Право как закон регулирования общественных отношений философия права

Обновлено: 30.06.2024

Различение и соотношение права и закона и представляет собой ту предметную сферу и теоретическое пространство, в рамках которого вся эта проблематика правопонимания может быть адекватно осмыслена и содержательно развернута в виде последовательного философско-правового учения.

Предметом философии права является право в его различении и соотношении с законом.

Различие и отождествление этих двух понятий обозначает принципиальное отличие между двумя противоположными типами правопонимания: юридическим и легистским.

Правовой закон – это адекватное выражение права в его официальной признанности, общеобязательности, определенности и конкретности, необходимых для действующего позитивного права.

Вопрос о соотношении права и закона до сих пор вызывает много споров.

Одна из точек зрения сводится к тождественности права и закона. Основной аргумент ее сторонников: право об­ретает жизнь, лишь становясь законом, следовательно, вне за­кона права быть не может.

Другая точка зрения заключается в утверждении, что пра­во нельзя сводить лишь к нормам, так как оно включает и есте­ственное право (прежде всего, социально-правовые притязания человека), не обязательно фиксируемое в законах.

Наконец, третья точка зрения, настаивает на том, что, поскольку право — это продукт общества, а закон — продукт государ­ства, право не бывает неправым, тогда как закон может быть и правым, и неправым, имея зависимость, прежде всего, от го­сударственной власти.

Разграничение права и закона — не просто методологиче­ский прием, необходимый для уяснения их сущности. Оно имеет глубокий гуманистический смысл, ибо позволяет констатиро­ вать, что право как содержание закона выступает критерием его качества.

Благодаря праву мы имеем возможность отличать законы правовые от неправовых, справедливые от несправед­ливых, гуманные от негуманных.

Юридический закон — это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти и обладающий выс­шей юридической силой. Если закон соответствует праву, то он обретает силу устрашающей санкции.

Основой и источником юридического закона служит пра­во. Поэтому действие закона носит всеобщий характер, рас­пространяется на каждого.

Для понимания соотношения права и закона важное значе­ние имеет учет степени социокультурной политико-правовой развитости не только общества и государства, но и личности, ибо право и законы не существуют вне человека.

И еще один важный аспект: законы — это достояние циви­лизации и культуры. По их содержанию, строгости, справедли­вости мы оцениваем уровень цивилизованности общества, сте­пень развития его культуры.

Исторический опыт человечества подтверждает: действен­ность закона покоится на авторитете права, а авторитет пра­ва — на действующем законе. В этой взаимосвязи важная роль принадлежит государству, обладающему правовыми полномо­чиями, которые позволяют ему выступать силой права.

Право как сила обретает жизнь через юридические законы и государственную власть. В этом аспекте саму власть следует понимать как силу, санкционированную правом.

№21. Право и свобода. (Диаконов)

Любой индивид наделен определенной степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов - таких же членов общества как и он. Свобода - способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Однако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть ограничивается определенными рамками. Правовые нормы определяют границы индивидуальной свободы. Право - официальная мера свободы, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединений, общества в целом. Право - это всегда ограничение свободы личности. Таким образом мы имеем правовой парадокс: право ограничивает свободу человека, чтобы эту свободу гарантировать. Право охраняет права и свободы человека от посягательств любых третьих лиц, включая государство.

По смыслу части 3 статьи 55 Конституции РФ, свобода личности может быть ограничена только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в части 2 статьи 29 устанавливает, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Чем больше свободы предоставляют индивиду правовые нормы, тем демократичнее и справедливее данное государство. Таким образом, право выражает определенное представление общества о справедливости. Поэтому право - это официальная мера свободы и справедливости.

№22. Право и справедливость. (Морозова)

Справедливость тесно связана с правом и оказывает на него большое влияние. Например, в Древней Греции то, что соответствовало справедливости, воспринималось как право. Римские юристы полагали, что право вообще справедливо, говорить о справедливости права - это тавтология.

Современная юридическая наука относит справедливость к сфере не только морали, но и выделяет три ее аспекта: нравственный, социальный и правовой.

Нравственный аспект состоит в том, что те или иные государственно-правовые явления и процессы оцениваются с точки зрения добра и зла, добродетели, долга и т.д.

Справедливость с социальной точки зрения, или социальная справедливость, предполагает прежде всего многообразные отношения, связанные с экономикой, политикой и духовной сферой.

Правовой аспект справедливости означает проникновение требований справедливости в ткань законодательства, в принципы и содержание правовых предписаний, в организацию и осуществление правосудия и т.д.

Представления о справедливости у разных народов, в разные эпохи неодинаковы. Считается, что понятие "справедливость" - идеологическое явление. Любой класс или группа, стоящие у власти, стремятся навязать обществу свое представление о справедливости. Это объясняется тем, что одним лишь принуждением нельзя обеспечить власть и исполнение законов. Властвующие стремятся оказывать воздействие на поведение и поступки людей идеологическими средствами, например с помощью морали, убеждения, религии, искусства и др.

Вместе с тем существует общечеловеческое представление о справедливости, как и представления, присущие данному обществу или народу, доминирующие в сознании конкретного народа. Если принятый обществом или стоящими у власти масштаб нравственно оправданного и соразмерного соответствует пользе общества, он трактуется как справедливость. Критерий соразмерности всегда присутствует при оценке того или иного явления как справедливого или несправедливого.

Справедливость выступает также критерием прогрессивного развития общества. Если государство использует категорию справедливости для установления меры равного и неравного, в определении правового положения субъектов, в распределении материальных и духовных благ, как принцип права и законодательства, юридически значимой деятельности, то такое общество можно оценить как прогрессивное, демократическое.

Все сказанное позволяет сделать следующие выводы из соотношения права и справедливости:

1.справедливость представляет собой ценностное, нормативно-должное свойство содержания норм права;

2.право не создает и не определяет справедливости, а лишь отражает ее или не отражает. Отражение может быть точным или искаженным, полным или урезанным. Через право государство как бы возводит справедливость в ранг официальной и защищаемой государством. Через право справедливость приобретает юридически значимый характер, тем самым справедливость приобретает одновременно регулирующее значение;

3.в праве справедливость находит свое существование, при этом справедливость как бы трансформируется во внутреннее свойство права. Но такого рода трансформация зависит от того, способна ли норма права осуществлять справедливость в каждом конкретном случае или нет. Иначе говоря, норма должна закреплять такой вариант поведения или деятельности, который не наносил бы ущерба другим лицам, не нарушал их прав и интересов;

4.справедливость влияет на форму закрепления содержания права, например будет ли норма права сформулирована в качестве диспозитивного или императивного требования или предписания;

5.справедливость тесно связана с равенством, но это не тождественные понятия. Реализуя принцип справедливости, законодатель должен стремиться к установлению единства правового статуса всех граждан, допуская отдельные изъятия лишь при наличии весомых объективных обстоятельств;

6.справедливость является одновременно идеей (нравственный критерий) и мерой регулирования поведения и общественных отношений.

Социальное регулирование означает определение поведения людей и коллективов, направление их функционирования, упорядочение их деятельности. Средством регулирования являются социальные регуляторы: нормы права, мораль, традиции, обычаи, ритуалы.

Социальные нормы неправового характера играют значимую роль в общественной жизни. В обществе важны традиции, обычаи и обряды. Но по мере того, как развивались общественные отношения, требовались более действенные нормы. Таким регулятором стало право.

Юридическая литература дает несколько определений права. Выделить следует одно определение, которое вбирает в себя все признаки этого общественного явления.

Право – стандарты поведения, которые устанавливают границы свободы, равенства людей в осуществлении и защите их интересов, регулируют борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг к другу, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.

Сущность права

Правовая сущность заключается в свойствах внутреннего, устойчивого характера в которых раскрывается многоплановость и противоречивость форм бытия, закономерностей возникновения, действия и развития права. Сущностные свойства права являются необходимыми, устойчивыми, неотъемлемыми и постоянными. Они выражаются в явлениях права: его содержании и его действии. Сущностные свойства находятся в единстве и исключают разделение правовой сущности на отдельные части. Данные свойства показывают какими тенденциями исторического содержания обусловлено право, чью организованную волю оно выражает, кем формируется эта воля и в какой форме она присутствует в обществе.

Цепь этих свойств права неразрывна и предопределена самой логикой его происхождения и существования. Право возникло вместе с государством как дополнение к уже существующим правилам общежития, когда потребовалось создание обязательных и обеспеченных государством норм. В обществе возникают объективные потребности, вслед за этим возникает право, призванное регулировать отношения, основанные на интересах, соглашениях, мотивах. Право в системе регулирования общественных отношений всегда имеет один и тот же механизм образования. Появление социальной воли возникает в результате того, что различные интересы согласовываются.

Воля, которая при определенных условиях превращается в общеобязательную, возводится в ранг правовых норм права.

Сущность права – правовые нормы, определенные условиями жизни общества и согласованные волей господствующих слоев, стоящих у власти, превращенные в государственную волю и выраженные в официальном документе.

То есть, нормы права являются выражением общей воли и результатом согласования интересов разных субъектов. Если так понимать сущность права, то это единство противоречивых сторон: классового и общечеловеческого интересов. Соотношение между ними зависит от условий конкретного исторического периода. Русский философ В.С.Соловьев писал о том, что именно равновесие двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага составляют сущность права.

Содержание права

Право имеет мобильное содержание, которое находится в единстве с его сущностными свойствами. Сущность – это природа права, содержание – это конкретное выражение, которое проявляется во всех существующих элементах тесно взаимодействующих друг с другом и с условиями общественного характера, в рамках которых действуют правовые нормы. Главные свойства разворачиваются, конкретизируются в содержательных свойствах, которые помогают раскрывать единую природу права.

Содержание права составляют его внутренние элементы, находящиеся в единой системе. Содержание представляет сущность права не зеркально, а таким образом, что отдельные его стороны трансформированы по новым закономерным свойствам, носящим содержательный характер. Содержание права можно назвать обогащенной сущностью? оно вбирает в себя процессы, которые связаны с воздействием права на общественные отношения.

Сущностью права является выраженная в нем государственная воля, содержанием права является выражение этой воли в виде нормативных документов.

Изданием таких документов публичной властью возводится во всеобщий ранг воля общества. Праву как норме свойственны нормативный, формальный, определенный, регулятивный, системный и принудительный характер. Все эти свойства связаны с государством именно в праве, этим они отличаются от одноименных социальных регуляторов. Поэтому право имеет общеобязательную нормативность и государственную обеспеченность.

После рассмотрения сущностных и содержательных характеристик права как социально-нормативного регулятора с характерными чертами и особенностями, можно сформулировать понятие права

Право – система формально – определенных, общеобязательных, установленных или санкционированных государством и им обеспеченных правил поведения, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование общественных отношений.

Признаки права

  1. Особая нормативность, которая выражается в установленных или санкционированных государством нормах путем издания нормативно-правовых актов и других источников юридического содержания.
  2. Формальная определенность норм, выражающаяся в обозначенности в словесно-документальном виде.
  3. Общеобязательность норм, выражающаяся в безусловном исполнении их любым участником регулируемых отношений.
  4. Системность, проявляющаяся во взаимосвязи, целостности и единстве действующих правовых норм.
  5. Государственная обеспеченность, которая придает праву надежность и реальную осуществимость.

С одной стороны право указывает на цель и задачи регулирования, с другой – является орудием их достижения. В этом социальное предназначение права, отличающее его от других социальных регуляторов. Право – средство достижения общественного компромисса не путем насилия, а путем согласования интересов.

Современное право имеет множество целей, так как нормы регулируют поведение человека, общности, образования, обеспечивают состояние регулируемых отношений, которое измеряется общественными идеалами, создают надежное мерило при оценке этого поведения. Благодаря многоаспектности право является модульно-информативным средством, регулятором, средством положительного идеологического воздействия на сознание и психологию человека, его воспитания и мерилом правомерности поведения субъектов права.

Функции права

Функции права – это проявление его сути в отношениях в обществе. Сущность права сказывается в первую очередь на его цели, затем на назначении, а через цель и назначение – на функциях.

Функции права – основные направления его прогрессивного воздействия на социальное развитие, определяемые сущностью, целью и назначением права в обществе.

Модульно-информационная функция заключается в описании образа намечаемой законодателем цели нормы права. Приводятся примеры жизненных ситуаций, являющихся типичными, при которых регулируемые отношения образуются, развиваются и прекращаются. Обозначаются общие правила отношений. Дозируются юридические средства, которые будут обеспечивать выполнение этих правил. Определяются необходимые случаи субъектного состава, на который распространяются нормы.

Функция важна для усиления свойства государственной нормативности, она ориентирует правотворческие органы на то, чтобы происходило своевременное оповещение о вводимых правовых нормах участникам общественных отношений.

Нормы, которые разрабатываются должны воплощаться в жизнь, для этого существует регулятивная функция права. Данная функция осуществляется путем властного воздействия на отношения, направления поведения участников этих отношений по правилам общеобязательного характера, определенным законом.

Властное воздействие – это закрепление правоотношений или их запрещение, а также стимулирование и упорядочение взаимных прав и обязанностей участников. Возможны разные формы проявления властного воздействия, которые зависят от особенностей предмета и метода правового регулирования.

Регулятивная функция сложна и многоаспектна. В рамках этой функции выделяют различные формы государственного воздействия:

  • охраны;
  • ограничения;
  • поощрения;
  • обязанности.

Все это проявления одной и той же регулятивной функции, классифицированные по средствам, способам, приемам воздействия.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что охрана права, содействие его развитию, вытеснение определенных отношений из общественной жизни происходит при помощи регулирования.

Благодаря регулятивной функции обеспечивается оптимальное сочетание статики и динамики регулируемых отношений в тех рамках, которые определены законодателем.

Даже когда правовая норма служит для укрепления правоотношения, она не останавливает его движение, отношение может изменяться в заданном направлении. Если взять для примера Конституцию РФ, то наглядно видно, что закрепленные нормами общественные отношения продолжают развиваться и совершенствоваться.

Идеологическая функция предполагает воздействие на сознание человека с той целью, чтобы поднять отношения в обществе до идеальных. Право благотворно влияет на ценностные ориентации, внутренние потребности, установки участников правовых отношений.

Область идеологического влияния – это только сознание и психология человека. Такое влияние осуществляется путем распространения информации об обязательных образцах поведения в определенных общественных отношениях, разъяснения мотивов установления государством таких норм права, убеждения в их необходимости, потому что эти нормы справедливы и обладают социальной ценностью, предупреждения о возможных последствиях отклонения от норм. Идеологическое воздействие не является властным.

Нормам российского права присуща и оценочная функция, так как образцы и правила, установленные государством – это стандарты дозволенности и допустимости действий субъектов. Оценка полезности или бесполезности поведения в юридически значимых сферах или процессах основывается на правовых нормах. То же можно констатировать в отношении мер государственного принуждения или поощрения, которые в определенных ситуациях применяются в пределах обеспечительных правоотношений.

Все функции взаимосвязаны. Так любая информация переплетена с идеологией. Сознание и внешнее поведение тоже взаимообусловлены. Разграничение функций значимо с практической точки зрения, так как в любой сфере жизни воздействие права идет именно по основным каналам, которые выражены этими функциями.

ФП изучает сущность и значение права. Специфика ФП в мировоззренческом подходе к праву, внедрении в правовую теорию метафизических начал и этических ценностей.

У ФП нет круга вопросов, которые исключительно относятся к ее предмету. Так как любой вопрос из ТГП может стать предметом углубленной философско-правовой разработки.

Таким образом, предмет философии права - метафизические (то есть нравственные и философские) аспекты теории права и государства.

В предмете ФП также выделяют:

• Онтология права (учения о бытии) – в чем сущность права; чем оно отличается от закона. какой закон является правовым?

• Аксиология права (учения о ценностях) – в чем ценность права

• Гносеологии права (учения о познании) - познания права как специфического социального объекта с очки зрения легисткого и либертарного подхода.

Вместе с тем, нужно учитывать, что право и государство неразделимы, поэтому в ряде случаев нельзя познать сущность права без учета сущности государством. Следовательно ФП через метафизику также изучает и государство.

Философское понимание права.

ФП понимает право как свободу. ФП определяет условия, при которых человек может действовать свободно, то есть определяет границы и меру свободы в поведении человека.

Право призвано обеспечить свободу человека и создать условия для ее обеспечения. но чтобы не было произвола право ограничивает свободу ( создаёт ее пределы) .

Особенности философско-правовой методологии.

ФП как юридическая наука имеет определенную специфику в своей методологии. ФП познает сущность права через призму философских и нравственно-этических категорий. ФП сочетает философские, социологические и юридические подходы к изучению прав. Если этих границ не будет, то люди не смогут со сосуществовать друг с другом. Пф пытается выявить принцип ограничения свободы

Совместимость классических типов понимания права.

Юридический позитивизм (нормативизм).право - совокупность норм, установленных или санкционированныхгосударством.

Социологический позитивизм, видящий в праве реальные социальныеотношения, имеющие юридические последствия и возникающие в различногорода общественных объединениях или создаваемые решением судебных иадминистративных органов.

Теории естественного права, согласно которым право выводится из разумаили природы общества и человека, а человеку приписываются врожденные инеотъемлемые права, существующие независимо от государства ипредшествующие ему.

Философское понимание права.

сводящее его к принципу свободы: правоопределяет условия, при которых человек, связанный или наделенныйобщественным статусом, может действовать свободно, иными словами,определяет сферу или границы, меру свободы человека, ибо последняя понимается не как самоуправство, а как разумное общественное поведение.

Многие нормы естественного права благодаря поддержке общественного мнения в результате упорной политической борьбы получают официальноепризнание, превращаются в действующие позитивные нормы.

Толкование права (как официальное, так и неофициальное) обычно необходится без обращения к философскому пониманию права и правовомуидеалу.

Соотношение общетеоретических юридических дисциплин:философии права, социологии права, теории государства и права.

Социология права – изучает правовые институты и нормы в контекстеих воздействия на жизнь общества

ТГП – это юридическая наука, которая изучает:

• сущность (отдельные элементы) и закономерности историческогоразвития права и гос-ва.

• категории и понятия, которые используются в иных юридических и

других общественных науках

Философия права – часть ТГП, которая сочетает философские, социологические и собственно юридические подходы к изучению права.

Вопрос 6. Интегративное, интегральное понимание права

Яркое проявление тенденции к сближению основных типов понимания права – так называемая интегральная, или интегративная теория.

Этому явлению уже более века. Называлось оно по-разному. Российские юристы начала XX в. выдвигали идеи синтетической теории права и государства, синтетического правоведения (А.С. Ященко, Б.А. Кистяковский и др.).

Во всех вариантах синтетического, интегрального или широкого понимания права исходным пунктом служило признание неполноты, односторонности классических теорий. Ставилась задача их объединения, преодоления разрыва между ними, что предполагало отрицание монизма.

В этом определении очевидно влияние традиционной нормативистской формулы 1938 г. Однако она расширена (совокупность не только норм, но и идей, и отношений), что свидетельствует о выходе за рамки нормативизма, и смягчена в том смысле, что, по определению Г.В. Мальцева, право не устанавливается всецело государством, а лишь поддерживается средствами власти, т.е. допускаются иные, негосударственные источники права.

Но на деле компоненты широкого определения сплошь и рядом вступают в противоречие друг с другом. Юридическая практика нередко отступает от законов, иногда их нарушает, а иногда способствует их обновлению и усовершенствованию. Представления о праве могут противоречить как законам, так и практике. То, что одним представляется справедливым, не признается другими. Именно противоречиями между названными аспектами права и объясняется существование различных типов понимания этого явления.

Признавая недостаточность традиционных типов понимания права, взятых по отдельности, сторонники интегральной теории не делают следующего логического шага. Они не готовы признать плюрализм необходимым свойством права как в его реальном существовании, так и в теоретическом осмыслении. Правовой плюрализм, получивший яркое воплощение в существовании естественного и позитивного права или в социологической юриспруденции, подменяется новым всеохватывающим монизмом. Если монизм нормативизма или школы естественного права по-своему логически убедителен, такого нельзя сказать об интегративном монизме из-за противоречивости объединенных в нем явлений, которую не хотят замечать представители широкого понимания права.

Кажется, можно констатировать единодушие теоретиков права в одном вопросе: несмотря на множество вариантов, никому не удалось предложить общее определение права, которое всеми было бы признано убедительным.

Такая точка зрения не нова. «В современной юриспруденции растет

Тем не менее в нашей стране по-прежнему доминирует стремление к единому определению. Эта тенденция воцарилась в конце 30-х гг., когда данное А.Я.Вышинским нормативистское определение было возведено в ранг государственной теории права. Именно тогда в СССР покончили с правовым плюрализмом, с существованием разных направлений, которое было характерно для многих веков развития правовой мысли. Нет уже СССР, нет государственной теории права, но тяга к единому определению и импровизации на эту тему сохраняются.

Вопрос 7. Право и нравственность как форма регулирования общественных отношений. Их особенности.

Г.Д. Гурвич ссылался в связи с этим на Фихте, который считал, что моральный прогресс сделает государство бесполезным и заставит его раствориться в обществе.

В.С. Соловьев был убежден, что право исторически сближается с нравственностью.

П.И. Новгородцев видел важный признак прогрессивного развития права в переходе нравственного сознания в правовое. Французский правовед Ж-Л Бержель рассматривает конвергенцию права и морали как необходимое явление.

Право и мораль находятся в постоянном взаимодействии. Ссылки на естественное право как критерий оценки позитивных норм, толкование права, свободное усмотрение судей представляют собой по существу обращение к моральным принципам. Таковы закономерные и постоянно повторяющиеся формы вторжения морали в сферу действия права.

Связь двух систем нормативного регулирования настолько тесна, что

Также по определению Канта, справедливость – это право без принуждения. Из двух примеров справедливости, приводимых Кантом, можно заключить, что речь идет о пробелах в праве, о нормах, которые должны были быть предусмотрены, но которых нет в позитивном праве, что делает невозможным их принудительное осуществление. Иными словами, справедливость – это право, не гарантированное законом.

ФП изучает сущность и значение права. Специфика ФП в мировоззренческом подходе к праву, внедрении в правовую теорию метафизических начал и этических ценностей.

У ФП нет круга вопросов, которые исключительно относятся к ее предмету. Так как любой вопрос из ТГП может стать предметом углубленной философско-правовой разработки.

Таким образом, предмет философии права - метафизические (то есть нравственные и философские) аспекты теории права и государства.

В предмете ФП также выделяют:

• Онтология права (учения о бытии) – в чем сущность права; чем оно отличается от закона. какой закон является правовым?

• Аксиология права (учения о ценностях) – в чем ценность права

• Гносеологии права (учения о познании) - познания права как специфического социального объекта с очки зрения легисткого и либертарного подхода.

Вместе с тем, нужно учитывать, что право и государство неразделимы, поэтому в ряде случаев нельзя познать сущность права без учета сущности государством. Следовательно ФП через метафизику также изучает и государство.

Философское понимание права.

ФП понимает право как свободу. ФП определяет условия, при которых человек может действовать свободно, то есть определяет границы и меру свободы в поведении человека.

Право призвано обеспечить свободу человека и создать условия для ее обеспечения. но чтобы не было произвола право ограничивает свободу ( создаёт ее пределы) .

Особенности философско-правовой методологии.

ФП как юридическая наука имеет определенную специфику в своей методологии. ФП познает сущность права через призму философских и нравственно-этических категорий. ФП сочетает философские, социологические и юридические подходы к изучению прав. Если этих границ не будет, то люди не смогут со сосуществовать друг с другом. Пф пытается выявить принцип ограничения свободы

Совместимость классических типов понимания права.

Юридический позитивизм (нормативизм).право - совокупность норм, установленных или санкционированныхгосударством.

Социологический позитивизм, видящий в праве реальные социальныеотношения, имеющие юридические последствия и возникающие в различногорода общественных объединениях или создаваемые решением судебных иадминистративных органов.

Теории естественного права, согласно которым право выводится из разумаили природы общества и человека, а человеку приписываются врожденные инеотъемлемые права, существующие независимо от государства ипредшествующие ему.

Философское понимание права.

сводящее его к принципу свободы: правоопределяет условия, при которых человек, связанный или наделенныйобщественным статусом, может действовать свободно, иными словами,определяет сферу или границы, меру свободы человека, ибо последняя понимается не как самоуправство, а как разумное общественное поведение.

Многие нормы естественного права благодаря поддержке общественного мнения в результате упорной политической борьбы получают официальноепризнание, превращаются в действующие позитивные нормы.

Толкование права (как официальное, так и неофициальное) обычно необходится без обращения к философскому пониманию права и правовомуидеалу.

Соотношение общетеоретических юридических дисциплин:философии права, социологии права, теории государства и права.

Социология права – изучает правовые институты и нормы в контекстеих воздействия на жизнь общества

ТГП – это юридическая наука, которая изучает:

• сущность (отдельные элементы) и закономерности историческогоразвития права и гос-ва.

• категории и понятия, которые используются в иных юридических и

других общественных науках

Философия права – часть ТГП, которая сочетает философские, социологические и собственно юридические подходы к изучению права.

Вопрос 6. Интегративное, интегральное понимание права

Яркое проявление тенденции к сближению основных типов понимания права – так называемая интегральная, или интегративная теория.

Этому явлению уже более века. Называлось оно по-разному. Российские юристы начала XX в. выдвигали идеи синтетической теории права и государства, синтетического правоведения (А.С. Ященко, Б.А. Кистяковский и др.).

Во всех вариантах синтетического, интегрального или широкого понимания права исходным пунктом служило признание неполноты, односторонности классических теорий. Ставилась задача их объединения, преодоления разрыва между ними, что предполагало отрицание монизма.

В этом определении очевидно влияние традиционной нормативистской формулы 1938 г. Однако она расширена (совокупность не только норм, но и идей, и отношений), что свидетельствует о выходе за рамки нормативизма, и смягчена в том смысле, что, по определению Г.В. Мальцева, право не устанавливается всецело государством, а лишь поддерживается средствами власти, т.е. допускаются иные, негосударственные источники права.

Но на деле компоненты широкого определения сплошь и рядом вступают в противоречие друг с другом. Юридическая практика нередко отступает от законов, иногда их нарушает, а иногда способствует их обновлению и усовершенствованию. Представления о праве могут противоречить как законам, так и практике. То, что одним представляется справедливым, не признается другими. Именно противоречиями между названными аспектами права и объясняется существование различных типов понимания этого явления.

Признавая недостаточность традиционных типов понимания права, взятых по отдельности, сторонники интегральной теории не делают следующего логического шага. Они не готовы признать плюрализм необходимым свойством права как в его реальном существовании, так и в теоретическом осмыслении. Правовой плюрализм, получивший яркое воплощение в существовании естественного и позитивного права или в социологической юриспруденции, подменяется новым всеохватывающим монизмом. Если монизм нормативизма или школы естественного права по-своему логически убедителен, такого нельзя сказать об интегративном монизме из-за противоречивости объединенных в нем явлений, которую не хотят замечать представители широкого понимания права.

Кажется, можно констатировать единодушие теоретиков права в одном вопросе: несмотря на множество вариантов, никому не удалось предложить общее определение права, которое всеми было бы признано убедительным.

Такая точка зрения не нова. «В современной юриспруденции растет

Тем не менее в нашей стране по-прежнему доминирует стремление к единому определению. Эта тенденция воцарилась в конце 30-х гг., когда данное А.Я.Вышинским нормативистское определение было возведено в ранг государственной теории права. Именно тогда в СССР покончили с правовым плюрализмом, с существованием разных направлений, которое было характерно для многих веков развития правовой мысли. Нет уже СССР, нет государственной теории права, но тяга к единому определению и импровизации на эту тему сохраняются.

Вопрос 7. Право и нравственность как форма регулирования общественных отношений. Их особенности.

Г.Д. Гурвич ссылался в связи с этим на Фихте, который считал, что моральный прогресс сделает государство бесполезным и заставит его раствориться в обществе.

В.С. Соловьев был убежден, что право исторически сближается с нравственностью.

П.И. Новгородцев видел важный признак прогрессивного развития права в переходе нравственного сознания в правовое. Французский правовед Ж-Л Бержель рассматривает конвергенцию права и морали как необходимое явление.

Право и мораль находятся в постоянном взаимодействии. Ссылки на естественное право как критерий оценки позитивных норм, толкование права, свободное усмотрение судей представляют собой по существу обращение к моральным принципам. Таковы закономерные и постоянно повторяющиеся формы вторжения морали в сферу действия права.

Связь двух систем нормативного регулирования настолько тесна, что

Также по определению Канта, справедливость – это право без принуждения. Из двух примеров справедливости, приводимых Кантом, можно заключить, что речь идет о пробелах в праве, о нормах, которые должны были быть предусмотрены, но которых нет в позитивном праве, что делает невозможным их принудительное осуществление. Иными словами, справедливость – это право, не гарантированное законом.

Читайте также: