Правопреемник рао еэс россии кто

Обновлено: 05.07.2024

Такая структура позволила, с одной стороны сохранить государственный контроль за системообразующей отраслью, а с другой – заложила основы для перевода энергетики страны на рыночные принципы работы. На смену стратегии государственного финансирования энергетики пришла стратегия самофинансирования развития отрасли за счет инвестиционной составляющей в тарифе на энергию, амортизации и прибыли. С этих пор генеральный директор АО-энерго начал думать не только о количестве произведенных киловатт-часов, но и о финансовом состоянии компании, ее прибыльности. Энергетики стали не просто заявлять о необходимости определенного уровня тарифов, им приходилось доказывать его необходимый уровень. Именно тогда тяжело, небольшими шагами, но начинает формироваться корпоративная система управления, на сегодня одна из лучших в стране.

Программа выдержала множество обсуждений, а итогом стало ее одобрение на Совете директоров в июне того же 1998 года. То есть антикризисная программа была разработана всего за несколько месяцев. К 2003 году практически полностью были реализованы ее основные положения.

Борьба с неплатежами – начало финансового оздоровления.

в 1990-х годах большинство потребителей – крупных и мелких – считали делом чести не платить за электроэнергию. К началу 1999 года уровень оплаты потребителей предприятиям РАО составлял 80%, из них только 14% - "живыми" деньгами, а остальное – бартер и зачеты.

4 апреля - Совет Директоров РАО "ЕЭС России" рассмотрел Проект Концепции реструктуризации компании и согласился с необходимостью проведения преобразований в РАО "ЕЭС России" на рыночной основе.

Это дало старт корпоративным процедурам по реформированию РАО "ЕЭС России". Само заседание Совета директоров проходило в Кремле. Тем самым государство еще до принятия официальных решений дало понять, что поддерживает преобразования в энергетической отрасли.

Оно и понятно, ведь необходимость кардинальной перестройки отрасли была очевидна. В 1990-е годы темпы старения энергетического оборудования в РАО "ЕЭС России" превышали темпы его обновления. Независимые расчеты показывали, что воспроизводство и расширение генерирующих мощностей и сетевого хозяйства потребуют в 2000-2010 годах не менее 75 млрд долларов США инвестиций. Из них только 25-30% могло быть обеспечено за счет собственных средств энергокомпаний, читай – за счет тарифа. Уже тогда на заседании Совета подчеркивалось, что основным источником недостающих средств должны стать частные инвестиции. Единственный способ привлечения частного инвестора в российскую электроэнергетику – это проведение в ней глубокой структурной реформы, которая и было реализована в течение последующих лет.

Восстановление единого энергетического пространства

В 1990-х годах энергетические связи с рядом бывших союзных республик были прерваны, что снижало системную надежность во всех странах. Процесс восстановления единого энергетического пространства занял у РАО "ЕЭС России" несколько лет и завершился возобновлением параллельной работы энергосистем России и Казахстана, подписанием договора о параллельной работе энергосистем России и Азербайджана и договора о параллельной работе с Грузией.

В результате к концу 2000 года в параллельном режиме работали энергосистемы 14 стран – бывших советских республик, т.е. больше, чем даже во время существования СССР.

Реформа одобрена Правительством

11 июля - Правительство Российской Федерации приняло постановление №526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации", что позволило приступить к практической реализации мер по реформированию электроэнергетики.

Именно этим документом на правительственном уровне были впервые одобрены основные направления реформы. В том числе демонополизация и развитие конкуренции в генерации и сбыте, обеспечение равного доступа всех потребителей и производителей к сетевой инфраструктуре, создание конкурентных рынков электроэнергии и благоприятных условий для строительства новых энергомощностей. Постановление также предусматривало выделение и передачу специальным юрлицам инфраструктурных функций РАО "ЕЭС России" – управление магистральными сетями и диспетчирование. Так были созданы Федеральная сетевая компания и Системный оператор.

Президент подписал законы о реформы

29 марта - Президент России подписал пакет законов о реформировании электроэнергетики. Таким образом, были приняты законодательные акты, определяющие развитие энергетики на десятилетия вперед. Среди них - федеральный закон "Об электроэнергетике", ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период", поправки в закон "О естественных монополиях", поправки во вторую часть Гражданского кодекса РФ. В них впервые в системном виде регулировались базовые экономические и технологические вопросы работы электроэнергетики, этапы предстоящих реформ и механизмы их реализации.

Начало работы рынка электроэнергии

22 марта - РАО "ЕЭС России" перешло на новую, дивизиональную систему управления. Была изменена организационная структура исполнительного аппарата головной компании. В нем были созданы Корпоративный центр, Центр управления реформой и пять Бизнес-единиц.

Нововведения были обусловлены выходом компании на новый этап развития. У предложенной оргструктуры были две цели. Первая - усиление бизнес-ориентации компании. Вторая - реформа, создание внутренних стимулов для подразделений компании для того, чтобы продвигать реформу.

Завершение реорганизации АО-энерго

В основном завершилась реорганизация АО-энерго РАО "ЕЭС России" и началось формирование межрегиональных компаний - ОГК, ТГК и МРСК.

К концу 2005 года была осуществлена государственная регистрация всех семи ОГК и 13 из 14 ТГК, а также 4 МРСК, сформированных в ходе межрегиональной интеграции распредсетевых компаний. Вкупе с ФСК и СО это означало формирование новой структуры энергетики, создание игроков будущего конкурентного рынка. К концу года начались торги акциями первой из созданных генкомпаний – ОГК-5 – на фондовых биржах России.

Новая модель рынка

С 1 сентября 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации введены новые правила функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности), а также розничных рынков электроэнергии.

Новая модель предполагала переход на систему регулируемых двусторонних договоров между покупателями и продавцами электроэнергии. Все объемы электроэнергии, не покрытые квотами по регулируемым договорам, начали торговаться по свободным нерегулируемым ценам. Участники рынка, заключающие свободные двусторонние договоры, сами определяют контрагентов, цены и объемы.

Новая модель рынка сделала фактически ненужным существование РАО "ЕЭС России" как головной компании – трудно ожидать реальной конкуренции на рынке между ОГК и ТГК, имеющих одного главного акционера. Таким образом, запуск рынка обусловил окончательную реорганизацию РАО "ЕЭС России".

7 августа - Правление РАО "ЕЭС России" одобрило пятилетнюю инвестиционную программу энергокомпаний Холдинга на 2006-2010 годы. Это дало старт новому, инвестиционному этапу реформы российской энергетики. По каждой из энергокомпаний РАО "ЕЭС России" - ОГК, ТГК, ГидроОГК, СО-ЦДУ, ФСК, РСК и материнской компании - были сформированы перечни инвестиционных проектов, включающие в себя как новое строительство, так и комплексную реконструкцию и модернизацию действующих энергообъектов. Программа предусматривала масштабное строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства, снятие напряженности с подключением к сетям новых потребителей, обеспечение схем выдачи мощности в Единую энергосистему страны от строящихся электростанций.

Акционеры поддержали первую реорганизацию

6 декабря - Внеочередное общее собрание акционеров РАО "ЕЭС России" одобрило первую реорганизацию Общества.

Продолжаю серию статьей, посвященных советам директоров публичных компаний.

В отличии от акционерного общества, рассмотренного в предыдущей статье, Газпрома, РАО ЕЭС, как единой компании уже не существует. Но все равно будет интересно посмотреть на историю трансформации управления этой гигантской электроэнергетической монополии, контрольный пакет которой принадлежал государству. При этом РАО ЕЭС, как акционерное общество, возникло совсем по другим правилам, отличным от Газпрома.

Газпром еще в позднесоветское время выделился, как единое целое в "Концерн Газпром", который в последующем был акционирован.

Единый электроэнергетический комплекс России в начале 90-х сперва разделили на множество региональных облэнерго, акционировали эти облэнерго, 49% облэнерго передали в собственность РАО ЕЭС, а остальные приватизировали среди работников облэнерго. В последующем была проведена приватизацию 49% уже самого РАО ЕЭС. В итоге получилась сложная холдинговая структура:

  • Множество облэнерго, где 50% владеет РАО ЕЭС, а остальные акции в частных руках.
  • В самой РАО ЕЭС государство владеет 51%, а остальные акции приватизированы различными способами.

Но в этой схеме возникли и исключения. Иркутская область оспорила передачу РАО ЕЭС контрольного пакета Иркутскэнерго в Конституционном суде - в итоге Иркутскэнерго сперва стал "независимой" компанией, а в итоге попал вместе с уникальным каскадом ГЭС на сибирских реках в собственность будущего олигарха Дерипаске.

Интересно, где сейчас эти люди, проводившие тогда политику обособления Иркутскэнерго.

В феврале 1993 года распоряжением правительства был образован и первый совет директоров РАО ЕЭС- в основном из представителей федеральным и местных властей:

"представители субъектов Федерации - 3 чел.; президент РАО А.Ф.Дьяков; 6 представителей федеральных органов исполнительной власти - первый зампред ГКАП Ю.И.Бурлинов; замминистра финансов С.В.Горбачев; замминтопэнерго Э.В.Грушевенко (23 октября 1993 распоряжением правительства заменен на Ю.В.Корсуна); замМВЭС О.Д.Давыдов; первый зампред Госкомимущества П.П.Мостовой; первый замминэкономики А.Г.Шаповальянц. Председателем Совета назначен А.Ф.Дьяков"

Дьяков Анатолий Федорович, бывший министр топлива и энергетики, был назначен руководителем РАО ЕЭС в должности Президента.

В последующем, приватизированные акции РАО ЕЭС начали активно скупаться у населения западными инвестиционными фондами и российскими банками за бесценок. Как в случае с Газпромом и другими приватизированными предприятиями получить справедливую оценку акций было невозможно - галопирующая инфляция, минимальные или нулевые дивиденды, невыплата зарплаты работникам, отсутствие минимальной финансовой грамотности,- все это приводило к перераспределению бывшей общенародной собственности.

В итоге к 1997 году распределение собственности РАО ЕЭС было следующим:

физические лица – 476 870; юридические лица – 701.

У государства 52,7%, 30% от которых передано субъектам РФ.

У российских юридических лиц - 10,9%; у российских физических лиц - 8,6%, у иностранных юридических лиц - 27,8%

Интересно, что 30% из госпакета было передано для голосования регионам.

Совет директоров РАО ЕЭС, как и Газпрома, в то время стал состоять в основном из управленцев -инсайдеров:

  • Дьяков А.Ф. (Президент РАО, председатель Совета)
  • Башаров Ю.Д. (Начальник территориального центра Востокэнерготехнадзора АО "Дальэнерго");
  • Родин В.Н. (Генеральный директор АО "Свердловэнерго")
  • Мешков В.Н. (Генеральный директор АО "Колэнерго")
  • Боган В.Ф. (Ген.директор АО "Тюменьэнерго")
  • Иванников В.М. (Ген.директор АО "Красноярскэнерго")
  • Пехтин В.А. (Ген.директор АО "Колымаэнерго")
  • Давыдов О.Д. (вице-премьер, Министр внешних экономических связей РФ)
  • Мостовой П.П. (Генеральный директор ФУДН)
  • Корсун Ю.Н. (Председатель ФЭК РФ)
  • Шаповальянц А.Г. (первый замминистра экономики РФ)
  • Никольский Б.В. (Первый вице-премьер Правительства Москвы)
  • Желтиков Е.А. (Ген.директор АО "Ставропольэнерго")

управленцев сторонних компаний:

  • Бурлинов Ю.И. (Вице-президент компании "Сиданко")
  • Горбачев С.В. (Преседатель Совета директоров банка "Альба-Альянс")

В это же время в компании разгорается скандал между управленцами первой волны, имеющих еще советские корни, А.Ф. Дьяковым и представителями младореформаторов, Борисом Бревновым. Последний с подачи вице-премьера Немцова был утвержден на новую должность председателя правления, а за Дьяковым оставили церемониальную - председатель совета директоров.

Предлагаю Вам немного углубиться в историю российской электроэнергетики и рассмотреть причины реформирования отрасли.

Предпосылки реформирования электроэнергетической отрасли России

На протяжении всей истории развития электроэнергетической отрасли Советского союза, а потом и России начиная с плана ГОЭЛРО и до первого десятилетия двадцать первого века выработкой, передачей, диспетчерским управлением и сбытом электроэнергии занималось исключительно государство. Электроэнергетика была монополией, средства на ее развитие выделялись из государственного бюджета, все объемы приобретались и продавались по тарифам, устанавливаемым государством.
Положительными качествами, определившими современное состояние отрасли, стали:

  • увеличение размеров энергосистемы для получения эффекта масштаба
  • уменьшение потребности в резерве мощности за счет межтерриториальной аварийной взаимопомощи.
  • оптимизация режимов работы электростанций
  • повышение гибкости использования энергоисточников за счет прохождения территориальных максимумов нагрузки в различные моменты времени.

В течение десятков лет эта модель позволяла стремительными темпами наращивать генерирующие мощности, обеспечивать светом и теплом предприятия народного хозяйства, а также население.

Однако централизованная модель управления энергосистемой, имея несомненные положительные характеристики, тем не менее содержит в себе и негативные черты, такие как:

  • непрозрачность устанавливаемых тарифов
  • перекрестное субсидирование как внутри регионов, так и на межрегиональном уровне
  • отсутствие мотивации для всех субъектов от электростанции до конечного потребителя снижать свои издержки (стоимость единицы вырабатываемой электроэнергии, величину потерь в сетях, энергоемкость производства).

Перечисленные проблемы не были актуальны до начала 1980-х годов, пока общий кризис социалистического хозяйствования не привел к замедлению темпов развития экономики страны.

Последние двадцать лет двадцатого века характеризуются практически полной остановкой ввода новых мощностей. Так установленная мощность с 1990 по 1998 год увеличилась всего на 800 МВт (что составляет мощность одного крупного блока электростанции). Для сравнения в одном только 2019 году было введено более 3000 МВт. мощностей.

Но общеэкономический спад привел также к значительному снижению потребления, что позволило избегать дефицита электроэнергии.

Начиная с 1999 года обострились две принципиальные проблемы энергетики: во-первых, из-за замораживания роста тарифов и последствий дефолта 1998 г., когда всплеск инфляции не был компенсирован повышением доходов энергокомпаний, отрасль начала испытывать серьезный дефицит средств для инвестиций.

Структура российской электроэнергетики перед началом реформирования.

Каждое АО-энерго было монополистом в субъекте федерации.

То есть при таком субъектном составе конкуренция могла быть только на межрегиональном рынке между дефицитными и избыточными АО-энерго.

Цель и задачи реформирования

Основная цель реформы энергетической отрасли России начатой в конце 90-х начале 2000-х годов – повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее устойчивого развития на основе стимулирования инвестиций и, как следствие, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

При этом основными задачами реформы являются:

  • разделение отрасли на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности;
  • создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах деятельности;
  • обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монополий;
  • эффективное справедливое государственное регулирование естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек и обеспечивающее инвестиционную привлекательность естественных монополий.

Давайте сформулируем что предполагалось сделать и в итоге было реализовано, простыми словами.

Одна организация, которая занимается в регионе всем, начиная от производства электроэнергии, заканчивая ее распределением не может эффективно функционировать в рыночных условиях.

Следовательно, АО-энерго нужно разделить на несколько компаний, каждая из которых будет выполнять один ключевой для себя вид деятельности.

Все виды деятельности разделили на монопольные и конкурентные.

Естественные монополии – это услуги по передаче электрической энергии и диспетчерское управление в электроэнергетике. Конкурентная деятельность – производство и сбыт электроэнергии.

Монопольные виды деятельности оставили под контролем государства. Конкурентные решено было передать в частные руки.

Изменение субъектного состава также потребовало кардинальной изменении модели ценообразования. Как уже было сказано, вся электроэнергия продавалась и приобреталась по тарифам, установленным государством.

Субъектный состав до начала реформирования.

Структура Российской энергетики по состоянию на 2000 год выглядела следующим образом:

Кроме того, в отрасли работали независимые поставщики электроэнергии, в основном генерирующие объекты крупных промышленных потребителей.

На розничном рынке помимо АО-энерго функционировали горэлектросети, как принадлежащие государству, так и акционированные и проданные частным лицам.

Но эти категории если и затронуло реформирование, то, что называется, заодно. Как мне кажется, про них специально никто не думал. Вопрос был в реформировании АО-энерго.

Территориальные особенности реформирования.

В зависимости от пропускной способности объектов электросетевого хозяйства, и также наличия либо отсутствия присоединения сетей к Единой национальной электрической сети вся территория страны была условно разделена на ценовые и неценовые зоны, а также изолированные энергорайоны.

Подробнее о территориальном делении я рассказывал в отдельной статье.

Реформирование

Активная стадия реформы, то есть разделение АО-энерго и продажа образовавшихся компаний началась в 2003 году и продолжалась до 2008 года.

План реформирования электроэнергетики предусматривал разделение отрасли на государственную и частную составляющие.

Государство оставило под своим контролем:

  • Федеральную сетевую компанию – сформированную для управления магистральными электрическими сетями напряжением 220 кВ и выше;
  • Межрегиональные распределительные сетевые компании, объединенные в Холдинг МРСК. В состав МРСК перешли распределительные сетевые активы АО-Энерго номиналом напряжения 110 кВ и ниже.

Сейчас компания сосредоточила под своим контролем также большое количество иных энергетических активов – генерирующих станций, гарантирующих поставщиков и пр.

Также государство оставило под своим контролем генерирующие, сетевые и энергосбытовые активы, расположенные неценовых зонах и изолированных энергорайонах. На Дальнем Востоке страны, например, данные активы перешли под управление РАО ЭС Востока, контролируемое Русгидро.

В частную собственность перешли 14 территориальных генерирующих компаний, сформированных из генерирующих мощностей бывших АО-энерго

6 оптовых генерирующих компаний, активы которых составили бывшие федеральные генерирующие компании.

Сбытовые компании также перешли в частные руки и в процессе реформирования получили статус гарантирующих поставщиков.

Коммерческую инфраструктуру оптового рынка электрической энергии и мощности представляют:

Сформированные в ходе реформы компании представляли собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности и контролирующие соответствующие профильные активы.

По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходили прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяли предприятия нескольких регионов, либо являлись общероссийскими.

Заключение.

Логика реформирования, по моему личному мнению, была верной. Ведь нельзя одинаково хорошо выполнять множество разнородных бизнес-процессов, как это было в АО-Энерго.

К сожалению, после завершения реформирования электроэнергетики, а напомню после ликвидации РАО ЕЭС России прошло уже 12 лет, доля государства в субъектах рынка неуклонно растет.

А монополизация рынка не может не сказываться на эффективности его функционирования.

Но изменение субъектного состава – это только часть преобразований. Для нормальной работы вновь созданных субъектов электроэнергетики была создана принципиально иная модель ценообразования. Но о ней мы поговорим в другой раз.

По его словам, эта мера необходима для контроля за исполнением соглашений, подписанных по итогам IPO.


Загляни в будущее

Нумерология – царица наук

День рождения – твой порядковый номер

Два сапога – пара или не пара?!

Что еще почитать

Игроков молодежных сборных России и Чехии по хоккею сняли с самолета в Калгари при вылете во Франкфурт

Молодежные хоккейные сборные России и Чехии сняли с самолета за пьянство

Политолог и ученый Евгений Сатановский заявил, что в наступившем 2022 году все те, кто хотел чего-то нового, это получат

Сатановский призвал бояться событий, которые грядут в 2022 году

Ранее считалось, что основными причинами опасного для сердечно--сосудистой системы человека повышение уровня холестерина в организме являются сидячий образ жизни и жирная пища

Выявлена неожиданная несъедобная причина повышения холестерина в крови

На сайте Смольного появилась информация о новых тарифах за проезд в общественном транспорте, которые вступили в силу в Санкт-Петербурге с 1 января 2022 года

В Санкт-Петербурге вступили в силу обновленные тарифы за проезд

Все мы ждем в канун Нового года хороших новостей, надеемся на то, что начальство на работе прибавит зарплату, а правительство позаботится о повышении пенсии старикам

Что изменится в Московской области с 1 января: новые законы

В регионах

В Челябинске на новогоднем корпоративе жена застала мужа с любовницей-блондинкой

Праздник закончился потасовкой на корпоративе одной из челябинских компаний

История ачинской кассирши напоминает детектив и в его лихо закрученном сюжете наметилась любовная линия

Астрологи назвали долгожителей среди знаков зодиака

Фото Видео 11369

Пытки узаконят: издевательства над осуждёнными в ОТБ-1 под Саратовом привели к изменению российского законодательства

В новом году саратовцам могут грозить штрафы за отказ от вакцинации

Работа в охоту: два любимых дела мастера Шмелёва

В Татарстане произошло ДТП с тремя погибшими

Юристы оценили запрет Украины на заход судов РФ во внутренние воды

Украинский Днепровский металлургический завод частично перестал работать из-за энергокризиса

Мировая общественность получила права на Винни-Пуха

Двое взрослых и ребенок погибли в ДТП в ХМАО

Найдено решение проблемы с трудоустройством инвалидов: учтен шведский опыт

Самое читаемое

ПФР в 2022 году расширит перечень мер по социальной поддержке россиян

Пенсионный фонд России (ПФР) намерен в будущем году расширить меры по социальной поддержке граждан

Россиян предупредили о крупнейшей с 1990-х денежной реформе

Сразу после новогодних праздников в России начнется крупнейшая с 1990-х годов денежная реформа

Получившие январскую выплату пенсионеры были неприятно удивлены

Некоторые российские пенсионеры, которые уже получили пенсию за январь 2022 года, были неприятно удивлены

Автовзгляд

Правительство готово отменить нештрафуемый порог скорости


АВТОВАЗ назвал точные сроки выхода нового поколения внедорожника LADA Niva


Ульяновский автозавод, как секретное оружие в противостоянии с Америкой


Womanhit

Кадры недели: Песков поцеловал Лазареву, а Бородина показала роскошные подарки 6-летней дочери


Знаки Зодиака, которые могут наладить сексуальную жизнь в 2022 году



Охотники.ру

Электроудочнику дали реальный срок


Встречи с медведем осенью


Начальник управления борьбы с коррупцией взял взятку рыбой


Московский Комсомолец

Читателям

Рекламодателям

Читайте также: