Правовой статус овд как юридических лиц

Обновлено: 25.05.2024

Буду признателен за замечания, дополнения и вопросы коллег по представленному тексту. С особым вниманием прочту мнения, суждения и практические примеры от тех, кто имеет опыт работы в гражданских делах с участием органов внутренних дел и их сотрудников, а равно опыт работы в органах внутренних дел.

Что представляется вам неточным, спорным в данной статье? Какие её положения нуждаются в разъяснении, уточнении, дополнении? Следует ли изменить структуру? Если да, то как? Что вас не удовлетворяет в изложении стилистически?

Целесообразно ли скорректировать приведенное название? Если да, то каким образом? На ваш взгляд, для аудиторий каких юридических журналов статья представляет бОльший интерес?

I.

Если вести речь о юридическом процессе, то в правосознании большинства граждан органы внутренних дел ассоциируются, прежде всего, с уголовным и административным судопроизводствами. И это закономерно, поскольку подавляющее число преступлений выявляется и расследуется сотрудниками именно этого правоохранительного ведомства, равно как сотрудниками этого ведомства выявляется и наибольшее число административных правонарушений, материалы о которых затем направляются в суды. Вместе с тем органы внутренних дел и их должностные лиц нередко принимают участие в гражданском судопроизводстве, однако эта сторона их деятельности известна значительно меньше.

Настоящая статья имеет целью дать цельное представление о названном правовом процессе, для чего предлагается классификация гражданских дел, в которых участвуют органы внутренних и (или) их должностные лица.

Автор надеется, что обобщенная и структурированная им информация будет интересна и полезна довольно широкому кругу специалистов.

Среди них корпоративные юристы, адвокаты и иные частнопрактикующие юристы, оказывающие помощь юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам. Все они, консультируя заинтересованных лиц, вступая в гражданское дело, планируя работу по нему, должны правильно оценить круг возможных участников дела, своих потенциальных оппонентов или союзников, помощников, их правовое положение, подведомственность и подсудность. По мере становления правового государства и развития гражданского общества юридические лица и граждане все чаще обращаются в суды с различными заявлениями и по различным поводам, в результате которых органы внутренних дел или их должностные лица становятся ответчиками, третьими лицами, заинтересованными лицами и др., то есть участниками гражданского судопроизводства. Вместе с тем органы внутренних дел и их должностные лица всё чаще играют активную роль в гражданском процессе, выступая там в роли истцов, заявителей, третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования. Наконец, в той или иной роли органы внутренних дел и их должностные лица нередко оказывают содействие гражданскому судопроизводству.

Материал статьи адресуется также юристам, состоящим на государственной (или муниципальной службе), поскольку конфликты, разрешаемые в рамках гражданского судопроизводства, возможны с участием различных органов власти; в отдельных случаях – нескольких органов разной ведомственной принадлежности.

Еще более значимым видится материал статьи для сотрудников МВД России, которые, прямо или косвенно, могут быть вовлечены гражданское судопроизводство. В первую очередь это относится к руководителям органов внутренних дел, поскольку представленная в статье информация позволит им легче сориентироваться в действующем законодательстве, точнее просчитать перспективу участия в гражданском процессе возглавляемого органа и подчиненных сотрудников, правильно организовать работу соответствующих подразделений и отдельных сотрудников, распределить обязанности между ними, наладить взаимодействие в преддверии и в ходе судебного процесса, и т.д.

В целевую аудиторию статьи входят также студенты (слушатели), аспиранты (адъюнкты) и профессорско-преподавательский состав юридических ВУЗов, прежде всего, принадлежащих к системе МВД России (по причинам, указанным в предыдущем абзаце).

Разумеется, среди объективно заинтересованных читателей – работники судов и прокуратуры.

Ну и конечно, стоит упомянуть в качестве заинтересованных читателей коллег по научному цеху…

II.

1. По признаку подведомственности гражданские дела с участием органов внутренних дел и (или) их должностные лиц можно разделить на следующие группы: а) дела, подведомственные судам общей юрисдикции; б) дела, подведомственные арбитражным судам.

2. По видам гражданского судопроизводства, в рамках которых рассматриваются соответствующие дела, можно предложить следующую классификацию: а) исковые дела; б) дела, возникающие из публичных отношений (об оспаривании решений, действия или бездействия органов внутренних дел, их должностных лиц; о признании недействующими принятых органами внутренних дел, их должностными лицами нормативных правовых актов полностью или в части, и другие); в) дела особого производства (об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; и др.); г) дела приказного производства; д) иные категории дел.

3. По признаку связи с основной служебной деятельностью, осуществляемой органами внутренних дел, рассматриваемые дела можно дифференцировать на непосредственно связанные с осуществлением основной служебной деятельностью и не имеющие такой связи.

Здесь целесообразно пояснить, что под основной служебной деятельностью имеется в виду совокупность действий, направленных на решение тех задач, для которых и предназначены органы внутренних дел, решение которых ожидает от них общество: выявление, раскрытие, расследование и предупреждение преступлений, поддержание общественного порядка, оказание помощи гражданам при несчастных случаях и т.д.

Вместе с тем для успешного осуществления основной служебной деятельности органы внутренних дел нуждаются в соответствующей инфраструктуре, материально-техническом, вещевом и продовольственном снабжении, получении услуг связи и др. Эксплуатируемые органами внутренних дел здания, сооружения, транспорт требуют обслуживания, текущего и капитального ремонта, и т.д. Сотрудники органов внутренних дел нуждаются в социальной поддержке, обеспечении жильем, медицинской помощи и проч. В связи с этим структура правоохранительного ведомства и отдельных органов предусматривает соответствующие подразделения, учреждения, должности, их кадровое наполнение. Соответствующая деятельность не является основной для органов внутренних дел в целом, она направлена создание предпосылок для успешного решения возложенных на органы внутренних дел задач (путем достижения их надлежащего финансово-экономического и тылового обеспечения). В связи с этим органы внутренних дел наделяются статусом юридических лиц, и как хозяйствующие субъекты вступают в различные гражданско-правовые отношения с иными хозяйствующими субъектами.

4. Дела, непосредственно связанные с основной служебной деятельностью органов внутренних дел и их должностных лиц, в свою очередь можно классифицировать по характеру служебной деятельности: а) дела, связанные с уголовно-процессуальной деятельностью; б) дела, связанные с оперативно-розыскной деятельностью 1 ; в) дела, связанные с поддержанием и охраной общественного порядка; г) дела, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной работы; д) дела, связанные с оказанием охранных услуг на платной основе; е) дела, связанные с оказанием иных государственных услуг; ж) иные категории дел, определенные по рассматриваемому признаку.

5. По основаниям возникновения материально-правового конфликта, рассматриваемого в рамках соответствующих гражданских дел, их можно разделить на: а) дела, возбуждаемые в связи с неисполнением договорных обязательств органами внутренних дел или их контрагентами; б) дела, возбуждаемые в связи с внедоговорными обязательствами (причинением вреда органам внутренних дел, их должностным лицам или, наоборот, причинением вреда указанными субъектами иным лицам – гражданам, организациям, органам); в) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей органами внутренних дел, предопределенных их статусом, и служебных обязанностей должностных лиц органов внутренних дел; г) дела о трудовых спорах с органом внутренних дел; д) иные категории дел.

6. В свою очередь дела, возбуждаемые в связи с причинением вреда, по признаку того, кто является пострадавшими, можно классифицировать следующим образом: а) дела о причинении вреда органам внутренним дел и (или) их должностным лицам; б) дела о причинении вреда органами внутренних дел и (или) их должностными лицами; в) дела, в которых органы внутренних дел и (или) их должностные лица являются и пострадавшими, и причинителями вреда (т.е. вред причинен взаимно, несколькими сторонами).

Если углубить классификацию далее, то дела о причинении вреда органам внутренним дел и (или) их должностным лицам можно классифицировать по признаку того, кто в них является потерпевшим: а) органы внутренних дел; б) их должностные лица; в) органы внутренних дел и их должностные лица одновременно.

Кроме того, эти же дела можно классифицировать по характеру причиняемого вреда: а) дела о причинении вреда имуществу (потерпевшими могут быть и указанные органы, и должностные лица); дела о причинении вреда деловой репутации (потерпевшими также могут быть и указанные органы, и должностные лица); в) дела о причинении морального вреда (в этом случае потерпевшими могут быть только должностные лица); дела о причинении вреда здоровью (в этом случае потерпевшими могут быть только должностные лица).

Наряду с этим дела о причинении вреда органами внутренних дел и (или) их должностными лицами можно классифицировать по видам потерпевших: а) дела о причинении вреда физическим лицам; б) дела о причинении вреда организациям; в) дела о причинении вреда другим государственным или муниципальным органам; г) иностранным организациям или органам.

7. По признаку однородности-неоднородности состава участников дела можно классифицировать следующим образом: а) те, в которых принимают участие только органы внутренних дел и их должностные лица 2 ; б) те, в которых также принимают участие иные субъекты (граждане, иные юридические лица, другие государственные органы и т.д.).

8. По субъектам, принимающим участие в гражданских делах со стороны органов внутренних дел, можно предложить следующую классификацию: а) дела, в которых участвуют только органы внутренних дел; б) дела, в которых участвуют только должностные лица органов внутренних дел; в) дела, в которых одновременно принимают участие и органы внутренних дел, и их должностные лица.

9. По признаку основной или вспомогательной роли в гражданском судопроизводстве органов внутренних дел и (или) их должностных лиц возможна следующая классификация дел: а) дела, в которых органы внутренних дел и (или) их должностные лица играют основную роль (являются лицами, участвующими в деле); б) дела, в которых органы внутренних дел и (или) их должностные лица выполняют вспомогательную роль (эксперт, специалист, лицо, предоставляющее суду доказательственную информацию 3 , и др.).

10. По признаку активности в делах, в которых органы внутренних дел и (или) их должностные лица выступают в качестве стороны, уместна следующая классификация: а) дела, где указанные субъекты являются активной стороной (истец, заявитель) 4 ; б) дела, где указанные субъекты являются пассивной стороной (ответчик, заинтересованное лицо) 5 .

III.

21 мая 2013 г. Государственная Дума СФ РФ в первом чтении приняла Федеральный закон № 246960-6, внесенный Президентом РФ и предусматривающий введение в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В дальнейшем работа над этим документом застопорилась, возможно, из-за необходимости устранения в нем существенных недостатков 6 . Однако если Федеральный закон № 246960-6 будет принят и вступит в силу, это повлечет необходимость внесения определенных изменений в описанную выше классификацию дел, поскольку некоторые категории дел тогда будут рассматриваться не в порядке гражданского, а порядке административного судопроизводства.

1) В п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, могут быть оспорены действия должностных лиц, совершенные ими при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) и не подлежащие обжалованию в порядке уголовного судопроизводства, а также действия должностных лиц оперативно-розыскных органов, отказавших лицу, виновность которого не доказана в установленном законом порядке, в предоставлении сведений о полученной о нем в ходе ОРМ информации, или предоставивших такие сведения не в полном объеме. Достаточно подробный анализ процитированного положения в контексте смежных постановлений того же суда, действующего законодательства и практики работы органов внутренних дел приведен в другой работе автора. См.: Скобликов П.А. Обжалование в суд решений и действий (бездействия) правоохранительных органов и их должностных лиц. – М.: Норма, 2011. С. 10-49.

2) В качестве иллюстрации можно сослаться на дела о трудовых спорах, возбуждаемые по заявлениям сотрудников органов внутренних дел, оспаривающих наложенные на них дисциплинарные взыскания, или истребующих неполученное (недополученное) денежное содержание.

3) Например, в гражданском деле о возмещении вреда имуществу и здоровью гражданина, пострадавшего в результате ДТП, по запросу суда представляют копии материалов, собранных сотрудники органа внутренних дел в рамках дела об административном правонарушении или доследственной проверки (окончившейся вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела).

4) В качестве примера можно привести дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (гл. 26.2 ГПК РФ). Такие дела могут возбуждаться по заявлениям органов внутренних дел об установлении административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, о дополнении ранее установленных административных ограничений, либо о досрочном прекращении или частичной отмене административных ограничений.

5) Как пример можно также привести дела о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов, изданных начальниками органами внутренних дел (гл. 24 ГПК РФ). Начальник органа внутренних дел будет привлечен к участию в таком деле в качестве заинтересованного лица.

6) Подробнее см., напр.: Скобликов П.А. Кодекс административного судопроизводства: пробелы и коллизии официального проекта // Законодательство. 2014. № 3.

Читайте также: