Право служения божественной литургии с отверстыми царскими вратами по иже херувимы что означает

Обновлено: 04.07.2024

Московская обл., Одинцовский р-н, с. Ершово 117

БОГОСЛУЖЕНИЕ

ОБЪЯСНЕНИЕ ЛИТУРГИИ

Являясь Таинством таинств и центральным моментом христианской религиозной жизни, Божественная Евхаристия особенно точно и подробно разработана с точки зрения своего устава. Для своего совершения она требует определенных условий, как в отношении лиц, ее служащих, так и времени, и места, и утвари, и книг, потребных для ее совершения.

Совершителем Литургии может быть только законно рукоположенный иерей или епископ, незапрещенный в священнослужении и назначенный совершать Литургию в данной церкви постоянно (на правах настоятеля или его помощника) или на данный определенный случай. Совершение Литургии в чужой церкви и без разрешения ее настоятеля запрещается. Этот иерей:

б) должен подготовиться к совершению Литургии, как духовно, так и телесно. в) должен причаститься Святых Тайн во время совершаемой им Литургии.

Время совершения Литургии определяется церковными установлениями и обычаями. Литургия может совершаться в любой день, кроме некоторых дней в году.

Местом совершения Литургии служит храм, канонически освященный архиереем.

Святые сосуды и священные предметы:

а) Антиминс, освященный и подписанный каноническим архиереем, с мощами, вшитыми в нем.

б) Святая Чаша, святой дискос, звездица, копие, лжица и губа — все это в чистом, целом и неповрежденном виде.

Вещество для Литургии. Таковым являются хлеб и вино, т.е. плоды, установленные, употребленные и благословенные Самим Господом для Его Пасхальной Вечери. Хлеб должен быть чисто пшеничный, хорошо выпеченным, неплесневелым, не прогорклым, не слишком рыхлым но и не зачерствевшим чтобы из него было можно легко вырезать Агнец и вынимать частицы. Β русской практике, почти во всей Сербии и кое-где на Востоке употребляется хлеб в виде 5-ти (у старообрядцев 7) просфор из кислого теста. На них должна быть печать.

Составные части Литургии.

B ee современном виде литургия византийского типа может быть поделена на три части. 1. Проскомидия 2. Литургия оглашенных и 3. Литургия верных. Перед началом проскомидии читаются входные молитвы.

Священник теми же словами благословляет свой стихарь, или подризник, как его чаще называют в просторечии. Молитвы священнослужителями читаются следующие.

На Проскомидии особым образом изымается Агнец из просфоры. Особенно подчеркивается Жертва Самого Господа и ее смысл.

Таким образом, проскомидия начинается словами жертвоприношения, ибо Литургия не есть только Таинство, но еще и Жертва, приносимая ο всех и за вся.

Назначение остальных 4-х просфор:

Само название этой литургии воскрешает в нас воспоминания ο седой древности церковной истории, когда был еще в силе институт катихизации, т.е. оглашения, подготовки к принятию крещения. На этой части литургии оглашенным было дозволено присутствовать, т. к. она в себе не содержит самого приношения евхаристической Жертвы, a только подготовительные действия, в значительной степени предназначенные для самих оглашенных.

Священник благословляет диакона и говорит:

Первый антифон. Собствено, антифоны это древний чин песнопений совершаемый попеременно обееми хорами.

Малая ектения и молитва:

Малый вход, или вход с Евангелием.

По окончании третьей ектении (малой) открываются царские двери для совершения малого входа, или входа с Евангелием

Малый вход имеет свою историю . Β настоящее время значение этого литургического акта почти неизвестно и смысл его непонятен. Β глубокой древности Евангелие хранилось не на престоле, a в одной из комнат церкви. Древний храм имел два особых помещения, пастофории (coenaculurn, atrium [трапезная, зал (большая комната для приема гостей)]), из которых одна, была предназначена для принятия приношений верных. Наш современный жертвенник есть видоизмененная комната для приношений в древних храмах, теперь уже неотделенный от алтаря. Другая комната или диаконник ризница, была предназначена для хранения богослужебных книг, одежд, священных сосудов и т.д. Когда в древности наступал в Литургии момент чтения алостольских посланий и Евангелия, диаконы отправлялись в ризницу, приносили оттуда писания и читали их, после чего эти книги опять уносились в назначенное для их хранения место, в ризницу. Теперь это осталось только как историческим воспоминанием, ибо Евангелие и до входа, и после него всегда почивает на святом престоле.

Тропари и кондаки.

Молитва Трисвятого пения . (Совершает священник)

Молитва читается священником во время пения тропарей.

Восхождение на горнее место.

Чтение Священного Писания.

Восхождение на горнее место происходит для слушания Священного Писания, почему этот момент и является самым важным в литургии оглашенных..

Чтец произносит соответствующий прокимен, и певцы сообразно с предписаниями церковного устава поют прокимен. Прокимен поется два с половиной раза, и даже если положено два прокимна, то они вместе не должны превышать это число.

Прокимен, προκείμενον, предлежащий, т.е. предшествующий Священному Писанию стих псалма обычно подобран соответственно дню недели или празднуемому событию.

Апостольские и евангельские чтения установлены давно и имеют свою долгую историю. Они распределены последовательно по Евангелистам и начинаются с Литургии первого дня Пасхи. A так как церковный год начинается с 1-го сентября, a чередование церковных гласов начинается с Пятидесятницы, точнее, с Недели Всех Святых

Ектении после Евангелия.

После прочтения Евангелия в древней Церкви полагалось слово назидания епископа или священника; этот обычай был соблюдаем повсюду и сохранился теперь в Греции. He связывая проповедника обязательством произносить проповедь именно в это время, нельзя, однако, не признать, что данный момент весьма подходит для истолкования прочитанного слова Божия.

B нашей практике за Евангелием следуют ектении, которыми заканчивается литургия оглашенных: сугубая, иногда заупокойная и об оглашенных.

Увеличенное моление. Особое.

Она является молитвой ο лицах, тогда как просительная ектения — ο вещах и потребностях, необходимых этим лицам. Эта ектения содержится и в последовании вечерни и утрени, но некоторые различия между содержанием этой молитвы за Литургией и на других службах легко замечаются.

Ko времени сугубой ектении развертывается и антиминс(плат с мощами святого).

Антиминс, а также и облекающий его илитон должны быть закрыты наподобие еврейской или арабской (семитской) книги.

Ектении об оглашенных.

Которая содержит прошения о просвещении и спасении людей готовящихся принять таинство Крещения.

«Иже Херувимы тайно образующе (т.е. мы, которые таинственно изображаем Херувимов) и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение.

Торжественное и всенародное перенесение вещества для Евхаристии с Жертвенника на Престол.

Исповедание своей веры, обязательное событие для служащих вместе, которое позволяет священникам и мирянам открыть свою веру перед всем собором молящихся. Состоит он из 12 членов, частей.

Главная часть евхаристического богослужения, сохранившаяся в своем плане и общем содержании молитв от древнейших времен, называется евхаристическим каноном, евхаристической молитвой в узком смысле этого слова или анафорой, потому что в ее центральном моменте совершается возношение (от άναφέρω) Святых Даров.

Совершаются молитвы анамнезиса , т.е. воспоминания слов Христовых на Тайной Вечери.

После этого возношения иерей читает молитву эпиклезиса, призывания Духа Святого на Дары,

Совершается преложение Даров в Тело и Кровь Христовы.

Eктения после освящения Даров.

Эта ектения по содержанию своему есть ектения просительная.

Возношение Святого Агнца.

Читайте также: