С чем связаны участившиеся случаи банкротства в городе свои люди сочтемся

Обновлено: 16.05.2024

Автор: Островский А.Н. | Дата публикации: 1849 | Форма произведения: пьеса | Жанр: сатирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: 1-3 часа |

Темы: верность и предательство, жадность, изъяны общества, милосердие и жестокость

Действие первое

Появляется Аграфена Кондратьевна, и снова начинаются упреки в легкомыслии. Липочка непочтительно обращается к матери, обвиняя ее в незнании светского обращения. Также она напоминает, что родители отказали благородному жениху. После этих слов у Липы начинается истерика: она уже давно хочет замуж, но не за купца, а за дворянина! Мать сначала выговаривает Липе, но затем смягчается и обещает подумать о свахе.

Появляется стряпчий Рисположенский, он рассуждает, что нельзя гневить Бога унынием. Его попросили покинуть зал суда из-за того, что он унес дело домой и забыл принести его на процесс.

Отец Липы Самсон Силыч обсуждает свои дела с юристом. Он хочет фиктивно обанкротиться, чтобы не отдавать долги. Юрист дает ему совет переписать имущество на другое лицо. Поступив так, купец сможет выплатить малую часть долгов, и жить безбедно на оставшиеся деньги. Самсон Силыч решает сделать этим лицом своего приказчика Лазаря Подхалюзина.

Появляется Подхалюзин и сразу соглашается с купцом, постоянно ему поддакивая. Когда-то Самсон Силыч взял его с улицы и приютил у себя, поэтому преданность приказчика никого не удивляет.

Иллюстрация к пьесе. Художник Петр Боклевский

Действие второе

Слуга Тишка жалуется на жизнь и встречает Подхалюзина. Тот непочтительно говорит о Самсоне Силыче, забыв о том, что еще недавно одаривал его комплиментами. Теперь же он считает, что хозяин ему не указ и посылает Тишку за спиртным.

Происходит внутренний монолог Подхалюзина, во время которого он обдумывает свою выгоду от предложения купца. Ему вовсе не хочется после двадцати лет работы подыскивать себе новое место. У него зреет план шантажировать своего хозяина и таким путем получить согласие на брак с Липой. Благородному жениху она станет не нужна, поскольку отец ее будет объявлен банкротом. Подхалюзин начинает действовать, посылая подношение свахе.

Также он дает взятку юристу, чтобы тот представлял его интересы в процессе сделки с Самсоном Силычем. Он считает Большова профаном в подобных делах и уверен, что обмануть его будет очень просто.

Свахе приказчик обещает вознаграждение в сумме двух тысяч и шубу за то, что она не допустит свадьбы Липы с благородным дворянином. Сваха не соглашается, но после того, как узнает о скором банкротстве Большова, идет на уступки и принимает условия Подхалюзина.

Появляется нетрезвый Самсон Силыч и узнает от приказчика, что дворянин передумал жениться на Липе. Подхалюзин начинает петь дифирамбы Липочке, и Большов сам предлагает ему жениться на дочери. Смущенный приказчик говорит, что не достоин такой девицы, как Липа. Сцена заканчивается договором о сватовстве.

Действие третье

К Самсону Силычу входят жена с дочерью. Супруга начинает упрекать его в холодности по отношению к Липочке: он не замечает ее нарядов и постоянно ворчит, что унижает ее и обесценивает, как девицу. Мать же, наоборот, лебезит перед дочерью, но та с надменным видом игнорирует ее комплименты. Заявляется сваха и сообщает, что жених своенравничает и не собирается приезжать. Большов реагирует на это спокойно и объявляет, что на примете есть жених и получше.

Молодые люди остаются наедине. Приказчик обещает, что будет потакать всем Липиным капризам, и она ни в чем не будет нуждаться. Он убеждает ее в том, что дворяне не такие уж и богатые, а у него, кроме денег, есть еще и лавка ее отца. Липа жалуется, что ей невыносима жизнь в родительском доме, и она желает жить по-своему. Наконец, молодые люди приходят к согласию и объявляют о своем решении.

Пьяный Самсон Силыч радуется такому исходу и обещает все состояние отдать зятю. Тот сначала отказывается, но это, всего лишь, игра на публику. Во время празднования Большов, ради шутки, выливает бокал вина за шиворот юристу. Так он проявляет к нему свое непочтение. Всех невероятно смешит эта выходка.

Действие четвертое

Богатый дом Подхалюзина. Супруги, одетые по последней моде, строят планы на будущее. Для бывшего приказчика слово молодой жены – закон.

К Липе приходит сваха. Она просит у нее хоть какое-нибудь платье. Она согласна и на самое дешевое, так как знает, что жадная Липа дорогое не даст. Липа уходи выбирать платье, а сваха напоминает Подхалюзину об уговоре. Вместо обещанных тысяч она получает от него сто целковых. Шубы также не видно на горизонте. Ее уход сопровождается скандалом и ругательствами.

История создания

Жанр и направление

Смысл названия

Однако в сочетании с сюжетом пьесы название приобретает ещё и ироничное значение, ведь итог пьесы прямо противоречит названию. Свои люди на деле оказались более жестокими и жадными, чем чужие. Родная дочь готова была сгноить отца в долговой тюрьме, а зять жалел его же денег на выплату долга. Счеты со старым купцом оказались не в его пользу: в ответ на опеку и щедрые дары дочь и зять обманули и обокрали его.

Композиция и конфликт

  1. Первое действие сочетает в себе экспозицию, в которой нам представляют основных действующих лиц и предысторию, а также завязку, в которой намечается и приходит в движение основной конфликт.
  2. Второе действие знаменуется кульминацией, в которой конфликт достигает наивысшей точки напряжения.
  3. Третье действие отведено под развязку, в которой конфликт логично разрешается.
  4. В четвёртом действии происходит финал, который приводит все сюжетные линии к логичному завершению и подводит общие итоги всего повествования.

В основе повествования лежит конфликт порочного человека с обществом и самой судьбой, его борьба заведомо обречена на поражение. Ещё одной особенностью представленного конфликта является его моральная серость и неоднозначность, мы не можем точно определить положительных и отрицательных героев, они обладают как достоинствами, так и недостатками.

Суть: о чём?

Богатый московский купец Самсон Большов решается на аферу, чтобы избавить себя от многочисленных долгов – объявить себя банкротом, временно передав всё своё состояние доверенному человеку.

В сообщники Большов выбирает своего приказчика и давнего друга семьи Большовых Лазаря Подхалюзина и посвящает его в свой план. Подхалюзин демонстрирует полную лояльность, но на деле решает обмануть своего благодетеля и присвоить себе всё его богатство. Подхалюзин начинает плести интриги, переманивая на свою сторону стряпчего Рисположенского, который тоже помогает Большову в его афере, а также сваху Наумовну, чтобы та расстроила помолвку дочери Большова – Олимпиады, в которую влюблён Лазарь.

План Лазаря приходит в движение. Помолвка Олимпиады с дворянином расстраивается, и Большов объявляет Подхалюзина её новым женихом. Олимпиада устраивает скандал, но Лазарь рассказывает ей о том, что весь бизнес её отца уже принадлежит ему. Он соблазняет девушку, суля ей большой дом и роскошные платья, и та соглашается на свадьбу.

Проходит некоторое время, Лазарь и Олимпиада поженились, они живут в роскошном особняке. Подхалюзин на вершине своего успеха, Самсон Большов отправлен в долговую тюрьму, а Рисположенский и Наумовна обмануты и выгнаны вон. Внезапно появляется сам Большов, который просит Лазаря и Олимпиаду помочь ему расплатиться с долгами. Ни Лазарь, который был обязан Большову всем, ни родная дочь не проявляют к Самсону Силычу ни капли сочувствия и гонят его прочь. Подхалюзин, однако же, оказывается не совсем гнилым человеком и всё-таки едет договариваться с кредиторами, не забыв одеть свой самый негодный сюртук, чтобы сбить цену.

Главные герои и их характеристика

  1. Семья – семейные отношения в среде купечества, показанные в пьесе, производят самое отрицательное впечатление. Каждый член семьи думает исключительно о своём благополучии, а к остальным относится в лучшем случае с равнодушием, а в худшем — с враждебностью.
  2. Любовь – на примере отношений Олимпиады и Лазаря Островский показывает, что настоящей любви нет места в обществе, где господствуют меркантильные эгоистичные интересы. В браке же ей давно нет места: люди сходятся только ради удовлетворения амбиций.
  3. Быт и нравы купечества – писатель ярко вырисовывает невежество, грубость, цинизм и жестокость, царящие в купеческих семьях. По мнению Островского, такие порядки не могут не вызывать отвращения у любого порядочного человека.
  4. Честь — купец предпочитает позор честному выполнению своих обязательств, что тоже характеризует этот социальный класс.

Проблемы

  1. Алчность – именно жадность Островский считает самым главным пороком купеческого сословия. Если бы Большов умерил свои амбиции и не стремился к увеличению своего богатства любыми средствами, он не пришёл бы к такому печальному финалу.
  2. Нравственные проблемы – купеческая семья представлена в пьесе сосредоточием самых ужасных пороков: двуличие, гордыня, лицемерие, невежество, ханжество и многое другое – нет числа мерзостям, которые скрываются за богатыми фасадами купеческих особняков.
  3. Равнодушие – эгоизм и равнодушие, которые демонстрирует чета Подхалюзиных к Самсону Силычу – самому близкому для них человеку, становится низшей точкой их нравственного падения.

Основная идея

Чему учит?

Критика

Актуальность пьесы и ее место в русской литературе выразила современница писателя, Е.П. Ростопчина:

Однако у императора Николая I было иное мнение. Лично ознакомившись с произведением, он запретил его постановку на сцене, а за Островским был установлен полицейский надзор.

Но даже спустя много лет даже такой великий русский писатель, как Л. Н. Толстой, отмечал гениальность пьесы и её создателя.

Автор: Михаил Щепин

Анализ рассказа Ионыч (А.П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Published 16.07.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 08.08.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 27.10.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS02IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS02IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTYiLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTEwJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtOSAtLT4KPGRpdiBpZD0ieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTkiIHN0eWxlPSJkaXNwbGF5OiBpbmxpbmUtYmxvY2s7Ij48L2Rpdj4KPHNjcmlwdCB0eXBlPSJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiPgogICAgKGZ1bmN0aW9uKHcsIGQsIG4sIHMsIHQpIHsKICAgICAgICB3W25dID0gd1tuXSB8fCBbXTsKICAgICAgICB3W25dLnB1c2goZnVuY3Rpb24oKSB7CiAgICAgICAgICAgIFlhLkNvbnRleHQuQWR2TWFuYWdlci5yZW5kZXIoewogICAgICAgICAgICAgICAgYmxvY2tJZDogIlItQS0zMzA2MzUtOSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS05IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIGFzeW5jOiB0cnVlCiAgICAgICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIHQgPSBkLmdldEVsZW1lbnRzQnlUYWdOYW1lKCJzY3JpcHQiKVswXTsKICAgICAgICBzID0gZC5jcmVhdGVFbGVtZW50KCJzY3JpcHQiKTsKICAgICAgICBzLnR5cGUgPSAidGV4dC9qYXZhc2NyaXB0IjsKICAgICAgICBzLnNyYyA9ICIvL2FuLnlhbmRleC5ydS9zeXN0ZW0vY29udGV4dC5qcyI7CiAgICAgICAgcy5hc3luYyA9IHRydWU7CiAgICAgICAgdC5wYXJlbnROb2RlLmluc2VydEJlZm9yZShzLCB0KTsKICAgIH0pKHRoaXMsIHRoaXMuZG9jdW1lbnQsICJ5YW5kZXhDb250ZXh0QXN5bmNDYWxsYmFja3MiKTsKPC9zY3JpcHQ+PC9kaXY+Cg==' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Автор определил жанр своего произведения как комедию. Он с юмором изобличает людские и общественные пороки того времени показом комических сцен. Хотя драматург отнес свое детище к жанру комедии, в финале главный герой оказался в трагической ситуации.

Тема, идея

Писатель поднимает темы семьи, быта и нравов, чести и любви в буржуазном обществе. В пьесе писатель описывает сцены грубости, обмана, лицемерия, жестокости, желание наживы, эгоизма главных героев, царившие среди купцов. В семье главного героя Большова каждый озабочен только о своем благополучии, мечтает разбогатеть.

Тема воспитания также является одной из главных в произведении. Большовы воспитали дочь так, что она выросла избалованной, двуличной, меркантильной. В финале пьесы Олимпиада предстает безжалостной и расчетливой.

Пример взаимоотношений Олимпиады и Подхалюзина показывает, что настоящей любви в буржуазном обществе нет, вместо нее у молодых корыстные интересы, мысли о материальной выгоде. Большов поступил бессовестным образом, для него нет понятия чести, он придумал аферу, чтобы не отдавать долги, что было характерно для купеческого сословия.

Основная идея пьесы в том, что нечестные поступки героев закономерны в буржуазном обществе, которые возвращаются, как бумеранг, и жестоко наказывают их. Самсон Силыч ценил деньги выше семейных отношений, потому поступок Липочки в отношении отца выглядит вполне закономерно и логично. Приказчика часто ловил в нечестности, но не прогонял, в финале пострадал от бессовестности Лазаря.

Композиция и ключевые моменты сюжета

Развитие событий в пьесе в показе небольших стычек взбалмошной и своенравной дочери купца с матерью, посещения свахи, разговоры Самсона Силыча о женихах Липочки –эти сцены дают возможность представить пошлый мир купцов, их корыстные мечты. Все это отражает на самом деле процессы, происходящие в русском обществе того времени. Большов переписывает свое состояние на Подхалюзина, объявляет себя банкротом. Чтобы сохранить свой капитал, выдает за приказчика дочь.

Кульминацией произведения является момент, когда дочь Большова встает на сторону мужа и заявляет, что они с мужем не будут вызволять отца из долговой ямы. Эта сцена, когда Большов просит со слезами помочь ему, вызывает сострадание к нему, ведь он всю эту махинацию делает ради дочери.
Развязкой является логический исход всех происходящих событий в произведении. У Островского это попытка Подхалюзина вести торг с кредиторами бывшего хозяина.

Конфликт в произведении

А. Островский в своей комедии показывает конфликт безнравственного человека с обществом, в котором он живет, обреченность его на поражение. Особенностью конфликта произведения является то, что четко определить, где отрицательные, а где положительные герои невозможно, так как в пьесе нет положительных персонажей. Драматург критикует пороки купцов, которые ценят материальное положение выше всего.

Система героев и образов

Аграфена Кондратьевна представляет типичную мещанку из купеческой среды. Женщина недалекая, занята только своими бытовыми интересами. Хотя никакого образования у нее нет, ставит себя высоко.
Единственная дочь Большовых Олимпиада дурно воспитана, капризна, двулична, эгоистична, мысли у нее, как удачно выйти замуж за богатого человека, твердо уверена, что заслуживает самого выгодного и богатого жениха. В конце комедии она превзошла всех отрицательных героев произведения: отказалась выручить родного отца, попавшего в беду.

Приказчик Большова Лазарь Елизарыч Подхалюзин – бессовестный мошенник и обманщик. Когда служил у Большова, он научился махинациям в торговых делах, мечтает стать богатым. Желание Лазаря сбылось: Самсон Силыч перевел на приказчика свое состояние, чтобы объявить себя несостоявшимся должником, банкротом. Подхалюзин воспользовался этим бессовестным образом, женился на дочери купца, оставил свекра в беде без помощи, в результате добился места своего хозяина. Остальные второстепенные герои, которые отличаются невежеством, примитивностью, меркантильностью, дополняют картину купеческого быта. Пределом мечтаний для них является материальная выгода.

Позиция автора

При создании своего произведения молодой Островский взял сюжет из своей жизни, так как хорошо знал нравы и порядки, царившие в купеческих семьях.
Комедия Островского заставляет читателей и зрителей задуматься о том, что алчность и жадность, обман и махинации не остаются безнаказанными. Пример главного героя Большова показывает, что все злые деяния, совершенные людьми, возвратятся обязательно к ним бумерангом. Каким бы коварным и хитрым ни был аферист, всегда найдется такой же бесчестный и бессовестный, от которого сам же жестоко пострадает.

Художественные средства

Автор взял название для своей комедии пословицу из фольклора. Фамилии героев говорящие: Большов – глава семьи, большой человек, Силыч – эта его сила в богатстве. Подхалюзин – подхалим, добился расположения своего хозяина угодничеством и подхалимством. Автор использовал в пьесе много пословиц, поговорок, применил прием трехкратного повторения одного и того же мотива: Подхалюзин три раза обманывает своего хозяина Большова, стряпчего и сваху.

Выводы

Самсон Силыч Большов — крестьянин по происхождению. Это подлый и хитрый купец, владеющий тремя торговыми лавками, в который ложь и мошенничество — обычное дело. Главной жизненной ценностью Большова являются деньги. Желание обогатиться нечестным путем приводит купца к большим долгам.

В семейных отношениях он не лучше: к собственной дочери герой относится с презрением, он не считается с ее мнением.

Аграфена Кондратьевна Большова — жена купца Большова. Она далеко не глупая, но в этой атмосфере самодурства начинает говорить. Героиня терпелива, но очень забита. Она подвергается неуважительному отношению от своего мужа и дочери. Находясь в атмосфере самодурства мужа, она не перестает любить свою семью. Жена Большова не насмехалась над неудачей мужа, а сохранила теплоту и любовь.

На Большова уже 20 лет работает Лазарь Елизарыч Подхалюзин. Он тоже хитёр и живёт нечестно, ставя свои корыстные цели на первый план. Умея поддакивать и потакать, плут с говорящей фамилией добивается того, что Большов переводит имущество на него. Когда же его начальник и уже родственник попадает в долговую яму, он отказывается помогать ему, так как уже получил все, что хотел. Подхалюзин — бесчувственный человек, который думает только о себе и своем материальном положении.

Если сравнивать образы Большова и Подхалюзина, то можно заметить разницу.

Большов идёт на аферу не потому, что он закоренелый плут, он говорит, что так делают все. После содеянного его начинает мучить совесть. Подхалюзин же никак не задумывается над своим поступком. Нет ни сострадания к человеку, попавшего в тяжёлую ситуацию, ни раскаяние за содеянное. Герой по природе своей — эгоист.

Сложившаяся ситуация исправляет Большова. Он начинает думать о тех истинах, про которые раньше не думал. Отношения с женой улучшаются.

А Подхалюзин не только получает имущество Большова, но и женится на его дочери. Липочка — единственная дочь Большова. Она необразованная девушка, однако считает себя очень образованной. Здесь Островский высмеивает современное тому времени щегольство. Мечтой героини становится брак с дворянином. Но она не против и выйти замуж за Подхалюзина, который не является дворянином. Вместе со своим мужем дочь не хочет помогать отцу, оставшемуся в тяжёлом положении. Она отличная пара своему мужу. Липочка даже суровее Подхалюзина относится к Большову.

Сысой Псоич Рисположенский — друг Большова. Из-за своего пьянства он не имеет работы. Поэтому решается заниматься документацией. В этой сфере он проявляет себя как нечестный человек. В частности именно он предлагает Большову провести аферу и помогает ему с этим.

Устинья Наумовна — такая же подлая женщина, помогающая Липовка найти жениха. Ради своих корыстных целей она способна на обманывать.

Эпизодическую, но важную роль играет Тишка, мальчик на посылках. Он с рождения видит только воровство и подхолимство. Вот из таких детей и получаются Большовы и Подхалюзины. Так, автор показал три поколения купечества и выразил основную мысль: не вырастут честные дети от бесчестных родителей. Нужно обладать высокими нравственными качествами, тогда и следующее поколение будет таким же.

Таким образом, в своей пьесе А. Н. Островский показывает купеческий мир, в котором правят подлые и лицемерные люди.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Лес
    Как приятно после городского шума окунуться в тихую свежесть леса. Подходя к лесу, уже издали можно заметить насколько, он наполнен величием. Войдя в лес, сразу же ощущаешь терпкий запах зелени и прохладу тенистых крон.
  • Сочинение Образ и характеристика мещанина во дворянстве
    Основным персонажем комедии Мольера является господин Журден, представленный в образе мелкого буржуа, стремящегося к получению статуса полноправного члена высшего света.
  • Сочинение Осень в моем городе
    Осень — невероятно красивое, живописное, бархатное, но в тоже время мрачное и прохладное время года. Природа меняет свой окрас и все вокруг становится разноцветным: желтым, оранжевым, багряным.

Самсон Силыч Большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными делами. Он невежествен и корыстен, именно эти его качества и сыграли с ним злую шутку. Его жена, Аграфена Кондратьевна, представляет собой типичную купеческую жену. Не получившая никакого образования, она, тем не менее, весьма высокого мнения о себе. Аграфена Кондратьевна ведет на удивление примитивную жизнь. Она ни о чем не заботится, не стремится хоть как-то разнообразить повседневную действительность. Она живет только насущными, бытовыми проблемами.

Дочь Олимпиада Самсоновна, или Липочка, на редкость забавна. Она дурно воспитана, необразованна, даже не умеет как следует танцевать. Но вместе с тем она твердо уверена, что заслуживает самого выгодного жениха. Особенно смешны и нелепы рассуждения Липочки о желании выйти замуж за благородного. Приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин, за которого в результате и выходит замуж Липочка, корыстен, эгоистичен, у него нет ни малейшей благодарности к купцу Вольтову, которому Подхалюзин, можно сказать, обязан всем. Подхалюзин превыше всего ценит свою собственную персону. И в результате добивается того, что для него так важно.

Остальные персонажи дополняют нарисованную автором картину купеческого быта. Среди персонажей есть и бойкая сваха устинья Наумовна, и стряпчий Сысой Псоич Рисположенский, и ключница Фоминишна, и мальчик Тишка, который служил в доме Большовых. Все герои пьесы одинаково примитивны, в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление к прекрасному и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение будничных, повседневных нужд.

Во время ссоры Липочки с матерью они обмениваются нелестными друг для друга характеристиками. Потом, правда, мирятся. В результате Аг-рафена Кондратьевна обещает купить браслеты с изумрудами. И на этом между ними воцаряется полное согласие. О чем может свидетельствовать такая сцена? Липочка совершенно лишена такого качества, как уважение к старшим. Она равнодушна к своим матери и отцу. Липочка думает только о себе. Она мелочна и глупа Липочка полностью соответствует семейной атмосфере, которая изображена в данной пьесе.


Тут-то он и узнает, что ни хитроумный зять, ни родная дочь не собираются выручать старика из долговой тюрьмы. Любимое изречение Большова, в честь которого и названа пьеса, оборачивается глумливой насмешкой. Действительно, зять выполнил эту пословицу буквально, поступив в соответствии с жизненными принципами самого Большова и подготовив для старого купца ту же ловушку, которую раньше расставлял людям он сам. Еще циничнее поступает дочь Большова Липочка, тщеславная и невежественная девушка, не видевшая от старика отца ничего, кроме добра. Словом, родство есть родство, а бизнес есть бизнес, и на каждого хитроумного дельца, вздумавшего извлечь выгоду из своекорыстного толкования закона, найдется еще более ловкий жулик.

Краткий анализ

Год написания – 1849 год.

Композиция – Особенность композиции пьесы заключается в отсутствии экспозиции. Завязка – купец Большов занимает крупную сумму денег, его дочь Липочка мечтает о замужестве. Развитие событий – Большов признает себя банкротом, и все свои деньги переписывает на Подхалюзина, и для упрочнения сделки женит его на Липочке.

Кульминация – отказ Липочки выплачивать долги отца, оказавшегося в долговой тюрьме. Развязка – логический итог – обманщик обманул обманщика.

Жанр – Пьеса. Комедия.

Направление – Реализм.

История создания

Купеческую среду, в которой царит пошлость и невежество, Островский изображает во всей своей неприглядности. Примечательно, что ни одни из главных героев пьесы не вызывает положительных эмоций. Большов отталкивает своей жадностью и тяжелым характером, а его дочь Липочка видит в образовании лишь дань моде и мечтает лишь об одном – удачно выйти замуж и избавиться от гнета отца-самодура.

Композиция

В завязке Островский знакомит читателя с купцом-самодуром Большовым, который занимает крупную сумму денег, но не спешит ее возвращать. Его дочь Липочка страстно мечтает удачно выйти замуж, и навсегда покинуть дом, в котором так тяжело живется под отцовским гнетом.

Развитие действий пьесы сводится к тому, что Большов, не желающий выполнять свои долговые обязательства, решает признать себя банкротом. Он переписывает все свое огромное состояние на приказчика Подхалюзина, и выдает за него Липочку, чтобы таким образом обеспечить сохранность своего капитала. Большов отправляется в долговую тюрьму, но он не сомневается в том, что Липочка и Подхалюзин вызволят его оттуда.

Кульминация пьесы – решительный отказ Липочки, довольной своей новой жизнью, оплачивать кредиты отца.

В развязке автор подводит итог своей комедии, разоблачая перед читателем главную ее идею – обманщик всегда будет обманут другим обманщиком

Александр Николаевич отнес свое произведение к жанру комедии, хотя, по мнению многих литературных критиков, оно имеет в себя ряд трагических черт. Направление – реализм.

Тест по произведению

Как зовут дочь купца Большова?

История создания

Жанр и направление

Смысл названия

Однако в сочетании с сюжетом пьесы название приобретает ещё и ироничное значение, ведь итог пьесы прямо противоречит названию. Свои люди на деле оказались более жестокими и жадными, чем чужие. Родная дочь готова была сгноить отца в долговой тюрьме, а зять жалел его же денег на выплату долга. Счеты со старым купцом оказались не в его пользу: в ответ на опеку и щедрые дары дочь и зять обманули и обокрали его.

Композиция и конфликт

  1. Первое действие сочетает в себе экспозицию, в которой нам представляют основных действующих лиц и предысторию, а также завязку, в которой намечается и приходит в движение основной конфликт.
  2. Второе действие знаменуется кульминацией, в которой конфликт достигает наивысшей точки напряжения.
  3. Третье действие отведено под развязку, в которой конфликт логично разрешается.
  4. В четвёртом действии происходит финал, который приводит все сюжетные линии к логичному завершению и подводит общие итоги всего повествования.

В основе повествования лежит конфликт порочного человека с обществом и самой судьбой, его борьба заведомо обречена на поражение. Ещё одной особенностью представленного конфликта является его моральная серость и неоднозначность, мы не можем точно определить положительных и отрицательных героев, они обладают как достоинствами, так и недостатками.

Суть: о чём?

Богатый московский купец Самсон Большов решается на аферу, чтобы избавить себя от многочисленных долгов – объявить себя банкротом, временно передав всё своё состояние доверенному человеку.

В сообщники Большов выбирает своего приказчика и давнего друга семьи Большовых Лазаря Подхалюзина и посвящает его в свой план. Подхалюзин демонстрирует полную лояльность, но на деле решает обмануть своего благодетеля и присвоить себе всё его богатство. Подхалюзин начинает плести интриги, переманивая на свою сторону стряпчего Рисположенского, который тоже помогает Большову в его афере, а также сваху Наумовну, чтобы та расстроила помолвку дочери Большова – Олимпиады, в которую влюблён Лазарь.

План Лазаря приходит в движение. Помолвка Олимпиады с дворянином расстраивается, и Большов объявляет Подхалюзина её новым женихом. Олимпиада устраивает скандал, но Лазарь рассказывает ей о том, что весь бизнес её отца уже принадлежит ему. Он соблазняет девушку, суля ей большой дом и роскошные платья, и та соглашается на свадьбу.

Проходит некоторое время, Лазарь и Олимпиада поженились, они живут в роскошном особняке. Подхалюзин на вершине своего успеха, Самсон Большов отправлен в долговую тюрьму, а Рисположенский и Наумовна обмануты и выгнаны вон. Внезапно появляется сам Большов, который просит Лазаря и Олимпиаду помочь ему расплатиться с долгами. Ни Лазарь, который был обязан Большову всем, ни родная дочь не проявляют к Самсону Силычу ни капли сочувствия и гонят его прочь. Подхалюзин, однако же, оказывается не совсем гнилым человеком и всё-таки едет договариваться с кредиторами, не забыв одеть свой самый негодный сюртук, чтобы сбить цену.

Главные герои и их характеристика

  1. Семья – семейные отношения в среде купечества, показанные в пьесе, производят самое отрицательное впечатление. Каждый член семьи думает исключительно о своём благополучии, а к остальным относится в лучшем случае с равнодушием, а в худшем — с враждебностью.
  2. Любовь – на примере отношений Олимпиады и Лазаря Островский показывает, что настоящей любви нет места в обществе, где господствуют меркантильные эгоистичные интересы. В браке же ей давно нет места: люди сходятся только ради удовлетворения амбиций.
  3. Быт и нравы купечества – писатель ярко вырисовывает невежество, грубость, цинизм и жестокость, царящие в купеческих семьях. По мнению Островского, такие порядки не могут не вызывать отвращения у любого порядочного человека.
  4. Честь — купец предпочитает позор честному выполнению своих обязательств, что тоже характеризует этот социальный класс.

Проблемы

  1. Алчность – именно жадность Островский считает самым главным пороком купеческого сословия. Если бы Большов умерил свои амбиции и не стремился к увеличению своего богатства любыми средствами, он не пришёл бы к такому печальному финалу.
  2. Нравственные проблемы – купеческая семья представлена в пьесе сосредоточием самых ужасных пороков: двуличие, гордыня, лицемерие, невежество, ханжество и многое другое – нет числа мерзостям, которые скрываются за богатыми фасадами купеческих особняков.
  3. Равнодушие – эгоизм и равнодушие, которые демонстрирует чета Подхалюзиных к Самсону Силычу – самому близкому для них человеку, становится низшей точкой их нравственного падения.

Основная идея

Чему учит?

Критика

Актуальность пьесы и ее место в русской литературе выразила современница писателя, Е.П. Ростопчина:

Однако у императора Николая I было иное мнение. Лично ознакомившись с произведением, он запретил его постановку на сцене, а за Островским был установлен полицейский надзор.

Но даже спустя много лет даже такой великий русский писатель, как Л. Н. Толстой, отмечал гениальность пьесы и её создателя.

Автор: Михаил Щепин

Известный русский драматург Александр Николаевич Островский, получивший юридическое образование, некоторое время работал в Московском коммерческом суде, где разбирались имущественные споры между ближайшими родственниками. Этот жизненный опыт, наблюдения, знание быта и психологии мещанско-купеческого сословия и были положены в основу творчества будущего драматурга.

Что же трагического происходит в произведении, которое сам автор отнес к жанру комедии? Уже эта первая комедия демонстрирует черты поэтики, которая будет присуща всем пьесам Островского, составившим репертуар новой русской драмы: сосредоточенность на нравственной проблематике помогает не только анализировать социальные стороны жизни, но и понимать семейно-бытовые конфликты, в которых и проявляются яркие черты характера героев.

Но если в Большове еще живет наивная, простодушная вера в людей, то для бывшего приказчика нет ничего святого, и он с легким сердцем разрушает последний нравственный оплот – крепость семейных уз. В нем остается лишь изворотливость и гибкость дельца-прощелыги. Прежде ему приходилось только поддакивать и угождать своему хозяину, то теперь тихий приказчик превращается в наглого и жестокого тирана. Ученик превзошел своего учителя — справедливость восстанавливается, но не по отношению к купцу.

Когда единственная дочь жалеет десять копеек кредиторам и с легким сердцем отправляет отца в тюрьму, происходит прозрение Большова. В нем просыпается страдающий человек, и комедия превращается в трагедию. Не случайно многие исполнители роли Большова (М. Щепкин, Ф. Бурдин) видели в образе купца поруганного детьми, обманутого и изгнанного короля Лира из одноименной трагедии Уильяма Шекспира.

По писателю: Островский, Александр Николаевич

В центре сюжета купец Большов. Назанимав денег, он ищет способы их не отдавать. Большов решает объявить себя банкротом, а все имущество переписать на приказчика Подхалюзина. А чтобы быть уверенным в том, что деньги не уйдут из семьи, выдать за него замуж дочку Липочку. Получив в распоряжение деньги, Подхалюзин с Липочкой отказываются выплачивать долги Большова. Так обманщики облапошили другого обманщика.

Комедия получилась столь успешной в первую очередь из-за острой сатиры на современное российское общество. Разбогатевшие купцы стремились заработать как можно больше денег, при этом меньше потратить. А разбогатев, обманывая остальных, тем более старались найти хитрый способ избавиться от долгов.

С другой стороны выступает семья Большова – жена и дочка. Будучи на попечении у купца, они сразу мнят себя на порядок выше остальных. Пытаются подобрать Липочке жениха благородного и богатого, не понимая, что им абсолютно нечего предложить взамен. Оттого и не замужем Липочка, ведь ее непомерные запросы нелегко удовлетворить.

Так Большов оказывается одурачен теми, от кого он совсем не ожидал подвоха. Получается, что она сам на своем примере воспитал обманщиков и мошенников. Только они оказались коварнее Большова, который обманывал только чужих покупателей. Эти двое решили нажиться на своих. Радует только, что и им не долго радоваться. Наверняка вскоре найдется тот, кто окажется хитрее.

Другие темы: ← Любим Торцов в пьесе Бедность не порок ↑ Островский Анализ произведения Бесприданница → `

Анализ произведения Свои люди — сочтемся

analiz-proizvedeniya-svoi-lyudi-sochtemsya.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение Описание картины Дети, бегущие от грозы Маковского

На рубеже 19-20 веков в России сложились новые поэтические направления, которые объединили под названием Серебряный век. Поэты искали другие приемы, излагали взгляды на происходящую непростую историческую ситуацию.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Островский
  4. Анализ пьесы Свои люди — сочтемся

Сюжетом для этой комедии стал случай мошенничества в мире купцов. У своих знакомых купцов Самсон Силыч Большов занимает очень большую сумму, чтобы увеличить свое состояние. Когда приходит время вернуть долги, делать этого он не хочет.

На тот период в Москве было распространено банкротство. И он решает провернуть такую аферу с помощью своей дочери Липочки, объявив себя банкротом — несостоявшимся должником. Все, что у него было, он переписал на своего приказчика Лазаря. А для того, чтобы тот его не предал, отдал свою единственную дочь за него замуж.

Вскоре его отправили в долговую тюрьму. Лазарь с дочерью должны были внести залог за его освобождение. Большов был твердо уверен, что скоро его единственная семья высвободит его. Но не тут-то было. Молодожены решают, что тратить деньги на освобождение отца бессмысленно и тратят все имущество на свое усмотрение. Именно здесь проявляется двуличие его дочери.

Основной сюжет в самодурстве героев. Большов признает моральные законы, но только не для себя. Все эти нормы действуют только в одну строну. Во всем он ищет только выгоду. Также несомненно уверен, что вся родня безусловно подчиняется ему. Мир он делит на чужих, которых нужно обманывать, и на своих – послушных и служащих ему. Из-за этого ошибочного предубеждения, Большов оказывается обманутым. Его подводит глупая уверенность в собственном авторитете.

Читая эту пьесу, понимаешь, что никогда не нужно пытаться вынести для себя выгоду путем обмана. Имея детей, стоит подавать им хороший пример, а не учить плохому. Ведь в противном случае, когда они вырастут, и их позовет родитель, они даже не оглянуться.

Сочинение-анализ

За основу комедии легла довольно распространённая ситуация – мошенничество купцов. Самсон Силыч Большов одолжил просто огромную сумму денег, для того, чтобы увеличить свое богатство. Время подошло, чтобы вернуть деньги, однако, он не собирается этого делать.

В это время в Москве было распространенно банкротство. Он захотел провернуть махинацию, где главная роль достается дочке Липочки. Он объявляется себя банкротом и должником. Все, что было у Самсона, он переписал на приказчика Лазаря. Чтобы приказчик не предал Большова, он выдает свою дочь за него замуж.

Самсона отправляют в тюрьму. Лазарь и его дочь должны были заплатить за свободу отца. Мужчина был уверен, что его семья спасет его. Однако, молодые люди решили не тратить деньги на отца, а потратить на себя. В этом эпизоде и проявилось двуличие дочери Самсона.

Подхалозин запросто мог разрушить семейные узы. Раньше он кому-то подчинялся, а сейчас имеет собственное состояние. Всю свою жизнь пень ждал, когда займет место Самсона. Поэтому нет ничего удивительного, что Лазарь не захотел помогать бывшему начальнику.

Дочь ухватила состояние отца и была счастлива. Это не странно и даже не дико, ведь дети, глядя на родителей, становятся такими же. Они становятся безразличны ко всему.

Главный сюжет заключается в эгоистичности и самодурстве героев. Многие из них понимаю, что такое мораль, но не хотят по ней жить. К сожалению, все ищут выгоду только для себя. Общество того времени погрязло во лжи, алчности, цинизме, безразличии ко всему, даже к своим ближним. Конечно же, это категорически неправильно, однако, тогда были другие ценности.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Пелагеи Егоровны в комедии Бедность не порок ↑ Островский Катерина и Варвара в пьесе Гроза →

Анализ пьесы Свои люди — сочтемся

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Пацюка в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение

Не являясь главным героем повествования, казак Пацюк, тем не менее, играет в нём немаловажную роль. Ведь именно к нему обратился за помощью кузнец Вакула в тот момент, когда, казалось

Чубатый – один из второстепенных персонажей романа Михаила Шолохова. Впервые читатель знакомится с казаком в третьей части двенадцатой главы произведения.

Сентиментализм — направление в литературе, возникшее в 18 веке. Строгое единство места, времени и действия, свойственное классицизму, уступило внутренним переживаниям и чувствам героев.

Почему все дети хотят стать взрослыми, а полные опыта и мудрости старшее поколение всегда вспоминает детство с радостью и ностальгией, а возможно с желанием вернуться в детские годы?

Читайте также: