Продажность каких должностных лиц вызывала особую обеспокоенность у первых борцов с коррупцией

Обновлено: 04.07.2024

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход — что означало переход взяток в область теневой экономики.

Мир менялся, менялись и масштабы коррупции. Глобализация и становление мирового хозяйства позволили коррупции выйти на международный уровень и стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности[2]. В наше время коррупция является одной из серьезнейших проблем во всем мире: по словам Даниэля Кауфманна, директора Глобальных программ в Институте Всемирного банка, в 2007 году объемы взяток составили более триллиона долларов[3] — более 2% от мирового ВВП[4]. О том, что же представляет из себя коррупция, каковы ее причины и влияние на государство, общество и экономику, и возможно ли успешно с ней бороться в XXI веке — обо всем этом пойдет речь в данной работе.

1. Понятие коррупции

Первый критерий — вид деятельности коррупционера (схема 1 — кто).

Схема 1. Типология коррупционных отношений по виду деятельности коррупционера


Второй критерий — формы коррупционных отношений (как и зачем):

Третий критерий — насколько часто возникают коррупционные явления (схема 2 — как часто)

Схема 2. Типология коррупционных отношений по степени распространенности


Поняв сущность коррупционных отношений, вкратце обозначим подходы к интерпретации этих явлений (таблица 1). Эти концепции, впрочем, являются скорее не альтернативными, а взаимодополняющими.

Таблица 1. Различные подходы к интерпретации понятия коррупции

Рациональный подход (экономика преступности)

Индивид взвешивает все издержки и блага своих преступных действий и рационально реша­ет идти на преступление, если ожидаемая полезность подобных действий выше, чем если бы он остался честным и потратил свое время и ресурсы иным образом.

Теория рентоориентированного поведения

Экономическая рента — плата за ресурсы сверх максимальной величины альтернативных издержек при немонопольном использовании этих ресурсов. Рентоориентированное поведение — усилия, направленные на осуществление государственного вмешательства в рыночное распределение ресурсов с целью присвоения искусственно создаваемых таким образом доходов в виде ренты. Под коррупцией понимается форма нелегального рентоориентированного поведения

Институциональный подход

Коррупция — контрактное взаимодей­ствие между экономическими агентами с целью злоупотребления пози­цией ради частных выгод.

Модель «принципал-агент

Коррупция существует благодаря ассиметричности информации и вы­соким издержкам мониторинга за деятельностью агента-чиновника

Теория оппортунистического поведения

Коррупция — частный случай оппортунистического поведения

Классический либерализм

Источник: Бондаренко И. А., Коррупция: экономический анализ на региональном уровне.

Санкт-Петербург, “Петрополис”, 2001 г, с.23-45

Итак, мы убедились, что коррупция — это действительно сложное политическое, экономическое, социальное и этическое явление. Разобравшись с тем, что такое коррупция, можно исследовать причины ее возникновения — чему и посвящен следующий раздел.

2.Причины возникновения коррупции

Автор позволит себе не согласиться с мнением главы государства. Неуважение к закону — лишь один из факторов, определяющих развитие в стране коррупции. Причин же тому множество — и мы попробуем рассмотреть как основные, так и второстепенные. Итак, в чем же корни коррупции?

К = М + П — О,

где К — коррупция, М — власть монополий, П — произвольность решений, О — ответственность.

Иными словами, коррупция определяется степенью монопольной

власти и права принимать произвольные решения, которыми наделены государственные чиновники, а также мерой их ответственности за свои действия.

Другая, не менее интересная модель коррупции [9]выглядит так:


где I — страна, t — год.

По схожей формуле вычисляются такие индексы, как CPI (Corruption Perception Index) в Transparency International или WGI (Worldwide Governance Indicators) в World Bank.

1) Во-первых, чем выше уровень экономического благополучия (ВВП на душу населения), тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли, тем строже антикоррупционные меры и тем сильнее гражданское общество.

2) Во-вторых, чем больше развита демократия, тем больше у чиновника риск потерять свое место и тем больше возможностей у органов по борьбе с коррупцией.

3) В-третьих, развитость судебной системы также препятствует экспансии коррупционных процессов.

4) В-четвертых, чем больше и сложнее бюрократический аппарат, тем больше возможностей открывается для коррупции. Важную роль играет централизация государства: в большинстве жестко централизованных империй коррупция достигала немыслимых масштабов, как в Римской и Византийской империях. С другой стороны, не все эксперты склонны считать децентрализацию залогом низкого уровня коррупции.

Абстрагируясь от приведенной выше модели, можно условно поделить все причины коррупции на шесть больших групп (таблица 2):

Таблица 2. Факторы коррупции

Группа факторов

Фундаментальные

Несовершенство экономических институтов и экономической политики; несо­вершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективность судебной системы,

Слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком час­тое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов

Организационно-экономические

Слабость системы контроля над распределением государственными (в особенности — природными) ресурсами, трудности управления большой территорией, громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда слу­жащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры), прочие формы дискриминации

Информационные

Непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова и печати, наличие оффшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции

Культурно-исторические

Сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести

Негативные эффекты, которые оказывает коррупция на различные сферы жизни общества, сгруппированы в таблице 3.

Таблица 3. Последствия коррупции

Политическая сфера

Экономическая сфера

Социальная сфера

Невозможность осуществления демократических принципов

Неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов

Рост социального неравенства, бедность

Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок

Высокие временные и материальные издержки при ведении бизнеса;

Рост финансовых и коммерческих рисков

Нарушение принципа верховенства закона

Поиск ренты в ущерб материальному производству

Усиление организованной преступности

Неэффективность политических и судебных институтов

Искажение (повышение) цен

Уменьшение доверия к власти, отчуждение ее от общества

Снижение конкуренции в ущерб экономическому развитию

Становление мафиозных группировок

Падение престижа страны

Рост теневой экономики, налоговые потери

Дискредитация права в глазах общественности

Исчезновение реальной политической конкуренции

Ухудшение инвестиционного климата, снижение инвестиций

Морально-нравственные нормы теряют значение

Снижение эффективности экономики страны в целом

Рост социальной напряженности

Источники: см. список литературы

Проиллюстрируем эти утверждения примерами[13]. Допустим, иностранная корпорация планирует осуществлять энергетические проекты в нестабильной стране, где отсутствуют базовая инфраструктура и верховенство закона. Капиталовложения этой фирмы, связанные с добычей и транспортировкой энергоносителей, в такой стране легко могут стать объектом экспроприации, причем не только со стороны центрального правительства, но и со стороны местных властей или квазигосударственных группировок, способных наносить ущерб или тормозить деятельность компании. Таким образом, все перечисленные субъекты могут предъявить такой фирме требования коррупционного характера. В Анголе, к примеру, Exxon пришлось удовлетворить требования подобных группировок о предоставлении базовых инфраструктурных услуг, которые не могло или не хотело оказывать государство. Уступку такому давлению можно считать если не противозаконным, то, несомненно, коррупционным актом в широком смысле этого слова. Тем не менее, подобные действия, очевидно, были выгодны Exxon и одновременно оказали позитивное влияние на ангольскую экономику.

Тем не менее, стоит отметить, что негативные последствия коррупции гораздо серьезнее и масштабнее положительных: по мнению Д. Хьюстона, в государствах с наиболее стабильной ситуацией негативные последствия коррупции превышают позитивные в 50–100 раз. Возникает закономерный вопрос — как же в таком случае бороться с этим явлением?

4. Методы борьбы с коррупцией

Если мы ликвидируем государство,
мы ликвидируем коррупцию.

Гэри Стэнли Беккер, экономист,
лауреат Нобелевской премии
по экономике 1992 года

I. Сингапурская стратегия. Получив независимость в 1965 г., Сингапур оказался страной с одним из высочайших уровней коррупции во всем мире. Для борьбы с коррупцией были предприняты следующие шаги:

  • Строгая регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, жесточайший надзор над соблюдением высоких этических стандартов
  • Создано автономное (!) Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB). Его основные функции:
    i. получать и расследовать жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных сферах;
    ii. расследовать случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;
    iii. проверять деятельность и операции, проводимые государственными служащими с целью минимизировать возможность совершения коррумпированных действий.
  • Ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб.
  • Дерегулирование экономики
  • Повышение зарплат чиновников и подготовка квалифицированных административных кадров.

Примечательно, что коррупционеры, помимо исполнения обычного судебного приговора, обязаны возместить стоимость полученной взятки. Для тех, кто не в состоянии произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор. Если же обвиняемый в коррупционных отношениях уже умер, конфискуется его имущество.

Благодаря этой стратегии Сингапур стал одним из наименее коррумпированных государств мира — 4е место в Corruption Perception Index 2008, недавно опубликованным Transparency International.

Однако что же было движущей силой, обеспечившей столь высокую эффективность антикоррупционных реформ? Ответ прост: политическая воля[14].

II. В шведской стратегии акцент был перенесен на систему стимулов, побуждающих население к противодействию коррупции. Ее отличительные черты:

  • Основные инструменты — налоги, льготы и субсидии
  • Свободный доступ к внутренним государственным документам
  • Независимая и эффективная система правосудия
  • Установление высоких этических стандартов для государственных чиновников
  • Высокие зарплаты госслужащим

Спустя всего несколько лет после начала антикоррупционной кампании честность стала социальной нормой среди чиновников. Что же касается высоких зарплат, то поначалу они превышали зарплату рабочих в 12—15[15] раз, однако со временем эта разница снизилась до 2-3 раз.

На сегодняшний день Швеции присвоен первый ранг в Corruption Perception Index. Секрет стратегии кроется в выполнении следующих задач: повышение экономического благосостояния, достижение социального равенства, борьба с бедностью и, что также немаловажно — восприятие честности как нормы поведения чиновника.

Список использованной литературы

2. Carlos Leite, Jens Weidmann, “Does Mother Nature Corrupt? Natural Resources, Corruption, and Economic Growth”, IMF working paper, 1999

3. Douglas A. Houston, “Can corruption ever improve an economy?”, The Cato Journal, 2007

4. Global Corruption Report 2008, Cambridge University Press

5. Ian Senior, “Corruption—the World’s Big C: Cases, Causes, Consequences, Cures”, Institute of Economic Affairs, 2006

6. Lindbeck A. Swedish lessons for post-socialist countries. — Institute for International Economic Studies, Seminar Paper No. 645, Stockholm, 1998, p.4

7. Pranab Bardhan, “Corruption and Development: A Review of Issues”,Journal of Economic Literature Vol. XXXV (September 1997), pp. 1320–1346

8. Rajeev K. Goel and Michael A. Nelson, “Causes of corruption: History, geography and government”, BOFIT Discussion Papers, Helsinki, 2008

9. Shang-Jin Wei, “Corruption in Economic Development:Beneficial Grease, Minor Annoyance, or Major Obstacle?”, Harvard University and National Bureau of Economic Research

10. U Myint, “Corruption: Causes, Consequences, and Cures”, Asia-Pacific Development Journal Vol. 7, No. 2, December 2000

11. “United Nations Convention Against Corruption”

12. Wayne Sandholtz, William Koetzle, “Accounting for Corruption: Economic Structure, Democracy, and Trade”, 2000, International Studies Quarterly, 44, pp. 31-50

Приложение 1. Измерение коррупции

Измерение коррупции — важная составляющая антикоррупционных стратегий. Оценка коррупции в стране позволяет выполнять следующее задачи:

До недавнего времени доминировало представление о неизмеримости коррупции. Действительно, исследователи сталкивались со многими серьезными проблемами, такими как:

  • Новизна тематики исследований;
  • Скрытая природа коррупции;
  • Отсутствие объективной статистики;
  • Отсутствие заинтересованности правительств в сборе подобных статистических данных.

Однако в 1995 году был впервые опубликован CPI — индекс восприятия коррупции, разработанный Transparency International. Этот сводный индекс на сегодняшний день считается наиболее авторитетным. Использованный в данной работе CPI 2008 составлен из 13 источников (таблица 4), каждый из которых имеет собственную систему ранговых и балльных оценок. Задача экспертов Transparency International — проводить стандартизацию рангов и преобразования оценок для приведения к единой форме, которой и является CPI. В подготовке исходных индексов участвуют экспертные группы (часто — предприниматели из исследуемых стран), респонденты социологических опросов, представители различных международных организаций

Борьба с коррупцией от Петра I до наших дней: сколько лет дают за взятку и что делать, чтобы самому не сесть

Давать и брать взятки нельзя – это запрещено законом и нечестно по отношению к обществу. Но многих это не останавливает: для них государство подготовило разные виды наказания – от увольнения с работы до многомиллионных штрафов и 12 лет тюрьмы. Рассказываем, как боролись с коррупцией в России и что происходит сейчас.

Взяточничество и коррупционные правонарушения

Что можно называть коррупцией

Мы привыкли называть взяточников коррупционерами, и наоборот. Хотя в действительности между взяточничеством и коррупцией нельзя поставить знак равенства. Чтобы понимать, за что посадили (или не посадили) того или иного чиновника, важно понимать, что такое коррупция и что еще она включает.

Коррупция – это общее название ситуаций, когда должностное лицо получает какую-то противоправную выгоду, пользуясь своим служебным положением. И неважно, занимает это лицо государственную должность или занимается закупками в частной компании – использование служебного положения для личной выгоды есть коррупция.

Взяточничество является формой коррупции. Это предоставление или получение выгоды, в обмен на действие, которого взяточник не имел права совершать в силу своих полномочий.

Вообще, взяточничество достаточно интересное явление – в нем обе стороны (тот, кто дает и тот, кто берет взятку) получают какую-то выгоду: например, чиновник получает деньги, предприниматель получает государственный контракт.

Страдают в этой ситуации лишь общественные отношения (например, бюджет тратит на закупку больше денег).

Но взяточничество не ограничивается дачей и получением взяток. Согласно Уголовному кодексу РФ есть 4 вида таких преступлений:

  • получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ);
  • посредничество (ст. 291.1 УК РФ) – передача взятки от одной стороны другой, или другое содействие процессу;
  • мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ) – при суммах до 10 тысяч рублей.
  • наличие неурегулированного конфликта интересов (например, чиновник заключает контракт со своим родственником-предпринимателем);
  • непредоставление информации о доходах и имуществе – своих и членов семьи;
  • получение оплаты за участие в управлении коммерческой организации;
  • ведение предпринимательской деятельности;
  • участие в управлении иностранными НКО.

За такие нарушения чиновника вряд ли привлекут к уголовной ответственности, но он будет уволен с государственной службы из-за утраты доверия.

Что за это грозит

Коррупция в России существует на разных уровнях и в разных сферах деятельности. С одной стороны, преподаватель заставляет студентов покупать его учебники, а с другой – топ-чиновник катается на яхте, принадлежащей олигарху. Чаще всего коррупция в России проявляется на таможне, в налоговых органах (хоть переход на новое ПО и лишил инспекторов возможности вмешиваться в работу системы), в правоохранительных органах и в образовании.

Регулярно становится известно о задержаниях чиновников с крупными суммами денег, но почему-то кажется, что масштабы коррупции не меняются. Может ли быть причиной недостаточно строгое наказание за такие преступления?

Самое жесткое наказание предполагается за непосредственно получение взятки:

  • за ее получение должностным лицом – штраф от 20- до 50-кратной суммы взятки, лишение права занимать должность до 3 лет, лишение свободы до 3 лет;
  • если сумма больше 25 тысяч рублей – штраф до 1,5 миллионов рублей или до 60-кратной суммы взятки, лишение свободы на срок до 6 лет;
  • если взятка получена за незаконные действия – штраф до 2 миллионов рублей или до 70-кратной суммы взятки, лишение свободы на срок от 3 до 8 лет;
  • если все это сделал чиновник (государственный служащий) – штраф до 3 миллионов рублей или до 80-кратной суммы взятки, лишение свободы на срок от 5 до 10 лет;
  • если это все совершила группа лиц, или было вымогательство взятки, или ее сумма более 150 тысяч рублей – штраф до 4 миллионов рублей или до 90-кратной величины взятки, лишение свободы на срок от 7 до 12 лет;
  • если сумма взятки превысила 1 миллион рублей – штраф до 5 миллионов рублей или до 100-кратной величины взятки, лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.

По всем статьям предусматривается также лишение права занимать определенные должности, срок этого лишения доходит до 15 лет по самым серьезным обвинениям.

А если у гражданина вымогали взятку, и он добровольно рассказал об этом правоохранителям, его могут освободить от ответственности (но ровно до тех пор, пока об этом факте в правоохранительных органах не узнают самостоятельно).

Примерно похожие санкции ожидают тех, кто был посредником при передаче взятки, или занимался коммерческим подкупом.

Однако наказание грозит не только по УК РФ, коррупционные правонарушения наказываются и согласно КоАП РФ, причем наказание по ним могут нести и юридические лица. Так, согласно КоАП РФ, наказать могут за такое:

  • подкуп избирателей – штраф от 12 до 25 тысяч рублей на граждан и до 500 тысяч на юридических лиц;
  • невыполнение требований законодательства о закупках – штраф для должностных лиц от 30 до 100 тысяч рублей;
  • ограничение конкуренции органами власти – штраф от 15 до 50 тысяч рублей, дисквалификация до 3 лет.

Также есть достаточно обширный перечень оснований для увольнения чиновника за утерю доверия.

Борьба с коррупцией в России

От Петра и дальше – история борьбы с коррупцией в России

Первый документ, который был создан для борьбы с коррупцией в России – это указ Петра I от 1714 года, который ужесточил наказание за корыстные злоупотребления на службе государству. Одной из мер по борьбе с мздоимством тогда стало ограничение нахождения в должности воевод – не более 2 лет. Указ вводил уголовную ответственность тем, кто был пособником в совершении корыстных злоупотреблений по службе.

Тогда же были введены понятия:

  • лихоимство – принятие взятки должностным лицом за действия или бездействие по службе, если это нарушало обязанности должностного лица;
  • мздоимство – если должностное лицо брало деньги за те действия, которые входили в его обязанности.

Борьба с коррупцией продолжалась (хоть и не так активно) и в период правления Екатерины II. Историки говорят, что ее политика была направлена на обеспечение принципа неотвратимости за совершенные корыстные злоупотребления.

Несмотря на все принимаемые меры, коррупцию побороть так и не удавалось – она и в период царствования Романовых была источником процветания мелких государственных служащих.

  • лишение свободы на срок от 1 до 3 лет;
  • сечение розгами от 70 до 80 ударов;
  • отдача в арестантские роты на срок от 2 до 5 лет.

Уголовный кодекс от 1922 года был еще более жестким – взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью и за него полагался расстрел. Однако с первых дней существования советской власти коррупция продолжала свое существование.

Естественно, что коррупция существовала и в 1930-1950-е годы, хоть о ней и не было широко известно. Кроме того, уже тогда формируется шикарный образ жизни партийной элиты – что тоже, в некотором роде, считается злоупотреблением властью.

Злоупотребления были везде – и в системе НКВД, и в судебной системе. В 1948 году оказалось, что суды насквозь пронизаны коррупцией.

После распада СССР проблема коррупции в России становилась все более актуальной. К началу 2000-х зарубежные журналисты писали, что в стране такие коррупция и бандитизм, которым нет аналогов в истории.

Тем не менее, говорить о победе над коррупцией еще совсем рано – только за первые 8 месяцев текущего года она принесла ущерб экономике на сумму более 100 миллиардов рублей.

Кто и как борется с коррупцией в России сейчас

В России нет единого органа, который занимался бы всеми делами в сфере коррупции. Так, выявляют такие преступления и привлекают виновных к ответственности органы прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, таможенной службы. Координирует эту работу генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.

Полномочия в этой сфере есть у самих органов государственной власти – например, если государственного служащего склоняют к получению взятки, он должен сообщить об этом своему работодателю, который сообщит об этом в соответствующий орган.

Оперативную работу по экономическим преступлениям, в том числе по коррупции, ведет Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД (ГУЭБиПК). Считается, что это управление имеет преемственность от ОБХСС.

Что касается непосредственно борьбы с коррупцией, на уровне государства считается, что более эффективным мероприятием является ее профилактика.

Вообще же работает целый комплекс мер по антикоррупционной политике:

Например, в России 9 декабря каждого года отмечается Международный день борьбы с коррупцией.

Законодательство России предполагает 4 вида ответственности за коррупционные правонарушения:

  • уголовная ответственность – применяется к тем, кто виноват в совершении преступления;
  • административная ответственность – применяется в отдельных случаях, прописанных в законе (есть около 20 составов таких правонарушений);
  • гражданско-правовая ответственность – когда с нарушителя требуют возместить убытки или ущерб в другой форме. А еще это случай, когда государственный служащий обязан передать государству подарки дороже определенной суммы;
  • дисциплинарная ответственность – включает замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия.

На первый взгляд, закон достаточно объемный, и должен работать на уменьшение уровня коррупции в стране. А что же происходит на самом деле?

Насколько успешно получается бороться с коррупцией

Коррупция – не зарплата и не ВВП, цифрами ее измерить очень сложно. Чтобы понять, насколько успешно страна борется с коррупцией, используют оценочные показатели. Самый известный из них – Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index), который каждый год рассчитывается международной неправительственной организацией Transparency International.

В 2018 году Россия заняла 138 место из 180 стран мира, что показывает не очень эффективную борьбу с коррупцией. При этом выше 60 места Россия вообще не поднималась:

blank

Кстати, не стоит считать, что в 2000 году ситуация была лучше – просто тогда Transparency International оценивала Индекс восприятия коррупции по 90 странам – и 82 место означает не очень хорошее положение.

Россия по ИВК в 2018 году получила 28 баллов из 100 возможных – столько же, сколько Нигерия, Мавритания, Кения, Коморы, Бангладеш и Уганда. Некоторые страны СНГ разместились выше – больше всего баллов получила Армения – 35, у Молдавии 33 балла, у Украины – 32, у Казахстана – 31 балл. Среди лидеров рейтинга – Эстония, у нее 20 место.

Но Transparency International вряд ли серьезно будет восприниматься чиновниками – российское подразделение организации объявлено иностранным агентом.

Что касается статистики от правоохранительных органов, то они оперируют количеством выявленных случаев. Так, в прошлом году за 10 месяцев было выявлено 27 143 преступления коррупционной направленности – и только 3 171 из них связано с получением взятки. Еще 2 251 случай – это дача взятки.

А сколько Россия теряет из-за коррупции? Мнения разделились:

В любом случае, официально даже самые низкие оценки показывают, что Россия теряет минимум 10% от федерального бюджета из-за коррупции. А это говорит, что до полной победы над ней еще очень далеко.

Куда жаловаться, если требуют взятку

Поскольку дача взятки – такое же преступление, как и ее получение, молчать об этом не стоит. Итак, если кто-то прямо или косвенно намекает на взятку, нужно:

  1. попытаться записать разговор . Желательно самому не провоцировать собеседника на взятку – он сам должен сказать, чего хочет. Также желательно зафиксировать, какие гарантии решения проблемы он дает;
  2. тянуть время . Сразу давать деньги нежелательно, лучше всего договориться на передачу оговоренной суммы в другое время и в другом месте;
  3. если взятку требует чиновник или преподаватель – дальше нужно обратиться в полицию. В заявлении о факте вымогательства нужно указать данные этого лица, что он требует и за какие действия, где должна пройти передача денег;
  4. если вымогатель – полицейский или сотрудник ГИБДД – желательно обратиться в управление собственной безопасности МВД, в Следственный комитет или даже в ФСБ.

Передача денег без обращения в полицию впоследствии будет расценена как преступление.

Дальше будет расследование дела о взяточничестве. Нужно будет подробно рассказать об обстоятельствах вымогательства взятки, предоставить все доказательства этого, и по возможности предоставить контактные данные тех, кто еще присутствовал при этом.

Определение сущности государственной коррупции, первые упоминания о ней в исторических источниках. Борьба с коррупцией в Древнем Мире, способы ее уменьшения в развитых странах на протяжении XIX-XX веков. Проблема лихоимства и мздоимства в России.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.12.2011
Размер файла 14,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Коррупция, как феномен, знаком людям еще с древних времен. Это не одно из самых старых, но и относительно уже не молодое явление социальной действительности. Вот уже порядка семи веков, история учит, что за время цивилизации человечество довольно успешно борется с этим злом. Но, и в начале третьего тысячелетия, нам - людям, пока не удалось искоренить коррупцию, в полном смысле этого слова.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОРРУПЦИИ В ЦЕЛОМ

Для того чтобы перейти к рассмотрению исторических истоков происхождения коррупции, сперва, мы должны дать определение коррупции. Как известно, существует большое множество определений этого феномена, возможно это и объясняется наличием разных типологических и видовых подходов к изучению коррупции. Наиболее четкое определение этому явлению в своей работе дал Джозеф Сентурия, определив коррупцию, как: "Злоупотребление публичной властью ради частной выгоды". Это довольно емкое и сжатое определение, которое можно найти в специализированной литературе.

Если с общим термином мы более или менее разобрались и дали ему определение, то, как быть с более узким понятием "коррупция в государственных органах и учреждениях". Российская юридическая энциклопедия 2003 года, так дает определение государственной коррупции: "использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях".

Коррупция известна с глубокой древности. Упоминания о ней встречаются в дошедших до нас исторических источников, относящихся ко всем центрам древневосточных цивилизаций (Древний Египет, Китай, Индия и др.). В письменах этих древних цивилизаций можно найти ранние упоминания о явлении коррупции. Безусловно, в этот термин не вкладывали широту современного определения коррупции как таковой. Первые знакомства с элементами определения государственной коррупции мы можем встретить в одних двух самых старейших свода законов, которые в настоящее время известные человечеству это: "Кодекс Хаммурапи" (Вавилон, 2200 г. до н. э) и "Эдикт Нармаба" (Египет, 1200 г. до н. э).

В средние века понятие "коррупция" имело, прежде всего, каноническое значение. Под ним понимались такие действия, как "обольщение" и "соблазн дьявола". Коррупция в богословии католицизма стала проявлением греховности, ибо по писаниям Апостола Иоанна "грех есть беззаконие". Ярким примером может служить возможность покупки отпущения грехов за деньги (индульгенция) или церковного сана (симония). О таких нечистых на руку чиновниках писал в своих произведениях известный политический деятель Николо Макиавелли, сравнивая коррупцию с болезнью, которую вначале трудно распознать, но легко лечить, а позже - уже легко распознать, но почти невозможно лечить.

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ

Однако начиная с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX-XX веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.

Истоки зарождения коррупции в России

государственный коррупция лихоимство

История отечественной коррупции изложена в ряде солидных публикаций. Здесь остановимся лишь на некоторых “узловых” моментах.

Зарождение “легальной” коррупции относится к IХ-Х вв., когда возникает, по примеру Византии, институт “кормления” - древнерусский институт направления главой государства (князем) своих представителей (воевод, наместников) в провинцию без денежного вознаграждения. Предполагалось, что население региона будет “кормить” наместника. Последний обладал огромными полномочиями, и ясно, что население не скупилось на подношения… “Откормленные” воеводы, возвращаясь в столицу - Москву, везли с собой накопленное добро, “подарки”, “излишки” которых изымались еще при въезде в “златоглавую” в пользу казны… Так возникала круговая порука взяточников провинциальных и столичных. Кормление было официально отменено в 1556 г., но традиция жить и богатеть за счет подданных фактически сохранилась надолго, быть может - до сих пор. Чем иначе можно объяснить размер заработной платы - нередко ниже прожиточного минимума, установленный в современной России сотрудникам милиции, таможенной службы, государственной санитарно-эпидемиологической службы и др.? Не было недостатка в моральном и государевом осуждении взяточничества (в ХIII в. митрополит Кирилл, затем цари Иван III, Иван IV Грозный, при котором состоялась первая известная казнь за взятку), но - “Коррупция хроническая и неизлечимая болезнь любого государственного аппарата всех времен и всех народов”.

Кормление трансформировалось в лихоимство (подкуп за действия, нарушающие действующее законодательство) и мздоимство (за действия без нарушения закона). К ХV в. лихоимство и мздоимство уже образовывали систему взяточничества, коррупции. Первым законом, определившим наказание за взятку судей явился “Судебник” 1497 г. Новое проявление взяточничества - вымогательство известно с ХVI в. С этого же времени возникает практика “взятки за лицензию”, начатая царским тестем боярином Ильей Милославским. А глава Земского приказа Леонтий Плещеев превратил суд в инструмент беспредельного вымогательства. Шурин Плещеева - Петр Траханиотов, ведавший Пушкарским приказом, месяцами не выплачивал жалованье стрельцам, оружейникам и иным подчиненным, присваивая деньги. Доведенный до отчаяния народ 25 мая 1648 г. учинил в Москве бунт, требуя выдачи и казни Плещеева, Траханиотова, Морозова. Поскольку мятеж не удавалось пресечь, царь (Алексей Михайлович) был вынужден выдать сперва Плещеева, забитого насмерть толпой, а затем и Траханиотова, казненного “по правилам”. Московский бунт 1648 г. оказался единственным (и в какой-то степени успешным!) в российской истории выступлением против взяточников и коррупционеров.

Коррупция в России становится массовым, тотальным злом к ХVIII в. Петр I был потрясен ее масштабами. Он пытался с ней бороться привычными репрессивными мерами вплоть до смертной казни (Указы 23 августа 1713 г., 24 декабря 1714 г., 5 февраля 1724 г.). Были казнены за взяточничество сибирский губернатор князь Матвей Гагарин, обер-фискал (Главный прокурор) Алексей Нестеров и др. Но все было тщетно (напомним, что ближайший сподвижник Петра - князь А. Меньшиков был и крупнейшим коррупционером…).

Безмерная коррупция царствовала в стране и при наследниках Петра - Екатерине 1, Елизавете, Екатерине 11 и др. К ХХ в. в России “взяточничество неразрывно сплелось и срослось со всем строем и укладом политической жизни”.

Прошли века, менялся общественно-политический строй, но коррупция в России оставалась бессмертной. Так, “Коррупция поселилась в Советах еще до прихода их к власти… Коррупция пронзила структуры советской власти с первых же минут ее реального владычества”. И советское государство с первых дней своего существования предпринимало попытки жесточайшими мерами, включая смертную казнь, бороться со взяточничеством и столь же тщетно. К 70-м годам ХХ в. советская номенклатура и бюрократия вплоть до руководителей государства и Коммунистической партии были тотально развращены и коррумпированы (достаточно вспомнить “хлопковые”, “фруктовые”, “рыбные”, они же - “узбекские”, “казахские”, “молдавские”, “московские”, “одесские” и прочие дела и процессы, отразившие лишь видимую, поверхностную часть явления).

Реальная, не идеализированная и не мифологизированная история государства Российского свидетельствует о том, что коррупция, наряду с другими социальными недугами (воровством, пьянством, беззаконием и др.), нищетой и бесправием большинства населения, всегда были чрезвычайно распространены в стране. И “Россия, которую мы потеряли” (С. Говорухин), ничуть не лучше той, которую приобрели…

Данная работа содержит понятие "коррупция", причины её появления и другие интересные для учеников сведения.

ВложениеРазмер
199829.doc 73.5 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по обществознанию в 9 классе.

Учитель: Гришакова В. И. (Методические рекомендации к уроку)

Цель: разъяснять сущность, причины, масштаб и последствия коррупции; проводить антикоррупционную пропаганду; формировать навыки работы в группе, обучать умениям выражать и отстаивать свою точку зрения.

Задачи: рассказать об основных видах юридической ответственности, показать, в каких случаях она может наступить; научить характеризовать состав коррупционного правонарушения, различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения; формировать отрицательное отношение к коррупции.

2. Проявления коррупции.

3. Групповая практическая работа.

4. Подведение итогов. Блицтурнир.

1. Учитель объявляет тему и задачи занятия.

Учащимся предлагается вспомнить, что они уже знают о коррупции и составить схему-кластер (кластер — совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц, составляется с помощью учителя). Чем выше интерес к изучаемой теме, тем больше направлений будет названо для включения в кластер

1. Преступная продажность должностных лиц, использующих свое служебное положение в целях личного обогащения.

2. Подкуп, продажность, взяточничество, практикуемые в буржуазном мире среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников. Хотя коррупция рассматривается законодательством многих капиталистических стран как уголовное преступление, на практике она далеко не всегда и не в полной мере наказуется.

3. Продажность должностных лиц и общественных деятелей.

6. В законодательстве РФ можно выделить три вида коррупционных правонарушений: гражданско-правовые, учебно-административные и уголовные. Особую опасность представляют уголовные коррупционные деяния. В УК РФ установлена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями,

2. Учащимся предлагается проанализировать юридические ситуации и определить, можно ли усмотреть в них проявление коррупции:

Ответ: да, так как в этой ситуации участвует целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду из нарушения законов и норм.

2. Чиновник создает искусственные незаконные преграды — отказывает в выдаче лицензии на какой-либо вид бизнеса.

Ответ: да, так как он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки. Эта ситуация сопряжена с дачей и принятием взятки — по-старому это называется мздоимством.

3. Чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение.

Ответ: да, чиновник связан с преступной группой, поддается давлению, фактически нарушает закон, используя свое служебное положение.

Учитель поясняет, что ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 трилл долларов. Самая коррумпированная страна — Сомали и Мьянма, а самые благополучные — Финляндия, Новая Зеландия и Дания (по данным международной организации Транспе-ренси Интернэшнл).

3. Проводится групповая практическая работа. Группам учащихся предлагается решить задачи из юридической практики — различные по объекту посягательства и относящиеся к разным сферам общества.

Каждая из четырех групп получает описание одной конкретной ситуации и должна ответить на вопрос, является ли описанное в ней преступлением, а также выделить признаки преступления.

1. Оператор отделения почтовой связи Петрова за вознаграждение, полученное от бизнесмена Ковалева, систематически вскрывала корреспонденцию, поступающую на имя Волкова, знакомилась с

ее содержанием, которое затем пересказывала Ковалеву. Последний использовал полученные сведения в целях недобросовестной конкуренции.

2. Чулков обратился с просьбой к Ивановой сдать ему квартиру. Иванова не согласилась из-за разногласий в цене. Через несколько дней Чулков подложил под дверь квартиры взрывное устройство, которое привело к сильному пожару в этой квартире.

3. Предприниматель Галактионов создал и зарегистрировал предприятие по изготовлению железобетонных изделий. Используя поддельные документы, он получил большой кредит в коммерческом банке и объявил о ликвидации своего предприятия. Галактионов скрылся.

4. Директор предприятия Бобков дал указание вывезти на городскую свалку около 20 т забракованной продукции и вредных отходов, упакованных в бумажные мешки. В это время начались длительные обильные дожди, вследствие чего вредные химические соединения проникли на близлежащую к свалке территорию, и произошло заражение земли площадью 50 га на глубину 0,5 м.

Освобождение от юридической ответственности

- Истечение сроков давности (2 года — после преступления небольшой тяжести, 6 лет — средней тяжести, 10 лет — после тяжкого, 15 лет — особо тяжкого)

- Изменение обстановки: лицо и деяние перестали быть опасными

- Явка лица с повинной добровольно, возмещение ущерба, помощь в раскрытии преступления, совершение впервые преступления небольшой тяжести

- Примирение лица с потерпевшим, совершение впервые преступления, причиненный вред заглажен

Читайте также: