Правовой статус цик ссср как высшего органа власти в перерывах между съездами советов закреплен конституцией

Обновлено: 04.07.2024

____________________________________________________________________
Прекратила действие
Конституции (Основного Закона) СССР, утвержденной
постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР
от 5 декабря 1936 года

Принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва
6 июля 1923 года
и в окончательной редакции II съездом Советов СССР
31 января 1924 года

Раздел первый. ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.

Там, в лагере капитализма - национальная вражда и неравенство, колониальное рабство, шовинизм, национальное угнетение и погромы, националистические зверства и войны.

Здесь, в лагере социализма - взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов.

Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос о национальности путем совмещения свободного развития народов с системой эксплуатации человека человеком оказались бесплодными. Наоборот, клубок национальных противоречий все более запутывается, угрожая самому существованию капитализма. Буржуазия оказалась бессильной наладить сотрудничество народов.

Только в лагере советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов.

Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить нападение империалистов всего мира, внутренних и внешних; только благодаря этим обстоятельствам удалось им успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить свое существование и приступить к мирному хозяйственному строительству.

Но годы войны не прошли бесследно. Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик.

С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.

Наконец, само строение советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.

Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутренние хозяйственные преуспеяния, и свободу национального развития народов.

Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих советов и единодушно принявших решение об образовании Союза Советских Социалистических Республик, служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Раздел второй. ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (3СФСР - Советская Социалистическая Республика Азербайджан, Советская Социалистическая Республика Грузия и Советская Социалистическая Республика Армения) объединяются в одно союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик.

Глава первая. Предметы ведения верховных органов власти
Союза Советских Социалистических Республик

1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его верховных органов подлежат:

а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;

б) изменение внешних границ Союза, а также регулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;

в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;

г) объявление войны и заключение мира;

д) заключение внешних и внутренних займов Союза ССР и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;

е) ратификация международных договоров;

ж) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;

з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров как общесоюзных, так и от имени союзных республик;

и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;

к) организация и руководство вооруженными силами Союза ССР.

л) утверждение единого государственного бюджета Союза ССР, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик;

м) установление единой денежной и кредитной системы;

н) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза ССР;

о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;

п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;

р) установление основных законов о труде;

с) установление общих начал в области народного просвещения;

т) установление общих мер в области охраны народного здравия;

у) установление системы мер и весов;

ф) организация общесоюзной статистики;

х) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

и) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;

ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;

ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.

2. Утверждение и изменение основных начал настоящей Конституции подлежит исключительному ведению Съезда Советов Союза ССР.

Глава вторая. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве

3. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно; Союз ССР охраняет суверенные права союзных республик.

4. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.

5. Союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции.

6. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия, а равно для изменения, ограничения или отмены статьи 4 требуется согласие всех республик, входящих в Союз ССР.

7. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.

Глава третья. О Съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик

8. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является Съезд Советов, а в период между Съездами Советов - Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей.

9. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских советов и советов городских поселений по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

10. Делегаты на Съезд Советов Союза ССР избираются на губернских съездах советов. В тех республиках, где нет губернских объединений, делегаты избираются непосредственно на съезде советов данной республики.

11. Очередные Съезды Советов Союза ССР созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР один раз в год; чрезвычайные Съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР по его собственному решению, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или же по требованию двух союзных республик.

12. При чрезвычайных обстоятельствах, препятствующих созыву в срок Съезда Советов Союза ССР, Центральному Исполнительному Комитету Союза ССР предоставляется право отсрочки созыва Съезда.

Глава четвертая. О Центральном Исполнительном Комитете
Союза Советских Социалистических Республик

13. Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР состоит из Союзного Совета и Совета Национальностей.

14. Съезд Советов Союза ССР избирает Союзный Совет из представителей союзных республик, пропорционально населению каждой, всего в состава 371 члена.

15. Совет Национальностей образуется из представителей союзных и автономных советских социалистических республик по пяти представителей от каждой и представителей автономных областей РСФСР по одному представителю от каждой. Состав Совета Национальностей в целом утверждается Съездом Советов Союза ССР.

Примечание. Автономные республики Аджарии и Абхазии и автономная область Юго-Осетия посылают в Совет Национальностей по одному представителю.

90 лет первой Конституции СССР

90 лет назад, 31 января 1924 года, была принята первая Конституция СССР. Основной закон Союза Советских Социалистических Республик (учрежденного 30 декабря 1922 года) обладал высшей юридической силой. Конституция законодательно закрепила общественное и государственное устройство Советского Союза, основные принципы организации, деятельности, а также компетенцию органов социалистического государства, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция 1924 года, в отличие от Конституции РСФСР 1918 года, разделила права СССР и союзных республик. Центр получил все основные государственные правовые функции высшей власти: разработка основ законодательства, безопасность государства, внешняя политика, союзная промышленность, финансы, транспорт, связь и т. д. Республики получили второстепенные функции.

Также уникальной особенностью Конституции 1924 года стало законодательное закрепление в качестве цели существования Советского Союза добровольное объединение республик, их независимость, равноправие, право вступления в Союз и выхода их него. Построение органов власти и управления шло с учётом многонациональности СССР. Однако основные функции высшей власти были сосредоточены в Москве, что предохраняло от развала Союза. 11 мая 1925 года была утверждена Конституция РСФСР, которая закрепила разделение функций и полномочий между СССР и РСФСР с учётом положений Конституции СССР.

Владимир Ленин определил и сформулировал основные принципы основного закона еще в 1918 году, когда под его началом проходила разработка первой Конституции РСФСР. В декабре 1922 года открылся I съезд Советов СССР. Его почетным председателем был избран Ленин (он из-за прогрессирующей болезни не присутствовал на нём). Съезд Советов утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. В состав СССР вошли РСФСР, Украина (УССР), Белоруссия (БССР) и Закавказье (ЗСФСР). Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции, каждая из республик уже имела свою конституцию.

10 января 1923 г. Президиум ЦИК СССР учредил шесть комиссий для подготовки главных частей будущего основного закона. Комиссия по созданию положений Совета Народных Комиссаров (СНК), Совета Труда и Обороны (СТО), советских наркоматах; бюджетная комиссия; комиссия по разработке положений о советском Верховном Суде и Объединенном государственном политическом управлении (ОГПУ); комиссия по утверждению государственных символов СССР; комиссия по выработке положения о ЦИК СССР; комиссия по персональному составу наркоматов и коллегий. Одновременно над проектом Конституции работали в республиках.

В апреле 1923 г. прошёл XII съезд РКП(б), на котором высказали мнение, чтобы высшие органы СССР учитывали не только общие нужды и потребности всех народов Союза, но их специфические нужды и потребности. Была отмечена необходимость учреждения специального органа представительства национальностей на принципах равенства. Одновременно отмечалась необходимость при построении центральных органов СССР обеспечить равенство прав и обязанностей союзных республик. В их работе должны были принимать участие представители союзных республик.

Вскоре после съезда компартии ЦИК создал расширенную Конституционную комиссию. В неё было включено 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик. Конституционную комиссию возглавил Михаил Калинин. В июне было проведено совещание с ответственными работниками национальных республик и областей. На совещании было высказано предложение о необходимости учреждения второй палаты ЦИК СССР, в которую войдут представители союзных и автономных республик. Вторую палату должен был утверждать съезд Советов СССР. Совещание предложило и название двум палатам ЦИК СССР — Союзный Совет и Совет Национальностей. Обе палаты были равны в правах и имели право на законодательную инициативу.

6-27 июня 1923 г. Пленум ЦК РКП (б) обсудил, дополнил и утвердил проект Конституции. В конце июня — начале июля 1923 года прошли специальные сессии ЦИК РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской Социалистической Федеративной Советской республики (в неё входили Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР). На них проект Конституции утвердили. 6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР. В январе 1924 года проект Конституции одобрили съезды союзных республик. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно принял Конституцию СССР.

Договор об образовании СССР включав в себя 11 глав (72 статьи). Первая глава определяла сферу деятельности верховных органов СССР. Вторая определяла права союзных республик. Так, к числу прав относилась возможность выхода из СССР и невозможность изменения границ союзной республики, без её согласия. Было установлено союзное гражданство. Третья глава определяла порядок формирования и властные полномочия съезда Советов СССР. Глава четвертая раскрывала полномочия советского ЦИК. Он состоял из двух палат — Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет формировали из представителей союзных республик (пропорционально населению каждой республики). Общая численность палаты была определена в 414 человек. Представители союзных и автономных республик (по 5 человек от каждой), а также автономных областей (по 1 от каждой) образовывали Совет национальностей. Сессии Центрального Исполнительного Комитета СССР должны были проводиться три раза в год. В перерывах между ними высшим органом власти считался Президиум ЦИК из 21 человека.

Пятая глава определяла полномочия Президиума ЦИК, который был высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом. Шестая была о Совете Народных Комиссаров. Правительство было исполнительным и распорядительным органом ЦИК. Совнарком состоял из 12 человек: председателя, заместителя, председателя Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и девяти народных комиссаров. Седьмая глава определяла полномочия и порядок формирования Верховного суда СССР. Глава восьмая рассматривала состав и полномочия народных комиссариатов. Девятая глава определяла порядок работы ОГПУ. Надзор за действиями Объединенного государственного политического управления должен был прокурор Верховного Суда. Десятая определяла структуру органов власти союзных республик. Практически все они подчинялись центральным органам власти. Одиннадцатая глава утверждала символы государства — герб, флаг, и определяла столицу государства.

По Конституции в исключительное ведение Союза входили: внешняя политика и торговля; вопросы войны и мира; вооруженные силы; планирование и управление экономикой и финансами; общесоюзная юстиция. Высшим органом власти СССР являлся Съезд Советов СССР, который избирали от городских советов и от губернских съездов советов. В перерывах между Съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР. Центральный Исполнительный Комитет СССР формировал Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР), который был высшим исполнительным и распорядительным органом власти.

Права союзных республик ничем не ограничивались, за исключением тех областей, которые относились к компетенции союзных органов. Статья 4 Конституции давала союзным республикам право свободного выхода из СССР. Это положение было развитием тех идей, которые были заложены ещё в Конституцию РСФСР, она допускала выход из неё тех или иных областей. Статья 4 Конституции могла быть изменена только согласия всех республик, которые входили в СССР. Кроме того, подчеркивалась неизменяемость территорий союзных республик. Территориальное изменение могло произойти только с согласия каждой заинтересованной союзной республики. Суверенным правом союзных республик также было право на гражданство, в сочетании с правом быть гражданином Союза. Союзные республики имели право иметь собственные конституции. Правда, их было необходимо изменить в соответствии с Конституцией СССР.

Таким образом, Конституция 1924 года закрепила и окончательно юридически оформила образование Советского Союза. Конституция определила и разграничила права Союза и союзных республик. Была окончательно оформлена система высших государственных органов Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик. Уникальной особенностью Конституции СССР стало юридическое закрепление в качестве цели существования Советского Союза добровольное объединение союзных республик, их равноправие, определенную независимость, право вступления в Союз и выхода из него. Учреждение центральных органов власти было произведено с учётом многонационального характера Советского Союза.

Читайте также: