Правовое закрепление юридических фактов или удостоверение каких либо фактических обстоятельств это

Обновлено: 18.05.2024

В соответствии с ч.2 ст.45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Необходимость в защите субъективных прав и интересов возникает не только в тех случаях, когда эти интересы и права нарушаются или оспариваются.

Иногда возникает необходимость в установлении таких обстоятельств, которые служат основанием для осуществления субъективных прав.

Лицо, имеющее какое-либо право, не может его осуществить ввиду того, что факты, подтверждающие это право, не являются очевидными и требуют проверки и подтверждения соответствующими доказательствами.

Для этого в гражданском процессе имеется такой вид судопроизводства, который позволяет заинтересованному лицу устанавливать в судебном порядке юридические факты, служащие основанием для осуществления соответствующих субъективных прав заинтересованного лица. Данный вид судопроизводства именуется особым. В порядке особого производства рассматриваются дела по заявлениям граждан и организаций об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и обстоятельств, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав заинтересованных лиц, а также о подтверждении бесспорного субъективного прав.

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, являются наиболее распространенными из дел особого производства. Как известно, возникновение, изменение или прекращение личных и имущественных прав граждан или организаций зависит от наличия или отсутствия юридических фактов.

Данные факты должны быть подтверждены соответствующими документами, различными свидетельствами, справками, записями актов гражданского состояния и т.д.

Однако случаются случаи, когда тот или иной факт не может быть удостоверен соответствующим документом по причине его утраты, уничтожения, невозможности восстановления или по иным причинам. В таких случаях предусмотрен судебный порядок установления юридических фактов.

Порядок установления фактов, имеющих юридическое значение, урегулирован статьями 264-268 ГПК РФ.

Суды могут принимать заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и рассматривать их в порядке особого производства, если:

1. В соответствии с законом, такие факты порождают юридические последствия, а именно: возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций. Установление юридических фактов в судебном порядке в дальнейшем позволяет реализовывать свои права и обязанности. Данный признак юридических фактов, устанавливаемых в рамках особого производства, предопределил специальное требование, предъявляемое к заявлению об установлении факта - указание на цель его установления.

В случае обращения к суду с просьбой установить факт, не имеющий юридического значения, судья должен отказать в принятии заявления согласно п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ.

Если такое заявление было ошибочно принято судом и по нему началось судебное разбирательство, судье следует прекратить производство по делу согласно ст.220 ГПК РФ;

2. Установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду. Возникновение спора о праве, рассмотрение которого отнесено к подведомственности судов, исключает возможность рассмотрения дела в порядке особого производства. Эта существенная особенность дел особого производства отражена в законе (ч.3 ст..263 ГПК РФ) и имеет важное значение для практики рассмотрения дел. Последствия возникновения спора о праве ведут к тому, что суд должен оставить заявление без рассмотрения и разъяснить заинтересованному лицу (заявителю) и тем лицам, которые возбудили спор о праве, что они могут разрешить возникший спор о праве в порядке искового производства путем предъявления иска на общих основаниях;

3. Нет другой возможности, кроме судебной, получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт или для того, чтобы соответствующие органы осуществили необходимые действия, требуется решение суда об установлении юридического факта;

4. Законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления.

Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значением, не может быть принято и рассмотрено, если для установления данного факта существует внесудебный (например, административный) порядок установления. В данном случае в принятии заявления необходимо отказать (п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ) или производство по делу прекратить.

Все вышеперечисленные признаки юридических фактов должны существовать в единстве. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков исключает подведомственность дела суду общей юрисдикции.

При принятии заявления к производству суду следует руководствоваться положением ст.266 ГПК РФ, согласно которой заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя. Исключением из этого правила является случай, связанный с установлением факта владения и пользования недвижимым имуществом.

Поскольку данная категория дел рассматривается в порядке особого производства, то суд, рассматривая дело, обязан привлечь к участию в его рассмотрении не только заявителя, но и также всех заинтересованных лиц.

Заявителями могут выступать граждане, юридические лица, органы опеки и попечительства, психиатрические лечебные заведения и иные организации, которым по закону предоставлено право обращаться в суд по делам искового производства.

В качестве заинтересованных лиц привлекаются физические и юридическое лица, если осуществление их прав может зависеть от результатов рассматриваемого дела, либо у них возникает обязанность по совершению определенных действий после вступления решения в законную силу.

Принимая заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, суд обязан проверить, соответствует ли оно требованиям ст.267 ГПК РФ. Заявление - источник определения предмета доказывания по делам данной категории. Поэтому в нем должны быть отражены обстоятельства, подлежащие установлению судом.

Во-первых, в заявлении должна быть указана цель, для достижения которой заявитель просит установить юридический факт. Это имеет большое значение, поскольку суд не вправе рассматривать дела об установлении фактов, не имеющих юридического значения. Что же касается юридической значимости факта, то она определяется в зависимости от того, способно ли установление факта породить, изменить либо прекратить правоотношение.

Во-вторых, в заявлении должно быть определено, какие личные или имущественные права граждан или организаций возникают, изменяются или прекращаются вследствие наличия этого юридического факта. Юридическая значимость фактов, устанавливаемых в судебном порядке, определяется материальным правом (гражданским, пенсионным, жилищным и т.п.).

В-третьих, должен отсутствовать спор о праве. В противном случае, суд оставляет заявление без рассмотрения в соответствии с частью 3 статьи 263 ГПК РФ.

В-четвертых , должны быть приведены доказательства невозможности получения заявителем надлежащих документов или невозможности восстановления утраченных документов.

В-пятых, должна быть указана правовая цель установления факта, имеющего юридическое значение.

При принятии заявления судья должен определить, подведомственно ли дело об установлении факта, имеющего юридическое значение, суду. Суд должен отказать в принятии заявления, если выяснится, что дело неподведомственно суду (ст.134 ГПК РФ). Если же неподведомственность дела суду будет установлена в процессе рассмотрения дела по существу, то суд прекращает производство по делу (ст.220 ГПК РФ).

Осуществляя подготовку дела к судебному разбирательству, судья должен выяснить, какие лица и организации могут быть заинтересованы в разрешении данного дела и подлежат вызову в суд.

Заинтересованные лица, привлеченные к участию в судебном заседании, могут представлять доказательства в подтверждение обоснованности или необоснованности рассматриваемого заявления. В качестве заинтересованных лиц могут выступать как физические лица, так и организации, если в результате разрешения дела по существу на них будет возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с ч.2 ст.264 ГПК РФ, суд рассматривает дела об установлении:

2)факта нахождения на иждивении;

3)факта, регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;

4)факта признания отцовства;

5)факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния, свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;

6)факта владения и пользования недвижимым имуществом;

7)факта несчастного случая;

8) факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;

9)факта принятия наследства и места открытия наследства;

10)других имеющих юридическое значение фактов.

Пункт 1 ч.2 ст.264 ГПК РФ предусматривает возможность установления факта родственных отношений. При этом следует иметь в виду, что данный факт подлежит установлению в судебном порядке во всех случаях, когда это непосредственно порождает юридические последствия.

В качестве юридических последствий установления факта родственных отношений может выступать: наследование, т.е. оформление наследственных прав в нотариате; оформление гражданства при наличии родственных отношений, оформление права на пенсию по случаю смерти кормильца и т.д.

К предмету доказывания относится установление:

1. Наличия родственных отношений. При этом необходимо выяснить цель, для которой требуется установление факта родственных отношений. Если целью является дальнейшее получение наследства, то суд исходит из круга наследников, который определяется ГК РФ.

2. Цели установления факта родства. Не может быть принято заявление об установлении факта родственных отношений, если заявителем преследуется цель в дальнейшем подтвердить право на жилую площадь.

3. Отсутствие возможности иным путем, кроме судебного, установить данный факт.

4. Отсутствие спора о праве. Если же существует спор о праве и требуется определение родственных отношений, то установление такого факта должно быть рассмотрено по правилам искового производства одновременно с разрешением спора по существу.

Необходимыми доказательствами для установления факта родственных отношений являются:

- доказательства, подтверждающие наличие данного юридического факта (документы, переписка, содержащие сведения о родственных отношениях лиц, и т.д.);

- справка из органов ЗАГСа о невозможности восстановить свидетельство о рождении, свидетельство о браке и т.д.

Нормы права постоянно вводят в оборот новые юридические факты. Другие юридические фаты, напротив, утрачивают свое значение и уходят из сферы правового регулирования. Какие социальные обстоятельства могут и должны быть юридическими фактами? В решении данного вопроса следует исходить из того, что юридическое значение факта основывается на его социальном значении. Например, достижение совершеннолетия – это свидетельство умственной и физической зрелости человека, его способности участвовать в широком круге социальных отношений и нести ответственность за свои действия. Именно из этого и вытекает юридическое значение факта. Если бы факт совершеннолетия не имел социальных ценностей, он не мог иметь и юридического значения.

Выбор юридических фактов – это сложная задача, которая решается в процессе разработки нормативно-правового акта, в процессе кодификации и т.д. Существуют требования, которым должны отвечать юридические факты:

1.С точки зрения своего социального содержания юридический факт должен адекватно отражать социальную ситуацию, регулируемую нормой права.

В качестве юридических фактов выступают не всякие, а ключевые элементы ситуации. Например, такая социальная ситуация, как безвестное отсутствие гражданина, характеризуется целым рядом признаков: прерываются семейные, родственные связи, остается имущество и т.д. Однако законодатель закрепляет лишь два юридических факта, необходимых и достаточных для идентификации данной ситуации: отсутствие сведений о месте пребывания гражданина и срок – 1 год.

2.Юридическая надежность.

Это свойство отражает, с одой стороны, постоянство связи факта с социальной ситуацией, а с другой, – стабильность его социального содержания. Неустойчивые, склонные к внутреннему перерождению, обстоятельства, как правило, не должны использоваться в качестве юридических фактов. Например, недостаточно устойчивым оказался такой юридический факт, как средний бал аттестатов, который учитывался при зачислении абитуриентов в ВУЗы.

3.Юридический факт должен обладать адаптивностью, то есть способностью в известных пределах приспосабливаться к меняющимся условиям.

В качестве юридических фактов могут выступать лишь такие социальные обстоятельства, которые можно установить с высокой степенью достоверности. Юридическое значение могут иметь такие юридические факты, как возраст, инвалидность, но не старость и здоровье.

Юридические факты по своей природе таковы, что они, как правило, не могут существовать в неоформленном виде. Социальное обстоятельство лишь тогда порождает правовое последствие, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено законными средствами в правоприменительном процессе. Например, такие социальные обстоятельства, как трудовой стаж, образование вообще не могут войти в правовое регулирование без их регистрации и законного процедурно-процессуального оформления. Поэтому фиксация юридических фактов имеет большое значение для правового регулирования.

Система фиксации юридических фактов изучается под своим углом зрения в отраслевых юридических науках. Так, к системе органов, фиксирующих юридические факты в области пенсионного отношения, относятся врачебно-трудовые экспертные комиссии, ЗАГСы, архивы, военные комиссариаты и т.д. Взятая в общем виде система фиксации юридических фактов включает в себя:

1.органы, организации, должностных лиц, уполномоченных вести те или иные фактические обстоятельства;

2.установленные законом средства фиксации и стандартные процедуры работы с ними, например издание приказов, оформляющие те или иные юридические факты, внесение записей в личные дела и т.д.;

3.действия по выдаче в установленном порядке информации о юридических фактах, например, выдача справок, свидетельств, копий, выписок, и т.д.

В факто-фиксирующей системе принято различать деятельность органов общего и специального назначения. Общая факто-фиксирующая деятельность связана с регистрацией различных фактических обстоятельств, независимо от их использования в конкретных правоотношениях. Например, фиксация стажа работы, места жительства и т.д. Результаты этой факто-фиксирующей деятельности могут использоваться для возникновения, изменения, прекращения самых различных правовых отношений. А специальная факто-фиксирующая деятельность ведется компетентным государственным органом по конкретному делу (уголовному или гражданскому), и осуществляется в тех пределах, которые необходима для разрешения именно данного дела.




Фиксацию юридических фактов не следует смешивать с их удостоверением. Фиксация представляет собой регистрационную деятельность, документальное закрепление фактических обстоятельств, а удостоверение состоит в подтверждении истинности фактов их существования. Фиксация и удостоверение актов нередко сливаются в едином акте, например, регистрация брака, нотариальное удостоверение сделки, но они могут существовать и порознь. В составе органов и организаций, ведающих факто-фиксирующей деятельностью, выделяют следующие группы субъектов:

1.Судебные органы, фиксирующие юридические факты в приговорах и решениях.

2.Специальные государственные органы, должностные лиц, занимающиеся исключительно или в основном факто-фиксирующей деятельностью. Это, например, нотариальные конторы, архивы, отделы кадров и т.д.

3.Иные государственные органы, должностные лица, осуществляющие в пределах своей компетенции фиксацию и удостоверение юридических фактов наряду с управленческой, производственной и иной деятельностью. Это, например, главные врачи больниц, руководители учреждений и т.д.

Конкретные фактические обстоятельства являются важнейшей частью предмета доказывания. В самом общем плане под доказыванием в литературе понимается особая разновидность юрид. деятельности, которая в соответствии с требованиями определенной процессуальной формы специально направлена на: а) определение круга фактов, подлежащих установлению; б) собирание (выявление и т.п.) и закрепление доказательств (доказательственных фактов) и их источников; в) их проверку и тщательное исследование; г) оценку качества доказательств, их достаточность, полноту и т.д.

Таким образом, фактические основания ПО обусловливают не только причинно-следственную зависимость между отдельными юридическими и социальными явлениями, но и структуру ПО, его содержание и форму.

Юрид. факты вводятся в правоприменительный процесс посредством доказательств. Доказательствами признаются фактические данные, имеющие значение для установления юрид. фактов, выраженные в предусмотренной законом форме.

Юридическими фактами, как известно, могут быть явления прошлого (совершенное преступление), и обстоятельства настоящего (возраст). Поэтому в правоприменительном процессе о юрид. фактах судят на основании других социальных обстоятельствах, называемых доказательственными фактами. Они представляют собой явления действительности, на которых отразились те или иные следы, позволяющие судить о наличии или отсутствии устанавливаемых юрид. фактов.

Завершающим этапом процесса доказывания юрид. фактов является их оценка. Оценочность пронизывает весь процесс с самых его первых этапов: оцениваются различные версии, идет оценка фактов, документов и т.п. Причем, наибольшую трудность представляет оценка достаточности доказательств. Ключевым моментом процесса преобразования информации о фактических обстоятельствах дела является их юридическая оценка и классификация. Классификация имеет организующее значение, управляет процессом собирания доказательств. Ее содержание – это сопоставление информации о фактических обстоятельствах с их юрид. моделью, закрепленной в правовой норме. Именно в результате классификации фактическое обстоятельство признается юридическим фактом и официально приобретает такое качество. Ошибка в оценке означает приписывание фактам несвойственного им значения, что, соответственно, влечет принятие незаконного решения.

Фактическая основа правоприменительного акта иногда включает не только факты, установленные в определенном законом порядке, но и другие обстоятельства, являющимися общепризнанными по решению суда, имеющими преюдициальное значение, презумпции и фикции. Устранение из процесса этих фактов сделало бы процессуальную деятельность неоправданно формальной и казуистической, существенно отяжелило бы весь юрид. процесс.

Любой юрид. факт представляет собой единство содержания и формы – внешнего выражения этого содержания. Они не могут существовать в неоформленном виде, т.к. социальное обстоятельство лишь тогда порождает правовые последствия, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено зак-вом.

Фиксация и удостоверение – близкие, сопряженные, но все же несовпадающие виды деятельности. Фиксация представляет собой регистрационную деятельность, документальное закрепление фактических обстоятельств. Удостоверение же состоит в подтверждении истинности фактов и их существования. Фиксация и удостоверение факта нередко сливаются в едином акте (например, удостоверение сделки у нотариуса, регистрация брака), но могут и существовать по отдельности (например, удостоверение подлинности документа).

Реальные системы фиксации и удостоверения юрид. фактов существенно различаются в зависимости от характера юридического факта, его социальной значимости, области правоотношений с которыми он связан. Они включают в себя несколько подсистем, отличающихся далеко не одинаковым уровнем развитости, нормативной урегулированности, юрид. культуры.

Своевременное и правильное оформление юридически значимых обстоятельств, правовых отношений, сделок – необходимый элемент юрид. культуры, предпосылка формирования правового государства и цивилизованной рыночной экономики.

59. Правовые презумпции, аксиомы, юрид. фикции
Юридическая практика. Юридическая техника

Правовые презумпции и аксиомы - не законодательные нормы, а специфические разновидности правил (принципов), выработанных в ходе длительного развития юрид. теории и практики. Будучи продуктом опыта, они играют важную регулятивно-организующую роль в сфере правотворчества, правоприменения, судебной, прокурорской и следственной деятельности, оказывают влияние на становление и развитие правосознания, упрочение законности.

Область их применения обширна. В сущности, это тоже социальные регуляторы, но весьма своеобразные. Как приемы правового регулирования они оказываются полезными и необходимыми при возникновении различных "нестандартных ситуаций". Но ими пользуются и при обычном, нормальном функционировании правовой системы.

Правовые презумпции - закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юрид. фактов. Эти предположения основаны на связи с реально происходящими процессами и подтверждены предшествующим опытом.

Правовые презумпции - разновидности общих презумпций. Особенность первых, как это вытекает из приведенного определения, состоит в том, что они прямо или косвенно отражаются в нормативных актах, обусловлены потребностями юридического опосредования общественных отношений и действуют только в правовой сфере.

Наиболее характерные презумпции:

- Презумпция знания закона(правознакомства);

- Презумпция невиновности;

-Презумпции справедливости закона; истинности и обоснованности приговора; ответственности родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми.

Правовые аксиомы определяются как самоочевидные истины, не требующие доказательств. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания. В общей теории права аксиоматических положений много: кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; люди рождаются свободными и равными в правах; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение. Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.

Юрид. фикции. - это особый прием, который заключается в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы. Это необходимо для некоторых практических нужд, поэтому фикции закрепляются в праве. Фикция противостоит истине, но принимается за истину. Фикция никому не вредит. Напротив, она полезна.Смысл юрид. фикций выражается вводными словами: "как бы", "как если бы", "допустим".

Таким образом, презумпции, фикции, аксиомы как бы дополняют собой классические правовые нормы и служат важным подспорьем в регулировании сложных взаимоотношений между людьми. Как мы видели, именно они помогают выходить из наиболее затруднительных ситуаций и коллизий.

Юридическая практика – это деятельность, направленная на издание, а также толкование и реализацию юрид. предписаний, организованная в единстве с уже накопленным социально-правовым опытом.

Юридическая практика является одним из основных видов социально-исторической практики, поэтому ей свойственны черты, присущие любой практике.

Юридическая практика имеет субъектов и участников, действия которых, а также использование ими установленных методов и средств, способы оформления разработанных решений и фиксирование накопленного ранее опыта упорядочены и урегулированы нормами права и другими юридическими предписаниями.

Для правовой системы общества обычно характерно одновременное функционирование разных типов, видов, а также подвидов практики. В соответствии с характером способов преобразования общественных отношений обычно различают распорядительную, интерпретационную, правотворческую, правоприменительную (правореализационную) и другие типы практики. В функциональном плане, как правило, выделяют правоконкретизирующую, правосистематизирующую, контрольную и другие типы практики. Кроме того, каждый вид юрид. практики обычно подразделяют на определенные виды и подвиды.

Например, в правоприменительном типе практики различают следующие виды: 1) оперативно-исполнительную; 2) юрисдикционную (ее подвиды: превентивная, карательная и др.).

По субъектам юридическую практику можно разделить: 1) на законодательную; 2) судебную; 3) следственную; 4) нотариальную и др.Функции юрид. практики представляют собой относительно обособленные направления ее однородного воздействия на объективную и субъективную реальность, в которых проявляются социально-правовое назначение и творческая, преобразующая роль в жизни общества.Функция – это целенаправленное влияние юрид. практики на общественную жизнь. Функции напрямую связаны с целями практики.

Юридическая техника – это совокупность средств, специфических правил и приемов, которые используют при создании, оформлении и систематизации юрид. актов для обеспечения их эффективности и регулятивного действия на общественные отношения. Существует следующая классификация юрид. техники.

1. Техника изложения воли законодателя – юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением следующих правил при создании, оформлении и систематизации юрид. актов: синтаксических – таких, в которых первоначальной, основной единицей текста является предложение, выражающее законченную мысль;стилистических – это правила, которые предполагают построение текста нормативного правового акта в простом стиле, с употреблением четких и кратких формулировок, а также устойчивых словосочетаний. Согласно этому правилу в тексте нормативных актов должно присутствовать уместное использование обязываний, дозволений, запретов;лингвистических – это такие правила, которые предполагают использование языка и стиля в юрид. актах, которые не отличаются друг от друга, так как им должны быть свойственны директивность и официальность; терминологических – это правила, использование которых при изложении правовых норм, предписаний предполагает использование общеупотребительных, специальных юрид. и специальных технических терминов, которые обязаны быть общепризнанными, ясными, однозначными, точными, устойчивыми, должны обладать адекватным формулированием и ограниченной по смыслу специализацией.

2. Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.

Существуют реквизиты, которые призваны придавать юридическому акту официальный характер, в частности речь идет: 1) о заглавии нормативного документа; 2) наименовании нормативного документа; 3) дате принятия и введения документа в действие; 4) порядковом номере нормативного документа; 5) подписи; 6) печати.

3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта делится:1) на правотворческую технику;

В научной литературе и правоприменительной практике о юридических фактах часто говорят, как о явлениях материальной действительности, отвлекаясь от их нормативного опосредования, или, напротив, имеют в виду совершенствование нормативной модели юридических фактов, оставляя в стороне конкретные действия и события. Такой подход вполне допустим, так как в таком сложном явлении, как юридический факт, можно выделить различные аспекты, стороны.

Основные признаки, характеризующие материальную сторону этого понятия, следующие:1) это конкретные, определенным образом выраженные обстоятельства. Юридическими фактами не могут быть мысли, события духовной жизни и т.п. Вместе с тем законодательство учитывает субъективную сторону деяний (вина, мотив, цель), как элемента сложного юридического факта, например, состава правонарушения;2)это обстоятельства, выражающиеся в наличии или отсутствии определенных явлений материального мира.

Следует учитывать, что юридическое значение могут иметь не только положительные (существующие), но и негативные факты (отсутствующие), например, отсутствие отношений родства;3)это обстоятельства, несущие в себе информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования. Юридическими фактами выступают лишь такие обстоятельства, которые прямо или косвенно затрагивают интересы общества, государства, коллективов, личности.

Другая группа признаков связана с моделью юридических фактов и раскрывает нормативную, идеальную сторону этого явления. Юридические факты есть обстоятельства:1) прямо или косвенно предусмотренные нормами права.

Многие юридические факты исчерпывающе определены в норме права. Существуют и индивидуально определяемые факты, лишь в общем виде (косвенно) предусмотренные в законодательстве;2) зафиксированные в установленной законодательством процедурно - процессуальной форме. Юридический факт имеет правовое значение, как правило, лишь в том случае, если он надлежащим образом оформлен и удостоверен (в виде документа, справки, журнальной записки и т.д.); 3) вызывающие предусмотренные законом правовые последствия. Имеется, прежде всего, возникновение, изменение и прекращение правоотношения. Но юридический факт может вызвать и иные правовые последствия, как например, аннулирование других юридических фактов.

Можно выделить три комплекса предпосылок, порождающих тот или иной юридический факт:1) общие социальные предпосылки. К ним следует отнести общественный строй, сложившийся образ жизни, демографические тенденции и т.д. Данные предпосылки формируют массив фактических обстоятельств, создавая благоприятные условия для появления одних юридических фактов и тормозя возникновения других;2)некоторые специальные предпосылки. Это более узкая область общественных отношений, прямо обусловливающая появление конкретной категории юридических фактов. Например, факты заключения и расторжения брака связаны со сложившейся в обществе системой брачно-семейных отношений;3)некоторые организационно – юридические предпосылки. В число таких предпосылок входит деятельность компетентных органов государства, должностных лиц, административно – технических работников, которая заключается в фиксации, установлении и удостоверении юридических фактов, придании им определенной законом форме.

Функциями юридических фактов являются обобщенная характеристика их роли в механизме правового регулирования. Можно выделить основную, дополнительные и специальные функции юридических фактов.

Основная функция юридических фактов в правовом регулировании состоит в обеспечении возникновения, изменения, прекращения правовых отношений.

В качестве дополнительных функций выступают следующие: 1) функция гарантий законности. Здесь следует подчеркнуть, что существование юридических фактов связано с особо важными участками правового регулирования, на которых лежит повышенная ответственность за состояние законности;2)функция предварительного воздействия норм права на общественные отношения. В области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и учитывают юридические факты, которые эти последствия обусловливают.

Специальные функции юридических фактов связаны с включением их в качестве элементов в фактические составы, представляющие собой систему фактов. В фактическом составе юридические факты выполняют:1)правопорождающую функцию, заключающуюся в том, что юридические факты могут вызвать наступление либо промежуточных правовых последствий, либо окончательных правовых последствий всего состава в целом;2)правопрепятствующую функцию. Наличие некоторых юридических фактов тормозит развитие правоотношений и наступление правовых последствий (например, наличие близких родственных отношений препятствует совместной службе лиц, если их служба связанна с непосредственной подчиненностью одного из них другому.); 3)правоуничтожающую функцию. Данная функция заключается в том, что юридический факт может аннулировать юридическое значение других фактических обстоятельств;4)правосстановливающую функцию. В семейном праве, например, восстанавливаются права и обязанности супругов, допускается восстановление родительских прав. [225]

Классификация юридических фактов проводится на основе различных критериев.

По характеру правовых последствий они делятся на:1) правообразующие (например, рождение ребенка, поступление в институт);2) правоизменяющие (например, приобретение нового гражданства);3) правопрекращающие (например, смерть человека, расторжение брака). Заметим, что для сторон в различных правоотношениях одни и тот же юридический факт одновременно может быть правообразующим, правоизменяющим и правопрекращающим.

Например, смерть человека является обстоятельством, прекращающим правоотношения между ним и другими субъектами; в то же время, по истечении 6 месяцев со дня смерти открывается право на получение наследства умершего (правообразующий факт).

Юридические факты классифицируются по волевому признаку на: 1)деяния, т.е. юридические факты, возникающие по воле и сознанию. (например, заключение договора, совершение преступления.) Деяния в свою очередь делятся на действие, т.е. осознанное поведение человека, внешнее выражение его воли, и бездействие, т.е. пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения, могущие быть как правомерным (соблюдение запретов), так и неправомерным (неисполнение обязанностей), т.е. речь идет о том, что деяние может быть как правомерным, так и неправомерным (преступления и проступки).

Что касается правомерного деяния, то оно дифференцируется на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты - это действия, совершенные с целью породить юридические последствия (например, заключение брака, вынесение судебного решения.) Юридические поступки – это такое поведение людей, которое специально не направлено на достижение юридических последствий, но приводит к ним (например, создание предметов искусства, литературы, случайная находка клада);

2) события – это юридические факты, не связанные с волей участников правоотношений. Причем они, в свою очередь, подразделяются на абсолютные и относительные события. Абсолютные события вообще не связаны с волей человека (например, землетрясение). Относительные события возникают по воле какого-либо человека, который к образовавшимся правовым связям никакого отношения не имеет (например, пожар в результате поджога строения повлечет возникновение у собственника правоотношения с органами страхования, если строение было застраховано).

По форме проявления юридические факты подразделяются на: 1) положительные, т.е. факты, которые реально существовали или существуют (например, изданные административные акты, происшедшие или происходящие явления стихийного характера).

Отрицательные, т.е. такие факты, которые указывают на отсутствие тех или иных обстоятельств: норма права связывает в данном случае юридические последствия не с наличием того или иного обстоятельства, а с его отсутствием. Например, вступление в брак возможно, если гражданин на данный момент не состоит в другом браке, не является близким родственником будущего супруга.

По продолжительности юридические факты делятся на:1)факты однократного действия, т.е. обстоятельства, с которыми норма права связывает юридические последствия только в данном конкретном случае (например, смерть человека, истечение срока, наводнение); 2)факты непрерывного действия (правовые состояния), которые существуют длительное время, непрерывно или периодически, порождая юридические последствия (например, гражданство, состояние в браке, нетрудоспособность.)

Зачастую в качестве юридических фактов выступают презумпции и фикции.

Презумпция (от лат. – praesumptio) – предположение. Иными словами, это предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное. Существенным признаком презумпции является её гипотетический характер.

Предположение в данном случае опровергаться не будет, ибо разрешение сомнений не имеет никакого юридического смысла и значения. Аналогично и положение о недееспособности физического лица, не достигшего определенного возраста в гражданском праве.

До сих пор речь шла об юридических фактах как основании возникновения, изменения и прекращения правоотношений. В ряде случаев достаточно наличия одного факта, с которым связаны субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. Однако, весьма часто для возникновения юридических последствий требуется не один, а несколько взаимосвязанных юридических фактов. Совокупность последних принято называть юридическим (фактическим) составом. Сразу заметим, что фактический состав – это не случайный набор юридических фактов, а такая их совокупность, которая необходима для возникновения, изменения или прекращения правоотношений Фактический состав следует отличать от сложных юридических фактов, состоящих из нескольких элементов (например, состав правонарушения).

Из всего многообразия классификаций фактических составов выбираем три: правовые последствия, характер связи юридических фактов в составе и их объем. Так, по правовым последствиям фактические составы, как и юридические факты, подразделяются на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

По характеру связи юридических фактов в составе юридические составы подразделяются на простые, сложные и смешанные. Простые – это составы, в которых юридические факты находятся в свободной, не жесткой связи между собой и могу накапливаться в состав в любом порядке. Сложные – это составы, в которых юридические факты находятся в жесткой зависимости между собой и должны накапливаться в состав в строго определенном порядке. Смешанные – это составы, в которых одни юридические факты находятся в свободной, а другие в жесткой связи друг с другом и накапливаются в состав сначала в любом, а затем в строго определенном порядке. Так, для возникновения пенсионного правоотношения, связанного с получение пенсии по старости, необходимо четыре юридических факта: пенсионный возраст, трудовой стаж, заявление гражданина и решение органа социальной защиты о назначении пенсии. При этом первые два факта (пенсионный возраст и трудовой стаж) могут накапливаться в любом порядке, поскольку очередность наступления каждого из них никакого правового значения не имеет. Но вот следующие два факты должны накапливаться уже в строго определенном порядке: сначала заявление и только потом решение органа социальной защиты о назначении пенсии.

По объему юридические составы делятся на завершенные и незавершенные. Завершенные - это составы, в которых закончен процесс накопления юридических фактов. Такие составы порождают конечные правовые последствия: возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Незавершенные – это составы, в которых процесс накопления юридических фактов еще не закончен. Такие составы порождают промежуточные правовые последствия. Так, в приведенном выше примере относительно возникновения пенсионного правоотношения, первые два факты образуют незавершенный состав, который вызывает такое промежуточное последствие, как возникновения у гражданина права на обращение в органы социальной защиты за назначением пенсии по старости. Такое право возникает при наступлении пенсионного возраста и наличии определенного трудового стажа.

Читайте также: