Право пользоваться музеями театрами библиотеками какое право
Обновлено: 04.07.2024
Какие организации признаются музеями?
Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера (статья 26 Федерального закона). Предусматривается также возможность создания музеев-заповедников, которым в установленном порядке предоставляются земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями (статья 26.1 Федерального закона).
Какие существуют цели создания музеев?
Целями создания музеев в Российской Федерации являются (статья 27 Федерального закона):
осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности;
хранение музейных предметов и музейных коллекций;
выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
изучение музейных предметов и музейных коллекций;
публикация музейных предметов и музейных коллекций.
Целями создания музеев-заповедников в Российской Федерации является также обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов.
Целями создания музеев-заповедников в Российской Федерации могут также являться обеспечение режима содержания достопримечательного места, отнесенного к историко-культурному заповеднику, или ансамбля, сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел, осуществление экскурсионного обслуживания, предоставление информационных услуг, а также создание условий для туристской деятельности.
Создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается.
Каким законодательством регламентируется деятельность музеев в Российской Федерации?
Какие основные правила устанавливаются в отношении Музейного фонда Российской Федерации?
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона).
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности (статья 6 Федерального закона). В связи с этим Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации (статья 7 Федерального закона).
Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, в порядке, устанавливаемом положением о Музейном фонде Российской Федерации, после проведения соответствующей экспертизы (статья 8 Федерального закона). Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава Музейного фонда Российской Федерации осуществляется в аналогичном порядке (статья 9 Федерального закона).
В состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации (статья 13 Федерального закона) входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся.
Музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые после вступления Федерального закона в силу государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, являются государственной собственностью Российской Федерации (статья 14 Федерального закона).
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, не подлежат отчуждению, за исключением случаев утраты, разрушения либо обмена на другие музейные предметы и музейные коллекции (статья 15 Федерального закона).
Музейная коллекция является неделимой.
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями на праве оперативного управления (статья 16 Федерального закона).
Какие обязанности возлагаются на музеи?
Государственные музеи, иные государственные учреждения, которым переданы в оперативное управление музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, обязаны обеспечить:
физическую сохранность и безопасность музейных предметов и музейных коллекций;
ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями;
использование музейных предметов и музейных коллекций в научных, культурных, образовательных, творческо-производственных целях.
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для доступа граждан (статья 35 Федерального закона).
Собственником или владельцем могут устанавливаться ограничения доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящимся в музеях, по следующим основаниям:
неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
производство реставрационных работ;
нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея.
Как осуществляется государственный контроль за состоянием негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации?
Государственный контроль за состоянием негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации (статья 23 Федерального закона) осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.
Государственный контроль осуществляется в следующих формах:
проверка состояния сохранности и условий хранения музейных предметов и музейных коллекций;
постановка вопроса перед собственником об изменении места хранения либо об отчуждении музейных предметов и музейных коллекций, переданных в управление негосударственным музеям, в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
направление запросов и получение информации о музейных предметах и музейных коллекциях, необходимой для осуществления государственного учета Музейного фонда Российской Федерации.
При совершении сделок дарения либо купли-продажи в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, получатель дара либо покупатель обязан принимать на себя все обязательства в отношении этих предметов, имевшиеся у дарителя либо у продавца.
При этом государство имеет преимущественное право покупки (статья 25 Федерального закона).
При наследовании музейных предметов и музейных коллекций по завещанию либо по закону наследник обязан принимать на себя все обязательства, имевшиеся у наследодателя в отношении этих предметов.
При отказе от этих обязательств наследник может продать данные музейные предметы и музейные коллекции либо совершить иную сделку на означенных выше условиях, при этом государство имеет преимущественное право покупки.
Если наследник не обеспечил исполнение обязательств в отношении данных музейных предметов и музейных коллекций, то государство имеет право осуществить выкуп бесхозяйственно содержимых предметов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Как создаются, реорганизуются и ликвидируются государственные музеи?
Государственные музеи, находящиеся в ведении Российской Федерации, создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации (статья 29 Федерального закона).
Закрепление музейных предметов и музейных коллекций за негосударственными музеями производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления (статья 30 Федерального закона).
Уставы (положения) негосударственных музеев утверждаются их учредителями и регистрируются в установленном порядке. Недвижимое имущество, закрепленное за негосударственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея. Ликвидация музеев в Российской Федерации производится в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (статья 32 Федерального закона). При ликвидации государственных музеев музейные предметы и музейные коллекции, закрепленные за этими музеями, закрепляются за иными государственными музеями. Соответствующее решение принимается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.
Протагонисты музейной и театральной сцен — о путях сотрудничества
© Дмитрий Дубинский
Кристина Матвиенко: В последние годы мы действительно очень много сталкиваемся с проектами, которые рождаются на пересечении разного рода практик. Какого рода это пересечение и есть ли у него своя специфика — трудно разобраться. Мы ратуем за то, что никаких границ в современном театре нет — он может располагаться в самых разных пространствах, в том числе музеях. Эта тенденция началась с Баухауса и русского авангарда, дальше продолжилась в 50-е годы в практике американских перформансистов, а сегодня театральные художники очень активно взялись за обновление этих идей.
Мы имеем дело одновременно с новым качеством междисциплинарного произведения — и с идеей демократизации искусства, к которой стремятся в том числе и музеи. Через театрализацию, через приглашение профессионалов из театральной сферы, чтобы открыть двери тем, кто в музеи не любит ходить или бывает в них не слишком часто.
Любая театральная практика укладывается во все эти определения. Я тут не вижу никаких конфликтов: мы, музеи, используем театральные технологии в своих целях — в целях образования, обучения, в том числе и в целях туристического маркетинга. Мы приглашаем кураторов, которые говорят о наших общих ценностях на каком-то своем языке.
Я наметила три пункта, где изобразительное искусство смыкается с театром. Первый пункт — это перформансы. Второй — видеоарт. Мне кажется, сейчас нет ни одного спектакля, где бы не использовалось так или иначе что-то, связанное с видео. С другой стороны, у нас есть группа AES+F: они делали потрясающие фильмы, показывали их на биеннале — и вот теперь они оформляют спектакли. Есть третий пункт — любимый современным искусством жанр инсталляции. Мы знаем классического представителя этого жанра — Илью Кабакова. На его недавней большой выставке в Третьяковской галерее вы могли видеть, что там есть пространства, которые очень похожи на театральные коробки, но без исполнителей. Сам он все время подчеркивает, что в качестве актеров выступают зрители. Мне кажется, что три момента, три жанра, которые я сейчас обозначила, — перформанс, видеоарт и инсталляция — сегодня являются полем интенсивного художественного обмена.
Диалог важен — даже в тех обстоятельствах, когда кажется, что диалога быть не может.
Тереза Мавика: Фонд, который я возглавляю, сейчас занят реставрацией, реконструкцией электростанции на Болотной набережной под названием ГЭС-2. ГЭС-2 — это не музей, это городское пространство. Мы хотим сделать так, чтобы музеи, театры, музыка и все остальные медиумы не соперничали между собой.
На Уральской индустриальной биеннале мы говорим о том, что это поиск нового, здесь наша перформанс-платформа очень экспериментальная. Мы приходим каждый раз на новую площадку и рассказываем какие-то абсолютно новые истории, создаем проект, очень укорененный в этом месте: мы не можем потом повторить его. Мы озадачены тем, как делать эти проекты более воспроизводимыми, оставляя поиск нового языка все равно очень важным. Сегодня Екатеринбург — сильная перформативная сцена. Платформы, которые мы создавали, повлияли на появление новых художников — уже даже не просто перформеров, а людей, мыслящих по-другому.
Хорошая выставка — всегда спектакль со своей драматургией, со своей сценографией.
Матвиенко: Будем ли мы как-то финализировать наши разрозненные и интереснейшие выступления?
Силкин: По большому счету, подвести итог здесь непросто, потому что разговор в очередной раз продемонстрировал многообразие вариантов взаимодействия между театром и музеем. Мы поговорили о каких-то бонусах, которые дает театру сотрудничество с музеем, — это новые темы, новые площадки и новые идеи. Поговорили о бонусах, которые дает музею сотрудничество с театром, — это использование нового языка для аудитории, использование для презентации нематериальных активов. Мне кажется, какую-то высокомудрую теоретическую точку мы поставить не сможем, поскольку у публичной дискуссии такой задачи нет. Просто, возможно, это натолкнет людей, которые любят профессионально пофилософствовать на эту тему, на какие-то теоретические выводы и обобщения по итогам нашего сегодняшнего разговора или прочих других.
Матвиенко: Согласна. Переложим на них ответственность — и пусть они пишут статьи и книжки.
Вышел приказ Министерства культуры за подписью Ольги Любимов, в котором прописаны действия музеев, театров, библиотек и других учреждений, подконтрольных ведомству, по предупреждению коронавируса. Ограничения коснуться теперь не только столичных сцен, залов и галерей, но и их региональных собратьев.
Фото: Наталья Мущинкина
Фактически закрываются библиотеки. Согласно приказу Минкульта в библиотеках запрещается обслуживание, а читателям необходимо предоставить удалённых доступ к информационным ресурсам.
Пандемия коронавируса
В Японии в 2023 году начнутся испытания пожизненной вакцины от коронавируса
В России впервые с сентября число случаев COVID-19 упало ниже 20 тыс
В Великом Новгороде из-за коронавируса отменили январские гуляния
Загляни в будущее
Нумерология – царица наук
День рождения – твой порядковый номер
Два сапога – пара или не пара?!
Что еще почитать
Что изменится в Московской области с 1 января: новые законы
Поклонники не узнали опухшего Дмитрия Маликова
В Евросоюзе с января запретят цветные татуировки
Названа опасная для людей с высоким холестерином привычка
В регионах
В Челябинске на новогоднем корпоративе жена застала мужа с любовницей-блондинкой
Астрологи назвали долгожителей среди знаков зодиака
Фото Видео 10893
Пытки узаконят: издевательства над осуждёнными в ОТБ-1 под Саратовом привели к изменению российского законодательства
В новом году саратовцам могут грозить штрафы за отказ от вакцинации
Работа в охоту: два любимых дела мастера Шмелёва
Хулиганы во Франции сожгли в новогоднюю ночь более 870 машин
Россиянка Непряева победила в спринте на "Тур де Ски"
Геннадий Онищенко запретил 1 января пить рассол и опохмеляться
Стали известны подробности снятия с рейса российских и чешских хоккеистов
Овечкина заподозрили в нарушении законов природы
Найдено решение проблемы с трудоустройством инвалидов: учтен шведский опыт
Самое читаемое
ПФР в 2022 году расширит перечень мер по социальной поддержке россиян
Россиян предупредили о крупнейшей с 1990-х денежной реформе
Появилась неприятная новость для граждан, ожидавших прибавки к пенсии
Автовзгляд
Правительство готово отменить нештрафуемый порог скорости
АВТОВАЗ назвал точные сроки выхода нового поколения внедорожника LADA Niva
Ульяновский автозавод, как секретное оружие в противостоянии с Америкой
Womanhit
Кадры недели: Песков поцеловал Лазареву, а Бородина показала роскошные подарки 6-летней дочери
Знаки Зодиака, которые могут наладить сексуальную жизнь в 2022 году
Охотники.ру
Электроудочнику дали реальный срок
Встречи с медведем осенью
Начальник управления борьбы с коррупцией взял взятку рыбой
Московский Комсомолец
Читателям
Рекламодателям
Симпосий. Роспись килика. V век до н. э. Государственные музеи Берлина. Фото: BPK/Scala, Florence
Очень многие посчитали предложенную версию слишком модной и сложной. 62% респондентов, принявших участие в опросе ICOM в Твиттере, считают, что новое определение не отражает сути музея XXI века. В середине августа 24 страны, включая Францию, Италию, Испанию, Германию, Канаду и Россию, попросили отложить официальное голосование, требуя времени для выработки нового предложения. Однако большинство стран возражений не выдвинули. Кому-то, возможно, все равно, а другим новая формулировка кажется шагом вперед по сравнению с предыдущими, от которых ICOM отказался.
1946
1951
1961
a. выставочные галереи, постоянно поддерживаемые публичными библиотеками, и коллекции архивов;
b. исторические памятники и фрагменты исторических памятников или собрания, включенные в их состав, такие как сокровищницы соборов, исторические, археологические и природные объекты, официально открытые для общественности;
c. ботанические и зоологические сады, аквариумы, виварии и другие учреждения, в которых представлены объекты живой природы;
d. природные заповедники.
2001
Музей — это действующая на постоянной основе некоммерческая организация, которая служит обществу, его развитию и открыта для общественности, которая приобретает, сохраняет, исследует, передает информацию и выставляет в целях изучения, образования и развлечения материальные свидетельства о наследии человечества и среды его обитания.
a. приведенное выше определение музея применяется без каких-либо ограничений, вытекающих из характера руководящего органа, территориального характера, функциональной структуры или ориентации коллекций соответствующей организации;
I. природные, археологические и этнографические памятники и объекты и исторические памятники и объекты музейной природы, которые приобретают, сохраняют и передают материальные свидетельства наследия человечества и среды его обитания;
II. организации, хранящие коллекции и демонстрирующие образцы растительного и животного мира, такие как ботанические и зоологические сады, аквариумы и виварии;
III. научные центры и планетарии;
IV. некоммерческие художественные галереи;
V. заповедники; природоохранные институты и выставочные галереи, постоянно поддерживаемые библиотеками и архивными центрами; природные парки;
VI. международные или национальные, региональные или местные музейные организации, министерства или ведомства или государственные учреждения, ответственные за музеи в соответствии с определением, данным в настоящей статье;
VII. некоммерческие институции или организации, занимающиеся природоохранными исследованиями, образованием, подготовкой кадров, документацией и другой деятельностью, связанной с музеями и музееведением;
VIII. культурные центры и другие организации, способствующие сохранению и управлению материальными или нематериальными ресурсами (живое наследие и произведения цифрового искусства);
IX. другие учреждения, считающие, что они обладают некоторыми или всеми характеристиками музея или оказывают поддержку музеям и профессиональному музейному персоналу посредством музеологических исследований, образования или профессиональной подготовки.
Михаил Гнедовский, ведущий аналитик Центра музейного развития Московского агентства организации отдыха и член Президиума ICOM России, считает новое определение прогрессивным: «Прежнее определение (вернее, ныне все еще действующее, так как его можно будет отменить только по результатам голосования в Киото) было результатом обобщения эмпирического многообразия существующих музеев. Грубо говоря, оно звучало так: музей — это организация, которая имеет определенные характеристики (некоммерческая, постоянно действующая и т. д.) и ведет определенного рода деятельность (собирает, изучает, выставляет наследие). В разные периоды вносились еще уточнения, какое именно имеется в виду наследие — культурное или природное, материальное или нематериальное и т. д.
Новое определение радикально отличается от всех предыдущих. Здесь налицо попытка сменить категориальный аппарат: вместо “организации, осуществляющей такую-то деятельность” говорится о “пространстве культурного диалога, в котором, отталкиваясь от проблем настоящего, обсуждаются варианты прошлого и будущего”. Кроме того, идет речь об инклюзивности, что очень важно, и подчеркивается связь музеев с сообществами и, соответственно, плюралистический (или полифонический) характер интерпретаций наследия — потому что разные сообщества видят наследие по-разному. Благодаря этому музей собирает и демонстрирует не просто предметы, а “различные миропонимания”. Предложенное определение представляет собой попытку вычленить смысловое ядро музейной деятельности как цивилизационного механизма памяти.
Большой дом Музея-усадьбы Поленово, 2012. Courtesy Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова
Наталья Грамолина, заместитель директора по научной работе Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова и также член Президиума ICOM России, предлагает определение дополнить: «В проекте нового определения есть слова “историческая память”, но я бы еще ввела туда в качестве опорного элемента “национальные традиции”. Все боятся слова “национальное” — в эпоху глобализации это может показаться нетолерантным, неправильным, но не надо бояться. Речь идет не об агрессивном насаждении чувства национального превосходства, здесь национальное — в смысле этнографическом, краеведческом. Именно музей должен научить чувству родины. Музеи должны хранить, интерпретировать, показывать и передавать национальные традиции. Воспитывать на них. И главное, просвещать — это в обязательном порядке. Речь должна идти о сохранении национальных традиций с упором на сохранение национальной истории. Васнецов, по-моему, когда-то очень хорошо сказал: чтобы войти в мировое, надо хранить и отстаивать национальное, чувство собственного достоинства. В этом смысле у музеев уникальная роль.
Мария Силина, искусствовед и музеолог, профессор факультета истории искусств Университета Квебека в Монреале, считает, что предложенная версия определения отражает музейный активизм: «Эта версия должна рассматриваться в свете нынешнего музейного активизма, связанного, прежде всего, с идущим в Европе процессом деколонизации музейных коллекций. Поэтому и во Франции, и в Германии инициатива по выработке нового определения исходила в первую очередь не от музейщиков, а от академических сотрудников. Сегодня встает вопрос об истории создания музеев — прежде всего этнографических, коллекции которых — экспонаты, поученные в условиях колониализма. И поскольку гуманитарная наука давно вышла за пределы понимания музейного объекта как чего-то красивого, чем надо любоваться, очевидно, что музеи, владея этими объектами, их храня и показывая, параллельно должны демонстрировать всю сомнительную с точки зрения этики ситуацию, в которой эти музеи создавались. Именно об этом говорит включенное в новое определение понятие “социальная справедливость”. Если год назад музейные работники пытались от идеи деколонизации откреститься, то сегодня это невозможно. И та часть ICOM, которая предложила новую версию определения, представляет прежде всего музеи, занимающиеся социальной историей, но не историей искусств. В Берлине скоро должен открыться реконструированный Форум Гумбольдта (исследовательский и выставочный центр, посвященный неевропейским культурам. — Артгид ), и руководство его уже понимает, что так просто, без общественных дискуссий, музей не открыть.
Акция протеста художницы Нэн Голдин против концерна Sackler перед пирамидой Лувра, июль 2019. Couresty P.A.I.N.
Читайте также: