Правовая личность как предпосылка и базис правового государства

Обновлено: 18.05.2024


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Республиканский конкурс работ учащихся общеобразовательных школ Республики Дагестан

Исследовательская работа по праву на тему:

hello_html_28ae097c.jpg

Участник конкурса:

Гаджисулаева Зарина Шапиулаховна

Руководитель:

Ибрагимова Барият Исаевна

г. Каспийск, 2019 год

Аннотация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … 3 стр.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … 3 стр.

1. Правовое государство. История развития правового государства . . . 5 стр.

2. От развития личности к становлению правового государства . . . . . . 6 стр.

3. Социологический опрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 стр.

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 стр.

Ссылки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………………… 12 стр.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов . . . . . . . . . 12 стр.

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 стр.

В исследовательской работе рассматривается процесс становления личности в современном правовом государстве. Работа включает в себя две части- теоретическую (история права и правовой культуры, моё понимание связи личности и государства, приложения в виде схем) и практическую (социологические опросы и приложения к ним в виде графиков и диаграмм). Изучается состояние правового государства в России в целом и определяется уровень правовой культуры населения. Приводится гипотеза исследования и её доказательства. Описываются наиболее значимые, по моему мнению, факторы для формирования личности и предположения по улучшению правовой грамотности населения.

Одним из ключевых факторов, определяющих динамику развития конкретно взятого государства и всего общества в целом является формирование правовой культуры личности. Проблема воспитания образованного, глубоко вдумчивого гражданина была, есть и будет предметом обсуждения многих философов, социологов и политиков. Моя исследовательская работа также посвящена данному вопросу.

Выбирая тему будущей исследовательской деятельности, я руководствовалась её актуальностью в современном мире и собственным интересом.

Актуальность работы обусловлена тем, что все передовые страны современного мира понимают необходимость правового государства как важной меры стабильности и процветания общества. Мы видим всё яснее, что справедливое государство с разделением властей, обеспечением прав и свобод человека, а также со взаимной ответственностью граждан и власти-это больше не утопия, а вполне реальная цель, к достижению которой нужно стремиться.

Эта проблема идеального устройства государства интересует меня уже очень давно. И мне важно определить, является ли правовое государство самым надёжным, дающим возможность всестороннего развития своим гражданам.

Гипотеза исследования:

Правовое государство- наиболее подходящая форма организации политической власти, дающая своим гражданам возможность личностного развития.

Цели исследования:

Понять, как и с помощью каких факторов происходит формирование личности в современном правовом государстве;

Определить степень правовой грамотности населения;

Узнать мнение молодёжи и старшего поколения о правовом государстве.

Для раскрытия поставленных целей я выявила следующие задачи исследования:

Узнать историю правового государства;

Сделать общий вывод о состоянии правового государства в Российской Федерации;

Рассмотреть развитие личности человека как результат взаимодействия генотипа и социально-правовой среды, в которой он будет социализироваться;

Понять, как и с помощью каких факторов происходит формирование личности в современном правовом государстве;

Провести социологический опрос;

Определить степень правовой грамотности населения;

Обобщить полученные в ходе исследовательской работы данные.

1. Правовое государство. История развития правового государства.

Tempora mutantur et nos mutamur in illis 1

Цели правового государства менялись в зависимости от того, на каком этапе развития оно находилось. Так, мы можем выделить три главных этапа развития:

Правовые государства древности. Конечно, это были не совсем правовые государства- в условиях рабовладельческого строя не могло быть и речи о равенстве всех перед законом, но люди, которые признавались гражданами, действительно были равноправны. Представителями ранних правовых государств были Древняя Греция и Древний Рим.

Правовые государства Нового времени. Эпоха Просвещения вернула миру идею главенствующего над всем закона. Буржуазная революция и становление рыночной экономики требовали признания за личностью прав и свобод. Идеи правового государства с конце xviii века нашли своё закрепление в таких официальных актах, как Декларация независимости США(1776), Конституция США(1787) и французская Декларация прав человека и гражданина(1789).

Правовые государства Новейшего времени. В большинстве развитых стран было достигнуто разделение властей, большое значение стало придаваться равенству всех граждан в правах не только на бумаге, но и в действительности.

Современные правовые государства- Швеция, Норвегия, Швейцария, Япония, США. 3 Правовым государством, по мнению Международной неправительственной организации World Justice Project, является и Россия, хотя в учебнике по обществознанию 9 класса написано:

Я полностью разделяю точку зрения авторов учебника - Россия, как и многие страны мира, стремится стать правовым государством. У нас действуют правила и законы, моральные и нравственные принципы, но всё же, система не идеальна. А улучшить её можем только мы сами - граждане, проживающие в Российской Федерации. Как? Очень просто - развиваться, иметь представление хотя бы об основных законах. И с ростом грамотных принципиальных людей система вынуждена будет меняться.

2.От развития личности к становлению правового государства.

Я считаю, что Жан-Жак Руссо верен в своём высказывании, и каждый человек должен использовать право голоса и право выбора, данные высшим законом страны. Мы не сможем достичь правового государства без инициативного желания людей высказывать своё мнение и знать законы. Деятельное участие граждан в жизни страны- залог её процветания.

Но справедливо будет сказать- для того чтобы у каждого гражданина было желание иметь активную гражданскую позицию, участвовать в политической и культурной жизни страны и чувствовать себя частью родины, государство должно создать условия для гармоничного развития личности 7 .

Развитие личности - это результат взаимодействия генотипа и социально-правовой среды.

Конечно, биологический фактор определяет физические и умственные способности человека, но во многом именно внешние обстоятельства оказывают влияние на формирование характера индивида 8 . И если человек будет расти и адаптироваться в социально-правовой среде, то ещё в детстве он научится принятию правильных нравственных и правовых решений.

Положительно повлияло бы также вовлечение граждан в активные виды деятельности, способствующие формированию правовой культуры.

Всё это будет способствовать развитию у молодых людей чувства патриотизма, даст возможность им ощутить себя частью большой страны, научит соблюдать и защищать свои гражданские права и свободы 9 .

3.Социологический опрос.

С целью получения данных об уровне правовой культуры населения мною был проведён социологический опрос. Всего в нём приняло участие 40 человек. Возраст респондентов- от 13 до 45 лет. Участники опроса – жители городов Каспийска, Махачкалы, Краснодара.

Мною было задано три общих вопроса, на которые предлагалось ответить односложно и несколько, на которые нужно ответь развёрнуто.

Какой уровень правовых знаний необходим для реализации Ваших планов в будущем/для вашей работы?

Имеете ли Вы собственную гражданскую позицию?

Как бы Вы определили свой уровень правовой грамотности?

Из 25 опрошенных 9 в возрасте от 13 до 16 лет считают, что им необходим высокий уровень правовой грамотности(6 девочек и 3 мальчика), 12(6 девочек и 6 мальчиков) выбрало средний уровень, а 4 человек( 3 девочки и 1 мальчик)- низкий уровень.

Большинство опрошенных в возрасте от 17 до 25( всего 10 человек) выбрало средний уровень правовой грамотности( 2 мальчика и 5 девочек), высокий уровень выбрали 1 мальчик и 1 девочка, а низкий уровень- 1 девочка.

3 работающих людей старшего поколения (25-45), считают, что для их работы необходим средний уровень знания законов( 2 мужчин и 1 женщина), высокий уровень- 1 женщина, низкий- 1 женщина.

Собственную гражданскую позицию среди первой группы опрошенных имело 15 человек ( 8 девочек и 7 мальчиков), не имело- 10( 7 девочек и 3 мальчика).

Среди второй группы опрошенных гражданскую позицию не имела только 1 девочка.

В третьей группе гражданской позиции не было у 1 женщины.

Свой уровень правовой грамотности подростки от 13 до 16 лет определили так: 12 человек ( 7 девочек и 5 мальчиков) выбрали низкий уровень, 10 (7 девочек и 3 мальчика )- средний уровень, а высокий- 3 (1 девочка и 2 мальчика).

7 человека от 17 до 25 лет считают свой уровень знания законов средним( 5 девочек и 2 мальчика) , 2 девочки и 1 мальчик знают законы на низком уровне. Высокий уровень не был выбран никем.

2 человека( оба мужчины) в третьей группе считают свой уровень правовой грамотности высоким, 2( две женщины) – средним, низким- 1 женщина. Развёрнуто на вопросы ответило трое человек:

Для реализации моих планов в будущем мне необходим средний уровень правовой грамотности, но как гражданин я должна хорошо, на высоком уровне, знать законы своей страны.(К.15 лет)

Для того чтобы Россия стала настоящим правовым государством, у нас у всех должна быть активная гражданская позиция. Я-волонтёр, и хорошо понимаю важность каждого отдельного человека, каждой личности в обществе.(З.17 лет)

Я считаю, что самое главное в правовом государстве даже не разделение властей, хотя это тоже очень важно, а право человека на собственную точку зрения. Наличие собственного мнения говорит о том, что человек- это личность.(М.23 года)

Вывод социологического опроса:

Абсолютное большинство респондентов как первой, так и второй и третьей групп считают средний уровень правовой грамотности достаточным для реализации своих планов в будущем. Опрошенные считают, что высокий уровень правовой грамотности необходим только тем, кто хочет работать (или работает) в сфере юриспруденции.

У 28 опрошенных из 40 имеется гражданская позиция, причем мы видим, что, чем старше возраст участников опроса, тем меньше среди них людей, не имеющих гражданской позиции. Связано это с тем, что респонденты первой возрастной группы ещё не совсем осознают свою роль в обществе. Большинство подростков от 13 до 16, ответивших отрицательно на второй вопрос, считали, что гражданская позиция может быть только у совершеннолетнего человека.

Ответы на третий вопрос показывают, что на данный момент у большей части опрашиваемых средний( у 19 человек) и низкий( у 16 человек) уровень знания законов.

Исходя из проведённого социологического исследования, я могу сделать вывод, что уровень правовой культуры населения городов Каспийска, Махачкалы и Краснодара находится на среднем уровне. В целом, такой результат можно назвать удовлетворительным, но до тех пор, пока мы не доберёмся до ступени высокого знания законов, о правовом государстве не может быть и речи. Поэтому нужно повышать уровень правовой культуры массово, во всех возрастных категориях.

Современное правовое государство- государство, обеспечивающее господство права, равенство всех перед законом и гарантирующее права и свободы человека, в основу организации власти положен принцип разделения властей. Это цель любой развитой страны.

Формирование личности в современном правовом государстве происходит в большей части под влиянием социально-правовой среды. Именно внешние обстоятельства, а не биологические факторы во многом определяют развитие личности и формирование её характера.

Правовое государство- наиболее подходящая форма организации политической власти, потому что оно даёт своим гражданам возможность личностного развития, защищает права и интересы всех без исключения своих граждан.

Изучив данные социологического опроса, я пришла к выводу, что степень правовой грамотности населения находится на среднем уровне.

Путь к идеальному устройству общества в России, как и во всём мире, продолжается. Россия пока не является правовым государством, но Конституция РФ - важный шаг к этому.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Республиканский конкурс работ учащихся общеобразовательных школ Республики Дагестан

Исследовательская работа по праву на тему:

hello_html_28ae097c.jpg

Участник конкурса:

Гаджисулаева Зарина Шапиулаховна

Руководитель:

Ибрагимова Барият Исаевна

г. Каспийск, 2019 год

Аннотация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … 3 стр.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … 3 стр.

1. Правовое государство. История развития правового государства . . . 5 стр.

2. От развития личности к становлению правового государства . . . . . . 6 стр.

3. Социологический опрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 стр.

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 стр.

Ссылки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………………… 12 стр.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов . . . . . . . . . 12 стр.

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 стр.

В исследовательской работе рассматривается процесс становления личности в современном правовом государстве. Работа включает в себя две части- теоретическую (история права и правовой культуры, моё понимание связи личности и государства, приложения в виде схем) и практическую (социологические опросы и приложения к ним в виде графиков и диаграмм). Изучается состояние правового государства в России в целом и определяется уровень правовой культуры населения. Приводится гипотеза исследования и её доказательства. Описываются наиболее значимые, по моему мнению, факторы для формирования личности и предположения по улучшению правовой грамотности населения.

Одним из ключевых факторов, определяющих динамику развития конкретно взятого государства и всего общества в целом является формирование правовой культуры личности. Проблема воспитания образованного, глубоко вдумчивого гражданина была, есть и будет предметом обсуждения многих философов, социологов и политиков. Моя исследовательская работа также посвящена данному вопросу.

Выбирая тему будущей исследовательской деятельности, я руководствовалась её актуальностью в современном мире и собственным интересом.

Актуальность работы обусловлена тем, что все передовые страны современного мира понимают необходимость правового государства как важной меры стабильности и процветания общества. Мы видим всё яснее, что справедливое государство с разделением властей, обеспечением прав и свобод человека, а также со взаимной ответственностью граждан и власти-это больше не утопия, а вполне реальная цель, к достижению которой нужно стремиться.

Эта проблема идеального устройства государства интересует меня уже очень давно. И мне важно определить, является ли правовое государство самым надёжным, дающим возможность всестороннего развития своим гражданам.

Гипотеза исследования:

Правовое государство- наиболее подходящая форма организации политической власти, дающая своим гражданам возможность личностного развития.

Цели исследования:

Понять, как и с помощью каких факторов происходит формирование личности в современном правовом государстве;

Определить степень правовой грамотности населения;

Узнать мнение молодёжи и старшего поколения о правовом государстве.

Для раскрытия поставленных целей я выявила следующие задачи исследования:

Узнать историю правового государства;

Сделать общий вывод о состоянии правового государства в Российской Федерации;

Рассмотреть развитие личности человека как результат взаимодействия генотипа и социально-правовой среды, в которой он будет социализироваться;

Понять, как и с помощью каких факторов происходит формирование личности в современном правовом государстве;

Провести социологический опрос;

Определить степень правовой грамотности населения;

Обобщить полученные в ходе исследовательской работы данные.

1. Правовое государство. История развития правового государства.

Tempora mutantur et nos mutamur in illis 1

Цели правового государства менялись в зависимости от того, на каком этапе развития оно находилось. Так, мы можем выделить три главных этапа развития:

Правовые государства древности. Конечно, это были не совсем правовые государства- в условиях рабовладельческого строя не могло быть и речи о равенстве всех перед законом, но люди, которые признавались гражданами, действительно были равноправны. Представителями ранних правовых государств были Древняя Греция и Древний Рим.

Правовые государства Нового времени. Эпоха Просвещения вернула миру идею главенствующего над всем закона. Буржуазная революция и становление рыночной экономики требовали признания за личностью прав и свобод. Идеи правового государства с конце xviii века нашли своё закрепление в таких официальных актах, как Декларация независимости США(1776), Конституция США(1787) и французская Декларация прав человека и гражданина(1789).

Правовые государства Новейшего времени. В большинстве развитых стран было достигнуто разделение властей, большое значение стало придаваться равенству всех граждан в правах не только на бумаге, но и в действительности.

Современные правовые государства- Швеция, Норвегия, Швейцария, Япония, США. 3 Правовым государством, по мнению Международной неправительственной организации World Justice Project, является и Россия, хотя в учебнике по обществознанию 9 класса написано:

Я полностью разделяю точку зрения авторов учебника - Россия, как и многие страны мира, стремится стать правовым государством. У нас действуют правила и законы, моральные и нравственные принципы, но всё же, система не идеальна. А улучшить её можем только мы сами - граждане, проживающие в Российской Федерации. Как? Очень просто - развиваться, иметь представление хотя бы об основных законах. И с ростом грамотных принципиальных людей система вынуждена будет меняться.

2.От развития личности к становлению правового государства.

Я считаю, что Жан-Жак Руссо верен в своём высказывании, и каждый человек должен использовать право голоса и право выбора, данные высшим законом страны. Мы не сможем достичь правового государства без инициативного желания людей высказывать своё мнение и знать законы. Деятельное участие граждан в жизни страны- залог её процветания.

Но справедливо будет сказать- для того чтобы у каждого гражданина было желание иметь активную гражданскую позицию, участвовать в политической и культурной жизни страны и чувствовать себя частью родины, государство должно создать условия для гармоничного развития личности 7 .

Развитие личности - это результат взаимодействия генотипа и социально-правовой среды.

Конечно, биологический фактор определяет физические и умственные способности человека, но во многом именно внешние обстоятельства оказывают влияние на формирование характера индивида 8 . И если человек будет расти и адаптироваться в социально-правовой среде, то ещё в детстве он научится принятию правильных нравственных и правовых решений.

Положительно повлияло бы также вовлечение граждан в активные виды деятельности, способствующие формированию правовой культуры.

Всё это будет способствовать развитию у молодых людей чувства патриотизма, даст возможность им ощутить себя частью большой страны, научит соблюдать и защищать свои гражданские права и свободы 9 .

3.Социологический опрос.

С целью получения данных об уровне правовой культуры населения мною был проведён социологический опрос. Всего в нём приняло участие 40 человек. Возраст респондентов- от 13 до 45 лет. Участники опроса – жители городов Каспийска, Махачкалы, Краснодара.

Мною было задано три общих вопроса, на которые предлагалось ответить односложно и несколько, на которые нужно ответь развёрнуто.

Какой уровень правовых знаний необходим для реализации Ваших планов в будущем/для вашей работы?

Имеете ли Вы собственную гражданскую позицию?

Как бы Вы определили свой уровень правовой грамотности?

Из 25 опрошенных 9 в возрасте от 13 до 16 лет считают, что им необходим высокий уровень правовой грамотности(6 девочек и 3 мальчика), 12(6 девочек и 6 мальчиков) выбрало средний уровень, а 4 человек( 3 девочки и 1 мальчик)- низкий уровень.

Большинство опрошенных в возрасте от 17 до 25( всего 10 человек) выбрало средний уровень правовой грамотности( 2 мальчика и 5 девочек), высокий уровень выбрали 1 мальчик и 1 девочка, а низкий уровень- 1 девочка.

3 работающих людей старшего поколения (25-45), считают, что для их работы необходим средний уровень знания законов( 2 мужчин и 1 женщина), высокий уровень- 1 женщина, низкий- 1 женщина.

Собственную гражданскую позицию среди первой группы опрошенных имело 15 человек ( 8 девочек и 7 мальчиков), не имело- 10( 7 девочек и 3 мальчика).

Среди второй группы опрошенных гражданскую позицию не имела только 1 девочка.

В третьей группе гражданской позиции не было у 1 женщины.

Свой уровень правовой грамотности подростки от 13 до 16 лет определили так: 12 человек ( 7 девочек и 5 мальчиков) выбрали низкий уровень, 10 (7 девочек и 3 мальчика )- средний уровень, а высокий- 3 (1 девочка и 2 мальчика).

7 человека от 17 до 25 лет считают свой уровень знания законов средним( 5 девочек и 2 мальчика) , 2 девочки и 1 мальчик знают законы на низком уровне. Высокий уровень не был выбран никем.

2 человека( оба мужчины) в третьей группе считают свой уровень правовой грамотности высоким, 2( две женщины) – средним, низким- 1 женщина. Развёрнуто на вопросы ответило трое человек:

Для реализации моих планов в будущем мне необходим средний уровень правовой грамотности, но как гражданин я должна хорошо, на высоком уровне, знать законы своей страны.(К.15 лет)

Для того чтобы Россия стала настоящим правовым государством, у нас у всех должна быть активная гражданская позиция. Я-волонтёр, и хорошо понимаю важность каждого отдельного человека, каждой личности в обществе.(З.17 лет)

Я считаю, что самое главное в правовом государстве даже не разделение властей, хотя это тоже очень важно, а право человека на собственную точку зрения. Наличие собственного мнения говорит о том, что человек- это личность.(М.23 года)

Вывод социологического опроса:

Абсолютное большинство респондентов как первой, так и второй и третьей групп считают средний уровень правовой грамотности достаточным для реализации своих планов в будущем. Опрошенные считают, что высокий уровень правовой грамотности необходим только тем, кто хочет работать (или работает) в сфере юриспруденции.

У 28 опрошенных из 40 имеется гражданская позиция, причем мы видим, что, чем старше возраст участников опроса, тем меньше среди них людей, не имеющих гражданской позиции. Связано это с тем, что респонденты первой возрастной группы ещё не совсем осознают свою роль в обществе. Большинство подростков от 13 до 16, ответивших отрицательно на второй вопрос, считали, что гражданская позиция может быть только у совершеннолетнего человека.

Ответы на третий вопрос показывают, что на данный момент у большей части опрашиваемых средний( у 19 человек) и низкий( у 16 человек) уровень знания законов.

Исходя из проведённого социологического исследования, я могу сделать вывод, что уровень правовой культуры населения городов Каспийска, Махачкалы и Краснодара находится на среднем уровне. В целом, такой результат можно назвать удовлетворительным, но до тех пор, пока мы не доберёмся до ступени высокого знания законов, о правовом государстве не может быть и речи. Поэтому нужно повышать уровень правовой культуры массово, во всех возрастных категориях.

Современное правовое государство- государство, обеспечивающее господство права, равенство всех перед законом и гарантирующее права и свободы человека, в основу организации власти положен принцип разделения властей. Это цель любой развитой страны.

Формирование личности в современном правовом государстве происходит в большей части под влиянием социально-правовой среды. Именно внешние обстоятельства, а не биологические факторы во многом определяют развитие личности и формирование её характера.

Правовое государство- наиболее подходящая форма организации политической власти, потому что оно даёт своим гражданам возможность личностного развития, защищает права и интересы всех без исключения своих граждан.

Изучив данные социологического опроса, я пришла к выводу, что степень правовой грамотности населения находится на среднем уровне.

Путь к идеальному устройству общества в России, как и во всём мире, продолжается. Россия пока не является правовым государством, но Конституция РФ - важный шаг к этому.

Правовое государство - это… Понятие: какое государство является правовым? Признаки и основы гражданско-правового государства. Общество в правовом государстве. Правовое государство и гражданское общество. Функции правового государства. Россия - правовое государство? Ответы на вопросы ЕГЭ.

Фото Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Что такое правовое государство

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин - legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство - это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом - защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Важнейшие принципы правового государства - верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права - это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство - признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство - обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия - правовое демократическое государство.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом - без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

Верховенство права - подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

Гарантированность прав и свобод человека - права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

Всеобщее равенство перед законом - все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Эффективная система контроля за соблюдением закона - контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

Взаимная ответственность государства и личности - государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

Единство права и закона - все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость индивида.

Внутренне единая и непротиворечивая система законов.

Высокий уровень правового сознания, политической культуры.

Россия - правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство - это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.
2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.
5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Читайте также: