Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг чем различаются два этих понятия

Обновлено: 19.05.2024

Здравствуйте! В начале августа работники Янтарьэнергосбыта вручили мне уведомление о имеющейся задолженности в размере 1300 рублей, и, сняв показания счетчика, удалились, предупредив об отключении. Я оплатила эту квитанцию. Но,так как у нас электрические полы, и мы не платили около 5 месяцев, у нас образовался долг в 19000 рублей. Через 2 недели после визита сотрудники янтарь энергосбыта явились вновь с бригадой электриков для отключения нас от энергоснабжения. Так как у нас нет звонка, они сами открыли ворота, прошли по двору и постучали в дверь: дома были только дети. Сын позвонил мне, передав трубку инспектору, который требовал показать квитанцию об уплате. Я попросила отсрочки в 2 часа. Приехала домой, достала квитанцию и стала звонить в их офис. Там мне ответили, что у нас большой долг, и что нас сегодня отключат от энергоснабжения, не взирая на то, что 13 дней назад я, согласно предписания, произвела оплату в размере 1300 р.. Сотрудник сказал, что этого недостаточно, так как помимо этой суммы мы должны 19000 р., грозила отключением. После моих мольб, мы договорились, что я в течение 2-х дней произведу оплату долга 50%, а остальную сумму оформлю в офисе в рассрочку на 3 месяца. Осталось добавить, что семья у нас многодетная малообеспеченная. В этом году впервые все трое детей пойдут в школу( младшая дочь идет в 1-ый класс). Наша семья в связи с этим получила огромную финансовую нагрузку. Поэтому нет возможности оплатить сейчас 9500 рублей, а максимум 3000. Подскажите пжста, что можно предпринять? Мы не отказываемся платить. И еще возникает вопрос могут ли сотрудники этого ведомства заходить во двор без разрешения? Могу ли я их не впускать? И что если они самовольно зашли во двор и приостановили/отключили подачу эл.энергии? Спасибо большое за ваши ответы!

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (ПП РФ от 06.05.2011г. № 354) съем показаний общедомового прибора учета осуществляется в период с 23-го по 25-е число текущего месяца.

теперь по поводу приостановления подачи электроэнергии:

Согласно п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг (постановление №354):

Если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

Так согласно п. 114. 354 Постановления: При ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно п. 117. Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;

Отключение же предполагает полное прекращение предоставления услуги, для которого и прописана процедура, предусмотренная ст. 546 ГК РФ. Отключение абонента - физическое лицо - допускается только по согласованию сторон. Если согласование не достигнуто, исполнитель вправе приостановить оказание услуги, затем подать иск в суд и отключить услугу только по его решению в присутствии судебного пристава. Если же поставщик услуг, минуя обращение в суд, сразу же отключает Вам услугу, то Вы можете подать иск об обжаловании незаконных действий поставщика самостоятельно. Еще раз повторюсь, что без соответствующего решения суда УК не вправе самостоятельно произвести отключение услуг.

Ирина, если я вас правильно поняла, то, если электричество является единственным источником тепла в нашем доме (эл. батарея и полы), его вообще не могут приостановить/отключить? И могут ли в мое отсутствие приостановить/ограничить подачу энергии? Большое спасибо за ответы!

Ирина Киршина, эксперт

Общий стаж работы - 10 лет.Два высших образования по специальностям:Международные отношения и Юриспруденция (НГУЭиУ).

24 августа 2015, 19:32,
6 лет назад
Рейтинг: 10

Рейтинг обращения определяется активностью обсуждения: числом комментариев и одобрений (лайков).

Global Investigative Journalism Network

Ситуация проста - ГП за неоспариваемую задолженность направил уведомление, которое месяц пролежало на почте, и через 12 дней после возврата ввел ограничение.

Решение кассации по этому делу можно драть на цитаты про велики и могучий:

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.04.2019 N Ф02-1597/2019 по делу N А10-2205/2018

Из содержания подпункта "а" пункта 119 Правил N 354 следует, что лицо, предоставляющее коммунальную услугу, вправе известить потребителя любыми из перечисленных способов, дающих возможность неопровержимо установить, что потребитель получил такое предупреждение (уведомление) и поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.

Суд кассационной инстанции отмечает, что доведение информации об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги до потребителя имеет целью защиту потребителя от ущерба его здоровью и безопасности, а также защиту его экономических интересов, как экономически более слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организацией - исполнителем коммунальной услуги, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20 декабря 2011 года N 29-П, определении от 29 сентября 2011 года N 1113-О-О, а также Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в решении от 25 сентября 2013 года N АКПИ13-852.

При рассмотрении настоящего спора апелляционным судом установлено, что у потребителя Леоновой Г.М. по состоянию на 26.07.2017 имелась задолженность в размере 20 526 рублей 12 копеек за потребленную электроэнергию, что не оспаривается участвующими в деле лицами.

Общество направило Леоновой Г.М. заказным письмом (с уведомлением о вручении) о наличии задолженности и возможном ограничении режима потребления электрической энергии по адресу: 670009, г. Улан-Удэ, ул. Герцена, д. 24, что подтверждается реестром почтовых отправлений с отметкой органа почтовой связи. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 67000816610085 указанное заказное письмо не было вручено получателю и возвращено отправителю.

По заявке общества 12.09.2017 АО "Улан-Удэ Энерго" выполнено ограничение режима потребления электрической энергии в отношении Леоновой Г.М.

Несмотря на то, что фактически Леоновой Г.М. направленное обществом предупреждение (уведомление) получено не было, апелляционный суд с учетом положений пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, пункта 64 Постановления N 25, признал, что общество 31.07.2017 уведомило потребителя о наличии у него задолженности и возможном ограничении режима потребления электрической энергии, и пришел к выводу о соблюдении обществом порядка и срока, установленного пунктом 119 Правил N 354.

Вышеизложенные выводы суда апелляционной инстанции с учетом приведенных норм права и разъяснений высших судебных инстанций нельзя признать правильными, поскольку сам по себе факт направления в адрес Леоновой Г.М. предупреждения (уведомления) заказным письмом с уведомлением о вручении, которое адресатом не получено (независимо от причины неполучения) и возвращено отправителю, не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги, как ошибочно полагал апелляционный суд.

Законодательством не предусмотрено применение мер воздействия без уведомления об этом должника, а пунктом 119 Правил N 354 установлен специальный порядок уведомления потребителя коммунальной услуги, включающий различные способы предупреждения (путем вручения потребителю-должнику под расписку, направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), иным способом), применяемые для подтверждения факта и конкретной даты получения потребителем соответствующего предупреждения (уведомления).

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1113-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Энергобанк" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" касалось невозможности включения в договор потребительского займа платы за ведение ссудного счета.

Видимо, кассация пыталась успокоить заявителя, мол, не только у вас так.

Решение Верховного Суда РФ от 25.09.2013 N АКПИ13-852 в котором Барнаульская энергосеть пыталась признать 119 пункт, как ограничивающий в возможности уведомления должника чем-то кроме вручения под подпись, но безуспешно, очевидно не учитывавшее Федеральный закон от 07.05.2013 N 100-ФЗ (вступил с 01.09.2013 без обратной силы) и изменения в п. 119 ППКУ.

Определение Верховного Суда РФ от 10.07.2019 N 302-ЭС19-9896 по делу N А10-2205/2018

Основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из представленных материалов, в связи с обращением Леоновой Г.М., проживающей по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Герцена, д. 24, о неправомерном приостановлении предоставления коммунальной услуги по энергоснабжению, инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом требований законодательства.

По результатам проверки составлен акт, согласно которому общество в нарушение подпунктов "а", "б" пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), 12.09.2017 ввело ограничение предоставления коммунальной услуги по электроснабжению без надлежащего уведомления потребителя за 20 суток.

Выдано предписание об исключении начисления платы за ограничение/ возобновление коммунальной услуги по электроснабжению из лицевого счета Леоновой Г.М., а также предписано возобновить подачу коммунальной услуги по электроснабжению.

Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, Правилами N 354 и исходил из того, что общество не обеспечило получение потребителем соответствующего предупреждения (уведомления) о предстоящем ограничении подачи коммунальной услуги; ограничение потребления электрической энергии проведено без соблюдения 20-дневного срока, который начинает течь с момента получения потребителем предупреждения (уведомления).

Суд округа согласился с выводами суда первой инстанции и признал применение судом апелляционной инстанции статьи 165.11 Гражданского кодекса Российской Федерации к данным правоотношениям между обществом и потребителем коммунальной услуги по энергоснабжению не соответствующим нормам материального права, поскольку правоотношения по обеспечению коммунальными услугами жилого дома (помещения, квартиры) находятся в сфере регулирования жилищным законодательством о защите прав потребителей, а нормы гражданского законодательства в части защиты потребителей и в части жилищных правоотношений носят общий характер.

Суд округа отметил, что сам по себе факт направления в адрес Леоновой Г.М. предупреждения (уведомления) заказным письмом с уведомлением о вручении, которое адресатом не получено (независимо от причин неполучения) и возвращено отправителю, не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.

С 6 апреля до 1 января 2021 года в России введён мораторий на ограничение или приостановление коммунальных услуг в случае их неполной оплаты. Рассказываем, какая административная ответственность предусмотрена для управляющих организаций за нарушение этого требования.

Приостановление и ограничение коммунальных услуг за долги

Когда потребитель платит за коммунальные услуги не в полном объёме и его долг превысил два размера месячной платы по нормативу, исполнитель может ограничить или приостановить предоставление ему КУ (п. 118 ПП РФ № 354).

Ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, предупредив заранее потребителя, можно, если есть:

  • основание – например, долг собственника или проведение планово-профилактического ремонта (п. 117 ПП РФ № 354);
  • техническая возможность.

Приостановка коммунальной услуги – это временное прекращение подачи коммунального ресурса (п. 114 ПП РФ № 354). При ограничении услуг исполнитель временно уменьшает объём подачи коммунального ресурса, то есть предоставляет его непрерывно в меньшем количестве или по суточному графику.

В ПП РФ № 354 нет пояснения, в каком объёме можно ограничить коммунальную услугу за задолженность и какой установить график предоставления услуги при введении ограничения. Эти детали можно описать в договоре на предоставление коммунальных услуг. Если в договоре нет этих условий, исполнитель решает такие вопросы самостоятельно.

Мораторий на ограничение и приостановление коммунальных услуг с 6 апреля

Правительство РФ 6 апреля опубликовало постановление от 02.04.2020 № 424, которым до 1 января 2021 года приостановило:

  • уплату и взыскание неустоек, штрафов, пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт;
  • поверку бытовых приборов учёта;
  • ограничение или приостановление коммунальных услуг в случае их неполной оплаты.

Подробнее рассмотрим каждый пункт. Мораторий на начисления пеней и штрафов за просрочку платежей за ЖКУ касается и жителей МКД, и УО, которые не в полной мере выполнят обязательства по договорам ресурсоснабжения.

До 1 января 2012 года не применяются положения договоров управления многоквартирными домами, которые устанавливают право управляющих компаний взыскивать неустойки, штрафы, пени за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение. Также приостановлено взыскание неустойки, штрафа, пени в случае несвоевременных и (или) внесённых не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.

С 6 апреля по 1 января 2021 года физические лица могут применять все бытовые приборы учёта коммунальных ресурсов, в том числе и с истёкшим сроком поверки, без проведения очередной поверки. Аккредитованные на проведение этих работ организации обязаны при оформлении заявки сообщать заявителям о переносе сроков и размещать такую информацию на своих сайтах.

В указанные сроки нельзя приостанавливать или ограничивать потребителю коммунальные услуги при их неполной оплате. За нарушение этого требования последует привлечение к административной ответственности.

Административная ответственность для УО за нарушение требований ПП РФ № 424

Если в период с 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года управляющая компания ограничит или приостановит оказание потребителю коммунальных услуг в случае неполной оплаты, суд расценит это как нарушение лицензионных требований.

  • за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в МКД;
  • за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах.
  • выполнять работы и/или оказывать услуги по управлению многоквартирным домом,
  • оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме,
  • предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам,
  • осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.

Таким образом, игнорирование в период с 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года моратория на ограничение или приостановление коммунальных услуг при неполной их оплате, будет нарушением лицензионных требований.

За осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований управляющая организация может получить административный штраф. Его размер на должностных лиц – от 50 000 до 100 000 рублей, на юридических лиц – от 250 000 до 300 000 рублей. Также должностным лицам может грозить дисквалификация на срок до трёх лет (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ).

Берегите себя и соблюдайте лицензионные требования.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:


1.4. Считаем целесообразным использовать одновременно несколько способов уведомления должников:

  • включение текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ УВЕДОМЛЕНИЯ;
  • направление заказного письма с уведомлением о вручении;
  • отправка текста СМС с сотового телефона при приобретении сим-карты на ТСЖ или УК;
  • путем направления телефонограммы телефонного звонка с записью разговора.

Кроме того, уведомление об ограничении коммунальных услуг целесообразно направлять не только собственникам квартиры, но и проживающим в квартире лицам, являющимся членами семьи собственника жилого помещения и в силу ч. 3 ст. 31 ЖК РФ несущих солидарную с ним обязанность по оплате коммунальных услуг . Аналогичные выводы изложены в Апелляционном Определении Пензенского областного суда от 17.10.17 г. № 33-3434.

Особенности ограничения (приостановления) коммунальных услуг по водоотведению

Санитарно-гигиенические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях

Санитарно-гигиенические правила и нормативы утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. № 64.В результате введения ограничения в пользовании коммунальными ресурсами, а именно канализацией, в квартире невозможно пользоваться унитазом и ванной, при этом возможно пользование раковиной в кухне, имеющей отдельный сток в канализационный стояк. Физиологической природой человека обусловлена необходимость отправлять естественные потребности. При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие иной возможности обеспечить физиологические потребности, прекращение работы системы канализации вследствие произведенных работ по установлению заглушки на водоотведение из унитаза является незаконным, так как делает жилое помещение непригодным для проживания и не соответствующим нормам санитарно-эпидемиологической безопасности.Аналогичные выводы изложены в Апелляционном Определении Забайкальского краевого суда от 13.12.17 г. № 33-6445/2017, Определении Московского городского суда от 22.10.18 г. № 4г/1-13760.

Особенности ограничения (приостановления) коммунальных услуг по электроснабжению

3.1. При наличии у должника задолженности по оплате поставленного коммунального ресурса исполнитель обязан ограничить предоставление коммунальной услуги, а лишь затем приостановить предоставление. Приостановление предоставления коммунальной услуги, то есть полное отключение, без предварительного ограничения возможно лишь при отсутствии технической возможности для ограничения.

3.2. Уведомление должно содержать сведения об ограничении коммунальной услуги, сроке и времени такого ограничения, иметь ссылку на отсутствие технической возможности введения ограничения предоставления коммунальной услуги, а затем отключение электрической энергии. Аналогичные выводы изложены в Апелляционном Определении Санкт-Петербургского городского суда по делу № 33-18147 от 28.08.18 г.

3.3. После истечения срока, указанного в уведомлении об ограничении электроэнергии и непогашении задолженности, необходимо на протяжении 10 дней подряд ежедневно в течение дня, например, в период с 16:00 до 19:00 вводить ограничение предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, о чем ежедневно составлять акт об ограничении. Начиная с 11-го дня подачу электроснабжения можно приостановить полностью в соответствии с актом о приостановке предоставления электроэнергии.

3.4. Приостановлением (ограничением) подачи электроэнергии при оплате электроэнергии Собственниками квартир напрямую гарантирующему поставщику. Собственники квартир состоят в договорных отношениях с гарантирующим поставщиком электроэнергии, предметом которых является поставка электроэнергии, потребляемой на бытовые нужды, в указанное жилые помещения. Поскольку договор энергоснабжения заключен гражданами непосредственно с энергоснабжающей организацией, права и обязанности, вытекающие из гражданско-правового договора, не могут распространяться на третьих лиц, не являющихся стороной по такому договору.

Поскольку ТСЖ (УК), осуществляющее управление многоквартирным домом, не производит электроэнергию и не приобретает ее у ресурсоснабжающей организации на основании договора для целей предоставления гражданам коммунальной услуги по электроснабжению для бытового потребления в занимаемых ими жилых помещениях, на него не распространяют свое действие указанные Правила № 354, в том числе в части возможности приостановления (ограничения) электроснабжения жилых помещений. Полномочиями в рамках действующего законодательства на приостановление (ограничение) подачи электроэнергии в квартиры абонентов обладает исключительно энергоснабжающая организация.

Как следствие, любые действия ТСЖ (УК), связанные с приостановлением (ограничением) подачи электроэнергии гражданам, являются неправомерными (за исключением случаев, когда подача электроэнергии приостанавливается в целях предотвращения или ликвидации аварийных ситуаций).Аналогичные выводы изложены в Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 01.04.14 г. по делу № 33-3878/2014.

Порядок возобновления предоставления коммунальных услуг

4.1. Предоставление коммунальных услуг возобновляется при соблюдении двух условий:

  • полного погашения задолженности либо заключения соглашения о порядке погашения задолженности;
  • оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством РФ, либо заключения соглашения о порядке оплаты таких расходов.

Таким образом, порядок и размер расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги будут установлены Правительством РФ.В настоящее время такого нормативного правового акта нет.

Подытожим:

  • Отключение (приостановление и ограничение предоставления) коммунальной услуги рассматривается исполнителями как самый эффективный инструмент в борьбе с неплательщиками, позволяющий добиться должной финансовой дисциплины граждан, которая есть, например, у операторов связи, где отключение за неуплату - стандартная процедура.
  • С учетом последних подходов судов отключение канализации рассматривается незаконным, так как делает жилое помещение непригодным для проживания и не соответствующим нормам санитарно-эпидемиологической безопасности.
  • Приостановка подачи электроэнергии возможна после ограничения подачи электроэнергии.
  • Отключать электроэнергию нельзя в домах, где потребители оплачивают ее напрямую ресурсоснабжающей организации.
  • Отключение коммунальных услуг является законным, только если оно произведено в строгом соответствии с Правилами № 354.

Читайте также: