Права и обязанности как парные категории

Обновлено: 01.05.2024

Парные юридические категории теория прав и обязанностей

[битая ссылка] [email protected]/* */

Стремление человека совершенствовать самого себя и окружающую его природу старо как мир. Видимо, это желание предопределено генетически. Ведь человеческое общежитие постоянно, с самого начала своего развития и до сегодняшних дней, усложнялось (не исключая, конечно, застои в развитии и даже временную регрессивную динамику). Вместе с усложняющимися общественными отношениями изменяются и социальные институты, их опосредующие, важнейшим из которых является право.

Феномен права тысячелетиями входит в сферу научных интересов многих ученых. Современные учения о праве исходят из презумпции целостности, многогранности, сложной структурированности и динамичности этого явления. При этом во многих работах в качестве метода познания права используется его категориальный анализ (категориальный метод), т. е. учение о категориях, их природе и области применения.

Несмотря на очевидность приведенного высказывания, в литературе мнения о роли юридических категорий в системе правовых знаний весьма разноречивы. Наиболее остро поставлен вопрос об оценке методологического значения общих (универсальных) юридических категорий, т. е. тех, которые в одинаковой мере распространимы на все юридические науки и наиболее полно и абстрактно отражают процессы и явления, изучаемые этими науками.

С.С. Алексеев исследовал три основных пути разрешения данного вопроса: во-первых, отрицание такого значения юридических категорий; во-вторых, относительное признание за ними такого значения (т. к. они выражают философское содержание правоведения, являются конкретизацией философских категорий); в-третьих, признание за ними самостоятельного методологического значения в пределах правоведения2.

Сегодня первая точка зрения, видимо, уже навсегда утратила свои позиции. Вряд ли найдется хоть один ученый, вообще отрицающий значение общих юридических категорий для правовой науки и практики.

Разделял взгляды С.С. Алексеева и В.П. Казимирчук, считая, что значение правовых категорий как средств теоретического выражения государственно-правовой действительности условно, потому что сами эти правовые категории – это своеобразная конкретизация и модификация философских категорий4.

Третий подход, предполагающий признание самостоятельного значения для правовой науки общих юридических категорий, представляется нам наиболее обоснованным. В разное время он отстаивался такими учеными, как С.Н. Братусь, П.Е. Недбайло, А.М. Васильев.

По мнению С.Н. Братуся, положение о том, что правовые категории являются содержательными понятиями, отражающими сущность государства и права как реальных социальных явлений, как раз и служит основанием признания их основополагающими для всех юридических дисциплин5.

В общем виде значение категориального метода в юриспруденции (построения системы юридических категорий) мы видим в следующем: использование категориального метода способствует объединению знаний о государстве и праве, расчлененных в специальных юридических науках, позволяет подняться над множеством мнений, подходов, теоретически воссоздать их общую картину и тем самым содействовать целостности познавательной деятельности во всех областях юридической науки.

Категориальный аппарат юриспруденции выражает и подытоживает полученные знания о государстве и праве. Именно он придает качественную определенность правовому научно-теоретическому мышлению, фиксирует структуру фундаментальных знаний о праве и логику их развития, проявляющуюся в формировании, связях и системе основных юридических категорий.

Юридические категории участвуют в перемещении знаний из сферы одной юридической науки в сферу другой. Правовые понятия, первоначально разработанные в одной из специальных юридических наук и трансформировавшиеся благодаря своей общенаучной значимости в категории, распространяются и на другие правовые науки.

Использование категориального метода способствует совершенствованию инструментария научных исследований; восполнению пробелов в системе юридического знания; укреплению философских и гносеологических основ процесса правового регулирования, формирования правопорядка.

Кроме того, от степени разработанности юридических категорий, их системы, от умения оперировать ими на уровне диалектической и формальной логики во многом зависят доказательность и практическая отдача правовых научных знаний. Следовательно, использование категориального метода исследования правовых явлений без преувеличения имеет и прикладное значение.

Вот почему следует, на наш взгляд, согласиться с А.М. Васильевым в том, что правовые категории могут составить свой самостоятельный предмет изучения в юридической науке, могут быть вычленены из числа других теоретических проблем правоведения9. Профессиональная установка и опыт вырабатывают у юристов навыки принятия однозначных решений, применения одних и тех же юридических формул. Диалектика же требует оперирования живыми, подвижными, текучими понятиями, определение которых устойчиво только в пределах установленной связи и только на данный момент. На эту трудность, с которой сталкивается как научно-теоретическое, так и научно-практическое правовое мышление, особенно когда рассматривается его категориальный аппарат, нельзя, конечно, закрывать глаза, поскольку речь идет о профессионально сложившемся подходе к понятийным формулам. Напротив, чтобы преодолеть такую трудность, ее надо осмыслить, понять и действовать в дальнейшем на этой основе со знанием дела10.

В указанном противоречии, видимо, следует искать корни некоторых однозначных решений, которые отстаиваются в правоведении.

Большинство научных работ, обогащающих категориальный аппарат юриспруденции, посвящено отдельным юридическим понятиям11.

Ценность такого подхода заключается в том, что он позволяет досконально разобраться в сущности изучаемого явления, определить его свойства, структуру, провести классификационный анализ. Правовое явление рассматривается здесь как бы в срезе, в статике.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Отмеченная нами в предыдущих главах работы тенденция переоценки значения автономной, творческой, инициативной личности в обществе, признание и закрепление на всех уровнях прав человека в качестве высшей ценности дает основание по-новому взглянуть на соотношение прав и юридических обязанностей.

В науке права и обязанности отражаются соответствующими категориями. Исследование соотношения прав и юридических обязанностей именно в качестве категорий обусловлено тем, что они являются результатом сознательной и волевой мыслительной деятельности человека; отражают, описывают, формулируют существенные свойства и закономерности объективной среды – государственно-правовой организации общества; обобщают эти свойства и закономерности; предельны в рамках юриспруденции как особой системы знаний (т.е. невозможно дальнейшее обобщение их признаков в границах юридической науки); фундаментальны, т.е. играют в процессе познания государственно-правовой организации общества фундаментальную логико-гносеологическую и методологическую роль.

Особенности внутренних и внешних связей прав и обязанностей, взаимодействий и переходов обусловлены, на наш взгляд, их парным характером.

Выявив относительную самостоятельность, уникальность каждой из названных категорий, логично переходить к обоснованию их парности, для чего следует обнаружить некоторое тождество свойств (признаков) исследуемых феноменов с признаками парных юридических категорий.

К последним нами были отнесены наличие общей родовой основы, крайний характер, взаимообусловленность и образование синергетического эффекта.

Итак, попытаемся обнаружить указанные признаки в категориях прав и юридических обязанностей.

1. Права и юридические обязанности имеют общую основу. Они составляют одно сложное целое, поскольку, выражая свободу и справедливость в поведении людей, являются элементами содержания объективного (позитивного) права. Именно в праве права и обязанности отделяются от всей совокупности иных социальных явлений. Они приобретают специфику явлений правовых.

Целенаправленное эффективное воздействие на поведение людей для достижения определенного юридически значимого результата становится возможным только при одновременном использовании и прав, и юридических обязанностей. Каждая из названных парных юридических категорий в отдельности не охватывает общее для них обеих явление – содержание права. Сформулировать и описать его становится возможным только в результате исследования данных юридических категорий как парных. Это, в свою очередь, предполагает необходимость выделения общих черт прав и юридических обязанностей.

Исследованию таких общих черт будет посвящен следующий параграф работы. Сейчас же мы только обозначим те признаки, которые позволяют говорить о правах и юридических обязанностях как о парных, т.е. составляющих сложное целое, явлениях. К ним, по нашему мнению, могут быть отнесены следующие:

– права и обязанности в определенной степени есть проявления свободы и справедливости;

– права и обязанности являются элементами правового статуса личности;

– права и обязанности содержатся в юридических нормативно-регулятивных средствах;

– права и обязанности являются важным элементом механизма правового регулирования;

– права и обязанности осуществляются в рамках правоотношений;

– права и обязанности являются факторами укрепления законности и правопорядка.

2. Права и юридические обязанности – это крайности. Они являются противоположными полюсами содержания права, что обусловливает их особенности.

Отличительные признаки категорий прав и юридических обязанностей дают возможность многократного определения каждой из них, что составляет условие научного понимания отдельных граней, сторон отражаемых ими явлений и процессов.

К таким признакам мы относим следующие:

– права отражают возможное поведение, а обязанности – должное;

– в правах и обязанностях по-разному выражаются потребности, интересы;

– права и обязанности играют разные роли в процессе правового регулирования;

– права могут действовать непосредственно, а юридические обязанности требуют конкретизации и уточнения;

– средства обеспечения прав и обязанностей не одинаковы.

Указанные признаки прав и юридических обязанностей противоположны и как противоположности, с одной стороны, отражают самостоятельность каждого из явлений, с другой – стремление друг к другу, требование диалектического единства. Как верно замечает В.В. Нырков: «Для противоположностей характерна такая нераздельность, которой присущ специфический вид раздвоения. Понятием о раздвоении единого в данном случае выражается мысль о том, что основой таких противоположностей является именно единое, что существование и специфика каждой из противоположностей не может быть понята безотносительно к другой, вне рамок их единства и целостности…

3. Взаимодействие прав и юридических обязанностей многогранно, предполагает их взаимообусловленность. Изменение одного влечет за собой непременное изменение другого. Они не могут существовать друг без друга (автономно), поскольку в этом случае утрачивают свою качественную определенность. Каждая из указанных парных юридических категорий носит в себе самой стремление к другой, потребность в ней.

Наиболее значимыми, на наш взгляд, аспектами взаимодействия прав и юридических обязанностей являются следующие:

– единство прав и обязанностей;

– равенство прав и обязанностей;

– сочетание прав и обязанностей;

– корреспондирование прав и обязанностей.

Далее указные аспекты взаимодействия прав и обязанностей будут рассмотрены нами более подробно.

4. Взаимодействие прав и юридических обязанностей образует определенный синергетический эффект. С точки зрения правового регулирования права и обязанности не работают друг без друга, либо эффект от их действия многократно снижается.

Взаимное действие прав и обязанностей влечет за собой многократное усиление их свойств. Следствием этого является возрастание эффективности деятельности всей системы правового регулирования, которое обусловлено соединением, интеграцией отдельных частей в единое целое.

Реализация прав и юридических обязанностей формирует систему упорядоченных общественных отношений (правопорядок). Это основная цель и конечный результат всего процесса правового регулирования. Установление правопорядка становится возможным только благодаря совместному действию прав и обязанностей в единстве их внутренних и внешних связей, обусловленных системностью самого объективного (позитивного) права.

Таким образом, права и юридические обязанности обладают всеми признаками парных юридических категорий. Исследование их соотношения должно проводиться с учетом этой особенности. Наиболее важными аспектами соотношения прав и юридических обязанностей нам видятся их общность, отличия, проблемы их абсолютизации и взаимодействия.

Этим вопросам и будут посвящены следующие параграфы работы.

§ 2. Общее в правах и юридических обязанностях

Правоведы не раз обращали внимание на наличие общих черт в правах и юридических обязанностях. Некоторые из них в своих стремлениях исследовать общее в этих категориях приходили к выводам, необоснованно, на наш взгляд, допускающим их отождествление. Наличие общих черт прав и обязанностей действительно сближает эти категории. В то же время существуют, по нашему мнению, некоторые объективные пределы такого сближения. И дело здесь вот в чем.

Общие признаки прав и обязанностей есть не что иное, как проявление диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Права и юридические обязанности это не просто связанные, а парные категории. Как парные категории они противоположны, а поэтому стремятся друг к другу, проявляя диалектическое единство. Именно это порождает наличие общих признаков прав и юридических обязанностей. В последних отражается их единство как частей целого – содержания объективного (позитивного) права, элементами которого они являются.

Но единство прав и обязанностей не может изменить их сути как противоположных явлений. Борьба противоположностей, взаимоисключение – это и есть объективные пределы их сближения, не позволяющие допустить их отождествление.

К числу общих признаков прав и обязанностей, отражающих их единство как парных юридических категорий, возможно, на наш взгляд, отнести следующие.

1. Права и обязанности в определенной степени фиксируют, формализуют свободу и справедливость в поведении людей.

В наибольшей степени свобода поведения проявляется именно в правах, поскольку выступает центральным элементом их содержания, выражена в возможности поступать по своей воле, без внешнего принуждения, проявлять свою активность, инициативу.

Проявление свободы в юридических обязанностях, в отличие от прав, весьма ограничено, условно и всегда в той или иной степени связано с корреспондирующим правом.

Справедливость в большей степени предполагает должное поведение. На уровне позитивного права абстрактные условия справедливости конкретизируются юридическими обязанностями, так как если критерии справедливого и несправедливого поведения не будут определены, то субъекты правоотношений не смогут следовать им.

Декларирование на международном уровне основных прав человека, а также подготовка и принятие соответствующих конвенций – важная веха в развитии человеческой мысли и практики регулирования общественных отношений. В последнее время стало традицией закреплять в национальных конституциях права, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и последующих конвенциях и пактах.

Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требует не только уважения к правам человека, но и выполнения им определенных обязанностей, а в случае необходимости – и его отказа от осуществления им своих прав. Равный масштаб (сбалансированность) прав и юридических обязанностей является важнейшим условием социальной справедливости.

Таким образом, и свобода, и справедливость в поведении людей формализуется в правах и юридических обязанностях. Качество такой формализации фактически соответствует уровню развития общественных отношений, степени отражения в формальных источниках права закономерностей общественного развития. Ведь права и обязанности в определенной степени всегда отражают то устойчивое, закономерное, что опосредует общественные отношения.

Права и обязанности являются частью юридических нормативно-регулятивных средств. Как часть норм, принципов и т.д. права и обязанности обладают общим, абстрактным и потенциальным характером. Они распространяются на всех без исключения лиц, оговоренных в юридическом источнике. В то же время для отдельно взятого человека это всего лишь предполагаемый вариант поведения. Такая ситуация продолжается до тех пор, пока не наступают те самые конкретные жизненные обстоятельства, когда права и обязанности перестают быть только нормативными предписаниями. Здесь они перерастают границы нормативного веления и переходят из разряда элементов объективного права в субъективные права и обязанности.

3. Права и обязанности носят системный характер постольку, поскольку отражают системные связи объективного права. Признак системности прав и обязанностей проявляет себя на всех уровнях российского законодательства. Закрепленные максимально широко в Конституции РФ, права и обязанности нашли свое отражение в отраслевом законодательстве. Так, ст. 59 Конституции устанавливает: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

гражданами – по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

В дальнейшем указанные права и обязанности детализируются в подзаконных актах. Это ярко свидетельствует о системной связи прав и юридических обязанностей.

4. Права и обязанности представляют собой меру (определенные границы) поведения.

Именно на определенное установленное поведение призваны ориентироваться управомоченный и обязанный субъекты, чтобы его действия носили допустимый характер. Неопределение четких границ прав и юридических обязанностей (вида, объема, времени и места и т.д.) приводит к сложностям в их реализации.

На уточнение меры возможного и должного поведения направлена фиксация в правах и юридических обязанностях определенных благ.

5. Права и обязанности обеспечиваются всем комплексом позитивных и негативных средств. Мы уже отмечали, что традиционно признак обеспеченности связывают с возможностью государственного принуждения. Согласно такому подходу, государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования объективного права.

Но права и юридические обязанности зачастую не нуждаются в таком внешнем факторе, поскольку реализуются добровольно. Более того, внешнее принуждение способно непосредственно обеспечивать лишь реализацию юридической обязанности. Принуждение к правам невозможно, ибо изменяет суть прав как меры возможного поведения.

Весь комплекс обеспечительных средств прав и юридических обязанностей должен, по нашему мнению, быть направлен, в первую очередь, на формирование внутренней мотивации управомоченного и обязанного субъекта к правомерной активной деятельности.

Парные юридические категории: теория прав и обязанностей. Монография

Монография посвящена исследованию категориального метода познания феноменов государства и права. Используется диалектический системный подход, при помощи которого рассматривается динамика взаимодействия юридических категорий, выявляются их свойства, не найденные при изучении статического состояния, выстраивается система юридических категорий. Демонстрируются особенности парных юридических категорий, фиксирующих внутренние и внешние связи между отдельными государственно-правовыми явлениями, их противоположности, переходы и единство. Особое внимание в работе уделяется исследованию с позиций человеческого измерения прав и обязанностей в качестве ключевых парных категорий юриспруденции.
Данная монография адресована научным и педагогическим работникам, аспирантам и студентам юридических и философских специальностей, практикующим юристам, а также всем заинтересованным читателям.

Юридическая Рудаков А.А. Парные юридические категории: теория прав и обязанностей. Монография

Юридическая Рудаков А.А. Парные юридические категории: теория прав и обязанностей. Монография

Юридическая Рудаков А.А. Парные юридические категории: теория прав и обязанностей. Монография

Монография посвящена исследованию категориального метода познания феноменов государства и права. Используется диалектический системный подход, при помощи которого рассматривается динамика взаимодействия юридических категорий, выявляются их свойства, не найденные при изучении статического состояния, выстраивается система юридических категорий. Демонстрируются особенности парных юридических категорий, фиксирующих внутренние и внешние связи между отдельными государственно-правовыми явлениями, их противоположности, переходы и единство. Особое внимание в работе уделяется исследованию с позиций человеческого измерения прав и обязанностей в качестве ключевых парных категорий юриспруденции.
Данная монография адресована научным и педагогическим работникам, аспирантам и студентам юридических и философских специальностей, практикующим юристам, а также всем заинтересованным читателям.

Внимание! Авторские права на книгу "Парные юридические категории: теория прав и обязанностей. Монография" (Рудаков А.А.) охраняются законодательством!


Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава первая Общая характеристика прав как юридической категории
§ 1. Права в объективном и субъективном смысле
§ 2. Содержание прав
§ 3. Значение прав
Глава вторая Общая характеристика обязанности как юридической категории
§ 1. Обязанности в объективном и субъективном смысле
§ 2. Содержание обязанности
§ 3. Значение обязанности
Глава третья Соотношение прав и обязанностей как парных юридических категорий
§ 1. Общее в правах и обязанностях
§ 2. Отличия прав и обязанностей
§ 3. Взаимодействие прав и обязанностей
Заключение
Список использованной литературы

Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 2.6 Мб

Права и обязанности как парные юридические категории (вопросы теории)

1. Государственное управление как часть социального управления, предмет и метод административного права. 2. Понятие, структура и особенности административно- правовых норм, виды административно-

Смирновская Светлана Ивановна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва 2007 | Диссертация | 2007 | Россия | doc | 0.18 Мб

Специальность 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН В

Минаев Кирилл Александрович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов - 2016 | Диссертация | 2016 | Россия | docx/pdf | 1.45 Мб

12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ § 1. История

Андріїв Василь Михайлович | Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора юридичних наук. Одеса - 2012 | Диссертация | 2012 | Украина | doc | 0.33 Мб

Спеціальність 12.00.05 – трудове право; право соціального забезпечення ЗМІСТ ВСТУП РОЗДІЛ І. СИСТЕМА ТРУДОВИХ ПРАВ: ЗАГАЛЬНОТЕОРЕТИЧНІ АСПЕКТИ 1.1. Становлення та розвиток трудових прав людини 1.2.

Нестерова Елена Михайловна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2014 | Диссертация | 2014 | Россия | docx/pdf | 3.41 Мб

Специальность 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПРАВ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ основы § 1 Сущность и

Ревякин Антон Павлович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Санкт-Петербург - 2019 | Диссертация | 2019 | Россия | docx/pdf | 1.46 Мб

12.00.03 - земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСАХ

Харчук Руслана Семенівна | Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук. Луганськ – 2011 | Диссертация | 2011 | Украина | doc | 0.19 Мб

12.00.05 – трудове право; право соціального забезпечення Зміст ПЕРЕЛІК УМОВНИХ СКОРОЧЕНЬ: ВСТУП РОЗДІЛ 1. СОЦІАЛЬНО-ПРАВОВА ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ЗАХИСТУ ТРУДОВИХ ПРАВ ПРАЦІВНИКІВ 1.1. Ґенеза й

Лагутіна Ірина Вікторівна | Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук. Одеса –2007 | Диссертация | 2007 | Украина | doc | 0.18 Мб

Спеціальність 12.00.05 – трудове право; право соціального забезпечення ЗМІСТ ВСТУП РОЗДІЛ І. ЗАГАЛЬНОТЕОРЕТИЧНІ ЗАСАДИ ІНСТИТУТУ ЗАХИСТУ ПРАВ ЛЮДИНИ У СФЕРІ ПРАЦІ 1.1. Становлення і розвиток

Серебрякова Диляра Шамилевна | Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Москва 2017 | Диссертация | 2017 | Россия | docx/pdf | 1.27 Мб

Специальность 12.00.03 - Гражданское право, семейное право, предпринимательское право, международное частное право Оглавление ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ

Андреев Андрей Иванович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | doc | 0.18 Мб

Специальность 12.00.14.- административное право; финансовое право; информационное право. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1 Правовые вопросы реализации основных прав граждан в системе

Другие источники по дисциплине Теория государства и права:

Крупеня Елена Михайловна | Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Курск - 2019 | Диссертация | 2019 | Россия | docx/pdf | 3 Мб

Мусаева Джамиля Юсуповна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Грозный, 2019 | Диссертация | 2019 | Россия | docx/pdf | 1.32 Мб

Петровская Татьяна Сергеевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону - 2019 | Диссертация | 2019 | Россия | docx/pdf | 1.72 Мб

Крупеня Елена Михайловна | Диссертация на соискание учёной степени доктора юридических наук. Курск - 2019 | Диссертация | 2019 | Россия | docx/pdf | 2.96 Мб

Косарева Владислава Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов - 2019 | Диссертация | 2019 | Россия | docx/pdf | 1.79 Мб

Читайте также: