Как объясняет появление государства и права материалистическая теория

Обновлено: 04.07.2024

Основатели материалистической теории происхождения государства: Маркс, Энгельс, Ленин.

Суть теории: государство возникло, в силу экономических причин: обществ. разделения труда, появления прибавочного продукта и части собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

Плюсы теории:

1) Материальные условия общества играют в нем очень большую роль;

2) Изменение форм трудовой деятельности, ведение хозяйства, собственности влияет на возникновение государства;

3) При переходе от присваивающей к производящей экономики идет дифференциация людей по существенному признаку;

4) Раскрываются признаки государства.

Минусы:

1) На образование государства влияет не только экономика, но политические и социальные факторы;

2) Недооценивается роль государства в регулировании экономических процессов;

3) Происхождение государства в мире идет не по одной схеме.

При этом государство в силу своей классовой природы носит временный характер. Возникнув в результате появления частной собственности и разделения общества на классы, государство отмирает после исчезновения частной собственности и слияния классов. Бесклассовое общество с общенародной собственностью является, по мнению авторов классовой теории, идеальным вариантом модели социального развития.

Внутренние функции государства

Наиболее часто встречаются попытки классифицировать функции государства в зависимости от того, в какой сфере - внутригосударственной или международной - они осуществляют­ся. Согласно данному критерию, функции подразделяются на внутренние и внешние.

В качестве основных внут­ренних функций,как правило, выделяются:

- политическая функция включающая в себя направления государственной деятельности по обеспечению незыблемости государственного строя; организа­цию и функционирования органов государственной власти;

- экономическаяфункция содержащая характеристику места и роли государства в системе экономического развития; определяющая пределы вмешательства государства в процесс управления экономикой;

- социальная функция в наиболее общем виде может рас­сматриваться как направление деятельности государства по созданию условий для определенного образа жизни членов сообщества (в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., всем гражданам России гарантированно право на достойный образ жизни).

Основные принципы права

Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права. Существует несколько свойств принципов права:

1) наличие основополагающего характера;

2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;

3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юри

дически значимого поведения;

4) системность; 5) устойчивость; 6) фиксирование в законодательстве;

7) отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;

8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Существует несколько видов принципов права:

1) общие (общеправовые) принципы; 2) отраслевые принципы; 3) межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

1. на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

2. принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;

3. принцип гуманизма - означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;

4. принцип справедливости - закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

5. принцип равноправия- обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

6. принцип единства прав и обязанностей - означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

1) принцип гласности; 2) принцип состязательности; 3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Механизм государства

Механизмом государстваназывают систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства. Для изучения механизма государства используют структурно функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государствасоставляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти; – органы исполнительной власти; – судебные органы; – контрольно надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

· государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно распорядительные и социально культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

· государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

· государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

· здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Суть этой теории заключается в том, что основные причины возникно­вения государства и права усматриваются не в сфере религии или морали, а в области экономики и в социальной сфере жизни людей.

Согласно этой теории государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право - на смену обычаям. И происходит это не в силу изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытно-общинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регули­ровать общественные отношения в новых условиях.

Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, свя­занные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производи­тельных сил, к способности человека производить больше средств к суще­ствованию, чем это было нужно для поддержания его жизни. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, кото­рых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превра­щать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали.

В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда бы­стро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. Чтобы получить достаточно продукта, стал широко использоваться не только труд военнопленных, но и труд своих сородичей. Общество посте­пенно, в течение многих тысячелетий, расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и споим собственным, далеко не одина­ковым статусом устойчивые группы, классы, социальные прослойки.

По мере расслоения первобытного общества из общей массы членов рода постепенно выделяется знать обособленная группа вождей, воена­чальников, жрецов. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, Орудий труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использо­вали для защиты не столько общественных, сколько личных интересов, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Пополнились и другие признаки разложения первобытно-общинного строя и соответст­вующей ему родоплеменной организации, которая постепенно стала вы­тесняться государственной организацией.

О появлении признаков государства в любом обществе свидетельствует прежде всего выделение из него особого слоя людей, не производящих ма­териальные или духовные блага, а занятых лишь управленческими делами; наделение данного слоя людей особыми правами и властными полномо­чиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов; под­разделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было при первобытно-общинном строе, а по административно-террито­риальному признаку; появление на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей, дружин, призванных, с одной стороны, защищать тер­риторию и общество от нападения извне, а с другой - вести самим новые территориальные завоевания.

О появлении признаков государственной организации общества и вы­теснении ею первобытно-общинной организации свидетельствуют и дру­гие факторы. Помимо всего прочего они указывают на то, что государство не навязывается обществу извне. Оно возникает на его основе естествен­ным путем. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется.

Среди многочисленных сторонников материалистической теории про­исхождения государства и права особое место отводится К. Марксу, Ф. Эн­гельсу и В.И. Ленину.

Естественно-правовая теория

Вместе с развитием человеческой мысли совершенствовалась и дан­ная теория. В XVII - XVIII вв. она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Идеи договорной теории в этот период поддерживались и развивались многими мыслителями и просветителями.

В Голландии - Гуго Гроций и Спиноза. В Англии - Томас Гоббс и Джон Локк. Во Франции - Жан-Жак Руссо, Поль Гольбах. В России - Александр Радищев и др.

Подвергая резкой критике идеи божественного происхождения власти, государства и права, приводящие к губительным социальным последстви­ям, Гольбах, а вместе с ним и другие сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права апеллировали вместо божест­венной воли к воле народов, наций, человека.

Особое внимание в естественно-правовой теории уделяется проблемам общественного договора.

Основная задача, которую призван решать общественный договор, со­стоит в том, по мнению Руссо, чтобы найти такую форму ассоциации, кото­рая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каж­дого члена ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде.

Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления. Ибо, согласно общественному договору, только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо.

Народ, рассуждал мыслитель, не может лишить самого себя неотчуж­даемого права издавать законы, даже если бы он этого и захотел. Законы всегда есть акты общей воли. И никто, даже государь, не может быть выше их. Законами являются лишь такие акты, которые непосредственно прини­маются или утверждаются путем проведения референдума самим народом.

Сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права последовательно отстаивали тезис о том, что народ обладает есте­ственным неотчуждаемым правом не только на создание государства на ос­нове общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.

Теория насилия

Эта теория является одной из распространенных на Западе теорий про­исхождения государства и права.

Теория насилия, равно как и ранее рассмотренные теории, отражает взгляды лишь некоторых слоен общества и их представителей на природу государства и па его происхождение.

Наряду с названными теориями в мире всегда существовали и сущест­вуют другие довольно известные теории.

Другой широко известной в юридическом мире теорией происхождения государства, а вместе с ним и права является психологическая теория. Суть ее заключается в том, что основные причины возникновения государства и права она усматривает не в окружающей их экономической, социальной и иной среде, а в особенностях психики человека, в «импульси и в эмоциях, которые, согласно воззрениям известного русского ученого Л.И. Петражицкого (1867-1931) - основателя этой теории, играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании государства и права[24].

Необходимо назвать также органическую теорию происхождения госу­дарства, приравнивающую государство к человеческому организму и при­писывающую ему самостоятельные волю и сознание, отличные от воли и сознания входящих в него отдельных людей. Согласно органической тео­рии, государство является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и человеком.

Идеи сопоставимости государства с человеческим организмом развива­лись еще в трудах древнегреческого философа Платона. Наибольшее разви­тие они, а вместе с ними и органическая теория в целом получили в конце XIX — начале XX в. Одним из наиболее видных сторонников органической теории происхождения государства был английский ученый-философ Г. Спенсер (1X20 1903). В настоящее время органическая теория хотя и не пользуется прежней популярностью, но имеет хождение на Западе.

Заключение

Опыт исторического развития показывает, что при­чины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порож­дающих индивидуальную и общественную жизнь чело­века. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явле­ния не односторонне, а во всем разнообразии его про­явлений в реальной жизни.

В связи с этим имеют полное право на существо­вание и органическая, и психологическая теории происхождения государства, поскольку ими исследу­ются биологические и психологические особеннос­ти человека как члена общества и гражданина госу­дарства, а общество и государство как система вза­имодействующих биологических видов, наделенных волей и сознанием. Развитие общества и образова­ние государства в силу экономических причин не­возможны без участия психики человека и его физи­ческих усилий.

В человеке сосредоточено множество интересов: экономических, социальных, политических, нравствен­ных, религиозных и других, однако все они в итоге реа­лизуются лишь через физиологию и психику.

Пестрота и противоречивость прогрессивных науч­ных представлений о происхождении государства впол­не объяснимы. Главное же состоит в том, что все они концентрируют внимание на человеке как стержне об­щества и государства.

Рассматривая основные закономерности возникновения государства и права можно сделать вывод в том, что любое государство, наряду с решением классовых задач в обществе, выполняет и общечеловеческую миссию. Без которой не может существовать ни одно общество.

Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы помочь обществу преодолеть противоречия, найти “нити” согласия и сотрудничества различных слоев населения, общественных сил. Государство выступает и как организация политической власти общества. Для нашей страны и для стран ближнего зарубежья государство на данном этапе своего развития соответствует уровню развития демократии, характеризующейся гласностью, многопартийноситью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием независимого суда.

Демократические государства опираются на право, высшее назначение которого это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Право является системой общеобязательных юридических норм, выражающих интересы общества.

Государство официально устанавливает право,обеспечивает его выполнение. Право же, выражая государственную волю, регулирует общественные отношения, оно проводит в жизнь политику государства, право регулирует поведение людей в государстве, имеет общеобязательный характер.Не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства – признавать и осуществлять эти права.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ // Российская газета от 30.04.93.

2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 40т/Государство и революция. Т.33.- М., 1978

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности, государства-М. 1985

4. Алексеев С.С. Общая теория права. т.1. М., ПРАВОВЕД, 2003.

5. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001, 476 С.

6. Матузов Н.И; А.В. Малько Теория государства и права. М. 2002

7. Общая теория государства и права. (Под ред. А. С. Пиголкина). М.; Манускрипт. 2000. гл. II, III.

8. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 2000. Тема 5, с. 40-44.

9. Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. М., Юристъ, 2002

11. Першин А. И., Монгай А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. - М.; Наука. 1982.

12. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001

13. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.; Отечество. 2003.

14. Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22.

15. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий "политическая" и "государственная" власть в условиях формирования гражданского общества //Государство и право-, 2001.-№ 3, с. 14-19.

16. Чиркин В. Е. Три ипостаси государства. //Государство и право-. 2001.-№ 8., с. 45-47.

[1] Чиркин В. Е. Три ипостаси государства. "Государство и право". 2001.-№ 8., С. 45-47.

[2] Общая теория государства и права. (Под ред. А. С. Пиголкина). М.; Манускрипт. 2000. гл. II, III.-С41

[3] Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 2000. Тема 5, с. 40-44.

[5] Першин А. И., Монгай А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. - М.; Наука. 1982. –С90

[6] Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. "Государство и право", 2003. - № 7, с. 19-22.

[7]Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001, 476 С.

[8] Алексеев С.С. Общая теория права. т.1. М., ПРАВОВЕД, 2003.

[10] Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001, -С76.

[11] Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001- С.162

[12] Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий "политическая" и "государственная" власть в условиях формирования гражданского общества. "Государство и право", 2001.-№ 3, с. 14-19.

[13] Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22.

[14] Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22.

[16] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности, государства- . М. 1985- С.206

[17] Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001-С.90

[18] Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001- С.134

[19] Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001-С129

[20] Чиркин В. Е. Три ипостаси государства. //Государство и право-. 2001.-№ 8., с. 45-47.

[22] Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий "политическая" и "государственная" власть в условиях формирования гражданского общества. .//Государство и право-, 2001.-№ 3, с. 14-19.

[23] Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22.

[24] Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.017)

Суть этой теории заключается в том, что основные причины возникно­вения государства и права усматриваются не в сфере религии или морали, а в области экономики и в социальной сфере жизни людей.

Согласно этой теории государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право - на смену обычаям. И происходит это не в силу изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, священные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производительных сил. к способности человека производить больше средств к суще­ствованию, чем это было нужно для поддержания его жизни. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, кото­рых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превра­щать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали.

В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда бы­стро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. Чтобы получить достаточно продукта, стал широко использоваться не только труд военнопленных, но и труд своих сородичей. Общество посте­пенно, в течение многих тысячелетий, расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одина­ковым статусом устойчивые группы, классы, социальные прослойки.

По мере расслоения первобытного общества из общей массы членов рода постепенно выделяется знать - обособленная группа вождей, воена­чальников, жрецов. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий Труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали для защиты не столько общественных, сколько личных интересов, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Появились и другие признаки разложения первобытно-общинного строя и соответст­вующей ему родоплеменной организации, которая постепенно стала вы­тесняться государственной организацией.

В новых общественно-экономических условиях прежняя система орга­низации власти родоплеменная организация, рассчитанная на управле­ние обществом, не знавшим имущественного разделения и социального Неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в об­щественном развитии, перед углубляющимся неравенством. "Родовой строй, - писал Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собст­венности и государства", - отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы. Он был заменен государством". Государственные органы и организации частично появи­лись в результате преобразования органов и организаций, сложившихся в рамках первобытно-общинного строя, частично - путем полного вытес­нения последних

О появлении признаков государства в любом обществе свидетельствует, прежде всего, выделение из него особого слоя людей, не производящих материальные или духовные блага, а занятых лишь управленческими делами; наделение данною слоя людей особыми правами и властными полномо­чиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов; под­разделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было при первобытно-общинном строе, а по административно-территориальному признаку; появление на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей, дружин, призванных, с одной стороны, защищать тер­риторию и общество от нападения извне, а с другой - вести самим новые территориальные завоевания.

О появлении признаков государственной организации общества и вы­теснении ею первобытно-общинной организации свидетельствуют и дру­гие факторы. Помимо всего прочего они указывают на то, что государство не навязывается обществу извне. Оно возникает на его основе естествен­ным путем. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется.

Среди многочисленных сторонников материалистической теории про­исхождения государства и права особое место отводится К. Марксу, Ф. Эн­гельсу и В.И. Ленину.

Естественно-правовая теория

Естественно-правовая теория происхождения государства и права не­редко в научной литературе называется договорной теорией или теорией договорного происхождения государства и права. Она рассматривает госу­дарство как результат объединения людей на добровольной основе (дого­вора). Отдельные положения этой теории развивались еще в V-IV вв. до н.э. софистами Древней Греции. "Люди, собравшиеся здесь! обращался к своим собеседникам один из них - Гиппий (460 - 400 до н.э.). - Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане - по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному но природе, закон же. властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе".

Вместе с развитием человеческой мысли совершенствовалась и дан­ная теория. В XVII - XVIII вв. она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Идеи договорной теории в этот период поддерживались и развивались многими мыслителями и просветителями.

В Голландии - Гуго Гроций и Спиноза. В Англии - Томас Гоббс и Джон Локк. Во Франции - Жан-Жак Руссо, Поль Гольбах В России - Александр Радищев и др.

Сторонники договорной теории выступали прежде всего против идеи божественного происхождения государства и нрава. В их представлении власть монарха производна не от божьего провидения, а от самих людей. Данный тезис, положенный в основу договорной теории происхождения государства и права, был наиболее ярко и обстоятельно развит П. Гольбахом (1723 - 1789)и его работе "Священная зараза. Разоблаченное христианство".

Подвергая резкой критике идеи божественного происхождения власти, государства и права, приводящие к губительным социальным последствиям. Гольбах, а имеете с ним и другие сторонники естественно-правовой Теории происхождения государства и права апеллировали вместо божест­венной воли к воле народов, наций, человека.

Если бы нации, столь униженные в своих нравах в собственных глазах, заявлял в связи с этим Гольбах, способны были обратиться к разуму, они, конечно, увидели бы. что только их воля может предоставлять кому-либо высшую власть. "Они увидели бы, что те земные боги, перед которыми они падают ниц, в сущности просто люди, которым они же, народы, поручили вести их к счастью, причем эти люди стали, однако, бандитами, врагами и узурпаторами, злоупотребили властью против народа, давшего им в руки эту власть".

Особое внимание в естественно-правовой теории уделяется проблемам Общественного договора.

Вопросы о том, что представляет собой общественный договор, каковы должны быть его содержание и назначение, равно как и многие аналогичные им вопросы, получили наиболее яркое и основательное освещение в раде трактатов Жан-Жака Руссо (1712-1778), особенно в его знаменитом труде "Об общественном договоре. ".

Основная задача, которую призван решать общественный договор, со­стоит в том. по мнению Руссо, чтобы найти такую форму ассоциации, кото­рая защищаем и ограждает всею общею силою личность и имущество каж­дого члена ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, Подчиняется, однако, только самому себе и остается стать же свободным, как и прежде

Государство, по Руссо, - "условная личность", жизнь которой, заключая в союзе ее членов. Главной его заботой наряду с самосохранением яв­ляется забота об общем благе, о благе всего общества, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право.

Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления. Ибо, Согласно общественному договору, только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установлении, каковая есть общее благо.

Народ, рассуждал мыслитель, не может лишить самого себя неотчуж­даемого права издавать законы, даже если бы он этого и захотел. Законы всегда есть акты обшей волн. И никто, даже государь, не может быть выше их. Законами являются лишь такие акты, которые непосредственно прини­маются или утверждаются путем проведения референдума самим народом.

Наряду с исключительным правом на принятие законов у народа имеет­ся неотчуждаемое право на сопротивление тиранам. Короли, писал по этому поводу Руссо, всегда "хотят быть неограниченными". Хотя им издав­на твердили, что самое лучшее средство стать таковыми - это снискать лю­бовь своих подданных, однако это правило при дворах всегда вызывало и будет вызывать только насмешки. Власть, возникающая из любви подан­ных, несомненно, наибольшая. Но она непрочна и условна. Поэтому "нико­гда не удовлетворяются ею государи". Личный интерес любых повелите­лей состоит в том. чтобы народ был слаб, бедствовал и никогда не мог им сопротивляться. Конечно, замечает мыслитель, если предположить, что подданные всегда будут оставаться совершенно покорными, то государь был бы тогда заинтересован в том, чтобы народ был могуществен, дабы это могущество, будучи его собственным, сделало государя грозным для сосе­дей. Но так как интерес народа имеет лишь второстепенное и подчиненное значение и так как оба предположения несовместимы, то естественно, что государи всегда предпочитают следовать тому правилу, которое дтя них не­посредственно выгодно.

Сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права последовательно отстаивали тезис о том, что народ обладает есте­ственным неотчуждаемым правом не только на создание государства на ос­нове общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.

Теория насилия

Эта теория является одной из распространенных на Западе теорий про­исхождения государства и нрава.

Краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. "История не предъявляет нам hit одного примера, - рассуждал в связи с этим Л. Гумплович в своей фундаментальной работе "Общее учение о государстве", - где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь ина­че Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим,

Оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим пле­менем более слабого, уже оседлого населения".

В результате насилия и завоевания одних племен и народов другими, порабощенных одних другими победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные - "класс рабочих и служащих".

Во внутренней и внешней вражде племен заключается все дело, а не в чем то другом. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, утверждал Гумплович, в вместе с ним и его сподвижники, мы можем признать "главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, - в племенах, ко­торые мало помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству".

Таким образом, ни общественный договор, ни божественное провидение, ни "высшие" идеи, ни "известные потребности" или "рационалисти­ческие и нравственные мотивы", как это следует из других учений о происхождении государства и права, а лишь грубая сила, борьба, покорение ОДНИХ племен другими, одним словом, прямое насилие - вот "родители и повивальная бабка государства", - являются основной причиной, согласно теории насилия, возникновения данных институтов.

При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локаль­ное, а как глобальное. к тому же "естественное" явление, не только порож­дающее единство противостоящих друг другу "элементов" государства победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально- экономические и политические последствия. Ос­новным среди них является возникновение и развитие государства и нрава.

Теория насилия, равно как и ранее рассмотренные теории, отражает взгляды лишь некоторых слоев общества и их представителей на природу Государства и на его происхождение.

Основатели материалистической теории происхождения государства: Маркс, Энгельс, Ленин.

Суть теории: государство возникло, в силу экономических причин: обществ. разделения труда, появления прибавочного продукта и части собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

Плюсы теории:

1) Материальные условия общества играют в нем очень большую роль;

2) Изменение форм трудовой деятельности, ведение хозяйства, собственности влияет на возникновение государства;

3) При переходе от присваивающей к производящей экономики идет дифференциация людей по существенному признаку;

4) Раскрываются признаки государства.

Минусы:

1) На образование государства влияет не только экономика, но политические и социальные факторы;

2) Недооценивается роль государства в регулировании экономических процессов;

3) Происхождение государства в мире идет не по одной схеме.

При этом государство в силу своей классовой природы носит временный характер. Возникнув в результате появления частной собственности и разделения общества на классы, государство отмирает после исчезновения частной собственности и слияния классов. Бесклассовое общество с общенародной собственностью является, по мнению авторов классовой теории, идеальным вариантом модели социального развития.

Внутренние функции государства

Наиболее часто встречаются попытки классифицировать функции государства в зависимости от того, в какой сфере - внутригосударственной или международной - они осуществляют­ся. Согласно данному критерию, функции подразделяются на внутренние и внешние.

В качестве основных внут­ренних функций,как правило, выделяются:

- политическая функция включающая в себя направления государственной деятельности по обеспечению незыблемости государственного строя; организа­цию и функционирования органов государственной власти;

- экономическаяфункция содержащая характеристику места и роли государства в системе экономического развития; определяющая пределы вмешательства государства в процесс управления экономикой;

- социальная функция в наиболее общем виде может рас­сматриваться как направление деятельности государства по созданию условий для определенного образа жизни членов сообщества (в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., всем гражданам России гарантированно право на достойный образ жизни).

Основные принципы права

Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права. Существует несколько свойств принципов права:

1) наличие основополагающего характера;

2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;

3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юри

дически значимого поведения;

4) системность; 5) устойчивость; 6) фиксирование в законодательстве;

7) отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;

8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Существует несколько видов принципов права:

1) общие (общеправовые) принципы; 2) отраслевые принципы; 3) межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

1. на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

2. принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;

3. принцип гуманизма - означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;

4. принцип справедливости - закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

5. принцип равноправия- обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

6. принцип единства прав и обязанностей - означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

1) принцип гласности; 2) принцип состязательности; 3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Механизм государства

Механизмом государстваназывают систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства. Для изучения механизма государства используют структурно функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государствасоставляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти; – органы исполнительной власти; – судебные органы; – контрольно надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

· государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно распорядительные и социально культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

· государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

· государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

· здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: