Признает ли церковь брак зарегистрированный в загсе

Обновлено: 28.06.2024

Почему же Русская Православная Церковь не венчает без предварительной регистрации брака? Уже не раз приходилось сталкиваться в непониманием, удивлением и даже осуждением по данному вопросу: "Как же! Церковь ведь отделена от государства!", "Это коррупция в Церкви!" и т. д.

Попытаюсь объяснить, почему Церковь благословляет только официальные браки:

Святейший патриарх Алексей II неоднократно указывал на недопустимость Венчания без предварительной регистрации брака. Архиереи разослали по свом епархиям циркулярные письма, содержащие запрет венчать без росписи. . Как пример, приведу циркуляр № 417 от 5 мая 1997 г. митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия:

"Настоящим вменяю в обязанность благочинных наблюдение за неукоснительным соблюдением канонического порядка при совершении таинства браковенчания в подведомственных им храмах.

Ввиду того, что заключение брака должно иметь имущественные и гражданские последствия, категорически недопустимо совершать венчание лиц не зарегистрировавшихся в органах ЗАГСа. Следует иметь в виду, что несоблюдение этого порядка может привести к нарушению правил 6 Вселенского Собора 87 и Св. Василия Великого 77, и противоречит 13 правилу Феофила Архиепископа Александрийского.

Кроме того, свидетельство о венчании, согласно законода­тельства Российской Федерации, не может являться юридическим документом, на основании которого решаются вопросы имущест­венных и гражданских правоотношений"


Прилагаю выдержки и из других церковных документов:

О гражданской регистрации при совершении крещений, отпевания усопших и при венчании несовершеннолетних (от 16 августа 1928 года, № 148)

"С отделением Церкви от Государства ведение метрических книг возложено на особых правительственных агентов и ответственность за правильную и своевременную регистрацию рождений, смертей и браков среди православного населения с духовенства снята. Однако, не говоря уже об общем долге всякого более культурного человека разъяснять менее культурному непонятное для последнего, из своих же собственных интересов духовенство не может считать для себя безразличным вопрос о регистрации. Прихожанин, обращающийся с требою к священнику, может уклониться от регистрации в ЗАГС’е не только по невежеству или небрежности, но и вполне сознательно, желая обойти закон для достижения какой-нибудь недозволенной цели (например, уклонение от воинской повинности) или даже прямо для сокрытия преступления (например, при насильственной смерти). В таких и подобных случаях священник, совершивший требу, может неожиданно для себя оказаться привлеченным к ответственности в качестве соучастника в сокрытии преступления. Для брачного сожительства гражданская регистрация по советским законам не обязательна; однако обязательно достижение брачного возраста (18 лет). Могут быть и другие какие-нибудь частичные ограничения, нарушение которых повлечет за собою судебное дело и священник, венчавший этот брак, окажется прикосновенным. В ограждение духовенства от всяких таких нежелательных последствии предложить епархиальным Преосвященным сделать со своей стороны распоряжение по епархиям, чтобы подведомственное им духовенство: 1) в необходимых случаях разъясняло своим пасомым необходимость и пользу гражданской регистрации рождений и смерти среди населения и 2) чтобы при совершении крещений, отпеваний и при венчании не достигших установленного возраста (а равно и при всяком сомнении недопустимости данного брака с точки зрения советского закона) духовенство требовало документа о регистрации данного рождения, смерти или брака подлежащими органами правительственной власти". Патриарший Местоблюститель и временного при нем Патриаршего Священного Синода
Это заявление остаётся актуальным и сейчас.

"Х.2. Согласно римскому праву, легшему в основу гражданских кодексов большинства современных государств, брак является соглашением между двумя свободными в своем выборе сторонами. Церковь восприняла это определение брака, осмыслив его исходя из свидетельств Священного Писания. Римский юрист Модестин (III век) дал следующее определение брака: "Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве". В практически неизменном виде это определение вошло в канонические сборники Православной Церкви, в частности, в "Номоканон" патриарха Фотия (IX век), в "Синтагму" Матфея Властаря (XIV век) и в "Прохирон" Василия Македонянина (IX век), включенный в славянскую "Кормчую книгу". Раннехристианские отцы и учители Церкви также опирались на римские представления о браке. Так, Афинагор в своей Апологии к императору Марку Аврелию (II век) пишет: "Каждый из нас считает своей женою ту женщину, на которой он женат согласно законам". "Апостольские постановления", памятник IV века, увещают христиан "заключать брак в согласии с законом".
В период христианизации Римской империи законность браку по-прежнему сообщала гражданская регистрация. Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь. " Социальная Концепция РПЦ

Православный брак в Российской империи имел статус государственного, затем советская власть издает 18 декабря 1917 г. Декрет "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния", который лишает вновь заключаемые религиозные браки юридической силы. При этом религиозная традиция народа оставалась жива и в период временной оккупации части территории СССР в годы Великой Отечественной войны, заключение религиозных браков продолжалось открыто. После окончания Великой Отечественной войны эти браки в СССР были узаконены[2], подобная норма сохранилась и в п. 7 ст. 169 Семейного кодекса РФ, и в п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния". Советская власть, как сейчас и российская, демонстрировала уважение к традиции народа, не требуя новой регистрации браков. В настоящее время в России заключение религиозного брака не имеет правовых последствий.

Религия неизменно присутствует в жизни человека, который по отношению к ней может считать себя религиозным, агностиком либо атеистом.

Правовое закрепление религиозной свободы в поздний период СССР, в РСФСР, а в последующем в РФ привело к тому, что за четверть века значительно возросло количество людей (с 20 — 30% до более 80%), относящих себя к традиционным вероисповеданиям (в подавляющем большинстве к православию и исламу), при этом количество активно вовлеченных в религиозную деятельность остается незначительным, до 10%[3]. "20% поддерживают традиционные [религиозные] семейные устои"[4]. В различных исследованиях за последние несколько лет цифры религиозности людей менялись незначительно[5]. В разных регионах и конфессиях России за последнюю четверть века наблюдается различная динамика возрастания религиозности: в республиках Северного Кавказа, исповедующих ислам, 64,4% опрошенных указали, что религия играет значительную роль в их жизни[6].

В настоящее время на продолжительность брака больше влияют не религиозное сознание и форма заключения брака, а современные устои региона, изменение роли женщины в семье вследствие вовлечения ее в экономическую деятельность и в меньшей мере народная традиция.

"Очень религиозными в 2017 году считало себя 9% населения"[11], а активно участвуют в религиозной деятельности 3 — 10%, стоит ли ради этого небольшого процента людей легализовать религиозный брак? Конечно, стоит, и даже ради соблюдения прав гораздо меньшего количества людей. Ведь легализация религиозного брака направлена на тех людей, которые считают себя верующими, к ним относят себя по разным опросам от 57 до более 80% граждан России, в православии таких людей называют воцерковляющимися. Легализация религиозного брака соответствует политическому вектору движения власти на национальную самоидентификацию, ведь большинство людей, причисляя себя к конфессиональной группе, ассоциируют себя с историческим величием своей страны, вся история которой тесно объединена с религией.

Мы должны смотреть не только на статистические данные прошлого и настоящего, но и формулируя цель — крепкий брачный союз как основу дружной многодетной семьи, направлять вектор развития общества в русло укрепления брака и семьи. Легализацию религиозного брака мы рассматриваем как шаг государства, способствующий укреплению института брака.

На сегодня существует два варианта легализации религиозного брака:

Остановимся на основных доводах, обосновывающих целесообразность признания религиозного брака.

Легализация религиозного брака соответствует конституционным положениям ст. 14 и 28 Конституции РФ, которая гарантирует "свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними", и международным пактам[15] о свободе совести.

Семейные устои общества без постоянного поддержания нравственных основ брака и семьи, базой для чего в России только начинает становиться религиозное учение, а за ним и правовая база государства, могут быстро измениться, чему служат примеры стран Европы и США, в которых искажается законодательно понятие брака и, как следствие, понижается ценность семьи. В России, напротив, идет процесс религиозного возрождения, созидающий ценности традиционного брака. Тем не менее не следует проводить прямую зависимость между приданием религиозному браку статуса государственного и возрастанием количества нерасторгаемых браков — уравнивание религиозного брака с государственным в одночасье не приведет к уменьшению количества расторжений браков, даже религиозных[16], это длительный процесс, требующий созидательной работы как религиозных конфессий, так и светской власти по формированию в сознании людей идеала нерушимости брака и последовательной реализации единой программы на протяжении многих десятилетий. Придание религиозному браку статуса государственного может явиться шагом на пути улучшения демографической ситуации и реализации положения п. 2 ст. 14 Конституции РФ, декларирующего: "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом [равно подчинены закону государства (тогда где граница отделения?) или равны перед законом наравне с государственными структурами?]", — легализовав религиозный брак, государство уравнивает в правах перед своим законом как религиозные объединения, так и свои организации (ЗАГСы).

Практический результат принятия данного предложения состоит в том, что введет религиозные браки в правовое поле государства с момента их заключения, ведь в настоящее время значительная часть браков в регионах России, где доминирует ислам, совершается посредством никаха и лишь после того, как супруги начинают совместную жизнь, а зачастую после рождения первого ребенка, они регистрируют брак в ЗАГСе, а до этого момента исламский религиозный брак, который перед законом государства выступает в качестве фактического брака, не дает возможности воспользоваться семейным законодательством государства для защиты прав супругов (чаще супруги).

Зачастую у религиозных людей, как правило, совершаются две торжественные церемонии заключения брака — светская и религиозная, что вызывает двойные материальные траты. Легализация религиозного брака исключит двойные материальные траты и придаст важность одному событию.

Религиозные чувства требуют уважения со стороны государства, в то же время, по словам П.В. Крашенинникова, "семейная сфера правового регулирования требует очень взвешенного и аккуратного регулирования"[17].

Давайте теперь рассмотрим аргументы против легализации религиозного брака, они во многом будут пересекаться с аргументами "за", и попытаемся их опровергнуть.

Также рекомендуется Вам:

Религиозный брак не запрещен Российским государством и сейчас, зачем ему придавать статус государственного? Но ведь заключение конфессионального брака в настоящее время для государства не влечет никаких правовых последствий, а верующий человек, прибывая в границах своего светского государства, желает уважения государством его религиозных чувств.

Россия является светским государством. Исходя из этого деятельность религиозных объединений не должна пересекаться с государственной деятельностью, а прямое внедрение религиозной деятельности в государственную сферу может нарушить этот принцип разделения. Но полного разделения не существует и сейчас, ведь государство, с одной стороны, регулирует законодательно деятельность религиозных организаций, а с другой стороны, устанавливает конфессиональные положения как собственные, и тому примеры следующие: государством установлены выходные в религиозные праздники: 7 января — Рождество Христово (ст. 112 Трудового кодекса РФ), государство создало институт военного духовенства (Указ Президента РФ от 21.07.2009), ввело ст. 148 в Уголовный кодекс РФ (об ответственности за оскорбление чувств верующих), представителям религиозных организаций разрешено в государственных и муниципальных школах по заявлению родителей и с разрешения управления образования обучать детей религии[18]. На этом фоне принятие данного предложения следует рассматривать в русле следования политике государства по последовательной работе по укреплению нравственных начал в обществе, основой для которых традиционно выступало религиозное учение.

Признание религиозного брака в качестве государственного в будущем может привести к тому, что конфессии будут настаивать на инкорпорации иных конфессиональных брачно-семейных положений в семейное право государства. Подобное развитие событий допустимо при условии ослабления государственных институтов, созидающих светскую основу государства.

Отдельно следует сказать об опасении в будущем возникновения желания у конфессий, допускающих полигамию, инкорпорировать ее в государственное семейное право. В полигамный брак в исламе дозволяется вступать при определенных условиях и при условии равного (материального и личного) отношения к женам, а многие вступающие в полигамный брак этим пренебрегают, и, как следствие, "статус второй и последующих жен низок"[19], страдают дети[20]. Отстаивание принципа моногамии целесообразно на теологическом уровне. Правовое равенство женщины и мужчины и во многом схожий доход каждого из супругов могут обернуться против сторонников полигинии. Если замалчивать тему многоженства, не показывать ее негативные последствия в реальной жизни, она может стать вначале допустимой в общественном сознании, а после одобренной законом.

Следует сказать о механизме реализации разводов религиозных браков в случае инкорпорации в право государства религиозного обряда заключения брака. На наш взгляд, в отдельных конфессиях процедура расторжения брака более сложна (в православии), а у других проще (в исламе), нежели в государственном праве. Поэтому процедуры государственного и конфессионального расторжения брака должны быть раздельными, оставаясь таковыми, как сейчас.

Последовательно отстаивая позицию о легализации религиозного брака, мы не хотим попасть в категорию людей, у которых, по мнению П.В. Крашенинникова, "все еще живо наивное убеждение, согласно которому стоит лишь принять "правильный" закон и жизнь наладиться"[21], поэтому подробно, насколько мы смогли, отразили актуальное социальное и правовое положение этого вопроса.

Литература

1. Гавриш И.В. Легитимизация (легализация) конфессионального брака в Российской Федерации / И.В. Гавриш // Юристъ-Правоведъ. 2012. N 2. С. 101 — 105.

2. Гавриш И.В. Полигамия в брачном праве ислама и России (перспективы сближения позиций) / И.В. Гавриш // Религиоведение. 2015. N 1. С. 139 — 147.

3. Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс / П.В. Крашенинников. М.: Статут, 2017. 158 с.

4. Крашенинников П.В. Нужен ли России новый Семейный кодекс? / П.В. Крашенинников // Семейное и жилищное право. 2017. N 1. С. 3 — 7.

5. Синелина Ю.Ю. Религиозность в современной России / Ю.Ю. Синелина // Отечественные записки. 2013. N 1(52). С. 243 — 255.

6. Фамилистические исследования / Науч. ред. А.И. Антонов. Т. 1: Социологический анализ литературных и фольклорных текстов. М.: Книжный дом Ун-т (КДУ), 2009. 350 с.

7. Фамилистические исследования / Науч. ред. А.И. Антонов. Т. 2: Миллион мнений о семье и о себе. М.: Книжный дом Ун-т (КДУ), 2009. 379 с.

[1] Гражданское и торговое право зарубежных стран / Под ред. В.В. Безбаха, В.К. Пучинского. М., 2004. С. 614 — 615; Скаридов А.С. Международное частное право. СПб., 1998. С. 496.

[2] Статья 6 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г. // СПС "КонсультантПлюс".

[3] Синелина Ю.Ю. Религиозность в современной России // Отечественные записки. 2013. N 1(52). С. 246.

[4] Атлас религий и национальностей Российской Федерации // Исследовательская служба СРЕДА. 2012. С. 12.

[7] Из ответа автору на его запрос в Русскую православную церковь МП о количестве проводимых венчаний в России от 10 мая 2017 г. за подписью архимандрита Саввы (Тугунова) // Личный архив автора.

[12] Гавриш И.В. Легализация религиозного брака: проблемы и перспективы // Семейное и жилищное право. 2012. N 4. С. 10 — 14.

[17] Крашенинников П.В. Нужен ли России новый Семейный кодекс? // Семейное и жилищное право. 2017. N 1. С. 3.

[18] Пункт 4 ст. 5 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" // СПС "КонсультантПлюс".

[21] Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс. М.: Статут, 2017. С. 123.

Гражданский брак

Современный мир буквально поглощен идей “гражданского брака”. Взрослые люди не хотят взрослеть, не хотят нести ответственность за друг друга, за семью. И для таких людей, гражданский брак, некое увиливание от настоящей семейной жизни.

Ниже мы предлагаем ряд вопросов, на которые даны ответы протоиереем Максимом Козловым:

Признает ли Церковь нецерковный брак? В чем различие между церковным браком и гражданским? Можно ли верующим, но живущим только в гражданском невенчанном браке, приступать к церковным Таинствам Исповеди и Святого Причастия?

Необходимо только стремиться, чтобы этот брак дорастал до такого союза, который может быть освящен Таинством Венчания, именно дорастал, а не механически в него превратился. Более того, не нужно настаивать на Венчании даже в том случае, если деликатный и любящий супруг готов это сделать ради другого: венчайся со мной, потому что мне это нужно.

Да нет же, венчаться нужно тогда, когда оба готовы к этому с верой во Христа и с тем, чтобы семью сделать малой Церковью. А пока не готовы, пусть будет просто искренний, честный, целомудренный союз двух верных друг другу людей, который не может быть неугоден Богу, но который еще не дорос до того, чтобы стать венчанным браком.

Иное будет отношение Церкви, если речь идет о двух церковных людях, исповедующихся, причащающихся, но почему-либо не желающих венчаться, хотя гражданскую семью они создали, и тут уж не важно, зарегистрировались ли они в загсе или нет.

Протоиерей Максим Козлов

Безусловно, со стороны верующих и воцерковленных людей, подобное – недопустимо, потому что, в первую очередь, в этом есть проявление неверия в Бога и в Церковь. Неверие в то, что Венчание – это такое Таинство, в котором семье дается благодать Божия настолько бесконечно больше того, что мы сами друг другу можем дать. Или за этим стоит неуверенность, что этот союз окончательный, когда мы еще не готовы себе сказать – семья это или не семья, но при этом малодушно соглашаемся на допущение плотских отношений и удовольствий, с ними связанных. Конечно, для воцерковленных людей абсолютно недопустим такой жизненный подход, оставляющий их до покаяния вне возможности участия в полноте Таинств Церкви.

Наконец, речь может идти о гражданском браке, как просто о неупорядоченных отношениях светских людей. Это то, о чем, по слову апостола Павла, “срамно есть и глаголати” (Еф. 5, 12), и что вовсе не должно быть в жизни церковного человека. И относиться к этому нужно внутренне твердо, бескомпромиссно, не поддаваясь духу века сего, где моногамия объявляется аномалией, а временные свободные союзы людей, что разного, что одного пола, пропагандируются, как наименее противоречащие человеческому естеству. Вне всякого сомнения, для христианского сознания даже в начале XXI века это недопустимо так же, как и во времена апостольские.

О гражданском союзе можно говорить как о браке, когда это действительно семья, а не беспорядочное сожительство. Супруги, прожившие долгие годы друг с другом в верности, воспитавшие детей, конечно, не могут быть порицаемы как люди, погрешающие против седьмой заповеди.

С другой стороны, такие супруги, сознательно или бессознательно, лишают себя всего того, что дается в Таинстве Браковенчания. А в нем присутствует Божественная благодать, которая “немощное врачует и оскудевающее восполняет”. В этом смысле всякий церковный брак неизмеримо превосходит всякий человеческий союз. Но это можно понять только на личном опыте.

Если речь идет о семье полноценной, хотя бы и не освященной Таинством Венчания, с соблюдением взаимной верности, с несением бремен семейной жизни, с взаимным воспитанием детей, то нахождение в таком браке не есть препятствие для того, чтобы исповедоваться и причащаться.


Автор: Жанна Мулышина
Практикующий психолог-консультант по вопросам семейных проблемных отношений, личностной неудовлетворенности и прочего.

Пара брачующихся

Что такое церковный брак, кому Церковь разрешает венчание, а кому отказывает? Незаконные брачные союзы и особенности их расторжения. Как венчаются православные, реалии современной России.

Церковный брак — это венчание по христианскому обряду в церкви двух любящих сердец, близких физически и духовно, чтобы в гармоничном союзе продолжить в детях свой род. Считается таинством, свершившимся по воле Божьей на небесах.

Что такое церковный брак?

Атрибуты для церковного брака

Светский союз мужчины и женщины регистрируется в государственных органах. Церковь к заключению такого брака никакого отношения не имеет. В этом заключается главное отличие церковного брака от гражданского.

Церковные браки семейным правом не регулируются. Последнее представляет собой свод юридических норм, они закрепляют на законодательном уровне возникшие в результате совместного проживания имущественные и другие права. А венчание в церкви подлежит юрисдикции особого церковного свода правил.

Предметом семейного права являются условия, на которых заключается брак, и как его можно расторгнуть. Закон регулирует отношения в семье между мужем и женой, например, кто будет заниматься воспитанием ребенка, как распределятся в семье обязанности. В случае невыполнения кем-либо из супругов взятых обязательств брак подлежит расторжению.

В одних странах признаются только гражданские браки, например, во Франции или Японии. В иных супруги могут выбирать: регистрировать свои отношения в государственном учреждении или идти в церковь (Англия, Испания, Канада).

Важно знать! Только религиозные браки заключаются в Израиле, Лихтенштейне, отдельных штатах США, провинциях Канады и мусульманских странах.

Самая популярная книга всех времен и народов Библия состоит из Ветхого и Нового Завета (Евангелия). В них с небольшими разночтениями говорится, что такое церковный брак и как он заключается. Посмотрим, как толкует союз мужчины и женщины Священное Писание:

Церковный брак — это взаимоуважение и согласие. Люди прекрасны не одеждою, а красотою духа. Когда Он и Она рука об руку проходят все жизненные невзгоды, поддерживают друг друга словом и делом в тяжелую минуту.

Особенности венчания православных

Венчание

В христианстве есть учение о семи таинствах, завещанных своим последователям Иисусом Христом. Церковью они выполняются неуклонно, кто соприкасается с ними, приближается к божественному пониманию жизни вечной. Одним из них является венчание.

Первые христиане сами объявляли себя мужем и женой перед своими собратьями по вере. Позже нужно было получить благословение священника и причаститься. Современный обряд венчания возник в 10 веке.

На Руси перед венчанием обручались. Он и Она давали друг другу клятву, что через определенный срок, например, через год, соединят свои судьбы. Обручение можно было расторгнуть, если обнаруживалось, что кто-то его нарушил. Допустим, молодая охладела чувствами к своему избраннику и обещала руку другому. За это могла и штраф уплатить.

Обряд обручения начинается в притворе храма, где жених и невеста стоят отдельно. Священник приглашает молодых в центр, накрывает им руки епитрахилью (нагрудником) и крестит зажженными свечами. Венчающиеся крестятся и принимают их от священника.

Затем иерей трижды предлагает венчающимся обменяться кольцами, что символизирует скрепление брачного договора и согласие на это родителей молодоженов.

Само венчание происходит в центре церкви перед аналоем. Молодые стоят на белом подножии (цвет символизирует чистоту вступающих в брак). Священник проводит чин бракосочетания, заканчивается он колокольным звоном, оповещающим мир, что родилась новая семья, угодная Богу.

Важно! Церковь не венчает по вторникам, четвергам и субботам, в Рождественский, Великий и Успенский пост, а также в некоторые церковные праздники. Например, в канун Покрова Пресвятой Богородицы (13 октября).

Кому Церковь разрешает венчание?

Невеста перед церковной свадьбой

Только в особых случаях церковное венчание допускается первым. Например, в случае неизлечимой болезни жениха или невесты, когда предвидится быстрый летальный исход. Иерей берет ответственность за бракосочетание на себя и обязан об этом предупредить своего вышестоящего начальника. В таком случае юридическая сила церковного брака признается государством.

В церкви венчаются не только верующие, часто неверующие молодые люди желают пройти церковный обряд венчания. Церковнослужитель или кто-либо из мирян должен ознакомить их с таинством бракосочетания, объяснить, как Священное Писание понимает союз мужчины и женщины, какие права и обязанности, исходя из принципов христианской морали, они берут на себя, соединив свои судьбы. Три дня перед этим нужно поститься, потом исповедоваться и причаститься.

Кому отказывают в венчании?

Алтарь для венчания

Если Он или Она не расторгли предыдущий брак или венчались более 3 раз. Так что второй церковный брак вполне возможен. Церковь различает три степени родственных отношений, которые неприемлемы для бракосочетания.

Кровное родство определяется общим предком, например, дедом или бабушкой. Брачный союз между родными братом и сестрой считает святотатством. В Англии и некоторых штатах США разрешается обвенчаться двоюродным братьям и сестрам.

Свойственное родство (свояк, свояченица) считается по родственникам жены-мужа и тоже в категории запретных браков. Духовная близость для венчания также недопустима. Например, когда крестная (восприемница), крестный (восприемник) являются духовными родителями тех, кого крестят.

Сексуальные отклонения не соответствуют христианскому пониманию союза мужчины и женщины. Гомосексуалистов, лесбиянок и транссексуалов не венчают. Хотя сегодня такие однополые отношения признаются на законодательном уровне во многих странах мира, например, в Нидерландах.

Не достигшие законного брачного возраста, удочеривший на удочеренной, усыновительница на усыновленном, монахи, состоящие в духовном сане (начиная с иподиакона), по церковным канонам не могут повенчаться.

Если кто-то из супругов атеист, иноверец или кто-либо из молодых не был крещен и не хочет креститься перед венчанием, церковный брак с ними не допускается.

Важно знать! Венчание в церкви подразумевает осознанное соединение влюбленных в единую семью, устроенную по божественным правилам. Этим церковный брак отличается от заключенного в ЗАГСе, когда сиюминутный наплыв страстей зачастую толкает жениха и невесту на поспешный, необдуманный шаг, о котором они впоследствии могут жалеть.

Какой брачный союз считается незаконным?

Святое Евангелие

Бывают случаи, когда венчание в церкви считается недействительным. Признание церковного брака утратившим свою законную силу происходит в случае:

Важно знать! РПЦ допускает заключение брака между православными, католиками и протестантами при условии, что венчание происходит по православному обряду.

Расторжение церковного брака

Руки брачующихся на Евангелие

Церковный брак, венчание — это таинство, когда двое любящих соединяются по Божьему провидению в единое целое. Недаром говорится, что такой союз заключается на Небесах. Однако жизнь прожить — не поле перейти. Любовь может уйти, нередко даже обвенчавшиеся в церкви расходятся.

Расторжению церковного брака могут послужить следующие причины:

Важно! Если один из супругов сменил свою веру, например, ушел из православия в католицизм, церковный брак теряет свою каноническую силу, считается недействительным.

Реалии современной России

Пара перед алтарем

Церковный брак в России до революции 1917 года считался только единственно возможным. Страна жила по традициям православной церкви, христианские устои определяли жизнь российского общества.

В современной России Церковь отделена от государства, но церковный брак государственными органами признается. Нужно зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе и показать свидетельство о регистрации брака священнику. Он назначит время венчания.

Иногда бывают исключения. Когда священник хорошо знает своих прихожан, он может зарегистрировать брак до официальной росписи. Таким примером церковного брака стало венчание популярного российского актера Антона Макарского и певицы Виктории Морозовой. Только через 3 года они формально зарегистрировали свои отношения.

Нужно знать, что по российскому законодательству, венчание в церкви не несет никаких юридических последствий в сравнении с гражданским браком. Допустим, обвенчались, но не были в ЗАГСе, жили вместе в доме мужа, он умер. По закону женщина не может претендовать на его жилплощадь, так как официально не являлась его супругой.

Бывают случаи, когда женщина добивается справедливости, если, предъявив свидетельство о венчании, она сумеет доказать, что супружеские отношения имели место, тем более, когда есть общие дети.

Статистика церковных браков в России свидетельствует, что подавляющее большинство молодоженов (87 %) после официальной регистрации брака венчается в церкви. Вряд ли это говорит об их набожности, понимании церковной истины, что брак заключается на Небесах. Скорее, это дань моде, когда в обществе много разговоров, что нужно вернуться к православным истокам своих предков.

Важно знать! Хорошо, когда молодые являются верующими и венчаются осознанно. В противном случае это просто модное увлечение, которое не оставит в душе глубокий след. Такой церковный брак нередко заканчивается разводом.

Что такое церковный брак — смотрите на видео:

Плюсы и минусы церковного брака нужно понимать четко. Свидетельство о венчании — это не юридическая бумага, в отличие от документа о браке, выданного ЗАГСом. В случае смерти кого-либо из супругов другой не может претендовать на его наследство. За редким исключением, когда в результате долгих судебных разбирательств имущественные или иные права мужа (жены) могут признать. Это негативная сторона венчания в церкви. Духовное родство обвенчавшихся с Богом, стремление жить по Божьим заповедям — это сильная сторона церковного брака.

Что делать, если скучно?

Что делать, если скучно?

Как лечить синдром Капгра

Как лечить синдром Капгра

ТОП-5 рецептов приготовления крем-брюле

ТОП-5 рецептов приготовления крем-брюле

Диета по часам для весеннего похудения

Диета по часам для весеннего похудения

Бальзам для волос в домашних условиях

Бальзам для волос в домашних условиях

Как ухаживать за кожей зимой: 9 важных советов

Как ухаживать за кожей зимой: 9 важных советов

Как сделать ламинирование ресниц в салоне и дома?

Как сделать ламинирование ресниц в салоне и дома?

Венчание — это обряд бракосочетания в Христианстве, это процедура заключения брака, которую проводит в церкви священнослужитель.

  • Общие сведения о венчании в церкви
  • Отличие церковного брака от официального
  • Отношение государства к венчанию

До 1900 года в Российской Империи венчание в церкви приравнивалось к официальному заключению брака. То есть, мужчина и женщина, пройдя через священное таинство, могли по праву называться мужем и женой.

Значение венчания в православной и католической церкви

В христианской традиции венчание олицетворяет благословение Господа новой семьи. Но церемониальным канонам в католическом и православном направлениях веры присущи как общность, так и различия.

венчание в церкви

Католическое венчание придерживается более терпимой политики в отношении людей другого вероисповедания. Разрешено проведение обряда между католиком и человеком, относящимся к иной конфессии. Дети, рожденные в таком союзе, должны воспитываться в католической традиции: это подкрепляется письменным договором. Если соглашение будет нарушено, брак подлежит расторжению. Православная церковь разрешает обряд только между христианами.

Допустимо повторное венчание, если партнер ушел из жизни или пара рассталась по причине измены. Исповедующий католицизм может назначить церемонию только один раз с человеком, не проходившим до этого свадебного обряда (в любой церкви).

Для православного обряда важно наличие венчальных колец, в то время как для католического этот атрибут необязателен. Различие состоит и в разрешенном времени для проведения церемонии. Венчание католиков может проводится в любой день. Но, если дата церемонии выпала на Великий пост, рекомендуется отложить празднование. В православии нельзя венчать пары в течение любого поста.

Прихожане католического храма не могут венчаться без официальной регистрации брака в ЗАГСе. Исключения в этом вопросе допускаются в православии.

И католическое, и православное течения предусматривают стабильность в венчанном браке, верность второй половине.

Женатая пара

Женатая пара должна активно участвовать в церковной жизни, посещать службы, периодически исповедоваться и растить детей в христианской традиции.




На что влияет свидетельство о таком союзе?

Свидетельство о венчании, которое выдается в церкви после совершения обряда, не имеет никакой юридической силы. В отличии от свидетельства о регистрации брака, выданного государственными органами. Оно лишь подтверждает для самих духовных молодоженов то, что они заключили союз перед богом на небесах, за исключением отдельных случаев (один из которых описан выше).

В следующем видео священнослужитель рассказывает о возможности вступления в церковный брак без официальной регистрации:

Венчание в церкви без регистрации в ЗАГСе: возможно ли

Ритуал венчания имеет глубокий сакральный смысл для верующих. Каждый их новобрачных обнажает свою душу перед будущим супругом и Господом. Союз признается не только в земной жизни, но и на небе.

Зачем это нужно молодоженам

Важно, чтобы желающие заключить церковный брак стремились сделать это не только ради романтичного красивого обряда. Церемония подразумевает готовность идти на жертвы ради любимого человека, быть абсолютно преданным ему.

Повенчанные супруги не допускают гнева и насилия по отношению друг к другу, проявлений ревности и прочих страстей. Внутри пары царит мир и взаимопонимание, чтутся христианские заповеди, а дети воспитываются правилам церкви.

Но сам по себе обряд не гарантия благополучной совместной жизни, семейного счастья. Партнеры берут совместную ответственность за сохранность брака перед Богом.

обряд венчания

Венчание без регистрации брака или с ней лишь помогает осознать важность принимаемого решения.

Обязательна ли регистрация

Есть ли исключения

Церковью допускаются некоторые отступления от норм. Можно венчаться без официальной регистрации:

регистрация брака

  • Если светская свадьба назначена на ту же дату, но позже. В этом случае необходимо предоставить священнику приглашение на регистрацию в ЗАГС, где указаны имена брачующихся.
  • Если влюбленные – послушные прихожане, настоятель храма много лет наблюдает за парой и видит серьезные и светлые чувства партнеров друг к другу. Священнослужитель разрешает заключение такого союза в церкви под свою ответственность. Скорее всего, батюшка порекомендует прежде зарегистрировать брачные узы официально.
  • Если есть непреодолимые обстоятельства, при которых временно невозможно заключить брак в официальном учреждении. Например, предстоит поездка одного из молодоженов в места ведения боевых действий, серьезная хирургическая операция и т. д.

При этом церковь полностью признает брак, засвидетельствованный только в ЗАГСе и не венчанный по каким-либо причинам.

Если пройти церковный обряд решили пожилые супруги, состоящие в гражданском браке, церковь также допускает это.

Статистика показывает, что процент разводов за последние годы увеличился, в том числе среди венчавшихся христиан. Это говорит о том, что отношение к таинству у многих недостаточно серьезно. По этой причине священнослужители предъявляют все более строгие требования при допущении к обряду.

А как у нас?

Поэтому так важна запись о заключении брака между двумя лицами с точки зрения государства. Для его регистрации необходимо личное присутствие будущих супругов, которые подают необходимые для этого документы. Причем документы иностранных граждан обязательно должны быть заверены нотариусом.

Как и где обвенчаться в церкви без регистрации брака

Повенчаться без регистрации брака в ЗАГСе в России можно в любом культовом сооружении, принадлежащим РПЦ. При этом необходимо убедить священнослужителя, что желание заключить церковный брак искренне и объяснить, почему пара отказывается зарегистрировать союз официально.

Цена обряда – около 2000 р., не учитывая расходы на атрибутику (свечи и т. д.). Если есть желание провести обряд за рубежом, обязательно нужно иметь при себе свидетельство из ЗАГСа.

церковь в старом городе в Иерусалиме

Например, в Старом городе в Иерусалиме или в Храме Святой Параскевы на набережной в Херсониссосе в Греции.

Духовная суть церковного бракосочетания

Обряд венчания пропитан пленяющей таинственностью, необычайной торжественностью и представляет собой удивительной красоты действо. Но истинное его значение в том, чтобы укрепить веру и дух брачующихся, подтвердить им свою христианскую зрелость взять на себя ответственность за другого человека перед Богом. Церковный брак основывается на готовности прощать и любить, следовать заповедям господним, на принятии смирения друг перед другом, а главное, перед Богом. Полученное благословенье божье нельзя опрометчиво предать слабостью или нежеланием усердно трудится над семейным счастьем, взаимными упреками и разочарованиями.

Церемония заключения церковного брака

Таинство венчания: что нужно в 2021, как происходит

Венчание в церкви без регистрации в ЗАГСе или с официальной церемонией имеет одинаковые требования к проведению:

  1. Главное правило для венчального платья – целомудрие. Плечи, грудь и спина – прикрыты, длина – ниже колена, крой – свободный. Если фасон не соответствует этим критериям, следует предусмотреть наличие накидки. Допускается только наряд с юбкой, брючный костюм не будет приемлем в этом случае. Необходима фата или косынка для покрытия головы брачующейся. Одежда гостей также должна соответствовать церковным канонам.
  2. Жених и невеста проходят пост в течение недели или нескольких дней перед церемонией. Он включает не только отказ от мяса, но и воздержание от посещения увеселительных мероприятий, интимных отношений.
  3. Не допускается проведение обряда во время всех четырех церковных постов, в канун великих праздников, в Пасхальную и Сырную недели.

Первый этап венчальной церемонии – обручение. Священнослужитель осеняет жениха и невесту поочередно крестным знамением по три раза, произносит определенные слова. Затем на безымянные пальцы правой ладони каждого надевает кольца. Молодожены обмениваются венчальными перстнями три раза в знак того, что их намерения серьезны.

Таинство венчания

Следующий шаг – непосредственно заключение церковного брака. Сначала каждый из партнеров отвечает на вопросы батюшки. Затем пара стоит под венцами, а пастырь читает молитвы и просит у Господа благодати для рождающегося семейного союза. После этого будущим мужу и жене дают испить вино из ритуальной чаши, обводят вокруг аналоя три раза, благословляют иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы.

По правилам католической церкви необходимо свидетельство об официальном заключении брака. Обручение проводится за три месяца до венчания. Венчальный обряд в протестантстве сходен с католическим. Традиции этого течения подразумевают празднование прямо в храме. Звучит церковная музыка, гости причащаются и делают пожертвования на нужды церкви. Употребление алкоголя запрещено.

Венчание, как и крещение, нельзя проводить в монастыре: уклад этого места предполагает отречение от мирских радостей и хлопот.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

Читайте также: