Права и свободы которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких либо различий это

Обновлено: 28.06.2024

Теоретические аспекты прав и интересов ребенка. Разграничение терминов "интересы в семейном праве" и "интересы ребенка". Семейные права ребенка по действующему законодательству. Понятие "права ребенка" и "интересы ребенка". Защита прав и интересов детей.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.10.2019
Размер файла 15,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Права и интересы ребенка: понятие и виды

право ребенок семейный

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты прав и интересов ребенка

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момента рождения. Дееспособность ребенка определяется ГК РФ (ст. 21, 26- 28 ГК РФ) и соответствующими статьями Семейного кодекса. Наряду с родительскими правами и обязанностями существуют также права и обязанности детей.

Интересы ребенка - это субъективно обусловленная потребность ребенка в благоприятных условиях его существования, находящая объективное выражение в реализации родителями своих прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством. Интересы ребенка - это стержень нормативно-правового выражения взаимоотношений ребенка, родителей и государства.

Необходимо различать термины "интересы в семейном праве" и "интересы ребенка". Первое понятие значительно более широкое, так как включает в себя и интересы семьи в целом, интересы отдельных членов семьи, интересы супругов и т.д. Понятие "интересы" в семейном праве имеет философский, юридический и экономический аспект. Интерес как семейно-правовая категория представляет собой ядро правового регулирования, определяет его направление, имеющее конкретные цели. Интересы детей, в свою очередь, имеют особый смысл, так как их обладатели еще не в состоянии осознать свои потребности и интересы. Интересы ребенка - это субъективно обусловленная потребность ребенка в благоприятных условиях его существования, находящая объективное выражение в реализации родителями своих прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством.

1.2 Виды права и интересы ребенка

Семейные права ребенка по действующему законодательству регулируются в гл. 11 СК РФ. На основании норм этой главы можно выделить семь основных личных и имущественных прав и интересов ребенка:

1. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

2. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка

4. Право ребенка выражать свое мнение Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

5. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

6. Право на получение содержания Согласно п. 1 ст. 60 СК РФ ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разд. V СК РФ. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

7. Право собственности на принадлежащее ему имущество. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

ГЛАВА 2. Защита прав и интересов детей

Защита прав и интересов детей повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне. В частности, в 1990 году была принята Конвенция о правах ребенка, которая была ратифицирована государственными органами власти СССР. Так как РФ считается правопреемницей СССР, то действие данного НПА распространяется и на нынешние реалии. Кроме того, защита прав и законных интересов ребенка признается одной из самых главных тем социальной политики государства, так как затрагивает воспитание и образование несовершеннолетних, соответственно, их адаптацию к общественной жизни. Для этого создаются государственные органы, в чью компетенцию как раз и входят функции по защите детства. Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера.

Судебные споры, возникающие из брачно-семейных отношений, можно отнести к таким гражданским делам, в которых с наибольшей очевидностью проявляется потребность в использовании специальных психологических знаний. Одна из главных причин заключается в обилии социально-оценочных норм в брачно-семейном законодательстве; норм, одним из необходимых компонентов, содержания которых выступают психологические элементы. Особый социальный резонанс приобретает психологическая экспертиза в делах, связанных со спорами о праве на воспитание детей. К числу таких дел можно отнести следующие:

- о воспитании детей после расторжения брака между родителями и о месте проживания детей;

- о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;

- об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу;

- об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников, если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства по данному вопросу;

- о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения;

- о лишении родительских прав;

- о восстановлении в родительских правах;

- об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей (ограничении родительских прав);

- об отмене ограничения родительских прав;

- об усыновлении ребенка;

- об отмене усыновления.

Все перечисленные категории дел связаны с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, где законодатель в качестве критерия для определения последствий, которые указаны в той или иной норме права, применяемой судом, называет интересы детей.

Интерес ребенка -- главный критерий для правильного разрешения дела, но выразителями этого интереса в процессе выступают другие заинтересованные лица (родители), чей интерес может объективно противоречить интересу ребенка. По этой причине для правильного, объективного установления истинных интересов ребенка суд нуждается в непредвзятой информации, которая, во-первых, отражала бы определенные факты действительности, во-вторых, была бы получена из процессуально нейтрального (незаинтересованного в исходе дела) источника. Такая информация, с одной стороны, могла бы использоваться для проверки объяснений сторон судом, с другой -- служить самостоятельным судебным доказательством определенных обстоятельств. Именно этим объясняется в целом доказательственная значимость выводов, содержащихся в заключении эксперта-психолога.

Родители, будучи законными представителями своих несовершеннолетних детей, вправе (и обязаны) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных на то правомочий. По Семейному кодексу РФ, при решении вопроса о месте проживания учитывается желание самого ребенка, если он достиг 10-летнего возраста (хотя преимущественного значения этому не придается: суд может не учитывать желания ребенка, если придет к выводу, что оно противоречит его действительным интересам). При выявлении мнения ребенка о месте его проживания перед судом встают вопросы, которые ему необходимо предварительно разрешить. Задача сохранения жизни, физического и психического здоровья ребенка всегда стояла на первом месте в семейном законодательстве. Общение ребенка с родителями может быть разным. В одних случаях опасность могут смягчать окружающие ребенка члены его семьи, в других - очевидно, что ребенок на грани гибели. Именно для разрешения таких ситуаций предназначена статья, которая позволяет органам опеки и попечительства отобрать ребенка у родителей (одного из них) немедленно. Статья сообщает только о праве этих органов, однако надо полагать, что налицо их профессиональная обязанность спасти ребенка с помощью отобрания в упрощенном административном порядке. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия такой опасности.

Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем, его воспитании. Информация о грубом нарушении прав ребенка идет к прокурору, в необходимых случаях им может быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние. Однако далеко не всегда удается тотчас устроить на постоянное время отобранного органами опеки и попечительства ребенка. Важно принять меры к временному его устройству (в больницу, санаторий, в одно из учреждений министерства социальной защиты и др.). Такое устройство вменено в обязанность органов опеки и попечительства, которым предстоит действовать в соответствии со ст. 123 СК РФ. Причем временное устройство ребенка как экстренная мера помощи не освобождает эти органы от обязанности завершить защиту прав несовершеннолетнего. Последовательность в охране прав отобранного в административном порядке несовершеннолетнего требует решения вопроса, касающегося прав (и обязанностей) родителей (одного из них), а также заменивших их лиц. Поэтому СК РФ обязывает органы опеки и попечительства в течение 7 дней предъявить иск либо о лишении родительских прав, либо об ограничении родителей в этих правах. Никаких исключений на этот счет не существует. В названный срок надлежит не только собрать материалы в обоснование исковых требований, но и предъявить иск.

Таким образом, дети и молодежь являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями. И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Сегодня во многих странах детям в лицо смотрят голод, болезни, социальное отчуждение - ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт.

Сегодня одна из наиболее болезненных проблем во всем мире - это дети, лишенные семьи, оказавшиеся выброшенными на улицу в результате трудных жизненных обстоятельств. Уличные и работающие дети обычно живут в ужасных обстоятельствах и являются жертвами всех видов насилия. Многие из них страдают различными заболеваниями. Многие из них едва ли когда-нибудь ходили в школу или уже не ходят больше в школу. Если эти дети переживут голод, проституцию, сексуальное насилие, болезни, социальное отчуждение, притеснение полиции, проблемы, связанные с нарушением закона, тюремное заключение, употребление дешевых разрушительных наркотиков, опасную и низкооплачиваемую работу, включая равносильные рабству домашние работы, они вырастут и превратятся в безграмотных взрослых. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Декларация прав ребенка 1959 г

2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)

3. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014)

4. Дубровская, И. А. Права ребенка / И. А. Дубровская. - М. : Гросс Медиа, 2008. - 176 с.

5. Мельникова Э., Ветрова Г. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция) // Правозащитник, 1996, № 1

банер

Каждый человек, начиная с раннего детства, должен научиться оценивать поступки других людей и свои собственные поступки. В этом людям помогают особые правила – ЗАКОНЫ. Законы были придуманы для того, чтобы людям жилось лучше. В них говорится, что человек должен и может делать, а чего делать и совершать нельзя ни в коем случае.

20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций была принята Конвенция о правах ребенка – это международное соглашение, в котором государства дают обязательства соблюдать право каждого ребенка. И наша страна так же подписалась под этим документах, а значит, пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.

Конвенция о правах ребенка – это международный юридический документ, признающий все права человека в отношении детей в возрасте от 0 до 18 лет.

На территории нашей страны Конвенция о правах ребенка вступила в законную силу 15 сентября 1990 года. Это значит, что наше государство должно соблюдать все положения данной Конвенции.

Права ребенка – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: пола, языка, места рождения, национальности, социального происхождения.


Д Е Т И В П Р А В Е

С рождения ребенок имеет обязанности:

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;

Соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.


Для тех, кому исполнилось 8 лет добавляются права и ответственность:

Право на участие в детском общественном объединении.

Ответственность перед детским общественным объединением и его участниками.

Для тех, кому исполнилось 10 лет добавляются права:

на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;

быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства;

давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью.

Для тех, кому исполнилось 11 лет добавляется ответственность:

помещение в специальное учебное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшколу) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

Для тех, кому исполнилось 14 лет добавляются права, обязанности и ответственность:


Право получить паспорт гражданина РФ;

Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;

Право отмены усыновления;

Право давать согласие на изменение своего гражданства;

Право работать в свободное от учебы время с согласия одного из родителей не более 4 часов в день;

Право заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;

Право самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией;


Право самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы и искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;

Право вносить вклады в банки и распоряжаться ими;

Право управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;

Право участвовать в молодежном общественном объединении.

Обязанность выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;

Обязанность соблюдать устав молодежного общественного объединения.

Ответственность за исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения Устава школы.

Самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;

Ответственность за возмещение причиненного вреда;


Ответственность за нарушение трудовой дисциплины;

Для тех, кому исполнилось 15 лет добавляются права:

Право работать с согласия профсоюза, не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренным трудовым законодательством;

Для тех, кому исполнилось 16 лет добавляются права и ответственность:

Право вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом может быть установлен порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);

Право работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством;

Право быть членом кооператива;

Право управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;

Для тех, кому исполнилось 16 лет добавляется ответственность:

За административные правонарушения в порядке, установленном законодательством;

За совершение всех видов преступлений.

Для тех, кому исполнилось 17 лет добавляется обязанность:

Обязанность встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство).

1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990г.) // Дипломатический вестник - 1992г.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//Российская газета, 10.12.1998.

3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) . Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 // СПС Консультант Плюс.

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 01.01.1196, № 1, ст. 16.

6. Кулаков В.В. Защита субъективных прав и законных интересов детей в Российской Федерации (вопросы теории): Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2005. - 215 с.

7. Санникова Л.Н., Левшина Н.И., Юревич С.Н. Оценка качества дошкольного образования: мнение родителей//Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. С. 118.

Соблюдение прав ребёнка является достаточно актуальным вопросом нашего времени. На наш взгляд, от того как государство будет проявлять заботу о своих маленьких гражданах, будет зависеть будущее и страны, и мира в целом.

В детях всегда видели будущих членов общества. На современном этапе дети–это не только объект воспитания, но и равноправные партнёры общественных отношений. В основе данного понимания лежит признание ребёнка личностью, которая обладает таким же достоинством и правами, как и любой взрослый человек. В отличие от взрослого ребёнок ещёне может защищать и отстаивать собственные интересы самостоятельно, ему необходимо обращаться за помощью к взрослому: к родителям, педагогу, несущим за него ответственность и обеспечивающий его права. [7]

Рассмотрим сущностные характеристики понятий – право, права ребёнка, правовое регулирование.

Право - это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Права ребёнка– это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Статья 54 Семейного Кодекса Российской Федерации гласит о том, что ребёнком считается каждый человек, не достигший совершеннолетия, то есть 18 лет. [4]

Права ребенка обозначаются и защищаются не только на региональном и федеральном уровнях, но и на международном. Например, Организация Объединенных Наций (ООН) является координирующим центром по разработке и принятию норм международного права, затрагивающий интересы детей. В состав ООН также входят специализированные структуры такие, как Комитет по правам ребёнка и Детский фонд ЮНИСЕФ.

К основным международным документам по правам ребенка относятся:

  • Декларация прав ребёнка (1959 г.)
  • Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

Несмотря на то, что документы были разработаны и приняты еще в прошлом столетии – они являются значимыми и актуальными и на сегодняшний день.

Декларация прав ребёнка включает в себя 10 принципов, в которых провозглашены права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Согласно положениям этого документа каждый ребёнок должен своевременно получать помощь, быть ограждённым от всех форм жестокости, насилия, небрежности и эксплуатации.[2]

Конвенция о правах ребёнка была принята в 1989 году. Она является одним из основных документов по правам ребёнка международного уровня. Этот документ охватывает широкий спектр прав ребёнка, включает в себя 54 статьи, которые детализируют права каждого человека до его совершеннолетия на полное развитие своих возможностей в условиях, в которых отсутствует голод, нужда, жестокость, эксплуатация и другие формы злоупотребления. Основная цель Конвенции состоит в обеспечениимаксимальной защитой прав, свобод и интересов детей. Эта цель возникла неслучайно, так как гарантирование жизнеспособности общества и прогнозирование его будущего развития является определяющей ролью подрастающего поколения. Однако следует признать тот факт, который гласит о том, что, ни одно государство из мировых государств не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как известно, считались актуальной проблемой того времени, например, торговля детьми, детский труд, проституция несовершеннолетних. Именно поэтому возникла потребность в законодательном обеспечении защиты прав детей и охраны их здоровья. Именно поэтому в 1924 году Лигой Наций была принята Женевская декларация прав ребёнка.

На протяжении 10 лет, в период с 1979 по 1989 годы, специалисты различных стран, принимавшие участие в Комиссии ООН по правам человека, работали над текстом нового положения о правах ребенка, в котором бы на максимальном уровне учитывались все стороны общественной жизни ребенка. Так, 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН был принят документ, получивший название Конвенция о правах ребёнка.

Конвенция о правах ребёнка была принята в 1989 году. Она является одним из основных документов по правам ребёнка международного уровня. Этот документ охватывает широкий спектр прав ребёнка, включает в себя 54 статьи, которые детализируют права каждого человека до его совершеннолетия на полное развитие своих возможностей в условиях, в которых отсутствует голод, нужда, жестокость, эксплуатация и другие формы злоупотребления. Основная цель Конвенции состоит в обеспечениимаксимальной защитой прав, свобод и интересов детей. Эта цель возникла неслучайно, так как гарантирование жизнеспособности общества и прогнозирование его будущего развития является определяющей ролью подрастающего поколения. Однако следует признать тот факт, который гласит о том, что, ни одно государство из мировых государств не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка.

В Конвенции ребёнок впервые рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, наделённый полным спектром прав человека. Для того чтобы сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, их объединили в отдельные группы:

  1. Права на жизнь, на имя;
  2. Права на семейное благополучие;
  3. Права на свободное развитие личности;
  4. Группа прав, обеспечивающая здоровье детей;
  5. Группа прав, способствующая образованию детей;
  6. Права на защиту ребёнка от разных видов эксплуатации.[3]

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей была принята в 1990 году в Нью-Йорке детей. Она включает в себя:

Важным механизмом защиты прав детей является деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, особое внимание которого сосредоточено на проблемах детей и который имеется в каждом регионе нашей страны.

Механизм судебной защиты прав детей также является немаловажным и достаточно действенным.

Одной из самых универсальных форм защиты детей являются Органы правосудия.

В настоящее время механизм защиты прав ребенка в нашей стране наряду с государственными властными структурами включает в себя ещё неправительственные правозащитные организации и общественные объединения и организации, а также международные инструменты.

Институт неправительственных правозащитных организаций призван:

  • дополнить существующий государственный механизм защиты прав граждан;
  • осуществлять контроль над деятельностью государства, несущего главную ответственность за соблюдение прав человека;
  • способствовать комплексному решению данной проблемы.

К элементам гражданского общества относятся общественные объединения и организации, которые играют важную роль в решении проблем, относящихся к этапу детства. Они принимают участие в разработке и реализации государственных федеральных, региональных и местных программ по вопросам развития, воспитания, образования детей, охраны здоровья, организации их отдыха и досуга, а также выступают с самостоятельными программами и реализуют их, при этом уделяя особое внимание детям, которые нуждаются в попечении общества.

Конституция Российской Федерации предусматривает право каждого гражданина на обращение в международные органы защиты прав человека в том случае, когда все средства правовой защиты, доступные ему внутри государства, были исчерпаны.

Европейский суд по правам человека является наиболее эффективным международным механизмом защиты прав человека, и детей в том числе, его решения государство, в отношении которого они вынесены, обязательно должны быть исполнены [6].

Таким образом, каждый ребёнок с рождения имеет свои права. Международные, федеральныеи региональные документы по правам ребёнка преследуют общую цель — укрепление правового статуса ребёнка как гражданина своей страны и члена семьи, улучшение его положения в обществе и семейном коллективе.


В этом уроке рассматриваются те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребёнок вне зависимости от каких-либо различий. Происходит знакомство с деятельностью уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Права ребёнка и их защита"


Сегодня мы продолжим знакомство с правами человека. Как вы уже узнали на прошлых уроках, права человека, имеют прямое отношения к вам как детям. Об этом было даже заявлено на заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых наций.


Генеральная Ассамблея Организации Объединённых наций определила специальный день, когда права ребёнка становятся центром внимания общественности.

Ежегодно 1 июня в мире отмечается Международный день защиты детей. Но это не праздник в современном понимании, когда накрыт стол и приходят гости.

Этот день нужен для того, чтобы постоянно напоминать людям планеты, что с правами детей далеко не всё обстоит благополучно.


Эти права нарушаются как в мире в целом, так и в нашей стране. Сегодня много детей, которые страдают, тяжело болеют, страдают от голода, последствий войн и природных катастроф.


Человечество признало ребёнка полноценной личностью, к сожалению, только в новейшее время.


В 1924 году международная организация Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребёнка, которая состояла всего лишь из пяти статей, так как в то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении предотвращении детского рабства, детского труда и торговли детьми.


После второй мировой войны, вслед за Всеобщей декларацией прав человека, в 1959 году Организация Объединённых наций принимает Декларацию прав ребёнка, в которой были провозглашены основные социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Декларация была призвана гарантировать детям такие права как:

· на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;

· на посещение школы и на учёбу;

· на равенство в правах;

· свободно выражать свои мысли; на собственное мнение;

· на имя и гражданство;

· на получение информации;

· на защиту от насилия и жестокого обращения;

· на медицинское обслуживание;

· на отдых и досуг;

· на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например у детей с ограниченными возможностями).


В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребёнка.

По сравнению с Декларацией 1959 г., где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребёнка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие её государства правовую ответственность за действия в отношении детей.

Главная мысль Конвенции о правах ребёнка: ребёнок – это полноценная личность, а не собственность родителей.


На сегодняшний день к Конвенции присоединились 193 страны мира кроме Соединённых Штатов Америки и Сомали.

В 1990 году наша страна подписала для исполнения этот международный документ, защищающий жизнь и права детей на нашей планете, и закрепила права ребёнка в национальном законодательстве.

Например, в нашей стране ваши права гарантированы:

· Конституцией Российской Федерации;

· Гражданским кодексом Российской Федерации;

· Трудовым Кодексом Российской Федерации;

· Семейным кодексом Российской Федерации;

Например, положения Трудового кодекса Российской Федерации:

· регулируют интересы несовершеннолетних работников, ограничивая рабочий день,

· гарантируют продолжительный оплачиваемый отпуск,

· запрещают работу в условиях, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию.


В Российской Федерации в соответствии с законодательством ребёнку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина. Их соблюдение гарантируется государством. В частности, Конституция Российской Федерации определяет защиту материнства и детства как обязанность государства.

Государство признаёт детство важным этапом жизни человека. Оно прилагает усилия для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них творческой активности, воспитания у них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Кроме этого, в России появилась должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. Он осуществляет независимый контроль за соблюдением прав детей.

К основным направлениям деятельности в области защиты прав ребёнка в нашей стране относят:

· утверждение здорового образа жизни,

· поддержку различных форм трудовой занятости подростков и молодёжи,

· организацию досуга детей,

· реабилитацию детей инвалидов и тому подобное.


Жизнь человека начинается в семье. В Конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право знать своих родителей. Они несут ответственность за ребёнка и должны обеспечить ему нормальные условия жизни. Они имеют право и обязанность воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, помочь им в духовном и нравственном развитии и получении образования, представлять права и интересы детей в государственных учреждениях, в том числе и в судах.

Хорошо, если вы не представляете себе, что может быть иначе. Но права детей нарушаются взрослыми довольно часто.

Если родители не заботятся о воспитании детей – пьянствуют, принимают наркотики, жестоко обращаются с детьми, они могут быть лишены родительских прав. Тогда заботу о ребёнке через органы опеки и попечительства берёт на себя государство.


Органы опеки и попечительства – это специальные отделы, которые работают в органах местного самоуправления и призваны заботиться о соблюдении прав детей. Кроме того, такие отделы занимаются проблемами усыновления, заботятся о детях, оставшихся без родителей.

Дети, оставшиеся без попечительства родителей, могут быть усыновлены или взяты под опеку. Органы опеки и попечительства ищут людей, готовых взять на себя ответственность заботы о чужом ребёнке.


Любой гражданин или должностное лицо, которому стало известно об угрозе жизни ребёнка, нарушении его прав и законных интересов, должен сообщить об этом в органы опеки и попечительства.

Если были нарушены ваши права и законные интересы, вы можете самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, а по достижении 14 лет – в суд. Кроме этого, вы можете обратиться с просьбой о защите своих прав в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют или центр помощи детям, в службу экстренной психологической помощи по телефону и иные организации.

Также вы имеете право обратиться к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.


Но как это сделать?



На открывшейся странице вы можете увидеть всю необходимую вам информацию: телефон, адрес электронной почты и часы приёма уполномоченного, ответственного за ваш регион.

Уполномоченный по правам ребёнка вправе влиять на любую ситуацию, создающую опасность здоровью и жизни детей, где бы ни было: в семье, в школе, на улице и даже в колонии для несовершеннолетних нарушителей закона.

Вы должны не только знать о своих правах, но и уметь ими пользоваться. Это поможет вам в решении конкретных жизненных ситуаций.

Давайте вспомним, что такое дееспособность?

Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В полном объёме дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

1. Что такое права ребёнка?

2. Какими законодательными актами защищены права ребёнка в Российской Федерации?

Читайте также: