Алтайский край как дотационный регион

Обновлено: 30.06.2024

Проблема неравномерности регионального развития идет в ногу с бесплодными попытками диверсифицировать российскую экономику. Решения правительства, направленные на решение проблемы, только усугубляют ситуацию

Сравнив собираемость налогов в регионах страны и размер федеральных дотаций, приходим к выводу: несмотря на то, что субъекты Федерации повышают отчисления в казну, все по-прежнему зависит от "нефтяной иглы".

При этом чиновники констатируют рост налоговых сборов: по итогам 2017 года в федеральный бюджет поступило почти 9 трлн рублей, что на 32% выше показателя 2016 года. Ухудшили показатели 17 субъектов, в то время как в позапрошлом году таких было 32.

По мнению аналитиков, в ситуацию вмешались растущие цены на нефть, которые позволили нарастить доходы крупнейшим налогоплательщикам России – нефтяным компаниям.

Регионы – "локомотивы"

В лидерах по сборам традиционно Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), "вотчина" "Роснефти", "Лукойла" и "Сургугнефтегаза". По итогам 2017 года регион перечислил в федеральный бюджет почти 2 трлн рублей, что на 37,4% больше показателя 2016 года. Югра обеспечила более 22% поступлений от субъектов Федерации. Второе место по собираемости налогов занимает Москва с 1,26 трлн рублей, третье место у Ямало-Ненецкого АО (652 млрд). В совокупности эти три региона собрали в казну около 5 трлн, что составило 57,3% всех налогов и сборов.

Четвертую строчку занимает Санкт-Петербург с 492 млрд рублей, а на пятой разместился сделавший серьезный рывок Татарстан с 328,5 млрд. Республика увеличила налоговые сборы в 2017 году на 43,2%. При этом рост валового регионального продукта (ВРП) в республике составил 2,8%. Основной положительный вклад в развитие экономики региона внесли промышленность, сельское хозяйство и торговля.

Регионы-должники

Стоит отметить, что ситуация с субъектами, где социально-экономические условия далеки от идеальных, и не думает улучшаться. Более того, в январе в 2018 года впервые в России было введено внешнее финансовое управление в Республике Хакасии и Костромской области.

Долг этих двух субъектов по кредитам за счет федерального бюджета превысил 80% доходов, которые они собирают в собственную казну. Всего же, по данным Минфина, на начало 2018 года госдолг российских регионов достиг 2,5 трлн рублей.

В 2017 году объем федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности Хакасии составил почти 9 млрд рублей, а Костромской области - 9,2 млрд рублей.

В 2017 году сильнее всего снизились налоговые поступления в Республике Тыва (-42%), Сахалинской (-33,2%), Кемеровской областях (-40%). А Архангельская область сократила сборы на 65%. В "антилидерах" – Забайкалье:налоги "рухнули" на 96%. Край ждет реструктуризация долга и грозит внешнее управление.

Переливание из пустого в порожнее

Общий объем дотаций в регионы в 2017 году вырос на 100 млрд рублей, обеспеченных, в том числе… поступлениями налога на прибыль из субъектов Федерации.

Напомним, что с прошлого года этот налог передан на федеральный уровень и распределяется между нуждающимися в поддержке субъектами.

При этом в России всего 13 регионов, которые не получают федерального финансирования. Среди них излюбленные бизнесом субъекты, обладающие запасом природных ресурсов.

Можно сколь угодно нахваливать регионы-доноры, но это не меняет ситуации в субъектах с тяжелой экономической ситуацией. Топ-5 самых "дорогих" для бюджета регионов не меняется который год, и на них приходится более трети всех дотаций.

Среди "счастливчиков" нынешнего года - Республика Дагестан, получившая более 9% всех дотаций. На втором месте - Якутия, с 44 млрд рублей (рост на 20%). Третья по объему дотация - более 39,3 млрд руб. отправится на Камчатку.

В число регионов, получивших красивую цифру надбавки в 20%, вошли также Орловская, Ярославская, Брянская, Ивановская области, Алтайский край, Кабардино-Балкария и Севастополь",

- отмечают аналитики "Реального времени". Отметим и Чечню, которой в 2018 году выделят 27 млрд рублей, что на 12,8% больше, чем в 2017-м.

Первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 году, подсчитали в РБК. И как указывают аналитики, общий объем дотаций растет последние шесть лет.

На выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018 году будет выделено 645,1 млрд рублей, что на 5% больше, чем годом ранее. Отметим, что при этом бюджетные кредиты для регионов вообще отменены.

Помимо роста дотаций, произошло их перераспределение между регионами. Соответственно, для тех регионов, у которых выросли дотации, суммарный рост составил 48 млрд руб. Как за счет 30 млрд руб., на которые общая сумма увеличилась, так и за счет 17,4 млрд руб., на которые были уменьшены дотации другим регионам",

- пояснил аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков.

Отмена кредитов и рост МРОТ

"Переливая" дотации из одной "кубышки" в другую, власть одновременно декларирует намерение и вовсе от них отказаться. Правда, экономисты не вполне понимают, как правительство собирается это сделать, учитывая последние действия Кабмина в этом направлении.

Член комитета Госдумы по экономической политике Владимир Сысоев в интервью Царьграду заявил, что "четверть регионов фактически является регионами-банкротами". "Понятно, что эта ситуация в какой-то степени создана искусственно, когда регионы просто загоняли в долги, вынуждали брать кредиты в коммерческих банках по очень высоким ставкам, которые доходили до 15-20% годовых", - пояснил депутат российского парламента.

Правительство пытается запустить новые стимулы развития. Например, с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России сравнялся с прожиточным минимумом (11,16 тыс. рублей), и новость это, безусловно, хорошая. Проблема в том, какими средствами будет обеспечиваться рост этой величины? Царьград уже отмечал, что из бюджетов на эти цели потребуется дополнительно 39,3 млрд рублей. При этом федеральный бюджет обеспечит всего 7,5 млрд от этой суммы, а региональные и муниципальные бюджеты—31,8 млрд.

В совокупности с отменой бюджетного кредитования с небольшой ставкой (0,1% годовых) и высоким уровнем госдолга регионов это звучит не слишком оптимистично.

В Минфине заявляют, что кредитовать субъекты Федерации смогут госбанки, но процентная ставка при этом составит 8,75%. Понятно, что "дотационные" регионы такую нагрузку не потянут, но это еще полбеды. Как отметили опрошенные ТАСС эксперты, повышение МРОТ может привести к пересмотру бизнесом планов по расходам и, может даже, вынудить пойти на сокращение сотрудников или перевести их на неполный рабочий день. При этом растут налоговая нагрузка и амбициозность поставленных перед регионами задач.

Власти признают, что к основным угрозам экономической безопасности страны относятся неравномерность пространственного развития России, "усиление дифференциации регионов и муниципальных образований". Такие формулировки содержатся в Стратегии безопасности страны. Правда, пока неясно, на каком уровне и чьими руками планируется эту проблему решать.

Налог на прибыль 1% забрали. За хорошую работу немного денег дали. Спасибо, конечно. Но это только 30% от того, что забрали. Пять лет не трогайте ничего! Давайте, наконец, поработаем! Я хотя бы буду понимать, сколько доходов мы получим",

- заявил на одной из экономических конференций глава Республики Татарстан Рустам Минниханов.

Кстати, именно экономический рост этого российского региона и отчисления налога на прибыль обеспечили увеличение дотаций в неразвитых регионах.

Доходы "сильных" уходят к "слабым" - и у тех и у других нет стимула развивать собственную экономику. Тупик? Нет, пора пересмотреть межбюджетные отношения федерального центра и субъектов. Иначе - стагнация, рост региональных и муниципальных долгов, дестимулирование развития регионов, а значит и страны в целом.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Дотационные регионы России и регионы доноры. В чем разница

Мало кто знает, но регионы в России , которых, к слову, уже 85, делятся на два типа – дотационные и субъекты-доноры. Одни кормят страну за счет своих геологических преимуществ, другие, наоборот, исключительно потребляют бюджетные средства, практически не привнося в экономику ничего. В нашем материале мы постараемся объяснить основные различия между регионами и причины, по которым они возникают.

Разновидности субъектов РФ ?

Существуют два вида регионов в государствах – дотационные и доноры. Данное разграничение основывается на особенностях формирования бюджета каждого конкретного субъекта страны. В случае с Россией бюджетный кодекс гласит, что дотационным регионом является такой субъект, который получает средства из федеральной казны на выравнивание бюджетной обеспеченности. Другими словами, это те области и края, где доходность бюджета ниже, чем расходы и которые вынуждены просить дополнительные средства у госказны на обеспечение своих нужд и покрытия дефицитов.

С другой стороны, есть регионы Доноры, которые, наоборот, получают от своей деятельности больше средств, чем нужно для содержания. Эти субъект приносят средства в бюджет государства, которые в последствии распределяются на нужды государства или других регионов-реципиентов.

Какие регионы в России являются донорами?

По данным Министерства Финансов РФ , в текущем году никаких дотаций на балансировку казны из федерального бюджета не получали такие регионы, как Москва , Санкт-Петербург , Московская область , Самарская область , Сахалинская область и другие. Всего их насчитывается 13 по всей стране. Показатель по мировым меркам очень мал. Например, в США из 50 штатов 14 являются донорами, что более 25%. В РФ же 85 регионов и 13 доноры, что около 10%.

Если выяснить по каким параметрам определяется каким является субъект – реципиентом или донором, то все достаточно просто – доноры получают из федерального бюджета меньше, чем отчисляют в него. В основном спонсорами государственной казны становятся регионы, которые:

  1. Являются финансово-экономическими центрами
  2. Имеют высокое экономическое развитие
  3. Являются добывающими сырье в большом объеме
  4. Имеют высокий уровень развития промышленности

Отдельно хотелось бы выделить области, которые становятся временными донорами и в ограниченный промежуток времени приносят в бюджет страны большие суммы, но затем вновь становятся дотационными по тем или иным причинам.

Какие регионы являются реципиентами в РФ ?

Как вы могли логично предположить из сказанного выше, к таковым относятся все остальные регионы, которые не являются донорами. Однако, важно понимать один факт, что далеко не все области требуют от бюджета больших вливаний в собственную экономику. Например, Мурманская область в текущем году получила от госказны лишь на 32 млн больше, чем отправила в нее, а Республика Дагестан обошлась бюджету в более чем 66 млрд рублей.

ТОП-10 регионов России по уровню вливаний на поддержку из бюджета страны

66,266 млрд рублей

46,907 млрд рублей

37,390 млрд рублей

30,441 млрд рублей

26,838 млрд рублей

22,083 млрд рублей

20,371 млрд рублей

19,875 млрд рублей

16,933 млрд рублей

15,612 млрд рублей

Источник: Бюджет РФ на 2019 и плановый период 2020-2021 гг.

Подвиды регионов

Дотационные субъекты нашей страны делятся внутри себя еще на несколько подвидов. Сами регионы имеют значительное различия по сложности ситуации и причинам возникновения этих сложностей. Существуют 3 основных подвида:

1. Кризисные – это те субъекты, в которых показатели социально-экономического развития значительно отстают от плановых или средних по стране. Кроме того, в данных областях должен наблюдаться спад показателей.

2. Отсталые – это те регионы, в которых развитие социально-экономической сферы значительно отстало от текущего времени, а научно-технический потенциал не получил должного развития, в результате чего субъект физически не может быть экономически эффективным.

3. Депрессивные – это такие области, в которых научный прогресс остановился, в результате чего на данный момент наблюдается отставание от средних показателей роста социально-экономического развития по стране. Стоит отметить, что ранее данный регион мог занимать лидирующие позиции по тем или иным параметрам или даже быть регионом-донором.

Проблемные города

Отдельно хотелось бы выделить такое явление, как моногород или поселение, в котором находится градообразующее предприятие или несколько предприятий, которые схожи по своей деятельности и работают в слаженной цепи. Сегодня в России таких городов 321. Некоторые из них получили достойное развитие и на данный момент обстановка в них хорошая. Однако, есть и негативные примеры.

Если учитывать, что Волжский автомобильный завод вынужден был высвободить почти 30% своих сотрудников, многие из них в результате остались не просто без работы, а без возможности ее найти, так как предприятие одно и других в поселении подобных нет. Чтобы прокормить семью и себя граждане вынуждены брать срочные займы и кредиты наличными. Учитывая, что платить по кредитам не из чего растет не только закредитованность населения, но и число потенциальных банкротов и просрочек по кредитам.

Самые богатые и самые бедные регионы России: кто кого кормит?

В России каждый субъект Федерации является самостоятельным в плане бюджета, однако через федеральный бюджет деньги идут от самых богатых к самым бедным регионам. Вопреки распространенному мнению, получают дотации не только на Кавказе – их получают почти все. Почему так происходит – разбираемся в статье.

Как построен российский бюджет

Говоря о российском бюджете, обычно подразумевается федеральный бюджет, из которого оплачиваются различные общегосударственные нужды – армия, правоохранительная система, содержание федеральных чиновников, частично образование, и т.д.

Но еще можно говорить о консолидированном бюджете России – это сумма вообще всех бюджетов: федерального, бюджетов регионов, муниципальных образований, внебюджетных фондов (Пенсионный, ФСС, ОМС). Проще говоря, консолидированный бюджет – это сумма вообще всех доходов и расходов государства на всех уровнях. И это бюджет условный, в отличие от федерального.

Федеральный бюджет, наполняется налоговыми и неналоговыми платежами (включая доходы от собственности), и безвозмездными перечислениями:

  • налоговые – это налог на прибыль, НДС, НДПИ, акцизы и некоторые другие налоги;
  • неналоговые – таможенная пошлина, доходы от собственности (например, прибыль государственных предприятий) и некоторые другие категории;
  • безвозмездные поступления – это перечисления из бюджетов других уровней.

Именно о безвозмездных поступлениях и пойдет речь дальше. У бюджетов регионов источники примерно такие же, просто они получают поступления от других налогов.

Исторически так сложилось, что в одних регионах есть природные ресурсы, инфраструктура, промышленные производства, деловые центры, а в других ничего этого нет. Соответственно, одни регионы получают больше доходов, а другие – меньше.

Применительно к российской бюджетной системе многое упирается в численность населения и уровень зарплат, а также в успешность работы местного бизнеса – значительная часть бюджетов регионов формируется за счет НДФЛ и налога на прибыль. В промышленных регионах сюда добавляются налог на имущество организаций.

При этом регионы обеспечивают определенные сборы федеральных налогов, получая от федерального центра субсидии на решение некоторых общегосударственных вопросов, а также дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Получается, что регион одновременно дает федеральному бюджету налоги и получает от него безвозмездные поступления.

Бюджет региона или муниципального образования не может быть дефицитным – в любой ситуации федеральный бюджет доплатит разницу, чтобы регион мог профинансировать все свои обязательства.

Отсюда может быть 2 вида регионов:

  • регионы-доноры – это те, которые только отдают федеральному бюджету деньги, но не получают от него дотации на выравнивание;
  • регионы-реципиенты – те, которые получают дотации, то есть, не могут обеспечить себя собственными доходами.

К настоящему моменту сложилась не очень благоприятная ситуация с доходами региональных бюджетов, регионов-доноров в несколько раз меньше, чем регионов-реципиентов. Основная причина в том, что налоги с природных ископаемых передали полностью на федеральный уровень. По факту в среднем в федеральный бюджет уходит 53% налогов, но, например, Татарстан отдает до 70% всех собираемых налогов.

Сколько осталось регионов-доноров

Официально в России регионом-донором считается субъект РФ, который не получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Правила предоставления этих дотаций постоянно меняются, причем чаще всего изменения в худшую для регионов сторону.

Результат – число регионов-доноров постоянно снижается. Даже по официальным критериям их число снизилось в разы:

  • в 1993 году было 35 регионов-доноров;
  • в 1997 году – 8 регионов;
  • в 2001 году – 25 регионов;
  • в 2015 году – 14 регионов;
  • сейчас – 13 регионов.

Одной из причин снижения финансового потенциала регионов была череда кризисов, но экономисты винят, в первую очередь, политику властей – регионы с 2003 года начали постепенно лишать НДПИ, а изменение формулы его расчета снизило налог на прибыль – что еще сильнее ударило по регионам.

Официально перечень регионов, которые не получают в 2019 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, насчитывает 13 пунктов. Мы предлагаем посмотреть на их основные экономические показатели и сравнить их с общероссийскими:

Регионы Безработица, % Средние доходы, рублей Естественный прирост (на 1000 человек населения) Миграционный прирост (на 1000 человек населения) ВРП, в % от ВВП ВРП на душу населения, рублей
Калужская область 3,9 28 860,4 -4,7 1,9 0,56 411 565,3
Московская область 2,7 43 996,8 -1,2 13,9 5,08 509 545,2
Москва 1,2 66 377,1 0,8 7,8 20,99 1 263 698,0
Ненецкий АО 8,1 78 703,3 5,1 -8,9 0,37 6 288 467,9
Ленинградская область 4,1 30 430,1 -5,3 23,7 1,29 535 717,3
Санкт-Петербург 1,5 42 718,0 0,8 5,2 5,16 727 210,6
Татарстан 3,3 33 371,4 0,5 0,7 2,82 543 522,4
Самарская область 3,7 28 018,4 -3,1 -0,1 1,80 422 024,7
Свердловская область 4,8 35 711,3 -1,9 -0,3 2,86 495 115,9
ХМАО-Югра 2,5 50 497,6 7,3 -2,1 4,69 2 127 213,5
ЯНАО 2,1 79 933,6 8,7 -3,2 3,29 4 581 150,1
Тюменская область 4,5 29 023,8 2,8 10,3 1,35 680 908,9
Сахалинская область 5,3 51 705,7 -0,5 -0,7 1,03 1 577 910,3
В целом по РФ 4,8 33 010,2 -1,6 0,9 100 510 253,1

Как видно, каких-то серьезных отличий у регионов-доноров по экономическим показателям нет. Например, ХМАО имеет больше ВРП на душу населения, чем Москва – но там выше безработица, а среднедушевые доходы ниже. В Калужской области средние доходы даже ниже общероссийской цифры, но безработица ниже (скорее всего, за счет нескольких автопроизводителей, работающих в особой экономической зоне).

Однако есть и другие оценки количества регионов-доноров:

  • 4 региона – Москва, Санкт-Петербург, ХМАО и ЯНАО, как регионы, дающие 60% федерального бюджета;
  • 10 регионов с учетом их чистого вклада в федеральный бюджет.

Кстати, по второй классификации есть интересные цифры по доле налогов, которые остаются в регионе:

blank

Получается, что Ханты-Мансийский автономный округ отдает в федеральный бюджет больше всех, но себе оставляет лишь 8% от собранных налогов, а в Москве оседает 58% налогов.

Очевидно, что такое распределение покажется нечестным нефтегазовым регионам, особенно учитывая отдаленность и суровые условия жизни и работы.

На самом же деле несправедливости в этом нет:

В сложившейся системе межбюджетных отношений в России иной ситуации быть и не может – а отсюда идут и повышенные социальные выплаты жителям Москвы и огромные проекты вроде реновации, тогда как в других регионах на это просто нет денег.

Кто получает деньги от центра

К 2018 году ситуация меняется: дотации в прошлом году получили все регионы (даже Москва – но не на выравнивание, а на другие цели). Среди регионов-лидеров по сумме полученных дотаций всех видов по-прежнему есть 3 региона из СКФО, но предостаточно и других субъектов РФ:

Регионы Безработица, % Средние доходы, рублей Естественный прирост (на 1000 человек) Миграционный прирост (на 1000 человек) ВРП на душу населения, рублей Дотации, рублей Дотации на 1 человека, рублей
Дагестан 11,6 26 359,7 10,8 -3,6 204 197,4 59 065 832,5 19,1
Якутия 6,9 42 427,8 5,9 -3,0 951 220,2 43 944 997,7 45,4
Камчатский край 4,9 48 277,3 -0,5 -2,2 639 848,2 39 357 697,2 125,1
Алтайский край 6,1 22 528,7 -4,2 -3,2 215 768,4 27 129 122,5 11,6
Чеченская Республика 13,7 23 184,8 16,3 -2,4 125 471,2 27 078 463,8 18,6
Ставропольский край 5,0 23 236,3 -0,5 -1,4 237 436,5 19 202 709,7 6,9
Бурятия 9,3 24 071,7 3,4 -4,7 204 770,0 18 298 640,3 18,6
Крым 6,0 21 170,2 -3,5 2,5 187 726,0 17 714 025,6 9,3
Башкортостан 4,9 28 572,5 -0,8 -2,2 343 509,4 16 433 477,4 4,1

Как видно, больше всего дотаций получает Дагестан – он вместе с Чечней представляют собой самые проблемные регионы по занятости, тем не менее, по ВРП Дагестан лидирует среди всех кризисных регионов (возможно, не в последнюю очередь благодаря тем же дотациям).

Кстати, первая пятерка регионов-лидеров по сумме дотаций не меняется уже несколько лет.

При этом можно заметить одну общую черту кризисных регионов – из всех них активно уезжает население (кроме Крыма, но это отдельная история). Очевидно, что жить в условиях низких зарплат и отсутствия перспектив не очень приятно.

Однако сравнивать регионы по абсолютным цифрам дотаций не очень правильно – лучше сопоставить их по сумме дотаций на душу населения. Получится так:

blank

Выходит, что на регионы Северного Кавказа приходятся не такие большие дотации, если пересчитать их на 1 жителя – малонаселенные отдаленные регионы получают гораздо больше денег.

Более того, 2019 год отметился ростом дотаций для тех регионов, которые до этого требовали их не так много: Республика Марий Эл, Томская, Кировская, Оренбургская, Псковская, Астраханская, Калининградская, Новгородская и Ярославская области – им будет нужно на 15% больше денег.

В 2019 году и далее на регионы возложили новую обязанность – реализацию национальных проектов. По предварительным данным, субъекты будут заниматься 60% вопросов по проектам, хоть и непосредственно финансирование на 95-99% будет предоставляться из федерального бюджета.

Серьезная зависимость регионов от внешнего финансирования и дальнейшее усугубление проблемы приводит к неожиданным результатам.

Банкротство регионов – уже реальность?

Как уже было сказано выше, бюджет региона не может быть дефицитным – если при составлении проекта окажется, что запланированные доходы меньше, чем плановые расходы, в федеральном бюджете заложат соответствующую сумму дотации.

Но так это работает лишь в теории. На практике регионы крайне ограничены в своих возможностях – если субъект получает дотации из федерального бюджета, его полномочия урезаны. То есть, в некоторых случаях в федеральном бюджете могут заложить меньшую сумму дотации, из-за чего региону придется отказываться от части расходов.

При этом урезать можно лишь незащищенные статьи, что еще больше снижает возможности регионов. Однако, чтобы погашать свои обязательства и развиваться, регионы привлекают кредиты. С их возвратом все чаще возникают проблемы.

Впервые о дефолте региона в России заговорили в 2008 году, когда Московская область не смогла расплатиться с кредиторами. Через 7 лет то же случилось с Новгородской областью, которая не выплатила кредит ВТБ.

Формально это дефолтом не является, поэтому приходится верить рейтинговому агентству АКРА, которое учитывает 3 критерия банкротства региона:

  • просрочки платежей по долгу;
  • прекращение деятельности;
  • вынужденная реструктуризация долга.

Чаще всего удается отследить долги регионов перед банками, и лишь по судебным решениям.

Причины банкротства регионов и городов те же – высокий уровень дотационности (муниципальные бюджеты на 75% состоят из дотаций), значительная централизация доходов, кассовые разрывы, проблемы в самой экономике.

Долги бывают не только в рублях. Например, в 2003 году возник спор между Бинбанком и Ингушетией по поводу долга в 1,8 миллиона долларов плюс 251 тысяча долларов как проценты.

К настоящему времени известно о 3 самых проблемных регионах – это Мордовия, Хакасия и Костромская область. В 2018 году их перевели на казначейское сопровождение, что означает жесткий контроль над тратами со стороны Минфина.

В 2 регионах ситуацию удалось выровнять, но в Мордовии все плохо:

blank

Чиновники из Мордовии уверяют, что такие огромные долги появились из-за того, что в Саранске проводили матчи Чемпионата мира по футболу – 2018, для чего город потратил большие деньги на подготовку.

Сейчас регионы продолжают наращивать долги, это зафиксировано в 16 субъектах РФ. Кстати, долги регионов – неплохая возможность заработать для инвестора. Уровень доходности по таким вложениям будет выше, чем предлагают банки по вкладам.

Резюмируя, можно сказать, что финансовое положение большинства российских регионов далеко от идеального – если более 80% субъектов РФ получают выравнивающие дотации, то нужно что-то менять в системе межбюджетных отношений.

Независимость и автономия бюджетов разных уровней – ключевой принцип бюджетного федерализма, а в современных условиях в России он практически не соблюдается.

Если федеральный центр и дальше будет вести политику централизации налогов и других доходов, регионов-доноров останется еще меньше.

Содержимое статьи: Мало кто знает, но регионы в России, которых, к слову, уже 85, делятся на два типа – дотационные и субъекты-доноры. Одни кормят страну за счет своих геологических преимуществ, другие, наоборот, исключительно потребляют бюджетные средства, практически не привнося в экономику ничего. В нашем материале мы постараемся объяснить основные различия между регионами и причины, по которым они возникают.

Дотационные регионы России и регионы доноры. В чем разница

Мало кто знает, но регионы в России, которых, к слову, уже 85, делятся на два типа – дотационные и субъекты-доноры. Одни кормят страну за счет своих геологических преимуществ, другие, наоборот, исключительно потребляют бюджетные средства, практически не привнося в экономику ничего. В нашем материале мы постараемся объяснить основные различия между регионами и причины, по которым они возникают.

Разновидности субъектов РФ?

Существуют два вида регионов в государствах – дотационные и доноры. Данное разграничение основывается на особенностях формирования бюджета каждого конкретного субъекта страны. В случае с Россией бюджетный кодекс гласит, что дотационным регионом является такой субъект, который получает средства из федеральной казны на выравнивание бюджетной обеспеченности. Другими словами, это те области и края, где доходность бюджета ниже, чем расходы и которые вынуждены просить дополнительные средства у госказны на обеспечение своих нужд и покрытия дефицитов.

С другой стороны, есть регионы Доноры, которые, наоборот, получают от своей деятельности больше средств, чем нужно для содержания. Эти субъект приносят средства в бюджет государства, которые в последствии распределяются на нужды государства или других регионов-реципиентов.

Какие регионы в России являются донорами?

По данным Министерства Финансов РФ, в текущем году никаких дотаций на балансировку казны из федерального бюджета не получали такие регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Самарская область, Сахалинская область и другие. Всего их насчитывается 13 по всей стране. Показатель по мировым меркам очень мал. Например, в США из 50 штатов 14 являются донорами, что более 25%. В РФ же 85 регионов и 13 доноры, что около 10%.

Если выяснить по каким параметрам определяется каким является субъект – реципиентом или донором, то все достаточно просто – доноры получают из федерального бюджета меньше, чем отчисляют в него. В основном спонсорами государственной казны становятся регионы, которые:

  1. Являются финансово-экономическими центрами
  2. Имеют высокое экономическое развитие
  3. Являются добывающими сырье в большом объеме
  4. Имеют высокий уровень развития промышленности

Отдельно хотелось бы выделить области, которые становятся временными донорами и в ограниченный промежуток времени приносят в бюджет страны большие суммы, но затем вновь становятся дотационными по тем или иным причинам.

Какие регионы являются реципиентами в РФ?

Дотационные регионы России и регионы доноры. В чем разница?

Как вы могли логично предположить из сказанного выше, к таковым относятся все остальные регионы, которые не являются донорами. Однако, важно понимать один факт, что далеко не все области требуют от бюджета больших вливаний в собственную экономику. Например, Мурманская область в текущем году получила от госказны лишь на 32 млн больше, чем отправила в нее, а Республика Дагестан обошлась бюджету в более чем 66 млрд рублей.

ТОП-10 регионов России по уровню вливаний на поддержку из бюджета страны

66,266 млрд рублей

46,907 млрд рублей

37,390 млрд рублей

30,441 млрд рублей

26,838 млрд рублей

22,083 млрд рублей

20,371 млрд рублей

19,875 млрд рублей

16,933 млрд рублей

15,612 млрд рублей

Источник: Бюджет РФ на 2019 и плановый период 2020-2021 гг.

Подвиды регионов

Дотационные субъекты нашей страны делятся внутри себя еще на несколько подвидов. Сами регионы имеют значительное различия по сложности ситуации и причинам возникновения этих сложностей. Существуют 3 основных подвида:

1. Кризисные – это те субъекты, в которых показатели социально-экономического развития значительно отстают от плановых или средних по стране. Кроме того, в данных областях должен наблюдаться спад показателей.

2. Отсталые – это те регионы, в которых развитие социально-экономической сферы значительно отстало от текущего времени, а научно-технический потенциал не получил должного развития, в результате чего субъект физически не может быть экономически эффективным.

3. Депрессивные – это такие области, в которых научный прогресс остановился, в результате чего на данный момент наблюдается отставание от средних показателей роста социально-экономического развития по стране. Стоит отметить, что ранее данный регион мог занимать лидирующие позиции по тем или иным параметрам или даже быть регионом-донором.

Проблемные города

Отдельно хотелось бы выделить такое явление, как моногород или поселение, в котором находится градообразующее предприятие или несколько предприятий, которые схожи по своей деятельности и работают в слаженной цепи. Сегодня в России таких городов 321. Некоторые из них получили достойное развитие и на данный момент обстановка в них хорошая. Однако, есть и негативные примеры.

Если учитывать, что Волжский автомобильный завод вынужден был высвободить почти 30% своих сотрудников, многие из них в результате остались не просто без работы, а без возможности ее найти, так как предприятие одно и других в поселении подобных нет. Чтобы прокормить семью и себя граждане вынуждены брать срочные займы и кредиты наличными. Учитывая, что платить по кредитам не из чего растет не только закредитованность населения, но и число потенциальных банкротов и просрочек по кредитам.

Читайте также: