Права человека как проблема философии права

Обновлено: 07.07.2024

Философия прав человека попытки изучить подосновы концепции прав человека и критически смотрит на его содержание и обоснование. Было предложено несколько теоретических подходов для объяснения того, как и почему возникла концепция прав человека.

Одна из старейших западных философий в области прав человека состоит в том, что они являются продуктом естественного закона, вытекающего из различных философских или религиозных оснований. Другие теории утверждают, что права человека кодифицируют моральное поведение, которое является социальным продуктом человека, разработанным в процессе биологической и социальной эволюции (связанной с Юмом ). Права человека также описываются как социологический образец установления правил (как в социологической теории права и в работах Вебера ). Эти подходы включают представление о том, что индивиды в обществе принимают правила от законной власти в обмен на безопасность и экономическое преимущество (как у Ролза ) - общественный договор. Две теории, которые доминируют в современных дискуссиях о правах человека, - это теория интересов и теория воли. Теория интересов утверждает, что основная функция прав человека состоит в защите и продвижении определенных жизненно важных интересов человека, в то время как теория воли пытается установить законность прав человека на основе уникальной способности человека к свободе.

СОДЕРЖАНИЕ

Естественные права

Сократ и его философские наследники, Платон и Аристотель , постулировали существование естественной справедливости или естественного права (δίκαιον φυσικόν dikaion Physikon ; лат. Ius naturale ). Из них часто говорят, что Аристотель является отцом естественного права, хотя доказательства этого во многом связаны с интерпретацией его работ Фомой Аквинским .

Развитие этой традиции естественной справедливости в традиции естественного права обычно приписывается стоикам .

Некоторые из отцов ранней церкви стремились включить в христианство существовавшую до того языческую концепцию естественного закона . Природные теории права значительно фигурирует в философии от Фомы Аквинского , Франсиско Суарес , Ричард Хукер , Томас Гоббс , Гуго Гроция , Пуфендорф и Джона Локка .

В XVI веке, когда испанские монархи попросили исследовать законность притязаний на владение землей индейцев Латинской Америки, Франсиско де Витория изложил теорию естественных прав, особенно в своем знаменитом Relectio de Indis .

Бельгийский философ права Франк Ван Дун - один из тех, кто разрабатывает светскую концепцию естественного права в либеральной традиции. Также появляются светские формы теории естественного права, которые определяют права человека как производные от понятия всеобщего человеческого достоинства.

Карл Ранер обсуждает человеческое достоинство в связи со свободой. В частности, его идеи свободы относятся к правам человека как призыв к свободе общения с божественным . Как воплощенные личности, чья свобода и достоинство могут оказаться под угрозой со стороны внешних сил, защита этого достоинства обретает призыв к защите прав человека.

Социальный контракт

Эксперт по международным акциям Пол Финн поддержал эту точку зрения:

Очевидно, что наиболее фундаментальные фидуциарные отношения в нашем обществе существуют между сообществом (людьми) и государством, его агентствами и должностными лицами .

Отношения между правительством и управляемыми в странах, которые следуют традициям английского права, являются фидуциарными . В законе о справедливости фидуциарные обязательства политика - это не только обязанности добросовестности и лояльности, но также и обязанности умения и компетентности в управлении страной и ее народом. Фидуциарная концепция, зародившаяся в судах по справедливости , существует для предотвращения злоупотребления властью лицами, занимающими руководящие должности. Фидуциарные отношения между правительством и управляемыми возникают из способности правительства контролировать людей с помощью своей власти. Фактически, если правительство имеет право отменить какие-либо права, оно в равной степени обременено фидуциарной обязанностью защищать такой интерес, потому что оно выиграет от осуществления своего собственного усмотрения по аннулированию прав, которыми оно единолично имело право распоряжаться. .

Взаимность

Советская концепция прав человека

Целью публичных судебных процессов было «не продемонстрировать наличие или отсутствие преступления - что было предопределено соответствующими партийными властями, - но предоставить еще один форум для политической агитации и пропаганды для обучения граждан (см., Например, Московские процессы Адвокаты, которые должны были быть членами партии , должны были принять вину своего клиента как должное . "

Другие теории прав человека

Философ Джон Финнис утверждает, что права человека оправданы на том основании, что они играют важную роль в создании необходимых условий для человеческого благополучия. Теории интересов подчеркивают обязанность уважать права других людей на основании личных интересов:

Закон о правах человека, применяемый к собственным гражданам государства, служит интересам государства, например, сводя к минимуму риск насильственного сопротивления и протеста и сохраняя уровень неудовлетворенности правительством управляемым.

Биологическая теория рассматривает сравнительное репродуктивное преимущество социального поведения человека на основе эмпатии и альтруизме в контексте естественного отбора .

Безопасность человека - это новая школа мысли, которая бросает вызов традиционной концепции безопасности, основанной на государствах, и утверждает, что ориентированный на людей подход к безопасности более уместен в современном взаимозависимом мире и будет более эффективным в обеспечении безопасности людей и обществ. по всему миру.

Ipso facto теория юридических прав

Человек для человека теория мира во всем мире

Критика прав человека

Идея прав человека не обходится без критиков. Джереми Бентам , Эдмунд Берк , Фридрих Ницше и Карл Маркс - примеры философов-историков, критиковавших понятие естественных прав . Аласдер Макинтайр - ведущий современный критик прав человека. Его критические замечания обсуждаются ниже.

Эдмунд Берк о естественных правах

Большая часть беспокойства Берка по поводу Декларации заключается в том, что автор проекта отказался от существующего истеблишмента. Для Берка конституционная легитимность была получена не из руссоистской доктрины всеобщей воли , а из формы унаследованной мудрости. Он считал высокомерным и ограничивающим для разработчиков Декларации отказываться от традиционных представлений, выдержавших испытание временем. Хотя составителям может показаться, что они отказались от оков традиций, для Берка они ограничили свои выводы узким кругозором одного человека или группы. Это основа, на которой основана атака Берка на Декларацию .

Какой смысл обсуждать абстрактное право человека на еду или лекарства? Вопрос в способе их получения и управления.

Все правительство… основано на компромиссе и бартере. Балансируем неудобства; мы даем и берем; мы передаем одни права, чтобы мы могли пользоваться другими; и мы выбираем скорее быть счастливыми гражданами, чем изощренными спорщиками.

Джереми Бентам о естественных правах

Бентам не только считал, что у теории естественных прав нет логической основы, но и считал, что их индивидуалистический подход вреден для общества.

Великие враги общественного спокойствия - это эгоистичные и диссоциативные страсти, необходимые, как бы они ни были, одно для самого существования каждого человека, другое для его безопасности . Что было целью, вечной и ощутимой целью этого заявления претендовать на права? Чтобы добавить этой страсти, насколько это возможно, но уже слишком сильной, - разорвать веревки, удерживающие их, - сказать эгоистичным страстям, там - везде - ваша добыча! - злым страстям - везде - твой враг. Такова мораль этого знаменитого манифеста.

Бентам считал, что общество зависит от способности людей добиваться большего блага, а не только от краткосрочного удовлетворения своих собственных желаний. Продвижение естественных прав, которое он видел как проявление эгоизма, должно было предоставить средства для разрушения социальной общности, которая делает человеческую жизнь сносной.

Марксистская критика прав человека

Аласдер Макинтайр о правах человека

Макинтайр утверждает, что все попытки оправдать существование прав человека потерпели неудачу. Он утверждает, что утверждения философов 18 века о том, что естественные права являются самоочевидными истинами, обязательно ложны, поскольку не существует таких вещей, как самоочевидные истины. Он говорит, что доводы философов 20-го века перед интуицией указывают на изъян в философских рассуждениях. Затем Макинтайр подчеркивает, что, хотя Рональд Дворкин не ошибается, утверждая, что неспособность продемонстрировать утверждение не требует его ложности, тот же аргумент может быть применен в отношении ведьм и единорогов.

Теория стоимости и собственности

Читайте также: