Признак нормативности права означает что продолжите мысль

Обновлено: 30.06.2024

Признаки - это то, что отличает одно явление от другого. Следовательно, признаки права - это его отличительные характеристики, позволяющие идентифицировать это социальное явление.

Если право рассматривать как сложный, многогранный феномен (о чем подробнее будет сказано ниже), то различные его проявления или модусы бытия (по выражению Л.С. Мамута) могут быть объемлемы четырьмя признаками.

Первым признаком права, в чем совпадают взгляды практически всех ученых, является его нормативность. Нормативность означает, что право представляет собой прежде всего совокупность социальных норм - правил поведения, регулирующих отношения между людьми[626]. Нормативность проявляется в коммуникативности - взаимодействиях людей, объединенных вырабатываемым в ходе этих интеракций согласием, разделяемым участниками коммуникации общим знанием о правильном поведении в такого рода ситуации. Нормативность означает, что право регулирует не единичные жизненные ситуации, но распространенные, многократно повторяемые и положительно оцениваемые действия и события.

Следовательно, легитимность на основе общепринятой морали в (пост)современном мире, характеризующемся мультикультурностью, т.е. несовпадающими моральными ценностями, невозможна.

Однако достаточно сомнительным представляется тезис о формировании права государством. Фактически государство (в современном смысле слова) - явление достаточно позднее. Сам термин государство (State, der Staat, l’Etat) появился не раньше ХVI в.[647] Очевидно, что право существовало и до этого времени, когда организованное принуждение стало осуществляться суверенной властью.

Одновременно можно указать на существование сегодня обычного права (которое, например, допускает Гражданский Кодекс), канонического права в мусульманских странах, международного права, которые не имеют корреляции с государственным принуждением.

Таким образом, общеобязательность правовых норм можно представить как их наибольшую социальную важность, значимость с точки зрения обеспечения целостности социума. Такая формулировка - в общем и целом, безусловно, верная - нуждается в конкретизации, так как содержит ряд вопросов, требующих прояснения. Главная из возникающих проблем состоит в том, как определить целостность общества и выявить именно те нормы, которые ее обеспечивают (или те, которые такому требованию не отвечают). Сделать это чрезвычайно сложно, если вообще возможно, так как до сих пор остается не проясненной проблема эффективности норм права. Суть ее состоит в том, что на конечный результат (состояние общества, которое может быть квалифицировано как целостное) влияет такое количество факторов (и социальных, и биологических, и физических - например, природные катаклизмы или солнечная активность), что просчитать их невозможно. В принципе, любое природное (и тем более социальное) явление находится в корреляционной связи с этим конечным результатом и оказывает воздействие на него. Тем более трудно выявить правовую составляющую из этого детерминирующего процесса.

Право действует вместе с другими социальными и природными явлениями (например, с экономикой, политикой и т.п.)[651]. Одновременно право воздействует на общество в качестве системного целого, одни нормы права дополняют другие (например, материальные нормы права обеспечиваются процессуальными). Поэтому выделить результативность отдельной нормы права, а, следовательно, доказать, что именно она обеспечивает целостность социума, еще более проблематично, нежели системы права в целом. Правда, некоторые нормы права представляются очевидно функционально необходимыми: некоторые составы преступлений (убийство, кража, грабеж и т.д.). Для рыночной экономики необходимой (конститутивной) нормой (точнее - принципом, закрепляемом и конкретизируемом в нескольких нормах) права является закрепление права частной собственности; для демократической политической системы - нормы избирательного права. Но они, в свою очередь, предполагают обеспеченность нормами уголовного права.

Какой же возможен выход из создавшейся ситуации? Как определить те социальные нормы, которые действительно являются правовыми, то есть обеспечивают целостность общества?

Любое эмпирическое подтверждение эффективности определенной нормы права, например, что в большинстве стран мира сегодня используется такая-то норма права (допустим, закрепляющая разделение властей) или соответствует массовым экспектациям (поддерживается сегодня общественным мнением) не страхует нас от ошибок. С изменением историко-социальной ситуации разделение властей может оказаться анахронизмом, а о манипуляции и переменчивости общественного мнения сегодня известно всем и каждому.

Во-вторых, косвенным подтверждением критерия общеобязательности норм права выступает их более или менее длительная стабильность (сохранение), в том числе, в форме архетипов коллективного бессознательного, запечатленных в мифах, легендах, сказках данной культуры (цивилизации) и проявляющихся в стереотипах массового поведения. Таким образом, признак нормативности подтверждает критерий общеобязательности как наибольшей функциональной значимости.

Критерий установления состоит из двух типов правил: а) правила признания, оговаривающие условия, при которых высказывание становится валидным; б) правила отклонения, определяющее, когда правовое высказывание, валидное в соответствии с правилами признания, больше не является таковым.

Четвертый признак права - его принудительность на стадии правоприменения, при наличии оснований для юрисдикционного правоприменения, то есть, когда совершено правонарушение. Отчасти проблема принудительности в праве была рассмотрена выше. Сейчас же заметим, что речь идет не о государственном принуждении, а о принуждении как таковом, которое может быть реализовано разными субъектами и протекать в разных формах. Дело в том, что в мусульманских странах, например, принуждение осуществляется зачастую представителем религиозной общины, самоуправляющаяся деятельность которой признается государством. Сам статус шариатских судов заставляет усомниться, что там существует именно государственное принуждение. С другой стороны, государственное принуждение в западной правовой системе применяется исключительно при наличии правонарушения. Поэтому реализация управомочивающих и обязывающих норм права предполагает принуждение лишь потенциально, в качестве возможности при совершении правонарушении[663]. Таким образом, принудительность права не обязательно является государственным принуждением[664], и имеет место только при наличии правонарушения в процессе правоприменения[665].

§ 2. ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ВИДЫ

§ 2. ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ВИДЫ Поскольку в понятиях предметы обобщаются и выделяются на основе систем признаков, целесообразно познакомиться с основными видами признаков.Признак — это наличие или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие

Признаки и функции языка

Признаки и функции языка Вопрос о том, какие формы коммуникации можно характеризовать в качестве языка является вопросом терминологии. Можно определить его так узко, что под эту характеристику будет подходить только человеческий язык. Языка пчёл тогда не будет, языка у

8. Первые признаки в поэзии

8. Первые признаки в поэзии Определив понятие надежды, веры в бытие и доверия к бытию, мы в первом приближении обрисовали сферы, в рамках которой развивается рассуждение о том, что проблема преодоления экзистенциализма предполагает повторное обретение новой укрытости

§ 2. ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ВИДЫ

§ 2. ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ВИДЫ Поскольку в понятиях предметы обобщаются и выделяются на основе систем признаков, целесообразно познакомиться с основными видами признаков.Признак — это наличие или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие

Понятие философии права, воли, свободы и права

Понятие философии права, воли, свободы и права § 1Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление.Примечание. Философия занимается идеями; она поэтому не занимается тем, что обычно характеризуется как представляющее собою

[c) Признаки подъёма сил]

[c) Признаки подъёма сил] 109Основное положение: некоторая доля упадка присуща всему, что характерно для современного человека; но рядом с болезнью подмечаются признаки неиспытанной ещё силы и могущества души. Те же причины, которые вызывают измельчание людей, одновременно

2.6. Преемственность права как аспект генезиса права

2.6. Преемственность права как аспект генезиса права Проблема преемственности права чрезвычайно актуальна как для историко-правовой науки, так и для политики права, которые очевидным образом взаимообусловливают друг друга. Особую актуальность этот вопрос приобретает

4.2. Субъект права как первичный элемент (аспект) системы права

4.2. Субъект права как первичный элемент (аспект) системы права Проблема субъекта права - одна из актуальнейших в современной юридической науке. Ее особая актуальность, как представляется, связана, прежде всего, с изменением представления о человеке в современном

§ 3. Форми буття права: ідея права, закон, правове життя

§ 3. Форми буття права: ідея права, закон, правове життя Аналіз правової реальності дає змогу виділити в ній такі форми буття права, що у сукупності виражають динаміку правової реальності:а) світ ідей: ідея права;б) світ знакових форм: правові норми і закони;в) світ взаємодій

Тема 12 Інституціинии вимір права. Філософські проблеми права і влади у посттоталітарному суспільстві

Тема 12 Інституціинии вимір права. Філософські проблеми права і влади у посттоталітарному суспільстві Однією з найважливіших функцій права є регулятивна, яка здійснюється внаслідок формалізації поведінки індивідів, тобто поміщення цієї поведінки у певні форми чи рамки,

1. Идея права: право власти и власть права

1. Идея права: право власти и власть права Правопорядок как власть закона. Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки. Идея права

Признаки

С. Признаки подъема сил

С. Признаки подъема сил 109 Основное положение: некоторая доля упадка присуща всему, что характерно для современного человека; но рядом с болезнью подмечаются признаки неиспытанной еще силы и могущества души. Те же причины, которые вызывают измельчание людей, влекут

Аутентичное толкование: понятие, значение норм права и применение

Признак нормативности права

Аутентичное толкование представляет собой один из ряда существующих видов толкования. Существуют две основные его формы: нормативное и казуальное. Первая категория подразделяется на аутентичное и легальное толкование. Каждый вариант предусматривает определенную сферу функционирования в праве.

Нормативное толкование

Понятие предполагает наиболее официальное разъяснение, которое применяется в большей части актов. Вариант является обязательным для всех, его необходимо использовать тогда, когда это предусмотрено объясняемой темой. Таким образом, достигается общее понимание всех описанных норм права.

Аутентичное толкование является одним из видов нормативного.

Последнее необходимо для того, чтобы избежать привычных ошибок, когда трактуемый самостоятельно текст содержит серьезные недочеты. Они реализуются за счет неправильных формулировок, неясного изложения. По этой причине возникает разное понимание у того или иного индивида.

Особенности и примеры

Отличительная черта нормативного, соответственно, и аутентичного толкования норм права — это то, что оно используется в нормативно-правовых актах, которые принимают те или иные органы или должностные лица.

Например, Президент РФ использует такое объяснение в актах, где толкуется его указ, а Правительство делает то же самое с постановлениями и распоряжениями. Подобные формы применимы для всех, причем важно, что они актуальны лишь тогда, когда наложены на оригинальный указ или распоряжение.

Еще одним примером могут стать Постановления Пленума Верховного Суда РФ по необходимым категориям дела. Это необходимо, чтобы придать больше законности судопроизводству. Также существуют такие акты, которые представляют собой инструкции, помогающие понять, как применять те или иные законодательные постановления.

Субъекты аутентичного толкования

К ним можно отнести:

  1. Законодательство. Оно содержит все составляющие данной ветви власти. Государственная Дума и парламенты зачастую не применяют способ толкования всех принятых законов. Если все же процесс совершается, то и объясняющие акты позиционируются как законы.
  2. Президент. В данном случае все результаты аутентичного толкования обнародуются в виде указов.
  3. Правительство, администрации областей (субъекты еще реже используют способ толкования, даже реже, чем парламенты; в качестве объяснения они используют различные постановления и распоряжения).
  4. Ведомства. Стоит заметить, что им также принадлежит право на пояснение, но подобная практика среди данных субъектов встречается очень редко.

Аутентичное толкование норм права осуществляется государственными органами. Оно представляет собой особый вид объяснения норм права, которое совершает конкретный орган власти или должностное лицо.

Подобного рода толкование носит характер досконального разъяснения всех моментов правовых актов, причем такая практика необходима и обязательна для тех, кто должен применять ее. Вид наиболее распространен, так как в большей степени понятен всем.

Кроме того, он помогает заполнить серьезные пробелы в законодательной системе.

Свойства

Подобный род разъяснения имеет ряд своих свойств, которые отличают его от других видов:

Последний канцлер Российской империи – А. М. Горчаков

    Обязательность — превыше всего: если представитель власти использует именно аутентичное объяснение норм и указов, то он не имеет права игнорировать акты такового типа. Они важны, так как помогают сделать все необходимые действия правильными.

Значение таких актов высоко, так как они несут важную роль, способствуя большему пониманию правовых положений.

Легальное

Легально (разрешенное) толкование представляет собой также способ разъяснения всех норма права, но оно происходит исключительно за счет органа, который уполномочен это делать, но для него такой нормы не установлено.

Все акты имеют силу только на тех индивидов, которые находятся в юрисдикции органа. В противном случае это не несет никакого смысла. Например, Конституционный суд РФ уполномочен в том, чтобы предоставлять объяснительные акты.

Это также прописано в Конституции Российской Федерации.

Вообще для всего судопроизводства важны толкования со стороны Верховного, Высшего Арбитражного судов.

Нужда в этом объясняется тем, что необходимо решать вопросы, касающиеся применения законодательных сил, во время рассмотрения конкретных дел.

В основном под категорию толкуемых дел попадают такие, в которых часто допускаются ошибки и неясности, а также вызывают сомнения со стороны органов судебной власти.

Легальное разъяснение зачастую применяется по отношению к судебным органам, поэтому является обязательным в их деятельности. Оно может относиться и к другим органам при условии, что последние стали непосредственными участниками судопроизводства.

Примеры

Пример легального толкования выражается через Инструкцию МВД России, которая была принята по приказу министра внутренних дел №300 от 16 июля 1993 года. В этом акте объясняется весь смысл подобного рода норм, чтобы добиться их лучшего применения в системе МВД. Данное положение помогло предотвратить немало ошибок в правотворчестве.

Примеры управомочивающих правовых норм

Признак нормативности права

используется как основная форма права.

Конституции
республик в составе РФ

Федеральные конституционные законы, издание которых предусмотрено в Конституции РФ (о Правительстве РФ, о Конституционном

Законы, вносящие изменения и дополнения в текст

Кодексы (Таможенный
кодекс РФ, Уголовно -процессуальный кодекс РСФСР и др.)

Основы Законодательства (основы законодательства

РФ о нотариате и др.)

Федеральные законы (Федеральный закон об оружии и

Уставы субъектов
РФ

республик в составе РФ

3.2. Постановления Правительства РФ и правительств республик в составе РФ (Постановление Правительства РФ «О дополнительных функциях

3.3. Парламентские
регламенты и постановления.

3.4. Ведомственные акты центральных органов исполнительной

власти (Приказ Министра обороны и т.п.)

3.5. Акты республиканских центральных органов исполнительной власти, органов власти края, области, автономной области, автономных округов,

городов федерального значения

Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать локальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного учреждения, предприятия,

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Управомочивающие нормы — нормы права, которые предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий.

Обязывающие нормы — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность совершить те или иные действия.

Запрещающие нормы — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность воздерживаться от совершения тех или иных действий.

1) Каждый обязан платить законно
установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ).

2) Налогоплательщики обязаны
уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ)

3) Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; (пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ)

Обязывающие нормы — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность совершить те или иные действия.

1) При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения (п. 1 ст. 270 НК Ф);

2) Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ)

3) Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ)

Правовые нормы и их системы

* “Норма права- это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное, формально определенное правило поведения ( непосредственно или в сочетании с другими нормами права ) предоставляет участникам общественного отношения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные

Признаки правовых
норм

Нормативность. Норма права имеет общий, а не конкретный характер, т. е. является общим правилом поведения. Она рассчитана на все сходные си­туации, а не на конкретную жизненную ситуацию.

Норма права предназначе­на для регулирования общественных отношений.

Ее содержание составляют так называемые статусные права и обязанности субъектов права, которые за­тем конкретизируются в правоотношениях, в так называемых субъективных правах

Системность. Ни одна норма права самостоятельно, вне связи с други­ми нормами права, не может регулировать общественные

Норма права установлена компетентными государственными

. В то же время следует иметь в виду, что нормы права могут быть приня­ты непосредственно народом и содержаться в актах референдума. В отдель­ных случаях нормы права могут устанавливаться общественными

Общеобязательность. Нормы права обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями, должностными лицами и органами государ­ства, поскольку имеют государственно-властный характер. Это не зависит от того, каково субъективное (личное) отношение к нормам тех или иных людей, согласны они с нормами или нет,

одобряют их или нет.

Формальная
определенность. правовых норм со всей опре­деленностью выражено в тексте нормативного акта, с помощью заранее ус­тановленных приемов и правил юридической техники. Формальная определенность характеризует социальную ценность права, позволяет оперировать с правом в целях упорядочения и

целенаправленного развития общества.

Неперсонифицированность. Правовая норма адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками. В правовых нормах для обозначения ее адресатов оперируют словами: каждый, гражданин, юридическое лицо и прочими

Неоднократность(многократность) действия. Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой

Реализация норм права при необходимости обеспечивается

принуди­тельной силой государства.

Ключевым слово здесь является “при необходимости”. То есть речь идет о потенциальной возможности государственного принуждения, а не о принудительном

характере правовых норм.

Какими признаками обладает нормативно-правовой акт

Признак нормативности права

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы – их установление, изменение, отмену.

НПА регулируют общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

1. Нормативно-правовой акт направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества

Общественные отношения возникают между отдельными людьми, а также между различными объединениями людей, коллективами, группами и т.д. Регулирование общественных отношений выражается в форме установления предписаний, запретов, обязанностей, прав.

Например, отношения между супругами регулируются Семейным кодексом РФ, который в частности устанавливает равенство супругов в семье, определяет режим их собственности, порядок владения, распоряжения и пользования имуществом и другие вопросы.

2. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами

Правотворчество – это довольно емкий процесс, занимающий определенный промежуток времени. Он состоит из особых этапов или, так называемых, стадий.

Сначала государственным органом вносится предложение по принятию того или иного правового акта и предоставляется его проект – это первый этап. Затем происходит обсуждение проекта нормативного акта – это уже второй этап.

Далее следует третий этап – принятие, а также утверждение данного проекта уполномоченным государственным органом. И последняя, заключительная стадия правотворчества – это обнародование официального нормативного акта, т.е.

доведение его до сведения граждан.

В соответствии с Конституцией РФ законодательная инициатива принадлежит:

  • Президенту РФ;
  • Совету Федерации и его членам;
  • депутатам Государственной Думы;
  • Правительству РФ;
  • законодательным (представительным) органам субъектов РФ;
  • Конституционному Суду РФ;
  • Верховному Суду РФ.

Правовой акт издается уполномоченными органами в пределах их компетенции, т.е. каждый орган имеет право издавать нормативный акт лишь по установленному законодательством кругу вопросов.

Кроме того, каждому органу, издающему правовую норму, установлена определенная форма, в которую он может данную норму облекать. Так, например, Правительство РФ может издавать постановления и распоряжения.

3. Нормативно-правовой акт имеет официальный характер и строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу

В нормативно-правовых актах содержится воля государства, она является обязательной и распространяется на неопределенное количество лиц – граждан государства.

Для того чтобы содержащиеся в правовом акте нормы права довести до сведения граждан государства установлена процедура – обнародование нормативного акта. Если данная процедура не выполнена – нормативный акт не будет являться обязательным для исполнения – об этом прямо говорится в п. 3 ст. 15 Конституции РФ.

В дальнейшем принятый закон может печататься в других газетах и журналах, сведения о его принятии могут быть озвучены по телевидению и радио, разосланы по каналам связи государственным органам, организациям и т.п.

4. Нормативно-правовой акт – это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:

  • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
  • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
  • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта “Действия при утрате паспорта”, которая поможет восстановить этот документ.

Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с порядком заключения трудового договора.

5. Нормативно-правовой акт имеет определенную внутреннюю структуру:

  • оглавление, если текст нормативного акта большой по объему.
  • преамбулу, которая определяет мотивы и цель принятия данного закона.
  • части, как правило, имеют объемные нормативные документы, регулирующие какую-нибудь отрасль права – кодексы.

6. Правовые акты составляют единую законодательную систему общества

В совокупности нормативно-правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

Иерархия НПА:

  • Конституция РФ;
  • Федеральные Конституционные законы;
  • Федеральные законы;
  • Акты Президента;
  • Акты Правительства;
  • Ведомственные Акты;
  • Корпоративные акты.

Иерархия НПА субъектов РФ:

  • Конституции и Уставы субъектов РФ;
  • Законы субъектов РФ;
  • Акты органов местного самоуправления.

7. Исполнение нормативно-правового акта гарантируется принудительной силой государства

Нормы права являются обязательными для всеобщего исполнения. В случае их нарушения государство применяет установленные санкции.

Так, в случае совершения административного правонарушения, могут быть применены следующие санкции:

Читайте также: