Проект краудсорсинга предоставляет жителям возможность самим решать какие проблемы актуальны

Обновлено: 28.06.2024

Именно этот условный момент и можно считать датой рождения, то есть, формализации бизнес-процесса под названием краудсорсинг. Что же такое краудсорсинг и каковы его полезные характеристики расскажем подробнее далее.

Crowdsourcing – что это простыми словами

Краудсорсинг – это передача части производственных функций, направленная на решение определенных вопросов и задач силами добровольцев или иными способами, то есть, это мобилизация людских ресурсов с помощью интернет-технологий для решения проблем, которые регулярно возникают в сфере бизнеса, государственного и общественного устройства.

Как можно заметить, ни одно из представленных изначальных определений не имело никакого отношения к инвестициям, финансам и бизнесу вообще. Это продолжалось как раз до тех пор, пока распределенные сети не предоставили возможность создавать агрегирующие конструкции, способные:

  • привлекать гораздо более широкую аудиторию;
  • четко регламентировать и отслеживать правила пользования профильными платформами.

Но совершенно другим вопросом является то, для чего именно нужно объединяться всем этим людям? Зачем им нужно создавать целые интернет-платформы для регламентации своих отношений? Прежде всего, конечно же, для сбора денег. Массовое привлечение финансирования с помощью таких платформ становится весьма привлекательной, утилитарной целью для оправдания существования этой электронной инфраструктуры. Речь идет как об инвестировании привлеченном, то есть, о продаже долей в каком-либо проекте всем желающим, так и о больших заемных деньгах (в корпоративных масштабах).

Кто-то может возразить, что идея повествования плавно подводит читателей к термину краудфандинга. Мол, еще чуть-чуть, и она его полностью заменит. Но нет, уважаемая публика, краудсорсинг, имея первоначально очень схожие черты, в конце концов, пошел своим путем, заняв отдельную терминологическую нишу.

Под краудфандингом, действительно, подразумевается процесс привлечения средств с помощью распределенных платформ (более того, с использованием алгоритма Р2Р, о котором речь пойдет далее) от неограниченного круга частных инвесторов вне зависимости от того, каковы условия предоставления этих ресурсов.

К примеру, совершенно неважно, будет ли это ICO или же краудлендинг (то есть, заимствование) – что бы это ни было, это все равно, в первую очередь, краудфандинг.

Техника алгоритма Р2Р

Чтобы понять, как можно получить одно поручительство на крупную сумму сразу от большого числа желающих его предоставить частных лиц, нужно сначала рассмотреть работу алгоритма Р2Р.

В финансовом мире между покупателем и продавцом денег всегда стоит посредник. Да что там, практически в любом секторе экономики присутствуют такая коммерческая прослойка, которая, впрочем, выполняет весьма ценные функции. А именно, посредники являются агрегаторами. К примеру, речь идет о рынке денег:

  • посредники здесь – это традиционные банки;
  • стоимость денег – это процент по кредиту;
  • а агрегирующая функция заключается в простом наличии вывески: и лицо, желающее разместить свои свободные средства на депозите для получения пассивного дохода, и предприниматель, нуждающийся в финансировании проекта, в том числе, за счет заемных средств, знают куда им идти – в банк. Это, на самом деле, весьма ценно.

Банк принимает средства у частных вкладчиков под меньший процент, а кредиты предпринимателям выдает под больший. В здоровой экономике, в ситуации отсутствия кризиса, где-то внутри этого спреда располагается ставка рефинансирования, которую устанавливает ЦБ. За счет этой разницы в процентах и существует рассматриваемый финансовый институт. Технология Р2Р же позволила покупателю и продавцу денег общаться напрямую.

Главной характерной чертой алгоритма Р2Р является перенос ответственности за осуществляемые действия с посредника непосредственно на самих участников транзакции. То есть, если в случае с размещением депозита в банке, его держатель в любом случае предъявляет все требования и претензии к банку (и его не интересует, вернули ли этому банку кредиты его заемщики), то в случае с работой по алгоритму Р2Р те же кредиторы взаимодействуют с заемщиками напрямую. И проблемы заемщиков автоматически становятся проблемами кредиторов.

Разумеется, эта особенность является негативным фактором для кредиторов (подавляющее число которых – это частные лица), но при этом не несет с собой никакого существенного выигрыша для порядочных заемщиков (ну, в самом деле, не все ли равно ему, кому именно выплачивать средства: банку или же множеству частных лиц, если он все равно не намерен никого обманывать). Поэтому алгоритм Р2Р предусматривает и награду:

  • кредиторы, благодаря распределенной платформе, работающей по алгоритму Р2Р, имеют возможность предоставить средства в долг или же собственные обязательства нуждающимся в них заемщикам под более высокий процент (в общем случае – на лучших условиях);
  • а заемщики имеют возможность получить деньги или же обязательства кредиторов под более низкий процент.

Имеется в виду сокращение того самого банковского спреда, о котором шла речь выше.

Вспомните, под какой процент банки принимают средства частных вкладчиков на депозиты. Редко когда эта величина превышает 15% годовых. А теперь вспомните, какова стоимость заемных денег по тем же платежным кредитным картам. Она редко когда меньше 30% годовых. А алгоритм Р2Р позволяет сократить этот 15%-ный спред до минимума (на практике, втрое).

Впрочем, и полностью избавляться от посредников рынок (прежде всего, в лице кредиторов) не стремится. Все его участники заинтересованы в наличии координирующего органа – самих платформ, – который банально будет проводить профилактику недобросовестных участников таких площадок (не допускать к ним мошенников, как минимум). И естественно, что участники платформ готовы платить администрации платформ определенную комиссию, но обязательно меньше вышеуказанного банковского спреда.

От процедуры краудлендинга, который в большинстве рассмотренных случаев подразумевался в предыдущем разделе, краудсорсинг отличается тем, что:

    – это когда частные лица выступают в качестве кредиторов и совокупно, через платформу кредитуют заемщиков, которым требуются крупные суммы в долг.
  • А краудсорсинг – это когда вместо кредиторов на платформе присутствуют лица, готовые предоставить гарантию по будущим обязательствам кредиторов, но последние (по сути) таковыми еще не стали (а только готовятся к этому).

То есть, краудсорсинг по-другому можно назвать общественным поручительством по будущим обязательствам. Разумеется, стоимость кредита и стоимость поручительства значительно отличаются по цене (краудсорсинг для поручителей намного дешевле). Ведь в последнем случае предоставляющий гарантию человек не тратит вообще ничего – он всего лишь выставляет поручительство, зато сразу же получает награду за это. Как правило, она составляет около 5% от величины гарантии. Но если по каким-то причинам заемщик не вернет деньги в финансовую компанию или банк, которые согласятся его прокредитовать с учетом наличия краудсорса, все поручители будут вынуждены заплатить те суммы, на которые они предоставили гарантии.

Поэтому потенциальные поручители тщательно изучают кредитную историю и поведение потенциальных заемщиков, а платформа делает все возможное, чтобы такая статистика обогащалась все новыми и новыми подробностями и нюансами. Ведь именно они позволяют сложить правильное мнение о потенциальном контрагенте.

Резюме

Итак, каковы же полезные особенности краудсорсинга, которые и обуславливают его существование?

В первую очередь, конечно же, отсутствие необходимости для поручителей тратить деньги на первом этапе процедуры (о последующих возможных событиях задумываются редко) в сочетании с единовременным и безотлагательным получением вознаграждения. Это привлекает в данную сферу все новых участников, что в свою очередь, удешевляет процедуру. Потенциальным заемщикам достаточно при этом сделать одну дополнительную итерацию – запросить такое краудпоручительство – и любой банк будет рад получить такого реципиента кредитных средств у себя в качестве клиента. Это открывает для заемщиков совершенно новые горизонты финансирования и развития.

В общем случае, краудсорсинг сокращает стоимость кредитования для субъектов хозяйственной деятельности, попутно делая заемные средства в экономке более доступными. Трудно не признать простоту и полезность данного процесса.

Экономист, финансовый аналитик, трейдер, инвестор. Личные интересы – финансы, трейдинг, криптовалюты и инвестирование.

схема Краудсорсинг – что это простыми словами

Суть краудсорсинга ясна: привлечь как можно больше свежих умов для решения конкретной проблемы. Интернет позволяет охватить большую аудиторию – требуемая задача озвучивается на сайте, а все заинтересованные в вопросе разрабатывают собственный вариант решения проблемы, затем предоставляя его заказчику.

Низкая цена обеспечивалась с помощью пользователей сети, которые загружали на базу свои личные фото.

Вспомним идею редакторов по улучшению Оксфордского Английского словаря – у всех желающих была возможность отправлять на почту письма со своим определением термина и примером его использования.

Решение было рациональным – за 70 лет в редакции оказались более 6 миллионов писем.

картинка с текстом Краудсорсинг определение

Чем отличается краудсорсинг от аутсорсинга?

Краудсорсинг Аутсорсинг
Исполнитель — неопределенная аудитория. Заказчик заведомо определил исполнителя.
Наличие, размеры оплаты, срок выполнения – требование заказчика. Размер оплаты и срок выполнения – требование исполнителя
Заказчик получает сотни вариантов, которые могут требовать доработки. Заказчик получает 1 целостный проработанный проект.

В каких сферах применяется краудсорсинг?

  • Бизнес проекты — создание логотипа компании, разработка нового проекта, подача идей для развития, финансирование издания книги.
  • Социальные проблемы – поиск пропавших без вести, помощь во время пожарных ситуаций, добровольное финансирование открытия больниц и школ.
  • Политические вопросы — открытые голосования или рассмотрение законопроектов.

Классические виды краудсорсинга

  • Общественное финансирование – люди добровольно вносят средства на развитие ресурса, а ярким примером тому является Википедия.
  • Общественное голосование — прием для сбора статистических данных или решения важного вопроса.
  • Общественная мудрость — люди могут поделиться своей точкой зрения относительно какого либо вопроса, вывести доскональное описание и решение проблемы.
  • Общественное сознание – коллективное творчество. Один проект создается с помощью многих идей, поступивших от разных лиц.

картинка Виды краудсорсинга

Современные виды аутсорсинга в зависимости от решаемых задач

  • Создание контента. Знания и навыки добровольцев создают наполнение сайта – да, придется снова вспомнить Википедию.
  • Поиск решения задачи. Проблема выставляется на обозрение толпы, а желающие приступают к ее решению. На обсуждение выставляются разнопрофильные проблемы, поэтому может понадобиться квалификация.
  • Поиск людей. Примером тому выступает русская платформа LizaAlert, которая помогает в поиске пропавших детей.
  • Сбор информационного ресурса. Не обязательно специальное образование — в ход идут легкие механические задачи, обсуждение маркетинговых исследований.
  • Сбор точек зрения. Выступает как обратная связь по отношению к аудитории. Актуальный прием для маркетинговых и статистических исследований.
  • Тестирование. Используют для проверки недавно вышедших ПО – доброволец испробовал, оценил и оставил свое впечатление.
  • Голосование. Исследованию или предприятию часто необходимо общественное мнение, взгляд незаинтересованных лиц со стороны – вот тут-то и актуально голосование.
  • Общественное финансирование (краудфандинг). Индивидуальный случай краудсорсинга – обычно происходит в виде добровольного пожертвования средств на какой-либо проект.

схема Преимущество краудсорсинга

Краудсорсинг: примеры успешных зарубежных проектов

О Википедии мы вспоминали и не раз! Однако есть и другие успешные примеры краудсорсинга:

  • InnoCentive – предлагают желающим поучаствовать в решении проблем, касающихся экологии, промышленности, инноваций бытовой техники.
  • com – языковой ресурс, на котором люди обмениваются практическими упражнениями по родному и изучаемым языкам.
  • Starbucks – кофейни, чей успех построен на обратной связи с клиентами.

картинка Краудсорсинговые платформы

Краудсорсинг в России: примеры успешных проектов

СберБанк обеспечивает первоклассную обратную связь с клиентской базой с помощью мобильного приложения, а Яндекс-Пробки предоставляют информацию о забитой дороге, полученную от пользователей – яркие примеры краудсорсинга в России.

Другие платформы:

картинка Российский опыт краудсорсинга

Какие преимущества дает краудсорсинг при выполнении проекта?

  • Масштабный охват аудитории.
  • Множество вовлеченных лиц.
  • Большой выбор среди поступивших идей.
  • Сохранение объема финансирования.
  • Ограниченность срока на поиск решения проблемы.

Почему краудсорсинг может вызвать недоверие?

Как поэтапно планировать краудсорсинг проект?

Какими способами организовать краудсорсинг?

Два основных способа:

  • Управляемый. Каждый этап требует подтверждения менеджером, а за исполнителем закреплен обязательный фрагмент работы. Задания предоставляются не единично, а целым блоком. Главное преимущество – скорость и результат.
  • Чистый. Управление полностью автоматизировано. Преимущества – множество поступивших вариантов и низкие затраты.

схема Кто использует краудсорсинг

Что представляет собой корпоративный краудсорсинг?

Корпоративный краудсорсинг – это коллективный труд на базе сети Интернет. Создать подобную платформу возможно по-разному:

  • самостоятельно сделать проект на базе готовых идей;
  • приобрести облачный вариант;
  • запустить идею на аутсорсинговый рынок.

Такая платформа гораздо рациональнее стандартных моделей, поэтому не придется тратить время на оценивание и анализ поступивших предложений. Работа краудсорсинговой платформы будет осуществляться в три этапа:

  • сбор, обработка поступивших идей;
  • голосование за лучшее решение;
  • подтверждение окончательного варианта.

Эффект от внедрения системы краудсорсинга впечатляющий – и речь не только об экономической стороне вопроса, а еще и о социальной.

Сотрудники максимально вовлечены в работу, внутренняя коммуникация улучшается, позволяя почувствовать значимость каждого работника.

Идея краудсорсинга, конечно, не нова, и многие организации, которые ещё не знакомы с данным термином, уже давно используют принципы краудсорсинга в своей деятельности. Однако лишь Интернет сделал этот метод дешевым и общедоступным в десятках областей человеческих знаний. Развитие технологий обеспечило доступ к информации огромному числу пользователей. Последнее обстоятельство, в свою очередь, сократило разрыв между профессионалами и любителями в разнообразных отраслях знаний. В результате организации получили возможность воспользоваться талантами "сетевой толпы", привлекая миллионы людей к работе над разнообразными задачами.


Хау доказывал, что группы любителей, которые работают над какой-то задачей, зачастую могут выдавать лучшие результаты, чем профессионалы, потому что для любой работы больше всего подходит тот, кто больше всего хочет её выполнить. Эксперты, даже самые умные, всегда будут более ограничены, чем тысячи энтузиастов. Да и где гарантия, что профессионалы в какой-либо области не обременены теми же предрассудками, что и любители.

Базисом всех проектов, использующих краудсорсинг, являются талантливые люди, которые готовы жертвовать своим временем. Обычно энтузиасты, которые занимаются такими проектами, стремятся не столько заработать денег, сколько получить моральное удовлетворение от работы. Возможно, именно поэтому самыми масштабными примерами краудсорсинга до сих пор были некоммерческие проекты.


Таким образом, множество людей создают идею. Оценивать её нужность могут не только модераторы, но и участники, потом эта идея дорабатывается и реализуется. Важно, что делает это человек не один, потому что просто скучно что-то реализовывать в одиночку, а вместе веселее, и это вдохновляет на ещё более гениальные идеи и поступки.

Краудсорсинг всё более широко и активно используют как бизнес-компании, так и органы государственной власти и некоммерческие организации. Появляется всё больше успешно реализованных проектов с применением метода краудсорсинга от разработки законопроектов (например, конституция Исландии разработана с использованием метода краудсорсинга) и программного обеспечения до создания мороженого. Самый известный такой проект – это "Википедия".
Применение метода краудсорсинга в сфере охраны окружающей среды даёт возможность осуществлять масштабные проекты, охватывающие большие территории, что очень важно для нашей страны. С развитием информационных технологий заинтересованные активные граждане могут в постоянном режиме участвовать в решении экологических проблем как своего региона, так и других территорий.


Примером применения метода краудсорсинга в реализации экологических проектов могут служить различные карты, в составлении которых принимают участие все заинтересованные граждане, отмечая на данных картах места экологических нарушений (несанкционированные свалки, места сброса неочищенных сточных вод, места повреждения или уничтожения лесов и др.), охраняемые природные объекты, места обитания редких видов флоры и фауны, размещая информацию о состоянии того или иного объекта окружающей среды. Также метод краудсорсинга может быть применён при решении какой-либо локальной экологической проблемы, причём каждый из членов сообщества может выступать как "заказчиком", так и экспертом.


Допустим, в вашем городе есть какая-то проблема в сфере охраны окружающей среды, и наверняка, кто-то в вашем регионе или в стране в целом уже сталкивался с такой проблемой, вы можете вынести этот вопрос на обсуждение в Интернете (в социальных сетях, на тематических ресурсах: сайтах, форумах), можете даже создать свой собственный ресурс, посвящённый этой проблеме, и представители заинтересованного сообщества (общественные эксперты) смогут предложить вам различные варианты решения, оценив которые, можно будет выбрать наиболее подходящие и эффективные для вашего конкретного случая. Вы также можете выступать экспертом, предлагая варианты решения тех или иных задач в сфере экологии, поставленных частными лицами, организациями, государством.


1. Анохин А. Б. Аутсорсинг в государственном управлении зарубежных стран и России: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 320 с.

2. Дорофеев Н. В. Регионы осваивают новые управленческие технологии // Российская Федерация сегодня. – 2012. – № 12.

3. Хау, Джефф. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 288 с.

5. Howe, Jeff. Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd Is Driving the Future of Business. New York: Crown Business, 2008.

Одним из самых актуальных вопросов развития регионального управления является поиск и использование качественно новых технологий. К их числу относится краудсорсинг, быстро развивающийся и успешно зарекомендовавший себя как эффективное средство достижения целей. Применение технологии краудсорсинга в процессе управления регионом становится основой высоких темпов подобного развития. Политические и экономические изменения, происходящие в мире, требуют новых подходов к развитию местных сообществ, в том числе городских. Традиционные методы управления развитием региона исчерпали свой потенциал и требуют новых теоретических разработок, инновационных социальных технологий управления и основанных на них практических действий.

Актуальность применения технологии краудсорсинга в государственном менеджменте обусловлена объективным усложнением и удорожанием процессов регионального управления. Сегодня и в прогнозируемом будущем невозможно производить государственный контроль и развитие региона без разработки и освоения современных технологий управления. При этом речь идет не о придании новых наименований старым, бюрократическим процедурам и операциям, а о качественно новом способе государственного менеджмента. Современные управленческие технологии должны вызвать глубокие преобразования во всей системе, обеспечить рациональность и эффективность управленческой деятельности государственного сектора.

Иными словами краудсорсинг - это технология, объединяющая новые сетевые инновационные технологии, новый подход в методологии решения комплексных задач с использованием интеллектуального потенциала и знаний миллионов граждан с разделением процесса на отдельные части.

Активное применение в государственном менеджменте технология краудсорсинга связана с развитием современных информационных и коммуникационных технологий, социальных сетей и различных диалоговых интернет-площадок. Краудсорсинг позволяет органам публичной власти принимать более эффективные управленческие решения с учетом мнений, требований, предложений населения (городов, области, страны) через привлечение к решению затрагивающих его интересы задач путем предоставления возможности высказывать предложения, обсуждать и оценивать эти предложения.

Для того чтобы иметь более ясное представления о краудсорсинге, необходимо обозначить следующие его преимущества, такие как:

  1. Масштабируемость. Доступ к результатам труда практически не ограниченной аудитории позволяет быстро создать глобальный продукт в регионе.
  2. Таланты. Одно из главных преимуществ краудсорсинга - привлечение талантливых людей по всему миру, что в итоге дает новые идеи и положительный результат.
  3. Компетентность. Краудсорсинг гарантирует то, что каждый будет заниматься своим делом, а значит, задания буду выполняться людьми с соответствующей делу квалификацией.
  4. Простота внедрения. Реализация краудсорсинговых задач очень проста в использовании, обычно с помощью сайта или социальных сетей.
  5. Незначительные затраты. Это недорогой инструмент развития региона, поскольку всю необходимую работу делают неоплачиваемые или малооплачиваемые профессионалы-любители.

Основой краудсорсинговых проектов являются талантливые люди, желающие добровольно потратить свое время на обсуждение глобальных вопросов региона, которые не столько стремятся заработать денег, сколько получить моральное удовлетворение от своей деятельности.

Краудсорсинговая технология - это социальная технология, реализуемые субъектами гражданского общества в общественных и государственных интересах.

Органы власти и управления субъектов РФ при использовании краудсорсинга привлекают необходимую им аудиторию - потребителей государственных услуг (население, бизнес партнеров и др.) к решению приоритетных проблем социально-экономического развития. Заинтересованное сообщество посредством Интернета получает задание (например, решение экологической проблемы, проблемы безработицы среди молодежи), на осуществление которого тратит свое свободное время, практически работая бесплатно [2].

Под региональным краудсорсингом понимается технология вовлечения потребителей региональных властных услуг (население, бизнес и др.) в процесс социального взаимодействия с органами управления субъектом РФ и передача им функций соучастия в процессе разработки и принятия регионального решения, относящихся к различным направлениям их жизнедеятельности, на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора.

Наиболее актуальными представляются следующие виды регионального краудсорсинга [4]:

Считается, что термин краудфандинг появился одновременно с краудсорсингом в 2006 году и его автором является Джефф Хау, однако само явление народного финансирования, конечно, значительно древнее. Достаточно вспомнить строительство статуи свободы в Нью-Йорке, средства на которую собирали всем народом.

Краудфандинг является относительно новым методом финансирования проектов при помощи Интернета. После удачных воплощений в области некоммерческих культурных и социальных проектов краудфандинг набирает свою силу и в сфере финансирования стартапов. Социальные медии играют не последнюю роль в развитии и продвижении краудфандинга. Facebook, Вконтакте, Twitter, специализированные сайты являются важнейшими инструментами для обмена информацией о краудфандинговых проектах и способствуют преобразованию социального капитала в капитал финансовый. Социальные сети позволяют создавать контент, распространять его и, конечно, обсуждать, минуя тем самым цепь привычных посредников.

В зависимости от целей краудфандинга в регионе выделяют следующие его виды:

  • по целям краудфандингового проекта: бизнес проект, креативный, политический, социальный проект;
  • по цели для инвестора: пожертвование, не финансовое вознаграждение, финансовое вознаграждение, возвращение долга.

Ключевыми преимуществами и целями краудфандинга являются:

  1. Демократизация процесса поддержки искусства и культуры, а также генерирование дополнительного дохода для индустрии развлечений.
  2. Поддержка инновационных решений и стартапов позволит традиционным посредникам находить успешных и талантливых людей.
  3. Создание прозрачного и эффективного механизма для народного финансирования проектов.
  1. Привлечение. Целью является информирование потенциальных кандидатов о проекте.
  2. Первичный отбор. Для участия в проекте все кандидаты должны пройти тест для оценки соответствия требованиям организации.
  3. Профессиональное тестирование. Для оценки индивидуальных и профессиональных возможностей специалистов готовится практическое задание, отражающее специфику деятельности той или иной организации или сферы деятельности.
  4. Финальный отбор. По итогам всех этапов отбора формируется список финалистов.
  5. Обучение и стажировка персонала. Отобранные участники знакомятся со спецификой работы и пообщаются с руководством. Проводятся профильные тренинги и онлайн-семинары.
  • вовлечение активных граждан в процесс разработки решения задачи;
  • организация и стимулирование выдвижения идей и предложений;
  • селекция лучших предложений самими участниками;
  • отбор лучших участников и формирование открытого экспертного сообщества на основе личного вклада каждого в решение общей задачи.

Условием решения этих задач является создание инфраструктурной базы, к которой следует отнести:

  • обеспечение граждан возможностью подключения к высокоскоростному каналу доступа в сеть Интернет;
  • формирование интегрированных программных продуктов для органов государственной власти и местного самоуправления, основанных на принципах свободного программного обеспечения.

Рассматривая краудсорсинг как специфическую технологию управления социально-экономическим развитием региона, необходимо выделить приоритетные направления его использования. К ним относятся [5]:

  1. Привлечение инвестиций в региональную экономику.
  2. Разработка социально-экономических стратегий развития региона.
  3. Поддержка и развитие малого бизнеса в регионе.
  4. Создание новых высокотехнологичных рабочих мест.

Для внедрения технологии краудсорсинга в практику регионального управления необходимо осуществить следующие решения и действия:

Таким образом, реализация вышеперечисленных мероприятий позволит эффективно и результативно использовать инновационный краудсорсинговый подход, направленный на повышение уровня и качества жизни населения субъекта РФ. На первых этапах целесообразно провести эксперимент по отработке методики применения краудсорсинга в отдельном субъекте РФ. Существующая информационная база уже позволяет максимально оперативно, в течение нескольких лет, реализовывать подобные проекты. Однако для их запуска необходима политическая воля как на государственном, так и на местном уровне. Широкое применение в государственном менеджменте в регионе на всех уровнях и этапах принятия решений технологии краудсорсинга позволяет максимально задействовать преимущества информационно-коммуникативных ресурсов, повысить открытость работы, обеспечить прозрачность деятельности государственных органов, объединить население вокруг общих целей, создать условия для проявления общественной инициативы, а также сформировать инструменты обратной связи с активными гражданами, которые готовы и способны внести свой вклад в развитие региона.

Рецензенты:

Волкова О. А., д.соц.н., профессор, заведующая кафедрой социальной работы Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород.

Шаповалова И.С., д.соц.н., профессор кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород.

Прогрессивной технологией современного менеджмента, его действенным инструментом стал краудсорсинг. Это на первый взгляд незнакомое слово представляет собой уже хорошо известную систему массового сбора идей, их обсуждения и оценки на онлайн-платформах неограниченным числом людей. Примером могут служить голосования, конкурсы, чаты и даже интернет-биржи.

Инновационная система сбора идей

Элементы системы краудсорсинговых проектов

Для результативной работы краудсорсинг площадки вся система организации проекта рассматривается на уровне отдельных составляющих, позволяющих достичь поставленные цели. Ключевыми элементами являются следующие участники сбора идей и этапы:

  1. Принятие решения об организации краудсорсинга. Инициаторами могут быть муниципальные учреждения, коммерческие предприятия и частные лица.
  2. Постановка целей и задач. Определяются заказчиком-организатором, могут носить разносторонний характер.
  3. Разработка онлайн-платформы. Это этап непосредственного создания интернет-ресурса, позволяющего осуществлять сбор идей.
  4. Мотивация участников. Это очень важный элемент системы краудсорсинга, ведь, как правило, проекты осуществляются на некоммерческих условиях. Отсюда возникает необходимость идейной мотивации.
  5. Обеспечение глобальности сетевого сообщества. Чтобы действо было массовым, организуется привлечение участников различных навыков и интересов:

Сбор идей по инновационной системе краудсорсинга

Принципы системы краудсорсинга

Чтобы задуманный проект возымел должный результат и дал решение всем вынесенным на массовое обозрение вопросам, он должен быть грамотно организован. Любой механизм краудсорсинга, приводимый в движение коммерческими организациями, имеет целью увеличение рентабельности деятельности, конкурентоспособности и устранение имеющихся недочетов в организации своей деятельности. Поэтому так важны следующие принципы, присущие сбору идей путем краудсорсинга:

  1. Принцип заинтересованности. Предполагается, что все участники тратят свое время на сбор идей, их оценку и обсуждение добровольно. Что каждый заинтересован либо в результате всего проекта, либо в самореализации в рамках данной тематики.
  2. Принцип равенства. Позволяет принимать участие в обсуждении тем самого разного уровня. Участники имеют возможность выдвигать свои идеи любого масштаба вне зависимости от своей должности, ранга или научной степени.
  3. Принцип прозрачности. Все идеи, представленные в качестве инноваций, придаются полной огласке. Это прекрасная возможность оценить свои собственные способности и узнать мнение других участников, разбирающихся или интересующихся этой же темой, вынеся свое предложение на всеобщее рассмотрение. С другой стороны, привлекательна доступность самому изучать и оценивать свежие мысли других претендентов на звание "лучших предложений".

Именно эти основные принципы являются залогом мотивации участников системы краудсорсинговых программ, привлекающие людей самых разных профессий, навыков, умений и интересов.

Системные ограничения краудсорсинга

Как и в любом инструменте массового охвата, в краудсорсинге есть нюансы, способные снизить эффективность всего процесса. К факторам, снижающим результативность сбора идей, относятся следующие:

- неточная постановка цели и отсутствие конкретики в указании задач;

- узкая направленность выбранной темы;

- искажение итогов голосований и конкурсов;

- неудачная организация самого онлайн-ресурса, на котором размещена платформа краудсорсинга.

Делегируя решение внутренних вопросов фирмы сторонним участникам, компания получает свежие мысли, практичные замечания бывалых контрагентов, пожелания потенциальных клиентов. Но чтобы запущенный проект дал плоды, принес корпоративные инновации, следует со всей серьезностью подойти ко всем элементам системы краудсорсинга.

Читайте также: