Сколько получает директор клуба в сельской местности

Обновлено: 16.06.2024

27-летний Артур Сыса работает директором сельхозпредприятия. В его подчинении — четыреста человек, четыре колхоза и свинокомплекс в Дубровенском районе. В СХП имени Ю. Смирнова молодой человек пришел на распределение главным инженером шесть лет назад. И затянуло. Теперь почти два года он возглавляет самое крупное хозяйство в районе. Сегодня Артур рассуждает, как развивать сельхозпредприятия, привлекать молодых в деревню и заботиться о четырех сотнях подчиненных.

— Был в Берлине в командировке, там ЦУМ такой немецкий, пятиэтажный. По 7 евро купил коровку и свинку, — с удовольствием говорит он. — Но в основном у нас командировки по Беларуси — заграничными не балуют. Скоро поедем в Россию смотреть современные комплексы и фермы в Белгороде. После санкций россияне очень активно начали развивать свое сельское хозяйство, они молодцы. Покажут современные технологии сева на компьютерах и квадрокоптерах — мы же еще находимся между каменным веком и современным, а они перенастраиваются. Ну, Россия, у них есть деньги. Там воздвигают такие комплексы! На десять тысяч свиней построили за полгода.


Что символично, молодой человек родился в Горках — столице сельхозобразования. Его родители приехали учиться в БГСХА. Познакомились на первом курсе, на третьем поженились, на пятом, в 1992 году, у них родился Артур.

— Даже рос какое-то время в академии, остались фотографии, — улыбается герой. — Потом родителей переманили поработать в Дубровенский район — так они здесь и остались. Поэтому, можно сказать, я вернулся на родину. Сам я деревенский парень, вырос в десяти километрах от Дубровно.

После школы он поступил в ту самую сельхозакадемию в Горки на инженера. Его дед, отец и брат — тоже инженеры, это семейное. Артуру с детства нравилась техника, о выборе профессии он долго не думал.

— Говорят, БГСХА связана с селом, но инженером можно работать и на заводе. Это меня затянуло в сельское хозяйство, вот и остался. У нас на курсе было 380 человек, выпускалось 78. Из них на сельхозпредприятиях сейчас работает максимум восемь выпускников. Больше никто с селом не связан. Из моей группы только один парень и я. Мне хотелось после академии прийти работать инженером, а становиться каким-то большим начальником цели не было никогда. Так просто сложились обстоятельства. А понимаете, надо держать марку. Вот, например, грамоты, — он внезапно обращает внимание на завешанную стену кабинета. — Для кого-то это просто значки, но они показывают результат работы. А ходить где-то сзади в отстающих — это не мой подход.


Он пришел сюда почти шесть лет назад. Прислали на распределение, сразу же поставили главным инженером. Артур периодически заменял прошлого директора, а около двух лет назад того уволили.

— Какой-никакой опыт управления уже был. Когда работал инженером, все вопросы решал сам. Старался не беспокоить руководителя. Ты специалист и должен выполнять свои задачи. А каким макаром ты это будешь делать, никого не волнует. Делай, крутись, вертись, — смеется молодой директор. — Когда предложили должность, немножко упирался. Сказал, что поисполняю обязанности. Две недели поработал. Ну исполняешь, парень, поезжай к губернатору на согласование. Я мог бы отказаться и найти себе работу. Но, честно, мне нравится! Может, потому, что я сельский. Нравится работа с людьми, на поле, на производстве. Хотя бывает, что доводят. Кажется, кинул бы и ушел.

Пока мы говорим, у Артура стабильно звонит телефон раз в пару-тройку минут. Молодой начальник постоянно извиняется, периодически отключает дисплей.

— Пару минут с вами побеседовали, а уже семь звонков! Как-то посчитал, сколько за день входящих. Меньше пятисот не бывает! Звонят всякие фирмы, что-то предлагают: из отделов сбыта, руководители и заместители. Ну и мои подчиненные тоже.


Он рассказывает, что не любит сидеть в кабинете. С утра приехал, быстро подписал документы — и на производство. Потому что бумажная работа может затянуть на весь день.

— Я извиняюсь, механик звонит, надо ответить, — он говорит по телефону, а потом словно оправдывается: — Это мы сейчас белим фермы — надо привезти известь из Калинковичей, из Кричева — цемент, а за все надо заплатить. То техника, то запчасти. Деньги есть, но они все время растворяются.

Артур Сыса признается: работать тяжело, ведь предприятие огромное. В него входят четыре колхоза и свинокомплекс на двенадцать тысяч голов. В хозяйстве работает более 400 человек, а вместе с наемными в сезон — почти 500.

— В маленьких организациях, где цепочка выстроена и все специалисты на месте, руководитель отдыхает. Приехал — пальцем покомандовал, финансовые вопросы решил — все делается само. А я могу полноценно уделить себя каждому предприятию только в выходной, когда нет совещаний. В будни их бывает и по пятнадцать штук за день.

Рабочий день молодого директора начинается в полседьмого утра с ежедневной планерки. Заканчивается в восемь вечера, если повезет. В самый тяжелый для сельского хозяйства период — жатву — домой Артур добирался и за полночь.

— На селе не работаешь с восьми до пяти, а потом кинул и пошел. Тем более присоединили (несколько колхозов. — Прим. Onliner), такая махина — и это самое большое предприятие Дубровенского района. Начинается оно на рубеже Орши и Дубровно, заканчивается на границе с Россией. Хозяйство неплохое, работать можно. Да и коллектив попался добросовестный, люди приучены к порядку.


Артур вспоминает, что первое время не знал, за что хвататься. Очень боялся выглядеть дураком в глазах своих подчиненных, сказать лишнего. Не знал, где брать топливо для техники, с кем и как договариваться.

— Особо ведь никто не учит — кинули. Выплывешь — молодец. Спасение утопающего — дело рук самого утопающего. Было тяжело перестроиться, особенно влезть в животноводство. Осеменение, приплоды, расстановка скота, продуктивность, кормовая база. Первые месяца два я мало что понимал: как начнут что-то говорить, а я не знаю, о чем. Спросят, поднимут меня, а я глазами лып-лып — ничего не могу ответить! Е-мое, думаю! Но пришлось вникнуть.


Он говорит, что сейчас предприятие растет с каждым годом. Увеличился намолот зерна, стало больше надоев и поголовья.

— При минимальных затратах, можно сказать, получали халявное молоко. Но у каждого хозяйства по-разному. Пока у нас нет современных автоматизированных ферм, мы не можем содержать коров в сараях круглый год.


Но в целом, говорит молодой начальник, работа у него интересная. Был бы запал. Чтобы достигнуть результата в любой сфере, он считает, нужны только две вещи: желание и здоровье. Хотя сам он практически не отдыхает. Видимо, желание это компенсирует.

— Сегодня у меня скопилось около трех отпусков, но и во время отдыха приходится решать много вопросов. Я вот даже на море ни разу не был, собираюсь как-нибудь слетать. А мой выходной — это воскресенье после обеда. Есть немного сожаления, что молодость проходит. Недавно был у брата на свадьбе — приехал туда только под вечер, потому что весь день работал. И потом каждые две минуты звонки. Вроде на свадьбе, отдыхаешь, но все равно нужно что-то решать. Иногда кажется, пускай бы оно все провалилось, накапливается усталость.


В сутки он спит не более шести часов, после работы время остается только на сон. Некогда заниматься спортом, встречаться с друзьями, его девушка порой обижается на загруженность Артура. Более-менее молодой директор отдыхает только на сессии — сейчас получает второе высшее в БГАТУ.

— Периодически заставляю себя бегать по вечерам, но меня хватает только на месяц-полтора, потом месяц-два не бегаю, сильно устаю. За время работы директором набрал вес — постоянно за рулем. Хотя и сейчас нахаживаю километры: в полях, еще где-то, но все равно движухи мало. Да и питание неправильное, редко получается нормально поесть.

По пути в Оршу проезжаем через поля. Артур говорит, что, даже если на поле пять одинаковых тракторов, он издалека узнает, кто на каком работает. Молодой начальник знает всех своих подчиненных, хотя их четыре сотни. Говорит, в деревне никто не хочет работать, особенно молодые.

— Переманил нескольких человек. Найти грамотных и толковых специалистов очень тяжело. У меня на предприятии хорошая зарплата. Может, это не космос, особенно для Минска, но 1700—1800 рублей отдельные специалисты имеют. А трудяги — механизаторы — на руки получают и по три тысячи. Конечно, получка варьируется. Но в нашем не очень богатом районе это достойная зарплата.

Он рассуждает, почему молодежь не хочет идти в село. Говорит, все хотят пятидневку с восьми до пяти.

— И это правильно, так и должно быть. Чтобы люди могли расслабиться и уделить время себе, семье, девушкам или парням. А кому такое надо? Таких дураков, как я, мало. Честно же, обычно на сельхозпредприятиях нет нормальных зарплат. Пришел молодой агроном — пускай 600 рублей каких будет получать, а то и 400. И ему прийти на посевную в шесть утра и уйти в девять вечера? И каждый день без выходных? И зачем ему это надо?


— В праздники я для людей делаю выходной. За один день ничего страшного не случится, если это не животноводство. В сельском хозяйстве можно работать и с выходными, но должна быть четкая и конкретная организация работы. Допустим, начинается посевная — нужно засеять 1000 гектаров образно. Значит, делаем так: две недели отсеваемся (заплатим за переработку соответственно) — и потом отдыхаем, готовимся ко второму периоду. Люди сначала поработали две-три недели без выходных, а потом расслабленный режим, опять приходят на работу к восьми.

Сам Артур сегодня получает около двух тысяч рублей, но из каждой зарплаты у него высчитывают штрафы: директор несет ответственность за каждый нескошенный кустик, непройденный техосмотр и другие неполадки.

— В этом году у нас загорелась столярка. Из котельной ЖКХ летели искры и попали на наше здание. Электропроводка была исправна, но мне дали 30 базовых. И такой удачный месяц был — приехала санстанция, экология. Мы органику собирались вывозить на поля — все было аккуратно. У нас же ферма не плавала в навозе.

А в итоге за месяц я больше тысячи штрафа заплатил — на руки получил 800 рублей. С утра до ночи без выходных отработав. Вот в такие моменты и накипает. Хочется ведь работать и зарабатывать. Был бы женат и с детьми, наверное, кинул бы.

Самый главный фейл случился с ним в начале директорской карьеры — в первый же год на него завели уголовное дело. Пришли деньги из бюджета, ими нужно было погасить задолженность в агросервисе.

— Дали срок в десять дней. А я взял эти деньги и потратил людям на зарплату. Думал, что там эти десять дней, мясокомбинат сейчас рассчитается — и я все верну. В итоге у них арестовывают счета, и мы не получаем денег. И ч. 1 ст. 243 — нецелевое использование бюджетных средств. Я их вернул не за десять дней, а за двенадцать — два дня просрочки получилось. И меня поволокли в суд. Но в итоге дело перевели в административное, дали 20 базовых штрафа, — сейчас он вспоминает это с улыбкой.


Артур бодро решает свои дела в Орше и теперь может уделить время своему любимому занятию. Едет смотреть, как идет работа в его колхозах. По пути он рефлексирует о своем хоть и небольшом, но опыте управления хозяйством.

— Знаете, гордость берет. Все-таки прийти в 25 лет и управлять крупнейшим предприятием района. И слава богу, получается. Чувствуешь, что можешь. Пришел — не развалил и не уничтожил, — задумывается он. — Все-таки наше поколение надо ставить на такие должности, чтобы не топтаться на одном месте. За неполных два года моей работы мы достроили и запустили ферму в Застенках для доращивания КРС, в Старой Буде — ее не мог никто доделать с 2006 года. Теперь достраиваем сарай в Новой Буде, начал строительство в Мордохах. Плюс построили несколько сенажных траншей, а это очень большие затраты.


Артур заезжает на одно из полей — перекинуться парой слов с механизатором Василием. У мужчины из трактора вырываются биты — работа в поле начинает казаться веселой.

— С людьми надо уметь корректно и правильно работать, чтобы они тебя понимали, быть открытым. Я хоть и строгий, но всех уважаю, особенно трудяг. Даже подстраиваюсь под них. Стараюсь и условия создавать, и зарплату хорошую выдавать. Вот победили у меня тысячники на комбайнах — профсоюз сделал кружечки с их фотографиями у комбайнов. Вроде такая мелочь, а для человека приятно. Грамоты сделали, выдали премии — и люди видят, что их работа замечена, — рассказывает он.

Повышение зарплаты работникам культуры в 2022 году в России

Любой сотрудник, связанный со сферой культуры, берёт на себя достаточно важные функции. Но труд таких людей часто сильно недооценивают. Поэтому многих волнует вопрос о том, что будет с вознаграждением за работу в этой сфере. И будет ли повышение зарплаты работникам культуры в 2022 году.

Важная информация общего характера

Пример сотрудников культурной сферы деятельности:

  1. Работники музеев.
  2. Библиотекари.
  3. Работники домов культуры, и так далее.

В данном случае главным источником заработной платы остаётся государственный бюджет, но уже неоднократно поднимался и рассматривался вопрос о том, что власти недооценивают важность данного направления. Ведь в большинстве случаев отчисления остаются небольшими. Поэтому так важно заранее знать, пройдёт ли индексация заработных плат в России работникам музеев и других культурных учреждений.

Пока что положительные изменения в сфере почти незаметны, хотя представители Правительства обещают увеличение платы. Особенно видна разница между частными и государственными сферами деятельности. При этом каждый гражданин может стать индивидуальным предпринимателем. Но большая часть остаётся привязанной к бюджетной сфере. Значит, она тоже требует внимания. В Правительстве тоже уделяют внимание вопросу о том, что будет с зарплатой работника культуры.

Возможные и будущие сокращения

Никаких сокращений для работников культуры в ближайшее время не планируется. Этот вопрос поднимается на рассмотрение практически каждый год. И пока ответ на него остаётся отрицательным. Наоборот, интереснее привлекать новых подчинённых, поскольку до сих пор наблюдается недостаток кадров, а текущие по возрасту уже переходят на пенсию.

От чего может зависеть зарплата?

Базовая часть заработной платы определяется согласно федеральному законодательству. Здесь опора идёт на МРОТ или минимальный размер оплаты труда. Ниже этого показателя устанавливать вознаграждение запрещают.

Что касается непосредственно фиксированной ставки, то её определяют несколько факторов:

  1. Трудовые условия. Учитывают, в частности, экологическую обстановку или погодные условия.
  2. Рабочий график, с полным или не полным днём.
  3. Должность.
  4. Уровень квалификации.

Существуют дополнительные премии, выплаты стимулирующего характера. Это основная возможность увеличивать доход тем, кто связан с культурой. Пока что точно известно, будет ли сокращение работников культурных учреждений в 2022 году. Ответ только отрицательный.

О повышениях

В 2022 году принято решение провести индексацию для большинства представителей бюджетной сферы, несмотря на сложности материального характера. Минимальная прибавка, на которую могут рассчитывать любые государственные служащие, составит 4%.

Планируется, что это изменение вступит в силу с 1 октября 2022 года. Увеличение коснётся всех сотрудников без исключений. Подобное нововведение так же связано с повышением МРОТ, который в ближайшее время составит не меньше 13 с половиной тысяч рублей. От этого зависит и увеличение зарплаты.

Рассмотрение профессии библиотекарей

В этом направлении предъявляют достаточно высокие требования. Из них отмечают коммуникабельность, грамотную речь и наличие обширных знаний по разным предметам. Средняя зарплата в этом случае составит от 11 500 рублей до почти 43 тысяч.

Меньше могут устанавливать для сельской местности, в пределах 9 тысяч рублей. Поэтому часто библиотекари оказывают дополнительные услуги, чтобы улучшить материальное положение. Но такое решение актуально только для регионов, где имеется спрос.

Пример таких предложений:

  1. Составление списков с научной литературой и библиографией для различных научных работ.
  2. Распродажа литературы.
  3. Сканирование редких изданий.

Например, подобные сервисы не нужны в школьных библиотеках.

Планируется изменить заработную плату и для библиотекарей. Но новые правила будут распространяться только на тех, у кого есть специальное педагогическое образование. Тогда и сама должность приравнивается к педагогу, а при расчёте заработной платы могут использовать повышенные ставки. В других случаях можно рассчитывать на индексацию, из-за которой меняется и ставка работника культуры на 2022 год в РФ.

Увеличение причитающихся сотруднику выплат доступно после следующих действий:

  1. Получение официальной выслуги лет.
  2. Работа непосредственно в архивных или книжных фондах.
  3. Сложные условия, совмещение сразу нескольких должностей.
  4. Завершение тестов по профпригодности.
  5. Окончание курсов, направленных на повышение квалификации.

Эти методы актуальны для других сотрудников указанной сферы.

Ещё о повышениях в бюджетной сфере

Увеличение окладов начинается с медицинских работников, продолжает расширяться на другие направления. Отчасти всё будет связано с новой квалификационной системой. Далее зарплату изменят для учителей, работников культуры и науки.

Изменяют расчёт по:

  1. Выплатам.
  2. Поощрениям.
  3. Компенсациям.

Бюджетные доплаты часто становятся дополнительными стимулами и для государственных служащих.

Корректировки будут вноситься три раза за весь го. Это октябрь, июнь и апрель. Начинается всё с первых чисел в указанных месяцах. Сначала планировали, что увеличение пройдёт минимум на 6,8%. Будут увеличивать фонды заработной платы в различных регионах.

К 2023 году повышение составит минимум 5,8%, тогда минимальный размер окладов доходит до 14 тысяч рублей.

Правительство озвучивает именно эти цифры, но не факт, что они не будут меняться и после. Это только ориентир, ниже которого нельзя опускаться ни при каких обстоятельствах. В зависимости от этого формируется и стандартная прибавка к зарплате работникам культуры в 2022 году в России.

Президент дополнительно выпустил распоряжение, согласно которому расчёты по оплате труда должны стать прозрачными, насколько это возможно. По сравнению с окладами по регионам в среднем в перспективе планируют повысить цифры на 200%.

Дополнительные особенности расчётов

Президент поручил разобраться со всем механизмом начисления. Нужно сделать так, чтобы ни у одного из работников не возникало вопросов. Проведение самостоятельных расчётов должно стать доступным для каждого.

В Министерстве труда подтверждают, что определённые механизмы разрабатываются буквально для каждой из отраслей. Они будут подробно расписаны и описаны для всех желающих.

Со своей стороны государство будет регулировать систему ставок и различных доплат.

Пример частей, из которых может состоять оклад одного сотрудника:

  1. Доплата за стаж и учёные степени.
  2. Надбавки за исполнение обязанностей в праздничные и выходные дни, совмещение должностей, замену отсутствующих сотрудников.
  3. Надбавка за различные условия в производстве и по климату.
  4. Премии.
  5. Сам оклад.

От оклада премии и надбавки могут составлять до 60%, если говорить о денежном выражении. Иногда эти цифры доходят до 120%.

До 50% от бюджетной ставки выплачивают некоторым категориям граждан в качестве помощи на оздоровление. Им иногда перечисляют другой вид поддержки, до 30% от оклада.

Сам оклад, согласно новым правилам, составит от 50 до 70% от всей зарплаты. При этом дополнительное внимание уделяют регулированию разницы между простыми работниками и руководителями.

Некоторые особенности формирования оплаты труда

Главная задача – в том, чтобы не допустить снижения цифр.

Одно из недавних изменений в этой сфере – необходимость составлять трудовые соглашения, основанные на принципах эффективного контракта. Главные отличия этих документов в следующем:

  1. Должностные обязанности каждого сотрудника конкретизированы.
  2. То же самое касается оплаты труда.
  3. Указаны максимально точные показатели, критерии для оценки эффективности.

Последнее особенно важно для стимулирующих выплат, которые зависят от результата труда и качества оказываемых услуг. Меры социальной поддержки тоже опираются на указанные факторы.

При этом рекомендовано ставить повышающие коэффициенты не только к окладам, а применять их по отношению к ставкам на заработную плату.

Заключение

Правительство даже в сложной экономической ситуации не забывает о необходимости как минимум сохранять зарплаты на текущем уровне, как максимум – повышать их при каждой возможности. Исключением не стала и сфера культуры. Руководителям интереснее привлекать в неё молодых сотрудников, а они далеко не всегда соглашаются выполнять свои обязанности за минимальное вознаграждение. Поэтому важно продумывать всю систему, включая поощрения и стимулирующие выплаты.

Недавно работникам культуры довели очередной план: пора учиться зарабатывать самостоятельно. Работники культуры озадачились и принялись думать, как осуществить разнарядку. Речь ведь шла не только про большие и важные концертные залы на тысячу посадочных мест, но и про крошечные дома культуры где-то там, где заветные $500 — это сказка из телевизора. Мы уехали в белорусскую глубинку посмотреть, как зарабатывает культура в деревне: как крутятся люди, которые красят серую жизнь сельчанина. Репортаж из агрогородка в Миорском районе — в материале Onliner.by.

Часть 1. Лирика

Агрогородок Язно замело снегом и убаюкало до наступления весны — сейчас здесь можно встретить редкого велосипедиста и любопытную детвору, которая зыркает глазами из-под теплых зимних шапок, свисающих на лбу.





Фронт работы — полторы тысячи человек со всего сельсовета: бабушки, у которых остались только воспоминания и скромная пенсия на самое необходимое, мелюзга, которой еще не о чем вспоминать, но очень хочется ежедневно открывать что-то новое, молодежь, которой в деревне на 700 человек нужно чем-то занять себя. Слишком крутая и многослойная задача для двухэтажки, не так ли?

Тетя Оля — диск-жокей

Новейшая история язненского сельского Дома культуры началась лет тридцать назад, когда сюда приехали работать две одноклассницы Лариса и Оля: одна — директором, вторая — художественным руководителем. Тогда культура в сельской местности была на качественно другом уровне, поэтому задорные девчата залихватски управлялись с баяном в коровнике — несли искусство на рабочие места. Сейчас бессменные руководители учреждения только качают головой, когда вспоминают те времена.


— В девяностых было такое, что три года это здание вообще не отапливалось: люди вышестоящие экономили деньги, — говорит Лариса Геннадьевна, женщина с добрыми глазами и интеллигентной речью, как и полагает работнику культуры. — Зима лютая, в помещении хоть волком вой, а мы праздничный новогодний концерт делаем — люди в телогрейках сидят, пар изо рта валит…


Одноклассницы Лариса и Оля как-то незаметно превратились в этом доме в двух женщин предпенсионного возраста, задача которых — веселить местных.

— Недавно у нас праздничные новогодние концерты были — с Дедом Морозом и Снегурочкой, а как же! — прохаживается по большому актовому залу руководитель. — Костюмы сами шили, из подручных средств. Людей было много: здесь полторы сотни посадочных мест, а пришло человек триста. Ставили лавочки, стульчики дополнительные. Танцы были — веселились! На днях сделаем небольшое мероприятие к 14 февраля, потом будет Масленица, потом 23 февраля…


— Только о том, как будем поздравлять мужчин, еще и не думали, — виновато улыбается художественный руководитель тетя Оля — так ее здесь называют.

Дискотеки делают в другом зале, поменьше. Сюда съезжается ребятня со всего сельсовета, из Миор и Глубокого — тусоваться, танцевать и иногда задорно выяснять отношения, если кто-то пригласил на медляк не ту, кого стоило бы приглашать.

— Кто диджей? Я диджей! — смеется тетя Оля, худенькая, деятельная женщина с невидимым пропеллером. — Иногда обижаются, кривятся, мол, ставлю что-то не то. Но восьмидесятые у нас хорошо идут! И девчата на флешках приносят новинки. Иногда как поставлю что-то… Думаю: раньше бы цензура не пустила! А они веселятся, смеются. Я, наверное, и на пенсии буду ходить на танцы — тетя Оля, диск-жокей!


Женщины показывают скромное, но достаточное техничное оснащение Дома культуры и рассуждают о том, что молодежь уже не та: компьютеры заменили реальные увлечения, улицы опустели, санки ржавеют в сараях.


Хотя малые, которые обычно сычами сидят перед мониторами, иногда прибегают сюда культурно обогатиться — в кружок декоративно-прикладного творчества. Его руководитель, Тамара Александровна, аккуратно отглаживает утюжком соломку — потом из этого получится вот такая шапочка или что-то вроде того.


Пенсионерка раньше работала преподавательницей трудов в школе, а сейчас учит детишек делать красоту: все выставки и украшения для мероприятий — по ее части.

— Вот видите, что делается: нужно солому сначала вот так заготовить, потом вот так вот ее на листы наклеиваем и делаем планшеты — вот если б кто-то за меня это сделал, я бы все остальное сама закончила, — объясняет громоздкую методику Тамара Александровна. — А это такая унылая работа: надо съездить в поле, нажать, высушить, отбелить… Ребята приходят и помогают.

— Малых за соломой посылаете?

— У нас участковый врач — гаспадар на мероприятиях, — говорит Лариса Геннадьевна. — Так она ему такую шляпу сделала!


В кружок записались 15 человек, но собрать их на одном занятии вместе нереально: то болеют, то подготовка к мероприятию, то снег выпал и пора на горку.

— Это хорошо, если дети на горку ходят. А некоторые из школы пришли — и сразу в компьютер! — жалуется директор Дома культуры. — Компьютер поглотил и старого, и молодого.

— Не, мой сдох компьютер, слава богу. Внучка ногой на него встала. Так я сейчас в мобильнике сижу.

Когда-то давно, в шестидесятых годах прошлого века, язненский Дом культуры строил местный колхоз. Возглавлял его свекор Саломеи Антоновны — деятельной женщины, которая несколько лет назад организовала здесь настоящий дамский клуб.


— Вот угадайте, сколько нам лет! — азартно блестит глазами пенсионерка. — 65? Ха-ха-ха, вот мы и хотели на комплимент нарваться.

— Запрашаем у нашу святліцу — вось такія ў нас маладзіцы! — смеется Саломея Антоновна.

— Готовимся ко Дню всех влюбленных. Спонсоров у нас нет, а женщинам приятно будет. Так мы маленькими поделочками-валентиночками их поздравим, — аккуратно вырезает из материи сердечки Ева Николаевна, активистка женского клуба, садовод-любитель, азартный грибник, кулинар — к этому списку можно прилепить еще с десяток регалий.


Как-то незаметно объединение стало самым массовым в Язно: сейчас в нем 25 человек — в основном это одинокие женщины, которых в агрогородке хватает. Они моментально придумали себе кучу занятий: сорганизовали фитнес, привели в порядок старые солдатские могилы, сходили в пилигримку, съездили на экскурсию в Мир и Несвиж, в Полоцк на концерты органной музыки и в музей книгопечатания. В общем, постарались всячески разнообразить унылые будни в одиночестве.

— Женщины красивые, одинокие. И как нам жить, как нам веселиться? Сделали первое собрание в сельсовете 5 марта 2009 года. С тех пор и существуем, — Саломея Антоновна взахлеб рассказывает про свое объединение, добрые дела, посиделки за чаем и называет Язно лучшим местом на земле.


Из сельсовета дамский клуб перекочевал в Дом культуры. Женщины попросили их приютить — и получили помещение бесплатно.

— И мужчин к себе в клуб приглашаем — так веселее. Они нам и на баяне сыграют, и песни споют! — кокетничают хохотушки-женщины. Они помогают друг дружке садить картошку, ухаживать за цветами, обмениваются рецептами и угощают лакомствами. В общем, делают свою жизнь максимально насыщенной и интересной.

— Что про нас говорить? Няўрымслівыя! — смеется Саломея Антоновна.

Саша-рокер и оптимизация

Второй этаж Дома культуры — это музыкальная школа и библиотека. Они оказались в этом здании после оптимизации, потеряв собственные площади. В музыкалке тилинькают на баяне, аккордеоне и пианино 19 учеников-воробушков, а занимаются с ними два хлопца-преподавателя, которые попали в Язно по распределению и остались здесь трудиться.


— Соль, фа, ми, ре, до, — терпеливо диктует ноты маленькой аккордеонистке преподаватель Михаил. Он попал сюда на работу семь лет назад и сейчас принимает на уроках 11 учеников. Учит их раздвигать мехи и играть незатейливые мелодии.

Малышка-аккордеонистка исподтишка поглядывает на незнакомцев и лихо мажет мимо нот, пытаясь собрать надиктованное в четкую мелодию.


Михаил отпускает ученицу и рассказывает про специфику работы.

— В деревне больше нет никаких кружков и секций, только спортивная. Девочек, конечно, больше, потому что с хлопцами сложнее: усадить его заниматься в таком возрасте тяжелее, да и спорт для них интереснее. А девочки занимаются: кому-то родители инструмент купят, кому-то даем домой поиграть, если есть возможность…


— Еще до моего рождения куплены, но нам хватает. Инструменты довольно неплохие, — говорит Михаил.

Во втором классе работает коллега Михаила Саша. Парень попал сюда из Полоцка после учебы. Теперь сам учит детей играть на баяне и пианино. В кабинете есть еще гитара, но это просто чтобы заинтересовать малого.


— Я здесь не скучаю, — говорит Саша. — В Полоцке у меня была насыщенная молодость, играл в рок-группах, так что теперь хочется тишины. Здесь жена, здесь ребенок, денег хватает. Что еще нужно?

Библиотека — самая топовая локация во внутренностях Дома культуры.


Сюда заходят за книгами примерно 300 человек из полуторатысячного сельсовета. Детективы, любовные романы, классика, детские сказки, свежая пресса — о предпочтениях местной аудитории рассказывает библиотекарь Лариса Карпова, общительная женщина, которая сама привозит свежую литературу из райцентра.


— Бывает, что нужно 100 книг притащить из города, — рассказывает Лариса Эдуардовна. — Ну а что делать? Находим машину, справляемся.

Местные библиотекой гордятся. Здесь собрана солидная даже по меркам райцентра коллекция: белорусская классика, русская литература, современная фантастика и детективы, историческая проза.




На принтере можно распечатать документ или сделать фото на паспорт — это востребованная платная услуга. Наступает момент, когда от лирики пора переходить к прозе.

Часть 2. Проза



Все эти слова лучше всего проходят проверку на прочность здесь, в белорусской глубинке. Язненский сельсовет вряд ли у кого-то повернется язык назвать богатым. 300 рублей — самая распространенная зарплата у местных. Это деньги, за которые нужно обеспечить себя и семью и как-то попробовать разнообразить свою жизнь. Местный Дом культуры зарабатывает меньше, чем среднестатистический житель Язно, но дает тому возможность украсить свой досуг посещением кружков и секций, концертов и читального зала. Концерт в Доме культуры стоит 1,5 рубля, если выступают местные артисты — например, экономист из колхоза, которого сельчане ласково называют Басковым за внешнее сходство и душевный репертуар. Если приезжает витебская филармония, публики в зале поменьше: билеты дорогие, да и не каждый оценит такую музыку.











Дискотеки продают по рублю за вечер. Руководители Дома культуры говорят, что это минимальный прайс, поднимать который никто не собирается: отдых для молодежи должен быть доступным, а с местными зарплатами иной человек вряд ли отжалеет на веселье даже рубль. Библиотека выдает читателю книгу по 8 копеек за день пользования. Платные услуги по распечатке — самая внушительная статья библиотечных доходов. В общем, кое-как дела идут: в прошлом году язненский Дом культуры заработал 2400 рублей — это примерно $100 в месяц.



— У нас своя кочегарка в подвале. Хорошо, что в этом году такая зима мягкая, меньше расходов будет, — рассуждает Лариса Геннадьевна. — Обычно уходит 15 тонн брикета и 15 тонн дров — если перевести в деньги, получается приличная сумма. Освещение, наши зарплаты — все оплачивает бюджет. Мне кажется, что зарабатываем мы прилично. Куда уже больше? Только культура и зарабатывает. А как дом культуры на селе выживет без финансирования? В девяностые мы три года работали без отопления, так тогда нас председатель колхоза пожалел и поставил электрические обогреватели. А сейчас… Как мы себе на зарплату заработаем?

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Анна Камалова

Сфера культуры, особенно в сельских районах, всегда финансировалась по остаточному принципу, а погоня за показателями, установленными "майскими" указами президента страны Владимира Путина, только усугубила ситуацию. Так считает председатель краевой организации профсоюза Лариса Зорина. Она рассказала "Толку", как формируются зарплаты культработникам.

Дотянуть до "майских указов"

– Тема заработных плат работников бюджетной сферы сейчас активно обсуждается в СМИ в связи с поручением Путина проверить их соответствие "майским" указам. Как обстоят дела в сфере культуры?

– По оценкам нашей профсоюзной организации, бюджетники, работающие в организациях сферы культуры, находятся в наиболее невыгодном положении. Дело в том, что основная масса учреждений – муниципальные, соответственно, и система, и уровень оплаты труда устанавливаются местными органами власти.

Согласно "майским" указам президента, зарплата не может быть ниже средней по региону. У нас в крае показатель устанавливается из ориентира на средний показатель по муниципалитету, то есть у каждого – свой. Например, в Баевском районе это 25 тысяч рублей, в соседнем Бурлинском – 21 тысяча, а в Усть-Пристанском – 19 тысяч.

Выходит, что при одинаковой нагрузке специалисты находятся в неравных финансовых условиях. Еще один немаловажный вопрос – как муниципалитеты достигают этих показателей.

Глава крайсовпрофа: как рисуют зарплату алтайским бюджетникам

Глава крайсовпрофа: как "рисуют" зарплату алтайским бюджетникам

Чтобы дотянуть зарплату до показателей "майских" указов, врачам, учителям и работникам сферы культуры приходится работать на нескольких ставках

– И в чем тут хитрость?

– В стремлении исполнить "майские" указы при недостатке бюджетных средств многие работники домов культуры, библиотек, музеев были переведены с полной ставки на 0,75, 0,5 и даже 0,25, а размер средней зарплаты рассчитывается на полную. Должностной оклад в большинстве случаев не превышает 5-6 тысяч рублей.

Чтобы дотянуть до минимального размера оплаты труда (МРОТ), специалистам выплачивают где-то квартальные, где-то годовые премии, на усмотрение местных властей и исходя из возможностей муниципалитетов. Таким образом, по году вытягивают до средних показателей, а где-то и нет.

В школах искусств ситуация другая. Чтобы заработать МРОТ, педагогам приходится брать по 1,5-2 ставки и работать с двойной нагрузкой. Причем, повторюсь, в каждом муниципалитете своя система оплаты труда, свои правила.

На культуру не хватает

– И такая практика в сфере культуры по всей стране?

– Если смотреть по 131-му федеральному закону, согласно которому фонд оплаты труда работникам культурной сферы формирует муниципалитет, то все находятся в равных условиях. Но есть регионы, где на эти цели идет специальное финансирование, и в этом случае краевые или областные власти могут контролировать расходование бюджетных средств.

У нас же выделяют дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в том числе в них заложена и зарплата работников сферы культуры. Но так как эти средства, как говорится, не "меченые", то муниципалитет вправе распоряжаться ими на свое усмотрение. И, нужно честно признать, что на культуру в большинстве случаев не хватает.

В итоге наши талантливые специалисты уезжают в Новосибирскую, Кемеровскую области или другие регионы, где вопросы с оплатой труда решаются более организованно и централизованно.

Держится на энтузиастах

– Как долго протянет сельская культура, если не менять ситуацию?

– Пока есть энтузиасты, готовые вкалывать за копейки. Сегодня районные детские школы искусств держатся на "стажистах", которые уже вышли на пенсию или приближаются к этому рубежу. В сельских библиотеках зачастую работают бывшие педагоги, а в домах культуры сложно найти специалиста с высшим специальным образованием.

Молодежь не поедет в село работать в вечернее время, по праздникам и выходным на 0,5 ставки и зарабатывать при этом не больше МРОТа. К тому же молодым людям нужна инфраструктура, чем зачастую не могут похвалиться наши деревни.

Министр культуры Алтайского края об итогах 2020-го и поисках плюсов в пандемии

Министр культуры Алтайского края об итогах 2020-го и поисках плюсов в пандемии

"Сложно найти один эпитет, который охарактеризует этот год", - министр культуры Алтайского края Елена Безрукова об итога 2020-го

– Минкультуры России подготовило программу "Земский работник культуры", согласно которой молодым специалистам планируют выдавать единовременные выплаты в размере 2 млн рублей. Решит ли это, на ваш взгляд, проблему с кадровым голодом на селе?

– Возможно, это повсеместно и кардинально не изменит ситуацию. Молодые, талантливые люди вполне способны найти работу и в городе. Но однозначно программа позволит снизить напряженность.

Ведь даже если молодежь, рассчитывая получить выплаты от государства, приедет работать в село хотя бы на пять-семь лет, то уже привнесет с собой что-то новое, свежее, современное. А кое-кто, возможно, и закрепится там основательно. В любом случае это большой плюс.

В нашей сфере нужно наводить порядок и выстраивать четкую, понятную систему, в том числе и в плане оплаты труда, и в кадровой политике.

Восемь лет назад Иван Иванов устроился на работу художественным руководителем Дома культуры в селе Ныр Кировской области. В потрепанном здании текла крыша, прогнил пол и рассыпались окна, не было водопровода и искрила проводка. Несколько лет Иванов писал жалобы, просьбы и заявки. Он отправил 3,5 тыс. электронных писем чиновникам и потенциальным меценатам, выиграл семь грантов и проектов, привлек порядка миллиона "спонсорских" рублей и еще 3 млн в виде оборудования. Теперь в селе, где всех жителей — чуть больше 500 человек, Иванов проводит межрайонные фестивали.

В феврале 2019 года худрук из Ныра впервые в жизни приехал в Москву, чтобы в Совете Федерации получить диплом победителя конкурса общественных лидеров на селе. Менеджерские качества сельского хурдука впечатлили Валентину Матвиенко, которая предложила "клонировать Иванова и разослать во все деревни".

Дым, снег и лазер

Ныр — типичное село в российской глубинке. Летом здесь зелено от вольнорастущей травы, зимой снежно, а ранней весной грязно — колхозная техника превращает щебеночные дороги в непроходимое месиво. У жителей Ныра есть колхоз, школа, куда съезжаются дети из окрестных деревень, детский сад, новый фельдшерско-акушерский пункт, магазин, библиотека, заброшенная церковь из красного кирпича, огороды, река Ныровка и федеральная трасса, по которой в одну сторону — Киров, в другую — Казань.

"Село будет жить за счет того, что оно на федеральной трассе. Я бы и не поехал сюда, если бы не понимал перспективы", — говорит Иван Иванов, встречая меня на пороге Дома культуры. Невысокий и худощавый, в вязаной кофте, брюках и резиновых тапочках, худрук спешно организует чай с печеньем, попутно рассказывая, как еще в школе "тянулся к культуре", как купил световое оборудование и ездил по селам с выездными дискотеками, удивляя народ спецэффектами типа "дым", "снег" и "лазер". И как объехал всю Россию, работая инструктором детских аттракционов. "В ныровском Доме культуры я работаю с 2011 года. За это время мы смогли сделать ДК эффективным", — с гордостью рассказывает Иван Аркадьевич.

Дом культуры села Ныр Личный архив Ивана Иванова

"Мы" — это сам худрук Иванов, заведующая Домом культуры и хореограф, руководитель танцевального коллектива "Ныровские девчата". Больше в селе культурных работников нет. Троим сотрудникам ДК, согласно показателям эффективности, за год нужно привлечь на различные мероприятия 6 тыс. человек. То есть каждому жителю Ныра, включая младенцев, необходимо прийти в Дом культуры почти 12 раз. "Обязательных" направлений работы тоже 12, в том числе патриотическое воспитание, экологическое просвещение населения, формирование толерантного сознания, профилактика наркомании, детской безнадзорности и даже терроризма. По каждому мероприятию нужно предоставить отчет с фото и видео, то есть схалтурить не выйдет, а еще ежемесячно, ежеквартально и ежегодно предоставлять отчеты о работе.

На всякий случай памятка с направлениями работы лежит под стеклом на столе у директора. Рядом табличка со сметой расходов на 2019 год. В графе "Всего" значится 39 400 рублей. Статей расходов семь: проведение мероприятий, печать входных билетов, бумага, заправка картриджей, цветной принтер, зеркало и пять командировок. Руководство Тужинского района и хотело бы поддерживать культуру, но район глубоко дотационный. "Денег хватает на оплату коммунальных услуг и зарплату работникам культуры, больше не дают", — говорит Иванов.

Про деньги и стулья

"Единственная возможность выжить сельскому Дому культуры — быть эффективным и везде участвовать. Не будешь работать и привлекать деньги — будешь сидеть на старых стульях", — говорит Иванов, который в этом году как раз планирует заменить 140 кресел в зале по проекту "Культура малой Родины". В рамках этого проекта в ныровском Доме культуры уже сделали ремонт на 1,7 млн рублей: установили окна, покрасили стены, сделали потолок и отремонтировали санузел.

Победы в конкурсах — серьезное подспорье. В прошлом году ныровский ДК победил в конкурсе "Лучший сельский Дом культуры". Иванов как лучший работник получил 50 тыс. рублей, Дом культуры — 100 тыс. рублей. Проект Иванова "Сельский православный кинокнижный клуб" выиграл 36 тыс. рублей — на эти деньги купили механический экран. Еще 60 тыс. грантовых рублей Иванов привлек на фестиваль дуэтов старшего и молодого поколения "Талантливы вместе". А в этом году худрук собирается принять участие в конкурсе "Активное поколение" благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, пишет проект "Кухня на двоих": дети с гражданами пожилого возраста будут вместе готовить.

У нас в районе ни один Дом культуры в конкурсах не участвует, боятся. Да, мы по каждой копейке отчитываемся, а чтобы все качественно сделать, я даже свои деньги вкладываю и нисколько об этом не жалею

Кроме того, Иванов пишет письма во все возможные инстанции и всем потенциальным меценатам. "Это началось с 2013 году. Первое письмо я написал в государственные органы, и мне одобрили финансовую помощь в размере 119 тыс. рублей, но нужно было собрать с населения еще 120 тыс. рублей, а это очень трудно. Я тогда собрал только 90 тыс. и случайно вышел на экс-министра культуры Москвы Сергея Капкова, который перечислил нам 119 тыс. рублей. И это меня так задело!" — рассказывает Иванов.


Окрыленный успехом, Иван Аркадьевич написал сразу нескольким крупным нефтяным компаниям. Но откликнулась только "Транснефть", перечислив 359 тыс. рублей на установку пластиковых окон. "Потом я стал просить не деньгами, а мебелью, оборудованием. Только по мебели отправил 70 писем. Вот этот стол, за которым мы сейчас чай пьем, и стулья, и кресла у окна, и термопот — это все спонсорская помощь. Это не новые вещи, москвичи такие не берут, а мы не гордые, мы берем", — улыбается Иванов. Всего из 3,5 тыс. написанных писем 68 получили отклик. Это позволило полностью оснастить Дом культуры необходимым оборудованием и мебелью. А в начале мая "Ростелеком" бесплатно провел в ныровский Дом культуры интернет. В течение года доступ в Сеть будет бесплатным.

Три работы и два дома

"Как только мы купили аппаратуру, колонки, микрофоны, микшерный пульт со звуковой картой — улучшилось звучание и увеличилось количество зрителей. Сегодня нам не стыдно заломить цену 150 рублей за концерт. И народ не возмущается, потому что ДК восемь лет назад и то, что люди видят сейчас, — это небо и земля", — говорит Иван Аркадьевич. Регулярно он приглашает в ДК с концертами "дружественных" артистов из районов области, проводит межрегиональный фестиваль дуэтов сельских территорий "Споем вдвоем" и фестиваль-конкурс среди любителей акустической гитары "Поющие струны провинции".

Для ныровчан в Доме культуры работает 11 кружков — вокальный, театральный, танцевальный, клуб "Хозяюшка" и клуб для пенсионеров "Минуточку внимания".

Человек красит место.

Можно было бы еще массу всего организовать, но, во-первых, очередь из желающих в кружки не выстраивается, а во-вторых, вести новые направления некому. В свое время Иванову пришлось отдать 0,25% своей ставки бывшему худруку ДК, которая стала руководителем танцевального коллектива "Ныровские девчата". И Иван Аркадьевич снова не прогадал: с приходом Светланы Леонидовны выручка поднялась на 40%.

"Как бы черство не звучало, я все перекладываю на деньги, потому что помощи ждать неоткуда. У нас нет возможности оптимизировать расходы, у нас даже нет стационарного телефона, потому что нет денег его оплачивать. Любой выезд на мероприятие нужно организовать. Нам никто не даст ни денег, ни автобус, приходится договариваться с транспортной компанией, что мы сначала съездим и заработаем, а потом рассчитаемся. Но все концерты выездные, слава богу, дают нам прибыль — 2–4 тыс. рублей, что тоже неплохо для сельского Дома культуры", — констатирует худрук.

Сам Иванов ежемесячно получает зарплату худрука на 0,75% ставки в размере 9 тыс. рублей, заодно работает художником-оформителем в яранском городском ДК и исполнительным секретарем "Единой России" по району. Жить приходится на два дома: иногда после вечерних мероприятий в селе Ныр доехать до райцентра — Тужи — уже бывает не на чем, "на такси не наездишься", поэтому Иванов ночует прямо в Доме культуры на диване в методическом кабинете.

Хватает ли денег на жизнь? Хватало бы, но я фанат своей работы, у меня пять кредитов, из них три — на Дом культуры. Под любое крупное мероприятие мы закладываем средства со своих платных услуг, но они не позволяют покрыть расходы. Поэтому, например, перед фестивалем дуэтов, который в прошлом году собрал 12 районов, я ежегодно беру кредит, потом гашу и не жалею об этом. Не вложившись в фестиваль — не получишь эффекта

Позвони соседу

Вечером к Дому культуры села Ныр тянется вереница людей. В зале заняты все кресла, в импровизированной гримерке готовится выйти на украшенную лентами и сверкающую огнями сцену ансамбль народной песни из поселка Юбилейный Котельничского района.

Большую часть пришедших Иван Иванов заблаговременно обзвонил и лично пригласил на концерт.


"Есть категория населения, которая просит к себе внимания, мы обзваниваем, приглашаем. Не позвонил — обидятся. А многим вовсе ни кружки, ни концерты не нужны, их не трогай — и им хорошо. Мы сколько ни пытались уговорить наше пожилое население создать коллектив, они не хотят. Пытались показывать фильмы бесплатно, делали настольные игры, бильярд — народ не идет. Есть такие сельские территории, где, если закроют учреждение культуры, никто и не заметит. Люди избалованы избытком развлечений, у всех телевизоры есть и интернет", — говорит Иванов.

Во времена, когда интернета не было, Дом культуры принадлежал колхозу, жителей в селе было куда больше, а жизнь в ДК кипела. Напоминанием о тех временах в костюмерной висят практически не потерявшие цвет за десятки лет костюмы. "Я не застал то время, но смотрю газеты: и новогодняя елка битком забита, и собственный вокально-инструментальный ансамбль есть. Сегодня у нас пианино в холле просто для красоты стоит, гармонисты в селе спились, а у молодежи нет стремления овладевать музыкальными инструментами. Да и учить их некому, в Тужинском районе нет и одного узконаправленного специалиста", — констатирует худрук.

Рецепт у Иванова есть: нужно ввести программу поддержки работников культуры по примеру "Земского доктора", считает он. А еще хорошо бы подключить сельские Дома культуры к интернету, как сейчас подключают библиотеки, тогда можно было бы устраивать онлайн-трансляции мероприятий, скачивать музыку, обмениваться опытом, посещать вебинары. Эту просьбу Иванов озвучил в Совете Федерации, а еще обозначил необходимость строительства многофункционального Дома культуры в районе, где практически разваливается деревянное здание библиотеки 1917 года постройки, да и музыкальная школа пребывает не в лучшем виде.

"Вот в этом и есть его феномен — он не для себя просит, для людей, в маленьком сельском клубе работает человек с государственным мышлением, он думает не только о себе, но и о коллегах, — отмечает министр культуры Кировской области Татьяна Мазур. — Мы изо всех сил стараемся привести сельские клубы в порядок, многие из них мы уже отремонтировали в рамках проекта "Культура малой Родины", в этом году еще порядка 30 млн рублей будет направлено на эти цели. Но ныровский клуб на фоне всех сельских Домов культуры выделяется, и Иван Иванов в своем роде уникален. Он из тех руководителей, которые по-настоящему преданы профессии, капля по капле он собирает средства для Дома культуры, и сейчас аппаратура у него в клубе лучше, чем в некоторых районных и городских Домах культуры".

Красная дорожка

За жизнью в селе Ныр с верхушек деревьев наблюдают грачи. Периодически сотни птиц черной кричащей тучей срываются с веток, проносятся над домами и обрушиваются на соседние деревья, провода и крыши. В лесочке за Домом культуры у них гнезда — такие же черные, как и сами птицы.

"Знаете, я вот в Москве был впервые в своей жизни и, честно сказать, больше не хочу. Она какая-то угрюмая. Я привык, что когда у нас зима — везде светло, белый снег. А в Москве этого нет, суета, все торопятся, бегут", — говорит Иванов, провожая меня после концерта. Сам уезжать из Ныра он не собирается.

Мне здесь нравится. У города нет таких проблем, как у села, и здесь то, что я делаю, — это так много. Я сам мониторю ситуацию, ищу деньги, нехватка средств позволила мне проявить свои качества менеджера и управленца. Люди здесь меня уважают, у меня хорошая команда. Я люблю реализовывать масштабные проекты для людей, я от них кайфую. А делать что-то чисто для себя — скучно

Пока же Иванов наводит порядок в своей вотчине. Работы еще много: нужно отремонтировать фасад, построить сцену перед Домом культуры и воплотить в жизнь очередную маленькую мечту — выложить от ДК брусчаткой "красную дорожку". "Кто-то сказал: "Достаточно всего одного человека, чтобы все расцвело. Расцвело там, где никогда не было света", — записано в статусе на странице "ВКонтакте" у Ивана Иванова, и он своему статусу верен.

Читайте также: