Можно ли исламское право назвать консервативным

Обновлено: 17.05.2024

Наиболее яркой чертой мусульманского права является его откровенно религиозное содержание. Оно влияет на природу и источники этой правовой семьи, на способы регулирования общественной жизни. Мусульманское право является совокупностью норм, порожденных религиозно-этническими постулатами и ценностями. К странам с мусульманской правовой системой относят Иран, Ирак, Саудовскую Аравию, Египет, Сирию, Ливан, Турцию, Пакистан, Судан и др.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Основными источниками мусульманского права являются Коран, сунна, иджма, кияс.

Коран - священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине. Его текст содержит основные понятия, лежащие в основе цивилизованного общества. Прежде всего это сострадание, честность и доверие в коммерческих отношениях, неподкупность правосудия. Наряду с общими духовными положениями, проповедями там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. По оценкам специалистов из 6219 стихов, содержащихся в тексте Корана, около 80 содержат законодательные положения.

Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.

Иджма - комментарии ислама, составленные его толкователями (крупными мусульманскими учеными). Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах.

В иджме дается окончательное толкование ислама. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Кияс - четвертый источник права - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками права. Таким суждениям придается законный, общественный характер.

Обычно мусульманское право рассматривается как синоним шариата, в котором религиозное начало принципиально не отделено от правового. Интересным фактом является то, что нормы шариата (надлежащего пути) выполняются населением мусульманских стран как обязательные нормы поведения. Для мусульман шариат является "совокупностью обязанностей людей". Его действие распространяется на все сферы общественной жизни, проявляясь в форме моральной теологии, этического кодекса, источника высоких духовных чаяний, детально определенной ритуальной схеме и наборе формальных требований.

Мусульманское право имеет долгую историю развития. Оно формировалось в период разложения родоплеменной организации и становления феодального общества в Арабском халифате в VII - X вв.

С самого начала ислам определял не только религиозный ритуал, догматические и культовые особенности, но социальные институты, формы собственности, особенности права, философии, политического устройства, этики, морали и социальной психологии, хотя духовная сторона стояла все же на первом месте. В отличие от христианства, которое отделилось от государства еще в XVI - XVII вв. после буржуазных революций, ислам и по сей день является государственной религией. Ислам как система общественно-религиозных взглядов соединяет в себе следующие элементы: религиозный культ и свод духовно-этических определений; систему норм, регулирующих социально-экономическую структуру общества; общие принципы государственного устройства.

В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом. Таковыми являются Коран, сунна, принципы консенсуса (иджма) и аналогии (кияс). Шариат определяет все аспекты публичного и частного права. Мусульманские юристы и богословы считают, что эти нормы, освященные волей Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы, написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравии нет писаной конституции, а ее место занимает Коран.

Многие исследователи придерживаются мнения, что поведение мусульманина получает прежде всего религиозную оценку. Главным средством обеспечения норм мусульманского права является религиозная санкция за их нарушение. Наказание за нарушение норм мусульманского права, даже если оно исходит от государства, воспринимается в конечном счете как "Божественная кара", поскольку важнейшей задачей мусульманского государства "есть исполнение воли Аллаха на земле".




Все граждане мусульманских государств имеют одинаковые права в выборах правителя. Однако основным принципом выборов является принцип "достойных представителей", т.е. выборы - это привилегия "особо одаренных". Только особая категория знатных вправе советовать правителям и решать, является ли их политика законной по отношению к нормам шариата. Законотворческая функция этой группы заключается в том, что они выносят решения о соответствии законов главы государства, постановлений правительства и иных нормативных актов принципам шариата. Их деятельность схожа с деятельностью Государственного Совета во Франции, Верховного Суда в США или Конституционного Суда РФ, в функции входит конституционный надзор.

В середине XIX в. в положении мусульманского права произошли существенные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей. Начинаются кодификационные работы. Принимаемые торговые кодексы, кодексы торгового мореплавания, гражданско-процессуальные кодексы формируются по модели французского гражданского законодательства. И здесь колониальный тип отношений предопределял соответственно влияние системы континентального и реже общего права.

В конституциях некоторых стран мусульманское право считается основой законодательства. Оно применяется по многим вопросам, но особенно в гражданских отношениях. До сих пор сохраняются шариатские суды, которые функционировали и в Чеченской республике (вторая половина 90-х годов). В ряде стран Центральной и Восточной Африки мусульманское право используется как обычное право. Хотя мусульманское право и оказывает огромное влияние на правовые системы мусульманских государств, все равно сейчас наблюдается тенденция к применению таких источников права, как правовой обычай или законодательство.

Египет был первым государством, отказавшимся еще в конце XIX в. от мусульманского права как от единственного источника права. В Саудовской Аравии, считающейся страной традиционного ислама, все больше применяются в судопроизводстве и законодательстве "двойные стандарты", а в коммерческом праве приоритет уже отдается англосаксонскому праву.

В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20-е годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе западноевропейских моделей.

В конечном счете направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития.

По масштабу применения норм мусульманского права и степени их влияния на действующие законодательства можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока.

Первую группу составляют правовые системы (Саудовская Аравия, Иран), где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления (например, обязательное соответствие шариату всех принимаемых законов).

Вторую группу составляют правовые системы (Ливия, Пакистан, Судан), где действие мусульманского права не столь всеобъемлюще, но все же весьма существенно. Здесь мусульманское право продолжает регулировать отношения "личного статуса".

К третьей группе можно отнести правовые системы таких стран, как Египет, Сирия, Ливан, Ирак, Сомали, Мавритания, Афганистан. Их конституционное право закрепляет особые положения ислама и мусульманского права. Так, конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право - источник законодательства.

В четвертую группу входят Тунис и Народно-Демократическая республика Йемен. Их брачно-семейные законодательства отказываются от ряда основополагающих институтов мусульманского права. Например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а семейный кодекс НДРЙ в 1974 г. по существу наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных отношениях.

Из всех современных мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с политикой, государством и правом. Связывающим звеном между ними выступает мусульманское право.

Изучение современных источников мусульманского права, текстов законодательных актов свидетельствует о некотором сходстве их с европейским правом. Но внешнее сходство не устраняет внутренних, нравственно-религиозных источников, которые по-прежнему устойчиво определяют поведение людей. Правовые системы этих стран не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым системам. Однако у них много общего по существу и форме. Все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах.

В 2005 г. в мире насчитывалось 1,3 млрд. мусульман. Более чем в 40 государствах мусульмане составляют большинство населения, среди них: в Индонезии - 210 млн., в Пакистане - 150, в Бангладеш - 110, в Нигерии - 80, в Иране и в Турции - по 65, в Египте - 60, в Марокко и в Алжире - по 30, в Судане - 25, Саудовской Аравии - 20. В Индии (более 1,1 млрд. населения) проживает 140 млн. мусульман.

Создана Организация Исламская конференция (ОИК), объединяющая 57 мусульманских государств. В их число входят 6 стран - членов СНГ. Размер уставного капитала этой организации составил более 12 млрд. долл. Образована "большая исламская восьмерка", на долю которой приходится уже около 8% мировой торговли.

Увеличивается не только численность, но и влияние мусульман на общественные процессы (политические, экономические, идеологические, правовые и иные), происходящие в странах Западной Европы. В начале 2000 г. группа экспертов ООН разработала всемирный прогноз развития миграционных процессов на первую четверть XXI века. Из него следовало, что почти все развитые страны стоят перед угрозой исламизации, но сильнее всего этот процесс проявится в Европе. Пока этот прогноз оправдывается.

После окончания Второй мировой войны в Европе из-за неравномерного развития стран наблюдалась "внутренняя" миграция населения. На смену ей с начала 80-х годов XX столетия основные потоки рабочей силы стали поступать из бедных исламских стран. Они решали не только чисто экономические проблемы, но и демографические. Специалисты ввели в обращение новое понятие - "европейский ислам". Многие (более половины) из мусульман, натурализовавшихся в европейцы при сохранении исламской культуры, считают себя "верующими, но не практикующими".

Численность стран - членов Европейского Союза до его расширения за счет бывших социалистических государств составляла 379 миллионов, из них почти 14 млн. иммигрантов-мусульман, прибывших в основном из Турции, Магриба, Индийского субконтинента.

В Англии насчитывается 2000 имамов, 1600 мечетей, 4 частные мусульманские школы. Во Франции - 1500 имамов, 1685 мечетей и молельных мест. В ФРГ - 1500 имамов, более 1000 мечетей, примерно 2000 молельных мест и одна частная мусульманская школа. С 1 января 2000 г. германское гражданство стало определяться не только "по крови" (по национальности родителей), но и по месту рождения. В Дании - 90 имамов, 40 молельных мест, 12 частных мусульманских школ. В Голландии - 500 имамов, 450 мечетей, 20 частных мусульманских школ. В Италии - 2 мечети, 155 молельных мест. В Испании - 12 мечетей, 60 молельных мест, 4 частные мусульманские школы.

В России проживает более 26 (по другим оценкам - более 20) млн. мусульман. Ранее в Российской империи существовало четыре крупных региональных мусульманских центра. Главы двух из них, бухарский эмир и хивинский хан, входили в Госсовет и участвовали во всех важнейших государственных церемониях, в том числе в интронизации православного императора. Четыре крупных мусульманских центра сохранялись и в СССР. Теперь этих структур нет, а взамен образовалось более 40 духовных управлений. Фактически мусульманское сообщество России разобщено на региональные и этнические анклавы.

Одной из особенностей ислама в России является отсутствие (за исключением Северного Кавказа) "политического ислама". По большей части граждане, исповедующие эту религию, являются этническими мусульманами. Для них характерен бытовой ислам, выражающийся в исполнении небольшой части религиозных обрядов и предписаний. В различных регионах России также наблюдается заметное различие в религиозных традициях. В отличие от других стран решением Конституционного Суда Российской Федерации также запрещено создание политических партий на религиозной основе.

Архивное фото. Женщина читает Коран

Возвращение талибов в Афганистан вновь сделало актуальным вопрос о законах шариата, которые движение "Талибан" (признано террористической организацией и запрещено в РФ) вводит в стране. Но Афганистан не первая и не последняя страна в мире, где следуют этим законам. Русская служба Би-би-си постаралась ответить на основные вопросы о шариате.

Что такое шариат?

Шариат - это система правил и обычаев, на которых строится исламское право. Она основана на священной книге мусульман, Коране, а также сунне и хадисах, комплексе текстов, в которых собраны жизнеописание и высказывания пророка Мухаммеда.

Шариат - арабское слово, часто переводится как "правильный путь" или "путь к воде", что в контексте жизни в Аравийской пустыне может означать путь богоугодный, праведный. Возможно поэтому словом этим пользовались не только мусульмане, но и арабы-христиане, а также зороастрийцы.

Шариат - это не свод законов, но комплекс предписаний, определяющих жизнь каждого мусульманина, в том числе связанных с молитвой, постом, паломничеством, а также взаимоотношениями с соседями и окружающим миром в целом.

В идеале его предназначение - дать мусульманину полное понимание о том, как сделать богоугодным каждый аспект своей жизни: веру и благотворительность, брак и семейные отношения, деловые связи и наследственные споры и т.д.

Автор фото, Getty Images

Если судебное решение не может быть принято на основе этих священных писаний, исламские правоведы могут дать рекомендацию или решение по отдельной теме или вопросу, порой выраженные в виде религиозного эдикта - фатвы.

По словам профессора исламских исследований Университета Глазго Моны Сиддики, суры Корана, в которых имеется правовой аспект, довольно немногочисленны по сравнению с общим текстом священной книги. Дело в том, что в ней определяется, в основном, личная жизнь правоверных.

"Суры [Корана], не будучи законом, указывают на то, как правильно обращаться с супругом, как воспитывать детей, как дети должны относиться к своим родителям. Потому многие из этих сур, не будучи законом в том смысле, как мы себе сегодня представляем право - как правила и установления, стали основой исламского законодательства", — объясняет профессор Сиддики.

Например, если коллеги приглашают мусульманина в паб после работы, он может попросить совета у богослова, чтобы получить рекомендацию для подобных случаев.

Таким же образом шариат определяет для мусульман семейное право, финансовые и деловые отношения.

Автор фото, Getty Images

Шариат - комплекс предписаний, определяющих жизнь каждого мусульманина: от брака до бизнеса

Насколько шариат открыт для интерпретаций?

Существует пять основных школ исламского права. Среди них четыре - суннитского направления: ханбали, малики, шафи и ханафи, - и одна шиитского - джафари.

Суннизм и шиизм две самые большие ветви ислама, которые появились после кончины пророка Мухаммеда. Их сторонники разошлись во взглядах на то, кто должен стоять во главе мусульманской общины - уммы. Суннитов в мире больше, живут они в таких странах как Саудовская Аравия, Пакистан, Турция. Шииты в основном живут в Иране, Азербайджане, Ираке.

Разница между школами шариата буквально в том, как они интерпретируют тексты и указания, на которых основаны законы шариата.

Ханбали считается самой ортодоксальной: именно ей следуют в Саудовской Аравии. Ханафи называют более либеральной - она доминирует, например, в Египте, Пакистане, Турции. Ей следуют и талибы, хотя и в гораздо более консервативном понимании.

Автор фото, Getty Images

Правила в шариате в числе прочего касаются и личной гигиены

Закон шариата - есть слово Аллаха, но описывают его люди. Наказание выносит судья - кади, говорит Хью Кеннеди, профессор арабского языка Лондонской школы востоковедения и африканистики. А значит, кади исходит из собственной интерпретации и понимания закона.

"Шариат требует делать добро и запрещает зло, это может сочетаться, или нет, с демократическими правами, в зависимости от интерпретации политического движения - но призыв к следованию шариату обязательно формирует основу любой политической программы в мусульманском мире", — пишет в своем объяснении сути шариата Роберт Глив, профессор арабских исследований в английском Университете Эксетера.

Автор фото, Getty Images

Женщины на остановке такси в Кабуле. Июль 2021 г.

Но есть еще один фактор, который влияет на интерпретацию и применение шариата. Это - племенные правила, объясняет Гутьеррес де Теран, директор департамента арабистики и ориенталистики Мадридского автономного университета.

"Шариат, которым пользуются талибы, основан на племенных правилах пуштунов, очень патриархальных, потому и положение женщины так занижено", - полагает он.

"Они сказали идти домой". Даст ли "Талибан" женщинам Афганистана работать и учиться

Ультраконсервативные режимы в исламском мире часто подстраивают шариат под свои политические нужды. Например, теократический режим в Иране, пришедший к власти после Исламской революции 1979 года, преднамеренно изменил правила шариата под свою политическую повестку, снизив возраст согласия для девочек до 13 лет, запретив им посещение университетов и заставив носить хиджаб.

В каких странах признают шариат?

Во многих странах - в основном Ближнего Востока и Северной Африки - шариат играет роль в семейном праве: бракоразводных вопросах, наследственных спорах, определении родительских прав и опекунства. Лишь в некоторых странах он также вписан в систему криминального законодательства: таких как

  • Пакистан
  • Афганистан
  • Иран
  • Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива
  • Ирак
  • Йемен
  • Мавритания
  • Бруней
  • Сомали.

А как насчет Великобритании?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Великобритания - светское государство, но мусульманам позволяется следовать правилам шариата, если это не нарушает законы.

Здесь есть "шариатские суды" (их также называют шариатскими советами), правда, действуют они на общественных началах и занимаются исключительно помощью в разрешении брачных проблем (регистрацией мусульманских браков и разводов) и рекомендациями в личной жизни среди местных мусульман..

Первый шариатский совет был основан здесь в 1982 году и за 40 лет их число росло с появлением новых мечетей и исламских благотворительных центров. Всего, согласно Фаузие Аззуз из Бристольского университета, по различным подсчетам, в Британии действует от 30 до 80 шариатских советов.

И хотя их решения не имеют юридической силы, беспокойство о том, что действия шариатских советов могут войти в противоречие с британским законодательством, стало причиной обсуждения в парламенте в 2019 году.

А в России есть шариатский суд?

Шариатское право на Северном Кавказе практиковалось с момента распространения ислама и до наших дней. В Чечне, например, браки, разводы, раздел имущества совершались по шариату даже в советский период.

Официально шариат пришёл на Кавказ в конце 90-х годов, между двумя чеченскими войнами. В 1997 году все светские суды были упразднены, появилось министерство шариатской госбезопасности (МШГБ).

С вводом российских войск в 1999 году, шариатское право в Чечне перестало действовать официально, но неофициально оно все ещё присутствует в решении бытовых вопросов. На Северном Кавказе в мусульманских семьях браки и разводы имеют силу, только если они заключены по шариату.

В ЗАГС молодожены ходят, как правило, для регистрации и дальнейшего оформления пособий на ребёнка. Так же, как в советское время, по шариату люди разводятся, решают спорные имущественные, наследственные и другие вопросы.

Правда, что в шариате применяются средневековые наказания?

Шариат, по крайней мере в теории, включает физические наказания, в том числе публичную порку, забивание камнями и ампутацию конечностей.

Шариатский суд в Нигерии в штате Сокото. Фото сделано в марте 2002 года

Строгость наказания определяется тяжестью совершенного преступления, которое подпадает под одну из двух широких категорий.

"Хадд" - серьезные преступления, с установленными для них наказаниями. Под эту категорию подпадают некоторые виды воровства, за которые полагается ампутация руки нарушителя.

"Тазир" - более легкие преступления, наказание для которых определяет сам судья.

Но добиться подведения нарушения под категорию "хадд" нелегко.

Вот что говорит об этом профессор Роберт Глив в интервью Би-би-си: "Надо помнить, что крайние наказания, которые можно найти в Коране, в юридической (исламской) литературе, выделяются исключительно высокой доказательной планкой. Например, наказанием за прелюбодеяние для человека, находящегося в браке, является забивание камнями до смерти. Но чтобы было основание для применения такого наказания, необходимо наличие четырех свидетелей, которые были бы очевидцами совершенного акта. А это крайне маловероятное обстоятельство".

Автор фото, Getty Images

В индонезийской провинции Ачех, публичное наказание женщине, которая была поймана с бойфрендом

"Даже в современную эпоху вуайеризма, добиться такого невозможно, - подтверждает Асма Афсаруддин, профессор исламских исследований Университета штата Индиана в США в статье в The Conversation в 2017 году. - Поэтому неудивительно, что оно почти никогда не применялось до наших дней".

"За все время, что я изучаю историю ислама, я ни разу не нашел примера побивания камнями за прелюбодеяние ни в одном из исторических текстов. Может быть, я недостаточно источников изучил. Но пока это так", — вторит ей в интервью Би-би-си профессор Хью Кеннеди из Лондонской школы ориенталистики и африканистики.

Почему же в современную эпоху эти, запрещенные ООН, наказания до сих пор могут применяться в некоторых странах, где большинство населения составляют мусульмане, например, в Пакистане или Нигерии? Профессор Афсаруддин считает, что шариатские суды, выносившие такие приговоры, не следовали шариатским правилам или находились под влиянием политиков, которые хотели выглядеть поборниками веры.

Согласно опросам, отношение мусульман к жестоким приговорам шариатских судов сильно разнится от страны к стране. И далеко не во всех исламских странах с действующими судами шариата применяются подобные наказания.

Что на самом деле запрещает шариат женщинам?

Коран признает абсолютное равенство между мужчинами и женщинами, напоминает Асма Афсаруддин. Многие права, которые он предоставляет женщинам, были практически революционными в свое время: им полагался равный с мужчинами доступ к знаниям, она могла выбирать мужа, имела право на наследование собственности мужа (приданое оставалось за ней), и могла начать бракоразводный процесс (при определенных условиях). Исламские богословы разрешали аборт до трех месяцев беременности, если была угроза жизни матери.

Кстати, о разводе. Классическая формулировка, напоминает Мона Сиддики, предполагает, что муж должен трижды сказать о намерении развестись, но между тремя заявлениями должен пройти некоторый период времени, обычно месяц. То есть Коран давал возможность семейной паре в течение трех месяцев восстановить отношения. Однако позже почти все богословы интерпретировали этот отрывок из священной книги так: мужчине достаточно сказать о разводе три раза подряд, чтобы он вступил в силу.

Что же такое исламское государство? Чем отличается от тех, что разными цветами украсили политическую карту мира? Кому оно сдалось? Зачем? Начнём с того, что отличает первых от вторых, а вторых – от третьих. На том, из чего берёт начало всё, что вы прочитаете ниже, – на исламском вероубеждении.

Ислам и куфр

Каждый человек смотрит на окружающий мир сквозь призму своего мировоззрения. Каждый человек пытается достичь каких-то целей, ставит перед собой различные задачи, имеет свой круг предпочтений. Ислам – это не просто мировоззрение, идея или религия. Ислам – это идеология и её воплощение в жизнь. Воплощение это вбирает в себя все сферы человеческой жизни: индивидуальную и социальную, экономическую и политическую, обрядовую сторону и повседневность. Мусульманин – это человек, который верит во Всевышнего, в Такого, Каким Он описал себя в Своей Книге и через Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха); убеждён, что весь окружающий мир создан Им и принадлежит Ему Одному и, наконец, считая Его Волю единственным мерилом оценки своих действий, поступает согласно Его закону, установленному Его Книгой и Посланником (мир ему и благословение Аллаха). Другими словами, мусульманин не поклоняется никому, кроме Аллаха, посвящая свою жизнь поклонению Ему Одному.


Немусульманин (или, говоря языком шариата, кафир) – это человек, который не верит в Бога – Такого, Каким Он описал Себя в Коране и посредством Сунны, или не верит в Его господство над окружающим миром, или не считает Волю Всевышнего Аллаха, выраженную Им в Коране и Сунне Его Посланника, путеводителем по жизни и абсолютным законом, или обращает поклонение (в том числе и абсолютное подчинение) к кому-либо, кроме Всевышнего Аллаха.

Человек и государство

Человек и закон

Человек – это существо, которое стремится к благу. Полная естественная свобода – это благо человека, которым он готов пожертвовать лишь для обретения ещё большего блага – гарантии, что никто не будет нарушать его свободы. Однако, получив такую гарантию, человек, как правило, становится перед соблазном вернуть себе первичную свободу, не теряя гарантии. Проблема усугубляется, когда этим начинают заниматься все.

Почему же не работает официальный закон, призванный принести благо обществу, а соответственно и индивиду?

Здесь возникает другой вопрос: а зачем индивид должен соблюдать закон, если выгоднее не соблюдать его? Разве не благо индивида лежит в основе закона и государства?

Интересно в этой ситуации другое – то, что связывает её с нашей темой. Анри заявил, что находился в безвыходной ситуации. Из двух зол – признаться или не признаться в нарушении правил – он выбрал для себя меньшее. Если бы Анри сказал судье, что играл рукой, то навлёк бы на себя гнев всей футбольной команды – плевать французы хотели на fair play в качестве утешения за непопадание в финал Кубка мира. Анри просто-напросто стал бы изгоем во Франции. Успешное выступление в финальном турнире чемпионата мира сулит игрокам более выгодные контракты в клубах. Только премиальные от FIFA за выступление в Южной Африке могут составить несколько десятков миллионов долларов (в зависимости от успехов в турнире), а ведь есть ещё спонсорские контракты, которые могут выражаться в сотнях миллионов долларов на несколько лет. Наказание же за проступок, который совершил Анри, весьма умеренное – краткосрочная дисквалификация либо штраф, что уже давно никого не пугает. А подобное поведение в футболе стало нормой.

Действительно, Анри незачем было признаваться. Так же, как незачем врачу, преподавателю или гаишнику отказываться от взятки. Единственное, что может остановить человека в подобной ситуации – это наказание. Однако в случае с Анри оно несущественно, а в случае со взяточниками – минуемо.


Согласно шариату закон – это нечто гораздо большее, чем просто благо для общества и его членов. Соблюдение законов шариата – это в первую очередь поклонение Всевышнему Аллаху и один из принципов единобожия. Мусульманину выгодно соблюдать закон при любых обстоятельствах, и эта выгода всегда несравнимо выше любых многомиллионных контрактов. Более того, соблюдение закона Аллаха – это вообще самоцель для мусульманина, одна из граней смысла его жизни. К примеру, для бизнесмена-мусульманина соответствие его деятельности шариату гораздо важнее самой прибыли. В окружающем обществе это принято называть исламским фанатизмом и глупостью. Лично не раз сталкивался с тем, как люди, с ненавистью вспоминающие преподавателей, вымогавших у них деньги во время учёбы, считают глупыми своих знакомых преподавателей, которые отказываются от взяток из исламских соображений. Не это ли настоящая глупость?

Другое немаловажное отличие исламского подхода – неотвратимость наказания за преступление. Человек, верящий во Всевышнего Аллаха, всегда прекрасно помнит, что даже если он сумеет скрыть своё преступление от общества, от Аллаха он не скроет ни своих действий, ни цели, ни намерения и обязательно ответит за них в Судный день.

Правитель и государство

Заключение

Как бы ни перевернулись весы деяний, какой бы банальной и примитивной ни выставлялась истина, как бы ни перемешалась правда с ложью, добро обязательно победит зло. Истина обязательно восторжествует. Это то, во что мы верим. Это пункт наших убеждений. Да, ислам действительно оккупирован со всех сторон. Отвоевать землю – это самое простое. Мусульмане оккупированы культурно, экономически, политически, интеллектуально. Оккупированы наши мысли, идеи, ценности. Мы отмечаем чужие праздники, стремимся к чужой культуре, мыслим чуждой идеологией. Однако всё изменится нашими усилиями с помощью Аллаха.



Цель этой статьи – разобраться со стороны Шариата, психологии и активисток исламского феминизма:

  • где заканчивается отстаивание женщинами своих прав в рамках Шариата и начинается практика западной идеологии феминизма;
  • почему мусульманки становятся феминистками;
  • к каким последствиям для уммы это ведёт.
Что такое феминизм и как он развивался на западе?

В основе феминизма – борьба за политические, экономические, личные и социальные права женщин и преодоление сексизма. Из истории западного общества видно, что феминистки проделали большую работу в отношении прав женщин.

Первая волна феминизма . Европа и США. Конец XIX – начало XX века:

  • разрешение женского образования, в том числе в университетах;
  • право самостоятельного выбора профессии;
  • право владеть собственным имуществом будучи замужем;
  • в отдельных регионах право на контроль собственного заработка;
  • право наследовать.
  • борьба за гендерное равенство в выполнении домашних обязанностей;
  • развенчивание стереотипа превосходства мужчин над женщинами в науке и карьере;
  • Произошло деление феминизма на течения, самые яркие из которых – либеральный феминизм и радикальный феминизм , остающиеся основными и на сегодня.

Третья волна феминизма . 1990-2013 гг. Базируется на достижениях второй волны:

  • создание убежищ для жертв насилия;
  • гласность, требование признать проблему насилия над женщинами на уровне общества;
  • акцент на социальное равенство;
  • борьба с расовой, гендерной и другими видами дискриминации и угнетения;
  • начинают активно развиваться такие течения, как ЛГБТ- феминизм и квир-теории (категорически неприемлемо в Исламе).
  • расширение прав и возможностей женщин с помощью интернета;
  • продолжение борьбы против насилия над женщинами;
  • попытка изменить восприятие женщины, как “сексуального объекта”;
  • помощь в принятии естественности женского тела с помощью движения “бодипозитив”;
  • В то же время существуют серьезные противоречия внутри идеологии – например, противостояние между ЛГБТ-сообществом и феминистками традиционных взглядов, отвергающих квир-феминизм под предлогом “стирания природы женщины”.

Читая это, любая знающая и практикующая ислам мусульманка схватится за голову и подумает: “А причем здесь мы?”. Ведь ислам давно обозначил решение для большинства проблем, которые решают феминистки.

Женщина в исламе
  • Получила право на образование и профессиональную реализацию еще в VII веке н.э.

Один из первых университетов в мире был основан мусульманкой Фатимой Аль-Фихри в IX веке на унаследованные от состоятельного отца средства.

  • Шариат выстроен в защиту женской неприкосновенности. Посторонним мужчинам не только нельзя проявлять бестактность по отношению к женщине, но запрещено даже касаться ее руки и следует опускать свой взор при встрече с ней.

Конечно же, при таких требованиях к мужчинам справедливо, что и женщины имеют определенные предписания в поведении и внешнем виде. Потому, что где есть права, там есть и обязанности – в этом справедливость.

  • В исламе люди любой расы и национальности абсолютно равны и нет места дискриминации. Более того, при Халифате не притеснялись даже иноверцы, желавшие жить с мусульманами в мире и согласии.
  • Активная и порой даже равная позиция женщин в истории Ислама. Например, есть целый список женщин-воинов , сражавшихся наравне с мужчинами в великих битвах (Насиба бинт Ка’б Ансари и ее сестра, Нусайба бинт Ка’б, Асма, дочь Язида, Мугейре ибн Шобе была и вовсе главой в сражениях против иранских Сасанидов, Лалла Фатима была народной героиней алжирских берберов, возглавляла почти 6 лет военные действия берберов (в 1851–1857 гг.), и другие).
  • В исламском Халифате женщины активно участвовали в экономической деятельности. Мусульманки работали в широком диапазоне различных профессий, во всех секторах экономики.
  • Насилие над женщинами в исламе строго порицается:
  • Хиджаб дает защиту от сексуализации, женщина не воспринимается как сексуальный объект.

Этих примеров достаточно, чтобы увидеть, что Шариат и ислам позаботились о положении женщины и закрепили за ней права, за которые борются феминистки.

ПОЧЕМУ ЖЕ СОВРЕМЕННЫЕ МУСУЛЬМАНКИ ВСЕ РАВНО СТАНОВЯТСЯ ФЕМИНИСТКАМИ?


Виктория Нестеренко (Украина), Директор в Центре сертификации HALAL Global Ukraine, глава правозащитной организации “Вместе с законом”, феминистка.

– Виктория, почему Вы решили стать феминисткой?

– Осознание того, что я феминистка, пришло задолго до того, как я приняла ислам. Родители с детства вложили мне в голову, что каждый человек – это отдельная личность, каждый должен уметь жить самостоятельно и уметь постоять за себя, так как мы не знаем, какие испытания нас настигнут. Поэтому я никогда не видела разницы в возможностях и правах мужчин и женщин, пока сама с этим не столкнулась. И в один трудный для меня момент я поняла, что иногда мир очень несправедлив, а к женщинам несправедлив вдвойне и если мы сами не будем отстаивать свои права, тогда кто будет это делать?

– Правильно ли я понимаю, что Вы разделяете идеологию современного феминизма полностью, включая защиту прав не только мусульманок, но и женщин ЛГБТ сообщества?

– Современный феминизм очень разный. Если мы говорим о базовых правах женщин – конечно, они должны быть одинаковы для всех независимо от веры и тд. Но ЛГБТ-феминизм это нечто другое, это поддержка прав мужчин, которые стали женщинами. Это я не поддерживаю. Сейчас я разделяю идею исламского феминизма и идею равных экономических и политических прав.

– Что в Вашем понимании “исламский феминизм”? Это отстаивание и защита имеющихся прав или попытка получить новые?

– Это защита шариатских прав женщин и соблюдение их мужчинами, семьей, государством. Также это избавление от традиций восточных, кавказских и африканских народов, которые люди пытаются оправдывать исламом.

Невозможно не согласиться со словами Виктории, что проблема защиты имеющихся шариатских прав мусульманок существует в современном мире. Причина этого – отсутствие единой централизованной системы Шариатского судейства и беспечное отношение имамов к своим обязанностям.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ ФЕМИНИСТКАМИ, ЧТОБЫ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ПРАВА ПО ШАРИАТУ?

Наталья Тамбиева (Россия), Руководитель аппарата Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Исследует исламский феминизм в своей диссертации в СПбГУ,придерживается традиционных взглядов ислама.

Еще одной причиной формирования данной концепции можно назвать столкновение ожиданий и реальности. То есть, безусловно, все права и обязанности, а также предписания дозволенного и недозволенного, ниспосланы верующим в Коране и дополнены Сунной. Но сегодня, когда женщина ищет защиты своих прав в рамках Шариата, она наталкивается на стену: нет соответствующего органа/имама/судьи, который смог бы реализовать процедуру развода, выплату махра, обеспечение детей или возможность видеться с детьми. В данном случае приверженцы концепции исламского феминизма предлагают компетентным мусульманским ученым, в том числе и женщинам, вырабатывать фетвы, учитывая данные обстоятельства, при этом делая акцент на ситуации, касающиеся женщин, отсюда и название.

– Я бы сказала, что исламский феминизм затрагивает различную проблематику как внутри мусульманского сообщества, так и вне его.

– Как и любая научная мысль, движение или теория концепция исламского феминизма представлена очень разноплановыми исследователями. Как уже было сказано выше, затрагивается широкий спектр вопросов. Есть исследователи, которые делают именно такой вывод, обосновывая это абстрактностью данного предписания. Я не являюсь приверженной такого мнения. Мне ближе такое понимание хиджаба: это фард, но исполнять его или нет, женщина определяет сама и никто не имеет права ее принудить к этому, как и к любому другому действию.


Устаза Иман Лия Махмутова (Эстония), Президент Ассоциации мусульманок стран Балтии, Международный консультант по семейному и Шариатскому праву, правозащитник и женский шариатский адвокат.

– Иман, обязательно ли называть себя “исламской феминисткой”, чтобы отстаивать свои права по Шариату?

– Основная опасность “исламского феминизма” заключается в том, что он имеет много разных проявлений. Некоторые группы требуют, например, чтобы женщины становились имамами и проводили пятничные проповеди, полностью исполняя абсолютно мужские функции и обязанности. Я встречалась с такими феминистками, которые взяли из учений западных востоковедов, что якобы на хиджаб нет далиля, что это придумано для угнетения женщин. И они призывают убрать исламское одеяние для женщины.

Также есть те, кто выступает за полное равенство с мужчинами в вопросах наследования и свидетельства в суде. А это уже нарушение фундаментальных законов ислама.

Поэтому, открывая дверь “исламскому феминизму” даже на небольшую щелочку, мы даем шанс этой двери в итоге открыться на полную. А закрыть потом ее будет невозможно.

– Приверженцы “исламского феминизма” аргументируют свое участие в движении тем, что по факту Шариатская система защиты прав женщины не работает. Сегодня в мире нет даже единого международного Шариатского Суда (как например в светском мире ЕСПЧ ). В подобном безысходном положении можно ли оправдать попытки мусульманок сотрудничать с феморганизациями, у которых сегодня больше возможностей для решения женских проблем?

– Предположим, женщина попала в ситуацию притеснения и ущемления ее прав. Если нет Шариатского суда (не обязательно международного, хотя бы местного), который бы смог не просто вынести, а проследить исполнение своего решения, то женщина имеет право идти и защищать себя самостоятельно в имеющиеся органы власти. Но важно помнить, что с точки зрения ислама она не имеет права требовать больше положенного по Шариату.

Более того, я в таких случаях говорю, что не просто можно, а нужно это делать. Потому что чувство безнаказанности может приводить к плачевным последствиям. Я вижу примеры этому на своих консультациях: насилие, применение угроз, а также обвинение в куфре, если женщина обращается в суд светского государства. И на основании такфира отбираются дети.

Защита прав мусульманок с помощью феминистических организаций очень сомнительна, так как неизвестно, соблюдаются ли нормы ислама в таком случае. Не окажется ли уже мужчина притеснен в своих правах. Чтобы женщина не стала вместо угнетенной – угнетающей. Ислам за справедливость, и права всех сторон должны быть соблюдены.

Я считаю, что надо просто укреплять местные мусульманские сообщества за счёт создания крепкого и сильного совета по Шариату при каждом сообществе. К сожалению, моя практика показывает, что на сегодняшний день во многих европейских странах люди без шариатского образования работают имамами. Поэтому важно, чтобы были квалифицированные кадры, которые смогут защищать права женщин без прибегания к помощи феминистических организаций.

Так как я сама вижу, живя в Европе, как в этих организациях все намешано. Там никому не будет интересно, мусульманка ты или нет, и никто не будет учитывать ваши особые потребности в защите своих прав.

У меня был опыт работы с беженцами в Европе, когда меня приглашали как переводчика. И когда я переводила то, что говорят психологи, я видела, как не учитываются ценности ислама и то, что человек абсолютно из другой культуры. В этом-то и заключается опасность.

Здесь можно добавить,

НУЖНО ЛИ ИДТИ ЗА ТЕМИ, КТО ТЕБЯ НЕ ПРИНИМАЕТ? ГДЕ ИДЕИ МЕНЯЮТСЯ, А УЧАСТНИКИ ДВИЖЕНИЯ КОНФЛИКТУЮТ МЕЖДУ СОБОЙ?

ЧТО ЖДЕТ ПСИХИКУ МУСУЛЬМАНКИ НА ПУТИ ФЕМИНИЗМА?


Фатима Аликханова (Россия), практикующий психолог.

– Фатима, влияет ли использование терминологии и участие в движениях на действия и поведение человека?

– Безусловно. Давайте начнем с того, что нужно сделать, чтобы стать частью какой-то группы и причислять себя к ней? Быть похожим, ведь так.

Более того, нужно иметь не только общие интересы, ценности и цели с этой группой, но еще и обладать отличительными признаками, которые позволяют мне причислять себя к этой группе, а другим узнавать о моей принадлежности к этой группе.

Здесь возникает необходимость использовать феминитивы, красить волосы в яркие цвета или носить более свободный стиль хиджаба – то есть внутренняя идеология находит свое отражение во внешней символике.

Таким образом, я бы сказала, что сам факт причисления себя к этому движению и использование их атрибутики уже будет влиять на индивидуально-психологические особенности человека.

– Способен ли человек выдержать здравый баланс идеологий в случае, когда основное движение не принимает течение, которому ты следуешь?

– Я думаю, что нет. Потому что это приводит к когнитивному диссонансу.

Психика будет прилагать все усилия, чтобы разрешить этот внутренний конфликт и избавиться от дискомфорта.

А это возможно сделать 3 путями: изменение убеждения, изменение отношения, изменение уровня важности.

Например: Я знаю, что феминизм — это западное движение, негативно относящееся к любой религии, но считаю себя феминисткой в исламе.

Баланс как некое равновесие можно удержать там, где есть ровная почва и нет сильного шторма. А диссонанс – это уже столкновение, которое психика пытается урегулировать, описанными выше способами.

Таким образом, чтобы удержать равновесие во время шторма, ты жертвуешь чем-то. В нашем случае, одно убеждение будет отодвигать или вытеснять другое.

Важно помнить, что любая идеология пронизывает все формы сознания человека, а это не может не сказаться на его образе жизни и действий.

Я рассмотрела вопрос феминизма с точки зрения истории, теологии и психологии.

Выбор, каким идеологиям следовать и как это делать, остается только за вами, дорогие сестры. Бороться с миром, который никогда не будет справедливым, или полагаться на справедливость Аллаха.

А напоследок, я бы хотела привести цитату:

تخطيط كلمة الإسلام.jpg

Ислам

Приверженцев ислама называют классический арабский . В мире на данный момент насчитывается, по разным оценкам, от около 1,2 [3] -1,3 [4] до 1,57 млрд. [5] мусульман (то есть 22,74 % [6] . Исламские уммы охватывают более 120 стран, в основном [7] в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке, из которых в 35 составляют большинство населения, а в 28 странах являются государственной религией — Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и другие [8] .

Содержание

История ислама

Исторически с началом III века основным центром экономической и религиозной жизни арабов стала Мекка, область которой почиталась заповедной, где нельзя было убивать и оскорблять. Здесь находился [10] .

Проповедь Мухаммеда

Распространение ислама

К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское Византией и Египет, завершившийся его завоеванием. После убийства двоюродного брата и зятя Мухаммеда халифа Али в Дамаск. В ходе дальнейших арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и Ближнем Востоке, позднее — в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. В Пиренейский полуостров, однако при дальнейшем продвижении по Европе на север они в 732 году потерпели поражение под Пуатье и остановили своё продвижение вглубь Европы.

Осада Белграда . Турецкая миниатюра.

В VIII—IX веке в исламе возникло мистическое течение — суфизм.

В начале IX века арабы вторглись в Сицилию и владели ей, пока в конце XI века не были изгнаны норманнами.

К началу X века от Арабского халифата откололись Северная Африка, Пиренейский полуостров и восточные территории от Ирана до Индии [15] .

Тяжёлые испытания выпали на долю ислама в XIII веке в связи с среднеазиатские мусульманские государства и положившим конец существованию Арабского халифата. Но монгольские завоеватели уже во второй половине XIII века приняли ислам, а в XIV веке их держава прекратила существование.

В XV веке реконкиста привела к падению мусульманских государств на Пиренейском полуострове, но в то же время возникла могущественная Османская империя, под влиянием которой в период расцвета в XVI—XVII веках оказалась территория включающая Малую Азию (Анатолию), Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы [16] .

К концу XIX века в исламе наметились две тенденции — [17] .

К концу XIX в. почти все мусульманские страны были превращены либо в колонии европейских стран, либо в зависимые от них государства. Борьба против колониализма привела к небывалой политизации ислама, процесс которой занял почти весь ХХ век. Возник политический ислам ( [18] .

Учение

Аллах

Сущность Аллаха

Согласно Корану, сущность Аллаха непостижима для человеческого разума. Наделил всё алгоритмической составляющей, организовал все процессы и события. Он может управлять всем и изменять в любой момент времени всё, что создал. Аллах с точки зрения всех верующих мусульман единственный творец и повелитель всех форм живого и неживого, всех явлений и законов природы.

Всё в мироздании с точки зрения ислама совершается только по воле Аллаха, так как только он обладает абсолютной волей и могуществом и ничто не происходит без его ведома. Согласно взглядам верующих-мусульман Аллах видит и слышит всё непостижимым для человека образом, и невозможно скрыть что-либо от его взора. Кроме Аллаха, с позиции мусульманской веры, других богов не существует, и единственным объектом для служения и поклонения является только он. В Коране высказано, что только служение Аллаху возвышает человека, освобождает его от рабства и преклонения перед различными мифическими образами, силами природы или другими людьми. Все иные культы, суеверия, поклонение стихиям и мифическим персонажам с мусульманской точки зрения — тягчайшие грехи перед Аллахом, которые он прощает лишь при искреннем раскаянии [22] .

Коран

Первая [23] Самая объёмная вторая [23]

Мусульмане считают, что Коран содержит в себе новый Закон Бога, имеющий значительные отличия от предыдущих Законов, что Коран служит средством различения истины, содержащейся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок и добавлений.

Мы каждому из вас предначертали

Устав (для жизни) и дорогу (к свету).

И если бы желал Господь,
Он сделал бы вас всех одним народом,
Но (волею Своей Он хочет) испытать вас
(на верность в соблюдении того), что Он вам даровал.

Стремитесь же опередить друг друга в сотворении благого,
К Аллаху — возвращение вас всех,
Тогда Он ясно вам покажет
Всё то, в чём расходились вы! [27]

Мухаммед

араб. محمد ‎‎; ок. 8 июня Откровение снизошло к Мухаммеду, когда ему было 40 лет. Речения, которые ему сообщал согласно преданию архангел Мекки. Мухаммед активно выступал против суеверий, критиковал язычество. Язычники, защищая свои обычаи, оскорбляли мусульман и насмехались над ними, преследовали их, пытали и даже убивали. После этого мусульмане решили переселиться из Мекки в [28] .

Столпы веры

  • Вера в Аллаха — творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие.
  • Вера в ангелов. Ангелы — существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли [30] .
  • Вера в Торы), Евангелия), а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных книг, кроме Корана, искажены.
  • Вера в пророков (посланников) божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммед.
  • Вера в воскрешение , Божий Суд, наличие рая .
  • Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего ( Столпы ислама

    Ислам как образ жизни

Ислам, по заявлениям его приверженцев, преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество.

Личность

Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность [34] . Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) [35] [36] , алкоголь и любые наркотики [37] . Запрещены азартные игры [38] .

Семья

Заключение брака в мечети, Казахстан

Семья в исламе — это основная ячейка общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно ( [14] Коран, рекомендуя мусульманским мужчинам иметь одну жену, позволяет им брать в жены до четырёх женщин [14] [39] . Мусульмане понимают многоженство как систему защиты: когда разведённая или овдовевшая женщина остаётся без средств к существованию, законный брак даёт ей любовь, опеку и уверенность в будущем. Если у мусульманина несколько жён, он обязан уделять каждой равное внимание, любовь, одинаково обеспечивать их и не выделять особо какую-нибудь из них.

Мужчина обязан заботиться о содержании семьи. Женщина включена в число наследников, может раздельно владеть своим имуществом, самостоятельно совершать торговые и финансовые сделки. [14]

Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей. [источник не указан 2548 дней]

Мораль

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:

  • Правдивость (ас-сидк).
  • Надёжность и верность (аль-амана).
  • Искренность (аль-ихлас).
  • Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).
  • Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
  • Сила нравственная и физическая (аль-кувва).
  • Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
  • Скромность (аль-хайя).
  • Достоинство и самоуважение (аль-изза).
  • Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).
  • Желание посвятить всё своё время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
  • Щедрость (аль-джуд валь-карам).
  • Терпение (ас-сабр).
  • Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).
  • Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф). Файл:Istiqlal Mosque Eid ul Fitr Jamaah 4.JPG

Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч и изречений пророков.

Взаимоотношения между людьми

Люди Писания

Мечеть

Мечеть (араб. مسجد ‎‎ — место поклонения‎) — сооружение для совершения коллективной молитвы и других видов поклонения в исламе. Мусульмане посещают мечеть для совершения обязательных ежедневных пятикратных, а также Ислам по странам

Процент мусульманского населения в странах мира

Основные статьи: Ислам по странам , См. также: [3] -1,3 [4] до 1,57 [5] мусульман (то есть 22,74 % [6] . миллиарда человек. Исламские уммы охватывают более 120 стран, в основном [7] в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке, из которых в 35 составляют большинство населения, а в 28 странах являются государственной религией — Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и другие. [42] Только 18 % мусульман живут в арабских странах.

В Китайской Народной Республике ислам исповедуют от 20 до 30 миллионов человек (1,8% населения). [43]

Увеличение численности мусульман в Западной Европе происходит в основном за счёт Французские статистические органы склонны считать, что в Европе каждый год обращается в ислам не меньше 50 тыс. человек. В США число новообращенных в ислам растёт гораздо быстрее при более скромных масштабах мусульманской иммиграции. По данным Американского мусульманского альянса , ежегодно в ислам обращается 135 тыс. человек, в основном [44] .

Исламское право

араб. شريعة ‎‎ — (правильный) путь, образ действия‎) — многозначный термин: свод Божественных повелений и запретов; Божественный Закон, основанный на аятах Корана и Моисей). Каждый новый шариат, который приносил посланник Аллаха, отменял предыдущий, но основные положения сохранялись — старые Законы включались в новые и обогащались новыми положениями. Последний Закон — Шариат Мухаммеда — отменил все предыдущие и останется единственно истинным до дня Страшного Суда.

В соответствии с ниспосланными Аллахом Откровениями, все практические предписания Шариата можно разделить на три категории:

    относящиеся к служению. Непосредственные акты поклонения: молитва, пост, паломничество и т. д., а также любые действия, одобряемые Им ( Теория равенства

Отношение к рабству

продажа рабов на рынке в Йемене

Принявший ислам — часто освобождался от рабства [47] . Отпуск рабов на волю рассматривается как богоугодное дело. Мусульман мог отпустить верующих рабов на свободу в качестве наказания за свои проступки. При этом он должен был наделить их письменной отпускной грамотой, также выдать часть своего имущества. Мухаммед не отменял рабство, но старался смягчить напряжённость в обществе и привлекал к исламу невольников. [48]

Во всех современных странах с преобладающим мусульманским населением рабство официально запрещено светским законом — [источник не указан 3386 дней]

Различные течения в исламе

Карта распространения мазхабов.

Основная статья: VII века в результате политической борьбы, когда в Усмана ибн Аффана халифом был избран зять Мухаммеда [52] Подозревая халифа Али в причастности к убийству халифа Усмана, наместник Сирии битва при Саффине . Во время Сиффинской битвы, когда силы Муавии были на исходе, он пошёл на хитрость, вынудив Али ибн Абу Талиба остановить битву и начать мирные переговоры. Нерешительность Али вызвала возмущение среди его сторонников, и 12 тысяч воинов покинули армию Али, впоследствии обосновавшись в Ираке. Воинов, покинувших Али после битвы при Сиффине стали называть араб. خوارج ‎‎ — выступившие, покинувшие) [53]
В 661 году праведный халиф Али ибн Абу Талиб был смертельно ранен хариджитом Ибн Мульджамом, после чего большинство мусульман признала халифом Муавию, но часть мусульман осталась верна Али и посчитала, что власть в Халифате должна принадлежать его потомкам. Так мусульмане разделились на суннитов (араб. أهل السنة والجماعة ‎‎ — ахлю-суннат ва-ль-джама’ах), признавших законной власть Муавии и араб. شيعة ‎‎ — ши’а), которые до сих пор считают, что власть в халифате должна принадлежать только потомкам Али ( [54] ) и представлены в большинстве исламских стран (страны Ближнего Востока, Северной Африки, Центральной и Южной Азии и т. д.). Основной отличительной чертой суннитов является приверженность в правовых вопросах одной из четырёх общепризнанных суннитских правовых школ ( Саудовская Аравия, Катар, Кувейт и ОАЭ) и [55]

Прочие течения и секты

Помимо трёх основных исламских конфессий существует течения, сохраняющие принадлежность к исламу, каковым является — Файл:Touba3.jpg

Читайте также: