Развитие русского языка как закономерный процесс конспект урока в 9 классе

Обновлено: 16.05.2024

б)мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

Метапредметные результаты :

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• владение разными видами чтения;

• способность извлекать информацию из различных источников( работа со словарем );

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор( нахождение СПП среди других видов предложений.)

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках иностранного языка, литературы, краеведения, истории и др. );

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Раздаточный материал: карточки с текстами.

Н еобходимое оборудование: учебник, проектор.

Демонстративный материал: презентация.

1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизация.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем… Прошу садиться. Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число, классная работа.

Учитель: Дома вы должны были выучить слова и найти их значение. Для чего вы это делали?

У: Чтобы правильно писать слова и использовать их в своей речи, не нарушая орфографических и речевых норм русского языка.

Учитель:Сейчас мы напишем небольшой словарный диктант.

Силуэт, искусственный, наотмашь, территория, аттестат, компромисс, стационар, инициатива, сувенир.

А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Взаимопроверка.

Оцените друг друга.

0 ошибок-оценка 5

А теперь скажите мне ,что же обозначает слово компромисс?

У: разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели.

Учитель:Хорошо. Пригодится ли нам знание этого слова в жизни? Искусственный?

У:созданный руками человека,неестественный.

Учитель:Где мы можем встретить то, что создано руками человека? Инициатива?

У: принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности.

Учитель:Как вы думаете важно ли в современном мире быть инициативным человеком? Молодцы! А сейчас я попрошу вас прочитать только начальные буквы слов,которые мы записали.Что у вас получилось?

Учитель: А что изучает синтаксис?

У: Словосочетания,предложения и текст.

Учитель: Какие виды предложений вам известны?

У: Простые и сложные.

Учитель: А какими бывают сложные предложения?

У: Союзными,бессоюзными. Союзные делятся на ССП и СПП.

II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

Учитель: Совершенно верно! А теперь сравним 2 предложения. Какое из этих предложений не вызовет у вас затруднений при синтаксическом разборе?

У: Так как мы знаем ,к какому виду оно относится. Это сложносочиненное предложение. Его особенности нам хорошо известны.

Учитель: А второе предложение? Знаем ли мы его особенности?

У: Нет. Это сложноподчиненное предложение. И мы этот вид еще не изучали.

Учитель: Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?

У: Сложноподчиненное предложение.

III .Выявление места и причины затруднения. Целеполагание.

Учитель: Так что же именно вызывает у вас затруднение? А какие цели поставим перед собой ?

У: -дать понятие СПП.

-узнать о строении СПП.

-узнать правила постановки знаков препинания в СПП.

Учитель: Хорошо. Запомните цели, которые вы поставили перед собой. Для начала вспомним ,что мы знаем о словосочетании?

У: Состоит из двух и более слов. Есть главное и зависимое слово.

Учитель: Верно.А как вы думаете, что общего у словосочетания и СПП.

У: У СПП тоже есть зависимая часть.

Учитель: Верно. В СПП зависимая часть называется придаточной. Давайте откроем учебники на с. 52 и прочитаем, что же такое СПП.

А сейчас откроем наши справочники , запишем определение, пример и схему предложения. Обратите внимание ,что главное предложение на схеме обозначается квадратными скобками, а зависимое –круглыми.

Какая трудность у вас может возникнуть при работе с предложениями. С каким видом предложений мы можем спутать СПП?

Учитель. Верно. И ССП и СПП имеют более одной грамматической основы.

Как же различать данные предложения? В чем их основные отличия?

У: Предложения в СПП присоединяются с помощью подчинительных союзов.

Учитель: Мы с вами говорили, что в ССП предложения равноправны между собой. А в СПП?

Учитель: А что мы можем сказать о правилах постановки знаков препинания в СПП?

У: Придаточное предложение отделяется запятой.

I V. Первичное закрепление нового знания во внешней речи.

Учитель: Итак, какой цели из поставленных нами мы достигли на данном этапе?

У:Мы узнали особенности СПП.

Учитель: Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?

У: Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.

Учитель: Полностью с вами согласна. А для чего ,по –вашему, мы используем с вами в нашей речи СПП?

У: Чтобы выразить сложную мысль, сообщить дополнительную информацию,чтобы сделать нашу речь более яркой.

Учитель: Чтобы убедиться в этом, предлагаю вам поработать с текстом. На ваших столах лежат карточки с текстом,в котором все предложения пронумерованы. Этот же текст вы видите на слайде. Давайте прочитаем этот текст по цепочке.

(ученики читают по одному предложению текста)

Учитель: Итак,о чем же этот текст?

У: Об истории нашего села.

Учитель: Совершенно верно. А какова основная мысль данного текста.

У: Основная мысль в том, что наше село появилось очень давно.

Учитель: Посмотрите еще раз на текст? Чего в нем не хватает?

Учитель: Давайте попробуем озаглавить его.

У: История Старой Майны.

Учитель: А сейчас я попрошу вас обратить внимание на выделенное слово во 2 предложении. Как вы думаете, что оно обозначает?

Учитель: Давайте обратимся к словарю.

(Один ученик ищет значение в словаре, зачитывает)

Претендент-это лицо, которое претендует, рассчитывает на что-нибудь.

Учитель: А какое в русском языке есть слово, похожее по звучанию на слово претендент?

Учитель: Найдем его значение.

У: Прецедент- событие,имевшее место в прошлом и служащее примером для аналогичных действий в настоящем.

Учитель: Как называем мы такие слова, которые имеют похожее звучание?

Учитель: Верно. Найдите в предложении № 9 слово ,которое имеет пароним.

Учитель: Первый ряд, составьте предложение со словом искусный, второй со словом искусственный.

Учитель: А теперь я попрошу вас выписать номера предложений, которые, по-вашему мнению, можно отнести к СПП.

Учитель: По каким признакам вы выделили эти предложения?

У: Наличие более одной грамматической основы, есть главное и придаточное предложения, придаточное присоединяется с помощью подчинительных союзов.

Учитель: А теперь найдите и выпишите предложение, в котором 2 придаточных предложения.

Учитель: Верно. Давайте начертим схему данного предложения.

(один ученик на доске, остальные в тетради).

V I. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель: Итак, вы многое узнали сегодня о СПП, многому научились. Вы уверены в своих умениях?

Учитель: Давайте проверим. Как вы думаете, где еще вам могут пригодиться знания о СПП?

Учитель: Совершенно верно. В ОГЭ по русскому языку есть ряд заданий как раз на знание СПП. Я предлагаю выполнить простейшие из них.

(работа с заданиями ОГЭ)

VII . Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: Итак, мы сказали с вами, что в СПП особая постановка знаков препинания.

Как вы думаете, какое следующее задание вам предстоит выполнить?

У: Поставить знаки препинания в предложения.

Учитель: Верно. Для чего вы будете это делать?

У: Развивать пунктуационные навыки.

Учитель: Перед вами предложения. Но не все предложения здесь СПП. Вам нужно найти их, выписать и поставить верно знаки препинания.

VIII .Рефлексия учебной деятельности.

- Итак,ребята,чему был посвящен наш урок?

Какие трудности вы испытывали в начале урока?

Что нового узнали о СПП?

Я предлагаю вам составить синквейн по следующей схеме.(на слайде)

Учитель: Наш урок подошел к концу, спасибо всем за работу. Запишем домашнее задание.

Цели:1.Познакомить с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии, и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы, историзмы, неологизмы).
2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста.
3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.

Оборудование: мультимедийная презентация, распечатанные таблицы для работы.

(Слайд-2) Тему сегодняшнего урока мы сейчас постараемся определить с вами из эпиграфа, выведенного на экране:

«Язык есть самая живая, самая обильная

и прочная связь, соединяющая отжившие,

живущие и будущие поколения народа в

— Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-Может, кто-то сможет назвать тему урока?

— Открыли тетради, записали число, классная работа и тему сегодняшнего урока.
— Тема сегодняшнего урока поможет нам узнать об одном из необычных свойств языка. Ведь язык – это не просто средство передачи информации, орудие, которым мы привычно пользуемся. Язык может жить своей собственной жизнью. Он может диктовать нам свои условия и в то же время быть послушным и преданным человеку.

Задумайтесь: наш родной язык может удовлетворить потребности человека в общении и в эпоху княжеской Руси, и в век высочайших компьютерных технологий. Значит, язык способен развиваться и совершенствоваться, помогая в этом и нам.

(Слайд-4) Что такое язык? Словарь Ожегова. (Заглянем в толковый словарь и посмотрим, сколько значений имеет это слово. (Даются разные словарные статьи).

Гости и Ксанф не нашлись, что ответить Эзопу, имя которого до сих пор известно миру. Имена же тех, кто считал себе выше, безвозвратно канули в лету.

— На каких явлениях основана эта легенда?

Какой язык имел в виду Эзоп в своих объяснениях?

С каким значением слова язык мы имеем дело на уроках русского языка?

Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми для обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)

1.Длинный язык, язык без костей (о болтливости).

2.Язык на плече, высунув язык (об усталости)

3.Найти общий язык (договориться).

4.Язык не повернется (не осмелится).

5.Держать язык за зубами, придержать язык (молчать).

6.Проглотить язык (лишиться дара речи).

7.Прикусить язык (пожалеть о сказанном).

8.Язык развязался, язык распустил (разговорился)

9.Язык чешется (хочется высказаться).

10.Черт за язык дернул, сорвалось с языка (пожалеть о сказанном)

11.Язык сломаешь (о трудно произносимом)

12.Не сходить с языка (постоянно говорить о чем-либо)

13.Говорить на разных языках (не понимать друг друга).

14.Вертится на языке (о невозможности вспомнить).

15.Язык до Киева доведет (люди помогут найти дорогу).

(Слайд-5) Орфоэпическая минутка. Расставьте ударения.

ДоговОр. столЯр, предположИть, красИвее, нАчал, партЕр, алфавИт, ржАветь, позвонИт, облегчИть, тОрты,досУг, кУхонный, балОванный,жалюзИ,завИдно, ломОть, бАрмен, фОрзац, срЕдства, слИвовый.

(Слайд-6) Фонетический разбор: язык, рукописи

(Слайд-7) Определите способ связи словосочетаний:

Язык Пушкина (управл), древнегреческий язык (согласов),

преемственное накопление (управл)),

современный язык (согласов), языковые явления (согласов),)

укоротить язык (управл), хорошо говорить (примык),

тянуть за язык (управл).

(Слайд-8) Синтаксический разбор предложения.

Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

(Составная конструкция, состоящая из краткого прилагательного и инфинитива быть)

(Повест,, невоскл.. сложное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным; состоит из 2 простых предложений. Далее разбирается каждое простое предложение)

(Слайд-9) Определите вид придаточного предложения.

1.И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

3.В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов,

потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий(В.Белинский).

4.Мир, в котором мы живем, может быть понят как результат неразберихи и

случая.(Рассел Бертран Артур Уильям).

  1. [Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой)

(Слайд-10) Определите разновидность подчинительной связи

Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И. С. Тургенев)

Автор слов хотел сказать, что в русском языке достаточно слов богатых не только по своему произношению, и нам не нужно заимствовать иностранные слова. Сейчас наш язык заполнен такими словами. Например: с петровских времен в наш язык внедрились иностранные слова алгебра, лак, глобус, армия, аренда и многие другие слова, которые сейчас мы называем заимствованными и которые спокойно употребляем в своей речи. Употребляя заимствованные слова, мы заменяем слова русского происхождения. Именно это хотел сказать Тургенев — автор этих слов)

Работа над новым материалом.

(Слайд-11) Цель нашего урока – познакомиться с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы, историзмы, неологизмы).

— Как называют человека, который знает много языков? ПОЛИГЛОТ.

— Сколько языков должен знать полиглот?

Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.

Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всем протяжении существования человеческого общества.

Главное назначение языка – средство общения людей. Он неразрывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей.

Язык в своем развитии прошел долгий путь. Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что способствовало повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры.

(Слайд-13) К какой группе языков относится русский язык? —

(Русский язык относится к славянской группе индоевропейских языков.)

-Какая существует актуальная проблема культуры речи на сегодняшний день?

Молодые люди по большей части общаются на уровне жаргонов и диалектов, забывая о литературном языке. Назначение этимологии приводит к безграмотности, к неуместному и неправильному употреблению слов в речи. Речь молодёжи плохо развита.

Исследовав русскую лексику с точки зрения происхождения и употребления, я думаю, что молодые люди поймут и осознают всю прелесть русского языка, научатся более грамотно и выразительно общаться – ведь русский язык, это наш родной язык

Проблемы Русский язык как средство общения и взаимопонимания граждан России:

засорение языка ненормативной лексикой, неоправданное употребление

иностранных слов, сленга

Среди более двух с половиной тысяч языков (по другим данным – около 3 500), известных на земном шаре, русский язык является одним из распространенных и удовлетворяет языковые потребности не только русских, но и людей других национальностей, живущих в России и за ее пределами).

-Какие разделы науки о языке вы знаете?

ФОНЕТИКА — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов.
ОРФОГРАФИЯ — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.
МОРФОЛОГИЯ — это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи.
ЛЕКСИКА — это раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения их лексического значения.
СИНТАКСИС — это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу.
ПУНКТУЦИЯ — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
Итак, мы говорим о языке как о развивающемся явлении.

Давайте понаблюдаем над изменениями различных языковых норм с течением времени.

(Слайд-14)– Изменения орфоэпических норм
— Что такое орфоэпия?
(Орфоэпия – это правила литературного произношения.)

Задание: поставьте ударения в словах: амфора, английский, библиотека, заслуженный, индустрия, климат, музыка, паспорт, профиль.
(Слайд-15)- А теперь сравните с устаревшими нормами: амфОра, Английский, библиОтека, заслужЕнный, индУстрия климАт, музЫка, паспОрт, профИль.

Непривычно звучит для уха?

Во времена Пушкина эти ударения были нормой

(Слайд-17) – Изменение грамматических форм слов.

Шумит порывный ветр между дерев нагих.

И, желтый лист крутя, далеко завевает.

— Определите тему предложения. (Поздняя осень.)

— Назовите ключевые слова. (Порывный ветр, дерев нагих, желтый лист.)

— Какие из названных слов не употребляются в современном русском

языке? Назовите современные аналоги этих слов.
(Порывный – порывистый, ветр – ветер, дерев – деревьев.)

— Какие изменения произошли в процессе образования новых слов?

(Изменения в образовании прилагательных – с помощью суффикса – ист.

Образование множественного числа существительных деревья – деревьев.

Все изменения слов относятся к историческим процессам.)

(На каждую парту раздаются распечатанные задания).

Укажите их современные нормативные варианты.

К нему записочки несут.

Воспомня прежнюю любовь…

Где долго в лоно тишины

Лились его живые слезы;

Он пел поблеклый жизни цвет

Без малого в осьмнадцать лет.

Боясь прогонов дорогих,

Не на почтовых, на своих,

И наша дева насладилась

Дорожной скукою вполне:

Семь суток ехали оне.

(Слайд-19)- Проверка заполнения таблицы с комментарием (устно)

(Слайд-20) — Изменение лексики современного русского языка)

Перейдём к следующим изменениям в русском языке — изменениям в лексике.

Именно лексика наиболее восприимчива ко всему новому. Это очевидно: появляются новые реалии — появляются новые слова, их обозначающие, и соответственно идет обратный

процесс (исчезновение реалий — исчезновение слов, их называющих).

-Рассмотрим следующую таблицу.

(ЛЕКСИКА — это словарный состав языка. Все слова в русском языке делятся на слова, кот. составляют

Активный словарь Пассивный словарь

Общеупотребительные слова Историзмы Архаизмы Неологизмы

Общеупотребительные слова всем знакомы — Мама, Родина, вода, небо, хлеб, человек, слышать, говорить, веселый, грустный, можно, хорошо и многие другие – они составляют основу русского литературного языка.

Таким образом, создается необходимая устойчивость языка, обеспечивающая преемственность в его использовании разными поколениями людей.

Уход из жизни тех или иных понятий, предметов и, наоборот, появление новых вызывает изменение в словарном составе языка.

(Слайд -21) — Вспомним, что такое историзмы?

(Историзмы — слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали.)

— Что такое архаизмы?

(Архаизмы — слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.)

— Что такое неологизмы?

(Неологизмы — новые слова, появляющиеся в результате возникновения новых реалий жизни.)

(Слайд-22) Задание: заполните таблицу из приведенных ниже слов:

(задание по рядам)

Интернет, зреть, верста, дщерь, теневая экономика, баярин, пиит, чело, модератор, забрало, редут, пищаль, горячая линия, компьютер, ланиты, сайт, вран , огнь, админ, юзер, кольчуга, латы, хит, биополе, зело, пуд, фунт, наличка, десница, банкомат, вершок, саммит имиджмейкер, сажень, латы,

-Итак, какие примеры вы записали в историзмы, архаизмы, неологизмы?
Архаизмы – зреть (смотреть), дщерь (дочь), пиит – (поэт), чело (синоним слова лоб), ланиты (синоним слова щеки), вран – ворон, огнь — огонь, зело (очень), десница (правая рука).

Историзмы- верста(русская единица измерения расстояния),

боярин (крупный землевладелец),

забрало (подвижная часть шлема, которая служит защитой лица и глаз),

редут (это были четырехугольные или треугольные земляные укрепления),

пищаль (старинное огнестрельное оружие),

кольчуга (доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием),

доспех (сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием),

латы (это бронированная защита воина от холодного оружия),

пуд (устаревшая единица измерения массы русской системы мер),

фунт (денежная единица многих государств),

вершок (русская мера длины, равная (4,45 см),

сажень (древнерусская мера длины, приравнена сегодня к 2 метрам).

Неологизмы- Интернет, теневая экономика, модератор, горячая линия, компьютер, сайт, админ, юзер (пользователь компьютером), хит, биополе, наличка, банкомат,

саммит (встреча на высшем уровне, собрание и переговоры людей),

имиджмейкер (специалист, занимающийся разработкой индивидуального стиля клиента, образа)

Упр 261, 262 (устно)

(Слайд-24, 25, 26, 27)

Язык
Могучий,великий
Учит, изменяется, развивается
Живет вместе с народом
Жизнь

Язык
Свободный, гармоничный
Развивается, видоизменяется, воспитывает
Объединяет и сплачивает людей
Семья

Язык
Красивый, могучий
Изменяется, преображается, живет
Мысли и чувства человека
Жизнь

Только портим мы его сами, забывая о том, что он живой, живой как жизнь, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой. Это обращение, прежде всего к вам, молодому поколению, т.к. молодежный сленг является авангардом языка. В нем обкатывается то, что завтра может попасть в общий словарь.

У каждого поколения свой словарь.

8.Оценки за урок.

Истинно культурным человеком может считать себя лишь тот, кто хорошо владеет родным языком, умеет грамотно говорить и писать, пользуется большим запасом слов.

II. Исследовательская работа

1. Чтение стихотворения о русском языке.

Спросят меня: что похоже на море?
- Русский язык, - не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом.
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в далёкие страны
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык - безграничное море.
В глуби морской я дождался улова:
Выловил ключ, открывающий радость, -
Этим ключом было русское слово:

    Как вы думаете, почему именно это стихотворение я выбрала для нашего исследования?
  • О чём оно?
  • Какими образными средствами пользуется автор, создавая главные образы этого стихотворения?
  • Постарайтесь объяснить, почему автор сравнивает русский язык с морем, а слово с ключом?

Продолжая наше исследование, давайте обсудим ещё несколько высказываниями великих писателей и поэтов о русском языке. (Каждой группе раздаются карточки с высказывания и заданиями, даётся время на обдумывание и выполнение задания, затем совместное обсуждение выполненных заданий.)

2. Работа в творческих группах

I группа.

"Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык"
В. Брюсов

II группа.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса: Берегите чистоту языка как святыню!
И. С. Тургенев.

III группа.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью:
Что такое Родина? - Это весь народ. Это его культура, его язык.
А. Н. Толстой

    Прочитайте высказывание о русском языке.
  • Определите и обсудите их основную мысль.
  • Что вас удивило в этих высказываниях и почему?
  • Согласны ли вы с мнением автора.
  • Спишите, обозначьте все известные вам орфограммы.
  • В каком из этих высказываний, говорится об истоках русского языка.
  • Считаете ли вы вопрос об истории языка важным для его изучения? Почему?

Первый этап нашего путешествия во времени показал, что все вы очень любознательные. Но, не познав прошлого, нельзя достигнуть успеха в будущем. И мы переходим ко второму этапу нашего путешествия, который называется - экскурс в прошлое.

3. Экскурс в прошлое.

    С чем знакомит нас эта схема?
  • Как отражено в схеме формирование русского языка?
  • Сходство, каких языков вы заметили, рассматривая схему?

Эта схема знакомит нас с индоевропейскими языками, которые являются наиболее крупной языковой семьёй. Она состоит из 10 ветвей. В индоевропейскую семью языков входят такие языки как: английский, французский, немецкий, итальянский, греческий и множество других. Русский язык тоже входит в эту семью и относится к славянской языковой группе.

В настоящее время индоевропейский язык не существует, но учёным удалось вызвать к жизни слова этого языка, которые давным-давно отзвучали, таким образом, они воссоздали язык, на котором не говорят уже 5 - 6 тысяч лет. Этот язык является праязыком, а приставка пра означает первоначальный.

В современном русском языке много слов унаследованных из индоевропейского языка, это такие исконные слова как: сын, мать, брат, волк, вода, числительное три. Именно поэтому эти слова очень похожи на слова из других языков индоевропейской семьи. Попробуйте это доказать. Приведите примеры.

Мама (русское) - mother (английское), сын (русское) - son (английское), брат (русское) - brother (английское), вода (русское) - water (английское), три (русское) - three (английское).

- Помимо этого из схемы видно, что в истории русского языка можно выделить 3 периода: общеславянский, древнерусский и образование великорусского языка. Давайте поговорим о каждом из этих этапов.

Основной фонд русского языка - это исконно русские слова. По подсчётам учёных, они "составляют более 90% слов, употребляющихся в настоящее время в нашем языке".

Количество слов, унаследованных русским языком из общеславянского языка не велико (по подсчётам учёных, не более двух тысяч), однако, именно эти слова являются ядром современного русского языка. Вот некоторые из этих слов: отец, дочь, внук, отчим, лоб, нос, зима, звезда, вода, век, серебро, песок, лёд, пёс, спать, мыть.

За общеславянским этапом в истории русского языка следует древнерусский этап.

Историческая справка о древнерусском этапе в истории развития русского языка.

Древнерусский язык - это язык восточных славян, который примерно 1, 5 тысячи лет тому назад выделился из общеславянского языка. Древнерусским этот язык называется потому, что восточные славяне, создав самостоятельное государство - Киевскую Русь, образовали единую древнерусскую народность. Из неё позднее (примерно 600 лет назад) выделяются русская, украинская и белорусская народности. Поэтому так похожи русский, украинский и белорусский языки. К древнерусской лексике относятся такие слова, которые являются общими для всех восточнославянских языков (русского, украинского и белорусского). Вот примеры древнерусских слов: дядя, племянник, белка, снегирь, тёмный, сегодня, после, теперь.

5. Лингвистический эксперимент.

Русский, украинский и белорусский языки очень похожи. Если вы хотя бы один раз слышали украинскую или белорусскую речь, вы могли это заметить. Чтобы убедиться в этом, давайте проведём эксперимент. Послушайте украинскую народную песню "Несе Галя воду".

    Сразу ли вы поняли, о чём идёт речь в этой песне?
  • Как вам это удалось понять?
  • Продолжим наш лингвистический эксперимент. Каждая группа получает творческое задание.
  • Сравните слова трёх языков.
  • Что вы заметили?
  • Сделайте самостоятельный вывод из нашего эксперимента.
Русский язык Украинский язык Белорусский язык
Ночь Нiч Ноч
Голова Голова Галава
Сон Сон Сон
День День Дзень

Наш эксперимент удался. Действительно восточнославянские языки очень близки. Но за древнерусским этапом в истории русского языка следует ещё один.

Историческая справка об образовании великорусского языка русского языка.

Большинство собственно русских слов возникло на базе своего исконного материала (например, слово баба - общеславянское, а бабушка - собственнорусское), поэтому в отношении словообразовательной структуры почти все они являются производными из общеславянского. По своему значению это слова, выражающие новые понятия, связанные с появлением новых предметов и явлений действительности, с развитием науки техники, культуры. Эта группа слов очень многочисленна и разнообразна. Вот некоторые из этих слов:

Существительные с суффиксами -щик, -овщик, -льщик (каменьщик, пильщик, стекольщик);

Сложносокращённые существительные (зарплата, сберкасса);

Большинство существительных на -ость (туманность)

Большинство предлогов и союзов (вроде,) вследствие, благодаря, чтобы, так как.

Необходимо отметить, что в истории русского языка большую роль сыграл язык из южнославянской группы - это старославянский язык.

Историческая справка о роли старославянского языка в истории развития русского языка.

С конца X века (после принятия христианства) на Руси стал распространятся древний письменный язык славян - старославянский, который входит в южнославянскую группу языков. На этом языке писали богослужебные книги и читали проповеди. Старославянский язык был во многом понятен русским людям, поэтому его стали активно включать в словарный состав русского языка. Живут старославянизмы и в современном русском языке. Вот некоторые признаки старославянизмов:

1. обозначение отвлечённых и научных понятий: благо, великодушие, добродетель

2. слова с неполногласными сочетаниями: ре (в русском языке - ере), р (в русском языке - оро), ле, ла (в русском языке - оло).

3. чередование согласных в словах: одежда - одёжа (русское), мощь - мочь (русское)

4. Приставки: пре - , пред - , чрез - , воз - , из - , низ - .

5. суффиксы существительных: - ени - , енств -, - еств - , - знь -, -изн-, -ни(е) -, - тель -, -тай-, -ч(ий) -, - ын(я);

Суффиксы прилагательных: - айш, - ейш, - енн.

Мы познакомились со всеми этапами истории развития русского языка. Но наше увлекательное путешествие продолжается, и от теории давайте перейдём к практике. (Задания раздаются по группам, индивидуальное задание выполняет учащийся у доски. После выполнения совместное обсуждение).

6. Творческие задания по группам

Прочитайте строки из стихотворения А. С. Пушкина "Пророк" и из его же поэмы "Евгений Онегин" (они перепечатаны из издания 1887г.)

Возстань, пророкъ. И виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголомъ жги сердца людей!

Зима: Крестьянин, торжествуя,
На дровняхъ обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью какъ нибудь:

  • Назовите устаревшие слова.
  • Какую стилистическую окраску они придают?
  • Найдите в отрывке старославянизмы по известным вам теперь признакам.
  • Попробуйте заменить старославянизмы современными словами. Что изменилось?
  • Сравните словосочетания: глаголом жги, проспрягай глагол.
  • Пользуясь словарём, определите, какими по значению являются слова зодчий и архитектор.
  • В каких речевых ситуациях уместно употребления этих слов?

Русское слово спутник в 1957 году облетело весь мир и, выйдя за пределы нашего языка, было заимствовано другими языками. Германские газеты писали в то время: "Каждая искусственная луна, совершающая полёт вокруг земли, будет называться и впредь русским словом "Спутник".

  • При каком условии спутник становится словом иноязычного происхождения?
  • Сколько лет слову спутник?

Распределите слова в две группы. Объясните, по какому принципу вы это сделали. Вставьте пропущенные буквы. В чём особенность проверки пропущенных орфограмм?

Сокр:щение, ст:р:на, б:р:жок, к:роткий, распростр:нать, вл:ститель, ср:да, наст:р:же, охл:дительный, посер:дине, зл:той, поз:л:тить.

Ребята, все вы видели и помните сюжет фильма Л. Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". В нём молодой учёный, так же как и мы, совершает путешествие во времени. Давайте посмотрим небольшой фрагмент из этой картины (тексты с полилогом и заданиями к нему розданы каждой группе).

Иоанн: (кричит режиссёру Якину). Ну, прыщ, живота или смерти? Проси у боярыни!

Якин: (хрипит). Живота:

Зина: Живота! Живота! Пощади его, Великий государь!

Иоанн: Живота? Ну будь по-твоему:

Якин: Паки. Паки. Иже херувиме. Ваше сиятельство, смилуйтесь! Между прочим, вы меня не так поняли.

Иоанн: Как же мне понять тебя, ежели ты ничего не говоришь?

Якин: Языками не владею, ваше благородие.

Иоанн: Жалую тебе шубу с царского плеча.

Зина: (Якину) Благодари! Благодари!

Якин: Вельми понеже. Весьма Вами благодарен.

Якин: (чуть позже). Поелику мы зело на самолёт опаздываем.

Задание к тексту.

Какой приём придаёт иронический оттенок сцене из кинофильма Л Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию"? Найдите в этом отрывке лексику древней Руси, 19 века и современную. Найдите и запишите как можно больше слов, которые появились в 20 веке. Там, где возможно подберите к устаревшим словам синонимы. Найдите обращения. Обсудите, как они менялись со временем. Как сей час, мы обращаемся к незнакомым людям?

III этап (Вперёд в будущее).

Спецификация контрольной работы по родному русскому языку 9 класс

За каждый правильный ответ — 1 балл, всего 20 баллов.

6. Ответы

Вариант 1:
1 — а
2 — в
3 — а
4 — в
5 — а
6 — в
7 — б
8 — б
9 — а
10 — а
11 — а
12 — б
13 — в
14 — а
15 — в
16 — б
17 — в
18 — б
19 — б
20 — г

Вариант 2
1 — в
2 — а
3 — а
4 — а
5 — а
6 — в
7 — в
8 — б
9 — б
10 — а
11 — в
12 — а
13 — б
14 — в
15 — а
16 — в
17 — б
18 — а
19 — б
20 — б

Контрольный тест по родному (русскому) языку 9 класс

Вариант 1

1. Когда возникла славянская письменность?

а) в IX веке
б) в X веке
в) в IIX веке

2. Создателями славянской письменности являются

а) Братья Касимовых
б) Братья Гримм
в) Братья Кирилл и Мефодий

3. Как называется искусство красивого письма

а) Каллиграфия
б) Орфография
в) Кириллица

4. Когда отмечают День славянской письменности?

а) 25 мая
б) 24 июня
в)24 мая

5. Русский язык относится к

а) Индоевропейской семье, восточнославянской группе
б) Индоевропейской семье, западнославянской группе
в) Индоевропейской семье, южнославянской группе

6. Назовите языки, которые являются родственными русскому языку.

а) украинский, татарский
б) украинский, словенский
в) украинский, белорусский

7. Как называют людей, которые знают много языков

а) языковедами
б) полиглотами
в) язычниками

а) английский, испанский, татарский, русский, французский, немецкий, португальский
б) китайский, испанский, арабский, русский, французский, немецкий, португальский
в) английский, испанский, арабский, русский, французский, немецкий, португальский

9. Самым распространенным языком в мире является

а) китайский
б) английский
в) русский

10. Кто такой лексикограф?

а) это ученый, который занимается составлением словарей.
б) это ученый, который занимается изучением фольклора.
в) это ученый, который составляет кроссворды.

11. Укажите составителя толкового словаря русского языка

а) С. И. Ожегов
б) Кирилл и Мефодий
в) А. С. Пушкин

12. Какой словарь объясняет значение слов?

а) Орфографический
б) Толковый
в) Этимологический

13. Какой словарь объясняет значение устойчивых словосочетаний?

а) Словарь синонимов
б) Орфографический
в) Фразеологический словарь

14. Какой словарь содержит слова, близкие по значению к другим словам?

а) Словарь синонимов
б) Словарь антонимов
в) Фразеологический словарь

15. Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

а) Общеупотребительные слова
б) Профессионализмы
в) Диалектизмы

16. Как называются новые слова, возникающие в языке.

а) Архаизмы
б) Неологизмы
в) Заимствованные слова

17. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется е?

а) пр. усадебный, пр. ступить закон, пр. ехать;
б) пр. бить, пр. винтить, пр. жалкий;
в) пр. зидиум, пр. кратить, пр. емник (царя);
г) пр. мчаться, пр. неприятный, радиопр.емник.

18. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

а) р.стет, т.рраса, в.да;
б) под.конник, тр.ва, уд.вленный;
в) т.лефон, п.кет, водор.сли;
г) ч.сы, ск.терть, в.лосипед.

19. В каком из записанных ниже примеров не пишется раздельно?

а) (не)выносимый шум;
б) (не)золотой браслет;
в) (не)навидящий взгляд;
г) (не)когда ждать.

20. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) с. грать, сверх.нтересный, под.скать;
б) в.лосипед, он слыш.т, мяч.к;
в) ве.л, стел.щийся, бор.щийся.
г) бесед.вал, под.грел, под.конник.

Вариант 2

1. Когда возникла славянская письменность?

а) в IIX веке
б) в X веке
в) в IX веке

2. Создателями славянской письменности являются

а) Братья Кирилл и Мефодий
б) Братья Гримм
в) Братья Касимовых

3. Как называется искусство красивого письма

а) Каллиграфия
б) Орфография
в) Кириллица

4. Когда отмечают День славянской письменности?

а) 24 мая
б) 24 июня
в)25 мая

5. Русский язык относится к

а) Индоевропейской семье, восточнославянской группе
б) Индоевропейской семье, западнославянской группе
в) Индоевропейской семье, южнославянской группе

6. Назовите языки, которые являются родственными русскому языку.

а) украинский, татарский
б) украинский, словенский
в) украинский, белорусский

7. Как называют людей, которые знают много языков

а) языковедами
б) язычниками
в) полиглотами

а) английский, испанский, татарский, русский, французский, немецкий, португальский
б) китайский, испанский, арабский, русский, французский, немецкий, португальский
в) английский, испанский, арабский, русский, французский, немецкий, португальский

9. Самым распространенным языком в мире является

а) английский
б) китайский
в) русский

10. Днем родного языка считается

а) 21 февраля
б) 23 февраля
в) 24 мая

11. Кто такой лексикограф?

а) это ученый, который составляет кроссворды.
б) это ученый, который занимается изучением фольклора.
в) это ученый, который занимается составлением словарей.

12. Укажите составителя толкового словаря русского языка

а) С. И. Ожегов
б) Кирилл и Мефодий
в) А. С. Пушкин

13. Какой словарь объясняет значение слов?

а) Орфографический
б) Толковый
в) Этимологический

14. Какой словарь объясняет значение устойчивых словосочетаний?

а) Словарь синонимов
б) Орфографический
в) Фразеологический словарь

15. Какой словарь содержит слова, близкие по значению к другим словам?

а) Словарь синонимов
б) Словарь антонимов
в) Фразеологический словарь

16. Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

а) Общеупотребительные слова
б) Профессионализмы
в) Диалектизмы

17. Как называются новые слова, возникающие в языке.

а) Архаизмы
б) Неологизмы
в) Заимствованные слова

18.В каком предложении есть ошибка?

19. В каком предложении есть ошибка?

а) Вечер он провел в кругу своих друзей.
б) Своей упрямостью она добивалась всего.
в) Она довольна своими детьми.

20. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

а) Высунув язык щенок по-кошачьи выгибал спину, сладко зевал, обнюхивал деревянное корытце и удивленно поднимал одно ухо.
б) Метель действительно улеглась, небо прояснилось, и умиротворенные сугробы искрились в голубоватом свете луны.
в) Отойдя подальше, я оглянулся.
г) Течет речушка быстро, пытаясь унести с собой из леса тени прибрежных кустов и деревьев.

Читайте также: