Права человека как ценность политической культуры

Обновлено: 02.07.2024

В основе любой культуры, в том числе и политической, лежит определенная система ценностей, на которую ориентируется человек. Именно она определяет характер мировоззрения, а следовательно, убеждений, установок и в конечном счете действий человека, воспроизводящих и преобразующих социальную реальность.

Ценности являются предметом исследования специального раздела философского знания - аксиологии. Под ценностью в ней понимается значимость для человека определенных явлений действительности. Следовательно, это понятие обозначает не сами по себе предметы материальной реальности, а отношение к ним человека. Для аксиологии весьма существенно различение самой ценности и ее носителя. Обыденное сознание обычно отождествляет ценности с материальными, художественными, религиозными и прочими объектами, наивно полагая, что раз какой-то предмет полезен, значит это и есть сама ценность. Но в аксиологии считают иначе: любой конкретный предмет, материальный или духовный, природный или рукотворный является только носителем ценности. Сама же ценность представляет собой значение данного предмета для человека.

Политические ценности всегда имеют дело с социальным порядком, устанавливаемым и поддерживаемым государством. Государство же представляет собой силу, отчужденную от массы народа. Задача ценностей - по мере возможности это отчуждение преодолеть или по крайней мере уменьшить, сделать менее резким. Это своего рода требования, предъявляемые народом или какой-либо социальной группой к государству. Они, как правило, завышены и никогда не реализуются полностью. Но снижать их нельзя.

В перечень основополагающих политических ценностей современного мира обычно включаются: политические свободы, равенство, справедливость, права человека, демократия, политический плюрализм, толерантность, политкорректность, гражданственность, патриотизм и др. Каждая из перечисленных ценностей рождается как желательный для общества вариант разрешения какой-либо проблемы во взаимоотношениях индивида или группы с государством. Представим некоторые из этих проблем подробнее.

Политическая свобода представляет собой безусловную ценность. Практически всю историю человечества с момента возникновения политики можно представить как непрерывную борьбу индивидов и социальных групп за индивидуальную и групповую (родовую, этническую, национальную) свободу. Ключевыми моментами этой истории принято считать древнегреческую демократию, римское право, образование с началом Нового времени национальных суверенных государств, практическую реализацию либеральной концепции прав и свобод человека, крах в середине ХХ века колониальной системы, чувствительное поражение в том же столетии тоталитарных политических режимов.

Современные стандарты политических свобод, установленные в индустриально развитой части мира, необычайно высоки. Однако у них есть два уязвимых момента. Во-первых, их пока не в состоянии принять значительная часть незападного мира. А во-вторых, они кажутся не слишком устойчивыми. Возникновение в ХХ веке в не самых отсталых странах (Германии, Италии, Испании, Португалии и пр.) тоталитарных политических режимов показало, как легко политическая свобода может обернуться своей противоположностью.

Безусловная привлекательность свободы как политической ценности имеет существенный ограничитель. Удовлетворение социальной потребности в свободе создает угрозу другим базовым человеческим потребностям - в безопасности и социальной защищенности. И во многих случаях общество интуитивно делает выбор в пользу последних. Этим обстоятельством, например, можно частично объяснить тот факт, что в восточных политических культурах совершенно отсутствует западный культ свободы. Ценность защищающих, стабилизирующих положение индивида родовых, клановых, семейных и прочих структур значительно перевешивает в них выгоды утверждения политической свободы.

Сложность утверждения в современном мире политической свободы определяется также тем, что она находится в весьма непростых взаимоотношениях с другой важной политической ценностью - равенством.

Но поскольку число обездоленных всегда намного больше, чем преуспевших, а исполнителей никак не может быть меньше, чем управляющих, то и проповедь равенства всегда звучит гораздо громче, чем стеснительная апологетика неравенства. В таком же противоречивом виде равенство предстает и в сфере политической культуры.

Политическое равенство в современном государстве устанавливается по трем основаниям:

равенство всех граждан перед законом (политико-юридическое равенство);

равенство объема гражданских и политических прав и свобод, признаваемых за индивидом;

равенство всех граждан в осуществлении права на участие в управлении государством.

Так что в нынешнем спектре политических ценностей находится место как равенству, так и неравенству. Причем оба этих принципа способны поддерживать еще одну фундаментальную политическую ценность - справедливость.

Еще античный философ Платон настаивал на том, что государство непременно должно быть справедливым. С тех пор много воды утекло, и политическая жизнь изменилась изрядно, но старинная ценность-требование по-прежнему в строю: от государства ждут, прежде всего, справедливости. Вопрос только в том, как эту самую справедливость понимать.

Их главная тема: имеет ли право государство поддерживать одну часть граждан за счет другой? (Речь, понятно, идет не об инвалидах с детства или сиротах, а о вполне дееспособных гражданах. Если человек, допустим, по собственной дурной воле стал наркоманом, почему его дорогостоящее лечение должны оплачивать все добропорядочные налогоплательщики?) Неразрешимая пока сложность ситуации заключается в том, что невозможно отделить неравенство, возникающее по естественным причинам (гены не так сложились, например), от неравенства, имеющего субъективное происхождение (все человеческие пороки). Кроме того, и тот, и другой виды неравенства имеют нехорошее обыкновение закрепляться, лишая следующие поколения требуемого равенства стартовых возможностей.

В этом бесконечном споре сегодня преобладают концепции, в той или иной форме признающие право государства на перераспределение создаваемого богатства.

Практически для всех современных концепций справедливости характерно постулирование ее договорной природы. Справедливость - это не некое абсолютное состояние общественных отношений, которое должно быть непременно установлено. Справедливость - это то, о чем сумели договориться противоборствующие стороны. Не существует абстрактной, универсальной справедливости. Существует конкретный результат соглашения, который хоть как-то удовлетворяет заинтересованные стороны и позволяет им взаимодействовать.

Одни люди более способны, другие менее. И поделать с этим ничего нель-

зя. Менее способные все равно будут считать, что по некоей абсолютной шкале это вопиющая несправедливость. Но они могут согласиться с объективным положением дел и ориентироваться не на конфликт, а на сотрудничество с другой стороной. Это-то согласие и будет справедливостью.

Так что, фактическим индикатором политической справедливости является легитимность (по М.Веберу) политической власти, т.е. принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие этому управлению подчиняться.

Неотчуждаемость, незыблемость для государства естественных прав человека оказалась настолько удачной идеей, что за считанные столетия она не только вошла в постоянный идеологический арсенал, но и укоренилась в массовом сознании.

Иными словами, вводя такое понятие, мы как бы говорим: для общества будет лучше, если мы признаем за каждым человеком его неотъемлемые права; так давайте их признаем, иначе социальный порядок будет хуже. Мы изначально постулируем некую ценность (права и свободы), а затем требуем привести социальную реальность в соответствие с ней. Но выбор исходного постулата неоднозначен: он может быть сделан и в пользу ограничения прав и свобод (Платон, Н.Макиавелли, Ф.Ницше). Ну и что, казалось бы, за проблема - выбирайте на здоровье, кому что нравится. А вот этого-то сделать как раз и нельзя: если одна половина общества неотчуждаемые права и свободы человека признает, а вторая - нет, это будет равносильно их полному непризнанию. Невозможно обеспечить реализацию прав и свобод половине общества, если вторая половина отрицает их существование.

Консервативная и неоклассическая либеральная мысль забила тревогу. Практическая реализация всех декларируемых сегодня прав требует обязательного роста государственного аппарата и его перераспределительных функций. И процесс этот в самом деле идет. Но если государство оказывается владельцем и распорядителем такой значительной части национального богатства, оно неизбежно начинает командовать обществом все более строго. В итоге снова оживает призрак тоталитаризма.

Итак, проблема прав человека, как и обсуждавшиеся выше проблемы равенства и справедливости, исходно противоречива. Решения таких проблем вариативны. Но в том и заключается специфика ценностей, что они всегда предполагают наличие выбора. А возможность сделать такой выбор свободно дает только политическая демократия. Поэтому к разряду политических ценностей относятся не только свобода, равенство, справедливость, права человека, но и демократия в целом.

Итак, мы рассмотрели содержание основных, базовых ценностей политической культуры, правда, всего лишь одного - европейско-американского образца. Но возможны и иные сочетания ценностей, образующие совсем другие типы политических культур. Проблема типологизации политических культур также является актуальной для современной политологии.

Понятие и содержание основных прав человека, их нормативно-правовое регулирование и значение в современном обществе, принципиальные аспекты теории и история развития. Сущность и взаимосвязь демократии и правового государства, общие принципы и функции.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.02.2012
Размер файла 15,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Я считаю, что величайшей ценностью человека являются его права. Человек рожден быть свободным, его жизнь коротка, но каждый должен понимать свое предназначение и место в жизни. Права человека представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага. Права человека представляют собой один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотношений человека и той общности, в которой он проживает, а ее официальным представителем выступает власть.

Права человека как общечеловеческая ценность

Чрезвычайная распространенность и популярность этой категории неминуемо должна была вызвать и на деле вызвала ее многообразные метаморфозы. Такова судьба всех популярных идей. И по большому счету, не вина этих идей, что люди по-своему начинают их понимать или ими пользоваться. Это именно то, что произошло с категорией прав человека, которая по причине своей популярности приобрела множество редакций и версий, зачастую существенно отклонившихся от первоначальных идей, закладывавшихся в ее основу.

Христианство внесло еще одну существенную новизну в античное представление о человеке. Именно, оно выделило из безликой человеческой массы отдельного человека и показало ценность человеческого индивидуума. Таким образом, благодаря христианству отдельно взятый человек занимает центральное место в антропологических воззрениях.

Итак, такие принципиальные аспекты теории прав человека как ценность индивидуального человеческого бытия, свобода совести и право на собственные убеждения, не только не были подавлены христианством, но стали само собой разумеющимися ценностями именно благодаря христианству. Безусловно, было бы непозволительным упрощением утверждать, что эти ценности возникли только благодаря христианству - их отдельные элементы мы находим и в античном мире. Однако христианство усилило то, что античная философия и право лишь намечали.

Хочу сделать утверждение, что та интуиция, которая лежит в основе современных теорий прав человека, имеет христианское происхождение, зачастую не замечаемое ни ярыми сторонниками, ни не менее ярыми противниками этих теорий.

В наше время права человека стали использоваться не только как средство выяснения отношений на идеологической почве, но и как камень раздора в политическом противостоянии. Одна страна делает из прав человека политический лозунг и использует его для распространения и упрочения своего влияния в мире, а другая страна или страны, пытаясь противостоять этому влиянию, начинают нападки на права человека, чуть ли не отвергая их как элемент чуждой цивилизационной модели. В результате одни превращают права человека в фетиш, а другие - в исчадие ада.

Однако права человека - это не фетиш и не исчадие ада, против которого следует бороться. Мы как христианские богословы должны избежать опасности встать на позиции одной из сторон существующего политического противостояния, заложником которого оказались права человека.

Мы, на мой взгляд, не можем выступать апологетами той интерпретации прав человека, которая используется для навязывания различным странам той или иной формы общественно-политического устройства. Это было бы ошибкой хотя бы потому, что сами по себе права человека здесь уже в значительной степени теряют свой смысл, превращаясь лишь в инструмент для достижения иных целей.

С другой стороны, мы не можем и отвергать права человека или по крайней мере недооценивать их лишь на том основании, что кто-то ими злоупотребляет для достижения собственных политических целей. Особенно опасно это делать там, где исторически существовали тенденции недооценивать значение человеческой личности и самой человеческой жизни. Я думаю, что мы не можем согласиться с позицией одной или другой стороны хотя бы потому, что подлинный смысл прав человека, как он сформировался в рамках христианской традиции, в обоих случаях в значительной мере утрачивается.

Что касается прав человека как элемента современных идеологий, то на мой взгляд - это определенная область мировоззрения, которая в наше время в значительной мере утратила свою христианскую идентичность. Наша задача не бороться против этой теории, но вернуть ей первоначальный христианский характер.

Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и даже охватывать друг друга.

Права и свободы человека и гражданина могут разделяться на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах).

В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина.


В мировом сообществе, и в России в частности, сегодня происходит пересмотр политических отношений и политических ценностей. От России, стремящейся к стабильному положению в мире, требуется проявлять наибольшее внимание к политической культуре и ценностным ориентирам молодежи как наиболее направляемой, нуждающейся в координации, социально-демографической группе.

Функции политической культуры различны, политологи относят к ним, в основном, следующие: познавательную, интегративную (объединяющую), регулятивную, коммуникативную, воспитательную, нормативно-ценностную, идентификационную, адаптационную, социализирующую, охранную, развития и удовлетворения потребностей и интересов в политике, обеспечения социального прогресса.

Ценности мы рассматриваем как ядро культуры, они стабильны и меняются крайне медленно. Влиять на них – нелогично и неправильно. Мы не можем сказать, что наши ценности хуже или лучше ценностей наших коллег или оппонентов. Напротив, установки, как и желания, убеждения, интересы, меняются, и их можно поменять.

Ценности формируют политические установки, а они конкретны (например, вступление в партию). И именно ценности регулируют поступки, поведение граждан, их действия в различных ситуациях – через установки.

Согласно теории установки Д. Н. Узнадзе, установка меняет личность и определяет всю ее психическую деятельность [11, с. 69-88].

Политические ценности, как разновидности социальных, напрямую отражают общественное устройство. Мы видим, что в историческом и географическом контексте ценности и представления о добре и зле относительны, как и моральные принципы, но все же при демократическом или монархическом строе общие тенденции даже в разных странах и эпохах в той или иной степени прослеживаются.

В России, как и в большинстве европейских стран, уместно считать общепризнанными ценностями: национальную безопасность, патриотизм, международную безопасность и сотрудничество, гуманность, свободу. Однако интерпретации одних и тех же ценностей при разных режимах власти, опыте граждан, их законных правах различны. Парадокс в том, что и тоталитаризм, и демократизм, и социализм, и другие способы организации политической системы, хороши они или плохи, оправдываются идеей справедливого и разумного устройства отношений в обществе. (Например, при рабовладельческом строе разделение на свободных собственников и физически трудящихся – естественное явление, рабство заложено в экономических основах. Человеческие и политические ценности другие).

В России, безусловно, ценность несет сама личность, ее индивидуализм. Отсюда ценностями являются свобода слова, толерантность.

Если мы хотим, чтобы страна процветала, то мы как организаторы работы с молодежью, как преподаватели и как политики будем воспитывать у молодежи любовь к своему социуму, к духовным богатствам родины. Мы будем вовлекать молодежь в жизнь общества, в том числе, и в сферу политики, лидерства, предпринимательства. Мы будем пытаться влиять на выбор деятельности у молодежи, на направленность деятельности, на ее представление о политическом устройстве, на ее политическое поведение. На первый план нашей работы выйдет политическое просвещение и информированность молодежи.

Мы считаем, что одним из факторов, влияющих на процесс формирования политических ориентиров, установок, политической культуры молодежи в целом, может быть рассмотрена деятельность организатора работы с молодежью. Ценности усваиваются в процессе адаптации и социализации, а агентом социализации выступает, в том числе, организатор работы с молодежью. Через институты социализации молодежи (партии, объединения, центры) организатор работы с молодежью создает условия для формирования общепризнанных ценностей, учит быть более терпимым, идти на компромиссы, проявлять уважение к прошлому страны, тем самым меняются установки, меняется сам человек.

Литература:

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, ценность, политическая культура, политический, политическое поведение, молодежь, организатор работы, установка, политическая жизнь, политическая система.

В основе концепции прав человека лежат основные ценности, такие, как человеческое достоинство, свобода, равноправие, толерантность, демократия, справедливость.

Уважение человеческого достоинства утверждает ценность человеческой личности вне зависимости от имеющегося у нее социального статуса. Человеческое достоинство нерушимо. Достоинство предполагает уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства.

Человеческое достоинство – не только общественное достояние, но и индивидуальное состояние, мерило самосознания, самоуважения, определяющее манеру поведения личности, установления контактов с другими людьми. Осознание собственного достоинства и уважительное отношение со стороны других людей и государства чрезвычайно важны для самоутверждения личности, ее практических успехов. Неуверенность в себе, самоуничижение влияют на жизнедеятельность личности.

Уважение человеческого достоинства отражается всей системой прав человека, и наиболее ярко в таких правах, как право на неприкосновенность чести и репутации, право на имя, жизнь, целостность личности, бесчеловечного и унижающего достоинства обращения и наказания, на право личной жизни, на презумпцию добропорядочности и невиновности, на достойное существование и др.

Иное дело – свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-либо действия (например, свобода совести, свобода слова и т. д.).

Свобода индивида просматривается практически в каждом праве: в праве личной неприкосновенности, в свободе от рабства, неволи, насилия и принуждения, в свободе слова, мысли, совести и вероисповедания, свободе собраний и объединений.

В ценности свободы выражена идея защиты человека от произвола сильных или наделенных властью, от диктата с чьей-либо стороны.

Ценность свободы означает самоопределение человека, его независимость и автономию, возможность мыслить и действовать в соответствии с собственной волей и без принуждения извне.

Принцип равноправия прослеживается во многих правах: право равенства перед законом и судом, право на культурное, религиозное разнообразие, право на интеграцию инвалидов, пожилых людей и др. Равноправие следует понимать как равенство гарантируемых возможностей, а будут ли использованы эти возможности – зависит от индивида.

Основной смысл демократии для прав человека связан с общественными отношениями, которые гарантировали бы права человека со способами осуществления прав, с формированием практики политического участия, гражданственностью личности, формой устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии решений по большинству.

Демократия способна принести пользу как наиболее рациональная форма организации и управления, при которой возможны права человека. Демократия позволяет посредством сотрудничества, компромисса, выявления различных точек зрения гармонизировать различные права, интересы, предпочтения, улаживать разногласия мирным путем.




Каждый член демократического общества или демократически устроенной организации имеет возможность реализовать свои права избирать и быть избранным, критиковать, свободно обсуждать вопросы организации, страны, участвовать в управлении и т. д.

Демократия воспитывает гражданскую культуру и культуру прав человека, которые, в свою очередь, формируют активное участие в политике, власти, готовность к самоограничению, компромиссам, подчинению закону, нетерпимость к насилию, т. е. демократия способствует обретению политико-правовой дееспособности.

Толерантность – это особая ценность прав человека, она утверждает уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Толерантность вытекает из факта уважения прав других людей. Она вырастает из убеждения, что все свободны иметь собственное мнение, веру, свободны от предрассудков, каждый вправе критиковать мысли и действия других людей и власти, а также внимательно прислушиваться к критике. Она неразрывна с признанием за каждым права на творчество, на культурную самобытность, свободный выбор нравственности, с правом иметь индивидуальный облик, вести собственный образ жизни.

В то же время международное сообщество установило ряд принципов, с которыми государства согласились и которым они должны следовать.

Читайте также: