Что не является объектом гражданско правовой статистики
Обновлено: 30.06.2024
Правовая (юридическая) статистика представляет собой отрасль статистической науки, имеющую дело с количественными показателями правовой или иной юридически значимой деятельности. Правовая статистика количественно исследует разнообразные стороны правовых нарушений (девиаций) - уголовных, гражданских, административных, их структуру и динамику, факторы, их детерминирующие, всю совокупность мер контроля этих нарушений.
Правовая статистика — это наука, изучающая количественную сторону массовых правовых или юридически значимых процессов и явлений, раскрывающая их качественное своеобразие, тенденции и закономерности их развития в конкретных условиях места и времени.
Правовая статистика учитывает работу всех государственных органов, осуществляющих уголовно-правовую, административную и гражданско-правовую охрану общественного и государственного строя, гарантированных конституцией прав и интересов граждан - прокуратуры, милиции, судов, исправительных учреждений, арбитража, нотариата и др. Ее предметом и будет количественная сторона тех явлений, которые входят в сферу деятельности указанных органов.
Следует подчеркнуть, что сугубо специфическим признаком юридической статистики является лишь правовая и юридическая значимость изучаемых процессов и явлений, тогда как остальные взаимосвязанные признаки, характеризующие юридическую статистику, в своей совокупности определяют общее содержание предмета.
Спорным является вопрос, о том, что правовая статистика учитывает лишь те правонарушения, которые стали предметом рассмотрения правоохранительных органов либо послужили основанием для обращения в суд или арбитраж с гражданским иском о принудительном осуществлении нарушенного права о защите охраняемого законом интереса, о признании права, либо были подтверждены в порядке нотариального производства. Не все возникшие административные, уголовные, жилищные, трудовые, семейные и прочие правоотношения указываются в официальных отчетах, однако не считать их объектом правовой статистики значит отказаться от исследования реальной правовой действительности, встать на путь формализма, т.е. потерять в конечном счете цель науки правовой статистики – служить людям.
Основная цель правовой статистики - учёт нарушений законности рассматриваемых органами МВД, прокуратуры, суда и арбитражного суда, а также мероприятий по борьбе с этими нарушениями.
Роль правовой статистики в улучшении деятельности указанных органов весьма серьёзна, т.к. именно она наряду с другими источниками даёт возможность установить, как работают судебные, следственные, исправительные и другие административные учреждения, как осуществляется правосудие. Зная количество совершенных преступлений, учитывая самих преступников, располагая сведениями о нарушении семейных, трудовых, жилищных и других законов, о распространении уголовных и административных нарушений на различных участках экономики, о размерах ущерба от преступлений, принимая во внимание результаты борьбы с ними, органы юстиции получают возможность наиболее эффективно осуществлять возложенные на них задачи в деле укрепления законности и правопорядка.
Задачи правовой статистики — находить и измерять общее, присущее массовым, однородным по составу и времени явлениям: устанавливать общее и необходимое в сфере индивидуального и случайного, очищать обобщения от несущественного и второстепенного. Кроме того, имеют место аддитивные свойства, присущие соединенным в массу предметам как обобщающие показатели, то есть проявляющиеся при переходе от единичного явления к их массе. Обобщающие показатели (иллюстрации) являются объективными свидетелями, подтверждающими правильность теоретических положений, и опорой — фактической аргументацией — для получения доказательных выводов. В результате, раскрывается повторяемость фактов как важнейшая характеристика закономерности. В этом статистический метод выступает в качестве метода обобщающих показателей в сходных процессах — средние величины, корреляции, коэффициенты и т. д. Он включает в себя аналитические приемы: расчеты (проверку), техническую обработку, таблицы, графики, ситематизацию, группировки и т. п.
Явления и процессы в жизни общества характеризуются статистикой с помощью статистических показателей, т.е. количественной оценки свойств изучаемого явления. При этом, следует иметь в виду, что в статистическом показателе проявляется единство качественной и количественной сторон. Если не определена качественная сторона явления, то нельзя определить и его количественную сторону.
В каждый исторический момент социально-экономические явления имеют конкретные размеры, структуру, интенсивность развития, ту или иную распространенность и определенные соотношения друг с другом. Статистика при помощи статистических показателей характеризует размеры изучаемых явлений, их особенности, закономерности развития и их взаимосвязи. При этом статистические показатели подразделяются на учетно-оценочные и аналитические. Учетно-оценочные показатели отражают объем или уровень изучаемого явления; аналитические показатели используются для характеристики особенностей развития явления, распространенности в пространстве, соотношения его частей, взаимосвязи с другими явлениями. В качестве аналитических показателей используются средние величины, показатели структуры, вариации, динамики, степени тесноты связи и др.
Цифровое освещение изучаемых явлений, численные показатели, как эмпирическое воплощение присущих социальным явлениям качественных характеристик, позволяют применять математические процедуры для анализа и объяснения закономерностей человеческой жизнедеятельности по аналогии с природой. При этом, чем больше число единичных явлений, тем явственнее выступает массовая закономерность, присущая данному явлению. Статистические закономерности опираются на закон больших чисел, который освобождает соответствующие статистические показатели от влияния случаев и вскрывает связи, существующие между численностью наблюдаемых массовых явлений и полнотой проявления обшей закономерности, присущей этим явлениям.
Правовая статистика– отрасль статистической науки, которая изучает количественные показатели деятельности правоохранительных органов и органов юстиции (полиции, судов, прокуратуры, арбитража, нотариата, адвокатуры, исправительных заведений и др.).
Основная цель правовой статистики – учет нарушений законности и правопорядка.
Предметом правовой статистикислужит количественная сторона массовых правовых явлений и процессов, тенденции и закономерности их развития в конкретных условиях места и времени в целях раскрытия их качественного содержания. Иными словами, предмет правовой статистики– количество правовых явлений, входящих в сферу деятельности правоохранительных органов в неразрывной связи с их качественными особенностями.
Рассмотрим признаки предмета правовой статистики по порядку.
1. Количественная сторона явлений и процессов характеризует их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и пространстве. Она выражается в числах, уровнях, пропорциях, темпах развития.
2. Особое место в значимости количественных показателей изучаемых явлений и процессов принадлежит уровню их массовости. Статистика не изучает единичные или исчисляемые небольшим числом явления и процессы. Чем массовей совокупность изучаемых признаков и чем большее число их будет изучено, тем объективнее могут быть получаемые показатели.
3. Правовая статистика исследует количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени. Статистические данные отражают состояние того или иного явления в конкретных территориальных и временных границах.
4. Количественные показатели массовых явлений и процессов превратились бы в обычный иллюстративный материал, если бы не исследовались в целях раскрытия их качественного содержания. Например, количественные изменения структуры преступности свидетельствуют не только о распространенности того или иного вида преступлений, но и о качественных изменениях социально-экономической обстановки.
Объектомизучения правовой статистики служит деятельность всех государственных органов (прокуратуры, полиции, судов, исправительно-трудовых учреждений, арбитражного суда, нотариата и др.), осуществляющих уголовно-правовую, административную и гражданско-правовую охрану общественного и государственного строя, всех форм собственности, прав и интересов граждан и организаций.
Правовая статистика исследует количественно-качественные параметры правонарушений (состояние, уровень, структуру, динамику), а также определяющие их факторы (причины и условия, способствующие преступности, совокупность мер социального контроля государства и общества над преступностью).
Особенностьюправовой статистики является латентность преступности (лат. latens - скрытый, тайный). Она представляет собой совокупность лиц и преступных деяний, не зафиксированных в официальной статистике. Латентность не позволяет правовой статистике полностью (на 100%) учесть совершённые правонарушения. Причинами латентности преступности являются: малозначительность причиненного преступлением ущерба (мелкие хищения, причинение легкого вреда здоровью); отсутствие времени у потерпевшего для подачи заявления; неуверенность в наказания преступника ("всесильность" преступников и ограниченные возможности правоохранительных органов); боязнь угроз преступника (похищение детей, насилие); сложный, замаскированный характер преступных деяний, нежелание огласки интимных сторон жизни (изнасилование). Напрямую с латентностью связана виктимность (от лат. victima – жертва) – склонность субъекта к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него. Жертвами преступников чаще становятся – пьяницы, наркоманы, бомжи, нищие, проститутки и т.п.
Задачи правовой статистики:
· учет, обобщение и комплексный анализ нарушений законности, рассматриваемых правоохранительными органами и органами юстиции;
· изучение состояния, структуры и динамики преступности и иных видов правонарушений;
· изучение факторов, способствующих возникновению и развитию преступности и иных правонарушений;
· исследование социальных последствий преступности и других правонарушений для общества;
· учет всей совокупности мероприятий социального контроля над правонарушениями, осуществляемыми государственными органами в целях поддержания в стране режима законности;
· гарантирование достоверности, полноты, своевременности и научной обоснованности всей официальной правовой статистической информации.
Правовая (юридическая) статистика представляет собой отрасль статистической науки, имеющую дело с количественными показателями правовой или иной юридически значимой деятельности. Правовая статистика количественно исследует разнообразные стороны правовых нарушений (девиаций) - уголовных, гражданских, административных, их структуру и динамику, факторы, их детерминирующие, всю совокупность мер контроля этих нарушений.
Правовая статистика — это наука, изучающая количественную сторону массовых правовых или юридически значимых процессов и явлений, раскрывающая их качественное своеобразие, тенденции и закономерности их развития в конкретных условиях места и времени.
Правовая статистика учитывает работу всех государственных органов, осуществляющих уголовно-правовую, административную и гражданско-правовую охрану общественного и государственного строя, гарантированных конституцией прав и интересов граждан - прокуратуры, милиции, судов, исправительных учреждений, арбитража, нотариата и др. Ее предметом и будет количественная сторона тех явлений, которые входят в сферу деятельности указанных органов.
Следует подчеркнуть, что сугубо специфическим признаком юридической статистики является лишь правовая и юридическая значимость изучаемых процессов и явлений, тогда как остальные взаимосвязанные признаки, характеризующие юридическую статистику, в своей совокупности определяют общее содержание предмета.
Спорным является вопрос, о том, что правовая статистика учитывает лишь те правонарушения, которые стали предметом рассмотрения правоохранительных органов либо послужили основанием для обращения в суд или арбитраж с гражданским иском о принудительном осуществлении нарушенного права о защите охраняемого законом интереса, о признании права, либо были подтверждены в порядке нотариального производства. Не все возникшие административные, уголовные, жилищные, трудовые, семейные и прочие правоотношения указываются в официальных отчетах, однако не считать их объектом правовой статистики значит отказаться от исследования реальной правовой действительности, встать на путь формализма, т.е. потерять в конечном счете цель науки правовой статистики – служить людям.
Основная цель правовой статистики - учёт нарушений законности рассматриваемых органами МВД, прокуратуры, суда и арбитражного суда, а также мероприятий по борьбе с этими нарушениями.
Роль правовой статистики в улучшении деятельности указанных органов весьма серьёзна, т.к. именно она наряду с другими источниками даёт возможность установить, как работают судебные, следственные, исправительные и другие административные учреждения, как осуществляется правосудие. Зная количество совершенных преступлений, учитывая самих преступников, располагая сведениями о нарушении семейных, трудовых, жилищных и других законов, о распространении уголовных и административных нарушений на различных участках экономики, о размерах ущерба от преступлений, принимая во внимание результаты борьбы с ними, органы юстиции получают возможность наиболее эффективно осуществлять возложенные на них задачи в деле укрепления законности и правопорядка.
Задачи правовой статистики — находить и измерять общее, присущее массовым, однородным по составу и времени явлениям: устанавливать общее и необходимое в сфере индивидуального и случайного, очищать обобщения от несущественного и второстепенного. Кроме того, имеют место аддитивные свойства, присущие соединенным в массу предметам как обобщающие показатели, то есть проявляющиеся при переходе от единичного явления к их массе. Обобщающие показатели (иллюстрации) являются объективными свидетелями, подтверждающими правильность теоретических положений, и опорой — фактической аргументацией — для получения доказательных выводов. В результате, раскрывается повторяемость фактов как важнейшая характеристика закономерности. В этом статистический метод выступает в качестве метода обобщающих показателей в сходных процессах — средние величины, корреляции, коэффициенты и т. д. Он включает в себя аналитические приемы: расчеты (проверку), техническую обработку, таблицы, графики, ситематизацию, группировки и т. п.
Явления и процессы в жизни общества характеризуются статистикой с помощью статистических показателей, т.е. количественной оценки свойств изучаемого явления. При этом, следует иметь в виду, что в статистическом показателе проявляется единство качественной и количественной сторон. Если не определена качественная сторона явления, то нельзя определить и его количественную сторону.
В каждый исторический момент социально-экономические явления имеют конкретные размеры, структуру, интенсивность развития, ту или иную распространенность и определенные соотношения друг с другом. Статистика при помощи статистических показателей характеризует размеры изучаемых явлений, их особенности, закономерности развития и их взаимосвязи. При этом статистические показатели подразделяются на учетно-оценочные и аналитические. Учетно-оценочные показатели отражают объем или уровень изучаемого явления; аналитические показатели используются для характеристики особенностей развития явления, распространенности в пространстве, соотношения его частей, взаимосвязи с другими явлениями. В качестве аналитических показателей используются средние величины, показатели структуры, вариации, динамики, степени тесноты связи и др.
Цифровое освещение изучаемых явлений, численные показатели, как эмпирическое воплощение присущих социальным явлениям качественных характеристик, позволяют применять математические процедуры для анализа и объяснения закономерностей человеческой жизнедеятельности по аналогии с природой. При этом, чем больше число единичных явлений, тем явственнее выступает массовая закономерность, присущая данному явлению. Статистические закономерности опираются на закон больших чисел, который освобождает соответствующие статистические показатели от влияния случаев и вскрывает связи, существующие между численностью наблюдаемых массовых явлений и полнотой проявления обшей закономерности, присущей этим явлениям.
Понятие, предмет и задачи правовой статистики. Суть уголовно-, гражданско-, и административно-правового количественного учета. Анализ главных стадий преступного процесса. Расчет количества поступивших криминальных дел по соответствующим категориям.
Рубрика | Государство и право |
Вид | лекция |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.06.2015 |
Размер файла | 154,8 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Правовая статистика - отрасль статистической науки, которая изучает количественные показатели деятельности правоохранительных органов и органов юстиции (полиции, судов, прокуратуры, арбитража, нотариата, адвокатуры, исправительных заведений и др.).
Основная цель правовой статистики - учет нарушений законности и правопорядка.
Предметом правовой статистики служит количественная сторона массовых правовых явлений и процессов, тенденции и закономерности их развития в конкретных условиях места и времени в целях раскрытия их качественного содержания. Иными словами, предмет правовой статистики - количество правовых явлений, входящих в сферу деятельности правоохранительных органов в неразрывной связи с их качественными особенностями.
Рассмотрим признаки предмета правовой статистики по порядку.
1. Количественная сторона явлений и процессов характеризует их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и пространстве. Она выражается в числах, уровнях, пропорциях, темпах развития.
2. Особое место в значимости количественных показателей изучаемых явлений и процессов принадлежит уровню их массовости. Статистика не изучает единичные или исчисляемые небольшим числом явления и процессы. Чем массовей совокупность изучаемых признаков и чем большее число их будет изучено, тем объективнее могут быть получаемые показатели.
3. Правовая статистика исследует количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени. Статистические данные отражают состояние того или иного явления в конкретных территориальных и временных границах.
4. Количественные показатели массовых явлений и процессов превратились бы в обычный иллюстративный материал, если бы не исследовались в целях раскрытия их качественного содержания. Например, количественные изменения структуры преступности свидетельствуют не только о распространенности того или иного вида преступлений, но и о качественных изменениях социально-экономической обстановки.
Объектом изучения правовой статистики служит деятельность всех государственных органов (прокуратуры, полиции, судов, исправительно-трудовых учреждений, арбитражного суда, нотариата и др.), осуществляющих уголовно-правовую, административную и гражданско-правовую охрану общественного и государственного строя, всех форм собственности, прав и интересов граждан и организаций.
Особенностью правовой статистики является латентность преступности (лат. latens - скрытый, тайный). Она представляет собой совокупность лиц и преступных деяний, не зафиксированных в официальной статистике. Латентность не позволяет правовой статистике полностью (на 100%) учесть совершённые правонарушения. Напрямую с латентностью связана виктимность (от лат. victima - жертва) - склонность субъекта к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него.
Задачи правовой статистики:
· учет, обобщение и комплексный анализ нарушений законности, рассматриваемых правоохранительными органами и органами юстиции;
· изучение состояния, структуры и динамики преступности и иных видов правонарушений;
· изучение факторов, способствующих возникновению и развитию преступности и иных правонарушений;
· исследование социальных последствий преступности и других правонарушений для общества;
· учет всей совокупности мероприятий социального контроля над правонарушениями, осуществляемыми государственными органами в целях поддержания в стране режима законности;
· гарантирование достоверности, полноты, своевременности и научной обоснованности всей официальной правовой статистической информации.
2. Отрасли правовой статистики
С учетом особенностей правонарушений выделяют три самостоятельные отрасли правовой статистики: уголовно-правовая статистика, гражданско-правовая статистика, административно-правовая статистика.
Уголовно - правовая статистика
Уголовно-правовая статистика имеет своим объектом количественную сторону преступности, судимости и деятельности государственных органов по борьбе с преступностью, предупреждению преступных проявлений и исправлению правонарушителей.
Уголовно - правовая статистика выделяет три объекта регистрации:
1) преступление как общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй, мир и безопасность человечества (ст. 2, 14 УК РФ);
2) преступник как вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершившее преступление (ст. 19, 20 УК РФ);
3) наказание как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст. 43, 44 УК РФ).
Уголовно-правовая статистика, отражающая основные стадии уголовного процесса, подразделяется на три раздела:
2) статистику уголовного судопроизводства, охватывающую учет судимости и деятельности судов (количество рассмотренных уголовных дел, осужденных, освобожденных от уголовной ответственности и наказания, оправданных, меры наказания, работу кассационной и надзорной инстанций, мировых судей и т. д.);
3) статистику исполнения приговоров, включающую учет деятельности прокуратуры по надзору за местами лишения свободы и исправительными учреждениями, а также работу судов по условно-досрочному освобождению и замене наказания более мягким (учет осужденных заключенных, подследственных заключенных, по срокам наказания, срокам содержания под стражей, видам преступлений и другим показателям). правовой статистика уголовный гражданский
Гражданско-правовая статистика
Гражданско-правовая статистика осуществляет учет гражданско-правовых споров, находящихся на разрешении судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также учет результатов деятельности данных органов.
Гражданско-правовая статистика выделяет три объекта регистрации:
2) стороны в гражданском процессе (истец и ответчик);
3) судебное решение.
Учетно-статистическая карточка на гражданское дело (форма № 6) заводится в день поступления искового заявления, а затем в ней отражаются все процессуальные действия суда по делу: содержание иска, сроки и результаты его рассмотрения, обжалование в вышестоящий суд, сведения об истце и ответчике, другие данные. Отчеты о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел (форма № 2) и о работе судов по исполнению решений и приговоров (форма № 4) отражают все категории гражданских дел и их движение в судах.
Гражданско-правовая статистика, отражающая основные стадии гражданского процесса, подразделяется на два раздела:
1) статистику гражданского судопроизводства, включающая учет основных процессуальных действий суда (сроки рассмотрения, вынесение решений, рассмотрение дел в кассационной и надзорной инстанциях).
2) статистику исполнения судебных решений, освещающую деятельность судебных исполнителей по приведению в исполнение решений судов по гражданским делам.
Административно-правовая статистика
Административно-правовая статистика осуществляет учет административных правонарушений по их видам, причиненному ущербу, характеру административных взысканий.
1) административные правонарушения (проступки) - противоправные, виновные действия (бездействие) физического или юридического лица, за которые КоАП или законам субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ);
2) лица, совершившие административные правонарушения, достигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (ст. 2.2, 2.7, 2.8 КоАП РФ);
3) меры административной ответственности - административные наказания, применяемые за совершение административных правонарушений (ст. 3.9 КоАП РФ).
Аналогичные гражданско-правовой статистике разделы имеет и административно-правовая статистика.
Практическая работа к лекции 1.
1.9. Структура поступивших в районные суды РФ уголовных дел по итогам 1-го полугодия 2010 г. характеризуется следующими данными:
Рассчитайте количество поступивших уголовных дел по соответствующим категориям, если известно, что всего поступило 361600 уголовных дел.
1.11. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;
от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;
от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;
Рассчитайте сумму госпошлины при цене иска 19500 руб., 66 000 руб., 87500 руб., 750 000 руб., 3 200 000 руб.
1.12. Найдите количество правонарушений в 2011 году в абсолютных величинах.
1.14. На территории n-го УВД в марте было совершено 3600 правонарушений. В апреле правонарушения составили 110% от марта. Сколько правонарушений было в апреле?
1.16. По статистике рецидивная преступность по определенному ее виду составляет 40%. Найти, сколько осужденных из 1200 станут рецидивистами.
1.17. Как правило, по преступлениям небольшой и средней категорий тяжести рецидивная преступность по амнистии составляет 60%. Найти число повторно осужденных из 18000 амнистированных.
1.18. Для обеспечения охраны общественного порядка во время санкционированных шествий выделяют сотрудников УВД в количестве 10% от числа демонстрантов. При каком количестве людей на митинге могут обеспечить порядок 300 сотрудников УВД?
1.20. При выполнении работы по правовой статистике 12% студентов вовсе не решили задачи, 32% решили с ошибками, остальные 14 человек решили верно. Сколько студентов было в группе?
1.22. Число краж в двух регионах совпадает, но в одном регионе они составляют 25% от всех преступлений, а в другом - 50% от совершенных там 600 преступлений. Найти число преступлений в первом регионе.
Подобные документы
Принцип соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Система, объект и предмет правового регулирования. Дозволение, обязывание, запрет. Гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой тип. Недостаток подхода М.И. Байтина.
реферат [96,3 K], добавлен 21.01.2016
Статистическая правовая информация, ее цели, предмет и границы достоверности. Требования к статистическому наблюдению. Достоверность уголовной статистики как научная проблема. Формирование статистической отчетности правоохранительных органов России.
контрольная работа [78,7 K], добавлен 05.10.2009
Основные приемы, способы и методы правовой статистики. Рассмотрение статистических группировок и их видов. Правила установление репрезентативного объема выборки. Составление таблицы по видам и группам преступлений, рассмотренным в суде в течение года.
контрольная работа [26,2 K], добавлен 23.07.2015
Сущность гражданско-правового договора и его роль в процессе деятельности хозяйствующих субъектов. Понятие, принцип свободы заключения договора, характеристика стадий его разработки. Порядок заключения договора в обязательном порядке и на торгах.
контрольная работа [35,7 K], добавлен 07.12.2015
Предмет административно-правового регулирования, его основные цели. Особенности административно-процедурных отношений как элемента административно-правового регулирования. Разновидности государственно-управленческих отношений, их судебная защита.
презентация [155,8 K], добавлен 05.04.2016
Понятие и природа правового менталитета. Правовой патернализм как черта российской правовой ментальности. Основные функции правового менталитета. Общая характеристика его главных признаков. Основные отличия правового менталитета от правовой культуры.
контрольная работа [28,0 K], добавлен 13.07.2014
Понятие гражданско-правового договора и его особенности. Форма и основные виды гражданско-правового договора. Содержание договора как юридического факта. Заключение договора, основания и порядок изменения и расторжения гражданско-правового договора.
Как уже указывалось, в правовой статистике различают уголов-но-правовую, гражданско-правовую и административно-правовую статистику.
Основными объектами уголовно-правовой статистики являются: преступление, преступник, наказание.
Объектами гражданско-правовой статистики являются: гражданские правоотношения, которые получили свое разрешение в суде, арбитраже или подтверждаются в порядке нотариального производства; стороны в гражданском процессе (истец, ответчик); результат разрешения спора.
Объектами административно-правовой статистики являются: административные правонарушения, лица, их совершившие, и меры административной ответственности, применяемые к нарушителям.
Правовая статистика (уголовно-правовая, гражданско-правовая и административно-правовая) учитывает свои объекты не изолированно, а в неразрывной связи с оценкой деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов. Она строит наблюдение так, чтобы освещать своими показателями отдельные стадии уголовного и гражданского процесса, а также основные моменты деятельности правоохранительных органов.
Правильная организация первичного учета является главным условием для составления статистических отчетов о преступности, судимости, административных правонарушениях, деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов по укреплению государственной законности.
Первичный учет используется также и для оперативных целей, например для дачи справок по судебным делам 1 .
В органах МВД, прокуратуры документами первичного учета, на основе которых формируется отчетность о преступности, являются различные формы статистических карточек: 1) форма № 1 - на зарегистрированное преступление; 2) форма № 2 - на лицо, совершившее преступление; 3) форма № 3 - о движении уголовного дела и т.д. В карточках содержится обширная информация об объектах преступных посягательств, субъектах преступления по различным демографическим признакам (пол, возраст, образование и т.д.), характеризующая основные моменты деятельности органов расследования по возбужденным уголовным делам. Учет административных правонарушений, рассмотрение которых отнесено к компетенции органов МВД, ведется в журналах.
В судах документами первичного учета являются:
1) учетно-статистическая карточка на уголовное дело;
2) учетно-статистическая карточка на гражданское дело;
3) учетно-статистическая карточка на исполнительное производство.
Кроме того, для учета деятельности судов по профилактике правонарушений, рассмотрению материалов в порядке исполнения приговорен, дел об административных правонарушениях и но другим направлениям в работе ведутся специальные журналы. Регистрационные журналы, как и карточки, являются документами первичного учета.
В систему органов юстиции входят такие правовые организации, как нотариат и судебно-зкспертные учреждения, вместе с тем Министерство юстиции осуществляет общее руководство деятельностью органов записи актов гражданского состояния и адвокатурой.
Эти организации, гак же как и суды, периодически представляют статистическую отчетность о своей деятельности на основе документов первичного статистического учета.
В нотариальных конторах статистическое наблюдение осуществляется по списочной системе, I. с. в одном реестре (списке) регистрируются сведения обо всех нотариальных действиях (удостоверение договоров, доверенностей, завещаний, свндетельствованне верности копий документов, выдача свидетельств о праве наследования и т.д.). Формы реестров для регистрации нотариальных действий и указания по их заполнению утверждаются Министерством юстиции РФ.
Органы записи актов гражданского состояния (загс), осуществляя статистическое наблюдение за демографическими процессами в стране, используют также списочные формулы. Органы загса производят регистрацию семи видов актов: о рождении, смерти, заключении брака, расторжении брака, об установлении отцовства, усыновлении (удочерении), о перемене фамилии, имени, отчества.
Вышеперечисленные формы регистрации актов гражданского состояния содержат в себе сведения, относящиеся к личности родившихся, умерших, вступивших в брак, расторгнувших брак.
На основе информации, содержащейся в отчетах органов загса, проводится большая исследовательская работа демографами, юристами, социологами, экономистами и другими специалистами для подготовки предложений по развитию народного хозяйства.
Документами первичного учета в судсбно-экспсртных учреждениях являются учетные карточки по экспертному производству, регистрационные журналы и книги учета работы судсбно-экспертных учреждений. Образцы журналов и книг утверждаются министром юстиции. Объем фиксируемой в них информации вместе с данными учетной карточки обеспечивает составление отчета о работе этих учреждений.
Учетная карточка заполняется в одном экземпляре на каждое заключение (справку). Однако в случае поступления материала, по которому предстоит провести исследования, относящиеся к различным видам экспертиз, следует заполнить на материал такое количество учетных карточек, которое равнялось бы числу предстоящих экспертиз, хотя исследования могут быть оформлены в одном заключении.
Карточка содержит показатели, одни из которых заполняются шифрами, другие - путем обводки цифрового обозначения, третьи -проставлением соответствующих чисел. Кроме того, некоторые сведения вносятся свободным текстом. За полноту и правильность данных, вносимых в учетную карточку, несет ответственность эксперт.
Для учета деятельности адвокатуры по содействию охране прав и законных интересов граждан, в осуществлении правосудия, в соблюдении и укреплении законности во всех коллегиях адвокатов введены регистрационные карточки.
Эта документы, являясь основой финансовой отчетности о деятельности адвокатов, служат одновременно и документами первичного статистического учета в юридических консультациях.
ТЕСТЫ к главе 3
1. Целью криминологического исследования является:
а) получение различных данных о социальной ситуации в обществе;
б) получение данных о состоянии общества и государства в ракурсе изучения преступности;
в) получение любых данных об обществе.
2. Программа криминологического исследования-это:
а) набор методов, необходимых для достижения цели исследования;
б) методы и инструментарий криминологических исследований:
в) последовательность действий, методика и определенные этапы и стадии криминологического исследования. 3. Объектом криминологических исследований является:
б) социальные группы населения;
в) социальная ситуация в регионе.
4. Регулирование миграционных процессов является одним из направлений деятельности:
б) международного сообщества;
5. Для лучшего статистического учета миграционных потоков в первую очередь необходимо:
входит регламентация миграционных процессов;
б) выработка единой государственной миграционной политики;
в) повышение деятельности милицейских служб.
6. В судебных инстанциях документами первичного статистического учета являются:
а) статистические карточки;
б) журналы учета;
в) статистические формы.
7. В нотариальных конторах документами первичного статистического учета являются:
а) статистические формуляры;
б) реестры (списки);
в) журналы учета.
8. Статистическая отчетность в ОВД - это:
а) статистические формуляры;
б) система статистических карточек, журналов и реестров;
в) статистические формы.
9. Органы записи актов гражданского состояния (загс) осуществляют статистический учет с использованием:
а) регистрационных актов;
б) статистических карточек;
в) регистрационных журналов.
10. Для учета деятельности адвокатуры по содействию охране прав и законных интересов граждан в осуществлении правосудия используются:
Читайте также: