Как взыскать дебиторскую задолженность при ликвидации

Обновлено: 07.05.2024

Законность и обоснованность определения проверены в апелляционном порядке с применением части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Конкурсный управляющий Капитонов И.Н. в судебных заседаниях первой и апелляционной инстанций не присутствовал, от объяснений по претензиям конкурсного кредитора, касающимся его субъективного поведения и управленческих решений, которые могли бы использоваться как доказательство, соответствующее статье 81 АПК РФ, уклонился.

Исследовав доводы подателя апелляционной жалобы, возражения представителей конкурсного управляющего в совокупности и взаимосвязи с собранными по обособленному спору доказательствами, учитывая размещенную в картотеке арбитражных дел в телекоммуникационной сети Интернет информацию по делу о банкротстве, апелляционный суд находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению наряду с первоначальным обращением конкурсного кредитора в порядке статей (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.10.2021) > Глава III. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде > Статья 60. Рассмотрение разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб в деле о банкротстве" target="_blank">60, (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.10.2021) > Глава VII. Конкурсное производство > Статья 145. Отстранение конкурсного управляющего" target="_blank">145 Закона о банкротстве.

Из отчета конкурсного управляющего от 14.07.2017 не следует, что им предпринимались меры по взысканию дебиторской задолженности.

Сославшись на оценку представленных доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции в удовлетворении жалобы кредитора и ходатайства об отстранении от исполнения обязанностей конкурсного управляющего отказал.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными. В настоящем обособленном споре в нарушение части 2 статьи 65 АПК РФ суд первой инстанции не определил подлежащие доказыванию обстоятельства, неверно применил статью 71 АПК РФ при оценке достаточности доказательств и часть 1 статьи 65 АПК РФ при распределении бремени доказывания, влияющем на выводы по фактически обстоятельствам.

Конкурсное производство в отношении должника было открыто 09.11.2016, между тем инвентаризация имущества должника произведена 29.05.2017, спустя более, чем шесть месяцев со дня открытия конкурсного производства. Закон о банкротстве, в редакции, действовавшей на момент открытия конкурсного производства, не предусматривал сроков проведения инвентаризации имущества должника. Но отсутствие в Законе о банкротстве конкретного срока проведения инвентаризации не означает, что такой срок может быть произвольным для конкурсного управляющего. Проведение инвентаризации имущества должника по истечении шести месяцев с момента открытия конкурсного производства, установленных для данной процедуры пунктом 2 статьи (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.10.2021) > Глава VII. Конкурсное производство > Статья 124. Общие положения о конкурсном производстве" target="_blank">124 Закона о банкротстве, ведет к затягиванию процедуры конкурсного производства и тем самым увеличивает расходы на процедуру банкротства.

В силу пункта 3 статьи (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.08.2021) > Глава VII. Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа и в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества > Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица" target="_blank">20 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (до внесения в нее изменений на основании Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, вступивших в силу с 01 января 2016 года), учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Промежуточный ликвидационный баланс конкурсным управляющим не раскрыт, как и сведения о переданных в порядке пункта 2 статьи (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.10.2021) > Глава VII. Конкурсное производство > Статья 126. Последствия открытия конкурсного производства" target="_blank">126 Закона о банкротстве документах должника. Информация о промежуточном ликвидационном балансе не была внесена в ЕГРЮЛ.

Зная дату отчетности по результатам конкурсного производства, определенную судом при принятии процедурного решения, конкурсный управляющий провел инвентаризацию одним днем – 29.05.2017, иного судам первой и апелляционной инстанций не представлено, незадолго до назначенного судебного заседания по рассмотрению отчета, что не позволяло ни составить требуемого для ликвидируемого должника финансового анализа со всеми требуемыми заключениями, ни определить действенные и первоочередные мероприятия по сбору конкурсной массы, и привело к плановому продлению срока конкурсного производства, который на текущий момент продлен уже в третий раз (12.05.2017, 09.11.2017, 04.05.2018) и перспектива завершения не ясна.

Основной задачей конкурсного производства является выявление имущества и денежных средств должника для формирования конкурсной массы для расчетов с кредиторами, согласно определенной статьей (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.10.2021) > Глава I. Общие положения > Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" target="_blank">2 Закона о банкротстве цели этой процедуры. Как следствие, и основными функциями конкурсного управляющего будут функции по поиску и формированию конкурсной массы. Права и обязанности конкурсного управляющего в деле о банкротстве определены статьей (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.10.2021) > Глава VII. Конкурсное производство > Статья 129. Полномочия конкурсного управляющего" target="_blank">129 Закона о банкротстве. Конкурсный управляющий обязан принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц (абзац третий пункта 2 статьи (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.10.2021) > Глава VII. Конкурсное производство > Статья 129. Полномочия конкурсного управляющего" target="_blank">129 Закона о банкротстве). В силу абз. 8 п. 2 ст. (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.10.2021) > Глава VII. Конкурсное производство > Статья 129. Полномочия конкурсного управляющего" target="_blank">129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Имущественные права кредиторов и потенциальных покупателей могут быть нарушены в связи с истечением сроков исковой давности и невозможности предъявления требований к дебиторам в судебном порядке. Длительное непринятие конкурсным управляющим мер, направленных на взыскание дебиторской задолженности, привело к затягиванию процедуры конкурсного производства, как следствие, увеличению расходов на процедуру, что нарушает имущественные права кредиторов. Если конкурсный управляющий не имел достаточных оснований для признания дебиторской задолженности возникшей и существующей (а данные первичного бухгалтерского учета в электронном виде или на бумажном носителе, подтверждающие соответствующие обязательства, судам первой и апелляционной инстанции не раскрыты, оборотно-сальдовые ведомости таковыми не являются), то не мотивированно включена в состав конкурсной массы эта дебиторская задолженность, а направленные дебиторам требования не содержат ссылок на допустимые доказательства. В случае правомерных отказов дебиторов конкурсным управляющим возникшая ситуация никак не оформлена, в том числе путем корректировки бухгалтерской отчетности и результатов инвентаризации.

Конкурсный управляющий как профессиональный антикризисный менеджер не представил допустимых и достоверных доказательств, что переход к уступке прав требования и их реализация с торгов – самый эффективный способ наполнения конкурсной массы. Напротив, фактические обстоятельства проведения первоначальных и повторных торгов по Положению, условия которого не оспаривались конкурсным управляющим в порядке статьи (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.10.2021) > Глава VII. Конкурсное производство > Статья 139. Продажа имущества должника" target="_blank">139 Закона о банкротстве, уже подтвердили неэффективность работы конкурсного управляющего Капитонова И.Н. с активами должника.

Согласно правовому подходу в пункте 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017), общие положения Закона о банкротстве о продаже имущества на торгах должны применяться с учетом особенностей такого объекта прав как имущественное требование и цели процедуры конкурсного производства, заключающейся в максимальном наполнении конкурсной массы и соразмерном удовлетворении за ее счет требований кредиторов. Действуя разумно и добросовестно в интересах должника и кредиторов, конкурсный управляющий должен определить стратегию наиболее эффективного обмена на денежный эквивалент поступившего в конкурсную массу требования к контрагентам должника, решив вопрос о целесообразности реализации этого требования на торгах либо прямого истребования дебиторской задолженности (оценив ликвидность требования, размер его дисконтирования при реализации, расходы на подготовку торгов и их проведение, вероятность получения долга напрямую от контрагента, временные и финансовые затраты на такое получение и т.п.).

Не были представлены доказательства того, что конкурсный управляющий, предлагая комитету кредиторов утвердить Положение о порядке продаже дебиторской задолженности, обосновал невозможность ее взыскания самим должником, представил мотивированный анализ дебиторской задолженности с документальным подтверждением принятых по ее взысканию мер. Данные доказательства также не были представлены судам первой и апелляционной инстанций, как и подтверждения достоверности данных о дебиторской задолженности, размещенный в ЕФРСБ, что связано с некачественностью инвентаризации и немотивированным отказом от действий, императивно установленных законодателем в абзаце 2 пункта 2 статьи (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.10.2021) > Глава VII. Конкурсное производство > Статья 129. Полномочия конкурсного управляющего" target="_blank">129 Закона о банкротстве.

Представленные конкурсным управляющим в порядке абзаца 2 части 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства в обоснование возражений на апелляционную жалобу доводы первоначальной жалобы кредитора не опровергают, и приемлемых объяснений субъективного поведения конкурсного управляющего в соответствии с частью 2 статьи 401 ГК РФ не содержат.

Руководствуясь статьями 176, 223, 268, 269 п. 2, 270 ч. 1 п. 4, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

Определение арбитражного суда первой инстанции от 29.12.2017 отменить.

Принять новый судебный акт.

Признать незаконным бездействие конкурсного управляющего Капитонова И.Н., выразившееся в непринятии мер по взысканию дебиторской задолженности должника.

Признать незаконными действия конкурсного управляющего Капитонова И.Н., направленные на реализацию на торгах дебиторской задолженности без предварительного принятия мер по взысканию дебиторской задолженности.

Признать незаконными действия конкурсного управляющего Капитонова И.Н., выразившиеся в непроведении в разумный срок инвентаризации имущества должника.

В удовлетворении жалобы относительно продажи дебиторской задолженности одним лотом отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.


Как списать дебиторскую задолженность, если организация ликвидирована? Такой вопрос в современных условиях возникает часто. Про бухгалтерский учет дебиторки к списанию есть много информации, а как правильно учесть списание безнадежного долга в налоговых расчетах? Обратимся к свежим разъяснениям Минфина.

Можно ли списать задолженность, если компания-должник ликвидирована?

В ст. 419 ГК РФ установлено, что ликвидация юридического лица служит основанием для прекращения его обязательств.

Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежной признается дебиторская задолженность, по которой истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым обязательство прекращено из-за невозможности его исполнения (на основании акта государственного органа или ликвидации организации).

Таким образом, списать нереальную к взысканию дебиторку не просто можно, но и нужно. Ведь с несуществующей компании взыскивать нечего и в бухотчетности не должно быть актива под эту дебиторку.

Как списать дебиторку, нереальную к взысканию, в бухгалтерском учете, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите к Готовому решению бесплатно.

См. также:

А как быть с налоговым учетом? Когда следует принять в уменьшение налоговой базы по прибыли списание задолженности по ликвидированному контрагенту?

Как списать дебиторскую задолженность, если организация ликвидирована

С разъяснениями на эту тему выступил Минфин. В письме ведомства от 01.07.19 № 03-03-06/1/48327 чиновники подробно разъяснили, как определить момент для списания дебиторской задолженности по ликвидированной организации в налоговом учете.

В Минфине отмечают, что если есть несколько оснований для отнесения дебиторской задолженности к разряду безнадежной, то для налоговых целей ее следует признать строго в том налоговом (отчетном) периоде, в котором появилось первое по времени основание. Например, если сначала долг был признан безнадежным по сроку, а затем состоялось исключение должника из ЕГРЮЛ (была внесена соответствующая запись), признавать дебиторку подлежащей списанию следует на дату признания безнадежной.

О нюансах списания безнадежной дебиторки в налоговом учете узнайте в КонсультантПлюс:


Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Как списать задолженность, если организация ликвидирована, но об этом узнали позже

Как поступить, если организация-кредитор узнала о ликвидации должника не сразу после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ, а спустя некоторое время, при этом продолжала учитывать дебиторку от этого должника? В этой ситуации специалисты Минфина советуют следовать правилам исправления искажений, относящихся к прошлым налоговым периодам (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Налогоплательщик, допустивший ошибки, которые привели к излишней уплате налога в предыдущем налоговом (отчетном) периоде, имеет право скорректировать налоговую базу за тот период, когда выявлены эти ошибки. Это значит, что не учтенную вовремя (на дату внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ) в налоговых расходах безнадежную дебиторку можно списывать в расходы в периоде ее обнаружения.

Важно! Заявление о зачете или о возврате суммы образовавшегося излишне уплаченного налога можно подать в ФНС в течение трех лет со дня уплаты этой суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Как учитывать суммы НДС при списании дебиторской задолженности, см. здесь.

Итоги

Если вы узнали, что ваш покупатель ликвидирован, спишите его дебиторскую задолженность в отчетном периоде, когда внесена запись в ЕГРЮЛ о ликвидации. Если вы узнали о ликвидации должника не сразу, а спустя несколько отчетных периодов, в расходы включайте такую дебиторку в периоде обнаружения факта ликвидации.

  • Налоговый кодекс РФ
  • Гражданский кодекс Российской Федерации

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Минфина России от 16 августа 2019 г. N 02-07-10/62948 О принятии учредителем дебиторской задолженности от ликвидируемого государственного унитарного учреждения


Обзор документа

Письмо Минфина России от 16 августа 2019 г. N 02-07-10/62948 О принятии учредителем дебиторской задолженности от ликвидируемого государственного унитарного учреждения

Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) в рамках своей компетенции рассмотрело письмо по вопросу порядка принятия учредителем дебиторской задолженности от ликвидируемого государственного унитарного учреждения и сообщает следующее.

Порядок ликвидации юридического лица установлен статьями 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).

Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Согласно пункту 3 статьи 62 Гражданского кодекса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

При этом с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению челами юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского кодекса ликвидационная комиссия принимает меры пo выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

При этом пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса предусмотрено утверждение промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Составление ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами, утверждаемого учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, находится в компетенции ликвидационной комиссии. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 9 статьи 63 Гражданского кодекса и пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 мая 2018 г. N 122н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Влияние изменений курсов иностранных валют" (далее - СГС "Влияние изменений курсов иностранных валют") определены две группы валютных активов: монетарные и немонетарные.

Согласно пункту 5 валютными монетарными активами признаются активы, выраженные в иностранной валюте и (или) в ее рублевом эквиваленте, подлежащие получению в виде денежных средств (эквивалентов денежных средств), в том числе:

а) денежные средства и эквиваленты денежных средств;

б) финансовые вложения в долговые ценные бумаги;

в) предоставленные кредиты (займы);

г) дебиторская задолженность, за исключением авансов, выданных по расходным обязательствам;

д) вложения в финансовые активы средств Фонда национального благосостояния;

е) иные активы, подлежащие получению в виде денежных средств (эквивалентов денежных средств).

Валютные немонетарные активы - активы, выраженные в иностранной валюте, не относящиеся согласно СГС "Влияние изменений курсов иностранных валют" к валютным монетарным активам.

Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, в том числе дебиторская задолженность, юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.

При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации дебиторская задолженность по монетарным активам может быть передана администратору доходов, дебиторская задолженность по немонетарным активам - уполномоченному органу (участнику бюджетного процесса).

Порядок учета учредителем дебиторской задолженности от ликвидируемого государственного унитарного предприятия определен положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению", с учетом положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления". При этом поступление дебиторской задолженности осуществляется с применением кода классификации операций сектора государственного управления 192 "Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)".

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

Обзор документа

Минфин разъяснил порядок принятия учредителем дебиторской задолженности от ликвидируемого ГУПа.

Указанная задолженность по монетарным активам может быть передана администратору доходов, по немонетарным активам - уполномоченному органу (участнику бюджетного процесса).

Поступление дебиторской задолженности отражается по коду КОСГУ 192.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

ПОРЯДКИ ИСКЛЮЧЕНИЯ. КАК СПИСАТЬ ДОЛГ КОМПАНИИ, ВЫЧЕРКНУТОЙ ИЗ ЕГРЮЛ

Списать безнадежный долг компания может лишь в том случае, когда исключение должника из ЕГРЮЛ приравнивается к его ликвидации. Между тем в последние годы налоговые органы проводят регулярные проверки достоверности юридических адресов организаций, что может вести к исключению тех из ЕГРЮЛ, создавая проблемы их контрагентам.

Когда долг контрагента может быть списан

Обязательство прекращается ликвидацией юридического лица, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (ст. 419 ГК РФ). На основании ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет за собой его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после того, как запись об этом внесена в ЕГРЮЛ (ст. 63 ГК РФ).

Исключение недействующей организации из ЕГРЮЛ приравнивается к ликвидации, причем как для целей гражданского оборота, так и для целей налогообложения. Другими словами, поступать с долгами недействующих компаний, исключенных из ЕГРЮЛ, можно так же, как и с долгами ликвидированных, их можно списать во внереализационные расходы. Документальным подтверждением ликвидации организации-должника может служить выписка из ЕГРЮЛ (ст. 6 Закона N 129-ФЗ, ст. 252 НК РФ).

Аналогично в этот же момент долги компании перед исключенным из ЕГРЮЛ кредитором должны быть списаны на внереализационные доходы (п. 18 ч. 2 ст. 250, п. 1 ст. 271 НК РФ). Правда, есть некоторые исключения учета доходов. Например, перед учредителем и др.

Однако не все причины исключения контрагента из ЕГРЮЛ приводят к учету долга в доходах или расходах в целях исчисления налога на прибыль. Рассмотрим вопрос детальнее.

Когда исключение из ЕГРЮЛ приравнивается к ликвидации

Фирмы, которые фактически прекратили свою деятельность, могут быть ликвидированы в упрощенном (внесудебном) порядке по решению регистрирующего органа. Это предусмотрено ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ.

В соответствии со ст. 64.2 ГК РФ юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев не представляло документы с отчетностью, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо), считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В п. 2 ст. 64.2 ГК РФ четко написано, что исключение недействующей организации из ЕГРЮЛ влечет те же правовые последствия, что и ликвидация. Но это правило было введено с 1 сентября 2014 г. (Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ). До этого момента исключение из реестра по решению инспекции формально не приравнивалось к ликвидации. И именно из-за этой формальности позиция Минфина была противоположна сегодняшней.

Долги юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, могут быть признаны безнадежными в порядке, установленном ст. 266 НК РФ, с даты исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ (Письма Минфина России от 21 мая 2019 года N 03-03-06/2/36730, от 24 июля 2015 года N 03-01-10/42792, Постановление АС Московского округа от 7 ноября 2017 года по делу N А40-106253/2016).

Соответственно, на эту же дату при наличии кредиторской задолженности перед данным контрагентом нужно признать соответствующий доход (Письмо Минфина России от 7 февраля 2020 года N 03-03-06/2/7955).

Когда отсутствие в ЕГРЮЛ - не повод для списания

Списать безнадежный долг компания может только в том случае, если исключение должника из ЕГРЮЛ приравнивается к его ликвидации. А это не всегда так.

В частности, предусмотренный ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях (п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ):

- невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

- наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи.

При этом исключение действующей организации из ЕГРЮЛ по основаниям п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ (когда в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности) не является ликвидацией (Письма Минфина России от 7 февраля 2020 года N 03-03-06/2/7955, от 16 августа 2019 года N 03-03-06/1/62253, от 24 октября 2019 года N 03-03-06/1/81781, от 21 мая 2019 года N 03-03-06/2/36730). Это связано с тем, что такое исключение не приравнивается законом к ликвидации, а значит, задолженность не может быть признана невозвратной.

Однако Минфин отмечает, что ничего не мешает сделать это на других основаниях, изложенных в п. 2 ст. 266 НК РФ: истечение срока исковой давности; невозможность исполнения обязательств на основании ликвидации организации или акта госоргана (имеются в виду законы, указы, постановления, распоряжения и иные нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Недостоверные сведения об адресе

К наличию в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи, относится запись о недостоверности юридического адреса юридического лица. Поскольку данные записи вносятся налоговыми органами достаточно активно, рассмотрим ситуацию подробно.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Структура адреса включает в себя последовательность адресообразующих элементов, в том числе тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении (п. 44 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221). Таким образом, в ЕГРЮЛ должен быть указан полный адрес юридического лица, включая номер помещения или офиса.

С 1 января 2016 года значительно расширены пределы проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ. Это проверка не только новых сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, но также и таких, которые уже там содержатся (п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Специальная процедура (уведомление о недостоверности и представление дополнительных сведений и документов) предусмотрена для ряда сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе. При наличии предусмотренных законодательством о государственной регистрации оснований регистрирующий орган проводит проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ независимо от даты их включения (Письмо ФНС России от 06.03.2017 N ГД-4-14/3980@). Она проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности имеющихся в реестре сведений.

В Письме Минфина России от 11.03.2019 N 03-12-13/15455 отмечается, что в ст. 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым:

- данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления;

- лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам;

- регистрирующий орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ.

Порядок проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, утвержден Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 года N ММВ-7-14/72@.

Основаниями для признания сведений об адресе недостоверными являются следующие (п. 2 Приложения N 1 к Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица"):

- указанный адрес является "массовым";

- находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен или не существует; является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

- заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.).

Кроме того, об этом может свидетельствовать заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

Источником информации о недостоверности адреса может выступать обращение заинтересованного лица; иная имеющаяся у территориальных органов информация (п. 4 Приложения N 1 к Приказу ФНС России от 11 февраля 2016 года N ММВ-7-14/72@).

Реально ФНС делает перекрестную проверку сведений о собственниках помещений с базой адресов. Затем от собственников недвижимости запрашиваются сведения об арендаторах помещений с детальным указанием сведений о заключенных договорах. Обе базы произведены в автоматическом режиме с данных адресов в ЕГРЮЛ. Фирмы, не прошедшие проверку, получают "черную" метку.

Инспекторы вправе проводить осмотр объекта недвижимости, для его проведения даже не требуется присутствие представителей проверяемого лица: достаточно привлечь двух понятых или записать осмотр на видео. Понятые расписываются в протоколе осмотра, а если велась видеозапись, то в акте осмотра производится соответствующая отметка (подп. "г" п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Если по окончании проверочных мероприятий ИФНС пришла к выводу, что сведения в ЕГРЮЛ об адресе были недостоверны, то в адрес юридического лица, а также его руководителей и участников должно быть направлено уведомление с предложением внести в ЕГРЮЛ достоверные сведения или представить документы, свидетельствующие, что налоговый орган ошибся (п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, п. 18 Приложения N 1 к Приказу ФНС России N ММВ-7-14/72@). На эту процедуру налогоплательщику отводится 30 календарных дней. Если компания не убедила инспекторов в правильности указания адреса, то в реестре ставится отметка "Недостоверность сведений в ЕГРЮЛ об адресе".

Наличие отметки о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи является достаточным основанием для исключения компании из ЕГРЮЛ налоговым органом без соответствующего судебного решения (подп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, Письмо Минфина России от 28 ноября 2017 года N 03-12-13/78712).

Кроме того, наличие указанной записи в ЕГРЮЛ в течение 3 лет со дня ее внесения является основанием для отказа в государственной регистрации фактов, связанных с включением в ЕГРЮЛ новых сведений об учредителях или участниках этой организации (подп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ).

Внесение записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ об адресе контрагента вызывает ряд неблагоприятных последствий для лиц, связанных с ней. Отсутствие связи с юридическим лицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, является одним из признаков того, что компания недействующая.

Компания, имеющая запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, является налогоплательщиком с высоким уровнем налогового риска. У ее контрагентов возможны проблемы с признанием расходов, получением вычетов по НДС по соответствующим сделкам из-за непроявления должной осмотрительности при выборе делового партнера. Так, с 1 октября 2017 года в счете-фактуре должен быть указан полный юридический адрес продавца и покупателя, который указан в выписке из ЕГРЮЛ. Нередко причиной отказа в вычете НДС у покупателя является заявление налогового органа о том, что контрагент отсутствует по адресу, указанному в счете-фактуре, или, например, не представляет отчетность в фискальные органы, или его нет в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП, или, скажем, налог не перечислен поставщиком в бюджет.

Читайте также: