Правовые нормы можно подразделить на

Обновлено: 02.07.2024

Конституционное право Российской Федерации Учебник для академического бакалавриата и магистратуры

Роль конституций в жизни обществ и государств трудно переоценить. Конституция – это основа легитимности власти, ядро правового сознания и опора гражданского общества. Устойчивость Основного закона является залогом политической стабильности и успешного развития любого государства.

Но конституция – это не просто текст, не свод абстрактных норм. Конституция – это динамично развивающийся феномен, который не только активно взаимодействует с общественно-политической действительностью и претворяется в системе права, но также самым непосредственным образом влияет на ход истории и траекторию развития страны.

Эта книга написана соавтором (вместе с С.С. Алексеевым) проекта действующей Конституции РФ, а потому у читателей есть редкая возможность получить, как нынче принято говорить, инсайдерские ответы на многие важные вопросы, которые помогут будущим лидерам принять правильное решение в ситуации неожиданного вызова или сложного выбора.

Как известно, Конституция РФ 1993 г. принималась в очень сложный период российской истории и не была плодом согласия элит. В условиях приближающейся социально-экономической катастрофы, которая становилась все более очевидной на фоне отсутствия единства по поводу стратегии и тактики антикризисных действий, разработчикам действующего Основного закона пришлось решать очень непростую задачу, поскольку требовалось создать конституцию, которая могла бы стать основой для возрождения общественного согласия и в то же время эффективным инструментом трансформации социально-экономической системы.

Думаю, я вправе сказать, что эта задача была решена успешно. Основной закон собрал наше общество и государство из хаоса и начинавшейся гражданской войны.

Впервые в истории конституционного развития России содержание действующей Конституции не ограничивается только текстом Основного закона. Оно включает как минимум шесть ключевых элементов.

– федеральные конституционные законы;

– решения Конституционного Суда РФ, содержащие толкование норм Основного закона;

– договоры, принятые для реализации ч. 3 ст. 11 Конституции РФ;

– указы Президента РФ об изменении наименований субъектов Российской Федерации;

– международные договоры Российской Федерации, связанные с участием России в межгосударственных объединениях (ст. 79 Конституции РФ).

Особенностью этого учебника является демонстрация тесной связи конституционного права с политической и общественной практикой, а потому многие теоретические постулаты и выводы детально разъясняются на конкретных примерах.

Например, для иллюстрации неисчерпанности потенциала Основного закона приведены примеры, демонстрирующие, каким образом можно обеспечивать юридическое закрепление результатов конституционно-правового творчества и новых политических традиций без вмешательства в текст Конституции. В частности, речь идет о возможностях реализации модели правительства парламентского большинства, различных направлениях модификации избирательной системы, дальнейшем совершенствовании принципов формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ, регулировании уникального статуса Калининградской области и др.

Указанная норма была успешно реализована в процессе укрепления интеграционных связей Российской Федерации и Республики Беларусь, ознаменовавшихся учреждением в 1999 г. Союзного государства России и Белоруссии3. Этот политический и юридический опыт может быть использован в процессе дальнейшей реинтеграции государств на постсоветском пространстве.

Еще одной особенностью этой книги является широкое привлечение материалов Конституционного Суда РФ, который в сложнейшие годы становления нового Российского государства надежно выполнял функции защитника чистоты конституционных принципов и разъяснял законодателям на всех уровнях – от федерального до муниципального – смысл и суть важнейших положений Основного закона страны.

За годы, прошедшие с момента предыдущего издания учебника (2011 г.), в российском законодательстве и политической практике произошел целый ряд изменений, которые нашли отражение в этой книге. Упоминаемые акты, за исключением случаев, когда это прямо указано, используются в действующей редакции (с учетом последних изменений).

Надеюсь, что учебник станет полезным путеводителем для всех, кто вступает на путь познания обширных и не до конца изведанных просторов Terra Constitutio.

Правильность и полнота классификации зависят прежде всего, от выбора ее основания, которым выступают наиболее существенные признаки. Нормы права подразделяются на виды по самым разным основаниям.

Классификация правовых норм позволяет производить следующие действия:

• определять место каждого вида юридических норм в системе права, действующего в государстве;

• уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;

• определять пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения;

• совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.

Нормы права подразделяются на виды по самым разным критериям:

I. По функциональной роли:

1. исходные (отправные, учредительные) нормы права. Вообще, исходные правовые нормы участвуют в правовом регулировании опосредованно.

К данной группе правовых норм относятся следующие их виды:

- определительно-установочные нормы — данные нормы права определяют цели, задачи отраслей права, а также предмет, средства правового регулирования;

- нормы-дефиниции — данные нормы права дают определения правовых понятий и правовых категорий;

2. нормы — правила поведения. Данные правовые нормы являются нормами непосредственного правового регулирования.

II. В зависимости от функций права нормы подразделяются на следующие виды:

1. Регулятивные (правоустановительные) нормы непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей.

2. охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно принудительных мер защиты субъективных прав.

III. Также выделяют специализированные нормы права — это такие правовые нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений.

К специализированным нормам относятся:

- общие (общезакрепительные) - это нормы, направленные на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений.

- дефинитивные - содержат определения юридических понятий;

- декларативные - содержат правовые принципы, цели и задачи;

- оперативные - отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т.д.

- коллизионные - решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.

IV. По предмету правового регулирования все юридические нормы подразделяются на нормы отдельных отраслей права:

-гражданского;

- уголовного;

- административного;

- гражданско-процессуального;

- уголовно-процессуального;

- трудового и др.

В свою очередь отраслевые нормы права делятся на следующие виды:

V. По степени категоричности (или по форме предписания):

1. императивные правовые нормы — это категорические, строго обязательные государственные веления, выраженные в правовых нормах. Императивные нормы права не допускают отступлений и каких-либо альтернативных трактовок правовых предписаний;

2. диспозитивные правовые нормы — данные нормы права предписывают вариант поведения, однако при этом предоставляют субъектам правовых отношений возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению, т. е. предоставляется право выбрать вариант именно альтернативного правомерного поведения;

VI. По методу правового регулирования:

1. поощрительные правовые нормы — это правовые предписания о предоставлении мер поощрения за одобряемый государством и правом, обществом вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений;

2. рекомендательные — данные правовые нормы предлагают наиболее приемлемый для государства и общества вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений.

VII. По юридической силе:

1. правовые нормы высшей юридической силы, которые в свою очередь подразделяются на следующие виды:

- федеральные правовые нормы — это такие нормы права, которые содержатся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и федеральных законах;

- региональные правовые нормы — это такие нормы права, которые содержатся в Конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации.

2. подзаконные правовые нормы, которые в свою очередь также подразделяются на следующие виды:

- федеральные правовые нормы — это нормы права, которые выражены в нормативных указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства, приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти;

- региональные правовые нормы — это нормы права, которые издаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

VIII. По сфере действия:

1. правовые нормы общего действия — это нормы права, которые не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их непосредственного действия;

2. нормы ограниченного действия — это нормы права, для действия которых устанавливаются определенные пространственные, субъектные, временные или ситуационные пределы реализации;

3. локальные правовые нормы — это такие нормы права, которые действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений.

IX. По степени определенности следует различать:

- бланкетные нормы - это такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил;

- отсылочные нормы непосредственно указывают на другие нормы права как на условие своего действия.

X. По кругу лиц (сфере действия):

1. общие - распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе)

2. специальные - распространяются на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)

XI. По времени действия:

- постоянные - действуют без ограничения определенным сроком, то есть до их официальной отмены

- временные нормы – действуют в пределах определённого промежутка времени.

XII. По сфере действия:

- общие нормы, распространяются на всю территорию государства

- местные, действуют в отдельных территориальных единицах.

XIII. В зависимости от особенностей структурных элементов:

1. гипотезы подразделяются:

в зависимости от количества условий

- простая гипотеза

- сложная гипотеза

в зависимости от формы выражения:

- абстрактная гипотеза

- казуистическая гипотеза

2. по форме выражения диспозиции или по характеру изложения в нормативно-правовом акте, все юридические нормы подразделяются на следующие виды:

- запрещающие правовые нормы;

3. по форме изложения санкции все юридические нормы подразделяются на следующие виды:

Вопрос

Актуальные проблемы теории государства и права.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Классификация юридических норм осуществляется в соответствии с:

  1. отношением к соответствующей отрасли права (гражданская норма, уголовно-правовая норма, административная норма, нормы трудового права и др.);
  2. функциями права (регулятивная, охранительная норма).

С помощью регулятивных норм обеспечивается позитивное регулирование поведения. По структуре любые нормы, которые в своей диспозиции содержат указание на права и обязанности, не относящиеся к правовой ответственности или защите права, являются регулятивными.

Регулятивные юридические нормы – это нормы права, которые предназначены для регулирования поведения посредством установки субъективных юридических прав и обязанностей, которые обладают позитивным содержанием.

Охранительные нормы концентрируются на регламентации мер правового принуждения (санкциях), что обеспечивает работу регулятивных норм, включая их защиту при нарушении. Охранительные юридические нормы характеризуют охранительную правовую функцию, обеспечивая охрану и защиту общественных ценностей, включая общественную безопасность и эффективную работу механизма правового регулирования.

Охранительные нормы представляют собой правовые нормы, обеспечивающие действие регулятивных норм с помощью установки мер правового принуждения, включая охрану других общественных ценностей.

Разновидности правовых норм

В соответствии с характером изложения в нормативно-правовых актах нормы могут быть запрещающие, управомочивающие, обязывающие. Подобная попытка классифицировать нормы является достаточно условной, поскольку любая норма права, непосредственно регулирующая поведение, обладает предоставительно-обязывающим характером, предоставляя юридические права и возлагая обязанности.

Управомочивающие нормы представляют собой юридические нормы, которые могут устанавливать прежде всего субъективное право положительного содержания, то есть право совершать управомоченными положительные действия.

Обязывающие нормы включают юридические нормы, которые, в первую очередь, устанавливают обязанность человека на совершение определенных положительных действий.

Запрещающие нормы представлены нормами-запретами, устанавливающими обязанность человека воздерживаться от определенных действий.

Если рассматривать юридическую силу, то правовые нормы можно разделить на нормы законов (включены в законы) и нормы подзаконных актов (содержатся в одном из подзаконных актов).

По сфере действия юридические нормы могут быть разделены на общие, местные (ведомственные) и локальные (работают внутри организаций, предприятий). Внутриорганизационные нормы локального характера представляют собой нормы, которые действуют лишь в рамках определенного предприятия, распространяясь лишь на ее членов.

В соответствии с действием норм права во времени принято различать нормы постоянные (неопределенного, длительного действия), временные и чрезвычайные. Для первых из них есть начальный период ввода их в действие, без указания на конечный. Они работают до тех пор, пока не будут отменены посредством новых норм права, которые пришли им на смену. Временные нормы работают лишь в течение определенного времени, которое указано в нормативном акте, после этого они теряют собственную юридическую силу. Чрезвычайные нормы могут быть изданы на период чрезвычайного положения (в нашей стране такое положение объявляется в соответствии со статьей 88 Конституции РФ).

В зависимости от степени определенности содержания (указания на то, в какой мере, по какому вопросу правоприменительный орган может принять самостоятельное решение) выделяют нормы абсолютно определенные и относительно определенные.

Особенности императивных и диспозитивных норм

Если обратить внимание на возможность членов отношений в области права осуществлять выбор определенных альтернатив поведения, то нормы права можно разделить на императивные и диспозитивные.

Первые из них включают нормы, которые выражены в категорических предписаниях. Они не могут быть заменены в соответствии с усмотрением лиц на иные условия поведения. Если участники правоотношений заключают соглашение, которое устанавливает другое регулирование, то его необходимо признать недействительным, ничтожным. При этом в действие вступает категорическое предписание, выраженное в императивной норме.

Система права включает группу специализированных норм. Они непосредственно не регулируют поведение, но помогают в этом другим нормам с помощью системных связей права.

Специализированные юридические нормы представлены нормами, не имеющими предоставительно-обязывающего характера. Они участвуют в правовом регулировании поведения с помощью системных связей с другими нормами права. Виды специализированных норм:

По функциональной ролив механизме правового регулирования нормы права классифицируются на исходные нормы и нормы - правила поведения, общие и специальные.

Исходные (отправные, учредительные) нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, закрепляют правовые категории и понятия.

С учетом функциональной роли юридических норм в правовом регулировании их подразделяют также на общие и специальные. Такое деление отражает тот факт, что и те, и другие, будучи предписаниями общего характера, различаются между собой по степени общности и сфере действия.

Соответственно под общими нормами следует понимать такие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права (государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и др.) и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права.

Специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п. Специальные нормы детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного (конституционного), административного, финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, уголовного и иных отраслей права.

Отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.Различие между ними в том, что первые отвечают на вопрос “что регулирует нормы права?”, а вторые - “как?”.

Процессуальные правовые нормы- правила поведения организационно-процедурного характера, они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права.

По методу правового регулирования нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

Содержание методов правового регулированиясоставляют в основном следующие способы воздействия на поведение субъектов:

1) императивный (метод властного приказа), направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведение субъекта;

2) автономный, оставляющий субъектам значительный простор для свободного волеизъявления;

3) поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение;

4) рекомендательный,предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения.

По субъекту правотворчества, то есть в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы они подразделяются на законодательные нормы,обладающие высшей юридической силой и подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнения закона.

По сфере действия- юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия.

Нормы ограниченного действия - это предписания, пределы приложения которых определяются пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К этому виду правовых норм относятся:нормы республиканского, краевого, областного, окружного значения; нормы, адресованные специальным субъектам (работникам определенных министерств и ведомств, работникам с определенными условиями труда); нормы, действующие ограниченное время; нормы, рассчитанные лишь на экстремальную ситуацию (аварийная ситуация, обстановка военного времени, стихийное бедствие и т.п.).

Локальные нормы действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений, выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, направлены на стимулирование и упорядочение этой деятельности.

Получило распространение деление правовых норм на основании особенностей их структурных элементов. Так, по форме выражения диспозиции нормы права подразделяются на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: