Берут ли на государственную службу без службы в армии по состоянию здоровья

Обновлено: 30.06.2024

История вопроса

Принятые в 2013 году поправки в законодательство о государственной службе ограничивают доступ к ней для тех, кто не прошел воинскую службу по призыву без законных на то оснований (таких, в частности, как получение образования или состояние здоровья). Действие нормы фактически распространяется как на тех, кто только поступает на госслужбу, так и на действующих чиновников. Вместе с тем, на территории Чеченской Республики на протяжении длительного времени призыв не проводился, а в последующие годы призывалась сравнительно небольшая доля от числа молодых людей, обязанных проходить военную службу. С учетом этих обстоятельств, Парламент Чеченской Республики обратился с запросом в КС РФ.

Позиция заявителя

Заявитель полагает, что оспариваемое положение нарушает принципы свободы труда и равного доступа к государственной службе, отменяет и умаляет права человека и гражданина. По мнению депутатов Парламента Чеченской Республики, спорной норме фактически придана обратная сила, чем необоснованно ухудшается положение действующих госслужащих.

Исходя из этого, они полагают ее несоответствующей статьям 6 (часть 2), 15 (часть 1), 17 (часть 1), 19, 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (части 2 и 3) Конституции РФ.

Позиция Суда

Исходя из специфики государственной гражданской службы, к потенциальным и действующим чиновникам могут предъявляться не только профессиональные, но и морально-нравственные требования. Одним из важнейших критериев должно быть уважительное отношение к российскому государству, соблюдение Конституции и законов. Поэтому прохождение военной службы по призыву вполне обоснованно может рассматриваться как особое репутационное требование для госслужащего. Его несоблюдение без законных на то оснований снижало бы авторитет гражданской службы. Таким образом, установленное оспариваемой нормой ограничение по своей концепции не противоречит Конституции Российской Федерации.

В то же время, оспариваемая норма не устанавливает срока, в течение которого не служившие по призыву не могут приниматься на госслужбу. Тем самым ограничение для них оказывается более суровым, нежели аналогичные меры, применяемые к правонарушителям. Так, за административный проступок чиновник может быть дисквалифицирован не более чем на 3 года, а приговором суда по уголовному делу доступ на госслужбу может быть закрыт, как правило, не более чем на 5 лет. Даже лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, вправе претендовать на должности госслужбы после снятия судимости или ее погашения. Таким образом, оспариваемая норма фактически приобретает характер бессрочного запрета. Тем самым она не согласуется с конституционными требованиями согласованности, разумности и справедливости, а также соразмерности ограничений прав и свобод. Поэтому в этой части она не соответствует Конституции Российской Федерации. Федеральному законодателю надлежит внести соответствующие изменения, которые бы исключили возможность несоразмерного ограничения прав граждан.

Неявка по повесткам военкомата является административным правонарушением, а уклонение от военной службы – уголовным преступлением. Между тем, согласно оспариваемому положению, не отслужившим без уважительной причины может быть признан и тот гражданин, который не привлекался к ответственности за подобные деяния. Кроме того, закон не обязывает призывную комиссию принимать во внимание причины, по которым молодой человек не исполнил воинский долг. Тем самым, не предусмотрена ситуация, когда непрохождение военной службы обусловлено объективными обстоятельствами (в частности, если на соответствующей территории призыв не проводился). Согласно Постановлению Конституционного Суда, отныне призывная комиссия обязана всесторонне изучать вопрос и принимать во внимание весь комплекс причин, в силу которых гражданин не смог исполнить свой воинский долг. Ее решение может быть обжаловано в судебном порядке, при этом суд также обязан учесть все обстоятельства дела.

Все виды отсрочки от армии по работе в 2021 году

Каждый призывник имеет право получить отсрочку от призыва на службу по работе до окончания призывного возраста и это право гарантировано законодательством. Существует закрытый перечень определенных специальностей и должностей, которые дают право на получение отсрочки от армии по работе. Этот перечень регламентирован Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Отсрочку предоставляет призывная комиссия по месту воинского учета гражданина на основе документа, подтверждающего право на получение отсрочки от призыва. Этим документом является справка, выданная по месту работы руководителями конкретной организации. Справку необходимо предоставлять каждый год.

Отсрочка от армии по работе в МЧС, ОВД, ФСБ

Согласно подпункту "з" пункта 1 статьи 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам поступившим на службу для работы:

  • в органы внутренних дел;
  • государственную противопожарную службу;
  • учреждения и органы уголовно-исполнительной системы;
  • на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации;
  • таможенные органы Российской Федерации.

Основные условия для получения отсрочек от армии в период работы в МЧС, МВД, ФСБ являются:

  • поступление на службу сразу после окончания образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно;
  • наличие высшего профессионального образования;
  • наличие специального звания.

Для оформления отсрочки от призыва по работе в МЧС, МВД, ФСБ необходимо:

  • соответствующий диплом об окончании ВУЗа;
  • справка с места службы с указанием в ней специального звания и даты окончания контракта (или копия контракта), заверенная печатью и подписью руководителя соответствующего органа или учреждения .

Отсрочка от армии по работе депутатом

ОТСРОЧКА ОТ АРМИИ ПО РАБОТЕ ДЕПУТАТОМ

Согласно подпункту "к" пункта 1 ст.атьи 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе",отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

  • избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на определенный срок;
  • депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • депутатами представительных органов муниципальных образований или главами муниципальных образований.

Основными условиями для того чтобы предоставили отсрочку по работе депутатом являются:

  • быть избранным депутатом;
  • осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Для оформления отсрочки от армии по депутатскому мандату необходима следующая документация:

  • документы, удостоверяющие избрание их в указанные органы власти или регистрацию в качестве кандидатов для избрания в указанные органы власти на выборах;
  • справка из законодательного органа государственной власти или других органов, в которые был избран гражданин.

Президентская отсрочка

Согласно подпункта "в" пункта 2 статьи 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации.

Основным условием для получения президентской отсрочки является наличие соответствующего указа Президента Российской Федерации.

Для оформления президентской отсрочки необходимо:

  • диплом (кому необходимо по условиям указа Президента Российской Федерации) о высшем профессиональном, среднем профессиональном или начальном образовании по соответствующему направлению;
  • справка с места работы по форме, заверенная печатью и подписью руководителя организации.

Если указ Президента Российской Федерации предусматривает квоты лицам, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, персональный состав такой категории граждан доводится до военных комиссариатов выписками из директивы Генерального штаба (Главного организационно-мобилизационного управления).

Отсрочки по работе на оборонном предприятии

С 2014 года, в Госдуму РФ периодически представляется законопроект, касающийся отсрочки для выпускников ВУЗов, поступающих на работу в предприятия оборонно-промышленного комплекса. Одобрительные заключения были получены от нескольких профильных министерств, но ключевой для этого законопроекта является позиция Минобороны. По приблизительным подсчетам принятие этого законопроекта позволило бы освободить от призыва в армию около 14 тыс. Граждан РФ. В итоге обсуждений законопроект так не был принят.

Согласно действующему законодательству РФ, работа в ОПК (оборонно – промышленный комплекс) не является основанием для предоставления отсрочки.

В случае, если призывник имеет право на освобождение от призывапо состоянию здоровья, ему лучше раз и навсегда решить вопрос с армией в этом ключе, после чего он получает свой законный военный билет.

Читайте также: