При каких обстоятельствах князь владимир пришел к власти получил власть по завещанию святослава

Обновлено: 02.07.2024

Таким образом, данные о славянстве Рюрика, подтверждаются тремя независимыми источниками. Возможно, таких данных и было больше, но они до нас не дошли. Хотя, возможно ещё удастся найти новые доказательства.

По дошедшему до нас летописному преданию, два боярина Рюрика Аскольд и Дир, отправились с согласия Рюрика в Константинополь, двигаясь по Днепру, они увидели город. Местные жители сказали им, что этот город основали три брата, - Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь, и назвали его в честь старшего брата Киевом. Братья и сестра давно уже умерли, а Киевляне их потомки платят теперь дань Хазарам. Аскольду и Диру понравился Киев и с согласия его жителей они остались в нём княжить.

Так на Руси образовалось два очага государственной власти. На севере с Центром в Новгороде и на юге с центром в Киеве. Которые в дальнейшем объединились в большое сильное государство, получившее название Киевской Руси.

ОЛЕГ
Перед смертью, Рюрик передал власть в Новгороде своему шурину Олегу (879-912), брату своей жены Ефанды, которая была дочерью урманского князя, поскольку его родной сын Игорь был ещё слишком мал, чтобы управлять государством. Так Олег стал опекуном малолетнего Игоря и фактическим правителем Новгорода.

Прокняжив в Новгороде три года, Олег подготовил и осуществил удачный поход на Киев, который был главным политическим соперником Новгорода и вёл с ним борьбу за власть над восточнославянскими племенами. Собрав огромное войско, состоявшее из варягов и подвластных Новгороду племён: чудь, словен, мерю, весь, кривичей, Олег двинулся по Днепру к Киеву. Подчинил по пути Смоленск и Любеч, оставив в них посадников с дружиной для поддержания власти, подошёл к Киеву. Здесь Олег, представившись купцом, идущем в Грецию обманом выманил и убил княживших в нём Аскольда и Дира. Узурпировав власть в Киеве, Олег сделал его столицей объединенного государства.

Подчинив своей власти Киев, Олег продолжал покорение соседних славянских племён в 882 г. им были покорены и обложены данью древляне, в 884 г. северяне, а в 885 г. радимичи, которые платили дань хазарам, но были выведены Олегом из хазарской зависимости и вошли в состав Киевского государства.

Но объединением восточнославянских племён деятельность Олега не ограничивается: он строил города, защищал Русь от хазарских набегов. А в 907 г. прославил себя удачным походом на Византию, в результате которого был заключен выгодный для Руси договор, который был составлен в двух экземплярах на русском и греческом языках. По этому договору греки обязывались платить дань следующим русским городам: Киеву, Чернигову, Переславлю, Полоцку, Ростову, Любечу и другим городам, где сидели князья подвластные Олегу. Договор также предоставлял русским купцам право беспошлинной торговли в Константинополе при условии, что те будут входить в город в одни только ворота в сопровождении царского мужа, без оружия и не более пятидесяти человек. Этот договор был подтверждён за год до смерти Олега в 911 г.

ИГОРЬ
После смерти Олега, в Киеве стал княжить его воспитанник Игорь (912-945). Он пытался продолжать политику своего великого предшественника, но был менее удачлив как во внутренних, так и во внешних делах. При нём, почувствовав ослабление великокняжеской власти, в 914 г. отделяются древляне. Игорю снова приходится их покорять и облагать данью. А год спустя впервые совершают набег на Русь печенеги. Игорь заключил с ними мирный договор, но уже в 920 г. снова вынужден был с ними воевать. Игорь совершил два похода на Византию в 941 и 944 гг. Первый поход закончился военным поражением Игоря. Греки сожгли почти весь его флот, сам Игорь еле сумел спастись. Второй поход закончился уже не так трагично. Игорю удалось взять с Византии богатую дань и заключить мирный договор. Но этот договор был менее выгоден для Руси, чем договор Олега, поскольку лишал русских купцов права беспошлинной торговли в Константинополе и обязывал русского князя оказывать военную помощь Византии людьми в случае необходимости.

Правление Игоря закончилось трагически, в 945 г. он был убит в мятежной древлянской земле, при попытке собрать дань больше обычного. Таким образом, княжение Игоря не отмечено какими – либо достижениями на военном, политическом или дипломатическом поприще. С трудом Игорю удалось сохранить лишь то, что было создано до него Олегом.

ОЛЬГА
После смерти Игоря, его жена Ольга (945-964) жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее ей выйти замуж, за их князя Мала, было закопано живьём на теремном дворе Ольги, второе заживо сожжено в бане. После этого на могиле мужа во время тризны Ольга напоила пять тысяч древлян и когда они опьянели, её дружина иссякла их. Однако и этим Ольга не ограничилась, а вернулась в Киев, собрала войско и осадила столицу древлян Искоростень. Взяв город, после длительной осады вновь подчинила древлян, и обложила их тяжёлой данью. Покорив древлян, Ольга занялась административным устройством своей земли, объезжая её и устанавливая уроки – размеры дани и погосты – места сбора дани. Кроме древлян Ольге удалось подчинить власти Киева также уличей и тиверцев. Но не этим прославилась Ольга, а своим официальным принятием православия. В 955 г. она совершила поездку в Константинополь и была крещена там, в Софийском соборе самим Патриархом, а крёстным отцом её стал император Константин. Но приняв православие, Ольга не могла ещё крестить всю Русь, как позже это сделал её внук Владимир, так как религиозная зависимость Руси от Византии неизбежно влекла и зависимость политическую, поэтому Ольга не могла ввести православия в своей стране, не нарушив интересов своего государства.

СВЯТОСЛАВ
Сын Игоря и Ольги Святослав, (964-972) мало занимался внутренними делами, но активно продолжал внешнюю политику своих предшественников. Ему удалось покорить самое восточное племя Вятичей, плативших тогда дань хазарам, разрушить Камскую Болгарию включая и её столицу Великий Булгар. Разгромить буртасов.

Усиление Руси вызвало серьёзную озабоченность Византии. Поэтому император Никифор Фока, попытался втянуть Святослава в войну с Болгарией, преследуя двоякую цель: ослабить этой войной обеих своих политических противников, а заодно вернуть земли, отнятые у Византии болгарским царём Семеоном и восстановить прежние границы своей империи. Расчёт императора не оправдался, Святослав быстро завоевал Болгарию, взяв и разорив восемьдесят её городов, и заключил с ней выгодный и почётный мирный договор, по которому Руси отходило всё нижнее течение Днепра с городом Переяславцем. Завоевав Болгарию, Святослав на требование Византии оставить свою новую землю ответил категорическим отказом. Война между двумя государствами с этого момента становиться неизбежной.

Правда Святославу на короткий срок всё же пришлось оставить Болгарию, чтоб отбить осадивших Киев печенегов, натравленных на Русь хитрыми византийцами, но отразив нападение и похоронив свою мать княгиню Ольгу, он снова возвращается в Переяславец. Начинается тяжёлая, затяжная, полная драматизма война с Византией.

Сначала и в этой войне успех сопутствовал Святославу в 970 году, в тяжёлой битве, он наносит поражение, многократно превосходящему по численности русские силы, византийскому войску, под командованием императора - Иоанна Цимисхия, и подходит к Константинополю. Греки были вынуждены пойти на мирные переговоры. Византия обязывалась платить Руси дань, признавала за Русью все её владения на Дунае, а так же подтверждала условия договоров заключённых при Олеге и Игоре. После этого Святослав возвращается на Дунай, а Византия начинает готовиться к новым сражениям.

В 971 г. Иоанн Цимисхий перешёл через балканский хребет. Осадил Переяславец, и взял его приступом. В то же время его флот перекрыл устье Дуная, что бы лишить Святослава возможности получать помощь из Киева. Военные действия возобновились. На этот раз удача отвернулась от Святослава, он не только не сумел освободить Переяславец, но и сам был заперт и осаждён Цимисхием в крепости Доростол. Попытка прорвать блокаду не удалась, потеряв в жестоком сражении около пятнадцати тысяч с половиной воинов. Святослав был вынужден заключить с Иоанном Цимисхием мирный договор, по которому Святослав обязывался не воевать с Византией, не приводить войска ни своего, ни чужеземного на Грецию, Херсонес и Болгарию, оказывать Византии в случае необходимости военную помощь. Никаких выгод Руси этот договор не предоставлял.

Заключив с Византией договор, Святослав покинул Болгарию и отправился на Русь, но у днепровских порогов был подкараулен и убит печенегами. Произошло это в 972 г. Так закончил свою жизнь воинственный князь Святослав.

ПЕРВАЯ КНЯЖЕСКАЯ МЕЖДОУСОБИЦА НА РУСИ И ПРИХОД К ВЛАСТИ ВЛАДИМИРА
Перед тем как вернуться в Болгарию. После нашествия печенегов на Киев, о котором уже упоминалось выше, Святослав разделил власть на Руси между тремя своими сыновьями: старшего - Ярополка он посадил в Киеве, среднего - Олега в земле Древлян, а младшего, своего незаконнорожденного сына от ключницы Малуши Владимира, в Новгороде. Вот следствием этого разделения и явилась первая на Руси княжеская междоусобица. Поводом к усобице послужило убийство древлянским князем Олегом сына воеводы Свенельда, служившего ещё у Игоря и собиравшего дань с древлян, Люта за то, что тот охотился в княжеских лесных угодьях. Свенельд желая отомстить за смерть сына, уговорил Ярополка идти войной на Олега, чтоб захватить его княжество. Ярополк пошёл на брата и разбил его. Князь Олег погиб в давке на мосту пытаясь спастись за стенами города Овруча.

Узнав о намерении Владимира принять новую веру, к нему первыми пришли болгары с проповедью магометанской веры, потом посланные Римским папой немцы, затем хазарские евреи и самым последним греческий философ. Таким образом, у Владимира был выбор из четырех религий: мусульманства, католицизма, иудаизма и православия. Самое сильное впечатление на Владимира произвела проповедь греческого священника, но чтобы не ошибиться в правильности своего выбора мудрый князь решил послать самых умных своих бояр посмотреть, где и как ведётся богослужение. После их рассказа, когда они вернулись. Владимир окончательно сделал выбор в пользу православия и стал дожидаться подходящего случая для его принятия. Такой случай представился, когда в 887 г. В Византии вспыхнуло восстание полководца Варды Фоки претендовавшего на трон Византийской империи. Императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за помощью. Владимир согласился, при условии, что братья выдадут за него свою сестру Анну. С помощью Владимира восстание было подавлено, но императоры не спешили с выполнением своего обещания. Тогда Владимир осадил и взял Корсунь, угрожая братьям взятием Константинополя, он потребовал от них выполнения своего обещания. Испуганные Василий и Константин были вынуждены выполнить свою часть договора, и прислали к нему в Корсунь Анну. Тут в Корсуне Владимир принял крещение и сочетался с Анной христианским браком. Корсунь он вернул Византии.

Вернувшись в Киев в 889 г. Владимир крестил всё его население в Днепре. Языческие идолы были низвергнуты. Из Киева православие постепенно распространилось по всей Руси.


Культурная роль православия выразилась в том, что с ним на Русь пришли новые для неё виды искусства: каменное строительство, мозаика, фреска, иконопись и церковное песнопение. Появляются переведенные с греческого и латыни сочинения светского и церковного содержания, что способствовало развитию и распространению письменности. Таким образом, православие способствовало становлению русской национальной культуры.

Нравственное влияние христианства затронуло все стороны древнерусского общества. Православная церковь призывала к милосердию, состраданию, терпимости, уважению к человеческой личности, решительно осуждало рабство, многожёнство и кровнородственные браки. Такая гуманная политика православной церкви вела к снижению эксплуатации феодально-зависимого населения, смягчению нравов, содействовала укреплению института семьи и в конечном итоге предопределила моральный облик русского народа.

Положительное значение православия для Руси отмечал и известный немецкий историк Оскар Егер. В своей Всемирной истории он писал следующее: "Важным для Руси было именно то, что христианство внесено было не с Запада, не римскими миссионерами, а пришло с греческого Востока, который в ту пору уже был на грани разрыва с Римом. Резкие пререкания и раздоры между западной и восточной церковью, начавшиеся еще при патриархе Фотии, не прекращались в течение X в. и в начале XI в. привели к полному разрыву, который навсегда отделил Восток от Запада. Русская церковь, принявшая благословение и предания от восточной греко-католической церкви, твердо и постоянно держалась их, и никакие льстивые обещания и заискивания не могли поколебать русскую церковь и склонить ее на сторону папы как единого вселенского патриарха. Это должно было до некоторой степени повлиять на обособленность Руси от Западной Европы и в политике, но, с другой стороны, это способствовало сохранению и развитию оригинального и самобытного типа русской народности, который тесно связан с историческими условиями жизни русского народа и с православной верой, налагающей отпечаток на каждого русского человека"[12].

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВЫХ РУССКИХ КНЯЗЕЙ
Деятельность первых русских князей носила ярко выраженный созидательный характер и шла по следующим основным направлениям:
Создание единого Древнерусского государства и расширение его границ. Объединение восточнославянских племён под властью Киева. Введение и сбор налогов с подвластных великому князю племён. Освоение заморских рынков сбыта для русской торговли. Обеспечение безопасности важнейших торговых путей. Укрепление и защита южнорусских границ от набегов кочевников. Вот на что была направлена их политика.

Именно трудами первых киевских князей был заложен тот фундамент, на котором, несмотря на последующий распад Древнерусского государства, возникло Московское Централизованное государство, а позже СССР и современная Россия.
[1] Платонов С.Ф. Курс лекций по Русской истории С - П.: 1998. С. 79.
[2] См. Платонов С.Ф. Указ соч. С. 81.
[3] Карамзин Н.М. История Государства Российского. Ростов - на – Дону .: 1995. Книга I. Том I С. 149.
[4] См. Греков Б.Д. Указ соч. С. 561.
[5]См. Повесть временных лет. В кн. Повести Древней Руси. Под ред. Лихачёва Д.С. М.: 2002. С. 104.
[6] Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей М.: 1991. С. 5.
[7] Цит по кн. Повести Древней Руси. Под ред. Лихачёва Д.С. М.: 2002. С. 133.
[8] Там же. С. 49.
[9] Герцен А. И. О развитии революционных идей в России Собр соч. В 8 томах. Том III. М.: 1975. С. 376.
[10] История России. Под ред. Радугина А.А. М.: 1998. С. 63.
[11] Бестужев-Рюмин К.Н. Русская История М.: 2004. С. 143-144.
[12] См. Оскар Егер. Всемирная история. М.:2001. Том 2. Гл 5. С. 388.

Автор я: © Copyright: Историк, 2014
Свидетельство о публикации №214062302100

о КРЕСТИТЕЛЕ РУСИ и его сыновьях . Несколько исторических версий.
Что такое КРЕЩЕНИЕ . Нам мало известно о жизни этого человека. И не только жизнь князя-реформатора окутана туманом, но даже его рождение и смерть.

Кто же этот Владимир, "святой и ясное солнышко".

Вот из летописей наших узнаём, что Светослав, после похода на Хазар
привёз молодую красавицу Малку, в сопровождении свиты с дядей её, Добраном.

Пленники у Русов жили свободно и Малку пристроили ключницей ко Княгине Ольге,
матери Князя Светослава.

У Светослава в это время были уже два сына, Ярополк и Олег.

Заведуя ключами от всех покоев, красавица Малка, естественно, не могла не родить от такого же красавца, Светослава.

Мальчика назвали Владимиром (после крещения он стал Василием)

Воспитывался этот мальчик при Дворе, но считался сыном рабыни .

Княгиня Ольга к этому времени тайно приняла неизвестную веру принесённую

жившими в Киеве иудеями. Склоняла она к этому и Светослава, который с презрением

отвергал это новшество.

Перед уходом в Земли Болгарские, Светослав оставил двух своих сыновей,

старшего Ярополка княжить в Киеве,а младшего Олега княжить в Землях Древлянских.

Тогда и Новгородцы сказали Светославу, дай и нам Князя, на что ответил Светослав: НЕТ У МЕНЯ БОЛЬШЕ СЫНОВЕЙ.

Дай нам Владимира, попросили Новгородцы, берите если согласны,

Так сын рабыни Малки стал Князем Новгородским, а дядя его,Хазарский воин Добран,стал Воеводой войска новгороского.

По смерти Светослава, единодержавие в Государстве пресеклось. И очень скоро
открылись пагубные следствия такого раздела.

Интригами Владимира и Добрана,были стравлены братья Ярополк и Олег.

Вскоре Олег, переправляясь через мост с войском, погиб. Ярополк, оплакав брата,похоронил его близ г. Овруча.

А на Киев тем временем шло наёмное войско Владимира.

Захватив Киев, Владимир , зная доверчивость Ярополка, отправил к нему гонца
с приглашением его на переговоры о дружбе и единстве.
Как не уговаривал Ярополка верный друг его ВАРЯЖКО, да сохранит народ Русский
Добрую Память о Нём, не ехать к этому хитрому злодею Владимиру, доверчивый Ярополк всё же поехал.

Зайдя в покои и увидев Владимира, Ярополк протянул ему братскую руку и тут же был убит мечем.

Так погиб последний и старший сын СВЕТОСЛАВА ВЕЛИКОГО ,единственный

законный Князь Земли Русской – ЯРОПОЛК.

У Ярополка осталась жена, беременная будущим законным Князем Земли Русской

СВЕТОПОЛКОМ, впоследствии оболганом последователями преступника Владимира.

И невеста, преданная и любящая Ярополка – РОГНЕДА, Княжна Польская.

Летопись заключает эту главу следующими словами: -

- Так Владимир с помощью ЗЛОДЕЯНИЯ и храбрых наёмников Варягов,
овладел Государством .

Ещё Владимир овладел беременной женой убитого им Ярополка, которую насиловал и сделал наложницей.

Ещё Владимир овладел невестой, убитого им Ярополка Рогнедой,которая презирала
этого подлого раба.

Рогнеду, перед глазами её отца и братьев Владимир изнасиловал затем в присутствии Рогнеды убил их.

Самой большой гордостью этого святого было его превосходство над Библейским
соплеменником царём Соломоном, в изнасиловании детей и девушек.

Лаврентьевская летопись. Древний текст см:

ПСРЛ, т.1, в.1, М., 1962; повторение изд. ПСРЛ, Л" 1926; или в кн. "Литература Древней Руси 1Х-ХП ев". М., 1978. Перевод Б. Кресеня.

6488 (980). И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне двора теремного: Перуна деревянного - главу серебряну, а ус злат, и Хорса-Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. Владимир посадил Добрыню, дядю своего, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу.

Был же Владимир побежден похотью женскою, и вот какие были у него супруги: Рогнеда, которую посадил на Лыбеди , от нее имел четырех сыновей: Изеслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и две дочери; от гречанки имел - Святополка; от чехини - Вышеслава; от другой - Святослава и Мстислава; а от болгарыни -Бориса и Глеба,

а наложниц у него было 300 - в Вышгороде, 300 - в Белгороде и 200 на Берестове.

И был он ненасытен в блуде, приводил к себе и замужних жен и растлял девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб.

Этот же Владимир был невежда. . .

Так начал этот "святой" Владимир свои кровавые дела на Земле Русской.

О кошмарах КРЕЩЕНИЯ и реках пролитой крови Народа Русского читайте

у Татищева, Карамзина, Соловьёва, Иловайского,

Белорусского историка Г.М.Филиста - ИСТОРИЯ "преступлений" СВЯТОПОЛКА "окаянного".

ВЕРСИЯ о ТАЙНЕ ЖИЗНИ Владимира, Крестителя Руси, и его сыновей.

Как сообщают Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине, возможно, под Псковом (д. Будник), куда княгиня Ольга отослала беременную Малушу. О дальнейшей судьбе рабыни Малуши летописи не сообщают (! ! ?) . А малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром своей бабки княгини Ольги. Воспитанием его занимался дядя Добрыня (ХАЗАРСКИЙ ВОИН - ДОБРАН) .

Былины величают Владимира Красным Солнышком. Подобное обращение повторяется с таким упорством, что уже никак не кажется просто поэтической случайностью.

После смерти Владимира власть переходила к СТАРШЕМУ из наследных сыновей - СВЕТОПОЛКУ , которого ПРИЗНАЛИ и ПРИСЯГНУЛИ младшие Борис и Глеб .

Но после убийства Бориса и Глеба (в убийсте их был заинтересован только один человек - их МЛАДШИЙ брат ЯРОСЛАВ , впоследствии назван МУДРЫМ) , произошли загадочные события.

Конюшенным (при средневековых дворах эта должность соответсвовала премьер-министру) князя Бориса , Ефремом Новоторжским , в Торжке на реке Тверце создается христианская община НОВОЙ ТОРЫ , откуда христианство стало распространяться по всему северо-западу и Прибалтике.

Здесь возник Борисоглебский монастырь в честь сыновей Владимира, которые стали первыми русскими православными святыми.

Доселе доподлинно не известно, кем же была в действительности мать князя Владимира Малуша: рабыней-ключницей во дворце княгини Ольги в Вышгороде или княжной из рода древлянского князя Мала, восставшего против князя Игоря, мужа Ольги? Напомню, что древляне убили Игоря и были разорены войсками Киева.

Если же Малуша была древлянской княжной, тогда дело представляется совершенно в ином свете.

Ее брак с князем Святославом (У КОТОРОГО БЫЛА ЗАКОННАЯ ЖЕНА и ДВОЕ СЫНОВЕЙ - ЯРОПОЛК и ОЛЕГ. . .)

перестает быть банальным любовным приключением, а превращается в важный государственно-политический акт. Акт легитимизации правящей варяжской династии.

Под этим углом зрения союз между родом Рюрика и древлянским княжеским родом Руси имел своей целью стабилизацию политической ситуации в средневековой Восточной Европе.

(Дальше ВБИВАЕТСЯ в мозги гоев БОДЯГА кем они должны ВОСПРИНИМАТЬ КРОВАВОГО РАСТЛИТЕЛЯ - КЕСТИТЕЛЯ Владимира-Василия). . .

В "царе" Владимире Святославиче народ начал видеть не потомка варяга, а наследника князя Мала, правящего в земле древлян испокон веков. После этого князь Киевской Руси Владимир стал сакральным потомком Даждьбога-Солнца, не случайно его стали называть Красным Солнышком. Это титул царей западных княжеств Руси – солнечной династии.

Престарелый князь мог получить вторую жизнь после преображения в волхва. Обряд инициализации (перерождения) царя в древних религиях происходил на 13-й год правления. Однако в более поздние века этот обряд древние цари стали проходить в независимости от срока правления, а в возрасте 50–55 лет. В этом возрасте мужчины достигают такого уровня интеллекта, что становится возможна трансформация сознания, приводящая к раскрытию до поры дремлющего подсознания.

За несколько лет до смерти Владимира его приемный сын Святополк устроил заговор. Заговор был раскрыт; Святополк, его жена арестованы и пребывали под стражей до самой смерти Владимира. В 1014 году поднял мятеж другой сын Владимира – Ярослав Новгородский (будущий Ярослав Мудрый). Он отказался платить в Киев ежегодную дань – 2 тысячи гривен. Это вызвало гнев Владимира, и он объявил о походе на Новгород.

Русские люди начали чтить память князя Владимира уже в XI веке. Однако, по не вполне ясным причинам, официальная канонизация князя Владимира задержалась на два столетия. Отчасти это объяснялось, вероятно, тем, что его мощи не являлись чудотворными. И только в XIII веке происходит общецерковное причисление князя Владимира к лику святых. Этому способствовало то, что в день памяти святого Владимира (15 июля) была одержана победа в битве на Неве. Александр Невский разгромил шведское войско.

Мощи князя Владимира, как и княгини Ольги, разделили трагическую участь Десятинной церкви, разрушенной ордынцами в 1240 году. В 1635 году киевский митрополит обнаружил два саркофага, в одном из которых, по его ПРЕДПОЛОЖЕНИЮ (сценарий был повторён с захоронением НИКОЛАЯ ВТОРОГО) находились мощи святого Владимира. Из гроба извлекли только голову и кисть правой руки. Куда делось остальное тело, осталось загадкой. Впоследствии голова князя была положена в главный храм Киевской Печерской лавры во имя Успения Пресвятой Богородицы, кисть – в Киевский Софийский собор. Часть святых мощей оказалась в Москве, в Успенском соборе. Однако современные исследователи ставят под сомнение подлинность этой находки. Подобные обстоятельства, по мнению Георгия Вернадского, и могли породить слухи о том, что князь Владимир не умер в 1015 году, и не его тело было похоронено в Киеве.

В XIX столетии подобная же легенда возникла после внезапной смерти императора Александра I. И тогда тоже распространился слух, что царь жив, но отошел от мирских дел и скрывается в далеком сибирском скиту под именем старца Федора Кузьмича. Это соответствует традиции древлян уходить в скиты по достижению определенного возраста.

Убийство Бориса и Глеба.

Если предположить, что Владимир Красно Солнышко прошел инициализацию – перехода во вторую жизнь по обряду древлян, княжной которых, возможно, была его мать, – то где он провел остаток жизни? На Балканах? Это не факт. Летопись из монастыря в Эльбасане могла рассказывать о том, что у князя Владимира была вторая жизнь, но не уточнять место. Мы об этом ничего не знаем. Но анализ событий, которые произошли после смерти (исчезновения) князя Владимира, скорее говорит о том, что он направился на север, на 35-й градус восточной долготы, к мировому Умфалу – линии, соединяющей Иерусалим и Соловки.

Через несколько дней после гибели Владимира были убиты в разных местах его сыновья Борис и Глеб. Это кажется странным, ибо Борис и Глеб, младшие дети Владимира, прав на киевский стол в ближайшем будущем не имели. Оба убийства произошли далеко за пределами Киева. Свидетелями были Ефрем Новоторжский, преподобный основатель Борисоглебского монастыря в городе Торжке. Ефрем был по происхождению угр. Вместе со своими братьями Моисеем Угрином и Георгием они пришли в Киев. Братья поступили на службу к Борису, сыну князя Владимира.

В 1015 году на реке Альте вместе с князем Борисом погиб и брат Ефрема Георгий. Убийцы отрезали ему голову. Официальная и церковная история считает, что другому брату Моисею удалось спастись бегством и он стал монахом Киево-Печерского монастыря. Однако Киево-Печерская лавра – один из первых православных монастырей на Руси – основана только в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием. Моисей не мог в нем уединиться, так как монастыря в то время еще не существовало. Это, вероятно, было в ином месте.

Ефрем, согласно летописям, прибыв на место убийства Бориса, нашел голову своего брата Георгия и взял ее с собой. Он удалился на север, на реку Тверцу, с тем чтобы там вести уединенную иноческую жизнь. Эти места были заселены угро-финнами и располагались на 35-м Соловецко-Иерусалимском меридиане. После того как возле Ефрема поселилось несколько монашествующих, он в 1038 году построил монастырь в честь святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Это было за 13 лет до образования Киевско-Печерской лавры.

Братия избрала его своим настоятелем. Близ монастыря, расположенного неподалеку от волжского торгового пути с востока к Новгороду, был устроен странноприимный дом, где давался приют странникам. Известно, что Ветхий Завет, Пятикнижие Моисея, евреи называют Торой. Новая Тора – это Новый Завет, священная книга христиан. А жители Торжка до сих пор называют себя новоторами.

Скончался преподобный Ефрем в глубокой старости в 1053 году. В гроб, согласно его завещанию, была положена голова его брата, святого Георгия. Что-то мне подсказывает, что под именем Ефрема Новоторжского скрывался Владимир Красно Солнышко (Владимир Креститель). И тогда значит, что чудотворные мощи святого Владимира надо искать в Торжке.

Исходя из этих предпосылок, святой Владимир прожил две жизни. До 55 лет он был воином, остальную жизнь – монахом. Умер в 95 лет.

Мощи преподобного Ефрема были обретены в 1572 году. Тело его было погребено в созданном им храме, в каменном гробе, высечённом из белого известняка его руками. Более пяти столетий святые мощи покоились в земле и остались нетленны и невредимы. Торжок неоднократно разоряли и сжигали, но обитель преподобного Ефрема оставалась невредимой.

В царствование Иоанна Грозного архиепископ Новгорода и Пскова Леонид проезжал мимо Торжка. В обители Ефрема он расспрашивал о его мощах. Когда братия указали место, где лежало его тело, владыка велел открыть гроб. Тотчас весь храм наполнился благоуханием от мощей преподобного, которые были нетленны. Немедленно поспешили сообщить об этом Ивану Грозному и митрополиту Московскому Корнилию. С этого времени установлены празднование памяти преподобного 10 февраля – день смерти и 24 июня – день открытия его чудодейственных мощей.

ЧТО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИЗОШЛО В 1015 ГОДУ?

Летописи сообщают, что в 1015 году на реке Альте вместе со святым князем Борисом погиб и брат Ефрема Георгий. Убийцы по приказу Святополка (? ? ?) отрезали Георгию голову, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее.

Летописец как бы что-то не договаривает или намекает. Мало ли слуг было убито в это смутное время. Но летописец подчеркивает, что на шее, казалось бы, простого слуги Георгия была важная золотая гривна. Что это? Знак княжеской власти? Посвященным это много говорит, а простолюдины не поймут.

Может, это был княжеский ярлык, отданный Владимиром своему сыну Борису? Тогда Ефрем (в первой жизни – Владимир Красно Солнышко) привез в Торжок голову своего любимого сына Бориса? Тогда, может быть, и Глеб не погиб и скрывался на берегах Тверцы? Выходит, совершенно иначе можно посмотреть на святого Аркадия, что был учеником святого Ефрема. О нем известно мало. Только то, что он скончался в Торжке: он изображается и вместе с преподобным Ефремом и отдельно в виде юноши, в монашеском одеянии.

Но принадлежало ли найденное тело Глебу? Не факт. От места предполагаемой гибели Глеба до Торжка совсем недалеко. А заподозрить подмену по разложившемуся трупу тоже никто не мог. Тогда сын Владимира Борис был убит, а Глеб дожил с ним до старости? Выходит, вместо Бориса и Глеба похоронили Ефрема и Георгия, слуг Бориса? А их третий брат монах Моисей знал о подмене и молчал? Похоже, что о подмене знал и новгородский князь Ярослав, получивший со временем имя Ярослава Мудрого.

Процветание Борисоглебского монастыря в Торжке продолжалось до коммунистического переворота 1917 года. В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. При этом мощи Ефрема пропали. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и Православной церковью. В 1995 году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 2010 году житель Тверской области Юрий Харитонов предпринял попытку отыскать мощи святых Ефрема, Георгия и Аркадия Новоторжских, которые, судя по всему, являются истинными мощами крестителя Руси князя Владимира и его сыновей Бориса и Глеба. По свидетельству бывшего ктитора городского собора Преображения Господня в Торжке Виктора Захаровича Смирнова (он установил это еще в 1957 году), мощи Ефрема и Аркадия были перенесены в Храм Благовещения, что в Торжке на горе на Ржевской улице. В 1937 году мощи ночью на грузовике были вывезены в неизвестном направлении неизвестными лицами.

Была высказана версия, что мощи в Калинине (Твери) в музее, в подвале здания Вознесенской церкви на улице Советской. Однако уже в наше время появилась информация, что мощи Ефрема Новоторжского (князя Владимира) выставлялись в экспозиции 1971 года в Казанском соборе – тогда Государственном музее истории религии атеизма. Об этом сообщил бывший сотрудник ГМИР.

В 2010 году депутаты Государственной Думы РФ Александр Тягунов и Владимир Васильев обратились к директору музея Б.С. Аракчееву с просьбой предоставить информацию о пропавших мощах святых. Через месяц директор музея написал, что в учетной документации музея отсутствуют сведения о поступлении из Борисоглебского монастыря и Спасо-Преображенского собора Торжка мощей Ефрема и Аркадия. Парадокс в том, что они и не могли быть в этой описи! Вначале они попали в Московский музей истории религии и атеизма, а после его закрытия в 1946 году мощи многих православных святых в нескольких вагонах были доставлены в Ленинград. То есть поступили они из Москвы. Хранитель музея даже не стал вникать в суть запроса депутатов ГД.

Между тем существует подробное описание мощей, которое было сделано чиновниками Губисполкома 5 февраля 1919 года. Череп, принадлежащий Ефрему, имеет с правой стороны пролом неправильной формы. Часть его с правой стороны лба и около глаза покрыта присохшей сухой кожей. Кисти рук небольшой величины. На левой руке отсутствуют две пястных кости – 4-я и 5-я. Осмотр освидетельствовал врач В. Фрей.

Киевский князь был противоречивой личностью: герой сказаний и былин, любимец русичей, защитник земель отчих и - завоеватель, братоубийца, безудержный ценитель невинных девушек и замужних женщин, который в своей страсти был достаточно жесток.

Правда о Владимире I: путь от грешника до святого

Мало кто знает, но Владимир был многожёнцем: имел 7 жён и сотни наложниц. Этим он нисколько не уступал восточным ханам. Как получилось, что являясь, по сути, грешником, он в XIV веке был канонизирован и прославлен как святой? И какова судьба его жён? Но, впрочем, всё по порядку.

История рождения

Происхождение оказало большое влияние на формирование характера Владимира. Он был одним из сыновей князя Святослава. Но являлся незаконнорожденным, ведь мать его – простая прислуга Малуша.

Статус в то время определялся по отцовской линии, ребёнок не ограничивался в правах. Время от времени кто-нибудь старался напомнить Владимиру, кем он является – всего лишь робичичем, сыном рабыни. Это прозвище вызывало у него гнев, и обидчик наказывался.

Современные психологи сказали бы, что сластолюбие – своеобразная компенсация Владимиром чувства неполноценности, связанного с историей рождения.

Правда о Владимире I: путь от грешника до святого

Языческий гарем

Первой супругой Владимира была княжна Олова. По одним сведениям – чешка, по другим – норвежка. От князя она родила сына Вышеслава. Подробных сведений о ней не сохранилось. Можно предположить, что женился князь во время одного из своих военных походов, иначе, откуда бы взялась чужестранка в Киевской Руси?

О второй жене Рогнеде сведений сохранилось гораздо больше. Как рассказывается в Лаврентьевской летописи, Владимир отбил её у своего брата Ярополка. Почти одновременно они обратились к полоцкому князю Рогволду с просьбой жениться на его дочери. Красавица выбрала Ярополка, не желая связывать судьбу с сыном рабыни.

Это было неверное решение. За презрительные слова княжна дорого заплатила. Рассвирепевший Владимир напал на Полоцк, в отместку взял силой строптивую Рогнеду в присутствии родителей княжны, а затем убил Рогволда с женой и сыновьями. Рогнеде он дал другое имя – Горислава и принудил её стать своей супругой.

Рогнеда не смирилась с таким исходом, и, несмотря на то, что родила семерых детей Владимиру, пыталась его убить. Случилось это после 10 лет семейной жизни. Попытка не увенчалась успехом. Владимир проснулся в тот момент, когда Горислава занесла над ним кинжал.

Правда о Владимире I: путь от грешника до святого

Ей грозила смертная казнь от рук самого князя. Но за мать заступился сынок-малолетка Изяслав, вышедший к родителю, держа в руках оружие. Княгиню помиловали и сослали в полоцкие земли, где для неё Владимир построил город, названный в честь заступника матери Изяславлем.

Исторические исследователи считают, что Красное Солнышко не решился убить мать при ребёнке, поэтому она и была помилована. Но, судя по поступку Рогнеды, она сама не уступала князю в смелости, уме и хитрости, сохранила гордость, даже находясь в наложницах у Владимира. Любил ли её князь, трудно сказать, об этом летописи не повествуют, но уважал Гориславу несомненно. Кстати, известный киевский князь Ярослав Мудрый – один из сыновей Владимира и Рогнеды.

Правда о Владимире I: путь от грешника до святого

В те времена не утихали междоусобные войны между ближайшими родственниками. Владимир, желая сделать Чехию своей союзницей в войне против Ярополка, единокровного брата, женится на чешской княжне Аделье, которая рожает ему троих сыновей.

Улучая удобный момент, князь Киевский заманивает Ярополка в ловушку, где его коварно убивают. Беременная вдова Ярополка Юлия становится третьей женой Владимира.

Согласно описаниям в древних летописях, Юлия отличалась особой красотой. В прошлом греческая монахиня, она была привезена Святославом из далёких земель в дар Ярополку. Юлия родила сына, известного в истории под именем Святополка Окаянного. Но кто его отец – Владимир или Ярополк, история умалчивает.

В языческом гареме князя Красное Солнышко значились также жёнами княжна из Богемии Мальфрида, подарившего ему сына Святослава, ставшего затем правителем древлян и Милолика, дочь болгарского царя Петра. Болгарыня также осчастливила Владимира наследниками: впоследствии Борис правил в Ростове, а Глеб в Муроме.

Правда о Владимире I: путь от грешника до святого

Принцесса Анна и крещение Руси

Изучив биографию князя Владимира, можно отметить, что женитьбы его происходили либо в результате завоевания чужих земель и захвата богатства противника, его жён и невест, либо по политическим мотивам.

Но принцесса Византийская многое изменила в привычках князя.

Правитель Византии Василий II от безысходности попросил как-то военной поддержки от Великого Владимира. Князь обещал удовлетворить просьбу в обмен на женитьбу на сестре Василия. Это требование было неслыханной дерзостью.

Но византийцы посовещавшись, приняли решение пойти на такой шаг, надумав в дальнейшем перехитрить русского князя. Но, видимо, они забыли или не знали, что с Владимиром опасно так поступать. Почувствовав обман, он разгромил город Корсунь, направив депешу Василию, что та же участь ждёт Константинополь.

Братья Анны вынуждены были выполнить обещание, но в ответ выдвигают условие: Владимир должен пройти крещение. Князь не только сам принял христианство, но и привёз веру на родную землю.

Так Владимиру понравилась Анна, что отпустил он на свободу всех своих жён, кого-то выгодно выдав замуж, кого-то просто обеспечив для дальнейшей жизни. Вместе они много сделали для Киевской Руси: занимались просветительством, строительством церквей.

Князь боролся со своим пристрастием к женскому полу, прибегая к помощи лекарей, но самым действенным способом была вера в Бога и любовь к Анне. Они были упокоены в одной церкви Успения Пресвятой Богородицы в двух рядом стоящих саркофагах…

Правда о Владимире I: путь от грешника до святого

Причислен Владимир Красное Солнышко к лику святых за принятие христианства на Руси и дальнейшую праведную жизнь, важные государственные дела, милосердие к нуждающимся.

А что касается его многожёнства, это не считалось проступком у язычников. Грешник отрёкся от прошлых заблуждений, тем самым очистив свою душу.

Живой журнал

Святой Равноапостольный князь Владимир, Креститель Руси

Церковь празднует память Святого Равноапостольного князя Владимира в день его кончины — 15/28 июля

Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры. Около 989 года Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории.

При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т. н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде. Языческая реформа Владимира (установление языческого пантеона) свидетельствует о том, что князь стремится внести что-то новое и в прежние верования. Представительство в пантеоне Владимира божеств разных этнических групп Русской земли (славянских, финно-угорских, балтийских племен, остатков прежнего иранского населения), их подчинение княжескому богу Перуну и введение единого для всей страны государственного культа Перуна — все это должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и киевского князя.

Однако эта языческая реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира. Личные поиски веры, что называется, совпали с требованиями времени. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере идеологии.

Ко времени княжения Владимира Русь уже давно и хорошо знала христианство. Христианами были и ближайшие соседи и родичи восточных славян — поляки, чехи, болгары. Главное же заключалось в том, что русские, как и другие славянские народы, еще за сто лет до Владимира получили возможность знакомиться со Словом Божием на своем родном языке. Славянское богослужение, священные и богослужебные книги, переведенные на славянский язык святыми Кириллом и Мефодием, первоучителями славян, и их учениками, — все это давало возможность христианству укорениться на Руси, стать со временем поистине родным для народа.

К концу 80-х годов X века Византийская империя оказалась на пороге национальной катастрофы. Жестокое поражение в войне с болгарами (986 год) и особенно мятеж, поднятый прославленным византийским полководцем Вардой Фокой, объявившим себя императором (987), вынудили императоров-соправителей Василия II (будущего Василия Болгаробойцы) и Константина VIII обратиться за военной помощью к русскому князю Владимиру. (Это соответствовало условиям русско-византийского договора, заключенного отцом Владимира Святославом.) Владимир пообещал предоставить помощь, но взамен потребовал от императоров руки их порфирородной сестры. И гордые правители Ромейской державы вынуждены были согласиться на это неслыханное и унизительное для них требование, конечно, при условии крещения Владимира. В 987-м или в самом начале 988 года, предположительно, в Киеве Владимир принял крещение. Он получил и новое имя — Василий, данное ему, вероятно, в честь византийского императора Василия II. Шеститысячный русский корпус прибыл в Константинополь и принял самое активное участие в подавлении мятежа; именно руссы сыграли решающую роль в разгроме войск Варды Фоки (сам он погиб в апреле 989 года). Однако императоры не спешили выполнить свое обещание относительно женитьбы Владимира на Анне. Разгневанный Владимир двинул свое войско на Корсунь и, лишь завладев городом, вынудил византийцев подчиниться. В Корсуни и произошло бракосочетание Владимира с византийской царевной. Здесь же, вероятно, приняли крещение многие бояре и дружинники киевского князя. Покидая город, Владимир вывез из него многие святыни — церковные сосуды, иконы, мощи святого Климента Римского и его ученика Фива. Взяты были также античные изваяния и квадрига медных коней, поставленная впоследствии в Киеве, близ Десятинной церкви. Клир этой киевской церкви состоял из священников-корсунян, также вывезенных князем из завоеванного города. Вероятно, именно выдающаяся роль Корсуни в христианизации Руси и привела к появлению легенды о крещении князя Владимира именно в этом городе. (Впрочем, следует оговориться, что такая реконструкция событий, связанных с принятием христианства князем Владимиром, не является единственной.)

Христианизация Руси растянулась, по крайней мере, на несколько десятилетий. Первоначально новая вера утвердилась в Поднепровье и некоторых (прежде всего, княжеских) городах. Не везде этот процесс происходил мирно. Так, в Новгороде, судя по свидетельствам поздних источников, имели место кровавые столкновения между представителями княжеской администрации и местным населением. В Северо-Восточной же Руси проповедники Слова Божия появились, по-видимому, лишь в XI столетии.

Во всех важнейших центрах Руси были посажены на княжение сыновья Владимира. В Новгороде княжил старший, Вышеслав, в Полоцке — Изяслав, в Турове на Припяти — Святополк (сын князя Ярополка Святославича, усыновленный Владимиром), в Ростове — Ярослав. После смерти Вышеслава (предположительно, около 1010 года) Ярослав получает Новгород, а на его место, в Ростов, переведен Борис. Глеб был посажен в Муроме, Всеволод во Владимире-на-Волыни, Святослав в Древлянской земле, Мстислав в Тьмуторокани, Станислав в Смоленске, Судислав в Пскове. (Всего князь Владимир имел 12 сыновей.) Большинство названных городов — старые племенные центры, которые, благодаря нововведениям Владимира, управлялись теперь непосредственно сыновьями киевского князя.

Войны с печенегами шли с переменным успехом почти непрерывно в течение всего княжения Владимира. Не раз Владимир терпел неудачи. Однажды Владимир лишь чудом не попал в плен, укрывшись под мостом у города Василева. Печенеги тогда ушли прочь, не обнаружив князя и не причинив значительного ущерба русским землям. Это чудесное избавление случилось в самый праздник Преображения Господня, 6 августа 996 года. Владимир дал тогда обет построить в Василеве Спасо-Преображенскую церковь. И уже вскоре обет был выполнен.

В последние годы жизни Владимир испытывал немало беспокойств из-за своих сыновей. Так, вскоре после женитьбы на Болеславне Святополк устроил заговор против приемного отца. По свидетельству иностранных источников, организатором заговора был польский князь Болеслав, а также епископ Рейнберн, духовник жены Святополка. Заговор был раскрыт; Святополк, его жена и Рейнберн арестованы. Польский епископ умер в заточении, а Святополк и его супруга пребывали под стражей до самой смерти Владимира. В 1014 году поднял мятеж еще один сын Владимира — Ярослав Новгородский (будущий Ярослав Мудрый). Он отказался платить в Киев ежегодную дань — 2 тысячи гривен. Это вызвало жестокий гнев Владимира, и он объявил о походе на Новгород.

Читайте также: