Как правильно должником нашим или должникам нашим

Обновлено: 02.07.2024

Святитель Феофан Затворник. Истолкование молитвы Господней словами святых отцов

Итак, чему же учит слово это? Во-первых, с дерзновением, на какое приобретено право предшествовавшей жизнью, сознать в себе уподобление Богу, и тогда уже осмелиться называть Бога Отцом своим и просить прощения в прежних прегрешениях, потому что не всякому просящему возможно получить то, чего желает, но тому, кто делами приобрел себе право просить с дерзновением. Ибо это прямо внушает нам Господь в настоящем изречении, а именно, приступая к благодетелю, будь сам благодетелем; приступая к доброму, будь добрым; приступая к правдивому, будь правдивым; приступая к терпимому, будь терпеливым; приступая к человеколюбивому, будь человеколюбивым, а также будь и всем иным, приступая к добросердному, к благосклонному, к общительному в благах, к милующему всякого, и, если еще что усматривается божественного, во всем этом уподобляясь произволением, приобретай тем себе дерзновение на молитву. Поэтому, как невозможно лукавому освоиться с добрым и покрытому нечистыми сквернами иметь общение с чистым и нескверным, так приступающего к Божию человеколюбию отлучает от него жестокосердие. Поэтому, кто за долги держит человека в своей власти и обходится с ним жестоко, тот нравом своим устранил себя от Божия человеколюбия. Ибо какое общение у человеколюбия со зверством, у любвеобильного расположения с свирепостью и у всего прочего, что противоположно злу, с принадлежащим противной стороне и находящимся в таком непримиримом ему сопротивлении, что преданный ему необходимо удален от противоположного? Как сделавшийся добычей смерти уже не жив и наслаждающийся жизнью удален от смерти, так приступающему к Божию человеколюбию совершенно необходимо быть чуждым всякой жестокости. А кто сделался чуждым всего разумеваемого под именем порока, тот некоторым образом по такому нраву делается богом, доводя до преспеяния в себе то, что разум признает и о Божественном естестве.

Видишь, до какого величия Господь возвышает слушателей словами этой молитвы, прелагая некоторым образом естество человеческое в божественное и узаконяя, чтобы приступающие к Богу сами сделались богами? "Для чего, - говорит Он, - ты, поражаемый страхом, бичуемый своей совестью, раболепно приходишь к Богу? Для чего сам себе заграждаешь дерзновение, заключенное в свободе души и изначально существенно принадлежащее естеству? Для чего льстишь словами Необольстимому? Для чего с услужливыми и угодливыми речами обращаешься к Тому, Кто взирает на дела? Тебе, одаренному свободой и благоразумием, можно со властью иметь всякое благо, какое только дается от Бога. Будь сам себе судьей. Произнеси себе спасительный приговор. Желаешь, чтобы отпущены были тебе Богом долги? Отпусти сам; Бог изрек приговор; твой суд над соплеменником, в котором ты властен, каков бы то ни был, есть и твой приговор. Что сам о себе знаешь, то подтверждено о тебе и Божиим судом".

"Но мои прегрешения пред Тобою тяжелее сделанных предо мною моим должником. Признаю это и я; рассуди и то, сколько преимуществуешь Ты во всяком добре. Тебе справедливо нам, согрешившим, даровать милость, соразмерную преизбытку Твоего могущества. Малое человеколюбие оказал я, потому что большего не вмещает природа моя, а Ты сколько ни пожелаешь, могущество не воспрепятствует щедродаровитости Твоей".

Но с большей тщательностью уразумеем предлежащее изречение молитвы; рассмотрение смысла его, может быть, и для нас послужит неким руководством к высокой жизни. Потому исследуем, каковы те долги, которым повинно естество человеческое, и еще каковы те долги, отпущение которых в нашей власти; познание этого доставит нам достаточное некое уразумение преизбыточества Божиих благ. А поэтому сделаем здесь перечисление человеческих прегрешений пред Богом. Человек стал подлежать наказанию от Бога, во-первых, за то, что отступил от Сотворившего и передался противнику, сделавшись беглецом и отступником от Того, Кто его Владыка по естеству; во-вторых, за то, что самовластную свободу променял на лукавое рабство греху и быть под самоуправством тлетворной силы предпочел сопребыванию с Богом. Да и это - не взирать на красоту Создавшего, а обратить лицо к гнусности греха - можно ли признать каким-либо вторым из зол? И какой род наказаний заслуживающими счесть должно презрение Божественных благ, предпочтение же приманок лукавого? Заглаждение образа, повреждение Божественных черт, отпечатленных в нас при начале творения, потеря драхмы, удаление от отчей трапезы, освоение со зловонной жизнью свиней, расточение драгоценного богатства и все подобные прегрешения, какие можно видеть при помощи Писания и рассудка, исчислит ли какое слово?

Блаж. Феофилакт. Поелику мы грешим и после крещения, то Господь повелевает молиться, да оставит Он нам грехи наши,—оставит так, как и мы оставляем другим. Ибо если мы злопамятствуем, Он не оставляет нам. Бог поставляет нас как бы в пример Себе; так что как мы поступаем с другими, так и Он поступает с нами.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказ священника о том, как человек выполнил Христову заповедь, и что из этого вышло

Протоиерей Олег Врона

Протоиерей Олег Врона

Недавно побывал у нее в гостях, и вот какую историю она мне рассказала.

Как-то обратились к ней с мужем их старые добрые друзья. Попросили одолжить денег – знали, что они копили на постройку дачи. Сумма, которую попросили друзья, для Ольги Евстратьевны и ее мужа, была большая. Одолжить ее – означало для них отдать все сбережения и отсрочить строительство дачного домика, а у них дети, которые ждут не дождутся, когда дача будет построена. Да к тому же они уже поспешили детей обрадовать, что вот-вот приступят к строительству, а там и ждать недолго, ведь на большой дом не замахивались, запросы у семьи скромные.

Одним словом, в сложное положение попали Ольга Евстратьевна с мужем. С одной стороны — детей жаль разочаровывать, с другой – друзей обидеть не хочется. Одно успокаивало, что деньги просили одолжить на небольшой срок. Это обстоятельство и стало перевесом для супругов в решении непростого для них вопроса.

И опять потекли месяцы и новый срок истек, а за этим сроком – другой, третий…А потом и связь оборвалась с друзьями: не звонят, не приходят, на звонки не отвечают. К этому времени дети стали уже совершеннолетними, начали советы давать родителям, что надо с такими людьми вести себя построже, настоять: не можете вернуть сумму целиком, начните отдавать по частям. Никак не верили повзрослевшие дети, что настолько плохи дела у друзей родителей, что совсем ничего не могут вернуть. Ну, а если даже и так, — рассуждали дети, — то хоть бы пришли, извинились.

Слушая детей, родители умом принимали их доводы, а сердцем принять так и не смогли. Поэтому в один из дней, чтобы прекратить разногласия в семье из-за этого несчастного долга, Ольга Евстратьевна взяла, разорвала тот злополучный договор и выбросила его, как говорится, вон. Мало-помалу семье опять удалось подкопить денег, чтобы начать строительство дачи, а эта неприятная история стала забываться.

Но Господь, как мы знаем, не оставляет тех, кто простил долги своим должникам. Вскоре в подъезде их дома случилось несчастье: у одной соседки — очень пожилой женщины, с которой у Ольги Евстратьевны не было близкого общения, а только обычные добрососедские отношения, умер муж. Эта женщина, пришла к Ольге Евстратьевне, и рассказав ей о своем горе, призналась, что муж за время своей долгой болезни откладывал деньги себе на похороны, но где он их хранил, она не знала, и сейчас все обыскав, так и не нашла. И оказалось, что похоронить мужа ей не на что.

Несложно догадаться, что Ольга Евстратьевна со своим мужем взяли на себя все расходы на похороны, а в свое время еще и памятник поставили — чужому, в общем, для них человеку. А дальше, как и следовало ожидать, надо было опекать и саму, сильно сдавшую после смерти мужа, соседку – не оставить же ее одну без помощи — детей у них с мужем не было. Правда, эта женщина, ненамного пережила своего мужа, поскольку и сама, как оказалось, была тяжело больна.

Перед своей кончиной она сказала, что родственников у нее не осталось и она хочет завещать свою квартиру и все движимое имущество сыну своих нечаянных благодетелей, поскольку знала, что их сын с семьей скитается по съемным квартирам. Когда сын вступил в права наследства, то разбирая вещи в квартире, обнаружил деньги, которые, как догадалась семья Ольги Евстратьевны, и были припрятаны мужем соседки себе на похороны. Когда деньги пересчитали, то их оказалось ровно столько, сколько семья Ольги Евстратьевны потратила на похороны мужа этой женщины.

Я с интересом выслушал этот рассказ и, поблагодарив хозяйку за гостеприимство, отправился домой. Весь вечер я размышлял над этой историей и непроизвольно ставил себя то на место Ольги Евстратьевны, то на место ее мужа и думал, что может быть, я излишне впечатлительный и ничего особенного в этой истории нет, и все вокруг именно так и поступают, как Ольга Евстратьевна со своим мужем. Но почему-то убедить себя в этом я так и не смог.

Текст существенно отличается от привычной всем православной версии. Молитва на арамейском переведена дословно, как результат, получился возвышенный, вдохновляющий, искренний текст. Улавливается более явный и чувственный призыв прославлять Господа. Также присутствует надежда на помощь и любовь Всевышнего. Есть и упоминание просьбы помочь отпустить грехи другим людям.

По большому счету данная версия несет тот же смысл

что и православный вариант, но облечена в другую форму.

Причем перевод молитвы с арамейского более понятен обывателям, которые не слишком глубоко изучали библию. Для сравнения, спорные моменты православной версии:

Перевод молитвы с Арамейского на русский язык

На этот вопрос Новый Завет ответа не дает. Поэтому вопрос о языках, которыми владел Иисус Христос занимает ученых многие столетия. В XVIII в. считалось, что Иисус знал греческий.

В качестве обоснования приводились следующие аргументы: греческий в то время был самым распространенным языком в Палестине; с Пилатом Иисус разговаривал без переводчика

, значит, их беседа проходила на греческом. В XIX в. возобладала другая точка зрения: основным языком Иисуса был еврейский.

При этом ученые не делали различий между литературным еврейским, на котором написан Ветхий Завет, и разговорным времен Христа.

Профессор Иерусалимского университета Эммануил Тов, возглавляющий проект по изданию Кумранских рукописей Мертвого моря, считает, что в Иудее, во время земной жизни Иисуса, в синагогах, скорее всего, молились на иврите, а вне Палестины молились на греческом: там забывали родной язык, по мнению ученого, иудеи молились на иврите, а потом толковали Писание на арамейском. Такие выводы профессор делает на основании того, что в Кумране большинство рукописей написано на иврите, несколько на греческом и, совсем мало на арамейском, в основном таргумы (толкования на святое Писание) и литературные произведения.

В середине XX века стали появляться кумранские находки.

Большинство этих рукописей были составлены по-еврейски, и только незначительная часть по-арамейски, поэтому ученые стали пересматривать эту позицию, признавая более широкое распространение иврита.

Среди этих находок были не только литературные памятники, а так же письма, обращенные к Бар-Кохбе или принадлежащие Бар-Кохбе. Это все-таки 135 год после Р. Х.

В настоящее время библеисты считают, что, если не по всей Палестине, то, по крайней мере, в Иудее, в Иерусалиме, иврит продолжал существовать в качестве разговорного языка до II века после рождества Иисуса Христа. Иврит был языком Библии, которая задавала определенные литературные нормы, но одновременно существовал разговорный иврит.

Он же развивает эту мысль далее.

«Когда Иисус Христос обсуждает какие-то богословские вопросы с фарисеями и саддукеями, то, скорее всего, это мишнаитский иврит, то есть разговорный иврит, язык еврейской академии и школы.

Во время общественной проповеди (например, Нагорная проповедь), скорее всего, Он должен был ориентироваться на высокий стиль — литературный язык проповеди мог сближаться с языком Ветхого завета.

Когда Господь беседует с сирофиникиянкой, или с самарянкой, Он, очевидно, говорит по-арамейски; с учениками, наверное, тоже на арамейском.Но это внешнее свидетельство.

Богослужение в Иерусалимском храме, безусловно, шло на иврите. В синагогах читалось Пятикнижие. Оно вычитывалось за год, либо за три года, к Торе присоединялось чтение из пророков. Все читалось по-еврейски, но видно, что уже довольно рано, в эпоху второго храма, сложилась практика перевода чтений на арамейский язык.

Слушать онлайн: аудио дорожка молитвы на аутентичном Арамейском языке

Чтобы правильно прочесть слова незнакомого языка, а также расставить ударения в них, рекомендуется прослушать аудио запись. При этом обеспечивается бесплатная возможность понять и представить, как звучит арамейский диалект. Кроме того, аудио файл часто сохраняют для себя, чтобы потом можно было молитву Отче наш на арамейском языке слушать, как только возникнет такая необходимость.

Слушать онлайн молитву на аутентичном Арамейском языке

Цер­ковь Хри­сто­ва все­гда под­вер­га­лась напад­кам. Гру­бые и глум­ли­вые, а так­же хит­ро и лука­во спле­тен­ные, — за двух­ты­ся­че­лет­нюю исто­рию Церк­ви их было неис­чис­ли­мое мно­же­ство. Ере­си и рас­ко­лы угро­жа­ли Ей изнут­ри. Но и внеш­них угроз хва­та­ло все­гда. Вой­ны, ката­клиз­мы и рево­лю­ции тер­за­ли хри­сти­ан­ство не еди­но­жды. И наше вре­мя – не исклю­че­ние. В ход идут как покры­тые пылью вре­мен ате­и­сти­че­ские мифы совет­ской эпо­хи, так и новые изобретения.

На самом деле все эти утвер­жде­ния ока­зы­ва­ют­ся несо­сто­я­тель­ны­ми. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей Свя­щен­но­го Писа­ния уве­ре­ны, что апо­сто­лы писа­ли ново­за­вет­ные тек­сты на гре­че­ском диа­лек­те койне – одном из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных язы­ков в Свя­той зем­ле в тот пери­од вре­ме­ни. И толь­ко позд­нее они были пере­ве­де­ны с гре­че­ско­го на дру­гие язы­ки. Да, неко­то­рые уче­ные выска­зы­ва­ли пред­по­ло­же­ние о том, что апо­стол Мат­фей мог напи­сать Еван­ге­лие на еврей­ском или ара­мей­ском язы­ках. Но эти пред­по­ло­же­ния не полу­чи­ли серьез­ных дока­за­тельств. Нет ника­ких мате­ри­аль­ных под­твер­жде­ний тому, что кни­ги Ново­го Заве­та писа­лись изна­чаль­но на ара­мей­ском язы­ке. Ара­мей­ско­го тек­ста, пред­ше­ство­вав­ше­го гре­че­ско­му, нет, и судя по все­му, нико­гда не было.

Сто­ит заме­тить, что суфизм открыт для вли­я­ния раз­лич­ных мисти­че­ских тра­ди­ций, чем и при­вле­ка­ет вни­ма­ние люби­те­лей оккуль­тиз­ма. По мере сво­е­го рас­про­стра­не­ния в нему­суль­ман­ских стра­нах он вби­рал в себя мест­ные язы­че­ские веро­ва­ния и тра­ди­ции, а так­же маги­че­ские уче­ния. В Индии суфии поза­им­ство­ва­ли мно­гое из инду­из­ма и буд­диз­ма. Теперь же в стра­нах Запа­да суфизм испы­ты­ва­ет вли­я­ние псевдо­хри­сти­ан­ской мисти­ки и оккуль­тиз­ма. Это одна из при­чин того, что поло­же­ния суфиз­ма в ислам­ском мире часто вызы­ва­ют спо­ры и дис­кус­сии, а сам суфизм не все­гда и не вез­де может пре­тен­до­вать на пра­виль­ное выра­же­ние ислам­ско­го вероучения.

Чтобы сохранить файл, необходимо нажать правой кнопкой мыши, и выбрать нужный пункт меню. Часто требуется указать путь для скачивания. Автоматические настройки облегчают процесс сохранения видео, аудио. Файл можно бесплатно скачать онлайн. Для этого предусматривается ссылка. Встроенные программы проверяют наличие вирусов, но не всегда это делается тщательно, все зависит от антишпионского обеспечения ПК. Если удалось скачать Отче наш на арамейском языке, файл можно перенести в телефон. Это позволит всегда носить с собой источник духовной силы в виде молитвы.

Текст

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь.

Перевод на русский язык:

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

Мкона Спас 18в.

Спас Нерукотворный
Школа или худ. центр: Ростово-Суздальская школа
Первая половина XIV в.
Выставка 1960: Конец XIII в.
Антонова, Мнева 1963: Конец XIII в.
Ростово-суздальская живопись 1970: XIII в.
ГТГ 1995: Конец XIII — начало XIV вв.
Лазарев 2000/1: Первая половина XIV в.
89 × 70 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 25540
Из церкви Введения в Ростове Великом,
куда попала из деревянной церкви на Борисоглебской стороне,
сгоревшей в начале XVIII века.

История

Полезные материалы

Толкование

Тем не менее, понадобилось несколько веков напряженной работы богословской мысли, чтобы хоть немного исчерпать глубину этих, казалось бы простых слов.

Христос дает нам бесценный дар – возможность узнать Бога и назвать Его Отцом:

Обращение к Богу, как к Отцу, не просто начало, оно придает смысл всей остальной молитве, дает нам право обращаться к Богу с просьбой.

Христианство, преподнесенное нам Сыном Божьим, в своей самой глубокой сути – религия отцовства, она основана не на доводах рассудка или философских измышлениях, а на личном опыте любви, который мы ощущаем всю нашу жизнь.

Святые отцы Церкви выделяют в тексте молитвы семь прошений.

Почему должно святиться имя Господа, который и так свят и не нуждается в каком то дополнительном благе? Св. Киприан, говорит, что имя его должно, в первую очередь быть святым для нас, это наша просьба к Нему, сделать так, чтобы имя Его освящалось в нас, внутри нашей человеческой души.

Св. Кассиан пишет:

О. Александрр Шмеман говорит о том, что это прошение, одновременно, и крик о помощи человека, находящегося в состоянии подвига, именно так описывают святые отцы опыт духовного роста, когда на пути одолевает тьма, а за каждым взлетом происходит неминуемое падение.

Св. Феофан Затворник видит здесь прямое указание на грядущее Царство Небесное или Царство Славы, которое наступит по всей земле после конца мира и страшного суда. Для того, чтобы молитва о наступлении его, была искренней, человек должен быть уверен в том, что он достоин перебывать в нем.

Несмотря на внешнюю простоту этого прошения, заключающегося в покорности человека воле Божьей и его желанию распространить ее по всей земле, исполнить эти слова очень тяжело.

По мысли о. Александра Шмемана, в третьем прошении заключается мерило личной веры человека, позволяющее отличить подлинную религиозность от фарисейства – зачастую, мы ждем исполнения своей, а не Его воли. За Христом ходили толпы народы, в том числе потому, что Он исполнял их волю, их просьбы и желания – утешал, исцелял, оказывал помощь. Но когда Господь начал преподавать Свою волю – учить самоотречению, любви к врагу, о том, что нужно отдавать жизнь за брата и учение это стало поистине трудной для исполнения, самой возвышенной из всех возможных этических систем, – подвигом, люди оставляют Его. Разве многократно требование распять Его звучит не потому, что Он не шёл на поводу у воли человека?

Суть прошения – в понимании, а действительно ли мы желаем Божьего

Это и просьба к Господу о вразумлении, умении различать свои человеческие желания, преодолении ограниченности человеческого разума. Так мы просим: дай нам благодать захотеть того, чего хочешь Ты.

Библейский смысл пищи не ограничивается только телесными представлениями. В Священном Писании, мир создан Богом, как райский сад и дан человеку в пищу, человеку заповедано обладать им, хранить и возделывать. Однако, нарушение заповеди о запретном плоде, когда человек решил, что отведав его, может стать как Бог, привело к обратным последствиям – он порабощается миру, а пища становится символом тлена и смерти. Теперь человек может умереть от голода. С приходом Христа, и спасение, и восстановление падшей человеческой природы, и прощение грехов, и само воскресение вновь связываются в Евангелии с пищей.

Блаженный Феофилакт пишет:

Соединяет в себе прощение нам грехов Богом и прощение согрешений, против нас. По словам Христа:

Христианское понятие греха не исчерпывается категориями закона. Развод, например, вполне законное действие, как и аборт. Почему же они считаются греховными? О грехе мы узнаем от того опыта, который есть у нашей совести, она не просто некая врожденная способность человека, различающая добро и зло, но и таинственное явление.

Чем ближе к человеку Бог, тем сильнее в нем голос совести. Он и есть то самое чувство вины, находящееся глубоко в душе. Проблема не в том, что каждый человек рано или поздно грешит, нарушает законы или совершает нравственные проступки, а в том, что всё это принимается им в качестве самоочевидной нормы человеческой жизни. Совесть показывает нам всю степень нашей внутренней противопоставленности друг другу, разобщенности и вражды. Так как совесть – божественное качество, то, противное Господу, и нам причиняет боль, назойливое внутреннее беспокойство, идет и против нашей природы.

О. Александр Шмеман:

Правильное христианское понимание зла заключается в том, чтобы не объяснять его и не оправдывать, так как оно не имеет самостоятельного бытия, а

Автор: Ксения Филина

Наверное, среди верующих, и не очень, людей нет ни одного, который бы не знал о молитве "Отче наш". И пусть не все знают ее наизусть, но хоть раз в жизни, наверняка, слышали. Но, пожалуй, даже те, кто читают ее на память по несколько раз на день, не всегда вдумываются в смысл произносимого. Между тем, в этой молитве, данной апостолам самим Христом, есть замечательные слова: "И остави нам долги наша — яко же и мы оставляем должникам нашим…" И еще меньше народу задумываются о том, чем может грозить невыполнение такого вроде бы обыденного условия. Между тем, в церковном предании существует немало поучительных историй на этот счет.


Так, накануне, 11 марта по новому стилю, среди прочих святых, Церковь отмечала день памяти Тита, пресвитера печерского. Жил этот преподобный в те времена, которые позже были названы "золотым веком древнерусского монашества" — в Киево-Печерской Лавре в 12 веке. Впрочем, святым он стал далеко не сразу. И особенно на Тита повлияла одна история, благодаря которой он и стал широко известен и столетия спустя.

Как нередко бывает в монастырях, отдельные братья относились друг к другу далеко не по-братски. Однако между упомянутым Титом и неким иеродиаконом Евагрием по какой-то причине вспыхнула даже не просто неприязнь, а лютая ненависть. Они настолько враждовали, что даже во время богослужений старались уклониться от дыма из кадильницы, если ее держал в руках один из них.

Однажды Тит серьезно заболел. Чувствуя приближение смерти, он раскаялся в своей вражде и со слезами начал молить Евагрия о прощении. Тот сначала вообще не хотел идти к умирающему и пришел, лишь ведомый братией монастыря едва ли не насильно. Но даже у смертного одра своего недруга он не захотел его простить, жестоко сказав пред всеми полные ненависти слова:

— Я никогда не хочу примириться с ним: ни в сем веке, ни в будущем!

И тогда произошло нечто непостижимое — внезапно немилосердный инок пал мертвым. Более того, он выглядел так, как будто был мертв уже долгое время — его члены приобрели свойства "трупного окоченения".

Зато Тит вдруг поднялся со своего одра совершенно здоровым! И поведал братии следующее.

— Во время болезни, — так начал блаженный Тит свой рассказ, — я, еще одержимый гневом, увидел, как ангелы отступили от меня. Они рыдали о гибели моей души, а бесы радовались, что я имею гнев на своего брата. Посему-то я и начал просить вас, чтобы вы пошли и испросили мне у брата моего прощения. Когда вы привели его ко мне, и я поклонился ему, а он отвернулся от меня, я увидел одного немилостивого Ангела с пламенным копьем, коим он ударил не простившего меня, и тот упал мертвым. Тот же Ангел подал мне руку, поднял меня, и вот я выздоровел.

После такого устрашающего чуда печерские монахи еще очень долго старались не обращать внимания на мелкие неприятности друг от друга и прощали братий после первой просьбы. А ожесточенного в сердце своем Евагрия так и похоронили с открытыми глазами и несомкнутыми руками, как бы запечатлевшими и после смерти его каменное упорство к прощению согрешивших.

Много веков прошло с тех пор. Давно почивают в Ближних пещерах нетленные мощи пресвитера Тита, которому после случившегося чуда уже ничто не мешало сиять святой жизнью. А она определяется не даже самыми сильными подвигами воздержания, поста, умерщвления плоти, молитв — но, главным образом, любовью, без которой по апостолу Павлу "все ничто". Так и запечатлен на иконе, посвященной этому святому он сам — и ангел, пронзающий огненным копьем немилосердного Евагрия, который, забыв о любви к ближнему, в одночасье потерял плоды всех своих прежних иноческих трудов…

Вообще, февраль месяц (по старому стилю) очень богат на такие примеры. 22 февраля (девятого по старому стилю) отмечалась память еще одного святого — мученика Никифора.

Жил он в третьем веке в Сирии и был простым мирянином. Многие годы он дружил с местным пресвитером Саприкием. Но однажды, после диавольских козней,они воспылали друг ко другу смертельной враждой. Правда, надо отдать должное Никифору — довольно быстро он понял истинную причину своей ненависти и попытался примириться с Саприкием. Просил прощение сам, посылал с ходатайством о себе друзей — но все было напрасно.

Между тем, в описываемое время в Римской империи, куда входила и Сирия, началось гонение на христиан. Вызванный на допрос Саприкий исповедал свою веру, мужественно выдержал пытки и после них был приговорен к усечению мечем. Когда его вели к месту казни, Никифор сделал последнюю попытку помириться — падал на колени, со слезами просил его простить — но все было напрасно, немилосердный пресвитер оставался глух, как бездушный камень. Хотя ему просто "по должности" следовало помнить о заповеди своего Архипастыря, Христа "прощать согрешивших 70 раз по семь на день — если только они покаются".

Но — "Бог поругаем не бывает". И если у Него "нет лицеприятия", то грозные слова "суд без милости не оказавшему милость" относятся ко всем без исключения. И как упомянутому в начале статьи диакону Евагрию не помогли его монашеские подвиги, так остался без почти полученного мученического венца и пресвитер Саприкий.

Ибо когда воины уже привели его на место казни, и палач попросил обреченного наклонить голову, чтобы ее удобнее было отрубить — тот вдруг, как бы проснувшись, с ужасом спросил: "Зачем вы хотите меня казнить?" И когда Саприкий услышал, что его ожидает смерть за непочитание языческих богов — он тут же с радостью согласился принести им жертву. Тем самым — отрекшись от Христа.

На происходящее со страхом и болью смотрел Никифор. Когда его слезные мольбы к Саприкию не губить свой мученический подвиг остались без ответа, как и прежние — он сам дерзновенно исповедал веру Христову и потребовал у воинов, чтобы его казнили вместо отступника. Те доложили о происшедшем игемону — и судья распорядился отпустить Саприкия и казнить вместо него Никифора…

Как часто мы, увлекаясь повседневными и даже вполне богоугодными делами, забываем о том, что добрая половина ключевых заповедей и притч Евангелия посвящена милосердию, неосуждению, любви. "Не судите — да не судимы будете, ибо каким судом вы судите — таким и вас судить будут", "возлюби ближнего своего — как самого себя" и много других в таком же духе. Это, разумеется, не означает какой-то "индифферентности" в отношению к греху и его носителям. Хотя Господь и заповедал нам творить добро и врагам — но Он же и разрешил (пусть даже нисходя к нашей слабости): "Если согрешивший против тебя брат не покается … и Церкви не послушает — то да будет тебе яко язычник и мытарь". Но эти строки абсолютно неприменимы к тем, кто готов просить прощения — но натыкается на немилосердное: "Да я тебя никогда не прощу!"

Так поступил герой повести Гоголя "Страшная месть", придумавший изощренное вечное наказание своему убийце — побратиму, ставшему предателем. "Страшна казнь, тобою выдуманная, человече! — сказал Бог. — Пусть будет все так, как ты сказал, но и ты сиди вечно там на коне своем, и не будет тебе Царствия Небесного, покамест ты будешь сидеть там на коне своем!" Как видим, главная мысль произведения светского писателя четко перекликается с самыми каноническими примерами житийной литературы.

Конечно, простить серьезную обиду порой очень трудно. Недаром даже апостолы на слова Христа о "прощении согрешившему семьдесят раз по семь" смиренно попросили "умножь в нас веру!". Но стараться прощать все равно надо. Ибо, по неоднократной мысли св. Отцов — "нет более простого пути спастись, как не осуждать ближних и прощать их прегрешения против себя" И пусть нам помогут в этом молитвы преподобного Тита, пресвитера печерского — и святого мученика Никифора…

Читайте также: