При каких условиях участие граждан в политической жизни страны наиболее эффективно

Обновлено: 19.05.2024

Участие гражданина в политической жизни считается обязательным элементом современного общества. С его помощью люди становятся активными субъектами политической жизни, влияют на важные общественные проблемы, определяют условия собственного существования.

Особенности участия

Участие граждан в политической жизни страны является разновидностью политической деятельности. Оно состоит в воздействии граждан на принятии в государстве различных важных решений.

участие гражданина в политической жизни

Характерные черты

Необходимо внести определенные уточнения к данному термину. Участие гражданина в политической жизни предполагает влияние рядовых граждан на жизнь общества. В данном термине не учитываются должностные лица, наделенные государственной властью, выполняющие непосредственные управленческие функции.

Участие граждан в политической жизни государства не связано с профессиональной деятельностью людей, которые входят в состав силовых, исполнительных, представительных, властных структур. Чиновники и профессиональные политики выступают в качестве обычных жителей страны только во время процедуры голосования.

Варианты участия

Возможность участия граждан в политической жизни является добровольной, не обязательной для всех жителей.

каковы возможности участия граждан в политической жизни

Абсентеизм

Это нежелание граждан принимать активное участие в политической жизни, которое объясняется отсутствием интереса к данной стороне жизни общества. В настоящее время подобное качество демонстрируется гражданами во время голосования.

какие возможности участия граждан в политической жизни

Формы участия

Рассмотрим основные формы участия граждан в политической жизни. Среди них особый интерес представляют массовые манифестации. К ним относятся пикетирования, демонстрации, митинги, забастовки.

Кроме того, участие граждан в политической жизни общества проявляется в голосовании на референдумах и выборах. Граждане могут выражать собственную позицию, мнение о деятельности различных политических партий, воспользовавшись средствами массовой информации. Мнение о принятии определенных законов, уровне их исполнения рядовые граждане могут представить в виде обращений, писем в органы исполнительной власти.

Участие гражданина в политической жизни проявляется и в виде контроля депутатов, постоянном контакте с местными властями. У людей появилась возможность осуществлять контроль деятельности муниципальных и государственных органов.

участие граждан в политической жизни выборы референдумы

Распространенный вариант

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? В качестве самой распространенной формы подобной деятельности можно рассмотреть участие в различных выборах. В тех странах, в которых существует развитая демократия, количество граждан, которые принимают участие в национальных выборных кампаниях, достигает 90 процентов. В среднем показатель составляет 50-80 процентов.

возможность участия граждан в политической жизни

Классификация

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? Учитывая многообразие форм, принято классифицировать их по разным основаниям. Возможно легальное участие, которое разрешено законодательными актами. Терроризм относится к нелегальному виду политической деятельности, он запрещается законодательством.

В зависимости от количества участников выделяют коллективную и индивидуальную политическую деятельность.

По характеру действий отмечают: постоянное действие, характерное для активистов, а также эпизодическое участие граждан в политической жизни (выборы, референдумы).

Демонстрировать свое отношение к действиям политических партий, государственных структур рядовые граждане могут на местном или региональном уровне.

участие граждан в политической жизни государства

Направленность действий

Мотивация политического участия

Какие возможности участия граждан в политической жизни существуют в настоящее время? Почему люди стремятся к подобной деятельности? Каково основное назначение политического участия? Г. Пэрри, занимающийся на протяжении нескольких лет изучением данной проблемы, отмечал, что есть три главных объяснения феномена политического участия.

Самой распространенной формой участия является инструментальная модель. В качестве основного мотива выступает возможность реализации групповых или индивидуальных интересов. Люди пытаются таким способом получить от государственной власти решения, действия, которые будут для них выгодными.

Коммунитарная модель участия в политической жизни предполагает применение в качестве источника и основного мотива желание людей вносить позитивные изменения в жизнь общества. Граждане не задумываются о собственных интересах, ими движет желание помочь другим людям устранить какие-то проблемы.

Образовательная модель предполагает обращение внимания не на источники участия, а на результаты деятельности. Политическая деятельность граждан является важным элементом социализации. Для некоторых людей политическое участие превращается в важную часть жизни, является возможностью реализации своих способностей, творческого потенциала.

Основными мотивами участия являются рационально-инструментальные принципы. Действия граждан направлены на создание, принятие, а также внедрение государственных решений, поиск достойных представителей в институты власти.

Группы граждан

Объем допустимого участия ограничивается политическими правами граждан. По данному показателю население подразделяется на две группы. Одну из них представляет политическая элита. Основой деятельности таких людей является политика. К ним относятся представители партий, государственных органов власти. Во второй группе находятся обычные люди.

Их политическая активность является добровольной деятельностью, желанием оказывать влияние на органы государственной власти.

Одни ученые придерживаются позиции, согласно которой участие рассматривается как политическое действие обеих групп. Есть и те, кто выделяет в качестве политического участия только действия рядовых граждан.

Далеко не все люди становятся профессиональными общественными и политическими деятелями, поэтому поговорим о действиях обычных граждан. Участвовать в политической жизни страны можно двумя способами. Первый вариант предполагает непосредственное участие, второй - опосредованное (представительное) действие.

В качестве примеров непосредственного участия можно отметить посещение митингов, участие в пикетировании, голосование на выборах, письма и обращения в государственные органы, деятельность в политических партиях.

Опосредованное участие производится путем выбора представителей от партий, групп. Именно им рядовые граждане передают полномочия, чтобы они принимали решения. К примеру, делегат сможет стать активным участником парламентской комиссии, будет вести переговоры с властными структурами, налаживать неофициальные отношения с представителями государственной власти.

Подобные виды политического участия соответствуют определенным политическим ролям: членам партии, избирателю, инициатору петиции. Независимо от выбранной роли, предполагается активное участие, приносящее определенный результат.

Автономное участие предполагает добровольные и свободные действия граждан, связанные с проявлением определенной политической позиции, касающиеся преследования личных либо групповых интересов.

Мобилизованное участие является принудительным вариантом, оно предполагает обязательное участие граждан в демонстрациях, выборах. Этот вариант существовал во времена Советского Союза.

Американский политолог С. Верба подчеркивал, что только для демократического общества можно вести речь о действенном механизме политического участия обычных граждан в жизни общества. Это проявляется в передаче людьми, не являющимися профессиональными политиками, информации о собственных предпочтениях, интересах, потребностях представителям власти.

Например, граждане, которые возмущены несправедливостью, существующей в обществе, составляют петиции, выступают на телевидении, готовят письма-протесты во властные структуры. В конкретных ситуациях возможна организация митингов, забастовок, направленных на решение сложившейся проблемы.

Такое поведение населения несет позитивные результаты. Власти вынуждены прислушаться к позиции обычных граждан, скорректировать принятое решение.

формы участия граждан в политической жизни

Заключение

У каждого гражданина есть право на участие в политической жизни своей страны. Чтобы воспользоваться им, необходимы два основных фактора: сознательность личности, культура демократии. Основой создания главных политических процессов является непосредственное участие людей в политической жизни своего государства.

На политическое участие граждан оказывает влияние обстановка в обществе. В зависимости от того, каков уровень развития государства, возможно привлечение к подобной деятельности различных слоев населения.

Социальная дифференциация приводит к возникновению определенных социально-политических сил, например, партий, организаций.

Есть ли у обычного гражданина возможность воздействовать на политический процесс? С какой целью формируется культура демократии в современном обществе? Политическая деятельность постоянно повергается модернизации, она считается динамичной системой.

В нее включаются социальные группы, люди, властвующая элита. Каждая структура преследует при этом свои корыстные интересы, имеет определенный уровень культуры, образование.

Именно при взаимодействии субъектов современной политики происходят завоевание, сдерживание, применение государственной власти, модернизация политических процессов в обществе.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Тип урока: урок – изучение нового материала

Вид урока – урок – беседа, групповая работа с документами

Элементы содержания программы: Участие граждан в политической жизни. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Роль рефе­ рендума в политической жизни. Голосование как форма уча стия граждан в политической жизни страны. П роцедура голосова­ ния. Активность электората. Политические предпочтения людей. Выборы в РФ.

Понятия: избирательное право, выборы, референдум, свобода слова, голосование, электорат, политическая партия, сущность активного и пассивного избирательного права, референдум; участие в политической жизни страны , инициативная группа, избирательная комиссия, избирательный участок, бюллетень, подписной лист, наблюдатель, Центральная избирательная комиссия.

Называть политические права граждан и условия их реализации.
Анализировать факторы, способст­ вующие политической активно­сти населения. Объяснять, в чем проявляется опасность политического экстремизма

1) Мотивация : (напомнить материал, который изучался в 5 классе на уроках истории):

Важнейшим участием граждан в жизни государства следует признать политическое участие. Под ним понимают действия, предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на государственную политику или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти.

В Древней Спарте, чтобы принять какое-либо решение, созывали Народное Собрание. Перед Собранием проходили претенденты на какую- либо должность. Каждого из них встречали криком. В соседнем доме запирали несколько спартанцев, которым доверяли остальные. Им было все слышно, но ничего не видно. Избранным они объявляли того, за кого, как им казалось, кричали громче. Другие важные решения принимались в Спарте тем же способом. (Греки. М: РОСМЕЭН. – 1994. – 96с. – С.22.)

- Как Вы думаете, в чем недостатки такого способа принятия решений?

- Назовите положительные моменты такого голосования.

- Какие иные способы принятия решений Вы могли бы предложить?

2) Информационно-аналитический блок:

А) Работа с Конституцией РФ и составление схемы. Беседа (10 минут):

Педагог представляет детям краткую информацию о том, что в современных демократических странах процедура принятия решения изменилась.

Демократия в нашем государстве выражается в том, что россияне наделены правом активно влиять на жизнь своей страны. Наиболее важным проявлением участия граждан в жизни государства является выбор людей, которые будут разрабатывать законы и принимать важные решения для всей страны. Во многих демократических странах современной Европы участие в выборах - не только политическое право, но и конституционная обязанность граждан.

Далее организуется беседа по материалам Конституции Российской Федерации и тем знаниям, которые были освоены школьниками в 6-8 классах:

- назовите органы власти в нашей стране, которые формируются путем выборов и сроки их полномочий. Назовите дату очередных выборов в РФ.

(совместное составление схемы органов государственной власти РФ, с помощью которой уточняются вопросы формирования органов власти и их полномочия)

- объясните процедуру формирования государственных выборных органов;

- кто может принимать участие в выборах?

- кто может стать депутатом?

- каким образом выборная система гарантирует реализацию интересов всех граждан страны?

- как Вы думаете, почему в некоторых странах участие граждан в выборах и референдуме является конституционной обязанностью?

Но, как и раньше, в случае обсуждения наиболее важных значимых вопросов важно узнать мнение всех граждан страны. (предлагается вспомнить, какие способы волеизъявления народа известны школьникам). Древние греки очень дорожили демократией – все граждане могли выразить свое мнение (прямая демократия). В настоящее время такой формой осуществления народовластия является референдум. Референдум, наряду со свободными выборами, является высшим непосредственным выражением власти народа. (см. Приложение 1 – дополнительная информация для учителя)

Б) Работа в группах с документами.(15 минут).

Далее педагог организует работу в группах с раздаточными материалами (приложения 2-7). Группам необходимо ознакомиться со своим раздаточным материалом, обсудить прочитанное, на основании предложенных документов сформулировать ответ на свой вопрос.

Зачем проводят выборы? референдум ? (приложение 2)

Группа 2: Кто может участвовать в референдуме? (приложение 3)

Группа 3: Каков порядок назначения референдума? (приложение 4)

Группа 4: Кто проводит референдум? (приложение 5)

Референдум в Российской Федерации

Что такое рефере ндум?

Зачем проводят референдум ?

(приложение 2)

Кто может участвовать в реф ерендуме?

(приложение 3)

Порядок назначения рефере ндума

(приложение 4)

Кто проводит рефере ндум?

(приложение 5)

III . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В конце урока возможна организация итоговой беседы с детьми.

1) Вопросы для обсуждения:

В чем значение референдума в демократическом государстве?

Почему важно участие каждого гражданина в референдуме?

Кто управляет нашим государством?

Чем занимается президент? Федеральное собрание? Суд?

Как гражданин может участвовать в жизни страны? Приведите примеры.

2) Объясните следующее суждение. Согласны ли Вы с ним? :

Объяснение домашнего задания.

Основное задание – задания в учебнике после параграфа учебника. Ответить на вопросы, выполнить задания устно.

Дополнительное задание : на основании текста учебника и сопоставления с информацией о процедуре выборов в историческом контексте, определить и выписать в тетрадь отличительные черты выборов в демократическом обществе. Сделать вывод.

1. Федеральный Конституционный Закон о референдуме Российской Федерации 28 июня 2004 года, N 5-ФКЗ) (Законы см. на сайте Федерального собрания РФ)

4. Основы государства и права. – М: ЮРИСТЪ. – 2005.

Приложение № 1 Материалы для учителя

Референдум - всенародное голосование граждан по законопроектам, законам и другим вопросам государственного значения (Клименко С.В. , Чичерин А.Л. Основы государства и права. –М: Зерцало, ТЕИС. – 19996. – с. 116)

Бюллетень – бланк с вопросом для голосования на референдуме.

Вопрос референдума - вопрос государственного значения, по которому предлагается провести или проводится референдум.

Инициативная группа - группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены Федеральным конституционным законом, в целях проведения референдума.

Комиссия референдума - комиссия, осуществляющая подготовку и проведение референдума, обеспечивающая реализацию и защиту права граждан Российской Федерации на участие в референдуме и входящая в систему комиссий референдума.

Подписной лист - лист, который предназначен для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума.

Законодательство Российской Федерации о референдуме составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, другие федеральные конституционные законы, федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, другие федеральные законы.

(Федеральный Конституционный Закон о референдуме Российской Федерации. 28 июня 2004 года, N 5-ФКЗ статья 4 настоящего Федерального конституционного закона )

Приложение № 2 Раздаточный материал

Что такое - референдум? Зачем проводят референдум?

Референдум: (лат. Referendum) - то, что должно быть сообщено (Глоссарий)

Референдум - голосование избирателей по определенному вопросу государственной или общественной жизни.

Общенациональный референдум - референдум, проводимый в пределах всей государственной территории.

Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения. В нашей стране решение о проведении местного референдума принимается органом местного самоуправления или по требованию населения. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления.

2. Вопрос референдума - вопрос государственного значения, затрагивающий интересы народа. Вопрос референдума не должен противоречить Конституции, ограничивать общепризнанные права и свободы человека и гражданина.

3. Решение, принятое на референдуме, вступает в силу с момента опубликования результатов референдума.

Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации.

Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

Приложение № 3 Раздаточный материал

Кто может участвовать в референдуме?

Участники референдума - участники референдума - граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с законодательством правом на участие в референдуме.

Право на участие в референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, предлагать проведение референдума, участвовать в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, … а также от других обстоятельств.

3. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе принудить гражданина к участию или неучастию в референдуме, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному участию.

4. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, лишенный таких прав по решению суда.

5. Гражданин Российской Федерации, находящийся за пределами ее территории, обладает правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину в реализации его права на участие в референдуме.

7. Гражданин имеет только одно право голоса.

8.Референдум считается состоявшимся, если в голосовании прияло участие более половины граждан, имеющих право на голосование.

Приложение № 4 Раздаточный материал

Порядок назначения референдума

1. Участники референдума образуют инициативную группу, участники которой формулируют вопрос референдума, организуют сбор подписей (подписные листы) по проведению референдума.

2. Граждане Российской Федерации, выдвинувшие предложение об образовании инициативной группы по проведению референдума… уведомляют в письменной форме избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации о месте и времени проведения собрания по организации референдума, а также о вопросе референдума.

3. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации рассматривает подписные листы и уведомляет Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о вопросе референдума.

5. Центральная избирательная комиссия направляет своё решение Президенту РФ.

6. Референдум назначает Президент Российской Федерации, который направляет документы в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии референдума Конституции Российской Федерации.

7. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации.

6. При назначении референдума Президент Российской Федерации определяет день голосования.

Приложение № 5 Раздаточный материал

Проведение референдума

1. Подготовка и проведение референдума, обеспечение и защита права на участие в референдуме, а также контроль за его соблюдением возлагается на комиссию референдума, члены которой обеспечивают:

составление списков голосующих,

проверку достоверности подписей в подписных листах,

подготовку и опубликование бюллетеней,

Комиссия начинает и заканчивает работу в заранее установленное время.

В местах для тайного голосования участники референдума заполняют бюллетени для голосования. Заполненные бюллетени опускаются участниками референдума в опечатанные урны (опломбированные ящики) для голосования.

По истечении времени голосования комиссия вскрывает урны и проводит подсчет голосов, информирует об итогах общественность.

Протоколы об итогах голосования подписывают все члены комиссии.

Ход референдума и соблюдение законности могут контролировать наблюдатели в пределах их полномочий (памятка 6)

Подведение итогов референдума

1. Решение считается принятым, если за него … проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем через три недели со дня голосования осуществляет официальное опубликование данных об итогах голосования.

Приложение № 6

Памятка для членов избирательной комиссии.

В обязанности избирательной комиссии входит:

1. Составление списков избирателей по установленной форме.

2. Подбор информационных материалов о референдуме и размещение их на информационном стенде.

3. Оформление места проведения голосования, избирательной урны, бюллетеней для голосования.

4. Выдача избирательных бюллетеней и подпись избирателей в общем списке.

5. Подсчёт голосов, определение результатов выборов, заполнение итоговых протоколов в двух экземплярах.

6. Заполнение протоколов чернилами, а не карандашом.

7. Обеспечение порядка на избирательном участке.

8. Начало и прекращение работы избирательного участка вовремя.

9. Корректное поведение членов избирательной комиссии.

Приложение № 7

Памятка для наблюдателей.

Проверьте до начала голосования:

- наличие бюллетеней и письменных принадлежностей;

- был ли пустым избирательный ящик до того, как его опечатали;

- размещение кабин должно обеспечивать тайну голосования;

- в бюллетенях для голосования должны быть 2 подписи и печать избирательной комиссии.

Проверьте в ходе голосования:

- вовремя ли началось голосование;

- требуется ли от избирателей предоставление документа, удостоверяющего личность;

- ставят ли избиратели подписи при получении избирательного бюллетеня;

- избиратели голосуют только за себя?

- спокойно ли (без инцидентов) проходит голосование;

- обеспечивается ли тайна голосования.

Проследите в ходе подсчёта голосов:

- вовремя ли прекратилось голосование;

- избирательный ящик вскрывается в присутствии избирательной комиссии и наблюдателей;

- подсчёт голосов ведётся в присутствии наблюдателей;

- принимается ли решение о признании бюллетеней недействительными;

- по итогам голосования должен быть составлен протокол с подписями всех членов избирательной комиссии.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование представления учащихся о политических демократи­ческих ценностях: демократическом политическом про­цессе, демократической политической культуры.

Развитие гражданского сознания и самосознания учащихся, их правовой культуры.

Воспитание уважения к мнению другого человека, способности к взаимодействию.

Развитие навыков самостоятельной работы с текстом;

Способствование расширению политического кругозора, умения ориентироваться в политической ситуации современной России;

Задачи:

углубить, обобщить и систематизировать получен­ные знания, способствовать формированию умения приме­нять их в нестандартных ситуациях, развитию творческого мышления учащихся.

подвести учащихся к пониманию, что именно через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса.

способствовать воспи­танию толерантности и гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в изби­рательных кампаниях.

Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Планируемые результаты:

После урока учащиеся смогут:

объяснить, в чем заключается право граждан на участие в управлении государством в условиях демократии и как это право может быть реализовано на практике;

проанализировать особенности российского законодательства в избирательной сфере, определить его слабые и сильные стороны;

задуматься о необходимости участия граждан в выборах.

Форма урока: ситуативная практическая работа с социальной направленностью.

Раздаточный дидактический материал

Тема урока : Участие гражданина в политической жизни

Сущность политического процесса

Задача нашего занятия: углубить, обобщить и систематизировать полученные знания, способствовать формированию умения применять их в нестандартных ситуациях и на экзамене.

Вставить пропущенную букву в слове и дать определение понятиям

1. Р.ф.рендум – всенародное голосование

2. К.нсенсус – согласие на основе поиска компромисса

3. П.рламент – высший законодательный орган, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан

4. Пл.р.лизм – принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей. Взглядов, программ, политических партий, существование легальной политической оппозиции

5. Д.мократия – власть народа

6. Политический абс.нтеизм - уклонение избирателей от участия в голосовании.

7. М.ж.ритарная система – тип избирательной системы

8. Сув.р.нитет - есть выражение юридической и фактической ​принадлежности всей власти народу.

9. выб.ры - одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления

10. П.рлам.нтаризм –1) государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству – парламенту; 2) политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях;

Приведите в соответствие понятия и определения

Ответ запишите в таблицу

1. Всенародное голосование

2. Одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления

3. Принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей, взглядов, программ, политических партий, существование легальной политической оппозиции

4. Власть народа

Приведите в соответствие понятия и определения

Ответ запишите в таблицу

1. политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях;

2. согласие на основе поиска компромисса

3. Выражение юридической и фактической ​принадлежности всей власти народу.

4. уклонение избирателей от участия в голосовании.

Б) Повтор типов избирательных систем, их основных признаков

Австралия. Выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победителем считается кандидат, набравший 50%+1 голос. К какому типу относится избирательная система Австралии. Ответ поясните.

Конгрессмены США избираются по одномандатным округам, насчитывающим равное число жителей. Какой тип избирательной системы иллюстрирует приведенный факт.

В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляются по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, в третья – 10 %. К какому типу относится избирательная система данной страны. Ответ поясните. Сколько мест получит каждая партия в парламенте, если в его составе 120 чел.

Вопрос: Какая избирательная система действует в РФ? Объясните ее суть.

Это интересно: чтобы пройти в парламент, партиям необходимо преодолеть с 2007 года 7% барьер. Для сравнения: Египет – 8%, Швеция- 4%, Аргентина – 3%.

1. Выберите в приведенном списке требования, являющиеся обя­зательными
для избирательной системы в демократическом обществе,
и обведите цифры, под которыми они указаны.

I) наличие возрастного ценза

2) наличие образовательного ценза

3) тайная подача голосов

4. информированность граждан о программах кандидатов

5. допущение привилегий при распределении голосов

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания

Выберите в приведенном списке требования, являющиеся обя­зательными
для избирательной системы в демократическом об­ществе,
и обведите цифры, под которыми они указаны.

ценз гражданства

открытое голосование с информацией о кандидате

равенство голосов граждан

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания

Учитель: Сегодня на уроке мы смоделируем ситуации, с которыми реально или гипотетически может встретиться избиратель. Ваша задача – проявить свою гражданскую позицию и знания в вопросах избирательного права

Разыгрывание ситуаций по группам

Группы называют основные нарушения

Председатель участковой избирательной комиссии:

Из разговора с членом избирательной комиссии:

- Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.

Из беседы с наблюдателем.

- Подхожу к выездной группе, спрашиваю: “Сколько бюллетеней берете с собой?”. А они в ответ: “Не считаем, взяли пачку, вдруг к кому-нибудь еще заедем”. Подсчет голосов делали так, как будто мы – пустое место. Бюллетени не предъявляли, за кого проголосовали – ничего не известно. Попросил предъявить протокол голосования – отказали.

Из разговора с избирателем.

- Пришел на выборы рано, еще и наблюдателей не было. А члены комиссии что-то пишут и пачками бюллетени в урну бросают. А одна из девушек меня в кабинку завела, да и посоветовала мне за кого проголосовать. Ну а я не против – наверное, он - хороший человек.

непредъявление пустых урн наблюдателям перед опечатыванием.

массовое вхождение избирателя в кабинку для голосования.

голосование за родственников.

устранение наблюдателей при подсчете голосов.

халатность при учете количества бюллетеней взятых выездной группой.

непредъявление наблюдателям бюллетеня при подсчете в развернутом виде.

отказ предоставить наблюдателю протокол для голосования.

выброс фальсифицированных бюллетеней.

агитация в день выборов.

Подведение итога работы на данном этапе

Учитель: Политическая жизнь страны динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Взаимодействие субъектов политики порождает в обществе политический процесс. Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом.

Слайд: двуликий Янус

Историческая справка: Двуликий Янус

Был в римской мифологии и такой бог. Правда, сначала он числился древним царем Лациума, страны латинян, от всесильного Сатурна получившим дар ясно видеть все в прошлом и в будущем. Именно за эту двойную способность Януса стали изображать с двумя лицами: молодым, обращенным в будущее, и старым, смотрящим назад, в глубь времен. Потом, как и многие другие герои легенд, он постепенно превратился сам в двуликого бога начала и конца. Сегодня двуликим Янусом мы называем неискреннего человека.

Вопрос: Как вы понимаете это сравнение?

Вывод: Только открытые политические процессы , происходящие на глазах у всего общества и при сознательном политическом участии граждан ведут в будущее. Это подлинные демократические процессы, в которых граждане принимают участие, политическое участие

Расскажите, каким бывает политическое участие?

Политическое участие – это действия граждан с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Каким бывает политическое участие?

Политическое участие бывает опосредованным (представительным) и непосредственным (прямым)

Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей.

- участие в деятельности политических партий

- обращение и письма, встречи с политическими деятелями

- участие в митингах

- участие в выборах.

Вывод : понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве

Решение учебно-познавательной задачи

Французский просветитель 18 в. Ж.Ж. Русо, один из создателей теории общественного договора и сторонник народного суверенитета, полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренный народом, не имеет обязательной силы.

Современник Руссо, американский мыслитель и политический деятель, считал народ источником власти и заявлял о его праве учреждать правительство и принимать политические решения через избранных в него народных представителей.

Вопрос: Что общего и в чем различия приведенных взглядов Руссо и Джефферсона?

Работа в тетрадях

Общее – идея народного суверенитета

Запись: понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве

Различия: Руссо – сторонник прямого (непосредственного ) участия , Джефферсон - сторонник опосредованного (представительного) участия

Учитель: Непосредственное участие граждан – это участие в выборах.

(сюжет, предложенный автором, обращен к теме выбора.

Участие в выборах – дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым эмоциям и впечатлениям, так как велика опасность попасть под влияние популизма

Работа с документом

Сущность популизма

"Популюс" в переводе с латинского - народ. От этого корня в европейских языках образовалось много слов, в том числе и в рус­ском языке слова "популярность", "популярный". Однако при всем созвучии популярность не тождественна популизму.

Популизм можно определить как выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обещаний для до­стижения определенных политических целей. Популизм, отмечает­ся в политологическом словаре, - это деятельность, имеющая це­лью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обе­щаний, демагогических лозунгов и т.д. Популист в современной по­литике - деятель, заигрывающий с массами. Популизм есть по сути дела использование группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах господствующих взглядов, настроений людей, сложив­шихся под влиянием тех или иных обстоятельств.

Безнравственность популизма заключается в том, что он мани­пулирует доверием людей, деформирует его. В истории человече­ства необходимость объединения усилий, в том числе и в осуще­ствлении конкретного политического курса, всегда вызывала по­требность во взаимных обязательствах (политиков, правителей, с одной стороны, и народа - с другой) и, следовательно, в их взаим­ном доверии.

Популизм, устанавливая зачастую не без лицемерия заведомо фиктивные взаимные обязательства (своего рода сделку, совершен­ную под влиянием обмана), разрушает доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и ценности. В этом заключается главный социальный вред популизма.

Малъко А.В. Популизм - тормоз демократии.

С4. Что такое популизм и в чем его сущность? –

Ответ: Популизм - это выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обеща­ний для достижения определенных политических це­лей. Сущность популизма в использовании группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах взгля­
дов и настроений людей

С5. Совпадают ли по смыслу словосочетания человек-попу­лист и популярный человек? Ответ поясните.

Словосочетания человек-популист и популярный человек не совпадают по смыслу

Популист - деятель, заигрывающий с массами, а популярный человек - тот, кто пользуется широкой известностью

Сб. В чем безнравственность и в чем социальный вред попу­лизма? Безнравственность популизма в том, что он мани­пулирует доверием людей Социальный вред популизма в том, что он разру­шает доверие людей к политику и политике, обес­ценивает даже самые прекрасные идеи и ценности

С7. Каков, на ваш взгляд, основной путь борьбы с популизмом в российском обществе? В чем его суть?

Правильно назван основной путь борьбы в России с популизмом - становление демократической по­литической культуры граждан и перечислены ее эле­менты: научные знания, ориентации на демократи­ческие ценности и нормы, модели поведения, со­гласованные с установленными демократически­ми правилами

Запись: (от лат. Populous – народ) – это деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний.

Вывод: Предвыборные обещания требуют критического к себе отношения.

Учитель: чтобы не попасться на удочку популиста, необходимо обладать политической культурой.

Вопрос: Вспомним, что включает в себя политическая культура? (слайд)

Задание: 1 марта в области прошли выборы в муниципальные органы власти.

Прокомментируйте цифры, сделайте все возможные выводы

Задание стр. 272

Сформулировать причины необходимости активного участия граждан в политической жизни страны (1 группа) и причины политической пассивности части наших граждан (2 группы).

Необходимо участвовать в выборах потому, что:

(Предполагаемые ответы учеников).

Этим человек показывает свое неравнодушие к судьбе страны, своего региона, города или села;

Это показатель политической и правовой культуры гражданина;

Участие в выборах – это поддержка власти, того курса, который проводится в стране;

Выборы закладывают фундамент будущего страны;

Участвуя в выборах, человек чувствует причастность к жизни своего государства.

Причины политической пассивности:

(Предполагаемые ответы учеников)

Отстраненность части граждан от политики;

Ощущение, что “от меня ничего не зависит”, то есть, как бы человек не проголосовал – ничего не изменится;

Низкий уровень политической культуры;

Незнание программ партий и трудности с выбором;

Слабое и медленное освоение демократических ценностей, так как люди низко их оценивают.

Абсентеизм (от лат. absens (absentis) — отсутствующий, англ. Absenteeism) — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.

(лат.absentis - отсутствующий) - одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит, политика и т.п.

Учитель: Закончить наш сегодняшний разговор я хочу притчей

(Приложение: презентация 2)

Учитель: Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в выборах, право выбирать. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, в том, что участие в выборах – это дело не отдельных людей – это дело каждого. Что от каждого голоса и правильного решения зависит ваше будущее . Все в Ваших руках.

Вслед за Всеобщей декларацией прав человека в законодательстве большинства стран были закреплены гражданские и политические права. Они определили широкий круг форм политического участия граждан в жизни государства. Так, в Конституции Российской Федерации мы можем найти следующие политические права и свободы.

Полит_права.jpg

Политическое участие — это совокупность действий рядовых участников политической системы, посредством которых они влияют или пытаются влиять на политику государства.

• участие в массовых манифестациях ( митинг , пикетирование , шествие );
• участие в деятельности политических партий и общественно-политических движений;
• выражение своего мнения о событиях, имеющих важное значение для общества и государства, через СМИ.

К политическому участию НЕ стоит относить:
• политическую деятельность, осуществляемую под принуждением или угрозой применения наказания;
• политическую агитацию, осуществляемую за плату;
• профессиональную деятельность должностных лиц, наделённых властно-публичными полномочиями.

Митинг — это массовое собрание граждан в определённом месте для обсуждения вопросов, имеющих важное значение для общества и государства.

митинг.jpg

Пикетирование — публичное выражение одним участником или группой лиц мнения о политических событиях с использованием плакатов, транспарантов у зданий органов государственной власти.

Шествие — массовое прохождение граждан по определённому маршруту с использованием плакатов, транспарантов и звукоусилительной техники с целью привлечения внимания к существующим общественно-политическим проблемам.

шествие.jpg

Для проведения митинга, шествия или пикетирования, организуемого группой лиц, требуется разрешение органов местного самоуправления или органов государственной власти субъекта РФ. Только одиночное пикетирование не требует подобного разрешения.

Участие в голосовании — это способ политического участия, предполагающий выражение мнения населения при принятии решения через участие в выборах или референдуме.

Участие в голосовании является самой распространенной формой политического участия. В выборах и референдумах могут участвовать все совершеннолетние дееспособные граждане.


Не разрешается дискриминация по поводу:
• расы;
• национальности;
• пола;
• возраста;
• положения в обществе;
• образования.

Избирательное право имеет не только всеобщий, но и равный и тайный характер, то есть один избиратель может подать только один голос, и сделать это тайно от других людей.

Кроме того, граждане РФ имеют право как индивидуально, так и коллективно обращаться в органы государственной власти , равно как и в о рганы местного самоуправления . На любое обращение гражданина орган власти должен дать ответ в течение \(30\) дней.

Немаловажным способом участия в политической жизни является и участие в деятельности политических партий, участниками которых могут стать граждане РФ, достигшие \(18\)-летнего возраста. Граждане РФ могут одновременно состоять только в одной политической партии. В деятельности общественно-политических движений могут принимать участие как граждане РФ, так и иностранные граждане, равно как и лица без гражданства.

Значимым является и тот факт, что граждане РФ имеют полное право выражать своё мнение о событиях, имеющих важное значение для общества и государства, публично, равно как и через СМИ . Политическая цензура запрещена! Но под свободой слова не стоит понимать вседозволенность. Так, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни недопустимо и запрещено нормами уголовного права.

Читайте также: