Правовой статус субъекта прав и свобод в японии был определен как

Обновлено: 30.06.2024

Среди социально-экономических прав Конституция называет право собственности, которая не должна противоречить общественному благосостоянию (допускается национализация частной собственности в публичных интересах за справедливую компенсацию), право на труд, право трудящихся на создание своих организаций, на коллективные переговоры и применение коллективных действий (в частности, забастовок), равное право на образование в соответствии со своими способностями (обязательное обучение детей бесплатно), причем государство и его органы должны воздерживаться от религиозного обучения, право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни, свободу научной деятельности.

Наряду с традиционными политическими правами (избирательное право, право на объединение, свобода собраний, слова, печати, иных форм выражения мнений и др.) Конституция говорит о других политических правах: о праве народа избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности (в связи с этим в Японии существует, в частности, определенный порядок отзыва избирателями глав администраций местных административно-территориальных единиц), о праве обращаться с мирными петициями, на смещение публичных должностных лиц, на исправление и отмену законов.

Конституция гарантирует личные свободы: право на жизнь, свободу и стремление к счастью, что является, как сказано в ней, главным предметом заботы государства; право на возмещение убытков от незаконных действий государства и должностных лиц; право на свободу совести (никакие религиозные организации не должны получать привилегии от государства и пользоваться политической властью), неприкосновенность личности (арест возможен на месте преступления или на основании приказа компетентных работников органов юстиции; при задержании задержанному в открытом суде в присутствии адвоката должны быть немедленно сообщены основания задержания), право на неприкосновенность жилища, документов и имущества (обыски и выемки возможны только на основании приказа компетентных юридических органов); свободу выбора места жительства, профессии, выезда за границу. Детально регулируются вопросы брака, который должен заключаться только на основании взаимного согласия сторон и существовать при условии сотрудничества и равноправия мужчины и женщины, уважения личного достоинства.

Конституция содержит положения об обязанностях народа и индивидов. В ней говорится об обязанности японского народа воздерживаться от злоупотребления правами и свободами, об обязанности населения платить налоги и трудиться.

85. Характеристика Конституции Индии

Конституция Индии была принята Учредительным собранием в 1949 г. и полностью вступила в силу в 1950 г. (до этого в Индии существовали колониальные конституции, дарованные метрополией).

Конституция Индии – самая объемная конституция в мире. С учетом последующих изменений она включает 465 статей, 12 крупных приложений, а также более 70 поправок. Одни поправки вносятся в текст Конституции, изменяя его, другие прилагаются к ней.

Индийский национальный конгресс добился закрепления в Конституции тех целей, которые он выдвигал: свободы от колониализма, равных прав, политической и экономической справедливости, содействия миру между народами и др.

К основным чертам содержания Конституции могут быть отнесены:

1) закрепление народного и государственного суверенитета, завоеванного в результате антиколониального движения. Основная доля политической власти в Индии принадлежит национальной буржуазии;

2) отрицательное отношение к социальному неравенству. Конституция говорит о цели государства обеспечить такой социальный порядок, для которого характерна экономическая и социальная справедливость, о справедливом распределении материальных ресурсов, о предотвращении концентрации богатств и средств производства;

3) провозглашение широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан с учетом индийской специфики, кастовой системы, сохраняющегося большого разрыва в уровне развития различных этнических групп;

4) закрепление принципа смешанной экономики,где государственный сектор играет важную роль;

5) сочетание некоторых традиционных индийских институтов с институтами, порожденными глобальным развитием конституционного права;

6) политика поддержания всеобщего мира и международной безопасности при выдвижении на первый план приоритетных интересов Индии, особенно в последние годы.

Конституция предусматривает комбинированную систему принятия поправок. Проект поправки может быть внесен любым членом Парламента в любую из двух палат (на деле поправки предлагаются правительством). Если проект получит одобрение палат (2/3 присутствующих), он передается Президенту, который должен подписать и опубликовать закон. Многие поправки принимаются по процедуре принятия обычного закона: простым большинством присутствующих в каждой палате. Если поправка невелика, она включается в текст Конституции как дополнение или замена соответствующей статьи.

85. Конституционно правовая организация государственной власти в Индии

Законодательная власть. Парламентв Индии состоит из Президента Индии (главы государства), Народной палаты и Совета штатов.

Народная палатаизбирается прямыми выборами на 5 лет в составе не более 547 членов. Депутаты Парламента пользуются депутатским индемнитетом. Получают небольшое вознаграждение. Руководит спикер.Ему помогает заместитель. Спикер обладает полномочиями: толкует регламент палаты, имеет решающее слово при формировании постоянных комиссий и др.

В палате создаются партийные фракции,образуются отраслевые постоянные комиссии, создается секретариат палаты.

Совет штатов(верхняя палата) избирается путем косвенных выборов. Подавляющее большинство из 250 членов Совета штатов избираются на 6 лет выборными членами, остальные 12 членов назначаются Президентом из числа лиц, имеющих особые заслуги в области общественной деятельности. Руководит Вице-президент(избирается на совместном заседании палат парламента), на деле руководство заседаниями палаты осуществляет заместитель председателя палаты, избираемый ее членами из своей среды.

Исполнительная власть. Президентизбирается на 5 лет косвенными выборами – особой коллегией выборщиков.Требования: гражданин, достигший 35-летнего возраста и удовлетворяющий необходимым условиям. Может быть переизбран неоднократно и подряд. Представляет республику внутри страны и в международных отношениях, является главнокомандующим, обладает законодательными полномочиями: правом законодательной

инициативы, правом вето и др. Однако все эти обширные полномочия Президент осуществляет только по указаниям правительства.

Вице-президенттакже избирается на 5 лет на совместном заседании обеих палатПарламента, без участия легислатур штатов.

ПравительствоИндии – Совет министров. Премьер-министром Президент назначает лидера партии большинства в Народной палате.

По указанию Премьер-министра Президент назначает министров. Фактически все вопросы руководства государством решаются узким составом правительства – Кабинетом(Премьер-министр и министры, отвечающие за наиболее важные участки работы).

Судебная власть.В федерации и штатах Индии действует единая централизованная система судов:

1) суды панчаятовв деревнях (ньян-панчаяты, пан-чаяты-адалаты и др.), которые рассматривают незначительные уголовные и гражданские дела;

2) суды мунсифов(мунсиф – судья-индус) – рассматривают только гражданские дела;

3) дополнительные суды(судьи, рассматривающие гражданские дела с неограниченной ценой иска и апелляции на решения мунсифов);

4) окружной судьярассматривает апелляции на решения дополнительных судей и располагает неограниченной юрисдикцией как судья первой инстанции по гражданским и уголовным делам;

5) высокий (высший) суд – в качестве суда первой инстанции и как апелляционный суд;

6) Верховный суд Индии – высшая инстанция.

В Индии нет института референдума (выборы,а на местах – определенные элементы панчаятской системы).

Голосование является тайным.

При подсчете голосов используется мажоритарная система относительного большинства.

86. Конституционные основы правового статуса личности в Индии

Основные права согласно сложившейся доктрине обеспечиваются конституционными гарантиями: при их нарушении гражданин может обращаться в любой суд, включая Верховный, и последний может принять принудительное решение (низовой суд не может объявить тот или иной закон неконституционным, он обеспечивает лишь осуществление основных прав). Права, закрепленные в разделе о руководящих принципах политики, такими гарантиями не обеспечены.

Конституция устанавливает равноправие граждан перед законом, запрещает дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола и места рождения.

Среди социально-экономических прав – право на достаточные средства к существованию, на труд, на защиту от экономической эксплуатации, на государственную помощь в случае болезни, безработицы, право на прожиточный минимум, право детей на обязательное бесплатное обучение.

В Конституции говорится о праве рабочих на участие в управлении производством.

Политические права включают свободу слова, печати, право на объединение и другие традиционные политические права и свободы.

Среди личных свобод Конституция называет неприкосновенность личности (хотя допускается широко использовавшееся в Индии при объявлении чрезвычайного положения длительное превентивное заключение под стражу без суда), свободу передвижения, неприкосновенность жилища, тайну переписки и др. Конституция отменяет феодальные титулы, неприкасаемость (особенно униженное положение одной из каст).

В Конституции Индии зафиксированы также основные обязанности граждан (42-я поправка). К их числу относятся: соблюдение идеалов и институтов страны, уважение государственного флага и государственного гимна, воинская обязанность, обязанность следовать идеалам национально-освободительной борьбы, содействовать гармонии и духу общего братства среди всех индийцев, развивать научный подход, проявлять гуманизм, стремиться к совершенству во всех областях индивидуальной и коллективной деятельности и др. Как видно из изложенного, многие из этих обязанностей имеют не юридический, а моральный характер.

88. Характеристика Конституции Египта

Действующая Конституция Египта была принята в 1971 г. и состоит из двух частей: Конституционной декларации, где указаны цели государства (мир в стране, арабское единство, постоянное развитие и человеческое достоинство), и собственно Конституции, где содержатся юридические нормы, хотя и в этой части есть положения, которые не могут быть обеспечены юридическими средствами.

Конституция Египта имеет сложный характер. Ей присуще сочетание социалистических идей (речь идет о так называемом арабском социализме), исламских ценностей, положений, связанных с общегуманистическими, общечеловеческими принципами, наконец норм, обеспечивающих функционирование рыночной экономики и капиталистическое развитие страны в его современных социальных формах.

Социалистические концепции находят свое выражение в нормах о демократической социалистической системе, имеющей целью ликвидировать неравенство в доходах, о защите рабочих и крестьян, о мире, свободном от эксплуатации в любых ее формах, о том, что Президент обязан осуществлять социалистические цели, о роли генерального социалистического прокурора и т. д.

В Конституции АРЕ (Арабской Республике Египет) говорится о трех формах собственности: государственной, кооперативной и частной.

Много внимания уделяет Конституция вопросам социальной структуры общества, социальным отношениям. Основой общества провозглашается социальная солидарность (ст. 7 Конституции), говорится о равенстве возможностей всех граждан, о социальном мире, основанном на справедливости, политическом и социальном прогрессе, уважении человеческого достоинства.

Конституция исходит из признания особой роли ислама в общественном развитии. Следование законам шариата – не только религиозная и моральная, но и правовая обязанность граждан-мусульман. Ислам – государственная религия, принципы мусульманского права – главный источник законодательства, определенные государственные структуры строятся с учетом исламских традиций.

89. Конституционно правовая организация государственной власти в Египте

АРЕ (Арабская республика Египет) система местных органов, осуществляющих управление об­щественной жизнью, основана на сочетании государственных органов власти на местах и органов местного самоуправления, принципов цент­рализации и децентрализации. Первый принцип находит свое выраже­ние в существовании назначенных представителей центра (государст­венной власти) на местах. Ими являются губернаторы, начальники районов, мэры городов. Как представители государственной власти рассматриваются также избранные населением начальники деревень, шейхи городских кварталов. Им передаются отдельные полномочия центральных органов исполнительной власти на местах (так называе­мая деконцентрация). Второй принцип связан с деятельностью изби­раемых населением местных представительных органов — народных собраний административно-территориальных единиц: провинций, районов, городов, внутригородских районов, деревень. В Египте 27 гу­берний (провинций), которые делятся на округа, а последние — на районы.

Система государственных органов на местах. Система местных го­сударственных органов регулируется законом 1979 г. о местной власти. В каждую провинцию Президент назначает губернатора. С прекраще­нием полномочий Президента губернатор автоматически отстраняется от должности, губернатором назначается новое лицо (или переназна­чается прежний губернатор). Губернатор — представитель исполни­тельной власти государства в провинции. Он несет ответственность за обеспечение продовольственной безопасности провинции, эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, за со­стояние общественной безопасности, порядка и общественной нравст­венности, за охрану государственной собственности. Он осуществляет контроль над всеми публичными службами в провинции, кроме судов. Губернатор несет ответственность перед Президентом и премьер-ми­нистром и обязан представлять регулярные отчеты министру по делам Совета министров и местного управления, а также местному народно­му совету.

Губернатор возглавляет провинциальный административный ор­ган — исполнительный совет, в состав которого входят помощники гу­бернатора, назначаемые премьер-министром по представлению губер­натора, начальники районов, мэры городов и некоторые другие лица. Исполнительный совет координирует работу исполнительного аппара­та, чиновников, готовит проект местного бюджета, проекты решений провинциального народного совета, проводит в жизнь эти решения.

    1. Конституционные основы правового статуса личности в Египте

Конституция предусматривает равенство всех граждан в правах и обязанностях независимо от пола, языка, этнического происхождения, вероисповедания и убеждений, но оговорки о шариате придают прин­ципу равноправия свои особенности. Среди социально-экономических прав названы право на труд и образование, говорится также о свободе научного и художественного творчества. Политические права пред­ставлены в Конституции в полном объеме, но нередко имеются оговор­ки, что их использование должно соответствовать моральным, т.е. ис­ламским принципам (например, при провозглашении свободы собра­ний). Действует закон 1978 г. о национальном единстве и социальном мире, запрещающий занимать руководящие должности в средствах массовой информации и общественных организациях лицам, отрицаю­щим божественные законы или участвующим в движениях, не призна­ющих такие законы.

В числе политических прав в Конституции названы избирательные права, право граждан выражать свое мнение по вопросам, вынесенным на референдум, право граждан обращаться в государственные органы, свобода мнений и слова, мирных шествий и демонстраций, свобода создания ассоциаций (в частности, говорится о профсоюзах, которые должны действовать на демократических основах), свобода собраний. На частных собраниях представители органов безопасности не вправе присутствовать, но на собраниях, обсуждающих публичные вопросы, могут присутствовать в случаях, предусмотренных законом. \

Среди обязанностей граждан Конституция называет: оборону роди­ны, защиту и поддержку социалистических завоеваний, сохранение на­ционального единства, государственной тайны, уплату налогов, учас­тие в государственной жизни (последнее влечет, в частности, обяза­тельное участие в выборах и референдуме).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Правовая система Японии
Основные особенности современной правовой системы Японии

Япония является уникальной самобытной страной, которая, с одной стороны, безмерно дорожит традициями своих предков, а с другой – не чужда всему современному, в том числе, и в области государственно-правового строительства. Однако, в большей степени, для Японии характерен умеренный консерватизм во всем, что касается каких-либо преобразований, в том числе, и в сфере права.

Японцы не любят обсуждать право, не любят судиться, поскольку отдают предпочтение процедурам медиации. Сентиментализм японцев заставляет их больше любить поэзию, чем логику. Кроме этого, японцы довольно равнодушны к идеям свободы и человеческого достоинства.

Супермодернизованность экономики и флагманское положение Японии как цифровой и технически передовой державы сочетаются с поклонением японцев силе традиций и обычаев.

Эти особенности правовой культуры и менталитета японцев оказывают непосредственное влияние и на современное право Японии. И все это делает японское общество и японскую правовую систему не похожими на европейские аналоги.

Еще одной особенностью японской правовой системы является идея независимости права от государства. При этом, государственная власть должна осуществлять свои полномочия при строгом соблюдении закона, а сами законы должны основываться на определенных правовых принципах. Такое возможно только условиях либерально-демократической политической системы, при гарантиях и уважении прав и свобод индивидов.

Правовую систему Японии нельзя однозначно отнести к той или иной правовой семье, поскольку:

  • в Японии существует система основных кодифицированных актов, которые с небольшими изменениями действуют уже достаточно длительное время, что, в свою очередь, обусловлено закреплением в правовой форме многих издревле используемых обычаев и ритуалов. Эти черты свойственны романо-германской правовой семье с ее писаным правом.
  • с другой стороны, для Японии большое значение имеют и судебные прецеденты, и суды в своих решениях часто ссылаются именно на них. В этом проявляются черты англо-саксонской правовой системы.

Таким образом, современная система Япония в силу особенностей исторического пути, ощутила на себе влияние, как романо-германской, так и англо-саксонской правовой семьи, особенно в ее американском варианте. Следовательно, современную систему Японии следует отнести к смешанной, гибридной форме.

Основные источники права в Японии

Одной из специфических черт традиционной правовой системы Японии является своеобразие системы источников права. Это проявляется в том, что наряду с правовыми нормами, большое значение имеют моральные и религиозные нормы, включая также обычаи и традиции.

Закон. Основными источниками права в Японии являются нормативно-правовые акты (законы), т.е. писаное право. В Японии приняты и действуют Конституция (вторая по счету), различные кодексы (Гражданский, Торговый, Гражданско-процессуальный, Уголовный, Уголовно-процессуальный и др.), специальные законы. При этом, многие японские акты практически в неизменном виде действуют с конца XIX – начала XX века.

Обычай. Обычаи, наряду с писаным правом, также относятся к основным источникам японского права. При этом, по силе и степени юридического авторитета и верховенства в системе права закон и обычай долго соперничали между собой.

Неписаное обычное право Японии своим происхождением, в большинстве случаев, обязано философским концепциям Китая. Большая дань традициям прослеживается в Японии во всех проявлениях функционирования современной правовой системы, включая ментальное восприятие права населением, разрешение различных споров, подготовку и принятие нормативных актов и т.п.

Судебный прецедент. Некоторое значение в правовой системе Японии имеет и прецедент, поскольку суды различных инстанций в большом количестве ссылаются и цитируют конкретные судебные решения.

Государственное (конституционное) устройство Японии

За всю историю развития в Японии были приняты всего две Конституции. Самой первой стала так называемая Конституция Мэйдзи 1889 г., в основу которой легли нормы прусской Конституции 1850 г.

В настоящее время действует вторая по счету Конституция, принятая в 1947 г. Основанием для ее принятия стало поражение Японии во Второй мировой войне, вследствие чего на конституционные нормы основного закона большое влияние оказали США и их союзники.

Конституция Японии является небольшим по объему документом, включающим 11 глав и 103 кратких статей.

Таким образом, император Японии утратил реальные полномочия по управлению делами государства, сохранившись лишь как символ и дань традиции.

Законодательную власть в Японии осуществляет двухпалатный парламент (коккай), который является высшим органом государственной власти в стране.

Парламент включает две палаты:

  • сюгиин — палата представителей (511 членов) – избирается на 4 года;
  • сангиин – палата советников (252 члена) — избирается на 6 лет, но 50% членов подлежат ротации каждые 3 года.

Исполнительную власть в Японии осуществляет Кабинет министров, большинство членов которого состоят в Парламенте.

Возглавляет Правительство Премьер-министр, в руках которого управление вопросами внешней и внутренней политики, составление проекта бюджета, назначение судей, объявление амнистий и т.д.

Особенности гражданского права Японии

Сфера частного права в Японии, хотя и представлена значительным объемом писанного в законах права, однако между ним и реальной практикой существует дистанция.

Особенность правового мировоззрения японцев проявляется в том, что они стараются урегулировать все вопросы, включая конфликтные ситуации, без обращения к защите правом. На практике это приводит к тому, что частные проблемы в Японии крайне редко решаются в суде. Как правило, это происходит благодаря каким-либо примирительным процедурам.

Это связано с тем, что японцы до настоящего времени не прониклись идей права, право не вошло в их повседневную жизнь. Система гири продолжает оставаться для японского населения главной традицией, доминантой их поведения.

Основными источниками гражданского права Японии продолжают оставаться принятые еще в конце XIX века Гражданский и Торговый кодексы.

Отдельные разделы Гражданского кодекса Японии заимствовали положения Германского гражданского уложения (вещное и обязательственное право). Другие разделы — семейное и наследственное право — это традиции синтоистского права.

Важно отметить, что германское законодательство послужило образцом для формирования не только Гражданского, Торгового (1899 г.), Гражданско-процессуального кодекса (1890 г.), но и кодексов публичных отраслей права (Уголовного и Уголовно-процессуального).

В Торговом кодексе Японии урегулированы вопросы, связанные с заключением торговых сделок, в том числе, в сфере морской торговли.

В специальных законодательных актах содержатся вопросы, посвященные правовому регулированию торговых знаков и авторского права (1921 г.), лицензиям (1899 г.), а также аренде земли, жилища и т.д.

Повышается роль судебной практики. В особенности, решений Верховного Суда, которые расцениваются нижестоящими судами как нормативные акты, а также выступают средством конкретизации и толкования норм права.

Особенности уголовного права Японии

Уголовный кодекс Японии был принят еще в 1907 г., и с изменениями действует по настоящее время. Кроме этого, приняты специальные уголовные законы (например, Закон о малозначительных преступлениях 1948 г., Закон о несовершеннолетних 1948 г.).

В уголовном праве Японии сформулированы основные принципы: принцип законности, принцип равенства перед законом (ст. 14 Конституции Японии), территориальный принцип. В частности, если граждане Японии совершат преступления за пределами своей страны, то они подпадают под юрисдикцию Уголовного кодекса Японии в соответствии с принципом гражданства (ст. 3 Конституции Японии). Но это распространяется на виновных, совершивших тяжкие преступления.

В соответствии с принципом защиты, если виновный посягнул на важные блага Японии за ее пределами, он также подпадает под юрисдикцию Японии, вне зависимости от его гражданства.

В ст. 39 Конституции Японии установлен традиционный принцип закона обратной силы, который находит регламентацию в уголовном законодательстве Японии (ст. 6 УК Японии).

Несмотря на то, что всем хорошо известна японская якудза (традиционная мафия в Японии), в уголовном праве Японии не содержится четкого определения организованной преступности, как и уголовно-правовых последствий участия в ней.

Элементы состава преступления в японском уголовном законодательстве также имеют свои отличия, в частности, от российского уголовного закона они отличаются тем, что могут выделяться не все четыре элемента, а только два – объективная и субъективная сторона преступления, при этом, субъект и объект преступления включаются в объективную сторону преступления.

  • 1) несовершеннолетние, осужденные по решению семейного суда;
  • 2) несовершеннолетние, условно освобожденные от содержания в исправительно-воспитательном учреждении;
  • 3) условно-досрочно освобожденные из тюрем;
  • 4) осужденные условно с постановкой под защитный надзор;
  • 5) женщины, условно освобожденные от содержания в воспитательном учреждении (лица, занимающиеся проституцией и т. п.).

Такая форма возможной реабилитации лица перед обществом имеет важное значение, особенно в случаях, когда речь идет о несовершеннолетних.

Особенности уголовного процесса в Японии

В Японии уголовное судопроизводство осуществляется на основе Уголовно-процессуального кодекса, принятого еще в 1922 г.

Характеризуя японскую систему уголовного правосудия, необходимо отметить ее крайнюю непрозрачность. Многие международные правозащитные организации (например, Human Rights Now), отмечали проблемы нарушений прав участников уголовного производства в ходе предварительного расследования в Японии.

Кроме этого, считается, что в Японии нарушается принцип на справедливость судебного разбирательства, поскольку более 99% выносимых приговоров обвинительного характера.

В мае 2016 года в Японии были принятые поправки в уголовно-процессуальный закон, которые кардинальным образом изменили систему уголовного правосудия Японии.

Цель реформы — транспарентность (прозрачность) стадии расследования преступлений.

Можно выделить следующие основные изменения:

В целом реформа уголовно-правового законодательства Японии 2016 года направлена на укрепление демократических основ уголовной юстиции, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

В целом, несмотря на все упреки в чрезмерном консерватизме, современная правовая система Японии относится к числу высокоразвитых и успешно выполняющих свои функции. Консерватизм современной правовой системы Японии не мешает ей продолжать оставаться одной из самых высокоразвитых стран мира.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Читайте также: