Право пользоваться музеями театрами библиотеками какое право

Обновлено: 04.07.2024

Право в сфере культуры

Какие организации признаются музеями?

Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера (статья 26 Федерального закона). Предусматривается также возможность создания музеев-заповедников, которым в установленном порядке предоставляются земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями (статья 26.1 Федерального закона).

Право в сфере культуры

Какие существуют цели создания музеев?


Целями создания музеев в Российской Федерации являются (статья 27 Федерального закона):
осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности;
хранение музейных предметов и музейных коллекций;
выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
изучение музейных предметов и музейных коллекций;
публикация музейных предметов и музейных коллекций.
Целями создания музеев-заповедников в Российской Федерации является также обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов.
Целями создания музеев-заповедников в Российской Федерации могут также являться обеспечение режима содержания достопримечательного места, отнесенного к историко-культурному заповеднику, или ансамбля, сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел, осуществление экскурсионного обслуживания, предоставление информационных услуг, а также создание условий для туристской деятельности.
Создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается.

Право в сфере культуры

Каким законодательством регламентируется деятельность музеев в Российской Федерации?

Право в сфере культуры

Право в сфере культуры

Какие основные правила устанавливаются в отношении Музейного фонда Российской Федерации?


Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона).
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности (статья 6 Федерального закона). В связи с этим Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации (статья 7 Федерального закона).
Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, в порядке, устанавливаемом положением о Музейном фонде Российской Федерации, после проведения соответствующей экспертизы (статья 8 Федерального закона). Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава Музейного фонда Российской Федерации осуществляется в аналогичном порядке (статья 9 Федерального закона).
В состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации (статья 13 Федерального закона) входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся.
Музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые после вступления Федерального закона в силу государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, являются государственной собственностью Российской Федерации (статья 14 Федерального закона).
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, не подлежат отчуждению, за исключением случаев утраты, разрушения либо обмена на другие музейные предметы и музейные коллекции (статья 15 Федерального закона).
Музейная коллекция является неделимой.
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями на праве оперативного управления (статья 16 Федерального закона).

Право в сфере культуры

Какие обязанности возлагаются на музеи?


Государственные музеи, иные государственные учреждения, которым переданы в оперативное управление музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, обязаны обеспечить:
физическую сохранность и безопасность музейных предметов и музейных коллекций;
ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями;
использование музейных предметов и музейных коллекций в научных, культурных, образовательных, творческо-производственных целях.
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для доступа граждан (статья 35 Федерального закона).
Собственником или владельцем могут устанавливаться ограничения доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящимся в музеях, по следующим основаниям:
неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
производство реставрационных работ;
нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея.

Право в сфере культуры

Как осуществляется государственный контроль за состоянием негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации?


Государственный контроль за состоянием негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации (статья 23 Федерального закона) осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.
Государственный контроль осуществляется в следующих формах:
проверка состояния сохранности и условий хранения музейных предметов и музейных коллекций;
постановка вопроса перед собственником об изменении места хранения либо об отчуждении музейных предметов и музейных коллекций, переданных в управление негосударственным музеям, в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
направление запросов и получение информации о музейных предметах и музейных коллекциях, необходимой для осуществления государственного учета Музейного фонда Российской Федерации.
При совершении сделок дарения либо купли-продажи в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, получатель дара либо покупатель обязан принимать на себя все обязательства в отношении этих предметов, имевшиеся у дарителя либо у продавца.
При этом государство имеет преимущественное право покупки (статья 25 Федерального закона).
При наследовании музейных предметов и музейных коллекций по завещанию либо по закону наследник обязан принимать на себя все обязательства, имевшиеся у наследодателя в отношении этих предметов.
При отказе от этих обязательств наследник может продать данные музейные предметы и музейные коллекции либо совершить иную сделку на означенных выше условиях, при этом государство имеет преимущественное право покупки.
Если наследник не обеспечил исполнение обязательств в отношении данных музейных предметов и музейных коллекций, то государство имеет право осуществить выкуп бесхозяйственно содержимых предметов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Право в сфере культуры

Как создаются, реорганизуются и ликвидируются государственные музеи?


Государственные музеи, находящиеся в ведении Российской Федерации, создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации (статья 29 Федерального закона).
Закрепление музейных предметов и музейных коллекций за негосударственными музеями производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления (статья 30 Федерального закона).
Уставы (положения) негосударственных музеев утверждаются их учредителями и регистрируются в установленном порядке. Недвижимое имущество, закрепленное за негосударственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея. Ликвидация музеев в Российской Федерации производится в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (статья 32 Федерального закона). При ликвидации государственных музеев музейные предметы и музейные коллекции, закрепленные за этими музеями, закрепляются за иными государственными музеями. Соответствующее решение принимается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.

Протагонисты музейной и театральной сцен — о путях сотрудничества

Detailed_picture

© Дмитрий Дубинский

Кристина Матвиенко: В последние годы мы действительно очень много сталкиваемся с проектами, которые рождаются на пересечении разного рода практик. Какого рода это пересечение и есть ли у него своя специфика — трудно разобраться. Мы ратуем за то, что никаких границ в современном театре нет — он может располагаться в самых разных пространствах, в том числе музеях. Эта тенденция началась с Баухауса и русского авангарда, дальше продолжилась в 50-е годы в практике американских перформансистов, а сегодня театральные художники очень активно взялись за обновление этих идей.

Мы имеем дело одновременно с новым качеством междисциплинарного произведения — и с идеей демократизации искусства, к которой стремятся в том числе и музеи. Через театрализацию, через приглашение профессионалов из театральной сферы, чтобы открыть двери тем, кто в музеи не любит ходить или бывает в них не слишком часто.

Любая театральная практика укладывается во все эти определения. Я тут не вижу никаких конфликтов: мы, музеи, используем театральные технологии в своих целях — в целях образования, обучения, в том числе и в целях туристического маркетинга. Мы приглашаем кураторов, которые говорят о наших общих ценностях на каком-то своем языке.

Я наметила три пункта, где изобразительное искусство смыкается с театром. Первый пункт — это перформансы. Второй — видеоарт. Мне кажется, сейчас нет ни одного спектакля, где бы не использовалось так или иначе что-то, связанное с видео. С другой стороны, у нас есть группа AES+F: они делали потрясающие фильмы, показывали их на биеннале — и вот теперь они оформляют спектакли. Есть третий пункт — любимый современным искусством жанр инсталляции. Мы знаем классического представителя этого жанра — Илью Кабакова. На его недавней большой выставке в Третьяковской галерее вы могли видеть, что там есть пространства, которые очень похожи на театральные коробки, но без исполнителей. Сам он все время подчеркивает, что в качестве актеров выступают зрители. Мне кажется, что три момента, три жанра, которые я сейчас обозначила, — перформанс, видеоарт и инсталляция — сегодня являются полем интенсивного художественного обмена.

Диалог важен — даже в тех обстоятельствах, когда кажется, что диалога быть не может.

Тереза Мавика: Фонд, который я возглавляю, сейчас занят реставрацией, реконструкцией электростанции на Болотной набережной под названием ГЭС-2. ГЭС-2 — это не музей, это городское пространство. Мы хотим сделать так, чтобы музеи, театры, музыка и все остальные медиумы не соперничали между собой.

На Уральской индустриальной биеннале мы говорим о том, что это поиск нового, здесь наша перформанс-платформа очень экспериментальная. Мы приходим каждый раз на новую площадку и рассказываем какие-то абсолютно новые истории, создаем проект, очень укорененный в этом месте: мы не можем потом повторить его. Мы озадачены тем, как делать эти проекты более воспроизводимыми, оставляя поиск нового языка все равно очень важным. Сегодня Екатеринбург — сильная перформативная сцена. Платформы, которые мы создавали, повлияли на появление новых художников — уже даже не просто перформеров, а людей, мыслящих по-другому.

Хорошая выставка — всегда спектакль со своей драматургией, со своей сценографией.

Матвиенко: Будем ли мы как-то финализировать наши разрозненные и интереснейшие выступления?

Силкин: По большому счету, подвести итог здесь непросто, потому что разговор в очередной раз продемонстрировал многообразие вариантов взаимодействия между театром и музеем. Мы поговорили о каких-то бонусах, которые дает театру сотрудничество с музеем, — это новые темы, новые площадки и новые идеи. Поговорили о бонусах, которые дает музею сотрудничество с театром, — это использование нового языка для аудитории, использование для презентации нематериальных активов. Мне кажется, какую-то высокомудрую теоретическую точку мы поставить не сможем, поскольку у публичной дискуссии такой задачи нет. Просто, возможно, это натолкнет людей, которые любят профессионально пофилософствовать на эту тему, на какие-то теоретические выводы и обобщения по итогам нашего сегодняшнего разговора или прочих других.

Матвиенко: Согласна. Переложим на них ответственность — и пусть они пишут статьи и книжки.

Вышел приказ Министерства культуры за подписью Ольги Любимов, в котором прописаны действия музеев, театров, библиотек и других учреждений, подконтрольных ведомству, по предупреждению коронавируса. Ограничения коснуться теперь не только столичных сцен, залов и галерей, но и их региональных собратьев.

В целый ряд заведений будут пускать только в масках

Фото: Наталья Мущинкина

Фактически закрываются библиотеки. Согласно приказу Минкульта в библиотеках запрещается обслуживание, а читателям необходимо предоставить удалённых доступ к информационным ресурсам.

Пандемия коронавируса

В Японии в 2023 году начнутся испытания пожизненной вакцины от коронавируса

В России впервые с сентября число случаев COVID-19 упало ниже 20 тыс

В Великом Новгороде из-за коронавируса отменили январские гуляния


Загляни в будущее

Нумерология – царица наук

День рождения – твой порядковый номер

Два сапога – пара или не пара?!

Что еще почитать

Все мы ждем в канун Нового года хороших новостей, надеемся на то, что начальство на работе прибавит зарплату, а правительство позаботится о повышении пенсии старикам

Что изменится в Московской области с 1 января: новые законы

Известный российский певец Дмитрий Маликов долгие годы отличается неизменно подтянутым и свежим внешним видом

Поклонники не узнали опухшего Дмитрия Маликова

Мастерам тату в Евросоюзе с 4 января запретят пользоватьсяс цветными чернилами

В Евросоюзе с января запретят цветные татуировки

Оперная певица Мария Максакова проиграла несколько судебных разбирательств с экс-супругом Владимиром Тюриным

Многие люди не могут представить свое утро без чашечки кофе, а многие употребляют этот напиток в течение дня неоднократно

Названа опасная для людей с высоким холестерином привычка

В регионах

В Челябинске на новогоднем корпоративе жена застала мужа с любовницей-блондинкой

Праздник закончился потасовкой на корпоративе одной из челябинских компаний

История ачинской кассирши напоминает детектив и в его лихо закрученном сюжете наметилась любовная линия

Астрологи назвали долгожителей среди знаков зодиака

Фото Видео 10893

Пытки узаконят: издевательства над осуждёнными в ОТБ-1 под Саратовом привели к изменению российского законодательства

В новом году саратовцам могут грозить штрафы за отказ от вакцинации

Работа в охоту: два любимых дела мастера Шмелёва

Хулиганы во Франции сожгли в новогоднюю ночь более 870 машин

Россиянка Непряева победила в спринте на "Тур де Ски"

Геннадий Онищенко запретил 1 января пить рассол и опохмеляться

Стали известны подробности снятия с рейса российских и чешских хоккеистов

Овечкина заподозрили в нарушении законов природы

Найдено решение проблемы с трудоустройством инвалидов: учтен шведский опыт

Самое читаемое

ПФР в 2022 году расширит перечень мер по социальной поддержке россиян

Пенсионный фонд России (ПФР) намерен в будущем году расширить меры по социальной поддержке граждан

Россиян предупредили о крупнейшей с 1990-х денежной реформе

Сразу после новогодних праздников в России начнется крупнейшая с 1990-х годов денежная реформа

Появилась неприятная новость для граждан, ожидавших прибавки к пенсии

Всем россиянам на стоит ждать увеличения пенсии на 1000 рублей с 1 января 2022 года

Автовзгляд

Правительство готово отменить нештрафуемый порог скорости


АВТОВАЗ назвал точные сроки выхода нового поколения внедорожника LADA Niva


Ульяновский автозавод, как секретное оружие в противостоянии с Америкой


Womanhit

Кадры недели: Песков поцеловал Лазареву, а Бородина показала роскошные подарки 6-летней дочери


Знаки Зодиака, которые могут наладить сексуальную жизнь в 2022 году



Охотники.ру

Электроудочнику дали реальный срок


Встречи с медведем осенью


Начальник управления борьбы с коррупцией взял взятку рыбой


Московский Комсомолец

Читателям

Рекламодателям


Симпосий. Роспись килика. V век до н. э. Государственные музеи Берлина. Фото: BPK/Scala, Florence


Очень многие посчитали предложенную версию слишком модной и сложной. 62% респондентов, принявших участие в опросе ICOM в Твиттере, считают, что новое определение не отражает сути музея XXI века. В середине августа 24 страны, включая Францию, Италию, Испанию, Германию, Канаду и Россию, попросили отложить официальное голосование, требуя времени для выработки нового предложения. Однако большинство стран возражений не выдвинули. Кому-то, возможно, все равно, а другим новая формулировка кажется шагом вперед по сравнению с предыдущими, от которых ICOM отказался.


1946

1951

1961

a. выставочные галереи, постоянно поддерживаемые публичными библиотеками, и коллекции архивов;

b. исторические памятники и фрагменты исторических памятников или собрания, включенные в их состав, такие как сокровищницы соборов, исторические, археологические и природные объекты, официально открытые для общественности;

c. ботанические и зоологические сады, аквариумы, виварии и другие учреждения, в которых представлены объекты живой природы;

d. природные заповедники.


2001

Музей — это действующая на постоянной основе некоммерческая организация, которая служит обществу, его развитию и открыта для общественности, которая приобретает, сохраняет, исследует, передает информацию и выставляет в целях изучения, образования и развлечения материальные свидетельства о наследии человечества и среды его обитания.

a. приведенное выше определение музея применяется без каких-либо ограничений, вытекающих из характера руководящего органа, территориального характера, функциональной структуры или ориентации коллекций соответствующей организации;

I. природные, археологические и этнографические памятники и объекты и исторические памятники и объекты музейной природы, которые приобретают, сохраняют и передают материальные свидетельства наследия человечества и среды его обитания;

II. организации, хранящие коллекции и демонстрирующие образцы растительного и животного мира, такие как ботанические и зоологические сады, аквариумы и виварии;

III. научные центры и планетарии;

IV. некоммерческие художественные галереи;

V. заповедники; природоохранные институты и выставочные галереи, постоянно поддерживаемые библиотеками и архивными центрами; природные парки;

VI. международные или национальные, региональные или местные музейные организации, министерства или ведомства или государственные учреждения, ответственные за музеи в соответствии с определением, данным в настоящей статье;

VII. некоммерческие институции или организации, занимающиеся природоохранными исследованиями, образованием, подготовкой кадров, документацией и другой деятельностью, связанной с музеями и музееведением;

VIII. культурные центры и другие организации, способствующие сохранению и управлению материальными или нематериальными ресурсами (живое наследие и произведения цифрового искусства);

IX. другие учреждения, считающие, что они обладают некоторыми или всеми характеристиками музея или оказывают поддержку музеям и профессиональному музейному персоналу посредством музеологических исследований, образования или профессиональной подготовки.



Михаил Гнедовский, ведущий аналитик Центра музейного развития Московского агентства организации отдыха и член Президиума ICOM России, считает новое определение прогрессивным: «Прежнее определение (вернее, ныне все еще действующее, так как его можно будет отменить только по результатам голосования в Киото) было результатом обобщения эмпирического многообразия существующих музеев. Грубо говоря, оно звучало так: музей — это организация, которая имеет определенные характеристики (некоммерческая, постоянно действующая и т. д.) и ведет определенного рода деятельность (собирает, изучает, выставляет наследие). В разные периоды вносились еще уточнения, какое именно имеется в виду наследие — культурное или природное, материальное или нематериальное и т. д.

Новое определение радикально отличается от всех предыдущих. Здесь налицо попытка сменить категориальный аппарат: вместо “организации, осуществляющей такую-то деятельность” говорится о “пространстве культурного диалога, в котором, отталкиваясь от проблем настоящего, обсуждаются варианты прошлого и будущего”. Кроме того, идет речь об инклюзивности, что очень важно, и подчеркивается связь музеев с сообществами и, соответственно, плюралистический (или полифонический) характер интерпретаций наследия — потому что разные сообщества видят наследие по-разному. Благодаря этому музей собирает и демонстрирует не просто предметы, а “различные миропонимания”. Предложенное определение представляет собой попытку вычленить смысловое ядро музейной деятельности как цивилизационного механизма памяти.


Большой дом Музея-усадьбы Поленово, 2012. Courtesy Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова

Наталья Грамолина, заместитель директора по научной работе Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова и также член Президиума ICOM России, предлагает определение дополнить: «В проекте нового определения есть слова “историческая память”, но я бы еще ввела туда в качестве опорного элемента “национальные традиции”. Все боятся слова “национальное” — в эпоху глобализации это может показаться нетолерантным, неправильным, но не надо бояться. Речь идет не об агрессивном насаждении чувства национального превосходства, здесь национальное — в смысле этнографическом, краеведческом. Именно музей должен научить чувству родины. Музеи должны хранить, интерпретировать, показывать и передавать национальные традиции. Воспитывать на них. И главное, просвещать — это в обязательном порядке. Речь должна идти о сохранении национальных традиций с упором на сохранение национальной истории. Васнецов, по-моему, когда-то очень хорошо сказал: чтобы войти в мировое, надо хранить и отстаивать национальное, чувство собственного достоинства. В этом смысле у музеев уникальная роль.

Мария Силина, искусствовед и музеолог, профессор факультета истории искусств Университета Квебека в Монреале, считает, что предложенная версия определения отражает музейный активизм: «Эта версия должна рассматриваться в свете нынешнего музейного активизма, связанного, прежде всего, с идущим в Европе процессом деколонизации музейных коллекций. Поэтому и во Франции, и в Германии инициатива по выработке нового определения исходила в первую очередь не от музейщиков, а от академических сотрудников. Сегодня встает вопрос об истории создания музеев — прежде всего этнографических, коллекции которых — экспонаты, поученные в условиях колониализма. И поскольку гуманитарная наука давно вышла за пределы понимания музейного объекта как чего-то красивого, чем надо любоваться, очевидно, что музеи, владея этими объектами, их храня и показывая, параллельно должны демонстрировать всю сомнительную с точки зрения этики ситуацию, в которой эти музеи создавались. Именно об этом говорит включенное в новое определение понятие “социальная справедливость”. Если год назад музейные работники пытались от идеи деколонизации откреститься, то сегодня это невозможно. И та часть ICOM, которая предложила новую версию определения, представляет прежде всего музеи, занимающиеся социальной историей, но не историей искусств. В Берлине скоро должен открыться реконструированный Форум Гумбольдта (исследовательский и выставочный центр, посвященный неевропейским культурам. — Артгид ), и руководство его уже понимает, что так просто, без общественных дискуссий, музей не открыть.


Акция протеста художницы Нэн Голдин против концерна Sackler перед пирамидой Лувра, июль 2019. Couresty P.A.I.N.

Читайте также: