Предмет права социального обеспечения это сложный комплекс отношений как

Обновлено: 19.05.2024

Проблема предмета правового регулирования как основания классификации норм права по отраслям была актуализирована в России в 1930-е гг., когда возникла необходимость построения системы права с новых экономических, политических и правовых позиций. В ходе дискуссии по поводу критериев классификации норм права по отраслям, определения количества отраслей, их наименования, разграничения, предмета регулирования было достигнуто согласие, что основным критерием разграничения отраслей права должен быть предмет правового регулирования, т.е. вид регулируемых общественных отношений[17]. Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обусловливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями права. Эти отношения отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами[18].

Таким образом, предмет правового регулирования представляет собой совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами права, относящимися к той или иной отрасли права[19].

Проблема предмета такой молодой, но самостоятельной отрасли как право социального обеспечения также была достаточно дискуссионной[20]. Суть проблемы заключалась в необходимости теоретически обосновать те критерии, в силу которых многообразные общественные отношения, возникающие в сфере социального обеспечения, обладают родовыми признаками, позволяющими рассматривать их в качестве единого объекта правового регулирования. Единства во взглядах ученых по вопросу классификационных критериев предмета права социального обеспечения не наблюдалось. В качестве критериев предлагались следующие специфические черты этих отношений: их распределительный и имущественный характер; особые субъекты; предоставление социального обеспечения за счет средств специальных источников; предоставление обеспечения с целью возмещения утраченного заработка и др.

В.С. Андреев к числу критериев относил следующие: субъектами этих отношений выступают, с одной стороны, государственное учреждение либо (по поручению государства) общественная организация, с другой – гражданин; первый из них должен предоставить последнему обеспечение в установленных законом случаях без какой – либо встречной обязанности, безвозмездно; обеспечение осуществляется за счет общественных фондов потребления без каких – либо вычетов из заработка граждан; обеспечение предоставляется в особых случаях, когда лицо в силу нетрудоспособности не может работать и получать по труду, либо в силу возраста еще не может трудиться или уже достаточно трудилось, и государство предоставляет возможность получать обеспечение из общественных фондов, либо когда государство считает возможным взять на себя дополнительные расходы гражданина в установленных законом случаях[21].

Признаки, указанные В.С. Андреевым в качестве критериев отношений, включаемых в предмет права социального обеспечения, в большинстве своем не утратили своей актуальности и на современном этапе, однако с учетом тех процессов, которые произошли в социально-экономической жизни страны в конце ХХ и начале ХХI веков, они могут быть конкретизированы следующим образом.

Во-первых, это общая экономическая природа указанных отношений, поскольку они носят распределительный характер. Предоставление материальных благ субъектам рассматриваемых отношений достигается перераспределением валового внутреннего продукта с целью выравнивания личных доходов граждан и предупреждения их обнищания.

В-третьих, специфика объекта отношений – это всегда материальное благо, предоставляемое гражданину в порядке его социального обеспечения. Причем форма такого блага может быть различной (в виде денежной выплаты: пенсии, пособия, компенсации, субсидии; в виде социального обслуживания бесплатно либо на льготных условиях путем предоставления медицинской помощи и лечения, лекарственной помощи, санаторно-курортного лечения, содержания детей в детских учреждениях, социальной помощи на дому, содержания в учреждениях социального обслуживания, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов, обеспечения их техническими средствами реабилитации и др.; в виде льготы (по проезду на транспорте, по оплате услуг жкх, лекарственной помощи и др.).

Специфика объекта отношений определяет их имущественный характер.

В-четвертых, специфика жизненных обстоятельств, признаваемых социально важными, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Перечень таких обстоятельств определен путем их законодательного закрепления, он закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Эти обстоятельства называются социальными рисками.

В-пятых, жесткое законодательное нормирование предоставляемых гражданам видов социального обеспечения, которые не могут быть изменены субъектами отношений ни в сторону их ухудшения, ни в сторону улучшения, если они финансируются за счет бюджетных средств либо средств внебюджетных фондов социального страхования.

Процедурные и процессуальные отношения в зависимости от их объекта классифицируются на отношения по поводу: а) установления юридических фактов; б) реализации права на тот или иной вид социального обеспечения; в) защиты нарушенного права.

Таким образом,предмет права социального обеспечения - это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

Понятие, предмет и метод права социального обеспечения, как и его объект, характеризуют самостоятельную отрасль права.

С помощью права регламентируется далеко не вся система фактически существующих общественных отношений, а только их определенная доля. Она разная для каждой стадии общественного и государственного развития. По этой причине предмет права социального обеспечения представлен относительно обособленной группой отношений в обществе, которые проявляются в процессе реализации гражданином прав на социальное обеспечение.

Для рассматриваемых отношений характерно несколько черт:

  1. жизненная важность для гражданин, включая членов их семьи;
  2. целенаправленность (разумность) отношений;
  3. устойчивость, повторяемость и типичность;
  4. наличие поведенческого аспекта (эти отношения можно контролировать).

Структура предмета права социального обеспечения включает ядро и отношения, которые к нему примыкают.

Ядро формируется с помощью материальных отношений:

  • отношения, касающиеся предоставления гражданам социального обеспечения в денежной форме:
    • пенсия, которую выдают при наступлении инвалидности, старости, смерти кормильца, выслуги лет; социальная пенсия;
    • пособия, выдаваемые лицам, имеющим детей; пособие по временной нетрудоспособности и безработице;
    • компенсационные выплаты;
    • медицинская помощь;
    • социальное обслуживание;
    • социальная помощь;
    • социальная поддержка.

    Отношения в сфере права социального обеспечения

    Процессуальные и процедурные отношения могут представлять как отношения, которые примыкают к ядру, так и те, которые являются производными. Подобные отношения способствуют проявлению и развитию материальных отношений, обеспечивая их нормальную охрану и функционирование.

    В состав процедурных правоотношений можно включить:

    • отношения в области установления специальными органами (ПФ РФ, региональные отделения и управления ПФ РФ в районах и городах, российский Фонд обязательного социального страхования и др.) фактов, обладающих юридическим значением (например, решение вопросов, касающихся прав граждан на социальное обеспечение);
    • отношения в области принятия решений, касающихся социального обеспечения;
    • отношения, касающиеся предоставления субъектам социального обеспечения.

    Что касается процессуальных отношений, то они возникают в процессе решения;

    • спора, касающегося социального обеспечения в судах и в вышестоящих учреждениях и органах в порядке подчиненности;
    • вопроса, связанного с правовой ответственностью сторон правоотношений.

    Выделяют и некоторые отношения, схожие с социально-правовыми правоотношениями, но не являющиеся таковыми:

    1. формирование и распределение денежных фондов, которые требуются для социального обеспечения (предмет финансового права);
    2. управление социальным обеспечением (отношения наделены всеми признаками административных отношений, поэтому представляют собой предмет административного права);
    3. трудовые (служебные) отношения между сотрудниками предприятий (служащими учреждений, органов государства). Они предоставляют обеспечение и включены в состав предмета трудового и административного права.

    Метод права социального обеспечения

    Метод права представляет собой совокупность приемов. В него включены способы правового регулирования отношений в обществе.

    В числе особенностей метода права социального обеспечения выделяют несколько пунктов.

    В соответствии с характером установления прав и обязанностей:

    • сочетание локального и государственно-правового регулирования (общее правило определяет права граждан и обязанности органов с помощью норм права, их нельзя менять по соглашению сторон, но в системе локально-правового регулирования органы социального партнерства вправе осуществить установку дополнительных видов социального обеспечения для персонала).

    По правовому положению сторон правоотношений:

    • стороны в правовых отношениях в области социального обеспечения не считаются равными (гражданское право характеризуется тем же), но они и не подчиняются друг другу (административное право аналогично).

    В зависимости от степени свободы деятельности правовых субъектов:

    • для того чтобы получить социальное обеспечение, граждане должны обращаться в соответствующие органы (к своим работодателям) с заявлением или прочими документами, иначе обеспечение не предоставляется;
    • усмотрение органов соц. защиты населения имеет ограничения (если лицо предоставляет все законодательно предусмотренные документы, то орган обязан предоставить соц. обеспечение.

    В соответствии со способом защиты субъективных прав и обеспечения выполнения обязанностей:

    • для защиты собственных прав гражданин обращается в вышестоящий орган (организацию) в порядке подчиненности или в суд (для разрешения споров используется судебный и внесудебный порядок);
    • санкции обладают правовосстановительный характером (граждане, которые получили социальное обеспечение обманом или в бо́льших объемах, полностью возмещают причиненный вред, также они могут быть привлечены к уголовной ответственности за мошеннические действия;
    • использование специфических санкций (сумма пособия по временной нетрудоспособности снижается, если получатель нарушает режим лечащего врача без уважительных причин).

    Если обратить внимание на приемы и способы правового регулирования, то в рамках права социального обеспечения наблюдается сочетание 4 типов нормативно-правового регулирования: федеральный, региональный (уровень субъектов РФ), муниципальный (города, районы и др.) и локальный (уровень предприятий).

    Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

    В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

    • по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
    • предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, се-мой с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
    • процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защит-той права на тот или иной вид социального обеспечения.

    Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являются пенсионные. К пенсионным отношениям примыкают и тесно связанные с ними отношения, возникающие в связи выплатами различных пособий из внебюджетных фондов или государственного бюджета по социальному обслужи-ваянию престарелых и нетрудоспособных.

    Пенсионные отношения подразделяются на следующие виды пенсий:

    Отношения по обеспечению пособиями подразделяются на следующие виды пособий:

    • по временной нетрудоспособности;
    • по беременности и родам;
    • женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка;
    • по уходу за ребенком до полутора лет, на детей до 16 лет;
    • по безработице;
    • на погребение;
    • женам военнослужащих и др.

    Отношения по обеспечению компенсационными выплата-ми включают компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоя-ном постороннем уходе; неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающих вместе с супругом (супругой) местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствии-ем возможности трудоустройства; беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, и др.

    Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают отношения по со-цельному обслуживанию престарелых и инвалидов в ста-пионерных и полустационарных учреждениях; срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативную помощь; реабилитационные услуг гид для инвалидов; отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей; по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях; обслуживанию детей-инвалид-дав в домах-интернатах для детей-инвалидов; содержанию детей в детских дошкольных учреждениях.

    Предмет права социального обеспечения включаются также отношения по медицинской помощи и лечению, под-группой которых выступают отношения по санаторно-ку-ротному обслуживанию и лечению, а также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

    Названные отношения и составляют в основном предмет права социального обеспечения. Кроме того, в предмет права социального обеспечения также включаются обще-ставенные отношения, связанные с процедурой проверки фактов, т.е. процедурные и процессуальные отношения по разрешению споров, которые не входят в предмет процессуального права. Роль процедурных отношений настолько велика, что нарушение определенной процедуры может повлечь отказ в назначении того или иного вида обеспечения.

    Группу процедурных отношений образуют две самостоятельные подгруппы:

    • отношения по установлению юридических фактов, на-личике которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению ус-луг). К таковым относятся факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.
    • отношения, связанные с представлением гражданина какому-либо виду социального обеспечения либо с при-снятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезноортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т.д.).

    Процессуальные отношения возникают в связи с защит-той гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении пенсии, пособия, социальной услуги).

    Предмет науки права социального обеспечения значительно шире, чем предмет отрасли права, так как наука изучает не только содержание правовых норм данной от-росли, но и дает понятия самой отрасли права, ее предмета, метода правового регулирования, содержит исторические аспекты развития отрасли, анализирует нормы по со-цельному обеспечению граждан в иностранных государствах.

    § 2. предмет права социального обеспечения: Право социального обеспечения России, М.Л. Захаров, 2002 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В учебнике рассматриваются проблемы становления и развития системы социального обеспечения в России, все узловые вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, обеспечения их социальными пособиями, компенсационными и страховыми выплатами.

    § 2. предмет права социального обеспечения

    Использовать предмет правового регулирования в качестве объективного критерия деления права на отрасли предложил М. А. Аржанов во время первой общесоюзной дискуссии по системе права, состоявшейся в 1938—1941 гг. При этом под предметом правового регулирования понималась определенная совокупность однородных общественных отношений. В настоящее время предмет правового регулирования в теории права понимается гораздо шире. В его структуре выделяют следующие элементы: субъекты; объекты регулируемых общественных отношений; социальные факты, способствующие возникновению соответствующих отношений; практическую деятельность людей. Однако все они не могут быть раскрыты без детального анализа общественных отношений, представляющих собой самостоятельный объект для воздействия со стороны той или иной отрасли права.

    Какие же виды общественных отношений входят в предмет права социального обеспечения? В недавнем прошлом проблема предмета данной отрасли была достаточно дискуссионной. Суть проблемы заключалась в необходимости теоретически обосновать те критерии, в силу которых многообразные общественные отношения, возникающие в сфере социального обеспечения, обладают родовыми признаками, позволяющими рассматривать их в качестве единого объекта правового регулирования. Единства во взглядах ученых по вопросу классификационных критериев предмета права социального обеспечения не наблюдалось. В качестве критериев предлагались следующие специфические черты таких отношений: их распределительный и имущественный характер; особые субъекты (нетрудоспособные); предоставление социального обеспечения за счет специальных общественных фондов; предоставление обеспечения с целью возмещения утраченного заработка и др.

    В. С. Андреев такими критериями считал следующие: субъектами этих отношений выступают, с одной стороны, государственное учреждение либо (по поручению государства) общественная организация, с другой — гражданин; первый из них должен предоставить последнему обеспечение в установленных законом случаях без какой-либо встречной обязанности, безвозмездно (отсюда вытекает алиментарный характер всех этих отношений); обеспечение осуществляется за счет общественных фондов потребления без каких-либо вычетов из заработка граждан; обеспечение предоставляется в особых случаях: когда лицо в силу нетрудоспособности не может работать и получать по труду, либо в силу возраста еще не может трудиться или уже достаточно трудилось, и государство освобождает его от этой обязанности, предоставляя возможность получать обеспечение из общественных фондов, либо когда государство считает возможным взять на себя дополнительные расходы гражданина в установленных законом случаях .

    Наиболее спорным из перечисленных критериев является алиментарный характер рассматриваемых отношений. Алиментация как определенное социальное явление была известна еще в Древнем Риме. В конце II — середине III в. она применялась как система государственной помощи детям малоимущих родителей и сиротам. Причем средствами для оказания такой помощи являлись проценты, получаемые государством от мелких и средних землевладельцев за выдачу им ссуд.

    Но это не самое главное. Употребление такого термина применительно к предмету права социального обеспечения вызывает возражения принципиального характера, поскольку он затушевывает истинную экономическую природу отношений, входящих в предмет. Во-первых, в систему отношений, регулируемых данной отраслью права, включаются отношения по социальному обеспечению работника (либо его семьи) в порядке обязательного социального страхования; во-вторых, социальное обеспечение человека как члена общества осуществляется без учета его трудового вклада. Очевидно, в первом случае отношения не могут считаться алиментарными (т. е. такими, когда обеспечение предоставляется безвозмездно, безэквивалентно и без каких-либо встречных обязательств со стороны обеспечиваемого), так как финансирование социального обеспечения осуществляется не за счет бюджетных средств, а за счет средств страхователей и самих застрахованных. При этом не имеет значения разрыв во времени между уплатой страховых взносов и получением того или иного вида социального обеспечения конкретным работником, поскольку в основу системы социального страхования положен принцип солидарности самих застрахованных и солидарности поколений. С определенной долей условности алиментарными можно считать лишь отношения по социальному обеспечению человека как члена общества, ибо в этом случае указанные выше признаки присутствуют.

    С учетом сказанного другие признаки, предложенные В. С. Андреевым в качестве критериев отношений, включаемых в предмет права социального обеспечения, не утратили своей актуальности и на современном этапе.

    Второй, связанной с определением предмета данной отрасли, проблемой, вокруг которой велась научная дискуссия, была проблема выделения в рассматриваемом предмете стержневых отношений, которые составляли бы его ядро. В. С. Андреев считал таковыми пенсионные отношения, а другие отношения называл тесно связанными с пенсионными. На момент дискуссии эта проблема представлялась актуальной, однако сегодня какого-либо теоретического или практического значения она не имеет.

    Третья проблема, так и не разрешенная ни в науке, ни на практике, связана с определением видов конкретных общественных отношений, бесспорно входящих в предмет права социального обеспечения. В процессе прошедших дискуссий высказывались полярные точки зрения по этому вопросу. Полярность заключалась в том, что одни исключали из предмета общественные отношения, которые для большинства ученых и практиков были неотъемлемой его частью, например отношения по содержанию детей в детских учреждениях (В. В. Караваев), отношения по социальному обеспечению в порядке государственного социального страхования (В. И. Смолярчук); другие же необоснованно расширяли предмет этой отрасли, включая в него как отношения, возникающие в связи с формированием фондов социального обеспечения, так и отношения по организации управления социальным обеспечением (М. И. Полупанов).

    Высказывалась даже точка зрения, что в предмет права социального обеспечения должны включаться все общественные отношения, возникающие в связи с распределением благ и услуг из общественных фондов потребления (включая предоставление бесплатного жилья, бесплатных коммунально-бытовых услуг и т.д.). В качестве аргументов в пользу такой позиции приводились следующие: указанные отношения имеют общие черты, поскольку возникают между гражданами и государственными органами, имеют единую экономическую сущность — это отношения по распределению совокупного общественного продукта, аккумулируемого в общественных фондах потребления (Т. В. Иванкина). Представляется, что в условиях функционирования социалистического способа распределения, в основу которого были положены патерналистские начала, эта позиция достаточно уязвима, поскольку все основные социальные права граждан гарантировались самим государством. К числу таких прав относилось право на бесплатное образование, здравоохранение, на жилище, на социальное обеспечение и др. Реализация каждого из этих прав обеспечивалась функционированием соответствующих государственных систем (образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, социального обеспечения и др.), а регулирование общественных отношений в каждой из таких сфер осуществлялось комплексом норм, образующих относительно самостоятельные обособленные правовые образования. Объединение соответствующих отношений в единый предмет регулирования и консолидация норм, их регулирующих, в отраслевую систему права носили бы несколько искусственный характер и не влекли бы за собой каких-либо практически значимых последствий, в связи с чем многими рассматривались как преждевременные.

    Итак, какие же все-таки специфические черты являются основополагающими для отношений по социальному обеспечению граждан?

    Во-первых, общая экономическая природа этих отношений, поскольку они носят распределительный характер. Предоставление материальных благ одному из субъектов рассматриваемых отношений достигается перераспределением валового внутреннего продукта с целью выравнивания личных доходов граждан и предупреждения их обнищания.

    В-третьих, специфика объекта отношения: это всегда материальное благо, предоставляемое в порядке социального обеспечения гражданину. Причем форма такого блага может быть различной (в виде денежной выплаты: пенсии, пособия, компенсации, субсидии; в виде социального обслуживания бесплатно либо на льготных условиях путем предоставления медицинской помощи и лечения, лекарственной помощи, санаторно-курортного лечения, содержания детей в детских учреждениях, социальной помощи на дому, содержания в учреждениях социального обслуживания, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов, их транспортного обслуживания, протезно-ортопедической помощи и др.; в виде льготы по проезду на транспорте, по оплате коммунальных услуг, лекарственной помощи и др.).

    Специфика объекта отношений определяет их имущественный характер.

    В-четвертых, специфика социальных фактов, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Перечень таких фактов строго определен путем его законодательного закрепления и расширительному толкованию не подлежит. Это, как правило, такие жизненные обстоятельства, которые признаются государством социально уважительными и называются социальными рисками.

    В-пятых, законодательное закрепление норм социального обеспечения (размеров денежных выплат, объема социальных услуг и льгот), которые не могут быть изменены субъектами отношения ни в сторону ухудшения, ни в сторону улучшения, если они финансируются за счет централизованных источников (федеральных бюджетных средств, средств фондов социального страхования).

    В совокупности все рассмотренные выше признаки определяют социального обеспечения, и обосновывают необходимость специфических приемов их правового регулирования.

    В зависимости от вида денежной выплаты отношения подразделяются на: 1)пенсионные; 2) по поводу обеспечения граждан пособиями; 3) по поводу обеспечения граждан компенсационными и страховыми выплатами; 4) в связи с возмещением ущерба, причиненного сторонами рассматриваемых отношений друг другу.

    Процедурные и процессуальные отношения в зависимости от их объекта подразделяются на отношения по поводу: 1) установления юридических фактов; 2) реализации права на тот или иной вид социального обеспечения; 3) защиты нарушенного права.

    Сложность предмета права социального обеспечения обусловливает необходимость и внутривидовой классификации отношений, возникающих по поводу обеспечения граждан пенсиями, пособиями, компенсационными выплатами, поскольку не существует единого пенсионного отношения, в котором реализуется право на все виды пенсий, равно как и единого отношения по поводу всех видов пособий либо всех видов компенсационных выплат.

    Видовая классификация пенсионных отношений позволяет подразделить их с учетом вида назначаемой пенсии на отношения по поводу: пенсии по старости, за выслугу лет, инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной пенсии.

    Отношений по поводу пособий столько, сколько видов пособий, назначаемых гражданам по системе социального обеспечения. Отношения возникают по поводу ежемесячных, периодических и единовременных пособий. Отношения по поводу ежемесячных пособий возникают в связи с назначением пособия за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на ребенка до достижения им 16 (учащимся 18) лет, по безработице. Отношения в связи с предоставлением периодического пособия возникают при назначении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Отношения по поводу единовременных пособий возникают в связи с назначением пособия при рождении ребенка и социального пособия на погребение и некоторых других пособий.

    В связи с многообразием компенсационных выплат виды отношений, возникающих по поводу их предоставления гражданам, также отличаются многообразием. Они возникают при назначении компенсационных выплат: за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы; за время отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет; за время академического отпуска по медицинским показаниям студентам и аспирантам; супругу военнослужащего и женам служащих органов внутренних дел на период безработицы; трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидами I группы, за престарелыми, ребенком-инвалидом; на питание учащимся; на санаторно-курортное лечение инвалидам; на транспортное обслуживание инвалидов; вынужденным переселенцам и беженцам.

    Таким образом, предмет права социального обеспечения — это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

    Читайте также: