Предоставляются ли субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг иностранным гражданам

Обновлено: 30.06.2024

Как изменится выплата субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг после 1 октября 2020г.

В этом году правила оформления субсидий были изменены: по 1 октября включительно срок их предоставления продлевается автоматически.

Но поскольку октябрь уже наступил, у получателей субсидий возникает масса вопросов: что теперь от них потребуется и как будут начислять выплаты. Рассмотрим, как изменятся правила оформления коммунальных субсидий после 1 октября.

1. Автоматическое продление заканчивается — что дальше?

Субсидия назначается на 6 месяцев, после чего, по общему правилу, требуется новое обращение гражданина с документами, подтверждающими его право — тогда субсидию продлят на очередной срок.

Обратите внимание, что продленные в беззаявительном порядке субсидии не закончатся все разом с октября 2020г: их будут начислять в течение 6-ти месяцев после окончания первого срока.

Выплата субсидии продлевается на 6 месяцев для всех заявлений, назначенных с 01.10.2019 года.

Например, если последним месяцем субсидии является октябрь 2020 г., то она действует еще до 31 марта 2021 г. А если субсидия должна была закончиться в августе 2020 г., то ее будут платить по февраль 2021 г. включительно.

Субсидия назначена с 01.10.2019 по 31.03.2020. Срок продлен на основании имеющихся документов в личном деле.

Субсидия назначена с 01.11.2019 по 31.10.2020. Срок продлен на основании имеющихся документов в личном деле.

Субсидия назначена с 01.12.2019 по 31.11.2020. Срок продлен на основании имеющихся документов в личном деле.

Субсидия назначена с 01.01.2020 по 31.12.2020 . Срок продлен на основании имеющихся документов в личном деле.

Субсидия назначена с 01.02.2020 по 31.01.2021. Срок продлен на основании имеющихся документов в личном деле.

Субсидия назначена с 01.03.2020 по 28.02.2021. Срок продлен на основании имеющихся документов в личном деле.

Субсидия назначена с 01.04.2020 по 31.03.2021. Срок продлен на основании имеющихся документов в личном деле.

2. Какие доходы теперь учитываются для субсидии, а какие нет?

С 30 апреля изменился порядок учета доходов заявителя и членов его семьи для предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ПП РФ от 29.04.2020 № 604).

Теперь сведения о доходах нужно представлять все так же за 6 месяцев, но отсчитывается этот период не с месяца подачи заявления (как раньше), а за полгода до этого.

Например, при обращении за субсидией в октябре 2020 г. потребуются справки о доходах за период с октября 2019 г. по март 2020 г. А при обращении в ноябре 2020 г. справка о доходах предоставляется за период с ноября 2019 по апрель 2020г.

При назначении субсидии учитываются доходы заявителя, а также членов его семьи. При этом доходы его супруга, несовершеннолетних детей, а также родителей несовершеннолетних детей учитываются независимо от того, вместе они проживают или раздельно.

До конца этого года при начислении коммунальных субсидий не будут приниматься во внимание доходы граждан, которые на момент обращения официально признаны безработными (ПП РФ от 29.04.20020 № 604).

По возникающим вопросам, для получения консультаций (справок), рекомендуем обращаться в УСЗН в телефонном режиме:

Начальник УСЗН Л.В.Горенко

Вопрос: Как продлить субсидию на услуги ЖКУ в условиях пандемии?

Гражданам, которые являются получателями субсидий по состоянию на 26.03.2020 по заявлениям, срок действия которых истекает в период с 01.04.2020 по 01.10.2020, субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке, "автоматически", без предоставления документов, подтверждающих право на ее получение.

Дата начала субсидий

Дата окончания субсидий

Вопрос: Как получить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если гражданин обратиться впервые?

Ответ: В связис ограничительными мерами, введенными по причине карантина, упрощена процедура, необходимая для принятия решения о предоставления государственной услуги. Для получения жилищной субсидии гражданин (его законный представитель или доверенное лицо) представляет заявление по форме с указанием всех членов семьи и степени родства, приложением документов и указанием сведений в заявлении, предусмотренных регламентом.

Субсидии на оплату жилья продлят автоматически

Вопрос: Моей дочери в апреле нужно продлить субсидию по коммунальным платежам.

Как это сделать, если объявлен карантин?

Ответ: Этот вопрос интересует сейчас очень многих жителей, особенно тех, у кого в марте-апреле заканчивается срок предоставления субсидии на ЖКХ. Что делать в такой ситуации, ведь для оформления или продления социальных выплат нужно не просто посетить МФЦ или УСЗН, но еще и справки собрать, посетив другие учреждения. Обычно субсидии жителям предоставляются на 6 месяцев. Однако, в связи с эпидемией это ограничение в сроках снимается - вплоть до 1 октября 2020 года. Если с 1 апреля до 1 октября период предоставления субсидии истекает, то она будет предоставляться в том же размере на следующие полгода в беззаявительном порядке, "автоматически".

Обращаться в МАУ МФЦ или УСЗН с заявлением на продление периода получения субсидий или документами, подтверждающими доход, не потребуется.
Позже, после предоставления заявителем пакета документов, будет проведен перерасчет размера субсидии.

Вопрос: С какого и до какого времени можно не переоформлять субсидии ЖКХ в связи с коронавирусом в 2020 году?

Ответ: 1. Субсидия назначена с 01.10.2019 по 31.03.2020. Срок продлен на основании имеющихся документов по 30.09.2020.
2. Субсидия назначена с 01.11.2019 по 30.04.2020. Срок продлен на основании имеющихся документов по 30.09.2020. 3. Субсидия назначена с 01.04.2020 по 30.09.2020. Срок не изменяется.

Вопрос: Мы с мужем оба пенсионеры. Как, находясь в режиме самоизоляции, сможем оплатить жилищно-коммунальные услуги, для того, чтобы продлить
возможность получения жилищной субсидии?

Ответ: Покидать квартиру и нарушать режим самоизоляции, чтобы оплатить квитанции, не нужно. Наличие задолженности не будет влиять на предоставление субсидии на оплату коммунальных услуг. Вам в беззаявительном порядке назначат её в том же размере на 6 месяцев.

Вопрос 1.

Назначается ли субсидия членам семьи, если собственник жилья проходит службу по призыву или находится в местах лишения свободы?

- субсидия назначается при условии, что члены семьи собственника продолжают постоянно проживать в ранее занимаемом совместно с ним жилом помещении (в соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса,в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.205 № 761).

Вопрос 2.

Учитывается ли при расчете совокупного дохода семьи для назначения субсидии доход одного из членов семьи, проживающего отдельно?

- вне зависимости от раздельного или совместного проживания учитываются доходы супругов, несовершеннолетних детей и родителей;

(в соответствии с пунктом 33 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.205 № 761.)

Вопрос: Собственник жилого помещения выписан из квартиры, но заключил договор найма с совершеннолетней дочерью. Имеет ли право дочь обратиться за назначением субсидии?

Ответ: Совершеннолетняя дочь, заключившая договор найма с отцом –собственником жилого помещения, имеет право на субсидию как наниматель жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде. Договор найма заключается на срок, не превышающий 5 лет.При этом следует учитывать, что, в соответствии с законодательством, договор найма не может быть заключен между супругами, родителями и несовершеннолетними детьми, опекунами и опекаемыми.

Вопрос: При повторном обращении размер жилищной субсидии уменьшился. Объясните, по какой причине.

Ответ: Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Поэтому, при повторном обращении получатели жилищной субсидии не позднее 10 рабочих дней с даты истечения срока предоставления субсидии представляют документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (квитанции, счета-квитанции и т.д.), понесенные в течение срока получения последней субсидии. Если расчетный и выплаченный размер субсидии за 6 месяцев меньше, чем получатель оплатил за этот же период за жилищно-коммунальные услуги, то размер жилищной субсидии уменьшается.

1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

2. Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

3. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

4. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

5. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

6. При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1-3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.

7. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

8. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Утратила силу.

11. Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг, в том числе стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений, которые в соответствии с настоящим Кодексом уплачивают взносы на капитальный ремонт, и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.

12. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 159 Жилищного кодекса РФ

1. Субсидии (как вид пособия) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий (на одиноко проживающего - 33 кв. м, на семью из двух человек - 42 кв. м, при трех и более членах семьи - по 18 кв. м на одного), и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг (стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в среднем 22% по Российской Федерации).

2. На основании этой статьи право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

Эти же категории граждан предусмотрены и в Правилах предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. При этом в случае, если наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо осуждены к лишению свободы, либо признаны безвестно отсутствующими, либо умерли или объявлены умершими, либо находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам их семей при условии, что данные члены семей продолжают проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.
--------------------------------
Российская газета. 2005. 22 декабря; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" и сами Правила. признаны утратившими силу.

3. Для получения субсидий вышеперечисленные граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства:

а) заявление о предоставлении субсидии;

б) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).

При наличии разногласий между заявителем и проживающими совместно с ним лицами по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган признает их в качестве членов семьи заявителя на основе судебного решения;

д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов предоставляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа;

ж) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

з) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (заверенных нотариусом).

Заявитель несет ответственность за достоверность предоставленных сведений и документов. Предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

4. Субсидии предоставляются сроком на 6 месяцев.

Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

При среднем душевом доходе семьи, равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъектов государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:

С = ССЖК x n - ------ x Д,

где С - размер субсидии (в рублях);

ССЖК (или ОСН) - размер установленного для муниципального

образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных

услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в руб.);

n - количество лиц, входящих в состав заявителя;

МДД (ММД) - региональный стандарт максимально допустимой доли

расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в

совокупном доходе семьи (в процентах) ;
--------------------------------
При расчетах в качестве ориентира использовано значение федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг (22%).

Д - совокупный доход семьи (в рублях). (Совокупный доход семьи равен произведению среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде на количество членов семьи заявителя, имеющих право на субсидии.)

а) Семья из двух человек: мать и несовершеннолетний сын 14 лет занимают двухкомнатную квартиру размером общей площади жилья 30,9 кв. м (при социальной норме на двоих 42 кв. м);

б) ежемесячный заработок матери - 5344 руб.; детского пособия она не получает;

в) величина прожиточного минимума для трудоспособного населения 2690 руб. в месяц, для детей - 2394 руб. (по данным на I кв. 2004 г.);

г) причитающиеся платежи за квартиру и коммунальные услуги за месяц составили (по социальной норме) - 902,5 руб.

а) величина прожиточного минимума на каждого из них составляет:

2690 + 2394 = 5084 руб.

5084 : 2 = 2542 руб. (средняя величина);

б) среднедушевой доход этой семьи:

5344 руб. (заработок матери) : 2 = 2672 руб.

Очевидно, что 2672 > 2542 руб.

Если по формуле, тогда:

902,5 руб. - 22% x 5344 руб.

При такой отрицательной величине нет права на субсидию.

При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:

ССЖК x n - МДД x Д x К

где С - размер субсидии (в рублях);

К - поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле:

где СД - среднедушевой доход семьи (в рублях);

ПМ - величина прожиточного минимума.

а) В квартире размером общей площади жилья 26 кв. м проживает одна пожилая женщина 72 лет - пенсионерка (социальная норма на одного проживающего 33 кв. м);

б) ежемесячный размер ее пенсии по старости - 1820 руб. при величине прожиточного минимума пенсионеров 1849 руб. (по данным на IV кв. 2004 г.);

в) ежемесячные платежи за жилье и коммунальные услуги составили (по социальным нормам) - 680 руб.

а) поправочный коэффициент: ---- = 0,96

680 руб. - 22% x 1820 руб. x 0,96

- размер ежемесячной субсидии.

а) размер платежа за жилье и коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья нормативов потребления коммунальных услуг с учетом льгот 50% составит:

ОСН льготная = 1300 x 0,5 = 650 руб.

б) среднедушевой доход семьи равен:

СД = 3000 : 3 = 1000 руб.

Поскольку установленная в регионе максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (18%) ниже федерального стандарта (22%), то необходимо определиться, по какому значению семье выгоднее получить субсидию: по установленной в регионе максимально допустимой доле (18%, формула С1) или по федеральному стандарту (формула С2) с учетом коэффициента К.

Произведение федерального стандарта максимально допустимой

доли на коэффициент К = 0,22 x 0,51 = 0,11, или 11%. Следователь-

но, для данной семьи выгоднее рассчитывать субсидию по формуле С .

С = ОСН льготная - [МДД x Д x К] =

= 650 - 0,22 x 3000 x 0,51 = 313,4 руб.

5. Перечисление субсидии приостанавливается в случаях:

а) неоплаты получателем субсидии текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги в течение трех месяцев подряд;

Предоставление субсидий прекращается в случаях:

а) изменения получателем субсидий и членами его семьи места постоянного жительства;

б) изменения состава семьи получателя субсидии и дохода семьи, влекущих утрату права на получение субсидии;

в) предоставления заявителем (получателем субсидии) и членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии;

г) истечения срока погашения задолженности по платежам за квартиру и коммунальные услуги.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 декабря 2005 года N 761

О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

(с изменениями на 31 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В документе учтено:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2011 года N ГКПИ11-1394 (оставлено без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2011 года N КАС11-724).

Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

2. Установить, что размеры субсидий, предоставленных гражданам до вступления в силу настоящего постановления, пересчету не подлежат в течение всего периода, на который субсидии были предоставлены, за исключением случая, когда размеры субсидий увеличиваются.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить в 2-месячный срок методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных настоящим постановлением.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

установить в 2-месячный срок региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг и региональные стандарты максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;

обеспечивать своевременное предоставление местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в необходимых объемах субвенций на финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

5. Признать утратившими силу:

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 декабря 2005 года N 761

ПРАВИЛА
предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

(с изменениями на 29 апреля 2020 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

3. Право на субсидии имеют:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

4. Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

5. В случае если наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо осуждены к лишению свободы, либо признаны безвестно отсутствующими, либо умерли или объявлены умершими, либо находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам их семей при условии, что данные члены семей продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.

6. Субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им государственное учреждение, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы), получают из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

7. Решения о предоставлении субсидий принимаются уполномоченными органами.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года N 1001. - См. предыдущую редакцию)

II. Перечень документов (сведений), необходимых для предоставления субсидии, и порядок их рассмотрения

8. Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, а также с указанием следующих сведений в заявлении:

в) сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в случае невозможности их получения в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия;

Указанные изменения не внесены в связи с несоответствием текстов связанных с изменениями, внесенными с 3 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 420.

- Примечание изготовителя базы данных.

г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

д) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии;

8_1. Уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, следующие сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии:

б) сведения о документах, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи;

в) сведения о документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи;

д) сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

д)* копии документов, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, подтверждающих факт установления заявителю инвалидности;

* Нумерация соответствует изменениям, внесенным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2020 года N 114. - Примечание изготовителя базы данных.

е) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии;

ж) сведения, подтверждающие отсутствие у заявителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.

8_2. Заявитель вправе представить в уполномоченный орган по месту жительства документы, указанные в пункте 8_1 настоящих Правил, а также копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи - в случае наличия разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье по собственной инициативе. В этом случае уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке.

9. Члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, дополнительно к документам, предусмотренным пунктом 8 настоящих Правил, представляют документы, подтверждающие причину выбытия этих граждан, а также факт постоянного проживания в соответствующем жилом помещении совместно с указанными гражданами до их выбытия.

Субсидия по своей сути является оплатой коммунальных услуг, которая полагается некоторым категориям лиц.

Кто имеет право получать субсидии

Одно из направлений участия органов государства в жилищных правоотношениях – расчет и выделение субсидий в определенном порядке. Субсидия по своей сути является оплатой коммунальных услуг, которая полагается некоторым категориям лиц и может быть осуществлена в полном размере, либо в определенной части. Субсидии имеют целевое назначение.

Выплата субсидий – серьезный способ поддержки лиц, которые в силу определенных причин не могут полностью самостоятельно оплачивать получаемые коммунальные услуги и которым положена поддержка государства.

Жилищная система РФ постоянно реформируется и изменяется, и не всегда в сторону улучшения условий для людей с невысоким уровнем дохода. В этом случае предоставление государственной финансовой помощи особенно ценно и актуально. Важно отметить, что государственная помощь предназначена для конкретных целей.

Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения четко зафиксированы. Выплаты отчисляются в определенном порядке и при условии, когда траты лиц на оплату коммунальных услуг выше предельной границы расходов на их оплату в конкретном регионе, расчет производится с учетом общесемейного дохода. Субсидии на оплату коммунальных услуг положены:

  • гражданам, проживающим в качестве нанимателей в жилье частного жилищного фонда в законном порядке;
  • гражданам, у которых жилье находится в собственности;
  • гражданам-членам кооператива;
  • лицам, пользующимся жилищем муниципального и государственного фондов в законном порядке;

Как оформить субсидию на оплату коммунальных услуг. Порядок предоставления субсидий

Для оформления субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в установленном размере нужно подать заполненное заявление и приложить к нему необходимый перечень документов, а именно:

Принципы предоставления субсидий

Под принципами подразумеваются те основные начала и идеи, исходя из которых государство участвует в жилищных правоотношениях с гражданином посредством предоставления помощи в виде субсидий. К таким принципам относятся:

  • компенсация разницы между уровнем платежей, принятым в регионе и допустимыми суммами расходов на оплату жилья, коммунальных услуг.
  • Выделение сумм на конкретную цель. Расчет сумм и их выделение из бюджета предназначаются именно для оплаты жилища и покрытия коммунальных услуг полностью или в части.
  • Заявительный принцип выделения субсидии. Оплата жилья гражданина из средств государственного бюджета возможна только после выражения желания лица на такую оплату путем подачи заявления в уполномоченный орган и предоставления документов, удостоверяющих, что субсидия положена лицу.

Как определить размер субсидии. Стандарт нормативной площади жилья

Расчет размера субсидии, а также порядок ее оформления предусмотрены нормативными актами Правительства РФ. Расходы на выплаты покрываются из региональных бюджетов РФ. Сумма выплаты назначается с учетом численности семьи заявителя. В каждом субъекте есть нормативы расчета субсидий.

Сумма рассчитывается помесячно и обуславливается размером расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, стандартами допустимого уровня расходов на оплату гражданами, стандартами нормативной жилой площади в регионе.

Под стандартом нормативной площади подразумевается размер жилплощади, из расчета на каждого человека, используемый при вычислении сумм положенной гражданину субсидии. Стандарт определяется на уровне региона страны.

Кто не может получать субсидии

Исходя из анализа положений жилищного закона страны можно определить категории лиц, которым субсидии не положены, к таким лицам относятся:

  • поднаниматели в жилье частного жилищного фонда;
  • иностранцы;
  • отказополучатели, если есть завещательный отказ, дающий право на пользование жильем;
  • временные жильцы, проживающие в помещениях соцнайма;
  • ссудополучатели по соглашениям безвозмездного пользования жилищем частного жилищного фонда;
  • рентополучатели.

Основания предоставления субсидий

Главным основанием на получение рассматриваемой меры господдержки является такое финансовое состояние гражданина, когда его расходы на оплату жилья превышают размер величины, соответствующей допустимой доле расходов лиц на оплату жилья и коммунальных услуг.

При этом если суммарный доход всей семьи меньше уровня прожиточного минимума, расчет суммы расходов производится в сторону уменьшения на основании поправочного коэффициента. Субсидия начисляется после подачи заявления, если у гражданина есть документально подтвержденное основание для получения такой меры господдержки, и он не относится к перечисленной выше группе граждан, лишенных права на субсидию.

Приостановка и прекращение предоставления субсидии

Расчет и предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг приостанавливаются, а иногда и прекращаются, если есть веские основания к этому. Закон четко определяет основания прекращения выплат:

Государство приостанавливает выдачу субсидий в случаях:

  • неисполнение гражданином, получающим субсидию, порядка договоренности о погашении долга;
  • неисполнение получателем обязанности по уплате коммунальных платежей и оплате жилища;
  • нарушение гражданином установленного срока для подачи в уполномоченный орган документации, подтверждающей перемену статуса лица, если такая перемена влечет изменение размера субсидии в сторону уменьшения или прекращение прав на ее получение.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

смена места регистрации лица, получающего субсидию

Спасибо за ответ! Дополнительно хочу спросить. Уже два месяца, после выписки из прежней квартиры, получаю квитанции из ЖЭУ об оплате предоставленных услуг на моё имя , которые исправно выплачиваю. Квитанции как и прежде приходят на моё имя, только в графе проживающих и в графе получения субсидии пропечатан 0 (ноль). Может необходимы какие -нибудь дополнительные документы в соц защиту для возобновления получения субсидий

Документы необходимые для оформления субсидии (исходя из п.8 Постановления Правительства № 761)—

  • Паспорт;
  • Документ, подтверждающий собственность на жилой объект;
  • Домовая книга или паспорт объекта;
  • Справка о составе семьи;
  • Документ, подтверждающий особый статус (удостоверение ветерана);
  • Квитанции, подтверждающие оплату ЖКУ.

Постановление Правительства № 761

8. Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов:

в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения;

смена места проживания лица, получающего субсидию

Здравствуйте! В связи с продажей, выписались с женой из приватизированной квартиры и прописались у сына. Я, как ветеран боевых действий имел право на субсидию по прежней кв-ре. В настоящее время проживаю там же, по обоюдному согласию новых владельцев, выплачивая оплату за съём кв-ры, т.к. работаю не по далёко. Имею ли я право получать по прежнему субсидию, изменилась лишь прописка в паспорте.

Добрый день. Да, имеете право.

1. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

.

5) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

Статья 16. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ; (см. текст в предыдущей редакции) 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; (пп. 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 4) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ; (см. текст в предыдущей редакции) 5) компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим; (пп. 5 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 6) первоочередная установка квартирного телефона; 7) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 8) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 9) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ; (см. текст в предыдущей редакции) 10) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.12.2010 N 351-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 11) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году; (в ред. Федерального закона от 08.05.2005 N 41-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 12) - 15) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ; (см. текст в предыдущей редакции) 16) преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта; 17) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя; (пп. 17 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 18) утратил силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции) 2. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации; 3) первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков, установке квартирного телефона; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 4) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году; (в ред. Федерального закона от 08.05.2005 N 41-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ; (см. текст в предыдущей редакции) 6) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя; (пп. 6 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 7) утратил силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ; (см. текст в предыдущей редакции) 8) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. (пп. 8 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 6 и 7 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.07.2016 N 256-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации; 2) первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков, установке квартирного телефона; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3) использование ежегодного отпуска в удобное для них время;

начисление субсидии при смене жительства.

Здравствуйте! У меня такой вопрос-я переехала в другую квартиру и хотела подать документы на выплату субсидии по новому адресу,прописана одна ,до этого получала субсидию по старому адресу,задолжностей нет по оплате ком.услуг,но мне сказали ,что только я могу получить субсидию только через полгода,а пенсия у меня социальная,правомерно ли это,ответьте пожалуйста,живу в Мурманске.

Пункт 41. Гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Документы содержащие сведения о платежах:

- для первичного обращения – оплаченные квитанции за 2 месяца на момент обращения за субсидией (подлинники и копии);

- для повторного обращения – оплаченные квитанции за 6 месяцев на момент обращения за субсидией (подлинники и копии);

Иных сроков определяющих период ожидания для предоставления субсидии законодательно не предусмотрено.

Читайте также: