Прочитайте фрагмент из истории дипломатии что относится к причинам англо русского соглашения

Обновлено: 14.05.2024

Англо-русские противоречия были глубже англо-французских, и несколько попыток англо-русского сближения уже потерпели неудачу.

Тем не менее тотчас по окончании русско-японской войны Англия предприняла ряд шагов для установления сотрудничества с Россией.

Так, вместе с Францией Англия приняла участие в займе, который в начале 1906 г. был предоставлен царскому правительству.

Русская революция 1905 г. ещё более укрепила английскую дипломатию в убеждении, что ей нужно договориться с русским царизмом.

Дальневосточный антагонизм между обеими державами был в известной мере притуплён японскими победами; соперничество на Ближнем Востоке также несколько ослабело с тех пор, как у Англии и России оказался там общий враг в лице Германии.

Прежнюю остроту сохраняли главным образом противоречия в Средней Азии, особенно в Афганистане и в Персии.

Уже на Алхесирасской конференции английская дипломатия начала зондировать почву относительно возможности англо-русского соглашения.

В начале 1906 г. русский министр иностранных дел граф Ламздорф вышел в отставку.

Вместо него был назначен Извольский, бывший посланник в Копенгагене, долго вращавшийся в германофобской датской придворной среде.

Извольский был весьма склонен к англо-русскому сближению.

Он очень боялся новых осложнений с Японией и стремился предотвратить их посредством соглашения с Англией. Он надеялся также, что такое соглашение позволит русской дипломатии разрешить вопрос о проливах.

В марте 1907 г. состоялся визит русского флота в Англию, в Портсмут.

Группа русских офицеров по приглашению короля приехала в Лондон; здесь им устроили тёплую встречу. На спектакле, организованном для русских моряков, присутствовал сам Грей.

Опасения Извольского в отношении Японии имели под собой серьёзную почву.

Переговоры о рыболовной конвенции, начатые на основе Портсмутского договора, протекали не гладко.

В начале 1907 г. они привели к новому обострению русско-японских отношений.

В Петербурге боялись, что Япония использует временное бессилие России, чтобы отнять у неё её дальневосточные владения. Извольский полагал, что соглашение с Англией будет лучшим способом добиться известных гарантий против Японии.

Форейн офис тоже понимал, что нужно обеспечить русский тыл на Дальнем Востоке, для того чтобы в полной мере использовать Россию против Германии.

Однако Англия и Япония оставались союзниками. В августе 1905 г., в период портсмутских переговоров, англо-японский союзный договор был возобновлён.

Союзные обязательства были при этом распространены и на случай нападения какой-либо державы на Индию.

Договор фактически признавал протекторат Японии над Кореей.

Таким образом, английская дипломатия сохраняла за собой японскую страховку как от России, так и на случай войны с Германией.

Но теперь Англии приходилось налаживать русско-японские отношения, дабы распространить страховку и на своего будущего русского союзника.

28 июля 1907 г. состоялось, наконец, подписание рыболовной конвенции;

30 июля 1907 г. было заключено и русско-японское политическое соглашение.

Япония признала Северную Манчжурию — к северу от линии Хуньчун, озеро Биртэн, устье реки Нонни — сферой влияния России.

Со своей стороны Россия признала сферой Японии Южную Манчжурию и Корею.

Соглашение это значительно улучшило русско-японские отношения.

Если русские опасения за безопасность Владивостока, Приморья и КВЖД и не были окончательно рассеяны, то всё же они были ослаблены.

Незадолго до заключения русско-японского соглашения состоялось и соглашение между Японией и Францией (10 июня 1907 г.).

31 августа 1907 г. не без содействия Франции было подписано англо-русское соглашение.

С русской стороны его подписал Извольский, с английской — посол в Петербурге, поборник англо-русской Антанты А. Никольсон.

Соглашение касалось Афганистана, Тибета и Персии. Персию разделили на три зоны: северную — русскую, южную (точнее, юго-восточную) — английскую и среднюю — нейтральную.

В нейтральной зоне каждая сторона сохраняла право добиваться концессий, не мешая таковым же действиям другого участника договора.

Соглашение предусматривало право контроля над доходами персидского правительства в русской и английской зонах.

Контроль предполагалось ввести в случае неисправности персидского правительства в платежах по займам русскому Учётно-ссудному банку или английскому Шахиншахскому банку.

При этом русское правительство могло установить контроль над доходами персидской казны, поступавшими с областей, отнесённых к русской зоне.

Английское правительство получало соответствующие возможности в пределах своей зоны.

И Россия и Англия давали обязательство не вмешиваться во внутренние дела Тибета, не нарушать его территориальной целостности и сноситься с ним исключительно через сюзеренное китайское правительство.

Вопреки стараниям Извольского, о Константинополе и о проливах в соглашении не упоминалось: Англия не дала на этот счёт России никаких обязательств.

Англо-русское соглашение. Соглашение 1907 г. создало так называемое Тройственное согласие — тройственную Антанту в составе Англии, Франции и России, противостоящую Тройственному союзу Германии, Австро-Венгрии и Италии.

Италия в результате франко-итальянского соглашения в 1902 г. фактически уже отошла от Тройственного союза.

Таким образом, в результате своей политики Германия оказывалась изолированной — вдвоём со своей слабой союзницей Австро-Венгрией.

При этом соглашениями всех членов Антанты с Японией в большей или меньшей мере обеспечивались их тылы на Дальнем Востоке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

26 ноября 2016 г учащиеся нашей школы МОУ Саргазинская СОШ участвовали во Всероссийской олимпиаде школьников по истории за 8 класс. Киприянов Андрей наш ученик 8 класса занял второе место в Сосновском районе Челябинской области.

Здесь выложены задания и ответы Всероссийской олимпиаде школьников по истории за 8 класс. В помощь учителям, которые готовят учащихся к олимпиадам.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

Максимальное количество баллов -100

Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл - 4):

1.1. Какое событие произошло в период существования Древнерусского государства?

а) принятие Соборного уложения

б) съезд князей в Любече

в) создание стрелецкого войска

г) издание первого русского общегосударственного Судебника

1.2. Что явилось последствием издания Торгового устава 1653 г.?

а) увеличение пошлин, взимавшихся с иностранных купцов в России

б) введение бессрочного сыска беглых крестьян

в) введение единой общерусской монеты

г) полная отмена внутренних торговых пошлин

1.3. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите век, к которому относится описанное событие.

1.4. Что из названного было одной из причин Смуты конца XVI - начала XVII в.?

а) династический кризис

б) отмена урочных лет

в) введение медных денег

г) введение рекрутчины

2.1. Какие деятели из перечисленных относятся к сподвижникам Петра I?

2.2. Какие из перечисленных событий связаны с русско-турецкими войнами второй половины XVIII в.?

а) Прутский поход

б) взятие крепости Измаил

в) Чесменское морское сражение

г) оборона Шипки

д) сражение на реке Рымник

2.3. Какие из названных ниже понятий, терминов характеризуют развитие русской культуры в XVIII в.?

Задание 3. По какому историческому критерию образованы ряды (1 балл за каждый ряд, максимальный балл - 3):

1. государственные, дворцовые, помещичьи, посессионные

2. 1768, 1774, 1787, 1791

3.летописи, хронографы, исторические повести, хождения

Задание 4. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика (по 3 балла за каждое соответствие, максимальный балл - 12).

Государственные деятели

Исторические События

А.Созыв Уложенной комиссии

Б.Создание Кабинета министров

В.Учреждение Верховного тайного совета

Г.Ликвидация Канцелярии тайных и розыскных дел

Задание 5. Определите хронологический порядок события. Занесите буквенные обозначения событий в хронологическом порядке в приведенную таблицу (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл - 18).

а) основание Московского университета

б) основание в Москве медицинской школы

в) первое упоминание о Москве в летописи

г) строительство Успенского собора в Московском кремле

д) строительство первого каменного Кремля в Москве

е) строительство Покровского собора в Москве

б) подписание Деулинского перемирия с Польшей

в) победа русского флота над турецким у мыса Калиакрия

г) победа А.В.Суворова при Фокшанах и Рымникед

д) подписание Плюсского России со Швецией

е) поражение России под Нарвой

а) путешествие Афанасия Никитина в Индию

б) княжение Ярослава Осмомысла в Галиче

в) принятие Указа о единонаследии

г) присоединение Казанского ханства к России

д) начало восстания Богдана Хмельницкого на Украине

Задание 7. Перед вами – карта России эпох дворцовых переворотов. Выполните задания по карте, ответы занесите в таблицу (1 б. за каждый правильный ответ, максимальный балл — 7).


1. Определите, какие переезды отражены на карте. Какой переезд не связан с политической борьбой в период дворцовых переворотов?

Задание 8. Прочитайте отрывки из сочинений историков. Выполните задания, результаты занесите в таблицу (2 балла за каждый ответ, максимальный балл — 16).

О каких государствах идет речь в отрывках из сочинений историков? (Одни и те же государства обозначены одинаковыми цифрами.)

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Задания по истории России XVII в.

Электив по истории России

Гудзишевская Нина Валентиновна

hello_html_3e78415d.jpg

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу истории России XVII в

Из сочинения историка.

«Со второго десятилетия . века в нашей истории последовательно выступает ряд новых фактов, которые заметно отличают дальнейшее время от предшествующего. Во-первых, на московском престоле садится новая династия. Государственная территория. постепенно вбирает в себя всю Русскую равнину, распространяясь как до географических ее границ, так почти везде до пределов русского народонаселения. В состав Русского государства постепенно входят Русь Малая, Белая и, наконец, Новороссия, новый русский край, образовавшийся путем колонизации в южнорусских степях. Раскинувшись от берегов морей Белого и Балтийского до Черного и Каспийского, до Уральского и Кавказского хребтов, территория государства переваливает далеко за Кавказский хребет на юге, за Урал и Каспий на востоке.

Вместе с тем происходит важная перемена и во внутреннем строе государства: об руку с новой династией становится и идет новый правительственный класс. Старое боярство постепенно рассыпается, худея, генеалогически и скудея экономически. На его место во главе общества становится новый класс, дворянство.

1.О каком веке, и какой новой династии идёт речь в документе?

2. В чём видит историк отличия данного периода русской истории от предшествующего? Назовите не менее трёх положений.

3. Используя текст документа и знания истории, укажите, какое значение для последующего развития России имели названные историком изменения. Как назывался принятый в данном столетии свод законов, отразивший отмеченные в тексте изменения?

2.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу истории России XVII в

Из исторического очерка:

1.О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло, и чем было вызвано?

2.Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.

3.Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее двух положений. Кто был первым представителем этой династии?

3.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу истории России XVII в

Из записок иностранца.

«В Москву прибыли шведские послы для ратификации мирного договора. Они были встречены и приняты согласно обычаю и, после некоторого пребывания, отпущены в довольстве

С медными деньгами ежедневно было хуже и хуже. В начале сего года 5 или 6 шли к одному серебром, а когда я приехал в страну — всего по 3 Причиной ежедневного падения [стоимости медной монеты] было то, что большое количество оной ввозилось тайком из-за моря, а в Москве и в других городах чеканилось частными лицами. Было поймано много фальшивомонетчиков, каждому из коих отрубили руку, били кнутом и ссылали в Сибирь, изъяв имущество в казну, но ничто не помогало. Открылось, что даже кое-кто из знатных особ прикладывает руку к такой подделке.

Этой зимой боярин Борис Иванович Морозов умер бездетным, оставив царю огромное состояние и много денег

Рано утром, когда, когда я обучал полк на поле у Новоспасского монастыря, к нам явился полковник Крофорд, сообщил, что в городе великое смятение, и дал приказ выступить к Таганским воротам. Я осведомился, где [царь], и, узнав, что он в Коломенском, советовал идти туда

1.Назовите царя, упоминаемого в тексте. К какому году относятся описываемые в тексте события? Под каким названием эти события вошли в отечественную историю?

2. Какие две причины денежного кризиса, описываемого в тексте, называет автор?

Как он объясняет бессилие властей в борьбе с кризисом?

3.Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх новых явлений в российской экономике того периода, к которому относятся описываемые в тексте события.

4.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Используйте информацию из источника, а также исторические знания по курсу истории России XVII в.

Из исторического источника

«Здесь о сем воре . пространнее да объявим. То был от природы донской казак, который, собрав свою партию воровскую, не малое время воровав по реке Волге, разбивая суда и топя людей, . и уже те его дела злые дошли до Государя. Тогда Государь повелел собрать несколько войска и послать на того бунтовщика. Тот убоялся и по счастью своему собрал он . воровские войска, пошёл Волгою вниз, . в Каспийское море, разбои великие чинил, . и грады Персидские там пленил. и безмерно себя и всех своих обогатил. Потом пришла ему мысль возвратиться в Россию, и принести повинную к Царю. И когда ко граду Астрахани стал приближаться, тогда он послал от себя к воеводе возвестить, что . идёт с повинною к Царю.

И между тем Воевода Астраханский, видя у бунтовщика многие богатства и дорогие вещи, когда лаской, а иногда и грозою их от него получал. Уже бунтовщик часто ему упоминал, чтоб он его вскоре отправлял в Москву, но Воевода, . завидуя богатствам его, день ото дня откладывал его отправление. Тогда бунтовщик, собрав своих казаков на своё судно, великую им жалобу принёс на Воеводу того. Устремились все во град ко двору воеводскому.

3.Привлекая исторические знания, назовите не менее трёх крупных восстаний, бунтов, произошедших в том же столетии, что и восстание, описываемое в источнике.

Объясните, в чём состояли важнейшие социально-экономические изменения (приведите три объяснения).

6. В 1654-1655 гг. в России была проведена денежная реформа: стали чеканиться крупные серебряные монеты достоинством в 1 рубль и 50 копеек и медные копейки, приравненные по значению к серебряным. Последствием реформы стало восстание в Москве - Медный бунт.

Назовите не менее двух причин, приведших к провалу денежной реформы.

Какие изменения произошли в денежной системе страны после Медного бунта (укажите одно любое изменение)?

Назовите основные причины социальных движений середины - второй половины XVII в. Укажите не менее трёх причин.

Назовите нормативный акт, окончательно закрепостивший крестьян за землевладельцами, и год выпуска данного документа. Приведите не менее 3-х причин данного процесса.

8. В 1648 г. в Москве вспыхнул Соляной бунт.

Укажите любые три итога (последствия) этого восстания.

Приведите не менее трёх причин социальных потрясений времён царствования Алексея Михайловича.

10. Высказывается следующая оценка развития России в XVII в. до начала реформ Петра I:

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента - опровергающих её.

Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

11. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергающих её.

Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

12. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Англо-русские противоречия были глубже англо-французских, и несколько попыток англо-русского сближения уже потерпели неудачу.

Тем не менее тотчас по окончании русско-японской войны Англия предприняла ряд шагов для установления сотрудничества с Россией.

Так, вместе с Францией Англия приняла участие в займе, который в начале 1906 г. был предоставлен царскому правительству.

Русская революция 1905 г. ещё более укрепила английскую дипломатию в убеждении, что ей нужно договориться с русским царизмом.

Дальневосточный антагонизм между обеими державами был в известной мере притуплён японскими победами; соперничество на Ближнем Востоке также несколько ослабело с тех пор, как у Англии и России оказался там общий враг в лице Германии.

Прежнюю остроту сохраняли главным образом противоречия в Средней Азии, особенно в Афганистане и в Персии.

Уже на Алхесирасской конференции английская дипломатия начала зондировать почву относительно возможности англо-русского соглашения.

В начале 1906 г. русский министр иностранных дел граф Ламздорф вышел в отставку.

Вместо него был назначен Извольский, бывший посланник в Копенгагене, долго вращавшийся в германофобской датской придворной среде.

Извольский был весьма склонен к англо-русскому сближению.

Он очень боялся новых осложнений с Японией и стремился предотвратить их посредством соглашения с Англией. Он надеялся также, что такое соглашение позволит русской дипломатии разрешить вопрос о проливах.

В марте 1907 г. состоялся визит русского флота в Англию, в Портсмут.

Группа русских офицеров по приглашению короля приехала в Лондон; здесь им устроили тёплую встречу. На спектакле, организованном для русских моряков, присутствовал сам Грей.

Опасения Извольского в отношении Японии имели под собой серьёзную почву.

Переговоры о рыболовной конвенции, начатые на основе Портсмутского договора, протекали не гладко.

В начале 1907 г. они привели к новому обострению русско-японских отношений.

В Петербурге боялись, что Япония использует временное бессилие России, чтобы отнять у неё её дальневосточные владения. Извольский полагал, что соглашение с Англией будет лучшим способом добиться известных гарантий против Японии.

Форейн офис тоже понимал, что нужно обеспечить русский тыл на Дальнем Востоке, для того чтобы в полной мере использовать Россию против Германии.

Однако Англия и Япония оставались союзниками. В августе 1905 г., в период портсмутских переговоров, англо-японский союзный договор был возобновлён.

Союзные обязательства были при этом распространены и на случай нападения какой-либо державы на Индию.

Договор фактически признавал протекторат Японии над Кореей.

Таким образом, английская дипломатия сохраняла за собой японскую страховку как от России, так и на случай войны с Германией.

Но теперь Англии приходилось налаживать русско-японские отношения, дабы распространить страховку и на своего будущего русского союзника.

28 июля 1907 г. состоялось, наконец, подписание рыболовной конвенции;

30 июля 1907 г. было заключено и русско-японское политическое соглашение.

Япония признала Северную Манчжурию — к северу от линии Хуньчун, озеро Биртэн, устье реки Нонни — сферой влияния России.

Со своей стороны Россия признала сферой Японии Южную Манчжурию и Корею.

Соглашение это значительно улучшило русско-японские отношения.

Если русские опасения за безопасность Владивостока, Приморья и КВЖД и не были окончательно рассеяны, то всё же они были ослаблены.

Незадолго до заключения русско-японского соглашения состоялось и соглашение между Японией и Францией (10 июня 1907 г.).

31 августа 1907 г. не без содействия Франции было подписано англо-русское соглашение.

С русской стороны его подписал Извольский, с английской — посол в Петербурге, поборник англо-русской Антанты А. Никольсон.

Соглашение касалось Афганистана, Тибета и Персии. Персию разделили на три зоны: северную — русскую, южную (точнее, юго-восточную) — английскую и среднюю — нейтральную.

В нейтральной зоне каждая сторона сохраняла право добиваться концессий, не мешая таковым же действиям другого участника договора.

Соглашение предусматривало право контроля над доходами персидского правительства в русской и английской зонах.

Контроль предполагалось ввести в случае неисправности персидского правительства в платежах по займам русскому Учётно-ссудному банку или английскому Шахиншахскому банку.

При этом русское правительство могло установить контроль над доходами персидской казны, поступавшими с областей, отнесённых к русской зоне.

Английское правительство получало соответствующие возможности в пределах своей зоны.

И Россия и Англия давали обязательство не вмешиваться во внутренние дела Тибета, не нарушать его территориальной целостности и сноситься с ним исключительно через сюзеренное китайское правительство.

Вопреки стараниям Извольского, о Константинополе и о проливах в соглашении не упоминалось: Англия не дала на этот счёт России никаких обязательств.

Англо-русское соглашение. Соглашение 1907 г. создало так называемое Тройственное согласие — тройственную Антанту в составе Англии, Франции и России, противостоящую Тройственному союзу Германии, Австро-Венгрии и Италии.

Италия в результате франко-итальянского соглашения в 1902 г. фактически уже отошла от Тройственного союза.

Таким образом, в результате своей политики Германия оказывалась изолированной — вдвоём со своей слабой союзницей Австро-Венгрией.

При этом соглашениями всех членов Антанты с Японией в большей или меньшей мере обеспечивались их тылы на Дальнем Востоке.

Проверочные и контрольные работы по истории 8 класс Баранов Просвещение

Основным принципом международных отношений Вестфальской системы был принцип равновесия, главной задачей которого было не дать одному государству чересчур усилиться, ведь тогда оно стало бы опасным для своих соседей.

2. Каковы причины и результаты войны за Испанское наследство?

Результатом война за Испанское наследство стало признание королем Испании внука Людовика XIV Филиппа. Таким образом, на испанском престоле Бурбоны сменили Габсбургов. Австрии переходили Испанские Нидерланды, ставшие отныне Австрийскими, а также бывшие испанские владения в Италии. Англия получила некоторые французские колонии в Северной Америке и стратегически важную крепость Гибралтар. Важным результатом войны было окончательное крушение попыток Людовика XIV добиться преобладания Франции в Европе. Англия упрочила свое положение в качестве ведущей морской и колониальной державы.

3. Каков главный итог Северной войны?

Главным итогом Северной войны стала потеря Швецией статуса великой державы и приобретение его Россией.

4. Каковы основные результаты войн с Османской империей в XVIII в.?

Россия получила выход к Черному морю. Произошел переход к новому этапу в русской восточной политике путем закрепления права России на покровительство христианским народам Турции. Происходил процесс ослабления Османской империи и усиления европейского вмешательства; речь шла о постижении Балкан Россией, соответственно, о судьбе Османской империи в целом.

5. Какие международные противоречия повлекли за собой войны за Польское и Австрийское наследство?

Война за польское наследство: После смерти в 1733 г. короля Августа II Франция хотела видеть на польском престоле своего кандидата, а Австрия, Россия и Пруссия – своего, который в итоге стал королем.

Война за австрийское наследство: Многие страны Европы имели территориальные претензии к Австрии. Польские вопрос послужил предлогом для осуществления своих замыслов. Воспользовавшись смертью императора Карла VI, в 1740 г., Пруссия захватила Силезию, самую экономически развитую часть Австрии. Франция спешила захватить Австрийские Нидерланды, Испания претендовала на очередную часть австрийских владений в Италии, баварский курфюрст мечтал отобрать у Габсбургов корону императора и присоединить Богемию.

6. Какие цели преследовали участники Семилетней Войны? Каковы ее результаты?

Англия стремилась вовлечь Францию в борьбу в Европе для ослабления ее позиций в Северной Америке и использовать для этого австро-прусские противоречия вокруг Силезии, поддержав Пруссию. Пруссия стремилась вернуть Силезию. Россия стремилась приобрести территории в Прибалтике.

Результатами Семилетней войны стало заключение двух мирных договоров. Силезия оставалась за Пруссией, что означало сохранение и закрепление на долгие годы австро-прусских противоречий. Франция уступила свои североамериканские и некоторые другие колонии Англии, обеспечив ей безоговорочное заокеанское лидерство.

7. В чем заключались причины разделов Польши? Какая страна выступила их инициатором? Каковы их итоги?

В 1760-е гг. в Польше стали проводиться реформы, направленные на укрепление польского государства, что ставило под вопрос контроль России над Польшей. Прусский король Фридрих II стремился соединить свои бранденбургские и прусские владения, между которыми лежали польские земли. Австрия со своей стороны пыталась хоть как-то возместить потерю Силезии. Австрия фактически стала инициатором разделов Польши, захватив в 1769 г. ряд польских городов, сославшись на один давно забытый договор XV в.

Стр. 81. Подумайте

1. Каким целям служило европейское равновесие?

Главной задачей равновесия было не дать одному государству чересчур усилиться, ведь тогда оно стало бы опасным для своих соседей.

2. Почему в XVIII в. можно было обойтись без объяснения народу причин и смысла происходивших тогда войн? Как вы думаете, когда и в связи с чем возникла необходимость в таком объяснении?

3. Сравните войны с Турцией в XVI - XVII в. и в XVIII вв. В чем вы видите сходство и различия?

В XVIII в. войны против Турции постепенно меняют свой характер как с точки зрения состава участников, так и с точки зрения их целей. Турция больше не являлась наступающей стороной, теперь Турция перешла к обороне. Главным соперников Турции постепенно становится Россия, а не Австрия. Войны с Турцией в XVI-XVII вв. носили главным образом религиозный характер. В XVIII в. войны шли уже по конкретным политическим вопросам. Турецкие владения становятся причиной соперничества между Австрией и Россией. В XVIII в. происходит процесс ослабления Османской империи и усиления европейского вмешательства.

5. Какое из последствий разделов Польши вы находите наиболее важным?

Стр. 81. Из Утрехтского мира 1713 г.

Вопросы к тексту.

1. От лица какого исторического деятеля составлен документ?

Документ составлен от лица внука короля Франции Людовика XIV Филиппа, который стал королем Испании.

2. Как аргументируется недопустимость объединения Франции и Испании?

Во имя основополагающей и вечной максимы баланса сил в Европе. Таким образом, равновесие держав не будет приносить выгоды одной из них и не будет представлять угрозы и опасности для остальных.

3. Как вы считаете, почему именно Англия была более всего заинтересована в сохранении равновесия держав в Европе?

Равновесие держав в Европе не позволило добиться преобладания Франции в Европе, что упрочило положение Англии в качестве ведущей морской и колониальной державы.

Читайте также: