисков в педагогической деятельности необходимо, так как их последствия значительны как для личности, так и для общества в целом.

Современное понимание риска, как правило, предполагает потери, ущерб, вероятность которых связана с наличием неопределенности, как возможное отклонение от цели.

Многие отечественные научные деятели определяют риск как явление неоднозначное, включающее в себя как разрушительные, так и созидательные аспекты.

Риск по определению представляет собой возможную угрозу, однако, он может быть конструктивным, если человек готов ему противостоять, открывая в себе новые возможности и получая желаемый результат, который был бы недостижим вне зоны риска. Для того чтобы достичь желаемого результата, человек должен обладать определенными личностными качествами и необходимыми знаниями и умениями. Причем, при рассмотрении риска в данном аспекте, он всегда будет в разной степени конструктивен. Если случается риск не достижения цели и человек в итоге не получает желаемого, то созидательный момент присутствует все равно. В процессе движения к цели человек развивается, получает много информации, развивает личные качества, что впоследствии может применить при выборе нового направления своей деятельности. Риск побуждает человека самоорганизовываться и самосовершенствоваться, получая полезные знания. Основную часть таких знаний предоставляет система образования. В этом аспекте ясно прослеживается взаимосвязь рискологии и педагогики, а также основания для научного исследования в сфере образования.

В педагогике риск имеет свою специфику. Во-первых, педагогическим риском является ответственность педагога при осуществлении его профессиональной деятельности перед обучающимися. Во-вторых риск – деятельность, направленная на преодоление неопределенности в ситуации принятия решения. В-третьих, это регулирование взаимоотношений между участниками образовательного процесса. В-четвертых, педагогический риск отражает согласованность действий всех участников процесса.

С точки зрения исторического развития риски можно разделить на традиционные, определения которых относятся к XV-XVIII вв., затем, индустриальные риски – XIX-XX вв. и новые риски. Рискология уделяет особое внимание новым рискам. Они носят глобальный характер, их последствия непредсказуемы. Новые риски связаны с развитием технологий, изменением окружающей среды, изменением сознания самого человека.

Классификацию, удобную для практических целей, разработал В.И. Зубков. Он дифференцировал риски по четырем основным признакам:

-по субъект-объектным характеристикам (например, индивидуальный, коллективный риск);

-по условиям возникновения (добровольный, недобровольный);

-по содержанию (действия, бездействия);

-по возможным последствиям (1).

Данная классификация включает в себя стандартизированные характеристики, с помощью которых можно кратко описать риск любой сферы деятельности человека.

Классификацию педагогических рисков предлагает М.А. Беляева, в которой риски делятся на: кадровые риски, контингент-риски, процессуальные риски(учебно-методические), имидживые риски (2).

Кадровые риски представляют собой человеческий ресурс образовательного учреждения. Кадровый риск определяет соответствие компетенции педагогов нормативным требованиям.

Контингент-риски – риски, связанные с количественными и качественными характеристиками обучающихся. Например, данным риском в школе будет риск неуспеваемости и девиантного поведения подростков.

Процессуальные или учебно-методические риски – риски, сопровождающие процесс обучения и воспитания. В эту группу относятся риски, связанные с действующим образовательным процессом, а также с реализацией новых стандартов и технологий. Наиболее острой проблемой современной педагогики считается снижение качества образования. В связи со стремительным развитием общества на российскую систему образования обрушивается поток инноваций и псевдоинноваций. Целью инновации является повышение качества образования, однако, в реальности она может иметь противоположный, нулевой или неожиданный побочный результат. Проблема инноваций, повышения качества образования, учебной мотивации посвящены статьи современных педагогов высшей школы (3,4,5).

Имидж-риск – риск, связанный с общественным мнением об образовательном учреждении. Существуют несколько аспектов, характеризующих данный риск. Во-первых, общественное мнение является одним из условий экономической эффективности учреждения, реализующее образовательные услуги на платной основе. Во-вторых, насколько вложенные средства на подготовку воспитанников принесли плоды. Например, для вуза – это показатель трудоустройства выпускников по полученной профессии. В-третьих, достижение главной цели образования – трансляция культуры, обеспечение культурой преемственности поколений.

Таким образом, педагогический риск представляет собой достаточно сложное явление, связанное с множеством условий и фактов, влияющих на положительный исход решений, которые принимают педагоги. Для осуществления успешной деятельности в сфере образования педагогу необходимо уметь прогнозировать возможные риски, принять меры по их минимизации и преодолеть проблемы, возникающие на пути от цели к результату.

1. Зубков В.И. Социальная теория риска: учебное пособие. /М.: Академ Проект. 2009
2. Беляева М.А. Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании. /Педагогическое образование в России №11 с.16-23. 2014
3. Капичников А.И., Капичникова О.Б. Формирование учебной мотивации студентов в условиях бакалавриата и магистратуры вуза. В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии. сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: А.А. Сукиасян. 2014. С. 122-134.
4. Дидусенко Е.Н., Капичников А.И., Капичникова О.Б. Модульная технология обучения студентов бакалавриата аграрного вуза. Дидусенко Е.Н., Капичников А.И., Капичникова О.Б. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 3 (121). С. 37-39.
5. Гижов В.А., Капичников А.И., Поздникин А.А., Капичникова О.Б. Формирование учебной мотивации студентов в условиях повышения качества многоуровневого высшего образования. Высшее образование сегодня. 2017. № 3. С. 14-16.

Следующая статья →Специфика обучения в мусульманских школах (мектебе) в Оренбургской губернии в начале XX века *

В статье представлены проявления синдрома профессионального выгорания, выявлены зоны по развитию синдрома профессионального выгорания по стажу профессиональной деятельности.

ВложениеРазмер
statya.docx 23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Риск профессионального выгорания

в педагогической деятельности: диагностика и оптимизация

Согласно классификации В.И. Зубкова [1, с. 119] риск профессионального выгорания а педагогической деятельности является квалификативным, институализированным, праксеологическим, обоснованным (т.к. связан с необходимостью выполнять профессиональные обязанности) риском; моральным по своим последствиям и значительным по масштабу влияния на здоровье педагогов.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. выделяют три стадии профессионального выгорания [2, с. 39]. Первая стадия: сглаживается острота чувств и переживаний; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает тревожность, неудовлетворенность. Вторая стадия: пренебрежительные отзывы в кругу коллег о некоторых из них; открытое проявление неприязни, антипатии, раздражения. Третья стадия: равнодушие ко всему, даже к собственной жизни; потеря интереса к чему бы то ни было, холодное безразличие.

Первая стадия может протекать в течение трех-пяти лет; вторая – в среднем, от пяти до пятнадцати лет; третья стадия может длиться от десяти до двадцати лет.

- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

- ощущение эмоционального и физического истощения;

- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на имеющуюся ситуацию);

- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

- частые беспричинные головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта;

- резкая потеря или резкое увеличение веса;

- полная или частичная бессонница;

- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;

- повышенная раздражительность на незначительные мелкие события;

- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

Все эти симптомы проявляются у педагогов по-разному.

В нашем образовательном учреждении мы проанализировали проявление профессионального выгорания у педагогов, разделенных на группы в зависимости от стажа работы. Исследование проводилось при помощи методики К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой.

Помимо диагностики, мы выяснили, что помогает педагогам снизить риск профессионального выгорания:

- долгий и крепкий сон;

- любимые занятия (чтение книг, просмотр фильмов и т.д.);

- умение разграничивать рабочее и домашнее время;

- поддержка молодых педагогов со стороны начальства;

- профессиональная поддержка, общение с коллегами;

- отдых после работы в тишине;

- атмосфера доброжелательности и взаимопомощи в коллективе, доверительные отношения с коллегами;

- занятие спортом (танцы, йога), посещение бассейна;

- развлечения (поход в кафе, кино, шопинг) и т.д.

Таким образом, познакомившись с риском эмоционального выгорания, причинами и симптомами его проявления, мы можем сделать вывод о том, что выгорание представляет собой процесс, развивающийся во времени. Он начинается с сильного продолжительного стресса. В профессиональной деятельности педагогических работников полностью исключить профессиональное выгорание невозможно, но оптимизация данного риска предполагает использование способов саморегуляции и психологической защиты.

Любимов А. А.

В Школу охраны труда поступают вопросы о значимых для сферы охраны труда изменениях. Больше всего волнует тема оценки профессиональных рисков. Руководитель направления Охрана труда в Контур.Школе Наталья Герасименко поговорила с Андреем Любимовым, экспертом по технологиям оценки профессиональных рисков, о том, как работодателям выбрать методы и провести оценку.

Что ждать работодателям и специалистам по охране труда в ближайшее время?


Важное изменение — ввели два основных принципа охраны труда. Первый принцип базируется на предупреждении в виде управления рисками. Второй — принцип минимизации тех последствий, которые мы не смогли предотвратить. Управление такими последствиями позволит уменьшить травмы, которые могут получить работники на рабочих местах.

У работодателя появятся новые обязанности, которые связаны со ст. 209 Трудового кодекса, где прописано, что работодатель должен создавать безопасные условия труда. Действующая редакция Трудового кодекса РФ не отвечает на вопрос, как создавать такие условия.

В редакции проекта 10-го раздела Трудового кодекса будет ответ: работодатель должен создавать безопасные условия труда исходя из технологического состояния рабочих мест, тех технологических процессов, которые на рабочих местах осуществляются. И это первая предпосылка для работодателя — надо выстраивать систему управления профессиональными рисками.

Оценка профессиональных рисков — обязательная или рекомендательная процедура?

У нас есть подзаконные акты, которые позволяют работодателю уже сейчас проводить процедуру оценки профессиональных рисков. Эти документы дают понимание, что процедура будет обязательной, и те изменения, которые планируются в 10-м разделе Трудового кодекса РФ, подтвердят это.

Работодателям следует проводить оценку профессиональных рисков, чтобы не попасть на штраф до 80 000 руб. в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Как выбрать методы оценки профессиональных рисков пока нет утвержденной методики?

Методику проведения оценки профессиональных рисков еще не утвердили. Но работодателю не стоит ждать, когда примут этот документ. Проводить оценку рисков можно и нужно уже сейчас. Есть, например:

К выбору методики проведения оценки профессиональных рисков стоит подойти с учетом тех задач, которые вы перед собой ставите. Есть простые, среднесложные, очень сложные методы анализа.

Можно использовать, к примеру, метод Международной организации труда, дополнив его методами Элмери и Файна и Кинни. Дальше, уже начав работать с рисками, будете выбирать более сложные методы.

Какие локальные документы нужно утвердить в организации по результатам оценки профрисков?

При внеплановых проверках госинспектор будет пользоваться методологией, определенной этим Приказом, — из нее мы можем почерпнуть те документы, которые по логике должны появиться в организации.

  1. Начинается все с документа Реестр опасностей для всей организации в целом.
  2. Дальше появляется Реестр профессиональных рисков — мы получаем этот документ после того, как посчитали вероятность и тяжесть последствий от опасностей.
  3. Исходя из Реестра профессиональных рисков, мы получаем Карту рисков на каждое рабочее место.

Образцы этих документов вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Следуя методическим рекомендациям по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, мы понимаем, что это основные документы, которые должны быть в организации.

Остальные документы никак не регламентированы на законодательном уровне, но, возможно, в процессе работы с теми рисками, которые есть на ваших рабочих местах, у вас появятся и другие локальные документы.

Посоветуйте нашим читателям, как проводить оценку рисков: силами своей организации или отдать предпочтение внешним экспертам?

Работодатель не обязан выстраивать процедуру оценки профессиональных рисков так, как он проводил специальную оценку условий труда. Чтобы провести спецоценку условий труда, необходимо обратиться в аккредитованную организацию, которая соответствует определенным требованиям закона.

С оценкой профессиональных рисков такого нет — работодатель может провести ее своими силами, привлечь организацию или экспертов, которые ему в этом помогут.

Как показывает практика, провести полноценную оценку профессиональных рисков силами штатного специалиста по охране труда сложно. Работодателю необходимо сформировать комиссию или оценочную команду из специалистов по охране труда, пожарной безопасности, промышленной безопасности, специалистов по отдельным технологическим процессам, а также специалистов, которые знакомы с методологией оценки рисков.

Я бы рекомендовал привлекать внешних экспертов или направлять членов внутренней комиссии на специальное обучение.


Как провести оценку профессиональных рисков

В рекомендации — зачем проводить оценку рисков, как выявить, идентифицировать и оценить риски и провести их корректировку — пошаговый алгоритм, какие документы по оценке рисков должны быть в организации, как провести корректировку рисков после их оценки и какую ответственность несет работодатель за непроведение оценки рисков.

Зачем проводить оценку профессиональных рисков

Каждый работодатель вне зависимости от формы собственности, размера предприятия и вида экономической деятельности должен провести процедуру оценки и управления профессиональными рисками. Поскольку работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда,а оценка рисков — один из основных элементов системы. Это указано в статьях 209 и 212 ТК РФ и пунктах 29, 33-39 типового положения о СУОТ,утвержденного приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее — Положение).

Кроме того, оценка рисков помогает снизить риск возникновения несчастных случаеви профзаболеванийна конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь.

Также, оценка рисков помогает повысить мотивацию работников соблюдать требования охраны труда, социальную защищенность работников и квалификацию персонала, а также обеспечить экологическую безопасность производства.

При внеплановых проверках и расследованиях несчастных случаев инспекторы ГИТ будут оценивать эффективность внедренной в организации системы управления охраной труда, в том числе и процедуру управления рисками.

Если принято решение провести оценку рисков собственными силами, то установите и закрепите в локальных актах организации порядок оценки уровня профессионального риска. Как организовать процедуру управления рисками в организации, указано в пункте 33 Положения.

Какие должны быть документы по оценке рисков

Пропишите регламент процедуры оценки рисков в положении о СУОТ в организации. Это указано в Положении.

После выявления опасностей сформируйте реестр опасностей. Это указано в пункте 34 Положения. В этот документ внесите информацию о возможных опасностях на рабочем месте, вероятность их возникновения и меры, принятые для уменьшения опасностей.

Опасности укажите в порядке уменьшения уровня риска (п. 36 Положения).

Составьте план мероприятий по корректировке рисков, в нем укажите меры, которые должны быть приняты для устранения или уменьшения рисков, укажите ответственного за каждый конкретный пункт плана, сроки его выполнения, при необходимости — источники финансирования.

Кроме того, результаты проведения оценки рисков и всех его промежуточных и итоговых процедур укажите в отчете о профрисках.

Прямого указания на необходимость наличия плана мероприятий и отчета о профрисках нет, но пункт 38 Положения указывает на то, что процедура оценки рисков в организации должна быть прописана.

Как провести оценку рисков

Процесс управления рисками состоит из трех этапов:

  • идентификация (выявление) опасностей;
  • оценка уровней рисков;
  • разработка мероприятий по снижению либо контролю уровней рисков.

Процедура оценки рисков в законодательстве не прописана. Поэтому оценку рисков предприятия проводят самостоятельно.

Для выявления, идентификации и оценки рисков можно нанять стороннюю экспертную организацию или провести процедуру своими силами. Если в организации приняли решение провести оценку рисков своими силами, то можно разработать собственный алгоритм процедуры либо воспользоваться алгоритмом из четырех шагов,который разработали эксперты Системы Охрана Труда. Достоинство этого алгоритма — простота реализации на практике.

Шаг 1. Создайте комиссию по оценке рисков

Оценку рисков может проводить специалист по охране труда или служба охраны труда, но эффективнее создать комиссию из трех-семи человек. Состав комиссии определяют в зависимости от количества работников и сферы деятельности организации. В состав комиссии можно добавить ответственного за пожарную безопасность, ответственного за электробезопасность, представителей профсоюза и т. д. Обязательно участие работников в процессе идентификации опасностей.

Члены комиссии не обязаны иметь специальную подготовку, но должны знать, как выявлять опасности и оценивать риски. Обучить сотрудников проводить оценку рисков можно самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций.

Работодатель сам решает, кого назначить ответственным за оценку профрисков.

Процедура оценки рисков в законодательстве четко не прописана. Поэтому работодатель сам устанавливает порядок проведения анализа и оценки рисков, а также назначает ответственных за проведение (п. 36, 37 Положения).

Обычно эту обязанность возлагают на специалиста по охране труда.

Шаг 2. Выявите (идентифицируйте) опасности

Идентификация или выявление опасностей, которые могут причинить ущерб жизни или здоровью работников, — первый и основной этап процесса управления рисками.

В чем разница между опасностью и риском

Изучите, какие опасности могут возникнуть при выполнении сотрудниками типовых и нетиповых работ. А также опасности, которые возникают вне рабочего места или во время аварий и способны негативно повлиять на здоровье и безопасность работников.

Если рабочее место работника стационарное — проведите выявление опасностей на его рабочем месте.

Если работники в течение дня передвигаются по территории и находятся в различных помещениях организации, опасности выявляются по всем рабочим зонам.

Чтобы выявить опасности, установите все источники, ситуации, действия или их комбинации, которые могут стать причиной травмы или ухудшения состояния здоровья работников.

Документы и информация, которые можно использовать, чтобы выявить опасности:

Помогут увидеть, при каких работах и производственных процессах в организации работники подвергаются наиболее сильным рискам.

  1. Доступные сведения и статистические данные о несчастных случаях и производственном травматизме в похожих организациях.С их помощью можно узнать, во время каких работ сотрудники подвергаются потенциальным рискам, и уделить больше внимания безопасности выполнения этих работ. Данные можно узнать из докладов Ростехнадзора, которые ведомство публикует на своем официальном сайте, кроме того, многие компании публикуют статистику несчастных случаев на своих интернет-сайтах.
  2. Жалобы работников, которые связаны с ненадлежащими условиями труда, и предложения по улучшению условий труда.Некоторые риски сложно выявить при проверках и аудитах, их могут заметить только работники, которые сталкиваются с ними во время выполнения работ.

8. Предписания надзорных органов в области охраны труда и промышленной безопасности. Позволят выявить, какие в организации были нарушения и каким рискам подвергались работники, и уделить этим выявленным нарушениям повышенное внимание.

При выявлении факторов риска рассмотрите только те опасности, которые могут привести к получению травм, ухудшению здоровья работников или к смертельному исходу.

При идентификации опасностей можно пользоваться списком опасностей из пункта 35 Положения.

Внимание:работодатель сам устанавливает порядок выявления и идентификации опасностей.

По результатам идентификации составьте перечень (реестр) опасностей. Составьте его самостоятельно либо воспользуйтесь электронным реестром опасностей.

Шаг 3. Оцените уровень профрисков

Следующий этап — это оценка уровней рисков от выявленных опасностей. Риск определяют как сочетание вероятности причинения ущерба и тяжести ущерба.Оценку уровней рисков проводят для их ранжирования и определения приоритетности мер по снижению уровней наиболее высоких рисков, мер контроля менее значимых рисков, а также методов оценки принятых мер и их эффективности.Оценивать нужно не только существующие риски, но и возможные риски при вводе в эксплуатацию новых зданий, оборудования, внедрении новых процессов и рабочих мест.Методы оценки уровня профессиональных рисков работодатель определяет с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций.На практике для оценки уровня профрисков часто используют простой и эффективный метод Файна — Кинни. По этому методу для каждой выявленной опасности рассчитайте индекс профессионального риска (далее — ИПР). Величину ИПРопределяют, перемножив балльные значения трех показателей: вероятности, подверженности и последствий наступления событий из таблицы 1, по формуле: ИПР = Вр х Пд х Пс.

Таблица. Определение ИПР по методу Файна – Кинни

Читайте также: