Процесс формирование права как социального явления которое формально выражено различно

Обновлено: 05.05.2024

В юриспруденции вопрос о формировании права, в результате кот. в действующую правовую систему вводятся новые (изменяются или отменяются) правовые нормы традиционно разграничивается на две составляющие: социальный процесс формирования права (иначе правообразование) и правотворчество (иначе нормотворчество).

Необходимость такого рода разграничения правообразования и правотворчества определяется существованием границы между стихийным и целенаправленным (официальным) движением правовых идей в направлении оформления моделей поведения в форме субъективных прав и юридических обязанностей. Само обособление социального процесса формирования права (правообразования), в первую очередь, связано с выделением различного рода объективных и субъективных факторов, сказывающихся на правовом развитии. Вся совокупность факторов, обеспечивающих оптимальное и эффективное правотворчество разграничивается по следующим разновидностям: 1) экономические факторы, т. е. материальные условия жизни общества, существование различных форм собственности, предпринимательство и т. п.; 2) политические факторы, выраженные в соотношении гражданского общества и государства, деятельности элит, политических партий, движений и общественных объединений, групп давления и т. п.; 3) социальные факторы как сложившиеся отношения общества и государства к личности, ее интересам и потребностям, охране и обеспечению прав и свобод и пр.; 4) историко-культурные факторы — связанные со сложившимися обычаями, традициями, менталитетом, ценностями, выработанными в пределах данной цивилизации и культуры; 5) геополитические факторы — выраженные в особенностях расположения государства, его взаимодействия с другими государствами и международными организациями, региональными объединениями; 6) государственно-организационные факторы — связанные с использованием достижений юридической теории и практики, учетом общественного мнения, существующей системой государственных органов, при разработке проектов нормативно-правовых актов. Правотворчество (точнее нормотворчество) предстает как одна из форм государственной деятельности, которая направлена на формирование правовых норм, их совершенствование, изменение или отмену.

Определяющее значение в правотворчестве имеет выработка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества, именно: отмена и изменение правовых норм, либо совершенствование их редакции, — выступают как вспомогательные направления правотворческой деятельности. Определяющая цель правотворчества состоит в совершенствовании действующего законодательства. Для достижения этой цели правотворчество основывается на таких принципах как законность, демократизм, научность, профессионализм. Использование принципов правотворчества в правотворческом процессе позволяет наиболее эффективным образом реализовать такие функции правотворчества: 1) пер-воначального регулирования; 2) обновления правового материала; 3) ликвидации пробелов в праве; 4) упорядочения нормативно-правового материала (систематизации). С использованием способов правотворчества связано формирование различных источников права: так санкционирование обычая дает правовой обычай, признание прецедента — юридический прецедент, законотворчество — закон, заключение соглашения — нормативный договор, издание научного труда — юридическую доктрину. Обратим внимание, что в Украине основным способом правотворчества является законотворчество и вытекающее из него подзаконное нормотворчество. Другие способы нормотворчества имеют дополнительное значение и пока слабо сказываются на процессах формирования права в Украине. Потому правотворчество в нашей правовой культуре в основном предстает как принятие, изменение или отмена НПА. Система последовательных и взаимосвязанных правотворческих действий в процессе создания НПА именуется стадиями правотворческого процесса. Принято разграничивать две основные стадии правотворческого процесса стадию подготовки проекта НПА и стадию рассмотрения и принятия НПА. - На стадии подготовки проекта: принимается решение о его подготовке, составляется концепция и определяются его важнейшие положения, готовится первоначальный текст, происходит предварительное обсуждение проекта. Наконец, происходит обработка и редактирование текста. - На стадии рассмотрения и принятия НПА: вносится проект в официальном порядке, обсуждается проект, принимается нормативно-правовой акт, наконец, он официально провозглашается (публикуется). Правотворческая деятельность предполагает использование системы правил и приемов подготовки проектов нормативных актов, которые обеспечивают полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, создают доступность, простоту и обозримость нормативного материала, его беспробельность.

Запрещая одновременно устаревшие формы социальной жизни, исключая их из реальной действительности, право устраняет препятствия для развития нового, создает для этого благоприятные условия.

6. Право закрепляет создание гражданами различных общественных формирований, политических партий, самодеятельных, творческих организаций, коммерческих и иных структур и их свободную деятельность.

7. Право играет очень важную роль в регулировании экономических отношений в обществе. Оно закрепляет различные формы предпринимательства, порядок их создания и деятельности, их полномочия, взаимодействия с государственной властью, юридические обязанности и ответственность за правонарушения. Право также определяет формы собственности, их правовое положение, права собственников и других владельцев движимого и недвижимого имущества.

В настоящее время право приобретает все большее значение в международных отношениях. Оно является основой для цивилизованного решения международных и межнациональных вопросов, способствует достижению социального мира и согласия на земле.

2. Функции права

Функции права – это основные направления воздействия права на общество, выражающие существенные черты и свойства права.

Выделяются следующие функции права: познавательная, коммуникативная, воспитательная, идеологическая, регулятивная, охранительная, распределительная (дистрибутивная), функция разрешения правовых конфликтов, осуществления правового контроля, легитимационная, оценочная и прагматическая.

Познавательная функция обеспечивает расширение знаний человека об обществе, закономерностях его развития, функционировании правовой сферы.

Коммуникативная функция способствует развитию взаимодействия и взаимосвязи людей, органов и организаций, создает социальные цепочки отношений различных субъектов права, объединяет общество в единое целое.

Воспитательная функция проявляется в положительном воздействии права на человека, способствующем его правопослушному поведению, формированию у него взглядов, мнений, установок, направленных на выполнение норм права. Право воздействует на воспитание человека путем убеждения в необходимости исполнять право и путем принуждения к исполнению требований законодательства.

Идеологическая функция выражается в том, что право оказывает воздействие на формирование у человека определенных взглядов, идей, выражающих его отношение к различным классам, слоям общества, нациям, религиям. Например, рабовладельческое право, узаконивая принадлежность рабов на праве собственности рабовладельцам наравне с другими вещами и предметами, формировало отношение к ним как к говорящим орудиям труда.

Регулятивная функция представляет собой правовое воздействие на деятельность людей, органов и организаций путем установления правил поведения, предоставления прав и возложения обязанностей, в соответствии с которыми осуществляется деятельность юридических и физических лиц (регулятивная динамическая), а также путем запрета совершать определенные действия (регулятивная статическая).

Охранительная функция права представляет собой защиту существующих в обществе экономических, политических, национальных, личных и иных отношений путем закрепления их в нормах права.

Распределительная, или дистрибутивная, функция права распределяет права, обязанности, правовые возможности между различными слоями населения, религиозными и иными организациями, государством, его органами, должностными лицами, гражданами и другими субъектами права. Например, правом определена такая категория граждан, как пенсионеры, которые наделены правом получать пенсию. Одновременно на государство, его соответствующие органы возложена обязанность выплачивать пенсии пенсионерам.

Функция разрешения правовых конфликтов и споров выражается в том, что возникающие в обществе различного рода столкновения интересов, их противоречия, нарушения прав разрешаются в определенном правовом порядке и на основании правовых норм.

Функция осуществления правового контроля проявляется в осуществлении контроля за исполнением законодательства органами законодательной, исполнительной и судебной власти, общественными организациями и гражданами.

Легитимационная функция обеспечивает законность формирования и деятельности различных государственных органов. Формирование органов законодательной, исполнительной и судебной власти, создание политических партий, общественных организаций, других негосударственных объединений, хозяйствующих субъектов на основании и в соответствии с законом дает им законное право действовать в соответствии с их полномочиями и выполнять возложенные на них функции, пользоваться предоставленными правами. При этом никакой орган или организация не вправе противодействовать или запрещать их законную деятельность.

Оценочная функция позволяет определить поведение и деятельность юридических и физических лиц как правомерное или неправомерное и соответственно одобрить его либо не одобрить. При этом если гражданин действует правомерно, то все другие взаимодействующие с ним граждане и органы государства не могут предъявить к нему правовых претензий. В случае совершения правонарушения виновная сторона может быть привлечена к юридической ответственности.

Прагматическая функция, или прагматизм в праве, выражается в том, что право используется для достижения своих целей отдельными группами людей, кланами, руководящими государственными деятелями. Вначале они добиваются принятия соответствующих законов, других нормативных правовых актов, используя которые в последующем достигают поставленных целей. Например, крупная фирма путем подкупа законодателей добивается снижения налогов и затем уже на законном основании платит меньшие налоги по сравнению с общепринятыми.

Прагматическая функция извращает сущность права, поскольку при использовании данной функции право превращается в инструмент политики силы и произвола, поскольку формально законно, а по существу противоправно достигаются цели отдельных личностей или небольших групп богатых людей.

3. Принципы права

Принципы права – это его основные, наиболее характерные черты и свойства, определяющие право как социальное явление.

К принципам права относятся: принципы социальной свободы, социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия, законности, правосудия, взаимной ответственности личности и государства.

Принцип социальной свободы означает установленную правом возможность вести себя по своему усмотрению в определенных сферах общественной жизни. Например, закрепленное законом право выбора вида трудовой деятельности, занятия законным предпринимательством, места жительства, вероисповедания дают возможность гражданам действовать самостоятельно в данных социальных сферах.

Принцип социальной справедливости выражается в том, что право регулирует взаимоотношения между людьми на основе равенства, обеспечения одинаковых возможностей для жизни и деятельности людей, достижения ими своих законных целей.

Принцип демократизма определяется закреплением в праве таких прав граждан, как участие в выборах государственных органов, права быть избранным в них, занятие государственных должностей и т. д. Данные качества права позволяют устанавливать и поддерживать демократию и выражают принцип демократизма права.

Принцип гуманизма означает уважительное отношение к человеку со стороны государственных органов, общественных организаций. Право запрещает оскорбление, унижение достоинства человека, антигуманное обращение с лицами, находящимися в местах лишения свободы и т. д.

Принцип равноправия означает равенство прав и обязанностей, а также равенство перед законом всех граждан независимо от их пола, возраста, вероисповедания, национальности, места жительства, уровня образования и других личных особенностей.

Право - обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи:

    1. нормативность,
    2. формальная определенность в официальных источниках и
    3. обеспеченность возможностью государственного принуждения.

    Право (в наиболее простом определении) - система регуляции общественных отношений с целью установления соответствующего режима правопорядка.

    Отражая эволюционный процесс в развитии общественных отношений право создавалось незаметными переходами, путем дифференциации из однородной массы правил общежития.

    Право в силу своей значимости принадлежит к числу наиболее важных и сложных общественных явлений.

    Предпосылки происхождения права

    В общем виде основными причинами обособленности некоторых правил общежития являются:

      1. численный рост населения;
      2. нарушение социальной однородности людей;
      3. увеличение числа правил, создаваемых для сплоченности общества;
      4. усложнение общественных связей;
      5. прогресс общественного развития.

      По мере развития государства и права, а также усложнения отношений у людей меняется отношение к сущности права.

      Черты права:
        • государственно-волевой характер (ведущая роль государства в формировании правовых предписаний);
        • нормативность;
        • общеобязательность и взаимосвязь содержащихся в нем прав и обязанностей;
        • формальная определенность;
        • обеспечение государством (наличие гарантий реализации правовых предписаний со стороны государства);
        • взаимосвязь и взаимозависимость между государством и правом.
        Основные способы образования права:

        Способы образования права – это характерные пути формирования права как общественного явления.

        3 способа формирования права:

          1. перерастание обычаев в правовые обычаи;
          2. правотворческая деятельность государства;
          3. правовые прецеденты.
          Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества:
            • общеобязательность (распространение на всех, находящихся на территории данного государства);
            • формальность, формальная определенность (очень важны формы внешней объективации: законы, указы и т. д., которые придают содержанию правовой нормы четкость, определенность, что помогает избежать разночтений), то есть письменная форма;
            • разграничение прав и обязанностей (в праве четко разграничиваются права и обязанности субъекта, нормам родовой организации это не присуще);
            • обеспеченность государственным принуждением (право поддерживается силой государственного принуждения - создается специальный аппарат, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям).

            Категории

            Нормативные правовые акты в Российской Федерации

            Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

            Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

            Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

            Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

            Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

            Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

            Проблема соотношения государства и права, по существу, сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства.

            Можно выделить пять основных позиций в трактовке данного вопроса.

            Первая позиция получила название этатистской. Согласно данной позиции государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Во благо общества государство устанавливает определенный правопорядок, защищает и охраняет общество от нападений извне и т. д. Государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им. Следовательно, право выступает совокупностью государственно-властных велений и обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.

            Эта позиция обосновывает подчиненное положение права относительно государства. Право рассматривается исключительно с точки зрения его инструментальной ценности для общества. Государство не связано правом, а само устанавливает такое право, которое считает необходимым и полезным для государства.

            Такой подход к соотношению государства и права способствовал формированию и утверждению в Советском государстве тоталитарного режима, поскольку допускал вмешательство государства в частную жизнь, а также во все сферы жизни общества.

            Вторая позиция сложилась на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до и независимо от государства. Государство — продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования. Из этой позиции возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (господство) права.

            Третья позиция — дуалистическая и исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости: право без государства бессильно, государство же не способно существовать без права как регулятора общественных отношений.

            Четвертая позиция — позитивистская. Она базируется на философии юридического позитивизма, которая была распространена в конце XIX в. в Германии и России. Рассматриваемая позиция проповедует идею самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам. Однако такое самоограничение определяется самим государством.

            Пятая позиция обычно именуется либерально-демократической. Она обосновывает идею связанности государства правом. Этот подход исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества.

            Каждая из названных позиций играла определенную роль в различные периоды развития общества. Либерально-демократический подход получил в последнее время наибольшее признание. Вместе с тем признается взаимное воздействие права и государства друг на друга. Рассмотрим сначала воздействие права на государство.

            В юридической литературе отмечаются два главных направления воздействия права на государство: на внутреннюю организацию государства; на деятельность государства.

            Первое направление характеризуется тем, что право оформляет структуру государства, взаимодействие между элементами его механизма. Право создает также гарантии против концентрации государственной власти в одной из ее ветвей, регулирует отношения между отдельными государственными органами, а в федерации — разграничивает предметы ведения между центром и субъектами федерации. Иначе говоря, право упорядочивает внутрисистемные связи и отношения в государстве.

            Второе направление проявляется в том, что право воздействует на государство при его отношениях с населением, отдельным человеком.

            Право определяет пределы воздействия государства на личность, ее права и обязанности, правовые гарантии со стороны государства. Одновременно право придает деятельности государства легальный характер, вводит его деятельность в юридические рамки, определяет пределы государственного вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения государственного принуждения.

            Современное государство не может существовать вне права. Чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Государство, в свою очередь, воздействует на право, а именно:

            1) является непосредственным создателем правовых норм и средством их реализации. Наиболее важное воздействие оказывает государство на право в процессе правотворчества и правоприменения. Право формируется государством, придает ему определенную форму, а нормам права — характер государственно-властных велений, участвует в систематизации права и т. д.;

            2) обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности;

            3) оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям.

            Выше отмечалось, что воздействие государства на право выражается, в частности, в юридической (правовой) политике. Она часть общей политики государства. Под юридической политикой понимаются основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практические пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у граждан правовой культуры, способности использовать правовые средства для осуществления своих интересов (проф. В. И. Червонюк).

            Есть более короткое определение юридической (правовой) политики; это общие цели и требования, которые в целом должны выражаться в законодательстве (Т. Н. Радько).

            Однако данное определение характеризует лишь одно направление правовой политики — законодательное и не охватывает всего многообразия проявления правовой политики.

            В юридической науке нет общепризнанного определения понятия правовой политики. Наиболее удачным представляется определение, данное проф. Н. И. Матузовым. Он характеризует правовую политику как комплекс идей, задач, целей, программ, принципов, реализуемых обществом в сфере действия права, на основе права и посредством права.

            Правовая политика выражает цели и задачи государства в сфере правотворчества и реализации права, обеспечения законности и правопорядка, в сфере правового обучения и профессионального юридического образования. Правовая политика служит основой для правовых реформ и различных преобразований в юридической сфере. Поэтому ее подразделяют на три вида: а) законодательную; б) правоприменительную; в) правоохранительную.

            Таким образом, правовая политика имеет комплексный характер. Это обусловлено тем, что: во-первых, в ней выражаются наиболее значимые интересы и ценности общества (политические, социально-экономические, культурные и др.), требующие официального признания со стороны государства и обеспечения государственно-правовыми средствами; во-вторых, она организует процессы формирования и реализации всех видов юридической деятельности; в-третьих, обладает сложной структурой, комплексом элементов, обеспечивающих ее целостность и функциональность. Центральное место в этом комплексе отводится государственно-правовой стратегии и тактике, выражающим правовое развитие общества, прогнозирование основных тенденций его движения, систему наиболее эффективных средств, приемов, методов и способов достижения государственно-правовых целей.

            Следовательно, правовая политика определяется общим политическим курсом государства в правовой сфере, выражает его официальную позицию по основополагающим вопросам правового развития и направлена на совершенствование и обеспечение эффективности действия права на конкретно-историческом этапе его развития.

            Интегрирующим направлением в правовой политике современного государства выступает конституционно-правовая политика. Она составляет фундамент правовой политики Российского государства и направлена на:

            1) обеспечение единого правового пространства в стране, верховенство Конституции РФ и федеральных законов;

            2) выработку единых стандартов прав, свобод и законных интересов личности;

            3) создание общегосударственных гарантий законности и правопорядка;

            4) формирование ключевых принципов законодательной, правоприменительной, правоохранительной и иной юридически значимой деятельности в масштабах всего государства.

            Анализируя связь государства и права, следует иметь в виду, что право относительно самостоятельно по отношению к государству, так же как и государство относительно самостоятельно в отношении права. Это подтверждает, в частности, тот факт, что законодательство государства не всегда соответствует праву. Кроме того, каждое из этих явлений имеет собственные закономерности развития, но они не могут существовать друг без друга и оказывают взаимное влияние.

            Данный текст является ознакомительным фрагментом.

            Продолжение на ЛитРес

            Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

            Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ (в ред. Федерального закона от 16.04.2001 N 45-ФЗ)Нормы главы 17 в части, касающейся сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий, вводятся в действие со дня введения в действие Земельного кодекса

            Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

            Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ Статья 288. Собственность на жилое помещение1. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.2. Жилые помещения

            Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

            Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ (в ред. Федерального закона от 16.04.2001

            Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

            Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ СТАТЬЯ 288. Собственность на жилое помещение 1. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.2. Жилые

            Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

            Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю 1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом

            Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

            Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ Статья 288. Собственность на жилое помещение 1. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.2. Жилые

            Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю

            Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю (в ред. Федерального закона от 16.04.2001

            Глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения

            Глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения Статья 288. Собственность на жилое помещение 1. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.2. Жилые

            Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

            Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ (в ред. Федерального закона от 16.04.2001

            Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

            Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ СТАТЬЯ 288. Собственность на жилое помещение 1. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.2. Жилые

            Глава 24 Негативные социальные явления, связанные с преступностью, и их предупреждение

            Об авторах 1. Агапов А.Ф., доцент кафедры криминологии Московского университета МВД России, канд. юрид. наук, доцент – гл. 12, 22.2. Баринова Л.B., канд. юрид. наук, доцент – гл. 13.3. Гриб В.Г., профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин МГЛУ, засл. юрист РФ, доктор юрид. наук,

            12.5 Право и социальные интересы

            12.5 Право и социальные интересы Интересы, как известно, составляют основу жизнедеятельности человека и общества, служат движущим фактором прогресса, в то время как отсутствие реального интереса способно привести к краху различных реформ и программ. Общественно значимые

            § 14*. Право и другие сферы общества

            § 14*. Право и другие сферы общества Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной жизни: моралью, религией, экономикой, духовной жизнью, не говоря уже о политике.Право и мораль. Прежде всего следует отметить близость этих родственных, в сущности,

            Читайте также: