Как оспорить заключение пмпк

Обновлено: 30.06.2024

Как психиатр я регулярно участвую в работе психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и каждый раз, когда вижу испуганные глаза мамы, которая пришла с ребенком на комиссию, хочется ее успокоить и объяснить: что же это такое ПМПК.

Документальная база

Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.

Таким образом, в состав комиссии входят:

дефектолог по соответствующему профилю: олигофренопедагог (для детей с умственной отсталостью), тифлопедагог (для слепых детей), сурдопедагог (для детей с глухотой),

При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

Для проведения обследования ребенка в комиссию предоставляются следующие документы:

  • Паспорт родителя (законного представителя)
  • Свидетельство о рождении ребенка, паспорт по достижении 14 лет
  • Опекунское удостоверение (для опекаемых детей)
  • Выписка из истории развития ребенка от педиатра (Ф-12)
  • Заключение врача-офтальмолога (окулист)
  • Заключение врача-отоларинголога (лор)
  • Заключение врача-невропатолога (детям дошкольного возраста)
  • Заключение врача- психиатра (для детей старше 4 лет)
  • Заключение врача-ортопеда (для оформления в группу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
  • Педагогическая характеристика от воспитателя (классного руководителя)
  • Представление психолога, логопеда (при наличии специалистов в образовательном учреждении)
  • Последние тетради по русскому языку и математике (для школьников)
  • 4 рисунка (для дошкольников)

Медицинские справки должны быть оформлены на отдельных бланках, обязательно наличие штампа учреждения, выдавшего справку, личной печати и подписи врача. Справки действительны в течение одного года, справка от психиатра действительна шесть месяцев

Заключение комиссии для родителей или законных представителей детей носят исключительно рекомендательный характер .

Как проходит работа комиссии?

Ребенок приходит на обследование в сопровождении родителей или законного представителя. Желательно, чтобы на ПМПК присутствовала мама ребенка. Если будет необходимо, то именно мама может рассказать о раннем периоде развития ребенка.

В день, когда ребенок должен быть показан на ПМПК, родители приходят заблаговременно (за 30 минут) и регистрируются у дежурного специалиста. После этого с родителями начинает работать секретарь комиссии. Еще раз проверяется наличие всех документов.

При этом собеседовании родители (законные представители) должны предоставить оригиналы документов, удостоверяющие личность ребенка, личность родителя (законного представителя) и их право представлять ребенка на ПМПК.

В определенное время в порядке очереди, установленной заблаговременно, родители и их дети приглашаются на комиссию.

После того, как родитель (законный представитель) даст согласие на обследование ребенка и услышит ответы на все интересующие вопросы по воспитанию и обучению ребенка, члены комиссии, в зависимости от заявленных проблем, проводят обследование ребенка и в рамках своей компетенции выносят решение.

Завершается вся работа собеседованием родителей с секретарем ПМПК, который окончательно оформляет все документы и при необходимости разъясняет родителям их возможные дальнейшие действия в интересах ребенка.

Преимущества обучения ребёнка

в специализированной группе

В дошкольных образовательных учреждениях для детей с особыми возможностями здоровья открываются логопедические группы, группы для детей с задержкой психического развития, группы для детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также группы для детей с интеллектуальной недостаточностью.

В школах открываются коррекционные классы для детей с задержкой психического развития. Школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья набирают детей только по рекомендации ПМПК.

Некоторые родители ошибочно полагают, что перевод ребёнка в другое образовательное учреждение не оправдан в силу территориальной удалённости, сложности адаптационного периода, при этом упускают время, которое могло бы быть использовано для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка.

Обучение и воспитание детей в коррекционной группе или классе имеет ряд преимуществ.



Наполняемость групп по нормативам – 10-15 человек. Каждому ребёнку уделяется больше внимания. Созданы условия для индивидуального обучения.

Расширенный кадровый состав, дополнительное финансирование детских садов и школ, реализующих медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии предполагает комплексную коррекцию проблем, особенностей, имеющихся у ребенка.

Родители не всегда бывают согласны с решением ПМПК. Они могут пройти обследование в вышестоящей ПМПК (городской, областной).

Хочу подчеркнуть еще раз, что обследование ребенка на ПМПК проводится только с согласия родителей, заключение специалистов носят рекомендательный характер и право родителей решать – выполнять эти рекомендации или нет.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2014 г. № МОН-П-2653 “Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий”


Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2014 г. № МОН-П-2653 “Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий”

Протокол заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 24 января 2014 г. № 7, п. 4

Во исполнение пункта 4 протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере Минобрнауки России в рамках своей компетенции представляет информационные материалы об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий.

Первый заместитель министра Н.В. Третьяк

Информация
об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и положениями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией 3 мая 2012 г., каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно статье 2 Закона обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293, и начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32, и осуществляется на основании:

- личного заявления родителя (законного представителя) ребенка;

- заключения и рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий обучения.

Также ПМПК исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка с непосредственным участием его родителей решает вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, разрабатывает рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования, в том числе относительно диагностического периода обучения в образовательной организации и проведения государственной итоговой аттестации.

Комиссия может быть центральной или территориальной.

Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.

Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче документов.

Осуществление записи на проведение обследования ребенка в комиссии при подаче документов необходимо для всестороннего изучения предоставленных документов до обследования ребенка и включения в состав комиссии необходимых специалистов.

Согласно пункту 17 Положения комиссия информирует родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется комиссией в пятидневный срок с момента подачи документов для проведения обследования. Способ информирования определяется комиссией самостоятельно.

В соответствии с пунктом 23 Положения заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении, условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

В случае непредставления родителями заключения комиссии в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания необходимо повторное прохождение ребенком комиссии для получения рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

При представлении родителями заключения комиссии повторное обследование в комиссии проводится в случае необходимости уточнения или изменения ранее данных рекомендаций по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Учитывая, что отсутствует исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, Минобрнауки России направило в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, разъяснения своей позиции в части полномочий ПМПК по вопросам итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ № НТ-3 92/07 от 9 апреля 2014 года.

В названных разъяснениях ПМПК рекомендуется принимать решения по выдаче заключений по признанию ребенка лицом с ОВЗ самостоятельно с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуальной ситуации развития.

В соответствии со статьей 42 Закона психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций ПМПК, в том числе: проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и(или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.

Приказом предусматривается, что федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы организуют взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями в целях координации действий по освидетельствованию детей, в том числе по обмену информацией, для повышения объективности принимаемых решений по установлению инвалидности и разработке оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации.

Приказом установлено, что руководители федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) осуществляют взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями посредством:

а) направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребенка);

б) приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя психолого-медико-педагогической комиссии с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

в) предоставления аналитических сведений о количестве детей-инвалидов по запросам психолого-медико-педагогических комиссий.

Таким образом, в настоящее время создана достаточная нормативная правовая база для обеспечения конституционного права на образование лиц с ОВЗ и инвалидностью вне зависимости от места их проживания (в семье, стационарных учреждениях социального обслуживания, ДДИ, психоневрологических интернатах и т.д.) и степени выраженности нарушенного развития и здоровья.

Координирующая роль в выборе образовательного и реабилитационного маршрута обучающегося, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду при этом отводится ПМПК исходя прежде всего из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка с непосредственным участием его родителей (законных представителей).

Для выстраивания и реализации высокотехнологичной, непрерывной и преемственной вертикали образования лиц с ОВЗ и инвалидностью (начиная с ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям, организации комплексного психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения их образования и до профессиональной реабилитации), создания условий для получения лицами названной категории качественного доступного образования необходимы высококвалифицированные специалисты ПМПК, владеющие едиными системно-методологическими подходами к проведению обследования детей и подготовке по его результатам рекомендаций, оказанию консультативной помощи заинтересованным организациям и лицам по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

В 2014 - 2015 годах работа по повышению квалификации будет продолжена с участием региональных институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Конкурс на право заключения контракта на выполнение работ (услуг) по реализации указанного проекта будет проведен в августе 2014 года.

Цель проекта - повышение квалификации специалистов ПМПК через формирование новых профессиональных компетентностей, обеспечивающих совершенствование механизмов предоставления образовательных услуг детям с ОВЗ или девиантным (общественно опасным) поведением.

Проект рассчитан на два года: в 2014 году должно быть обеспечено аналитическое, научно-методическое обеспечение деятельности ПМПК; в 2015 году должны быть апробированы и внедрены учебно-методические разработки для деятельности ПМПК и проведено повышение квалификации специалистов ПМПК.

В рамках данного проекта планируется проанализировать деятельность центральных и территориальных ПМПК, разработать организационные модели деятельности ПМПК, включая инфраструктурное обеспечение взаимодействия комиссий на межрегиональном уровне; примерные пакеты диагностических методик на основе международной классификации функционирования; провести повышение квалификации не менее 1000 специалистов ПМПК и Всероссийскую научно-практическую конференцию по вопросам деятельности территориальных и центральных ПМПК.

Результатом реализации данного проекта должны стать значительное увеличение высококвалифицированных специалистов ПМПК и оказание организационно-методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специалистам бюро МСЭ, специалистам психолого-медико-педагогических консилиумов и комиссий, специалистам и руководителям образовательных организаций в части определения условий получения образования детям с ОВЗ или девиантным (общественно опасным) поведением.

Заместитель директора Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей
И.О. Терёхина

Обзор документа

Минобрнауки России информирует об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) получают общее образование как в общеобразовательных организациях, так и в отдельных организациях для обучающихся с ОВЗ.

Дети с ОВЗ зачисляются в образовательные организации на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий обучения.

Также ПМПК исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка с непосредственным участием его родителей выбирает образовательный и реабилитационный маршрут ребенка-инвалида.

Минобрнауки России рекомендует ПМПК принимать решения по выдаче заключений по признанию ребенка лицом с ОВЗ самостоятельно с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуальной ситуации развития.

Функции ПМПК могут возлагаться на центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

В настоящее время реализуются обучающие мероприятия для специалистов ПМПК по вопросам индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида при получении им образования. Их цель - значительно увеличить число высококвалифицированных специалистов ПМПК и уровень оказания ими помощи при получении образования детьми с ОВЗ.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой из-за распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в дополнение к письму от 25 марта 2020 г. N 07-2395 направляет для учета и использования в работе рекомендации для руководителей и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по организации дистанционного онлайн обследования детей.

И.о. директора департамента

ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ДИСТАНЦИОННОГО ОНЛАЙН ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК, комиссия) регламентирована Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 (далее - Положение).

В соответствии с пунктами 18, 19 Положения обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

Порядок работы центральной ПМПК утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, территориальной - органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования (пункт 5 Положения).

Вместе с тем, в связи с высоким риском распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, рекомендуем организовать работу ПМПК с учетом эпидемиологической ситуации в муниципалитете, субъекте Российской Федерации и в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами (далее - НПА) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В случае отсутствия таких НПА руководители и специалисты ПМПК могут руководствоваться следующими рекомендациями.

По возможности рекомендуется ограничить проведение обследования детей, за исключением обследований, проводимых с целью оказания содействия федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида и обследований, проводимых на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора. В этих случаях рекомендуется проводить обследование в дистанционном онлайн режиме.

При организации обследования в дистанционном онлайн режиме посредством сети "Интернет" рекомендуем:

1. Определить специалистов и порядок проведения ими обследования.

2. Определить порядок предоставления родителями (законными представителями) детей необходимых для проведения обследования документов, включая письменное заявление на проведение обследования в дистанционном онлайн режиме, по электронной почте, в том числе ZIP-архивом, защищенным паролем, отвечающем минимальным требованиям безопасности (например, пароль - телефон родителя (законного представителя).

При организации данной работы необходимо строго соблюдать действие Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и Федерального закона от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Рекомендуемый срок рассмотрения обращения родителей (законных представителей) в ПМПК - не более 10 рабочих дней с момента получения заявления на проведение обследования в дистанционном онлайн режиме.

3. Следует отметить, что при обращении на ПМПК с целью подтверждения, уточнения изменения образовательного маршрута, особую значимость имеет информация, представленная образовательной организацией, в которой обучается ребенок. Для полного и корректного формирования представления образовательной организации на обучающегося для предоставления на ПМПК, следует рекомендовать образовательным организациям использовать приложение 4 к Примерному положению о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденному распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации N Р-93 от 9 сентября 2019 года.

4. С целью предотвращения обсуждения анамнеза обследуемого в его присутствии, рекомендуем определить дежурного специалиста, который заблаговременно ознакомит специалистов ПМПК с запросом родителя (законного представителя), а также медицинской и педагогической документацией.

При проведении дистанционного онлайн обследования предусмотреть возможность видеозаписи процедуры обследования при наличии согласия родителей (законных представителей).

5. Заранее обсудить с родителем (законным представителем) технические требования, предъявляемые к оборудованию, необходимому для проведения дистанционного онлайн обследования, а также возможность наличия дома дидактического материала (игрушки, пирамидки, цветные карандаши, лист бумаги, шариковая ручка и др.), который необходим для проведения обследования каждого конкретного ребенка, и требования к нему.

6. По возможности рекомендуем провести "пробное" подключение для тестирования каналов связи.

7. Перед проведением обследования необходимо провести инструктаж родителей (законных представителей). Рекомендуем рассказать родителю (законному представителю), что перед процедурой обследования на ПМПК необходимо психологически подготовить ребенка: рассказать ему о предстоящем обследовании, создать положительный эмоциональный настрой, благоприятную психологическую обстановку, чтобы он меньше волновался и понимал, что ему предстоит делать.

Важно, чтобы в день обследования ребенок хорошо себя чувствовал и был настроен на работу. Родителям (законным представителям) необходимо постараться не волноваться самим и описать ребенку предстоящее событие как большую игру, где надо выполнить много интересных заданий.

Рекомендовать родителям (законным представителям) во время обследования поддерживать ребенка, но не подсказывать и не отвлекать своими замечаниями. Заранее необходимо оговорить с родителями (законными представителями), что обсуждение результатов обследования должно происходить в отсутствие ребенка.

8. Организовать рабочее место специалистов, которые будут проводить дистанционное онлайн обследование: обеспечить хорошее освещение, отсутствие отвлекающих предметов, попадающих в поле зрения обследуемого, а также посторонних шумов. Кроме того, у специалистов должен быть в наличии стимульный материал, который они могут использовать при проведении дистанционного онлайн обследования, учитывающий возраст и психофизические возможности каждого ребенка (например, картинки должны быть четкими, яркими и достаточного размера, чтобы их было видно через монитор компьютера (ноутбука)).

9. С заключением и рекомендациями комиссии родителей (законных представителей) возможно ознакомить устно после завершения коллегиального обсуждения и подготовки соответствующих рекомендаций при повторном подключении, во время которого родители (законные представители) должны получить развернутую консультацию по результатам обследования и рекомендованным специальным условиям получения образования.

10. Предусмотреть возможность предоставления копии заключения ПМПК родителю (законному представителю) по электронной почте при наличии письменного согласия родителя (законного представителя) на предоставление копии заключения по электронной почте.

При обращении в центральную ПМПК родителей (законных представителей) ребенка по вопросу несогласия с заключением территориальной ПМПК, рекомендуем переносить рассмотрение подобных случаев на период функционирования ПМПК в штатном режиме при условии благоприятной эпидемиологической обстановки в очной форме с участием всех членов комиссии.

Кроме того, рекомендуем разместить актуальную информацию о порядке приема документов, порядке проведения обследования и выдачи рекомендаций ПМПК на официальном сайте комиссии и на сайте Учредителя (регионального или территориального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере образования).

Тема статьи – ПМПК и все вопросы, связанные с прохождением этой комиссии, а также взаимодействием со специалистами, оформляющими необходимые документы. Какие права имеют дети с ограниченными возможностями здоровья и как добиваться их соблюдения?

Источник:

Автор:

Правообладатель:

Что нужно знать о взаимодействии с ПМПК?

ПМПК находится в системе органов образования и создана для выявления детей, столкнувшихся с проблемами при освоении общеобразовательной программы, причем речь идет не только о детях с инвалидностью. Цель комиссии – выработать определенные рекомендации, для того чтобы ребенок смог успешно обучаться в школе, а также рекомендовать форму образования и вид образовательного учреждения.

Если вы не согласны с решением ПМПК, например, в нем не учтены ваши пожелания, особенности ребенка, то, чтобы обжаловать его, нужно подать заявление в вышестоящую инстанцию – районное или областное бюро, и тогда ребенку предстоит обследование на следующем уровне. Федерального отделения ПМПК не существует, есть только региональные бюро, поэтому последней инстанцией будет суд.

Опыта судебного оспаривания заключений ПМПК у нас еще не было. Судьи обычно не имеют знаний в узкоспециальных областях, и принимают решения, ориентируясь на мнение специалистов. Выиграть дело можно, если найти экспертов, которые смогут аргументированно опровергнуть выводы предыдущей комиссии. К тому же, оспаривать решения ПМПК, как правило, не имеет смысла, ведь они имеют для родителя и ребенка рекомендательный характер и их можно просто игнорировать.

Может ли школа отказать в приеме ребенка, ссылаясь на заключение ПМПК?

Могут ли родители требовать от образовательного учреждения создать для ребенка условия в соответствии с рекомендациями ПМПК?

Скоро нам нужно будет встать на очередь в сад. Нужно ли с этого момента начинать форсировать решение вопроса о создании ребенку необходимых условий?

Если все рекомендации у вас уже на руках, это можно сделать заранее. В Москве сеть коррекционных детских садов и школ развита хорошо, но у родителей есть право выбора образовательного учреждения.

Положение о тьюторах

Могу ли я официально получить тьютора для ребенка, если занесу его в ИПР?

В Москве действует закон, который вводит институт тьюторов. Речь идет о помощниках, оказывающих ребенку техническую и другую помощь в получении образования. Тьютор может стать одним из тех необходимых условий, фигурирующих в рекомендациях ПМПК.

Однако ситуация с реализацией закона – плачевная, непонятно, какую подготовку должен получить такой специалист, кто курирует его работу. Возможно, нужен судебный прецедент, чтобы эта норма заработала. Только нужно помнить, что тьютор и социальный работник – это не одно и то же.

Может ли родственник стать тьютором?

Теоретически закон этого не запрещает, но комплексная проблема в отношении тьюторов заключается в том, что непонятно, кто и как финансирует их работу, кто этот тьютор, что входит в его обязанности и какие у него для этого есть права. С другой стороны, сейчас возможно оформить тьюторами родителей, на этом основании их хотя бы будут пускать в образовательные учреждения.

Отсрочка поступления в школу

Что дает право на отсрочку поступления в школу?

Откладывать этот шаг не стоит, если ребенок может учиться. Существует положение закона, по которому он имеет право обучаться в лечебных учреждениях, санаториях, на дому. Этот вопрос решается в органах управления образованием.

Закон требует, чтобы в интервале от 6,5 до 7 лет ребенок пошел в школу.

Если вы чувствуете, что он не готов к этому событию, необходимо соответствующее заключение ПМПК, чтобы школа предоставила ему адаптированную программу.

Финансовая помощь семьям

Будет ли принят закон о финансовой поддержке семей, в которых растут дети с синдромом Дауна?

В законопроекте о социальном обслуживании населения РФ такое предложение есть. А пока федеральное законодательство допускает оплату труда опекуна, однако необходимо, чтобы это решение было зафиксировано еще и на местах, на уровне регионального законодательства. Во Владимирской области, например, действует положение о том, что человек, усыновивший ребенка с синдромом Дауна, может рассчитывать на некоторые выплаты по решению органов опеки. Однако к родителям это установление не относится.

Отношения с общеобразовательными школами

Чего могут требовать родители от школы?

Вы имеете право получить тот перечень необходимых условий, который зафиксирован у вас в ИПР и в рекомендациях ПМПК. Если учреждение отказывается, ссылаясь на отсутствие возможности их создать, требуйте, в том числе через суд, у родителей есть такое право. Однако эти проблемы лучше решать сообща, объединившись, а мы, юристы, поможем грамотно аргументировать обращение.

Новый стандарт образования

В следующем выпуске журнала мы продолжим публиковать ответы юриста на вопросы родителей о получении статуса ребенка-инвалида.

Читайте также: