Претендовала ли католическая церковь на политическую власть в средневековой европе

Обновлено: 07.05.2024

На Востоке, в Византии, церковь находилась в сильной зависимости от императорской власти. Император собирал церковные соборы, утверждал их решения, его слово было решающим в богословских спорах, при избрании патриарха и назначениях других высоких церковных служителей.

На Западе история церкви сложилась иначе. Здесь постепенно возвысились римские епископы, сначала как епископы столицы империи, позже как епископы, возглавившие всю западную церковь. Римские епископы выиграли от перенесения столицы в Константинополь, так как это способствовало ослаблению их зависимости от императорской власти. В руках римских епископов сосредоточились большие богатства.

Римский епископ брал на себя сбор налогов, ссужал императоров деньгами и приобрёл со временем не только экономическое, но и политическое влияние.

Играя на противоречиях между образовавшимися в Западной Европе различными феодальными государствами, заигрывая с правителями то одних, то других из этих государств, римские папы упрочивали своё положение. В условиях политической раздробленности, характерной для средневековой Западной Европы, католическая церковь, управляемая из единого центра — Рима, превратилась со временем в крупный интернациональный центр феодального мира.

В 756 г. на небольшой части территории нынешней Италии абразовалось папское государство — Церковная область. Король франков Пипин Короткий отдал папе город Рим и Римскую область за то, что тот помог ему стать королём франков. По словам Маркса, с тех пор папа «начал вести себя как светский князь. Короли франков, преемники Пипина, расширили территорию папских владений, оставив, однако, за собой высшую власть над этой территорией. Ватиканский дворец в Риме с конца XIV в. является постоянной резиденцией пап. Там проживает и нынешний глава католической церкви.

Представление о том, что папство было совершенно независимо от государственных властей в среднивековой Европе, не соответствует действительности. В разное время папство было зависимо и от франкских королей, и от германских императоров, и от французских королей (в течение почти всего XIV в. папы находились фактически в плену у французских королей в Авиньоне, на юге Франции). Правда, уже в самый ранний период папы претендовали на высшую власть не только в церкви, но и в гражданском обществе и настойчиво боролись за верховную власть римского епископа над светскими властями. Особой силы борьба за папскую теократию достигла в XI-XIII вв. папство временами добивалось значительных успехов в осуществлении своих притязаний, и всё же с усилением феодальных монархий теократические притязания пап потерпели крушение.

Расхождение между церквями Востока и Запада, завершившееся разделением церквей, отражали противоречия, явившиеся следствием особенностей развития феодализма в Византийской империи и в странах Западной Европы.

На протяжении тысячи лет, прошедших со времени разделения церквей, папство не прекращало усилий к тому, чтобы подчинить себе (в частности, под видом унии) православные церкви Востока. С этим связана и экспансия папства в славянские страны, направленная прежде всего против Руси, экспансия, имевшая целью не столько мирными, сколько военными средствами, опираясь на враждебные Руси внешние силы, насадить здесь католицизм. Эта политика в новых формах ведётся папством и в наше время. Папство благославляло крестовые походы против славянских народов. В XIII в. Тевтонский орден немецких рыцарей под предлогом распространения католицизма предпринял с благословения римских пап Иннокентия III и Григория IX разбойничьи походы на Восток с целью захвата русских и прибалтийских земель. В 1242 г. на льду Чудского озера крестоносцы были разгромлены Александром Невским.

Католическая церковь всемерно помогала польским феодалам поработить польских крестьян, а также белорусских и украинских. С конца XVI в. с одобрения папы Климента VIII и его преемников в белорусских и украинских землях под видом униатства (объединения католической и православной церквей) насильственно вводилось католичество.

Католическая церковь и папство опирались в своей деятельности на силу религиозной традиции, на поддержку государства, на свою экономическую и политическую мощь, на своё почти неограниченное духовное влияние. Но и в период наибольшего могущества папства и католической церкви против них велась не прекращавшаяся борьба различных слоёв общества.

Духовное и политическое влияние католической церкви подрывалось прежде всего народными движениями против церковных и светских феодалов, движениями, принимавшими в эпоху средневековья обычно форму религиозных ересей. Сильнейший удар католицизму нанесли в XV в. гуситское движение в Чехии, а позже — крестьянская война и Реформация в Германии и в других странах. В результате Реформации в XVI в. от католицизма отпали церкви и многие религиозные общины в Англии, Скандинавии, части Германии, в Швейцарии и в ряде других стран, где оформились самостоятельные протестантские церкви.

В союзе с другими реакционными силами папство вело ожесточённую борьбу с Реформацией, с народными движениями, с прогрессивной мыслью. Тем не менее духовная диктатура католической церкви и его центра к папства была сломлена.

Процесс полного подчинения католицизма капиталу завершился в эпоху империализма. Организации католической церкви, в первую очередь её руководящий центр — Ватикан, в эпоху империализма выступают как непримиримые враги социализма, защитники капиталистического строя.


Огромную роль в укреплении господства феодалов и в подавлении борьбы народных масс против феодальной эксплуатации играла христианская церковь в Европе. Пользуясь религиозными средствами идеологического воздействия на людей, церковь выступала в качестве защитницы интересов господствующего класса и видела свою основную задачу в том, чтобы примирить трудящихся с их тяжёлым положением в феодальном обществе.

Источники богатства и власти церкви

Церковь в средние века над людьми имела огромную власть. Народ был тёмным и невежественным. Солнечные затмения и землетрясения, частые неурожаи и массовые болезни — внушало им всё это суеверный ужас.

Трудящиеся, изнывавшие под феодальным гнётом, хотели знать, всегда ли они будут мучиться. Церковь учила, что такой порядок якобы установлен богом, что простой народ должен подчиняться королям и феодалам. Она обещала покорным беднякам рай, а непокорным грозила адом. Христианская церковь использовала темноту и невежество народа для укрепления власти феодалов.

За церковной оградой люди могли найти приют во время войн и бедствий. Церковь использовала это, чтобы усилить своё влияние. В разных странах Европы люди говорили на разных языках, подчинялись различным королям и князьям, но во всех странах Западной Европы молились на одном, латинском языке одному богу. Церковь учила поэтому, что она выше самих королей. За поддержку, которую феодалы получали от церкви, они дарили ей обширные поместья с тысячами крепостных крестьян. Особенно большие владения захватили монастыри. Когда возникло христианство, в монахи шли люди, которые хотели избавиться от несправедливых порядков и вести простую и уединённую жизнь. Однако позднее монахи забыли о простоте и бедности. Монастырям стали принадлежать огромные земли; населявшие их крепостные крестьяне жестоко эксплуатировались.

Церковная знать — аббаты, епископы — мало чем отличалась от баронов и графов. Она жила в роскоши, пьянствовала, занималась войной, охотой и даже разбоем.

Роль христианской церкви в эпоху феодализма

Низкий уровень развития производительных сил в средние века (следствием чего являлась огромная зависимость основного производителя материальных благ — крестьянина от стихийных сил природы), социальный гнёт, невыносимой тяжестью лежавший на народных массах, а также культурная отсталость — всё это обусловливало господствующую роль религиозной идеологии в феодальном обществе и создавало чрезвычайно благоприятные условия для всевозможных суеверий. Власть духовенства (которое к тому же держало всё образование в своих руках) над умами людей была чрезвычайно велика. Утверждая божественность власти феодалов и освящая господство эксплуататоров над эксплуатируемыми, церковь учила, что обязанность трудящихся масс состоит в том, чтобы выполнять феодальные повинности в пользу сеньоров и безропотно переносить гнёт и насилие с их стороны.

Содержание работы

Kościół a państwo w wiekach średnich // Dawson Ch. Szkice o kulturze średniowiecznej. W-wa, 1966. – S.86-107.

Истории средневековой Церкви, ее отношение к государству и общественной жизни, будет нам непонятна, если мы будем ее рассматривать с позиции сегодняшнего дня. Церковь была не только более универсальным и более широким сообществом, чем средневековое государство, но и выполняло многие функции, которые мы по природе своей считаем политическими. Как привык подчеркивать Ф. У. Мейтленд, трудно найти такое определение государства, которое бы не охватывало средневековой Церкви, в то время как государству в феодальном устройстве часто не хватало прерогатив и функций, без которых почти не возможно представить себе его существование.

В современном мире смотрят на Церковь как на сообщество по природе своей добровольное, имеющее ограниченное количество членов и определенные задачи. В свою очередь государство есть явление основополагающее, охватывающее любой аспект общественной жизни и оставляющее не много места для какой-либо независимой деятельности. Для нас главной задачей является сохранение этого минимума общественной независимости, без которой ни духовное сообщество Церкви, ни естественные ячейки общества, как, например, семья, не сумеют исполнить своих задач. В раннем средневековье государство не имело ни физической силы, ни морального престижа, чтобы иметь такого рода универсальные претензии. Оно было достаточно занято проблемами собственного существования. Государство занимало неуверенную позицию между универсальным сообществом Церкви, обладающей монополией на высшую культуру, и более мелкими территориальными единицами, обладающими столь широкой местной автономией, что в руках номинального владыки оставались только немногочисленные политические прерогативы. В соответствие с этим в средних веках вершиной социального сообщества было не национальное королевство, а всеобщее единство христианского народа, для которого государство было только светским инструментом, а король указанным Небесами стражем и защитником.

Церковь и государство естественно сохранили свои формальные отличия. С определенной точки зрения, действительно существовали большие, чем сегодня, социологические различия между этими двумя сообществами, ибо унаследовали они разные культурные традиции и разные исторические фундаменты. Церковь обращалась к цивилизованному прошлому, сохраняла традиции латинской культуры и римского порядка, в то время как средневековое государство было наследником варварских конквистадоров и представляло социальные традиции и институты германских народов: франков, саксов, лангобардов и вестготов. Отсюда средневековое общество имело две стороны. С одной, существовало идеальное христианское единство, объединявшее всех крещенных в один народ и одну семью, против варваров Севера, и цивилизованного мусульманского мира Юга; с другой же стороны, существовали центростремительные тенденции национального и локального партикуляризма, разделившего Западную Европу на запутанные союзы воинственных княжеств.

Важно помнить, что этих двух сторон средневекового общества нельзя напрямую отождествлять с церковными и политическими категориями в узком значении. Средневековый король был не только представителем старой племенной варварской монархии; одновременно он был служащим в христианском сообществе, находящимся в близких отношениях с Церковью, его коронация была религиозным обрядом. И хотя более реформистски настроенные специалисты по каноническому праву могут указать на существенные различия между помазанием королевским и священническим, однако, средневековый монарх обладал как бы священническим сакральным характером, которого по существу никогда не терял вплоть до конца ancien regime’ в конце XVIII в.

Учение средневековой христианской церкви и его классовый смысл

Христианство, как и всякая сложившаяся религиозная идеология, представляет собой определённую систему взглядов и соответствующих им учреждений. Феодальный строй держался не одними только средствами насилия. Церковь потому и играла в средние века крупную социальную роль, что в её распоряжении были тонкие и универсальные средства принуждения — специфические религиозные способы идеологического воздействия.

С учением о врождённой греховности людей было связано широко проповедовавшееся христианской церковью представление о загробных муках и о вездесущем и всесильном дьяволе, подбивающем человека на грехи, главным из которых церковь вместе с господствующим классом считала возмущение против феодалов духовных и светских. Неверие в дьявола представители церкви приравнивали к неверию в бога.

Отрезание руки у ‘святого’ после его смерти для использования её в качестве реликвии. Миниатюра XII в.

Все отмеченные выше представления в ранний период средневековья были характерны для христианской церкви в целом. Однако со временем между западнохристианской и восточнохристианской церковью возникли и различия. Эти различия установились в церковной организации, в вероучении (догматике) и в культе (обрядах).

Могущество пап римских

Когда же трудящиеся восставали против своих господ, церковь тотчас приходила на выручку всем знатным и богатым людям.

Информация о работе

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Ссылка на скачивание — внизу страницы.

Разрыв между западной и восточной церквами

Деятельность византийских церковных миссий наталкивалась на сильное противодействие со стороны римской церкви, заинтересованной в расширении собственного влияния, и служила одной из причин для резких конфликтов между константинопольскими патриархами и римскими папами. Это была борьба за власть, за церковные доходы и политическое влияние.

Особенной остроты взаимоотношения между римским папой и константинопольским патриархом достигли в 60-х годах IX в. Созванный патриархом Фотием в Константинополе церковный собор восточных епископов (867 г.) предал анафеме (церковному проклятию) папу Николая I и объявил его вмешательство в дела восточной церкви незаконным. Хотя видимость мира между церквами была в конце IX в. восстановлена, однако расхождения между ними всё время углублялись.

В первой половине XI в. возник спор между константинопольским патриархом Михаилом Керулларием и римским папой Львом IX по вопросу о том, кому должно подчиняться духовенство Южной Италии. Этот спор и послужил поводом к окончательному разрыву между восточной и западной церквами. В 1054 г. папские послы возложили на алтарь Софийского собора в Константинополе грамоту с анафемой патриарху Михаилу, а церковный собор византийского духовенства, созванный императором по настоянию патриарха, объявил анафему римским послам. Это было внешним проявлением разрыва между западной и восточной церквами, после чего они открыто провозгласили свою полную независимость друг от друга.

Образование папского государства

По мере того как возрастало религиозное и политическое влияние римского епископа, возрастали и притязания последнего сначала на равную власть со светскими владыками, а потом и на верховную. Характерной особенностью папской политики всегда была ориентация на более сильные государства, при поддержке которых недостаточно мощное само по себе папство рассчитывало с наибольшим успехом осуществить свои планы. Когда в 568 г. в Италию вторглись лангобарды и она оказалась поделённой между ними и византийцами, папы стремились использовать в своих интересах борьбу этих противников, вступая с ними попеременно в соглашения. Когда же на Западе всё большую роль стало играть государство франков, римские епископы стали сближаться с франкскими королями и искать в них союзников против лангобардов.

Пипин Короткий совершил два похода в Северную Италию (в 754 и 755 гг.), разбил лангобардов, отнял у них территории Римской области и Равеннского экзархата и передал их в 756 г. папе. Этим было положено начало существованию государства римского папы — Папской области. С этих пор папа начал вести себя, как светский государь. Возникшее в VIII в. папское государство было таким же феодальным государством, как и другие государства Западной Европы.

Притязания пап на верховное господство сталкивали их со светскими государями и с епископами, главным образом восточными. Расхождения между церквами на Востоке и на Западе, начавшиеся со времени разделения Римской империи, всё больше углублялись.

Зависимость папства от римских феодалов и германских императоров

Период с X до середины XI в. — время наибольшей слабости папства. Оно стало игрушкой в руках феодальных клик в Италии. В это время за папский престол нередко боролись одновременно два-три претендента, каждый из которых провозглашал себя папой. Знатная римлянка Мароция сажала на папский престол своих родственников и возлюбленных. Один из них, Сергий III (был папой в 904 — 911 гг.), начал свою деятельность главы католической церкви с того, что велел задушить двух своих предшественников, свергнутых с папского престола и брошенных в тюрьму.

Клюнийское движение

Упадок папства в X—XI вв. был невыгоден для церкви, в частности для богатых монастырей. Их представители раньше, чем прочее духовенство, выдвинули требование укрепить церковную организацию. В укреплении папства как церковного центра были заинтересованы и епископы западноевропейских стран, находившиеся в зависимости от местных феодалов и королей и считавшие для себя менее тягостным подчинение далёкому Риму, чем более близким к ним королям и феодалам. С развёрнутой программой переустройства церкви и укрепления папства выступили монахи монастыря Клюни во французской Бургундии, подчинённого непосредственно папе. Выдвинутая ими программа к концу XI в. была подхвачена монастырями далеко за пределами Франции. Клюнийцы требовали укрепления церковной дисциплины путём введения строгого монастырского устава, так как распущенность духовенства и монахов подрывала их авторитет в народе. Они требовали установления строгого безбрачия духовенства, чтобы предотвратить расхищение церковных богатств и передачу их женатыми церковниками по наследству своим детям. Особенно настаивали клюнийцы на независимости духовенства от светских феодалов. Они выступали против так называемой симонии, т. е. против продажи императорами и королями церковных должностей, а также против назначения светской властью епископов и аббатов. Всё это было направлено к укреплению авторитета папства и католической церкви в целом.

Активным проводником этой программы в XI в. явился клюнийский монах Гильдебранд, ставший папой под именем Григория VII (1073—1085). Ещё до своего избрания на папский престол он оказывал большое влияние на папскую политику. Осуществлению его планов способствовало то обстоятельство, что императорская впасть в Германии после смерти Генриха III находилась в упадке. В целях противодействия германским феодалам Гильдебранд в 1059 г. заключил союз с норманнами, утвердившимися в Южной Италии. Норманские графы Ричард и Роберт Гюискар признали папу своим сюзереном и обязались защищать его от врагов. Гильдебранд добился реформы папских выборов: на созванном в 1059 г. Латеранском церковном соборе в Риме папа Николай II огласил декрет о том, что отныне папа избирается только кардиналами, т. е. первыми после папы сановниками церкви, назначаемыми самим папой; светские феодалы Римской области и германские императоры от участия в папских выборах отстранялись. Решающее влияние со стороны феодалов, королей и императоров на избрание папы такими решениями уничтожено не было. Однако от формального участия в выборах пап светские лица были устранены.

Гильдебранд повёл решительную борьбу и против симонии. Тот же Латеранский собор принял постановление против светской инвеституры, т. е. против вмешательства светских государей в назначение епископов и аббатов. Это в первую очередь касалось Германии, где назначение духовенства зависело от императора. Собор подтвердил также прежние постановления о безбрачии духовенства (целибат).

Теократические притязания папства с самого начала натолкнулись на сильные препятствия. Уже при Григории VII началась длительная борьба римских пап с германскими императорами за право назначать представителей духовенства на епископские кафедры. В этой борьбе, несмотря на первоначальные успехи, Григорий VII потерпел неудачу. Вынужденный покинуть Рим, захваченный войсками германского императора, он призвал к себе на помощь норманнов с юга Италии, и они приступом овладели городом. Однако Григорий VII уже не смог в нём оставаться, так как опасался враждебных действий со стороны римского населения. Он ушёл с норманнами в Южную Италию и там же умер. Личная судьба Григория VII ни в какой степени не остановила его преемников в их стремлении подчинить светскую власть папству. Теократические планы папства, которые способствовали лишь увековечению политической раздробленности в феодальной Европе, потерпели полнейшее поражение значительно позже. Это произошло в период формирования и создания централизованных феодальных государств.

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 35786
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:


В уроке говорится о христианстве и церкви как одной из основ средневекового мира Европы. Описываются попытки папства получить максимальное влияние в европейских государствах. Рассматривается процесс генезиса средневековых государств. В уроке рассматривается формирование европейских международных отношений и дипломатии.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Западноевропейское Средневековье. Церковь. Государство. Дипломатия"


Вопросы занятия будут следующими: христианство и церковь; средневековое государство; международные отношения и дипломатия.

Религия играла определяющую роль в средневековом обществе. Это было характерно как для Запада, так и для Востока континента. Христианство возникло и развилось в Римской империи, но его становление в качестве мировой религии произошло в феодальном обществе.


Христианство являлось религиозно-политической доктриной. Идеологической и этической основой средневекового общества.

Оно утвердило само феодальное устройство. Сформировало его ментальность. Превратилось в основу духовной жизни и культурной общности средневековой Европы. Вся жизнь средневекового человека определялась религиозным миропредставлением и чувством. Религия позволяла человеку ощутить себя частью единого мира. Притом, что по определению он являлся исключительно христианским.


Но в действительности сохранить единый христианский мир не удалось.

В 1054 году произошёл церковный раскол. Появились римско-католическая и православная (ортодоксальная) христианские церкви. Вместе с церковью разделился и христианский мир. Между его западной и восточной частями пролегла невидимая граница. Преодолеть её не удалось и по сей день.


В раннем Средневековье происходило становление европейских феодальных государств.

На фоне этого церковь приобретала всё большее влияние, так как уже давно обладала собственной организацией. Это позволило папству сформулировать идею о главенстве духовной власти над светской, а церкви над государством.

Началось долгое противостояние церкви и светских правителей Европы.

На рубеже 6 и 7 веков Папа Римский Григорий 1 высказал мысль о служении государства церкви.


Постепенно она развилась в замысел создания теократической монархии, что только обострило противостояние светских и духовных властей. В 11–12 веках развернулась борьба между римскими папами и императорами Священной Римской империи. В 12 столетии – конфликт между папским престолом и королём Англии.

В борьбу за инвеституру были вовлечены различные государства

и все слои средневекового общества. Она завершилась укреплением позиций папства.


При помощи сложной системы наказаний, церковь влияла как на монархов, так и на простых верующих. Самыми действенными из них были:

отлучение – когда человек не допускался к церковным таинствам и обрядам

(фактически был изолирован от общества); интердикт – отлучение от церкви целой территории или страны. В этом случае подданные освобождались от власти отлучённого монарха.

Политическое влияние папства росло. Именно по его инициативе начались Крестовые походы на Восток и Крестовые походы против еретиков. Под знаменем защиты христианского мира от неверных проходила Реконкиста на Пиренеях.


Под патронажем католической церкви шла экспансия немецких феодалов в славянских землях и Прибалтике. Церковь установила особые крестоносные сборы со всех стран Западной Европы. Этот налог в разы увеличил доходы папского престола. Позволил ещё больше упрочить своё влияние.

Одной из главных опор церкви в миру являлось монашество. Зачастую его представители были объединены в монашеские ордена – союзы монастырей, живших по единому уставу и подчинявшихся единому центру. В период Крестовых походов появились особые военно-монашеские ордена – духовно-рыцарские. В 13 веке – нищенствующие ордена. В частности, францисканский и доминиканский.


В Средние века получили распространения различные ереси. Они носили ярко выраженный социальный характер.

Их можно разделить на два типа. Бюргерские – порождённые протестом горожан против феодальных порядков. Крестьянско-плебейские – отражали чаяния самых угнетённых слоёв – городской бедноты, малоимущего крестьянства.


К началу 14 века папство стало проигрывать борьбу со светскими правителями. Это было вызвано централизацией европейских государств.


В 15 веке была сделана попытка примирить католическую и православную церкви. На Ферраро-Флорентийском соборе (он проходил в 1438–1445 годах) была заключена уния о создании союза церквей под главенством Папы Римского, при сохранении отдельными церквями своих обрядов и форм богослужения. Но вскоре греческая и русская церкви отвергли унию.

Она противоречила церковным традициям православия и национальным интересам.

Политическая организация феодального общества не была статичной.


Первыми средневековыми государствами Западной Европы стали варварские королевства. Они образовались в 5–6 веках на территории бывшей Западной Римской империи.

Это королевства: вестготов; бургундов; свевов; франков; лангобардов; остготов.


Большинство варварских королевств очень быстро сошли с исторической арены. Самым жизнеспособным из них оказалось Франкское королевство.

Ему удалось стать сильным самостоятельным государством.

Примеру Карала Великого последовали германские императоры. Их государство получило название Священная Римская империя.


10–12 века были временем государственного полицентризма в Западной Европе. Владения крупных феодалов стали фактически независимыми государствами. Они лишь номинально подчинялись центральной власти.

Короли пытались бороться с феодальной вольницей, но у них далеко не всегда были силы и средства для обуздания своих вассалов. Ввиду этого королевская власть была вынуждена начать диалог с обществом.

Его результатом стало появление государства, в которых власть короля была ограничена органами сословного представительства. Это Генеральные штаты во Франции. Кортесы в Кастилии. Парламент в Англии.

К концу Средневековья в Европе сложились централизованные государства.


Они предвосхитили появление в раннее Новое время абсолютных монархий.

В раннем Средневековье отношения между варварскими королевствами носили неустойчивый, спонтанный характер. Верховным арбитром в этих отношениях была Византия. Одновременно ей приходилось лавировать между враждующими сторонами, проводить запутанные дипломатические манёвры, сталкивая их друг с другом.

Ключевым моментом международных отношений раннего Средневековья было столкновение с арабами. Оно стало отправной точкой противостояния христианского и мусульманского миров.


Частью средневековой дипломатии были встречи правителей. Постоянные конфликты между феодалами и странами подталкивали враждующие стороны к мирным переговорам. Правда, они редко приводили к желаемым результатам.

Ещё в раннем Средневековье важнейшим субъектом международных отношений в Европе стало папство. Миссии святого престола распространяли христианство на континенте, тем самым втягивая в систему отношений европейских народов недавних язычников.


Новым этапом в международных отношениях стал союз империи Каролингов с папством.

Папство одобрило империю и тем самым процессы объединения в Европе.

Особое место в международных отношениях средневековой Европы принадлежит экспансии норманнов. Её результатом стало образование новых государств. Появление норманнских династий. Скандинавы завоевали северо-запад Франции и основали там Нормандское герцогство. В 11 веке норманны подчинили Англию.


На развитие международных отношений в зрелом Средневековье огромное влияние оказали Крестовые походы. В конце 11 века началась экспансия рыцарства Западной Европы на Восток. Её результатом стало появление государств крестоносцев в Святой земле.

В начале 13 века крайне обострились отношения Запада и Византии.

В ходе Четвёртого крестового похода, в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь. На территории Византии была образована Латинская империя.


Изменилась международная ситуация в Средиземноморье. Здесь набирали силу итальянские республики Венеция и Генуя.

Европейская дипломатия средневековья была многогранна. Часто её определяли: стремление государств заполучить контроль над Средиземноморьем и морскими торговыми путями; желание монархов возглавить процесс создания христианской европейской политической общности; теократические устремления папства.

Как монархи, так и папы пытались выработать правовые основы международных отношений.


Это способствовало появлению относительно устойчивых форм дипломатического общения на исходе Средних веков.

В частности, посольств с продолжительным пребыванием в чужой стране.

Форм дипломатической переписки и делопроизводства. Международные отношения всё больше приобретали межгосударственный характер.

Таким образом, одной из основ средневекового мира Европы являлись христианство и церковь. Средневековое государство сложилось на основе опыта варварских королевств и Римской империи. В Средние века были заложены основы европейских международных отношений и дипломатии.

В отношениях между Католической Церковью и государством были постоянно развиваются с различными формами правления, некоторые из них спорных заднего числа. За свою историю Церкви приходилось иметь дело с различными концепциями и системами управления, от Римской Империи до средневекового божественного права королей , от концепций демократии и плюрализма девятнадцатого и двадцатого веков до появления левых и правых. Крылатые диктаторские режимы. В декрете Второго Ватиканского Собора Dignitatis humanae говорится, что свобода вероисповедания является гражданским правом, которое должно быть признано в конституционном праве .

СОДЕРЖАНИЕ

Католицизм и римские императоры

Христианство возникло в I веке как одна из многих новых религий Римской империи . Ранние христиане подвергались преследованиям еще в 64 году нашей эры, когда Нерон приказал казнить большое количество христиан в отместку за Великий пожар в Риме . Христианство оставалось растущей, монархической религией меньшинства в империи в течение нескольких столетий. Римские гонения на христиан достигли пика из-за императора Диоклетиана до рубежа 4-го века. После победы Константина Великого на Мильвийском мосту , которую он приписал христианскому предзнаменованию, которое он видел в небе, Миланский эдикт объявил, что империя больше не будет санкционировать преследование христиан. После обращения Константина на смертном одре в 337 г. все императоры приняли христианство, за исключением Юлиана Отступника, который во время своего недолгого правления безуспешно пытался восстановить язычество .

Папство и божественное право королей

В ранние средневековые времена почти монополия церкви в вопросах образования и литературных навыков объясняла присутствие церковников в качестве их советников. Эта традиция продолжалась даже по мере того, как образование становилось все более распространенным. Яркими примерами высокопоставленных членов церковной иерархии, давших советы монархам, были кардинал Томас Вулси в Англии и кардиналы Ришелье и Мазарини во Франции; видные, набожные католические миряне, такие как сэр Томас Мор, также служили старшими советниками монархов.

Помимо консультирования монархов, церковь провела прямую власть в средневековом обществе , как землевладелец, силовой брокер, производитель политики и т.д. Некоторые из епископов и архиепископов были феодальные лорды в своем собственном праве, что эквивалентны в ранге и старшинство подсчетов и герцог . Некоторые даже были суверенами по собственному праву, в то время как Папа сам правил Папской областью . Три архиепископа играли видную роль в Священной Римской империи в качестве выборщиков . Еще в 18 веке, в эпоху Просвещения , Жак-Бенинь Босуэ , проповедник Людовика XIV , в своих проповедях защищал доктрину божественного права королей и абсолютной монархии . Церковь была образцом иерархии в мире иерархий и рассматривала защиту этой системы как свою собственную защиту и как защиту того, что она считала системой, установленной богом.

Во время французских религиозных войн , в монархомахе начала оспаривать божественное право королей, создание основы для теории народного суверенитета и теоретизирование права тираноубийства .

Французская революция

Согласно доктрине божественного права королей, только Церковь или Бог могли вмешиваться в право монарха на правление. Таким образом, нападение на французскую абсолютную монархию было воспринято как нападение на помазанного Богом короля. Кроме того, руководство церкви происходило в основном из тех классов, которым нарастающая революция больше всего угрожала. Высшее духовенство происходило из тех же семей, что и высшее дворянство, и Церковь сама по себе была крупнейшим землевладельцем во Франции.

Франция после революции

Когда Наполеон Бонапарт пришел к власти в 1799 году, он начал процесс восстановления отношений с католической церковью. Церковь была восстановлена ​​у власти во время Реставрации Бурбонов , когда ультрароялисты голосовали за законы, такие как Закон о борьбе с кощунством . Церковь тогда была решительно контрреволюционной , выступая против всех изменений, внесенных революцией 1789 года. Июльская революция 1830 года положила конец всякой надежды на возвращение к старому режиму статус абсолютной монархии, путем установления конституционной монархии . Наиболее реакционные аристократы, выступавшие за полное восстановление Ancien Régime и известные как легитимисты , начали уходить из политической жизни.

Однако режим Наполеона III действительно поддерживал Папу, помогая восстановить Папу Пия IX в качестве правителя Папской области в 1849 году после восстания 1848 года. Несмотря на этот официальный шаг, процесс секуляризации продолжался на протяжении всего 20 века. , кульминацией которого стали законы Жюля Ферри в 1880-х годах, а затем закон 1905 года об отделении церкви от государства , который окончательно утвердил государственный секуляризм (известный как laïcité ).

Сама церковь оставалась связанной с графом де Шамбором , легитимистом, претендующим на престол. Только при Папе Льве XIII (годы правления: 1878–1903) церковное руководство попыталось отойти от своих антиреспубликанских объединений, когда он приказал глубоко несчастной французской церкви принять Третью Французскую республику (1875–1940) ( Inter innumeras sollicitudines энциклика 1892 г. ). Однако его инициатива по либерализации была отменена Папой Пием X (годы правления: 1903–1914), традиционалистом, который больше симпатизировал французским монархистам, чем Третьей республике.

Католицизм в Соединенном Королевстве и Ирландии

После победы Вильгельма Оранского над королем Яковом II к 1691 году верховенство протестантизма закрепилось во всех королевствах Англии , Шотландии и Ирландии . Экономическая и политическая власть католиков, особенно в Ирландии , была серьезно ограничена. Это было усилено введением уголовного законодательства . Практика католицизма (включая служение мессы ) была объявлена ​​незаконной, поскольку католические священники совершали таинства с риском казни по закону.

Однако к концу восемнадцатого века между Лондоном и Ватиканом началось сближение . Действия Великобритании за рубежом и отношения с католическими странами были затруднены из-за напряженности, существовавшей между ней и церковью, и она стремилась убедить церковь прекратить моральную поддержку ирландского сепаратизма. Кроме того, Церковь стремится послать миссионеров на вновь завоеванных колоний в Британской империи , особенно в Африке и Индии , а также ослабить ограничения на его британских и ирландских приверженцев. Британия начала постепенно отменять уголовные законы и в 1795 году профинансировала строительство колледжа Святого Патрика в Мейнуте , семинарии для обучения католических священников в графстве Килдэр . В свою очередь, Церковь согласилась активно противодействовать ирландскому сепаратизму, что она должным образом и сделала во время ирландского восстания 1798 года . Он продолжал эту политику до начала 1900-х годов, осуждая каждую последующую попытку ирландского республиканизма добиться независимости от Британии с помощью насилия.

Пий IX и объединение Италии

В течение XIX века итальянский национализм усилил давление папы на папское господство . Объединение Италии завершилась Garibaldi «s захвата Рима в 1870 году, который завершился временный суверенитетом католической церкви и привел Папа Пий IX объявить себя узник в Ватикане . Конфликт между итальянским государством и папства продолжил государства регулирования Церкви и Папы голосования и парламентского бойкота , и был окончательно решен в 1929 году Договора Латеранского между Муссолини и папой Пием XI , подтверждая Ватикан -состояние и принятие потеря Папской области ..

Лев XIII

Папа Лев XIII , отвечая на подъем народной демократии , попробовал новый и несколько более изощренный подход к политическим вопросам, чем его предшественник Пий IX.

В поисках принципа, который заменит угрожающую марксистскую доктрину классовой борьбы , Рерум Новарум призывал к социальной солидарности между высшими и низшими классами и поддерживал национализм как способ сохранения традиционной морали , обычаев и народных обычаев . По сути, Рерум Новарум предлагал своего рода корпоративизм , организацию политической власти по индустриальному принципу, подобную средневековой системе гильдий . В рамках корпоративизма место человека в обществе определяется этническими, рабочими и социальными группами, в которых он родился или к которым присоединился. Лев отказался от демократии с одним человеком и одним голосом в пользу представительства групп интересов. Сильное правительство должно служить арбитром среди конкурирующих фракций.

Церковь и ХХ век

В начале 20 века католическая церковь поддерживала антидемократические режимы, такие как национал-католицизм Испании. К концу века страны, которые когда-то находились под сильным влиянием католической церкви, стали более светскими и демократическими ( например , Испания, Италия, Ирландия).

Хорватия

Иван Грубишич , католический священник и член хорватского парламента, боролся за прекращение или пересмотр договоров между Республикой Хорватией и Святым Престолом , которые, как считалось, нарушили баланс отношений между церковью и хорватским государством.

Испания

В Испании , то Falange пользуется поддержкой многих в Римско - католической церкви. Испания имела долгую историю раздоров между католиками, в основном монархистами, традиционалистами и сторонниками светской либеральной демократии или более радикальных антиклерикальных взглядов. Католики-традиционалисты, уже отчужденные либеральным секуляризмом Второй Испанской республики , демократически избранное правительство которой наложило ограничения и вторжения на церковь, были движимы откровенной враждебностью из-за того, что они рассматривали как неспособность правительства предотвратить или наказать нападения на церкви и убийства людей. священники и другие религиозные деятели различными республиканскими вооруженными формированиями. Было убито почти 7000 священнослужителей , несмотря на то, что очень немногие священнослужители активно участвовали в противостоянии республике.

Эти нападения были частыми в первые месяцы гражданской войны и радикализировали большое количество католиков, в том числе духовенство, которые ранее были склонны поддерживать реформистское правое крыло Испанской Конфедерации Автономной правой партии. Ряд католиков решили, что либеральное государство не может (или не будет) защищать их или их Церковь, и переключились на поддержку мятежных националистов во главе с генералом Франсиско Франко .

Связь церкви с монархистами была особенно очевидна в случае карлизма , который стремился поставить на трон монархов из конкурирующей линии. Баскский национализм , напротив, привел к тому, что большинство баскских священников порвали с церковью, чтобы поддержать республиканское правительство. Это привело к тому, что Франко заклеймил их как предателей и коммунистов .

Придя к власти в 1936 году, Франко получил от церкви политические привилегии, аналогичные тем, которые предоставлялись испанским монархам , например, право предлагать трех кандидатов на каждую епископскую вакансию, из которых Папа выбирал епископа. Во время шествий Франко также был покрыт паллием - плащом, подаренным папой и обычно указывающим на высший церковный статус.

В течение 1960-х и 1970-х годов движение рабочих священников выражало мнение молодых священников, недовольных иерархией и правительством. Они организовали приходы как центры улучшения общества. Контакты с марксизмом привели многих к присоединению к левым группам или к секуляризации . Соглашение между церковью и государством превратило одну семинарию в специальную тюрьму для заключенных, которые были священниками.

Франция

Ирландия

Значительное влияние церкви на политику Ирландии с момента обретения независимости в 1922 году резко снизилось в 1990-х годах после серии скандалов с жестоким обращением с детьми . В последние десятилетия Церковь уступила позиции светскому движению в социальных вопросах, таких как развод и аборты .

В другом месте Европы

Ассоциация римского католицизма, иногда в форме иерархической церкви, иногда в форме мирских католических организаций, действующих независимо от иерархии, создавала связи с диктаторскими правительствами в различных государствах.

Фашизм

По стратегическим причинам было желательно, чтобы фашистские движения Бенито Муссолини в Италии и Гитлера в Германии не отталкивали католиков в массе .

Современные исследователи разделились во мнениях о степени связи церкви с фашизмом. Обычно историки того периода отвергают заявления об активном соучастии или активном сопротивлении, изображая католическое руководство, которое предпочло нейтралитет или умеренное сопротивление явной идеологической борьбе с фашизмом.

Самые тесные связи римского католицизма с фашизмом могли быть связаны с клерикальным фашизмом в Хорватии военного времени ; см. Вовлечение хорватского католического духовенства в режим усташей .

Италия

В 1924 году Папа Пий XI запретил Католической Народной партии сотрудничать с Социалистической партией против фашистской партии Муссолини (чья политика в то время представляла собой сложную смесь левых и правых). Позже Папа распустил Католическую народную партию.

Страх перед коммунизмом и определенное пренебрежение к либеральной демократии , отменившей давние привилегии, которыми пользовалась католическая церковь, были явно выражены в таких папских документах, как Quanta cura и Syllabus of Errors . Некоторые истолковывают эти документы как свидетельствующие о поддержке церковью фашизма или, по крайней мере, о ее склонности к фашизму. По Латеранском договоров , Муссолини предоставил Папа Пий XI корону Ватикана как нация к власти, сделали римское католичество государственной церкви в Италии , и заплатил компенсацию Папу за потерю Папского . Это свидетельствует о фактическом признании Папой Муссолини переворота . В последующие годы отношения с правительством Муссолини резко ухудшились.

Германия

Разделение немцев на католицизм и протестантизм стало неотъемлемой частью немецкой политики со времен протестантской Реформации . Kulturkampf что последовало объединение Германии была определяющие спорами между немецким государством и католицизмом.

В Веймарской Германии , то центристская партия была католическая политическая партия. Он распался примерно во время подписания Рейхсконкордата (1933 г.), договора, который регулирует отношения между церковью и государством и по сей день. Энциклика Пия XI Mit brennender Sorge (1937) протестовала против того, что она считала нарушением Рейхсконкордата . Роль католических епископов в нацистской Германии остается спорным аспектом исследования Папы Пия XII и Холокоста .

Словакия

Во время Второй мировой войны , Тисо , римско - католической monsigneur , стали нацистским квислинговским в Словакии . Тисо был главой государства и сил безопасности, а также лидером военизированной гвардии Глинка , которая носила на повязках католический епископальный крест. Католическое духовенство было представлено на всех уровнях режима, а его корпоративистская идеология была основана на папских энцикликах.

Хорватия

Миле Будак, министр по делам религий независимого государства Хорватия , 22 июля 1941 года сказал:

Движение усташи основано на католической религии. Для меньшинств, сербов, евреев и цыган у нас есть три миллиона пуль. Часть этих меньшинств уже уничтожена, и многие ждут своей смерти. Некоторых отправят в Сербию, а остальных заставят сменить религию на католицизм. Таким образом, наша новая Хорватия будет свободна от всех еретиков и в будущем станет чисто католической.

Обратите внимание на отсутствие упоминания о боснийских мусульманах . В отличие от сербов, они считались хорватскими братьями, предки которых приняли ислам.

Противоречие окружает глубину причастности римско-католического духовенства к усташам , хорватскому фашистскому движению в бывшей Югославии. По словам Бранко Бокуна , 13 июня 1941 г. римско-католический священник сделал следующие замечания:

Братья, до сих пор мы работали для Священной Римской Апостольской церкви крестом и миссалом. Теперь настал момент поработать с ножом в одной руке и пистолетом в другой. Чем больше сербов и евреев вам удастся уничтожить, тем больше вы будете уважать в сердце Римско-католической церкви.

Бельгия

Соединенные Штаты

Роберт Дринан , католический священник, отбыл пять сроков в Конгрессе как демократ от Массачусетса, прежде чем Святой Престол заставил его сделать выбор между отказом от своего места в Конгрессе или мирским светом . Кодекс канонического права 1983 года запрещает католическим священникам занимать политические должности в любой точке мира.

Аргентина

Бразилия

Австралия

Традиционно католики в Австралии были преимущественно ирландского происхождения. Они также традиционно принадлежали к рабочему классу. В результате на протяжении большей части своей ранней истории австралийская лейбористская партия имела значительную долю католиков в качестве членов и сторонников. Однако эта историческая связь со временем разрушилась, и теперь католики представлены во всем политическом спектре. Выдающийся архиепископ Даниэль Манникс был, пожалуй, наиболее политически активным католическим деятелем, в том числе его противником призыва в армию. Эти дебаты о воинской повинности часто формулировались как разделение между протестантами и католиками.

Связи между католической церковью и австралийской политикой укрепились, когда австралийская лейбористская партия раскололась и была основана Демократическая лейбористская партия , в основном под влиянием Боба Сантамария . В одном штате католическая церковь оказала институциональную поддержку этой партии и движениям, на которые она опиралась. Однако после смерти архиепископа партия и промышленные группы, на которых она базировалась, больше не имели поддержки церкви.

Международное право

Коммунизм

Читайте также: