Права ребенка почему необходимо защищать детство презентация

Обновлено: 02.05.2024

Задачи:
1.Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.
2.Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев.
3.Воспитание интереса у учащихся в изучении законов о правах несовершеннолетних.

Дети не голосуют, не имеют политического и экономического влияния. Слишком часто их голоса не слышны.
- Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях и разработали документ, направленный на обеспечение прав детей на Земле. Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей.

Давайте посмотрим эпизод из нашей с вами жизни. Сценку подготовили наши ребята.
Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа смотрит телевизор. Забегает сын Миша
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление жестокости, папа. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
- Скажите, прав ли сын в этой семье?
- Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права?
Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.
Найдите ошибки в поведении членов семьи.
(Ответы детей)
У каждого человека есть не только права, но и обязанности.
соблюдать правила личной гигиены;
помогать старшим;
добросовестно учиться.
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?
Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей.
Дети определяют будущее, потому что они уже живут будущим.
Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной. Было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа.
Ребята, вы имеете право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым, нормальным путём.
Ни один ребёнок не может быть объектом произвола и должен постоять за себя. Вы имеете на это права.
Наше мероприятие подходит к концу. Мы сегодня с вами затронули очень важную тему о правах человека. В каком международном документе записаны права детей?
Какие основные права вы запомнили?
Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?

Приложение

ПРАВА РЕБЕНКА
1.Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
2.Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.
3. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
4.Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев , когда это противоречит его интересам.
5.Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Право на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
6.Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
7.У ребенка есть право на свободу мысли, совести и религии.
8.Ребенок имеет право на защиту закона от незаконного вмешательства в осуществление его прав.
9.У ребенка есть право на уровень жизни , необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. У ребенка есть право на образование.
10.За ребенком признается право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, представляющей опасность для его здоровья

Права ребёнка

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в особую категорию. К началу XXI века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкреплённая соответствующими правовыми документами. Основополагающим международными документами о защите прав детей являются Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка. Практическое обеспечение принципов, закреплённых в данных документах, является основной задачей государства в России.

Автор: Т. В. Рябцева

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Материалы для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Материалы для учителя [PDF] [DOCX]

Цель: формирование правового сознания обучающихся, их правовой культуры.

Задачи:

  • формировать общее представление о правах ребёнка, закреплённых в Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка;
  • способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
  • помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества;
  • способствовать развитию компетентностей учащихся в защите прав, свобод и законных интересов личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы классного часа.

Слайд1

Задание.

Сформулируйте тему и основные вопросы занятия.

Слайд2

Сегодня разговор пойдет о правах ребёнка.

Как вы думаете, почему эта тема важна и актуальна?

Каждый человек должен знать свои права. Несовершеннолетние дети не являются исключением из этого правила. Ребёнок с самого рождения является полноценным гражданином своей страны, наделяется правами, а с возрастом приобретает и обязанности.

Слайд3

Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка.

20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах ребёнка, содержащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка – важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребёнка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Вопросы:

1. Как вы думаете, почему появилась необходимость выделить права детей в отдельную категорию?

2. Почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять ещё один документ о правах ребёнка – Конвенцию?

(Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своём обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом).

Слайд5

Генеральная Ассамблея ООН (Организация Объединённых Наций) рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня прав ребёнка как дня мирового братства и взаимопонимания детей. Она предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным.

Задание № 1. (прим. ­ все задания в приложении)

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Вопросы:

  • Как отмечается Всемирный день защиты детей в различных странах?
  • Что общего есть в традициях празднования этого дня у разных народов? Объясните свой ответ.

Задание № 2.

Существует символ Международного дня защиты детей – флаг, признанный на сегодняшний день в более чем тридцати странах мира.

Рассмотрите изображение флага. Предположите, что символизируют элементы флага.

Слайд6

Задание № 3.

Прочитайте статью 1 Конвенции о правах ребёнка. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?

Прочитайте статью 6 Конвенции о правах ребёнка.

(Например, . которые государства возложили на себя для защиты данных прав.)

Слайд7

Задание № 4.

Познакомьтесь с некоторыми статьями Конвенции о правах ребёнка. Предположите, какие мероприятия осуществляются в государствах, присоединившихся к Конвенции, по гарантированному соблюдению этих прав?

  • Неотъемлемое право на жизнь (ст. 6).
  • Право на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности (ст. 7, 8).
  • Право свободно выражать свое мнение (ст. 13).
  • Доступ к информации (ст. 17).
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на особую заботу (ст. 23).
  • Право на охрану здоровья (ст. 24).
  • Право ребенка на образование (ст. 28).
  • Право на отдых и досуг (ст. 31).
  • Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32).

В каких случаях могут быть ограничены некоторые права детей? Приведите примеры.

(Например, право на свободу искать, получать и передавать информацию может подвергаться ограничениям для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.)

Ни при каких обстоятельствах не может быть ограничено право на жизнь!

Задание № 5.

Ознакомьтесь с предложенными ситуациями и содержанием статей Конвенции о правах ребёнка. Соотнесите право ребёнка с предложенной ситуацией. Объясните свой выбор.

Задание № 6.

Работа в группах.

Пиктограмма (рисуночное письмо) – символ, который передает информацию об объекте или идее с помощью иллюстрации.

Задание № 7.

Слайд10

Задание № 8.

Выразите одной фразой суть Конвенции о правах ребёнка.

(Например: как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему.)

21 ноября сотрудник библиотеки им. Н. Полоруссова-Шелеби в средней школе №2 с учениками 1 "А" и 1 "Б" классов провела час информации "Мои права и мои обязанности", посвящённый Всемирному дню правовой помощи детям (36 человек). Беседа была направлена на расширение правового кругозора. Ребята кратко ознакомились с историей создания и основными положениями международно-правовых документов о правах человека. Слайд-презентация "Право в сказках" показала случаи нарушения прав на примере сказочных и литературных героев. Дети, переложив эти ситуации на себя, проговорили возможные варианты своей защиты. Библиотекарь напомнила, что наши права - это, конечно, хорошо, но они имеют свойство заканчиваться, где нарушаются права другого. Для закрепления этой мысли ребята сыграли в интеллектуальную игру "Да или нет". Завершился час информации просмотром мультфильма "Нехочуха".

Информацию подготовила Светлана Иванова

В информационно-библиографическом отдела центральной библиотеке им. Ю. Гагарина 7 несовершеннолетних, состоящих на учёте в филиале по Новочебоксарску ФКУ УИИ УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, приняли участие в мозговом штурме: "Если мои права нарушаются…", в рамках Дня правовой помощи детям. Экспертами выступили старший инспектор филиала по Новочебоксарску ФКУ УИИ УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии майор внутренней службы О.А. Левицкая и инспектор ОПДН ОМВД России по г. Новочебоксарску Т.А. Мячина.
В начале встречи ведущий библиограф Ирина Лаврентьева рассказала, что именно в современном варианте Конвенции о правах ребёнка говорится о необходимости особой заботы государства и общества о детях-сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. В ходе мероприятия присутствующие узнали: какие права они имеют, о системе защиты прав несовершеннолетних в России и об Уполномоченных по правам ребёнка в российской Федерации и в Чувашской республике, посмотрели книги.
Для мозгового штурма присутствующим были предложены 2 истории из жизни, освещённые в СМИ, которые надо было проанализировать, выстроить логическую цепочку из карточек от начала истории и до финала и предложить альтернативные решения ситуаций на разных этапах, которые могли бы изменить финал. В результате: правильно выстроить логическую цепочку развития истории получилось у одной команды, трудности с вариантами развития историй возникли у обеих команд. В ходе обсуждения ситуаций ведущая подвела к мысли, что выбор есть всегда.
Завершилась встреча знакомством с электронным ресурсом "Россия - страна возможностей", конкурсы и проекты которого позволяют молодёжи проявить свои таланты, получить новые знания, найти предприятие для стажировки в любом регионе России, поделиться своими успехами.

Информацию подготовила Ирина Лаврентьева.
Телефон для справок: 73-80-84.

20 ноября в библиотеке семейного чтения им. С. Маршака прошла познавательная программа "Права ребенка глазами сказочных героев", посвященная Дню правовой помощи детям для воспитанников группы "Полянка" детского сада №27(33) (13 человек).
Ребята через книгу Андрея Усачева "Приключения маленького человечка" узнали о правах человека, которые должны соблюдаться не зависимо от их роста и веса, либо от цвета кожи или цвета волос. А на примере сказочных героев из любимых сказок отмечали, где были нарушены права и даже предлагали выход из сложившейся ситуации. В завершение мероприятия ребята посмотрели мультфильм о правах детей.

Информацию подготовила Наталия Архипова
Телефон для справок: 77-26-47

20 ноября в международный день защиты прав ребенка, в библиотеке семейного чтения им. А Николаева, прошел час правовых знаний "Права ребенка - доступно и интересно". Библиотекарь Мария Тавинова провела увлекательную игру-викторину для учеников 1 "А" класса МБОУ СОШ № 16 (33 человека). Во время мероприятия ребята познакомились с Конвенцией о правах ребёнка. Сказочные герои помогли детям понять и запомнить права и обязанности. Ребята разобрали предложенные жизненные ситуации, которые касались нарушения прав ребёнка. Участвуя в викторине, дети закрепили свои познания.
Наши дети живут в городе, в котором каждый день ходят по улицам, учатся в школах, общаются со сверстниками и взрослыми, делают покупки, оказываются в разных, порой непростых ситуациях. И в каждом случае им приходится делать выбор: как быть и что сделать в сложившейся обстановке, как безопасно для себя решить возникшую проблему, как защитить свои права?
Обучение правам человека - это обучение не только тому, что представляют собой права человека, но и тому, что надо делать в интересах прав человека. Занятия ориентируют на последовательную выработку у детей не только знаний и умений, но ценностных установок, которые будут им необходимы, чтобы создать справедливый мир, свободный от нарушений прав человека.

Информацию подготовила Мария Тавинова
Телефон для справок: 75-01-92

Каждый человек, будь то взрослый или ребенок, вне зависимости от пола, национальной принадлежности, вероисповедания и места проживания обязан знать свои права и обязанности.
Именно этой животрепещущей теме был посвящен сегодняшний час правовых знаний "Путешествие в страну прав и обязанностей" проведенный в библиотеке семейного чтения им. А. Николаева для обучающихся 2 "Б" класса МБОУ "СОШ № 16" (29 человек).
Из увлекательного рассказа библиотекаря Требухиной Веры, дети узнали о Конвенции прав ребенка, ознакомились с основными правами каждого человека, совместно со сказочными героями, сошедшими со страниц любимых сказок, определяли какие же права были ущемлены отрицательными героями.
Также при помощи красочного слайд-шоу, сопровождающимся отрывками из познавательных мультипликационных фильмов на данную тематику ребята приняли активное участие в интерактивной викторине "Разрешается - запрещается". Ну и, конечно, не обошлось без определения детских обязанностей, которые дети совместно с библиотекарем определяли самостоятельно.

Информацию подготовила Вера Требухина
Телефон для справок: 75-01-92

В библиотеке им. Н. Полоруссова-Шелеби 18 ноября для учащихся 4 "В" класса средней школы № 3 (26 человек) провели игровую программу "Мы законы соблюдаем, и права свои мы знаем". Библиотекарь рассказала о документах, в которых прописаны права детей, как международных, так и российских, и региональных. Закрепили услышанный материал загадками, пословицами, разбором ситуаций из жизни и выполнением весёлых заданий викторины "Права литературных героев". Школьникам напомнили, что помимо прав есть и обязанности, которые они должны соблюдать. Большое внимание уделялось ответственности за поступки, уважительному отношению к закону. В заключение учащиеся познакомились с серией книг П. Астахова "Детям о праве" выставки "В стране законов" о правах ребенка в Российской Федерации.

Информацию подготовила Людмила Шумилова.
Телефон для справок: 73-77-35.

18 ноября в библиотеке семейного чтения им. С. Маршака прошел урок правовых знаний "Знай свои права!" для учеников 1 "В" класса школы №5 (27 человек). Дети узнали, что права есть не только у взрослых, но и у детей, а Маленький зеленый человечек из книги Андрея Усачева разъяснил маленьким гражданам какие права и обязанности они должны неукоснительно соблюдать. Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права человека, поэтому детям была предложена литературно-правовая викторина "Твои права и сказочная страна", а также ситуативная игра "Разрешается-запрещается". В заключении ребята познакомились с книгами о правах детей и посмотрели мультфильм.

Вид проекта: информационно - образовательный, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный, годовой.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, медсестра, педагог-психолог, повар.

Объект проекта: права ребёнка.

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.

С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:

Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.

Цель проекта: формирование правосознания детей.

Задачи проекта:

  • Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).
  • Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
  • Разъяснение общепринятых норм и правил поведения.

Основные формы реализации проекта:

  • Организованная образовательная деятельность.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Создание и решение проблемных ситуаций.
  • Непосредственное наблюдение.
  • Опытно-исследовательская деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Драматизация.
  • Продуктивная деятельность.
  • Трудовая деятельность.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Совместные мероприятия воспитателей, детей и родителей (праздники, развлечения).
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Анкетирование, тестирование.
  • Консультирование.

Организация проекта:

Ожидаемые результаты:

  • Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
  • Формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
  • Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
  • Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
  • Наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
  • Повышение уровня правовой культуры родителей.

Этапы реализации проекта:

1 этап проекта: подготовительный.

2 этап проекта: практический.

  • Ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.
  • Развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого…).
  • Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.

3 этап проекта: заключительный.

дать понятия о том, что такое отчество и фамилия и познакомить с их происхождением;

Читайте также: