Права и левша одновременно как называется
Обновлено: 30.06.2024
В повседневной жизни человек задействует около 4% функционала мозга, гениям доступны все 10%. Но потенциал мозга можно и нужно развивать хотя бы потому, что это верный путь к здоровью и долголетию. Причем нагрузки требуются обоим полушариям головного мозга.
Известно, что мир делится на правшей и левшей. Левое полушарие, доминирующее, у правшей отвечает за речевые функции, чтение, письмо, логическую и аналитическую деятельность. Функция правого – пространственно-образная деятельность (творческая, интуитивная). Именно поэтому среди левшей так много художников, писателей, поэтов. Однако правшам куда как легче даются точные науки. Вместе с тем левое полушарие улавливает негативные моменты, правое – позитивные. Выключение левого полушария (когда перестает обрабатываться информация) приводит к депрессии, правого – к эйфории. То есть правши зарекомендовали себя большими оптимистами, чем левши, но более всего к депрессии склонны амбидекстры, то есть те, кто одинаково владеет обеими руками.
Хотя амбидекстры существовали всегда (вспомнить того же Леонардо да Винчи), это явление перестало считаться патологией только чуть ли не в конце двадцатого века. И леворукость, и амбидекстрия были признаны вариантом нормы, и тогда же было отмечено любопытное явление: за три десятилетия количество леворуких детей выросло чуть ли не в полтора раза. Увеличилось, без сомнения, и количество амбидекстров. Некоторые исследователи заявляют, что это явление особенно заметно у детей, которые были рождены после 2000 года*.
Трудности перевода
В мире, где все сделано для удобства правшей, левшам и амбидекстрам, особенно маленьким, иногда приходится несладко. Проблемы в основном начинаются в школе. Особенность обработки информации у левшей приводит к тому, что их часто считают не очень умными. Например, Альберт Эйнштейн всю школьную жизнь проходил в тугодумах из-за более чем скромных способностей к математике, не преуспел он и в банальной арифметике. Но если левша будет долго думать, он, скорее всего, найдет несколько неординарных решений. Правша же при всей быстроте реакции предложит ординарный вариант ответа.
А вот опыт переучивания левшей ни к чему хорошему не привел. Во-первых, ведущей все равно оставалась левая рука. Во-вторых, более возбудимые и эмоционально неустойчивые левши от этой заботы теряли свои незаурядные способности, но приобретали психозы, умственную отсталость, энурез, причем мальчики гораздо чаще девочек. Правда, есть теория, утверждающая, что человек, вернувшийся к своему естественному состоянию, излечивается и снова обретает творческий дар.
В среднем процесс заканчивается к 12 годам (некоторые исследователи увеличивают возраст до периода полового созревания). Возможно, это связано с тем, что клетки коры головного мозга не имеют врожденной специализации. И к моменту созревания полушария начинают работать параллельно и одновременно, являя качественно новые человеческие возможности.
Стоит отметить, что даже психические заболевания у левшей и амбидекстров протекают несколько иначе, потому что они могут быть невосприимчивы к традиционному лечению. Высок процент леворукости и среди лиц, склонных к насилию – это связано с подчиненным положением левого полушария, несущего ответственность за логику, рассудительность и последовательность.
Подвержены левши и эпилепсии – в то время как кора и подкорковые структуры у правшей в большой мере взаимно подавляют друг друга, у левшей они взаимно активизируются. Поэтому кора левшей в меньшей степени способна подавлять эпилептическую активность. Этим, видимо, объясняется самый большой процент эпилептиков среди левшей.
Зато функциональная организация мозга левшей позволяет им быстрее восстанавливаться после черепно-мозговых травм. Меньшая специализация способствует скорому развитию механизма, когда здоровые области мозга берут на себя работу поврежденных.
То же касается и кровоизлияния в мозг – у левшей и амбидекстров гораздо больше шансов на выживание. Кроме того, у левшей лучше развита коллатеральная (то есть резервная) сосудистая сеть, что позволяет перенесшим инсульт компенсировать поражения головного мозга.
Сила мысли
Конечно, у взрослого человека вопросов относительно свой право- или леворукости уже не возникает. Какой рукой пишет, жестикулирует, берет вещи – та и ведущая. Ведущее ухо – то, к которому прикладывается телефонная трубка. Ведущим глазом обыкновенно смотрят в глазок или фотокамеру, впрочем, у 62% людей это правый глаз, который даже в случае ухудшения зрения все равно не теряет своего лидирующего положения.
Развитие второго полушария – дело полезное, поскольку каким образом можно увеличить потенциал своего мозга. Большая функциональная подвижность (лабильность) означает большую успешность.
Существуют специальные упражнения, позволяющие после нескольких занятий повысить результативность мыслительных и познавательных процессов.
Упражнения
- Правой рукой коснуться коленки левой ноги, левую руку положить на правое плечо. Менять быстро.
- Двумя руками рисовать геометрические фигуры или писать так, словно руки зеркалят друг друга – так называемый почерк Леонардо.
- Взяться одной рукой за кончик носа, другой за противоположное ухо. Быстро менять.
- Использовать в быту неведущую руку, ногу и т.п. То есть правшам – ходить с левой ноги, писать левой рукой, смотреть левым глазом, также посещать галереи, консерватории, развивая правое полушарие, ответственное за воображение и фантазию.
* – Пугач В.Н.Функциональная асимметрия мозга: амбидекстрия и амбицеребральность, новые тенденции Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии и нейропластичности (Материалы Всероссийской конференции с международным участием). – М.: Научный мир, 2008. – 808 с. С. 79 – 83.
Читайте также: