Юридические лица и ип не разрабатывают программу пэк если они осуществляют деятельность на объектах

Обновлено: 18.05.2024

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области в адрес Минприроды России было направлено обращение с просьбой разъяснить вопросы, возникающие при формировании программы производственного экологического контроля (программа ПЭК) и заполнении формы отчета об организации и результатах ПЭК (отчет ПЭК), следующего содержания:

1. Порядок принятия и рассмотрения отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в настоящее время действующим законодательством не определен. Представление программы ПЭК юридическими лицами (ЮЛ) и индивидуальными предпринимателями (ИП) в органы исполнительной власти не предусмотрено, таким образом при рассмотрении Отчета отсутствует возможность проверки достоверности и полноты информации, содержащейся в Отчете.

Является ли выявленные в Отчете недостоверные сведения (несоответствие сведениям, содержащимся в региональном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду) или неполная информация основанием для отказа в его принятии?

Правомерно ли направление запроса в адрес хозяйствующих субъектов о необходимости предоставления программы ПЭК с целью проверки Отчета?

2. Согласно п. 9.1.1. приказа № 74 в план-график контроля включается периодичность проведения контроля в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.

Просим разъяснить, с какой частотой необходимо проводить контроль стационарных источников выбросов, поскольку приказом № 74 непосредственно периодичность проведения контроля не определена?

Является ли допустимым принятие периодичности контроля в отношении источников выбросов и загрязняющих веществ по аналогии с планом-графиком контроля из ПДВ?

4. Согласно приложению 2 к приказу № 74 Отчет сдается ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным годом. Означает ли данное обстоятельство, что необходимость проведения контроля (расчетными или инструментальными методами) возникает один раз в год?

5. Согласно п. 9.1.1 приказа № 74 в план-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы.

При этом существует ряд организаций, эксплуатирующих объекты III категории и не имеющих установленных предельно допустимых выбросов. В таком случае невозможно соблюсти вышеуказанные требования, как следствие, невозможно заполнить таблицы 2.1 и 2.2 Отчета.

6. Пунктом 9.1.3 приказа № 74 определены случаи использования расчетных методов контроля для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников.

При этом существует ряд производственных территории, выезд на которые для проведения инструментальных замеров зачастую влечет за собой отказ от их проведения лабораториями ввиду отдаленности.

7. Согласно п. 9.1.2 приказа № 74 у хозяйствующих субъектов отсутствует необходимость включения в план-график контроля стационарных источников, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия, как следствие, отсутствует необходимость составления плана-графика контроля и проведения производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха расчетными и инструментальными методами.

При этом пунктом 9.1.3 приказа № 74 предусмотрено использование расчетного метода контроля в случае, если выбросы стационарных источников по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздух на границе территории объекта менее 0,1 доли ПДК.

Просим разъяснить данное противоречие.

Требования к содержанию плана-графика наблюдений установлены пунктом 9.1.5 приказа № 74.

Просим разъяснить, с какой частотой необходимо осуществлять отбор проб атмосферного воздуха, поскольку приказом № 74 периодичность отбора проб не определена?

Согласно п. 8 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов.

Каким образом, в данных случаях, хозяйствующими субъектами будет осуществляться плата за негативное воздействие на окружающую среду?

Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело письмо по вопросам, связанным с разработкой программы производственного экологического контроля, и сообщает.

Согласно статье 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закона N 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В соответствии с пунктом 7 статьи 67 Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 (далее - Требования).

Соответствующие данные представляются по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 14.06.2018 N 261 "Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" (далее - Отчет).

Приказом Минприроды России от 16.10.2018 N 522 утверждены методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно подпункту 9.1.1 Требований в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

В соответствии с пунктом 9.2.1 Требований программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, предусмотренная абзацем третьим пункта 9.2 Требований, должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.

Таким образом, в Требованиях указаны загрязняющие вещества, обязательные для включения в План-график контроля. Требованиями не установлены ограничения для включения в указанный план-график контроля иных загрязняющих веществ, присутствующих в выбросах стационарных источников.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 8 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закон N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ устанавливаются для стационарных источников разрешениями на выбросы радиоактивных веществ, разрешениями на сбросы радиоактивных веществ, выдаваемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок разработки и установления нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2018 N 731.

По конкретным вопросам проведения производственного экологического контроля на объекте хозяйственной деятельности целесообразно обращаться в уполномоченный на осуществление государственного экологического надзора орган государственной власти, осуществляющий прием Отчета по данному объекту.

Как правильно составить программу производственного экологического контроля (ПЭК) и отчитаться? Многочисленные вопросы экологов показывают, что этот вопрос по-прежнему актуален.

Требования к программе ПЭК1 утверждены весной 2018 г., однако до сих пор наблюдается дефицит компетентной информации, способной пояснить экологам предприятий, как правильно составить и выполнять эту программу. Все дело в том, что приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 741 составлен, как и все образцы современного российского законотворчества, неконкретно, имеет множество пробелов и двойных толкований, и при попытке составить программу по данному приказу возникают вопросы практического характера.

Что часто вызывает затруднения

Первое препятствие — такие перечни есть не везде, однако это не мешает инспекторам требовать план-график при проверке хозяйствующих субъектов.

Второе препятствие — даже если перечень есть, и предприятие обязано план-график наблюдений составить, возникают вопросы по его заполнению. Например, как определить периодичность отбора проб на контрольных точках, а также выбрать расположение таких точек? Однозначного ответа в нормативных актах нет.

Для составления плана-графика наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха нужен перечень предприятий, проводящих мониторинг воздуха, а он составлен не во всех регионах.

Программа ПЭК по приказу № 741 предусматривает минимум сведений об образовании и дальнейшем обращении с отходами производства и потребления. При этом, например, для объектов, оказывающих негативное воздействие (далее — объекты ОНВ), III категории с 1 января 2020 г. обязательна подача отчетности об отходах в составе отчета по программе ПЭК (ст. 18 Закона № 89-ФЗ3 в ред. от 27.12.2019.

Закон № 89-ФЗ3 в ред. от 27.12.2019

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

…5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

Однако приказ № 741 такой информации не предусматривает, соответственно и приказ № 2614, которым утверждена форма отчета по программе ПЭК, не содержит соответствующих таблиц или граф. При этом после отмены отчетности по отходам для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) не осталось ни одной отчетности (кроме 2-ТП (отходы)), которая подходила бы под данное требование закона.

Программа ПЭК предусматривает обязательный учет и контроль маркерных веществ, которые могут быть определены для того или иного производства только при наличии отраслевого информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям (ИТС НДТ). Такие справочники готовы далеко не для всех отраслей. К тому же по закону особый контроль маркерных веществ необходим только объектам ОНВ I и II категорий при условии, что они внедряют НДТ, а приказ № 741 не делает различий для этих объектов и объектов III категории, требуя отражения маркерных веществ в плане-графике контроля для всех объектов.

Не для всех отраслей подготовлены информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям.

Требования к программе ПЭК, утвержденные приказом № 741, не соответствуют в полном объеме требованиям ст. 67 Закона № 7-ФЗ5. Согласно п. 3.1 этой статьи, программа ПЭК для объектов I категории, которые эксплуатируют технические устройства, оборудование из установленного Правительством РФ перечня и имеют стационарные источники выброса от работы таких установок, дополнительно должна содержать программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии такой системы. Соответствующего раздела в программе ПЭК не предусмотрено (поправка к закону вышла позже приказа).

Вызывает недоумение критерий включения источников в план-график контроля (0,1 ПДКмр на границе). Почему именно максимальные разовые ПДК, как быть с веществами, имеющими только ПДК среднесуточную или ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ)?

Если внимательно почитать приказ, то найдется еще несколько неточностей.

Помимо прочего, программа ПЭК не подлежит утверждению госорганами, соответственно проверить правильность ее составления нереально до первой проверки.

Полный текст статьи


Результатом выполнения данной программы является проведение комплекса инструментальных исследований для оценки негативного воздействия на окружающую среду, которые обобщаются в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля и представляются в территориальный орган Росприроднадзора (для федеральных объектов) или уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (для региональных объектов). Срок представления отчета – до 25 марта года, следующего за отчетным.

Форма и состав материалов отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определены Приказом Минприроды России от 14.06.2018 г. № 261.

В соответствии с указанным документом отчет содержит:

  • результаты контроля атмосферного воздуха и промышленных выбросов;
  • сведения о результатах наблюдения за водными объектами (в части морфометрических особенностей) и их водоохранными зонами;
  • результаты учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных вод выше и ниже мест сброса (в фоновом и контрольном створах);
  • результаты проведения проверок работы очистных сооружений;
  • сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.


За невыполнение обязанностей по проведению производственного экологического контроля, а также обязанностей по оформлению отчета о его организации и результатах и подаче его в установленном порядке в территориальные органы Росприроднадзора предусмотрены штрафные санкции для юридических лиц: ст. 8.1 КоАП РФ – до 100 тыс. рублей, ст. 8.5 КоАП РФ – до 80 тыс. рублей.


Основу для заполнения отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля составляют протоколы инструментальных исследований, которые в соответствии с требованиями законодательства РФ должны выполняться аккредитованной лабораторией.

При проведении инструментальных исследований и оформлении отчета по программе производственного экологического контроля в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточная квалификация и опыт специалистов;
  • из-за отсутствия опыта подрядчик выбирает неверное сочетание расчетных и инструментальных методов определения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, что приводит к перерасходу денежных средств и претензиям со стороны органов надзора при проведении проверки;
  • специалисты подрядной организации из-за территориальной удаленности от промышленной площадки заказчика отказываются выезжать на предприятие, в результате данные производственного экологического контроля оказываются полностью не соответствующими реальной картине негативного воздействия, создаваемого предприятием;
  • замеры выполняются лабораторией, не имеющей аттестата аккредитации, что делает результаты производственного экологического контроля неправомочными с точки зрения соблюдения требований законодательства РФ;
  • отчет по программе производственного экологического контроля в целях экономии выполняется без инструментальных исследований, на основе расчетных методик и информации, содержащейся в ранее разработанных проектах, что в дальнейшем гарантированно вызовет вопросы органов государственного экологического надзора;
  • подделка протоколов со стороны подрядчика - к сожалению, это достаточно распространенная практика, которая может стать причиной серьезных проблем для предприятия;
  • отсутствие в структуре организации собственной лаборатории приводит к необходимости привлечения субподрядчиков с оплатой их услуг сверх стоимости, заложенной в договоре;
  • в стоимости проектных работ заложены иные скрытые условия и платежи.

Читайте также: