Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества эссе по философии

Обновлено: 01.07.2024

Цель курсовой работы проанализировать правовую культуру в современном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие и общую характеристику правовой культуры;
2.Рассмотреть структуруи функции правовой культуры;
3.Раскрыть роль правовой культуры в современном обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…………. 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ….…………….…6
1.1. Понятие правовой культуры…………………………….…………..………………….6
2. Структура правовой культуры …………………………….……….………..………11
3. Функции правовой культуры в современном обществе …………….……..………14
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК КАЧЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА…. 21
2.1. Роль правовой культуры в жизни общества………….………………………………21
2. Российская правовая культура на современном этапе……………………. ………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………. …. …30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……. ……………………….………..32

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

Право во всех его ипостасях представляет собой социокультурный феномен. В культурологическом аспекте правосознание можно рассматривать как элемент культуры общества, его правовой культуры. Правовая культура включает ценности, созданные людьми в области права. Она развивается и обогащается на основе принципа преемственности. Важные ценности современной правовой культуры были созданы еще в Древнем Риме его замечательными юристами. Правовая культура общества - это и определенное состояние, и уровень правосознания, совершенства законодательства, всей системы юридических актов, эффективность деятельности юридических учреждений, качество юридической практики. Применительно к конкретной личности правовая культура понимается и как определенное позитивное состояние ее правосознания и соответствующее правомерное поведение.

В истории человечества отражен поступательный путь развития права, правосознания, всей правовой культуры. Конечно, на отдельных этапах жизни конкретного общества, государства можно наблюдать и отступления, зигзаги, тупиковые ситуации. Правовые системы современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практике древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. Рабовладельческий строй, феодализм, утверждение и развитие буржуазного общества нашли свое отражение в системе права, правосознании, юридической науке. Принципы свободы, равенства, справедливости, гуманизма обретали все более многообразные и совершенные формы выражения в правосознании, праве разных народов и государств.

Для буржуазного общества характерной чертой является юридическое мировоззрение, которое рассматривает право как первооснову, фундамент общественной жизни. Юридическому мировоззрению присущ формальный подход к анализу жизненных отношений и институтов. В развитых государствах реализуются принципы концепции "правового государства", "верховенства права", осуществляются права человека, получившие выражение и закрепление в ряде актов международного сообщества и прежде всего во "Всеобщей декларации прав человека" (1948 г.), "Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах" (1966 г.), "Международном пакте о гражданских и политических правах" (1966 г.). В "Декларации прав и свобод человека и гражданина", принятой в 1991 г. Верховным Советом РСФСР, подчеркивается, что "права и свободы человека принадлежат ему от рождения", "общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР".

Российское государство призвано уделять должное внимание повышению политической, правовой, нравственной культуры граждан, настойчиво добиваться, чтобы каждый человек умел с позиции общегосударственных интересов оценивать общественные явления, отстаивал идеалы и духовные ценности нашего общества, сознательно участвовал в управлении общественными и государственными делами. Высокий уровень политической, правовой и нравственной культуры – необходимая предпосылка полного и всестороннего осуществления на практике принципа демократии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (новая редакция). – М.: Издательство ЭЛИТ, 2004. – 32с.

2. О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации. Указ от 6 июля 1995г. №673. – 3с.//Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 28. –Ст. 2642

Научная литература и учебные пособия:

3. Бережнов А.Г. Теоретические проблемы правопонимания и формирования содержания права // ВМУ.- Серия 11: Право. – 2009. - № 4.

4. Бондаренко М.В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском обществе:дис. канд. юрид. наук. – М., 2002.

5. Вопленко Н.Н. Правовая культура современной России. Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (16-17 февраля 2001г.). - Волгоград, 2001.

6. Гойман В. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. - 2000. - № 9. - С. 4.

7. Демко О.С. Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования: Дис. . канд. социол. наук. - Белгород, 2006. -

8. Донченко Р. Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. - 2005. - № 6. - С. 14.

9. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // Социс. -2006. -№6. - С. 46.

10. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. – М., 2008. – С. 55-61.

11. Капинус Н. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от закона // Закон. – 2002. - № 1. – С.3-4.

12. Коломийцев В.Ф. Социология права и правовая культура // Гражданин и право. – 2006. - № 6. – С. 11-14.

13. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2007. – 416 с.

14. Лифшиц Р.З. Государство и право в современном обществе: Необходимость новых подходов // Сов.государство и право. – 2005. - № 10. – С. 17.

15.Марковичева Е.В. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. - № 2. – С. 11-14.

16. Неважжай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. - 2010. - № 2.

17. Общая теория государства и права: Академический курс: - Т. 1: Теория государства / Отв. Ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2008. – 416 с.

18. Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. – М., 2009. – 188 с.

19. Ошеров М.С., Спиридонов Л.И. Общественное мнение и право. – Л., 2005. – 216 с.

20. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. – 2009. - № 3. – С. 7.

21. Политология: энциклопедический словарь / Сост. Аверьянов Ю.И. – М.: Изд-во МКУ, 2009. – 341 с.

22. Правовая культура в России на рубеже столетия: Обзор всероссийской научно- теоретической конференции // Государство и право. – 2011. - № 10. – С. 106-109.

23. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. //Методология и методы социальной психологии. - М., 2011. – С. 56.

24. Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. - 2004. - № 11. – С. 11.

25. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2006. – 592 с.

26. Теория государства и права: Ч.1: Теория государства /Под общ. Ред. А.Б. Венгерова. – М.: Юристъ, 2005. – 256 с.

27. Теория государства и права / Под ред. В.М.Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2007. – 570 с.

28. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2006. – 776 с.

29. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. – 640 с.

30. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. – М.: Юрайт, 2009. – 432 с.

1 Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.М.Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. – С. 403.

2 Теория государства и права / Под ред. В.М.Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2007. – С. 331.

3 Марковичева Е.В. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. - № 2. – С. 11.

4 Правовая культура в России на рубеже столетия: Обзор всероссийской научно-теоретической конференции // Государство и право. – 2010. - № 10. – С. 107.

5 Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. – 2007. - № 11. – С. 9.

6 Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.М, Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. – С. 407.

7 Политология: энциклопедический словарь / Сост. Аверьянов Ю.И. – М.: Изд-во МКУ, 2011. – С. 264 с.

8 Правовая культура в России на рубеже столетия: Обзор всероссийской научно-теоретической конференции // Государство и право. – 2011. - № 10. – С. 108.

9 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – С. 633.

10 Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. – 2004. - № 3. – С. 7.

11 Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2006. – С. 318.

12 Марковичева Е.В. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. - № 2. – С. 11.

13 Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.М, Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. – С. 406.

14 Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.М, Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. – С. 406.

15 Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. //Методология и методы социальной психологии. М., 2011. – С. 56.

16 Неважжай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. - 2009. - № 2. - С. 23.

17 Бондаренко М.В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском обществе:дис. канд. юрид. наук. – М., 2002. — С. 36-37.

18 Гойман В. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. - 2000. - № 9. - С. 4.

19 Донченко Р. Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. - 2005. - № 6.-С. 14.

20 Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. - 2004. - № 11. - С. 26.

21 Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. - 2004. - № 11. - С. 26.

22 Демко О.С. Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования: Дис. . канд. социол. наук. - Белгород, 2006. - С. 58.

23 Вопленко Н.Н. Правовая культура современной России. Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (16-17 февраля 2001г.). - Волгоград, 2011. -С. 11.

24 Зубок Ю.А., Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // Социс. -2006. -№6. -С. 46.

25 Демко О.С. Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования: Дис. . канд. социол. наук. - Белгород, 2006. - С. 69.

26 Демко О.С. Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования: Дис. . канд. социол. наук. - Белгород, 2006. - С. 69.

27 Вопленко Н.Н. Правовая культура современной России. Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (16-17 февраля 2001г.). - Волгоград, 2011. -С. 13.

Роль правовой культуры и правосознания в жизни российского общества
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема сознания занимает центральное место в философской, психологической и социологической науках. Сознание человека возникло в процессе трудовой общественной деятельности, поэтому оно является продуктом общественного развития. Именно в процессе труда, во время изготовления орудий и воздействия на природу, человек осознает, раскрывает свойства предметов, отделяет существенное от несущественного, необходимое от случайного. Он осознает также свое собственное отношение к окружающей среде, к людям, к обществу и его законам.
Актуальность темы в том, что построение правового государства, формирование гражданского общества требуют новых подходов к фундаментальным проблемам правовой теории, выработки новых нравственных и правовых идеалов, высокой правовой культуры. Становление правовой основы современного общества требует пересмотра сложившейся системы ценностей, возрождения нравственно-правовых идеалов российского народа. Сегодня правовая наука может развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа,его высокую правовую культуру.
В отечественной литературе правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям.
По моему мнению, высокий уровень правового сознания позволяет человеку в максимальной степени удовлетворять свои потребности и интересы, избегать ошибок в правовом поведении, а, значит, экономить силы, время, материальные ресурсы.
Н.И. Матузов отмечает, что правосознание выражает оценку права с точки зрения его справедливости или несправедливости, мягкости или строгости, совершенства или несовершенства, эффективности или неэффективности, достоинств или недостатков. Это - разнообразные, порой полярно противоположные суждения о праве, одобрительная или отрицательная реакция на его действие. При этом оценивается не только право, законы, но и другие юридические феномены - законность, правопорядок, правотворчество, правосудие, акты правосудия, ход правовой реформы, состояние преступности, деятельность правоохранительных органов и т.д. Диапазон правосознания весьма широк, он охватывает все стороны и аспекты правовой жизни общества.
Изучив литературу, я выяснила, что в структуре правосознания выделяют два элемента: правовую идеологию и правовую психологию.
Правосознание, находит свое воплощение в поведении субъектов. Оценить степень развития правового сознания, охарактеризовать его уровень, выявить изъяны правовых установок и оценок можно лишь при переложении их в практическую среду. Правовая культура выступает необходимой и естественной средой формирования, развития и практической реализации правосознания. Являясь неотъемлемым элементом правовой культуры, правосознание отражает ее, объективируясь в других составляющих правовой культуры. В связи с этим исследование характера правосознан.

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Правовая культура выступает неотъемлемой составляющей всеобщей культуры населения, исходя из его происхождения, и выступает отражением степени ее развития, менталитета народа.

Правовая культура отражается в трудовой деятельности, в поведении участников общественных отношений. Ее формирование происходит благодаря воздействию правового и культурного воспитания, а также обучения. Правовая культура является частью культуры духовной.

Готовые работы на аналогичную тему

К показателям правовой культуры социума следует относить:

  • степень правосознания населения, отношение государства, общества и индивидуума к праву,
  • совершенствование правотворческого процесса,
  • качество законодательства, его возможность сбалансировано отражать интересы отдельных лиц, социальных групп, общества и государства в сфере реализации права (соблюдения запретов, обязанностей, прав),
  • эффективность правоохранительной и судебной систем;
  • общий профессионализм и статус правовых кадров, юридическая активность участников правовых отношений,
  • правовая грамотность граждан, соблюдение надлежащей правовой процедуры; состояние правовой науки и правового образования;
  • консолидация юридической и реальной защиты прав и свобод;
  • государство-закон и порядок.

Исходя из данных показателей, можно судить, обладает ли право верховенством в обществе и, следовательно, является цивилизованным, культурным.

Таким образом, правовая культура – это составная часть общей культуры населения, которая представляет собой систему ценностей, в области юриспруденции, накопленные человечеством, и относящиеся к реалиям конкретного общества: уровню законности, справедливости, юридической практике и состояния законодательства в целом.

Типы правовой культуры

В доктрине различают три вида правовой культуры:

  • Культуру общества,
  • Культуру группы,
  • Культуру личности.

Высокая степень правовой культуры выступает правовым показателем прогресса государства. Культура общества является результатом социально-правовой деятельности отдельных лиц, групп и других субъектов, выступает отправной точкой, основой для такого рода деятельности и в целом правовой культуры личности.

Правовая культура личности тесно связана с правовой культурой общества, со степенью и характером правового развития личности, которая обеспечивает ее деятельность.

В научной литературе часто говорят о правовой культуре группы. Это правовая культура группы, которая характеризуются уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею положений действующего законодательства.

Тем не менее, при учете характеристики правовой культуры общества необходимо иметь в виду, что данная категория очень схожа с правовой культурой общества. Выделить правовую культуру группы из культуры общества возможно только при анализе показателей конкретной группы, но не правовой культуры как таковой.

Значение правовой культуры

В правовой доктрине зачастую можно встретить высказывания о том, что правовая культура в Российской Федерации отсутствует, что данный институт присущ лишь обществу с развитым правовым государством.

Однако, ни общество, ни личность не могут быть лишены правовой культуры в полной мере, но она может быть очень низкой, что не допустимо в развитом государстве.

Значение ценностей правовой культуры состоит в том, что повышается общий уровень правосознания и активности граждан. Это выражено в степени выражения понимания права обычными гражданами, должностными лицами, в запрете использовать свои права в корыстных целях.

Каждый должен понимать, что право выступает ценностью в общественных отношениях. Каждый должен уметь правильно толковать отдельные положения закона, правильно определять его цели и сферы деятельности, уметь применять на практике полученные знания, использовать Закон По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Виды правоотношений подробнее для защиты своих нарушенных прав и свобод.

Уровень правовой культуры зависит от того является гражданин профессионалом в области юриспруденции (то есть юристом) либо нет, какой именно деятельностью он занимается.

Ценность правовой культуры заключается в том, что она позволяет совершенствовать формы нормативно-правовых актов, повысить их качество, согласованность, то есть в целом повысить их технику подготовки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Право относится к числу фундаментальных ценностей мировой культуры, выработанных человечеством в ходе его развития. Ценностные свойства права обусловлены его значением как особой формы общественных отношений, его местом и задачами в социальной системе общества.

Концептуальный подход к праву как элементу культуры и цивилизации позволяет характеризовать истоки, значимость и социальную ценность права в широком, общесоциологическом плане. Как глубинный элемент культуры право не только вбирает в себя ее ценности, но и реализует основополагающие требования и достижения цивилизации 1 , обеспечивая тем самым сохранение, а в известной мере и преумножение потенциала материальных, социальных и духовных богатств общестурыва.

Наряду с раскрытием гуманистической сущности права (утверждения идеалов гуманизма, свободы и равенства) в оценке права надлежит видеть и его роль в закреплении, рациональной организации и преобразовании всей системы общественного устройства. Государственно-правовые явления предопределены взаимосвязями, закономерностями и т.д., действующими в сфере социальных отношений, а вместе с тем здесь проявляются разнообразные по своей сущности социальные процессы и взаимодействия. Право имеет нормативно-регулятивную значимость для общества, и в этом его ценность.

С помощью права обеспечивается достижение многообразия целей социального бытия: воспроизводство материальных благ, утверждение социальных ценностей, определение границ свободы, закрепление правовых основ власти, охрана естественных условий обитания, обеспечение всеобщего устойчивого правопорядка. Воплощая целый мир отношений - от главных, глубинных пластов жизни до самых житейских, - право тем самым объективизирует и реализует в законах требования культуры, социального прогресса, цивилизации в целом 2 .

Значение и влияние права на гражданское общество

Достоинством права являются особые его качества - нормативность, общеобязательность, формальная определенность и пр., которые делают его необходимым, достаточно эффективным средством социально-нормативного регулирования. Нормы права устанавливаются (санкционируются) государством в качестве общеобязательных требований ко всем гражданам, при этом сам факт их общеобязательности является важнейшим мотивом соблюдения закона. На процессы общественного развития право воздействует как комплексная, структурно организованная и динамическая социальная система, действующая с высокой степенью эффективности.

Право закрепляет - и в этом его высокая социальная значимость - нравственные основы и ценности в качестве реалий социальной действительности, тем самым из моральных, абстрактных пожеланий они становятся социально-правовой реальностью. Законы юридически гарантируют реализацию принципов общественного устройства - гуманизма, равенства, социальной справедливости, меры демократизма. При этом вместе с достижениями социального прогресса обеспечивается и более высокий уровень реализации этих идеалов общественного развития. Здесь цели, ожидания и начала гражданского общества находят свое цивилизованное выражение в стабильной, надежной системе законов, их взаимодействии со всей системой социально-нормативного регулирования, что позволяет формировать институты гражданского общества.

Право есть исторически обусловленная, сложившаяся мера человеческой свободы для того, чтобы поддерживать динамическое равновесие между интересами личности и общества. Известно, в процессе жизнедеятельности общество вырабатывает систему правил общественно необходимого, возможного или желаемого социального поведения, а тем самым и критерии правомерного, неправомерного или несправедливого поведения. Через нравственность, традиции вырабатывается и нормативно закрепляется справедливость, в рамках которой гармонизируются интересы личности и общества. Закрепляя среди других ценностей культуры социально оправданную, нормативно упорядоченную свободу, право приобретает тем самым значительную, притом собственную социальную ценность в обществе.

Наряду с выполнением экономической, социально-политической и идеологической функций как общесоциологических, право выполняет и специфические функции - регулятивную и правоохранительную, из которых первая направлена на обеспечение позитивного правового воздействия, то есть на упорядоченность общественных отношений, а вторая - на их охрану.

Проблема правового нигилизма

Эффективность права выражается в том, что оно обеспечивает достижение определенных экономических, социально-политических и других результатов. При этом в науке под эффективностью права не понимается достижение обязательно оптимального результата. Но совершенно очевидно: право неэффективно, когда оно выражает антигуманную, несправедливую политику; когда назревшие экономические, экологические, социальные и пр. задачи решаются неадекватно; когда допускаются просчеты в политике, о чем достаточно убедительно свидетельствует практика построения в России правового государства. Об этом свидетельствует состояние правовой культуры нашего общества, которая, к сожалению, находится на очень низком уровне.

Выборочные исследования показывают, что примерно три четверти взрослого населения России не ориентируется в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие подвержены правовому нигилизму.

Столкновение элементов разных правовых культур мы наблюдаем сегодня в России. В принципе нигилистическое сознание - объективное явление, свойственное переходному периоду, сопровождающемуся коренной ломкой общественных устоев. В большинстве случаев массы без особого воодушевления воспринимают масштабные перемены и потрясения, особенно если они сопровождаются весьма существенным снижением уровня жизни.

Такая тенденция не способствует формированию в человеке личности, а без этого ни о каком гражданском обществе и речи быть не может.

Подводя итог, хотелось бы отметить некоторые отличительные черты правового нигилизма в России на современном этапе.

Во-первых, он характеризуется массовостью. Правовой нигилизм в России распространен не только среди граждан, но и в официальных кругах: в государственных структурах, в исполнительной и законодательной ветвях власти, в правоохранительных органах.

Во-вторых, он носит явно демонстративный, агрессивный и неконтролируемый характер. Правовой нигилизм также характеризуется оппозиционной направленностью, зачастую имеет регионально-национальную окраску.

Одним из главных путей преодоления правового нигилизма должно стать всемерное стремление к повышению общей и правовой, в частности, культуры граждан. Естественно, необходимо модернизировать законодательство. Должна проводиться регулярная работа по профилактике правонарушений, осуществляться массовое просвещение и правовое воспитание населения и особенно молодежи.

История свидетельствует, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Правовое воспитание является составным элементом идеологической функции любого государства 7 .

Таким образом, опираясь на право как часть правовой культуры и в целом на культурные традиции, в России можно преодолеть правовые нигилистические тенденции в обществе, что позволит, наконец, выйти из социокультурного кризиса и сформировать институты гражданского общества.

Алексеев С.С. Теория права. М.: Бек, 1994.

Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX вв. // Вопросы философии. 1991. N 8.

Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм: Курс лекций // Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.

Нерсесянц В.С., Муромцев Г.И., Мальцев Г.И. и др. Право и культура: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2002.

Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М.: Норма, 1997.

Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. М., 1972.

Смоленский. М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества. // Журнал российского права. 2004. N 11.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. М., 1993.

1 Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М.: Норма, 1997. С. 126.

2 Алексеев С.С. Теория права. М.: Бек, 1994. С. 57 - 58.

3 Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. М., 1993. С. 63 - 176.

4 Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. М., 1972. С. 12.

5 Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм: Курс лекций // Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 590.

6 Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX вв. // Вопросы философии. 1991. N 8. С. 25.

7 Нерсесянц В.С., Муромцев Г.И., Мальцев Г.И. и др. Право и культура: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2002. С. 396.

Читайте также: