Правовая психология является элементом правосознания рассматривается как эмоциональная оценка людьми

Обновлено: 02.07.2024

Исходя из реального социологического подхода к правосознанию как специфическому феномену общественной жизни, видно, что оно постоянно проникает не только в сферу правовых отношений, но в другие сферы общественных отношений. Так, для того, чтобы быть отраженными в форме закона государства необходимые экономические, политические и нравственные требования, нуждающиеся в юридическом закреплении, должны "пройти" сквозь призму правового сознания, принять определенную форму и зафиксированными в качестве новых форм права.

Все формы общественного сознания, включая и правовое, проявляются в определенных своих состояниях. Состояния форм общественного сознания создают социологические представления об индивидуальном, групповом, общественном сознании как о целостном и устойчивом духовном образовании.

Выделение социологической категории состояния правосознания требует учета ряда важных содержательных его аспектов.

* Первое. Состояние правосознания является связывающими звеньями между сознанием, как процессом отражения и осмысления различных явлений общественной жизни и практической деятельностью людей в области функционирования права.

* Второе. Состояние правосознания, отражая объективные потребности общественного развития, является предпосылкой и специфическим регулятором поведения индивида. Оно всегда отражается в поведении людей, в их деятельности в правовой сфере.

* Третье. Состояние правосознания оказывает существенное воздействие на мотивы принятия людьми определенных решений. Оно включает наличие в сознании индивида, а также социальной группы избираемого установочной оценки к выработке определенного отношения к разнообразным правовым явлениям.

* Четвертое. При исследовании правосознания важно исходить из трактовки его состояния как результата отражения социально-правовой действительности, взаимодействия различных форм общественного сознания. Имея дело с состоянием правосознания как определенным результатом отражения, важно сосредоточить внимание не только на изучении имеющихся правовых знаний, но также и на анализе отношения к многообразным явлениям и процессам социально-правовой действительности.

Важно при этом подчеркнуть, что состояние правосознания выражает такое их сочетание, при котором одни из таких концепций и чувств занимают доминирующее положение. Одно и тоже по содержанию правосознание, но различное по характеру настроение и эмоциональной направленности, оказывает далеко не одинаковое воздействие на поведение и поступки индивида, его деятельность.

Вместе с тем наиболее объективная и достоверная характеристика правосознания может быть составлена только при условии неоднократного проведения социологического исследования состояния правосознания одного и того же региона (тех или иных социальных групп) в течение определенного периода времени.

Следовательно, систематическое изучение состояний, эволюции и тенденций правового сознания - необходимая предпосылка и важный фактор эффективного влияния на развитие правоотношений в обществе, оптимального правового регулирования поведения людей в такой важной сфере их жизни, какой является правовая.

Тема 11. Этнология права. Антропология права.

1. Методологические предпосылки этноправовых исследований.

2. Предмет и методы этнологии права.

3. Антропология права и правовая глобализация.

4. Основные проблемы антропологии права.

5. Антропологическое изучение правовых систем.

Ответы

Методологические предпосылки этноправовых исследований.

Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой все культуры равноценны, а соответственно, правовые, этические, политические, эстетические ценности и нормы этих культур не должны рассматриваться с перспективно-унифицирующей точки зрения. Изучение права в рамках иной эпохи исторического развития собственного народа и, соответственно, иной системы ценностей, приводит к искажению правового смысла тех юридических конструкций и институтов, которые существовали в прошлом. Чем больше изменились ценностные порядки, тем сильнее искажение.

Если обратимся к пониманию права в русской юридической традиции, то мы обнаружим далекое от западного видение права как закона - рационального инструмента наведения порядка или индивидуального притязания, а преступления - как нарушения формальных предписаний. Право, даже в научном правовом мышлении, неразрывно связанном с обыденным, никогда не будет пониматься в России как личное правомочие, как свобода или как удобный инструмент “построения” общественного порядка, но скорее как “правда”, как “социальная справедливость”, как духовно-нравственный идеал, а преступление - посягательство на устои совместной доброй жизни с другими людьми. Отсюда и справедливость ищется не в законе, а в президентском указе или в решении дела “по правде” народной.

Для построения методологической базы этнологии права крайне важен социокультурный подход. Исследуя правовую жизнь индивида, этноса, народа или любого другого социокультурного единства необходимо понять и узнать систему его фактических ценностных предпочтений, определяющих юридическое мировоззрение, правосознание и правовое мышление. В системе ценностных предпочтений дана ценностная иерархия, в которой правовые ценности расположены в особом порядке. Ценности справедливости, объективного и субъективного права, личной свободы, общественных и частных интересов, точности в исполнении обязательств и т.д. могут занимать определенное место в этой иерархии, а могут и вообще отсутствовать.

Строго последовательный в использовании сложившихся в европейской науке понятий права и морали ученый обнаружит, что правовая культура иных обществ - отсталая, неразвитая, традиционная, в то время как она просто другая*. Например, те авторы, которые заявляют об отсталости или неразвитости отечественной правовой культуры, должны пояснять, что речь идет о неразвитости в России западной правовой культуры, нигилизме по отношению к западному праву иправопониманию, приоритета личного блага по отношению к благу общества. Поэтому исследователи этнического права всегда должны помнить, что основной характеристикой любого правового института, любой правовой системы является культура того социокультурного образования, частью которого и выступает тот или иной институт.

С одной стороны, для того, чтобы описать правовые нормы, правоотношения и правосознание этносов, необходимы правовое мышление, интуиция права (чем обладают юристы), с другой стороны, для целостного восприятия и понимания правовых институтов и обычного права необходим контекстуальный фон, который для своего описания требует глубоких этнографических познаний и тщательных наблюдений за жизнью этноса. Поэтому этнология права - поле взаимного сотрудничества и кооперации как юристов, так и этнологов.

Для составления контекста интерпретации права в жизни того или иного этноса необходимо учесть следующие ориентиры: религиозное сознание и его роль в жизни этноса; отношение к Другим; семья, власть, воспитание детей; отношение к труду и к собственности. Наконец, важнейшим требованием к этнологии права является преодоление рационалистических и техно-кратических установок современного европейского правового мышления, выразившихся в существовании следующих стереотипов.

Первый стереотип: разные народы якобы проходят одни и те же ступени развития в разные эпохи, но все они с естественной необходимостью должны пройти эти ступени. Главное, что отличает этот подход - вера (именно вера) в существование социальных законов.

Второй стереотип: право является рациональным и интеллектуальным феноменом, инструментом, с помощью которого можно усовершенствовать любое общество. Например, западные юристы заходят так далеко, что объявляют юридическое мышление “инженерным искусством”, а правоведение “техникой общественной жизни” (40, с. 3, 10). Благодаря этому же стереотипу правовой порядок был отождествлен с государственным порядком, произошла политизация права, приводящая к отождествлению в обыденном сознании этого явления народной культуры с грубой силой (право - приказ суверена), с аппаратом принуждения, тюрьмами.

Дело в том, что право несравнимо стабильней и надежней обеспечивает порядок в обществе в случае его органичной связи с традицией, религией, культурой народа.

Понятие "правосознание" производно от понятия "сознание". Сознание - высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми, выступающая высшим уровнем отражения действительности. Осознанная и волевая деятельность человека предполагает осознание существующих моральных устоев, традиций, взаимосвязей, ценностей и выработку к ним внутреннего психического отношения. Само сознание является не только отражением социальной действительности, но и внутренним отношением к этой действительности (положительным, отрицательным, безразличным и т.п.) В обществе существуют различные формы общественного и индивидуального сознания: политическое, моральное, эстетическое, религиозное, правовое. Соответственно, правосознание - это одна из форм общественного или индивидуального сознания.

Правосознание есть понимание права , совокупность представлений, чувств, эмоций, волевых и интеллектуальных процессов, через которые выражается отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую с правом природу и в силу этого вторично по отношению к существующим общественным отношениям, так как формируется под непосредственным воздействием потребностей и интересов общества, различных социальных групп, классов и отдельных индивидов, но, сформировавшись, само начинает оказывать воздействие на существующие в обществе отношения. Право и правосознание формируются в диалектическом единстве. Существенный признак правосознания - взаимосвязь в сознании жизненных потребностей, условий, интересов общества, класса, отдельного индивида и возможных или существующих в обществе юридических прав и обязанностей. Правосознание определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, существующими правовыми традициями, системой распространенных в обществе оценочных отношений к правовым явлениям.

Правосознание как одна из форм общественного сознания обладает рядом характеристик:

  1. оно не только отражает социальную действительность, но и активно воздействует на нее, является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений, закрепленных в нормативно-правовых актах;
  2. всегда проявляется через осознанную и волевую деятельность;
  3. не может существовать без своего конкретного носителя - человеческой личности, социальных групп, коллективов, классов и т.п. ;
  4. оно связано с процессом социализации личности, так как жизненный опыт и социальная практика оказывают влияние на формирование его правовых установок и мотивов.

Итак, правосознание - это форма общественного сознания, система понятий, идей, представлений о должном порядке правового регулирования общественной жизни.

Правосознание - сложное структурное образование, в котором можно выделить правовую психологию и правовую идеологию, но на этом структура правосознания не исчерпывается, так как правовая психология и правовая идеология выступают наиболее крупными ее элементами. Далее в структуру правосознания входят следующие компоненты: наличие познавательных процессов, обеспечивающих осознание (информационный элемент); различение субъекта и объекта (субъектный элемент); обеспечение целеполагающей деятельности (целевой и волевой элемент); определенное внутреннее отношение к окружающей правовой действительности (оценочный элемент).

Рассмотрим понятие правовой психологии. Правовая психология включает в себя отношение к действующему праву, правовые ориентации и мотивы правомерного поведения, различного рода чувства, эмоции, возникающие по поводу действующих правовых норм и практики их применения, характерные для общества в целом, отдельных групп индивидов или конкретной личности.

Начальный этап формирования любого правосознания связан с информационным элементом. Это наличие в сознании того или иного объема информации о правовых нормах, законе, практике их применения. Присутствие информационного элемента в структуре правосознания обязательно, ибо без информации о правовых нормах не может быть и отношения к ним. После информационного элемента начинает действовать целевой и оценочный элементы. Получив информацию о правовых нормах, субъект вырабатывает к ним отношение , оценивает их, сопоставляет с собственными установками. Здесь и возникают положительное, отрицательное, удивительное, безразличное, негативное, ответственное и другие виды отношения к существующим нормам. При этом познавательным, оценочным, волевым элементам всегда сопутствует определенный эмоциональный фон субъекта. Эмоциональное и рациональное находят разумное сочетание в правосознании субъекта.

Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и реализации права , она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права , цели и задачи принятия тех или иных нормативных актов, основные принципы, конкретное содержание правового регулирования. Правовая идеология тесным образом сопряжена с существующими в обществе концепциями правопонимания, правовыми теориями, доктринами. Правовая идеология может находить свое выражение в действующих нормативно-правовых актах, так как в конечном итоге она влияет на волю и сознание законодателя, который воплощает в законах отдельные правовые идеологические воззрения. Например, естественно-правовая теория нашла свое выражение в действующем законодательстве посредством закрепления прав и свобод человека, признания частной собственности, идеологического многообразия, равноправия и т.д. Во многом правовая идеология связана с целенаправленной научной деятельностью, поэтому ее иногда в литературе определяют как систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения. Правовая психология и правовая идеология неразрывно связаны друг с другом, так как относятся к одной сфере - правосознанию.

Правосознание классифицируют на виды по различным основаниям. В зависимости от уровня проникновения в сущность права и глубины охвата правовых явлений правосознание может быть обыденным, профессиональным и научным.

Первый уровень - обыденное правосознание. Он характерен для большинства членов общества и формируется в повседневной жизни граждан. Граждане, так или иначе, сталкиваются с правовыми предписаниями, потому что правовую информацию получают еще на школьной скамье, по телевидению, при обращении в компетентные органы или в результате самообразовании и т.д. и т.п. Для людей обыденным уровнем правосознания характерно знание общих принципов права , основных положений Конституции, а их правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.

Следующий уровень - профессиональное правосознание, которое формируется в процессе специальной подготовки, например при обучении в юридическом вузе, в процессе осуществления юридической деятельности. Субъекты этого уровня правосознания наделены специальными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Например, профессиональным правосознанием обладают судьи, нотариусы, юристы различных предприятий, прокурорские работники и т.д. Занятие многих государственных должностей действующее законодательство связывает с наличием специальной юридической подготовки, а иногда и практического стажа. Иными словами, для законодателя небезразлично, каким правосознанием обладает субъект, претендующий на право осуществлять практическую юридическую деятельность .

Третий уровень - научное правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся проблемами правового регулирования. Научное правосознание отличается глубоким восприятием сущностных закономерностей возникновения, развития и функционирования права .

По субъектам правосознание можно разделить на индивидуальное и коллективное, а коллективное правосознание может быть групповым, массовым и общественным.

20.2. Понятие и общая характеристика правовой культуры общества и личности

Слово "культура" встречается в лексиконе практически любого человека, но в это понятие вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие - еще более сужают это понятие, относя к нему лишь явления искусства, литературы, третьи вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать "трудовые отношения", т.е. хозяйственные задачи. Явления культуры изучает множество конкретных наук - археология, этнография, история, социология, правовые науки и каждая из наук создает свое определенное представление о культуре как предмете своего исследования. В самом широком смысле понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В этом смысле правовая культура является одной из разновидностей культуры в целом, да и все право является феноменом развития общества.

Понять сущность правовой культуры можно лишь через призму правовой деятельности человека, его общностей, групп, а правовая культура немыслима вне определенного субъекта права . Правовая культура не существует в отдельности (в отрыве) от других разновидностей культуры. Она тесно взаимосвязана и функционирует с политической, нравственной, эстетической, религиозной и другими разновидностями культуры в обществе. В плане своего происхождения правовая культура появилась значительно позже, чем нравственная или религиозная культура, так как без самих правовых норм не может быть и правовой культуры общества. Правовую культуру в юридической науке понимают неоднозначно, что обусловлено двумя моментами: во-первых, это относительно новое направление научного исследования в теории государства и права ; во-вторых, в самой культурологии (специализированной науке о культуре) существует более 500 определений понятия "культуры" и несколько десятков направлений ее исследования, существенно отличающихся друг от друга по применяемым подходам и методологии.

В юридической литературе существуют два основных подхода к определению правовой культуры. В первом случае правовую культуру рассматривают как знание и понимание права , осознанное исполнение его предписаний. В широком смысле правовая культура - это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. При этом правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности, качественное состояние процессов правотворчества, судебного и административного рассмотрения дел, высокий уровень правопорядка и законности. Правовая культура немыслима без сознательного и ответственного отношения к своим обязанностям не только обычных граждан, но и должностных лиц. Поэтому ее составными элементами следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие правовой системы и качественное выполнение обязанностей.

Нетрудно заметить, что правовая культура тесным образом связана с правосознанием, но правосознание не является единственным компонентом правовой культуры. Помимо правосознания в структуру правовой культуры входят: система правовых норм, выражающая сбалансированную волю различных слоев населения; правовое поведение, правовая деятельность ; правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль и реализацию права . Все элементы правовой культуры находятся в тесном взаимодействии как между собой, так и с иными элементами общественной жизни, т.е. правовая культура характеризуется не только внутренними, но и внешними связями.

Правовая культура тесно связана с правомерным поведением личности, но не любое правомерное поведение можно назвать культурным. Так, конформизм, исполнение обязанностей по маргинальным мотивам должны быть чуждыми обществу с высокой правовой культурой. Высокая правая культура характеризуется реализацией предоставленных прав, социально-активным правомерным поведением, соблюдением требований норм права по мотивам законоуважения, а не законопослушания. Формирование высокой правовой культуры - одна из важных задач, стоящая перед современным государством и обществом.

В отечественной науке изучение психологической стороны правосознания началось в 60-е гг. XX в. В гуманитарных науках произошло некоторое ослабление идеологического пресса, что способствовало росту интереса ученых к изучению различных сторон общественной жизни, механизмов взаимодействия общества и личности, в том числе и в области права. С опорой на марксистскую философскую литературу, в которой доминировали представления о том, что дифференцированность общественной психики на общественную идеологию и общественную психологию проявляется во всех видах общественного сознания, в том числе и в сознании правовом; в качестве основных элементов правосознания были выделены правовая идеология и правовая психология.

Эмпирическое изучение социально-правовой психологии серьезно осложнялось следующими обстоятельствами: взглядами на эти элементы правосознания как на вторичные по отношению к правовой идеологии; различными мнениями об элементах правосознания и их соотношении; отсутствием в отечественной социальной психологии теоретико-методологических подходов, адекватных задачам эмпирического изучения реального содержания психологии больших социальных групп. Все это способствовало тому, что количество теоретических исследований в данной предметной области существенно превалировало над количеством эмпирических исследований.

А.Р. Ратинов и Г.Х. Ефремова решительно выступали против отождествления правосознания исключительно с правовой идеологией. В конце 1980-х гг. ими были проведены широкомасштабные исследования по изучению содержания правовой психологии населения, в том числе лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы [8]. Решение проблемы разработки методологических подходов к эмпирическому изучению психологии правосознания принципиально отличалось от исследований, проводимых ранее.

В начале 1990-х гг. значительно сократилось количество исследований в области психологии правосознания. При этом видные отечественные специалисты считают изучение психологической проблематики правосознания приоритетной задачей юридической психологии на современном этапе ее развития. М.И. Марьин относит психологию правосознания к наиболее востребованным и значительным, ведущим направлениям современной психологии [10]. По мнению М.И. Еникеева, существует острая необходимость в изучении правосознания в условиях формирующегося правового государства [7]. О.Д. Ситковская указывает на то, что ключевой задачей юридической психологии является анализ социально-психологических факторов формирования и развития правового сознания и правовой культуры [13].

Произошедшие за последние десятилетия значительные изменения в области государственного устройства страны обострили традиционную для России проблему низкой правовой культуры населения и широкого распространения в обществе правового нигилизма. Повышение роли права как важного регулятора социального поведения людей является одной из приоритетных задач для современного российского общества. Для ее решения была разработана Государственная политика Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, направленная на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе.

Поставленные задачи по повышению уровня правосознания и правовой культуры населения диктуют для юридической психологии необходимость активизировать исследования в области изучения психологии правосознания населения. Несмотря на очевидный запрос со стороны государства и общества на проведение исследований по изучению различных аспектов правовой психологии, приходится констатировать, что научных работ в данной сфере явно недостаточно.

Во второй половине 1990-х гг. актуализируются исследования по данной проблематике, когда после отмены идеологических догм к изысканиям в данной области подключились отечественные социальные психологи. В качестве теоретического обоснования исследований содержания психологии правосознания была выбрана концепция социальных представлений, разработанная французским социальным психологом С. Московичи. Исследователей привлекла позиция ученого, считающего, что психология всегда занимала ведущее место в системе всех социальных отношений — экономических, политических, правовых, что она есть их аккумулированное выражение. Произошедшие в России реформы способствовали тому, что на смену идеологизированному мировоззрению пришла психология. Кроме того, по мнению исследователей, Россия всегда была страной, где преобладали идеи и представления, т. е. они имманентны российскому сознанию [1].

Правосознание стало рассматриваться как совокупность социальных представлений о правовых объектах и явлениях. Привлечение теории социальных представлений в качестве методологической основы изучения психологии правосознания позволило изучать его содержание с учетом культурного контекста, исторической и политической специфики российского менталитета. Правомерность рассмотрения правосознания как совокупности социальных представлений в правовой сфере обосновывается тем, что большинство традиционно выделявшихся в отечественной психологии форм общественного сознания, кроме науки, образованы совокупностью соответствующих представлений [2].

Анализ современного состояния исследований в области психологии права позволяет констатировать усиление интереса к изучению психологии правосознания в рамках социальной психологии, в то время как в юридической психологии исследования в данной области практически прекратились. Несмотря на очевидную актуальность изучения особенностей восприятия явлений в области правовой действительности такой специфической социальной группой, как лица, отбывающие уголовные наказания, наблюдается дефицит современных психологических исследований правового сознания осужденных. Теоретико-методологический потенциал современных социально-психологических теорий может быть задействован и в юридико-психологических исследованиях правосознания осужденных.

Для решения вопросов, связанных с теоретико-методологическим обеспечением разработки проблемы психологии группового правосознания осужденных, необходимо на основе интеграции традиционного для юридической психологии ракурса исследований правосознания с современными теоретико-методологическими подходами к изучению психологии больших социальных групп разработать концепцию исследования психологии группового правосознания осужденных.

По мнению отечественных социальных психологов, теория социальных представлений является феноменом, наиболее подходящим для изучения сознания общества и отдельных групп в условиях социальных изменений. А.В. Юревич подчеркивает, что с момента своего появления концепция социальных представлений была направлена на то, чтобы рассматривать социальные отношения в совокупности, в полном объеме социального контекста, не дробя их на составные элементы и не лишая их смысла. С. Московичи полагал, что психология должна стать социально релевантной наукой. Социальная релевантность психологии отождествлялась с ее активным участием в решении важнейших социальных проблем, а также выполнением мировоззренческой функции, а именно — выработкой и трансляцией в массовое сознание общего образа общества и происходящего в нем. Авторами концепции ставилась задача сделать понятие социальных представлений удобным инструментом анализа социально-психологических процессов [20].

Социальные представления помогают человеку и группе, в которой он состоит, создать понятную и непротиворечивую картину окружающей действительности. Идеи С. Московичи о том, что социальные представления возникают в ответ на угрозу стабильности группы, ее благополучию, что социальные характеристики группы влияют на особенности конструируемых представлений, а сконструированные представления образуют новую социальную реальность жизни группы, определяют ее жизнедеятельность, могут оказаться чрезвычайно плодотворными при изучении психологии правосознания осужденных.

Большое внимание в концепции С. Московичи уделяется рассмотрению социальных функций представления. Обращение к методологии социального представления позволяет выявить и описать специфику содержания социальных представлений, являющихся структурными составляющими психологии группового правосознания осужденных, а также проанализировать выполняемые ими ключевые функции, помогающие сообществу осужденных познавать правовые явления, адаптировать совершающиеся события к уже имеющимся, вырабатывать совместные ценности, регулирующие поведение членов группы.

В современной отечественной психологии А.Л. Журавлевым обоснована актуальность и перспективность исследования больших социальных групп как коллективных (групповых) субъектов [5]. Отмечается, что вычленение субъектных характеристик больших социальных групп существенно дополнит понимание их психологии, поможет изучить вопросы, связанные со становлением, функционированием и развитием этих групп, будет способствовать пониманию глубинных изменений, происходящих в современном российском обществе [6].

В исследованиях, проведенных в советский период, правосознание осужденных не рассматривалось как групповой феномен. Под групповым правосознанием понималась сфера общественного сознания, включающая правовые представления, оценочные отношения, установки, которые типичны, существенны для рассматриваемой общности людей, которая может быть представлена либо всем обществом, либо определенной социальной группой. Отмечалось, что о групповом правосознании можно говорить применительно к тем общностям, возникновение и существование которых основано на реальных связях и отношениях, на существенных признаках близости, когда групповые интересы, отношения и характер деятельности юридически значимы [8].

Осужденные не признавались такой социальной группой в силу идеологических причин, не позволяющих считать их общностью лиц, имеющих близкие интересы, отношения внутри своего сообщества и осуществляющих деятельность, результаты которой имеют признаки юридической значимости. Таким образом, указанные исследования правосознания осужденных нельзя в полной мере считать изучением именно группового правосознания, поскольку влияние на его содержание групповых процессов не рассматривалось.

Общность осужденных как группа, использующая для организации социальной жизни внутри (своей группы) ценности и нормы, разделяемые всем сообществом, обладающая такими признаками групповой субъектности, как взаимосвязанность членов группы, совместная активность и групповая саморефлексивность, в полной мере является групповым субъектом. Отметим, что, обладая всеми признаками субъектности, общность осужденных не направлена на создание позитивного проекта социального устройства и является носителем негативного группового сознания.

Можно констатировать необходимость изучения психологии правосознания осужденных через призму влияния на его формирование, содержание и функции особенностей данной социальной группы и отсутствие подобных исследований. Рассмотрение группового правосознания как атрибута коллективного субъекта (общности осужденных) позволит рассмотреть не только особенности содержания ментальных репрезентаций правовых явлений у членов данной группы, но и изучить условия их конструирования и выполняемые функции. Применение субъектного подхода делает возможным изучение закономерностей образования психологии группового правосознания осужденных.

В рамках субъектного подхода внешними условиями конструирования субъектом социальных представлений выступают характеристики общественно-политической ситуации, в которой осуществляется жизнедеятельность большой социальной группы. В современной России актуальная общественная ситуация представляет собой совокупность кардинальных социальных преобразований во всех сферах общественной жизни и их последствий [5].

Комплекс внешних условий образования группового правосознания осужденных определяется актуальной общественной ситуацией в сфере правоотношений, тесно связанной с историческими и культурно-мировоззренческими особенностями правового сознания россиян. В качестве внутренних условий образования группового правосознания осужденных выступают социально-психологические особенности данной общности как группового субъекта [18].

В местах лишения свободы, находясь в сообществе лиц, не желающих признавать легитимным правовое устройство общества, осужденные все больше отдаляются от легальных способов регулирования взаимоотношений между людьми и начинают ориентироваться на нормы поведения, принятые в тюремной общности. Интенсификация межличностной коммуникации в условиях социальной изоляции, действующие в среде осужденных универсальные нормативные и понятийные системы, регулирующие их повседневную жизнь, способствуют процессу конструирования социальных правовых представлений, посвященных осмыслению значимых для данной общности правовых явлений.

Рассматривая стратегии исследования социальных представлений, И.Б. Бовина указывает на большое разнообразие приемов и методов, их эклектичное использование. Отмечается, что применяются качественные, количественные и смешанные стратегии, а такое многообразие подходов оправдано природой изучаемого объекта, теми аспектами, которые попадают в фокус внимания исследователей. Автор делает вывод о возможности интеграции исследований, выполненных в рамках теории социальных представлений в несколько отличающихся методологиях.

И.Б. Бовина акцентирует внимание на том, что представители трех основных школ социальных представлений используют для их изучения хорошо известные социально-психологические и социологические методы (опрос, анализ документов, эксперимент, шкалирование, проективные методы и др.). Отмечает, что изучение именно социальных представлений накладывает определенную специфику на каждый из этих методов, предполагает поиск новых методических приемов и техник. В фокусе ее внимания оказались подходы, разрабатываемые в рамках школ Экс-ан-Прованса и Женевы, обогатившие теорию социальных представлений разработками в области изучения когнитивных структур, предполагающими специальные методики их анализа [4].

С учетом специфики изучаемых феноменов для эмпирического изучения содержания психологии группового правосознания осужденных были подобраны методические комплексы, позволяющие выявить и описать составляющие социальных представлений. В частности, для этого использовались методы и процедуры, применявшиеся в социально-психологических исследованиях по изучению правосознания россиян; процедуры изучения социальных представлений, разработанные в рамках школ Экс-ан-Прованса и Женевы и апробированные в отечественных исследованиях. Также для проведения эмпирического исследования был разработан авторский инструментарий [17], прошедший апробацию в исправительных учреждениях различных регионов страны и в дальнейшем скорректированный с учетом полученных эмпирических данных.

Таким образом, на основе интеграции частнонаучной теории правосознания, теорий социальных представлений и деформации социальных отношений, субъектного подхода разработана концепция исследования психологии группового правосознания осужденных. В рамках указанной концепции психология группового правосознания осужденных рассматривается как атрибут коллективного субъекта, сложный социально-психологический феномен, состоящий из совокупности вырабатываемых и разделяемых общностью ментальных репрезентаций в правовой сфере, с помощью которых сообщество осужденных конструирует собственную систему отношений к правовой реальности для адаптации к ней и объяснения собственного правового поведения.

Ссылка для цитирования

Абульханова К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М., Ин-т психологии РАН, 1997. С. 7—37.

Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований: Материалы юбилейной науч. конф. (ИПРАН, 28—29 января 2002 г .). Ч. 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Ин-т психологии РАН, 2002. С. 88—103.

Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.

Бовина И.Б. Стратегии исследования социальных представлений // Социологический журнал. 2011. № 3. С. 5—23.

Журавлев А.Л. Психология коллективного субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта. М., 2002. С. 51—81.

Журавлев А.Л., Емельянова Т.П. Психология больших социальных групп как коллективных субъектов // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 3. С. 5—15.

Ефремова Г.X., Ратинов А.Р. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск: КГУ, 1988. 255 с.

Ефремова Г.Х. Правосознание как частнонаучная теория юридической психологии // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 52—58.

Марьин М.И. Настоящее и будущее российской психологии: мнения ведущих специалистов // Национальный психологический журнал. 2012. № 1(7). С. 24.

Поздняков В.М. Психологическая юриспруденция как междисциплинарная наука и область практики // Психология и право. 2017. Т. 7. № 1. С. 206—219. doi: 10.17759 / psylaw.2017070117.

Ситковская О.Д. Конвергенция юридической психологии и правовой науки // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2013. № 2 (34). С. 55—58.

Ситковская О.Д. Методология юридической психологии // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 3 (8). С. 329—343.

Столяренко А.М. Психология права // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 45—52.

Сухов А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных: учеб. пособие для учеб. заведений МВД России. Рязань: РВШ МВД России, 1993. 134 с.

Сучкова Е.Л. Методики психологического изучения правовых представлений и установок осужденных. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009. 105 с.

Сучкова Е.Л. Внешние и внутренние условия формирования группового правосознания осужденных // Прикладная юридическая психология. 2013. № 2. С. 40—47.

Юревич А.В. Социальная релевантность и социальная ниша психологии // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 4. С. 5—14.

Понятие "правосознание" производно от понятия "сознание". Сознание - высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми, выступающая высшим уровнем отражения действительности. Осознанная и волевая деятельность человека предполагает осознание существующих моральных устоев, традиций, взаимосвязей, ценностей и выработку к ним внутреннего психического отношения. Само сознание является не только отражением социальной действительности, но и внутренним отношением к этой действительности (положительным, отрицательным, безразличным и т.п.) В обществе существуют различные формы общественного и индивидуального сознания: политическое, моральное, эстетическое, религиозное, правовое. Соответственно, правосознание - это одна из форм общественного или индивидуального сознания.

Правосознание есть понимание права , совокупность представлений, чувств, эмоций, волевых и интеллектуальных процессов, через которые выражается отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую с правом природу и в силу этого вторично по отношению к существующим общественным отношениям, так как формируется под непосредственным воздействием потребностей и интересов общества, различных социальных групп, классов и отдельных индивидов, но, сформировавшись, само начинает оказывать воздействие на существующие в обществе отношения. Право и правосознание формируются в диалектическом единстве. Существенный признак правосознания - взаимосвязь в сознании жизненных потребностей, условий, интересов общества, класса, отдельного индивида и возможных или существующих в обществе юридических прав и обязанностей. Правосознание определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, существующими правовыми традициями, системой распространенных в обществе оценочных отношений к правовым явлениям.

Правосознание как одна из форм общественного сознания обладает рядом характеристик:

  1. оно не только отражает социальную действительность, но и активно воздействует на нее, является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений, закрепленных в нормативно-правовых актах;
  2. всегда проявляется через осознанную и волевую деятельность;
  3. не может существовать без своего конкретного носителя - человеческой личности, социальных групп, коллективов, классов и т.п. ;
  4. оно связано с процессом социализации личности, так как жизненный опыт и социальная практика оказывают влияние на формирование его правовых установок и мотивов.

Итак, правосознание - это форма общественного сознания, система понятий, идей, представлений о должном порядке правового регулирования общественной жизни.

Правосознание - сложное структурное образование, в котором можно выделить правовую психологию и правовую идеологию, но на этом структура правосознания не исчерпывается, так как правовая психология и правовая идеология выступают наиболее крупными ее элементами. Далее в структуру правосознания входят следующие компоненты: наличие познавательных процессов, обеспечивающих осознание (информационный элемент); различение субъекта и объекта (субъектный элемент); обеспечение целеполагающей деятельности (целевой и волевой элемент); определенное внутреннее отношение к окружающей правовой действительности (оценочный элемент).

Рассмотрим понятие правовой психологии. Правовая психология включает в себя отношение к действующему праву, правовые ориентации и мотивы правомерного поведения, различного рода чувства, эмоции, возникающие по поводу действующих правовых норм и практики их применения, характерные для общества в целом, отдельных групп индивидов или конкретной личности.

Начальный этап формирования любого правосознания связан с информационным элементом. Это наличие в сознании того или иного объема информации о правовых нормах, законе, практике их применения. Присутствие информационного элемента в структуре правосознания обязательно, ибо без информации о правовых нормах не может быть и отношения к ним. После информационного элемента начинает действовать целевой и оценочный элементы. Получив информацию о правовых нормах, субъект вырабатывает к ним отношение , оценивает их, сопоставляет с собственными установками. Здесь и возникают положительное, отрицательное, удивительное, безразличное, негативное, ответственное и другие виды отношения к существующим нормам. При этом познавательным, оценочным, волевым элементам всегда сопутствует определенный эмоциональный фон субъекта. Эмоциональное и рациональное находят разумное сочетание в правосознании субъекта.

Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и реализации права , она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права , цели и задачи принятия тех или иных нормативных актов, основные принципы, конкретное содержание правового регулирования. Правовая идеология тесным образом сопряжена с существующими в обществе концепциями правопонимания, правовыми теориями, доктринами. Правовая идеология может находить свое выражение в действующих нормативно-правовых актах, так как в конечном итоге она влияет на волю и сознание законодателя, который воплощает в законах отдельные правовые идеологические воззрения. Например, естественно-правовая теория нашла свое выражение в действующем законодательстве посредством закрепления прав и свобод человека, признания частной собственности, идеологического многообразия, равноправия и т.д. Во многом правовая идеология связана с целенаправленной научной деятельностью, поэтому ее иногда в литературе определяют как систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения. Правовая психология и правовая идеология неразрывно связаны друг с другом, так как относятся к одной сфере - правосознанию.

Правосознание классифицируют на виды по различным основаниям. В зависимости от уровня проникновения в сущность права и глубины охвата правовых явлений правосознание может быть обыденным, профессиональным и научным.

Первый уровень - обыденное правосознание. Он характерен для большинства членов общества и формируется в повседневной жизни граждан. Граждане, так или иначе, сталкиваются с правовыми предписаниями, потому что правовую информацию получают еще на школьной скамье, по телевидению, при обращении в компетентные органы или в результате самообразовании и т.д. и т.п. Для людей обыденным уровнем правосознания характерно знание общих принципов права , основных положений Конституции, а их правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.

Следующий уровень - профессиональное правосознание, которое формируется в процессе специальной подготовки, например при обучении в юридическом вузе, в процессе осуществления юридической деятельности. Субъекты этого уровня правосознания наделены специальными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Например, профессиональным правосознанием обладают судьи, нотариусы, юристы различных предприятий, прокурорские работники и т.д. Занятие многих государственных должностей действующее законодательство связывает с наличием специальной юридической подготовки, а иногда и практического стажа. Иными словами, для законодателя небезразлично, каким правосознанием обладает субъект, претендующий на право осуществлять практическую юридическую деятельность .

Третий уровень - научное правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся проблемами правового регулирования. Научное правосознание отличается глубоким восприятием сущностных закономерностей возникновения, развития и функционирования права .

По субъектам правосознание можно разделить на индивидуальное и коллективное, а коллективное правосознание может быть групповым, массовым и общественным.

20.2. Понятие и общая характеристика правовой культуры общества и личности

Слово "культура" встречается в лексиконе практически любого человека, но в это понятие вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие - еще более сужают это понятие, относя к нему лишь явления искусства, литературы, третьи вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать "трудовые отношения", т.е. хозяйственные задачи. Явления культуры изучает множество конкретных наук - археология, этнография, история, социология, правовые науки и каждая из наук создает свое определенное представление о культуре как предмете своего исследования. В самом широком смысле понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В этом смысле правовая культура является одной из разновидностей культуры в целом, да и все право является феноменом развития общества.

Понять сущность правовой культуры можно лишь через призму правовой деятельности человека, его общностей, групп, а правовая культура немыслима вне определенного субъекта права . Правовая культура не существует в отдельности (в отрыве) от других разновидностей культуры. Она тесно взаимосвязана и функционирует с политической, нравственной, эстетической, религиозной и другими разновидностями культуры в обществе. В плане своего происхождения правовая культура появилась значительно позже, чем нравственная или религиозная культура, так как без самих правовых норм не может быть и правовой культуры общества. Правовую культуру в юридической науке понимают неоднозначно, что обусловлено двумя моментами: во-первых, это относительно новое направление научного исследования в теории государства и права ; во-вторых, в самой культурологии (специализированной науке о культуре) существует более 500 определений понятия "культуры" и несколько десятков направлений ее исследования, существенно отличающихся друг от друга по применяемым подходам и методологии.

В юридической литературе существуют два основных подхода к определению правовой культуры. В первом случае правовую культуру рассматривают как знание и понимание права , осознанное исполнение его предписаний. В широком смысле правовая культура - это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. При этом правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности, качественное состояние процессов правотворчества, судебного и административного рассмотрения дел, высокий уровень правопорядка и законности. Правовая культура немыслима без сознательного и ответственного отношения к своим обязанностям не только обычных граждан, но и должностных лиц. Поэтому ее составными элементами следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие правовой системы и качественное выполнение обязанностей.

Нетрудно заметить, что правовая культура тесным образом связана с правосознанием, но правосознание не является единственным компонентом правовой культуры. Помимо правосознания в структуру правовой культуры входят: система правовых норм, выражающая сбалансированную волю различных слоев населения; правовое поведение, правовая деятельность ; правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль и реализацию права . Все элементы правовой культуры находятся в тесном взаимодействии как между собой, так и с иными элементами общественной жизни, т.е. правовая культура характеризуется не только внутренними, но и внешними связями.

Правовая культура тесно связана с правомерным поведением личности, но не любое правомерное поведение можно назвать культурным. Так, конформизм, исполнение обязанностей по маргинальным мотивам должны быть чуждыми обществу с высокой правовой культурой. Высокая правая культура характеризуется реализацией предоставленных прав, социально-активным правомерным поведением, соблюдением требований норм права по мотивам законоуважения, а не законопослушания. Формирование высокой правовой культуры - одна из важных задач, стоящая перед современным государством и обществом.

Читайте также: